Развалившийся в кресле человек
Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещенность ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удаленные от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.
При анализе жестов рекомендуется следующее:
Другим способом является демонстрация своей открытости: легкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.
Дозированное использование доминирующих, агрессивных и сексуальных жестов способствует раскачке партнера и может оживить затухающий контакт и усилить влияние.
Зная смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, ее можно внутренне приобрести.
Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.
Полицейские, занимающиеся допросом преступников, преднамеренно нарушают границы личной зоны, чтобы сломать их сопротивление. Руководящие работники могут использовать этот прием, чтобы получить информацию от своих подчиненных. В то же время использование этого приема при контакте с клиентами является грубой ошибкой.
Чем более интимны отношения между людьми, тем ближе они могут подходить друг к другу, не боясь вторжения в личную зону другого. С другой стороны, нового работника коллеги держат на дистанции (в деловой зоне), пока не узнают его лучше. По мере того как сотрудники лучше узнают его, эта дистанция сокращается.
1. Позитивные жестовые выражения
Выражение симпатии. Среди многих средств выражения симпатии особое место занимает пожатие рук. Однако необходимо учитывать, что женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжелого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и таким образом выражает свою симпатию. Симпатия может выражаться просто прикосновением к ее объекту.
Открытость, искренность, доверие. Человек, говорящий доверительно, скорее всего не сделает жестов рукой у лица типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.
Рукопожатие двумя руками имеет целью показать своему собеседнику искренность, отзывчивость или глубину своих чувств к нему. Левая рука применяется при этом для передачи дополнительных чувств по отношению к собеседнику. При этом если инициатор рукопожатия держит своего собеседника за локоть, то это говорит о его более теплых чувствах по сравнению с тем, если бы он держал его за кисть.
Одним из многих жестов, выражающих открытость партнера по общению, являются открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед.
Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, то прячет ладони за спину. Взрослый человек в подобной ситуации обычно прячет свои ладони в карманах или под скрещенными руками. Бизнесменам следует поэтому обращать внимание на ладони клиента, когда он объясняет причину, по которой не может заключить сделку. Правдивая причина высказывается при открытых ладонях.
Открытая кверху ладонь используется как жест, выражающий покладистость и не несущий в себе ничего угрожающего. Человек, к которому обращаются с просьбой, в этом случае не чувствует никакого давления в этой просьбе и скорее всего ее выполнит.
Другой характерный жест — расстегнутая куртка (пиджак и т. д.) Человек, доверяющий другому, расстегнет, а то и снимет ее в его присутствии. Открытость, как и другие аттитюды, заразительна. Между людьми с расстегнутыми куртками, пиджаками согласие возникает легче, чем между теми, у кого пиджаки и куртки застегнуты на все пуговицы.
Жест «руки, прикладываемые к груди», расценивается как открытость и честность. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.
Партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги — это знак открытости. Раскачивание на стуле отражает удовлетворение ситуацией.
Приближение к другому человеку означает желание вместе работать над общим вопросом.
2. Заинтересованность, желание взаимодействовать, кооперироваться
Наклон головы набок. Еще Чарльз Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Если на лекции головы большинства студентов не наклонены набок, преподаватель должен насторожиться: группе занятие неинтересно. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются. Плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Наконец тело принимает позу, направленную на выход из помещения. Тем самым лектору как бы сигнализируют: «Достаточно».
Почесывание, поглаживание подбородка или подбородок, выдвинутый вперед, тоже означает размышление, процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом вкось, как бы желанием увидеть ответ на проблему вдалеке.
Ходьба взад-вперед. Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль.
Готовность к действию. Речь идет о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.
Руки на бедрах — это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя — если человек сидит на краю стула, он ориентирован на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.
Опора на стол широко расставленными руками — это сильный призыв: «Слушайте меня, у меня есть что сказать!» Если присутствующие этого не понимают, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Человеку в такой позе не надо мешать высказаться. Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то собеседник обычно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».
3. Негативные жесты
Скука, надоедливость. Человек, который понимает, как важно сохранять интерес своей аудитории, всегда следит за жестами слушателей, означающими скуку, нетерпение, такими, например, как постукивание по столу рукой или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т. п. Если ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты, то этот человек и не старается скрыть свою скуку.
Машинальное рисование на бумаге ручкой или пальцем по столу человеком с абстрактным мышлением означает, что его интерес к разговору снижается.
Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») — явный признак того, что человек спит с открытыми глазами. Отсутствие какого-либо движения глаз вообще или прикрытые веки выражают крайнюю степень скуки или полное безразличие к происходящему.
Касание или потирание носа, век, уха свидетельствует о том, что человеку надоело, он не хочет видеть и слышать. Если у него корпус повернулся в другую сторону, значит его что-то интересует больше.
Если человек надоел собеседнику своими проблемами, последний начинает избегать контакта глаз; если это не понимается, то собеседник откидывается назад, сидя в кресле, или начинает посматривать на часы. Затем он может встать, взять какую-нибудь бумагу, книгу, журнал и т. п.
Отрицание, недовольство. Отворачивание лица в сторону («нос воротит») — универсальный жест, означающий недовольство и отрицание. Аналогичный жест — взгляд, направленный вниз («смотреть себе под нос»), взгляд исподлобья, взгляд сбоку.
Жестами, выражающими отрицание, несогласие, являются также скрещенные ноги, отклонение тела назад, сложенные руки, поворачивание тела в сторону, потирание носа, собирание пылинок с одежды.
Подергивание себя за ухо означает часто желание перебить собеседника при несогласии с ним. Это желание возрастает с эмоциональным накалом беседы. Поэтому говорящему нужно уметь вовремя замечать невербальные сигналы, сообщающие об этом желании. Все они происходят от школьного жеста поднимания руки. Поскольку все осознают, что простое поднимание руки будет тут же понято, как прерывающий жест, человек маскируется.
Если рука поднимается сантиметров на 15–20, то она уже не остановится, а пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за него и лишь затем вернется вниз. Или же вместо этого человек прижмет указательный палец к сжатым губам, как бы не давая словам выйти. У тех же, кто сознательно подавляет у себя эти жесты, обычно рука поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обратно. Другая крайность — говорящего прерывают, хватая его за руки.
Потирание затылка, взгляд исподлобья или поверх очков, подбородок опирается на ладонь или большой палец при поднятом вверх указательном пальце и нахождении остальных пальцев у рта или щеки, — все это означает, что у человека имеется критическая оценка, негативное отношение к происходящему.
Замкнутость, отгороженность, упрямство, защита. Пиджак застегнут, скрещенные ноги стоя: одна нога прямая, другая либо согнута и стоит на носке, либо тоже прямая и заступила за первую — это признак того, что человек замкнут, не хочет вступать в тесный контакт, совместную деятельность. Руки или одна рука в кармане могут означать нежелание участвовать в разговоре или общем деле.
Скрещенные на груди руки — негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации. Этот жест используют люди, защищающие свое право быть услышанными. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Люди обычно не понимают этого простого жеста — он же сигнализирует, что данный человек выпал из разговора. Однако эта поза может означать и то, что человек просто комфортно расположился. Поэтому надо обратить внимание на его кисти: расслаблены, они или сжаты в кулаки, или стиснули одна другую так, что пальцы побелели.
Скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, — это те, кто оказывает наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки — это действительный противник, проявляющий упрямство.
Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.
Сжатые губы или когда человек говорит сквозь зубы, почти не двигая губами, свидетельствует тоже о защите.
Подозрение, недоверие, скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой (у правшей). Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обыденном языке, например «левые доходы». Поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо». Если человек придерживается позиции, резко отличной от позиции другого, он может прикрывать рот рукой, не желая начинать спора.
Если человек стремится не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. Жестом, отражающим подозрение, часто является взгляд исподлобья.
Тесно сцепленные кисти рук — это тоже жест подозрения и недоверия.
Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, обозначающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или потирание глаза.
Неуверенность, нервозность. Типичный жест в этом случае — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга. Это означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Трогание или потирание спинки кресла перед тем как в него сесть, например, на совещании, тоже может свидетельствовать о неуверенности, нервозности человека.
Медленное потирание ладоней друг о друга или вытирание влажных ладоней о платок, одежду тоже свидетельствует, что человек нервничает. Чтобы избавиться от гнетущей его тревоги, человек может теребить себя за ухо.
Жестами, обнаруживающими неуверенность, тревожность, могут быть пощипывание руки, сжатие кончиков пальцев руки или притягивание их к себе, покашливание, грызение ногтей или карандаша, почесывание шеи пальцем, скрещенные ноги стоя.
Фрустрация, психическая напряженность, агрессия. Прерывистое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т. п., — типичный признак фрустрации. Разозленные люди обычно начинают прерывисто дышать и пропускают воздух через раздувшиеся ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями. О враждебности свидетельствует и взгляд искоса с опущенными бровями и уголками рта, нахмуренный лоб.
Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общаться с ними непросто. Их надо расслабить. Можно наклониться к ним во время разговора; например, если начальник выходит из-за своего стола, садится рядом с подчиненным и склоняется к нему — руки у того сразу расцепляются.
Движение кисти взад-вперед с поднятым указательным пальцем; руки, скрещенные на груди при сжатых в кулак пальцах; показывание пальцем на партнера; держание рук на поясе при сжатых кулаках и широко расставленных ногах или с большими пальцами рук за поясом — все это жесты агрессии по отношению к партнеру по общению.
Жесты самоконтроля. Один из самых обычных жестов этого типа — руки заведены за спину и одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, — скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла; например, у зубного врача. Человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.
Жесты, выражающие превосходство, доминирование. Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — авторитарная поза. Так часто стоят полицейские, высшие руководители, армейские старшины, сержанты перед новобранцами. О доминировании могут свидетельствовать и руки, соединенные за головой, а также прикрытые веки.
Руки в карманах, большие пальцы снаружи — свидетельство превосходства над партнером по общению, как и ноги на столе или подлокотнике кресла.
Возвышение себя. Если человек хочет дать понять собеседнику свое превосходство, то ему следует физически подняться над этим человеком: сесть выше, когда оба сидят, или встать. Психологи, ведущие семинары, обычно строго требуют от участников не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппонентами. Скорее они должны приблизиться к тем, с кем не соглашаются.
Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает руку другого и поворачивает ее так, что его рука оказывается сверху, то он пытается добиться доминирования. Если же он поворачивает руку другого иначе, в том числе протягивает свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного. Психологи обратили внимание, что большинство менеджеров, добившихся успеха в работе, при пожатии руки использовали вариант доминирования.
Ложь. Ее характеризуют следующие жесты: отведение взгляда; контакт глаз менее одной трети времени общения; взгляд в сторону с почесыванием шеи, затылка; потирание глаза (века); касание рукой уха, носа, губ; прикрытие рта рукой; притворное покашливание; натянутая, формальная улыбка, при которой не видны зубы; улыбка без моргания; оттягивание воротничка; дым от сигареты из уголка рта; сокрытие ладоней; медленное потирание ладоней одна о другую.
Диагностируя ложь, следует учитывать, что если один партнер считает другого выше себя по статусу, то он может меньше смотреть в его глаза. Кроме того, перечисленные жесты могут означать важность обсуждаемых вопросов для этого партнера или неуверенность его в том, что он говорит, в реакции партнера на его слова.
Закрытость — открытость общения для третьих лиц. Когда двое разговаривают стоя, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны друг другу, но не вместе — это означает, что они стоят в закрытой позиции, делающей невозможным присоединение третьего участника, — всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального. Если же двое стоят в открытой позиции, слегка развернувшись друг от друга, то такая позиция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек.
Eвгeний Ильин, доктор психологических наук, профессор Рoccийского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ
Предложения со словосочетанием «развалиться в кресле»
Хотя их оттенок и в сравнение не идёт с цветом глаз того, кто сидит напротив, лениво развалившись в кресле с высокой резной спинкой.
После чего, блаженно развалился в кресле, даже глаза прикрыл, четыре подряд, ни с чем несравнимое чувство эйфории, полный кайф.
По обе стороны от неё, небрежно развалившись в креслах, вытянув скрещённые в лодыжках, длинные, в сапогах до колен, мускулистые ноги первоклассных наездников, близнецы смеялись и болтали, солнце било им в лицо сквозь высокие, украшенные лепным орнаментом стекла, заставляя жмуриться.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расшибленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он даже отвечать не стал, просто расслабленно развалился в кресле напротив и смотрел так, словно видел меня насквозь.
Он вольготно развалился в кресле, явно не обращая внимания на тесноту, в которой прочие пассажиры сгрудились, как сельди в бочке, толкаясь локтями и переминаясь.
Он сидел развалившись в кресле, его галстук-бабочка был развязан, а накрахмаленная белая рубашка наполовину расстёгнута, открывая её взору железные мускулы и кожу бронзового оттенка.
– Мой человек сказал, что в библиотеке снова спокойно, – мужчина развалился в кресле, периодически прикладываясь к своему стакану.
Отец развалился в кресле и хрипло дышал, мама вытирала платком его мокрый лоб, вид у неё был крайне обеспокоенный.
Чародей развалился в кресле неподалёку и, расслабленно свесив с подлокотников кисти рук, устало разглядывал объект своих экспериментов.
В дальнем углу шестиугольной залы, удобно развалившись в кресле напротив широкого камина, напоминающего пасть ада из догматических изображений, слегка прикрыв веки, полулежала очень красивая молодая женщина, облачённая в замысловатое платье багрового оттенка.
Министр по-хозяйски развалился в кресле и, рассказывая, рассеяно смотрел куда-то в иллюминатор, мимо профессора. Казалось, он думал о чём-то своём.
Конюхи принимали лошадей, вели их чистить и поить, личные слуги нескольких важных господ, сопровождающих короля в этой поездке, носили вещи своих хозяев в выделенные им покои, а король уже развалился в кресле у стола и попивал поднесённое ему вино.
Гном зло усмехнулся, нагло развалившись в кресле. Ведьма удивлённо вскинула бровь, но ничего не сказала.
Брат слушал с большим интересом, отец доброжелательно следил за «мальчиками», сыто и довольно развалившись в кресле.
Традиционалист сидел расслабленно, слегка развалившись в кресле, но джамрану понимали, что это всего лишь видимость, а внутри он собран и напряжён, как пружина готовая взвиться и ударить.
Проснулся я от того, что у меня жутко ныла шея, потому что заснул я не вполне удобной позе, уютно развалившись в кресле и задрав ноги.
Отключаясь от работы, я поначалу не обратил на неё никакого внимания – просто развалился в кресле и тупо глядел на неяркую звёздочку.
У него наконец-то выдался выходной, и он с наслаждением развалился в кресле перед телевизором, оставив все заботы на потом.
Мужчина прекратил разговор и пробормотал: «Бесполезно». Потом развалился в кресле и подумал: «Лучше я сделаю новый проект. Или найду другую работу».
Язык тела
Как часто умение понимать друг друга без слов помогает нам: при приеме на работу, чтобы определить - произвели ли мы должное впечатление, на переговорах, чтобы понять замыслы противоположной стороны, в кабинете у шефа и т.д. Обучаясь искусству составления психологических портретов, просто необходимо остановиться на кинесике - учении о языке тела.
Человек еще не успел ничего произнести, а по его жестам уже можно сделать выводы о его намерениях.
Как пишет известный психоаналитик Джулиус Фаст: "Жесты многочисленны и разнообразны, некоторые из них обдуманны, другие - преднамеренны, но есть такие, как, например, тереть пальцем под носом - замешательство, или обхватывать себя руками - защита, которые воспроизводятся неосознанно…".
Однако, изучая телодвижения человека, надо учитывать, что они часто напрямую зависят от его эмоционального состояния.
Для примера рассмотрим движения плеч: расправленные плечи говорят о решительности и ответственности, опущенные - о грузе давящих проблем, втянутые плечи - о раздражении, поднятые плечи - об испуге.
Очень распространенный жест - "замок", который сразу же отражает внутреннее состояние закрытости человека различными способами: сцепляя руки, перекрещивая руки на груди, перекрещивая ноги - все это говорит о его эмоциональном напряжении в общении, он скован и закрыл себя. Увидев на переговорах подобные жесты, надо попытаться разорвать круг недоверия к себе. Для этого необходимо самому сделать жесты открытого доверия - раскрыть руки ладонями вверх, как бы говоря: "Я не желаю вам зла", в процессе общения слегка протягивать руку или обе к оппоненту, как бы в качестве подкрепляющего аргумента, а также попробовать "разомкнуть" своего противника, протягивая ему что-либо - договора, какие-либо образцы и т.д.
Прежде, чем мы рассмотрим другие положения рук, и о чем они нам говорят, необходимо отметить, что жесты правильнее рассматривать в комплексе. Это создаст более объективную картину, т.к. человек может сделать какое-либо движение просто из-за физиологических причин.
Итак: руки, соединенные "шпилем" вверх означают концентрацию, решительность и, отчасти, небольшое превосходство. Т.е., если мы замечаем этот жест на встрече, он означает, что человек уверен в своей позиции по данному вопросу, его отношение к вашей - несколько скептическое, но он готов вас выслушать и вам потребуются серьезные аргументы.
Прикрытие рта рукой или легкое касание рукой носа и рта - сокрытие истинных намерений, почесывание и потирание уха - человек уже не хочет слушать, что вы ему говорите.
Прикосновения к шее - сомнения, несогласие с тем, что вы говорите.
Закладывание рук за голову - склонность к дискуссии.
А вот когда слушателю становится скучно и он начинает расслабляться, то это проявляется в следующих жестах: подпирание ладонью щеки, постукивание пальцами по столу (это еще означает нетерпение), постукивание ногами по полу.
Когда человек подпирает щеку рукой, при этом указательный палец упирается в висок - это значит, что он оценивает то, что вы ему сказали.
Поглаживание подбородка - человек пытается принять решение.
Всегда наблюдайте за кистями рук - если они сжаты в кулаки - человек полон негативных эмоций.
Жест - руки на поясе - тоже агрессивность и еще решительная готовность к действиям. Если ваш собеседник во время беседы начинает тщательно собирать ворсинки со своей одежды, значит, он внутренне не согласен с вами, но по каким-либо причинам не говорит об этом.
Теперь изучим "говорящие" жесты ног
Самый распространенный жест - закидывание ноги на ногу. Обычно это означает сдержанно выжидающую позицию человека, но этот жест всегда надо рассматривать в комплексе с еще каким-либо жестом, т.к. его часто используют при долгом сидении на неудобных стульях и когда в помещении холодно. А вот если закидывание ноги на ногу сопровождается еще и другими жестами, тогда можно смело делать выводы.
Например, еще и скрещенные руки на груди, и втянутые плечи - тогда это будет означать, что человек устал, ему надоело, и он перестал следить за происходящим. Если мужчина сядет напротив вас, закинув ногу на ногу так, что образуется угол - будьте осторожны - напротив вас упрямый человек, с бойцовским характером. А если он, при этом, еще и обхватил ногу руками - тогда он неуступчив, у него быстрая реакция и вам потребуется немало аргументов, чтобы его переубедить.
Когда человек стоит, скрестив ноги - это значит, что он не уверен в себе и напряжен. Чаще всего так стоят в незнакомой или некомфортной обстановке. Еще один негативный жест, означающий, что человек раздражен и пока сдерживает себя - когда он прижимает лодыжки друг к другу.
Далее, разберемся в манере сидеть
Вальяжная поза, когда человек сидит, развалившись на стуле или кресле означает самоуверенность, легкое пренебрежение к собеседнику, возможно - усталость. Для изменения данной ситуации - необходимо сесть подальше от оппонента, так, чтобы он до вас не доставал и постоянно ему что-то протягивать, либо что-то показывать, тогда, он будет вынужден изменить положение.
Манера сидеть "верхом" на стуле - это агрессивность и оборонительная позиция. Чтобы "разоружить" такого противника - сядьте за ним или встаньте прямо над ним, тогда он будет вынужден изменить положение. Если пришедший к вам посетитель вертится на стуле волчком - он проявляет суетливость и нервозность. Прежде чем начать с ним разговор, надо, чтобы он откинулся на спинку стула и успокоился. Для этого можно предложить ему чашку чая или кофе или сказать что-либо ободряющее, какую-нибудь шутку.
Манера сидеть на самом краешке стула выдает неуверенность и страх, готовность моментально сорваться со стула. Таких людей надо сначала расположить к себе, и лишь затем начинать разговор. Привычка сидеть, навалившись на стол - заинтересованность, но и излишняя бесцеремонность. Для приведения таких людей в норму - надо выйти из-за стола, чтобы посетитель был вынужден перевернуться.
Еще посмотрим на положение головы: прямое - нейтральное отношение человека к тому, что он слышит, наклон в сторону - человек заинтересовался, наклон вниз - неодобрительное отношение к услышанному.
Очень ярко проявляют себя в различных жестах курильщики. Знаменитый психолог в области языка жестов Аллан Пиз говорит: "Процесс курения - есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта внутри человека, и имеет слишком мало общего с привязанностью к поглощению никотина. Это один из способов, которым пользуются современные люди в условиях повышенного стресса, для ослабления напряжения своих нервов, которое накапливается в процессе социальных и деловых контактов".
Так, выпускание дыма изо рта вверх говорит о том, что пред нами уверенный в себе и слегка самодовольный человек. Выпускание дыма вниз - человек настроен отрицательно. Нервозность курильщика выдаст его постоянное стряхивание пепла. Если же курильщик только зажег сигарету и сразу же погасил - значит, он сильно раздражен. Манера держать сигарету: слегка вальяжно, самыми кончиками пальцев - высокомерие и чувство превосходства; зажав сигарету в кулаке - торопливость и напряженность. Курильщики трубок часто используют ритуал по вытряхиванию либо набиванию трубки для того, чтобы выиграть время и обдумать сказанное собеседником.
Мы привели в пример лишь часть жестов, используемых человеком, но можно с них начать, наблюдая за людьми, и развивая в себе данные способности, и, в результате, вы научитесь без слов понимать движения тела человека, что, в свою очередь, даст вам ряд преимуществ в психологии бизнеса.
Например, японцы - непревзойденные мастера проведения переговоров - уже давно, подготавливая своих менеджеров, обучают их пониманию жестов человека, физиогномике, техникам дыхания.
На переговорах, особенно если тема обсуждения - трудная, зачастую выигрывают не столько самые аргументированные, сколько хорошо психологически подготовленные. "Кто предупрежден - тот вооружен".
Понимание различных жестов человека позволит вам быстрее отреагировать на быстро меняющиеся обстоятельства; не тратить время на того, кто не хочет становиться вашим покупателем; и, наоборот, найти аргументы к тому, кого можно переубедить; грамотно провести переговоры и самое главное - научиться чему-то новому и интересному.
Развалившийся в кресле человек
- ЖАНРЫ 363
- АВТОРЫ 290 387
- КНИГИ 702 796
- СЕРИИ 26 980
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783
— Господин офицер, благородный ююми, позвольте приветствовать вас за моим столом!
Высокий для фиорийца человек поднялся со своего места и отвесил лёгкий приветственный поклон двум вошедшим в сопровождении солдат людям. Точнее, человеком был только один из них. Второй, высокий, но тонкокостный гуманоид принадлежал к расе саури. Сидящая рядом с фиорийцем красивая саури с маленьким ребёнком на руках благосклонно кивнула обоим гостям украшенной высокой причёской головкой, затем, куда более радушно, улыбнулась фиорийцу.
— Прошу вас присаживаться, гости!
Оба новичка с ненавистью взглянули друг на друга, но тихо уселись рядом друг с другом. Фиориец тоже занял своё место. Вышколенные слуги в цветах Парда начали бесшумно и сноровисто сервировать стол.
— Прошу вас угощаться, гости. Всё натуральное, без каких либо добавок.
Человек и саури вновь покосились друг на друга, затем всё же принялись за еду, отдавая дань уважения искусству поваров. Но даже увлёкшись великолепным угощением они бросали удивлённые взгляды на семейную пару столь необычного вида. Саури и человек. Два злейших противника, непримиримей которых не существует в Галактике, которые воюют уже несколько десятков лет, не щадя друг друга. К тому же оба вила не способны иметь общих детей. Война — она штука грязная и жестокая. И насилие над женщинами в ней не было редким случаем, поскольку практически единственным различием у обоих видов разумных существ были уши. Внешне. Внутри строение тел было различным, но не столь фатальным. Теоретически, общие дети были возможны. Но на практике такого не случалось никогда. Но всё случается впервые. И вот, семья из человека и саури. И — общий ребёнок, в чертах которого причудливо смешалось всё лучшее от обоих рас.
Наконец трапеза закончилась, и гостям подали напитки. Владелец роскошного даже по меркам продвинутых цивилизаций дворца ласково погладил супругу по плечу, та улыбнулась в ответ, встала со своего места:
— Господин офицер, благородный ююти, мне пора кормить дочь. Оставляю вас вместе с со своим супругом, и, надеюсь, что вы не поубиваете друг друга.
Оба гостя быстро вскочили. Один — из вежливости. Второй — из уважения к статусу и положению хозяйки в Кланах. Двери за Ооли закрылись, а Атти, наконец, перешёл к делу:
Ожидающе посмотрел на офицера, тот понял и представился:
— Капитан Фёдоров. Михаил Петрович. Дальняя разведка.
Следом назвался и его противник:
— Кейор Димал ас Сарейян. Клан Весенней Зелени.
— Ну а я — Атти дель Парда, король этого государства. И…
Короткая пауза, потом представление продолжилось:
- …бета майора Максима Кузнецова. Русская Империя.
Не понял саури. Нехотя человек пояснил:
— Нами разработано некое устройство. Скажем так, что в случае, когда нет никаких шансов на выживание, оно переносит психоматрицу в подходящее тело.
— Всё верно, капитан и кейор. Так и было. Десять лет назад моя альфа, командуя транспортом «Рощица», совершавшим обычный рейс, попала в метеоритный поток и получила ранения, несовместимые с жизнью. Мой механик погиб, и мне ничего не оставалось, как активизировать экспериментальную установку, перевозимую на борту транспорта под прикрытием постороннего груза. Машина сработала, и я очутился в теле местного подростка Атти дель Парда, заболевшего лихорадкой святого Йормунда, при которой полностью форматируется память и рефлексы. Можно сказать, что аппарат спас двоих, меня и его. Потому что…
Фиориец махнул рукой в понятном без объяснения жесте отчаяния, и продолжил свой рассказ:
— Ну а дальше — оставалось только выживать. Хозяйство мне досталось нищее, разваливающееся. Ни корабля, ничего, кроме головы и того, что в ней было. И я начал действовать. Как видите, за эти десять лет я достиг много — объединил раздробленные земли Фиори и стал её императором, присоединив часть земель Империи Рёко и королевства Тушур. Если бы не ваше прибытие, которое значительно изменит мои дальнейшие планы, лет пять, и весь известный мир был бы под моей рукой. Но раз вы тут…
— Как здесь очутилась дочь вождя вождей, и почему она стала твоей супругой, человек?!
Он словно выплюнул наименование противоположного вида. Тот, к кому обращались, остался спокоен:
— Благородный ююти, принцесса оказалась здесь точно так же, как и я. Случайно. Её Малый Лист попал в гравитационный разлом и был выброшен на поверхность этой планеты. Уцелела из экипажа лишь Ооли. И попала в мои руки. Ну а потом…
Двери в покои бесшумно открылись, и принцесса с порога произнесла эти слова, заставившие всех присутствующих вздрогнуть.
— А я — её. Очень люблю. А ещё — у нас дочка. Родная. И приёмная.
— Дочь моего старшего брата, погибшего в этих краях от руки аборигенов. Мой супруг здесь не причём, клянусь честью!
Саури затих — выше чести ценилась только смерть… Человек молча слушал. Потом всё же решил внести свою лепту:
— Так почему у вас общий ребёнок? Ведь это невозможно!
— Да? А вы ничего не забыли, капитан? Я — бета. Тело местного разумного. Лишь разум человека. А дети между нашими видами, как вы видели своими глазами, оказались возможны.
Тишина. Потом вновь прозвучал голос саури:
— Вождь вождей никогда не согласится отдать свою единственную дочь человеку!
Атти усмехнулся краешком губ:
— Насколько я знаю законы Кланов, я могу выкупить свою супругу.
— Вряд ли здесь, в этом примитивном мирке, найдётся что‑либо ценное настолько, чтобы Вождь Вождей Кланов саури решился бы на подобное. Но ты прав, человек — выкуп действительно возможен.
Семейная пара переглянулась, затем Атти сделал непонятный жест.
— Хорошо, кейор. Допустим, что я найду, чем заплатить. Тогда Кланы оставят меня в покое? Я претендую на статус нейтрального мира. То есть, такого, где и люди, и саури смогут жить в мире и согласии. Так что вы скажете, Димал ас Сарейян? Возможно ли это?
Саури нехотя ответил:
— Я не уполномочен решать такие вопросы. Они в компетенции только Вождя Вождей.
— Естественно. И поэтому я прошу передать вас выкуп за Ооли её отцу и моё желание нейтрального статуса. Тоже самое я прошу передать императору Руси Великой — нейтральный статус данной планетной системы, невмешательство во внутренние дела Фиори, торговля, согласно Уложению, предметами мирного назначения. А ещё — личную просьбу: я прошу позволить биологической матери моего носителя, досе Аруанн дель Парда пройти курс лечения в любой из клиник Руси Великой. И готов выкупить у императора данную систему. Тем более, что навигация здесь очень затруднена…
Оба его гостя нехотя согласились с последним утверждением. Что корабль саури, что эсминец землян с трудом пробрались сквозь изуродованную геометрию окружающего систему Фиори пространства.
— Поэтому я желаю приобрести транспортные ворота. Хоть у Кланов, хоть у Руси.
— Возвращаться, как я понимаю, у вас желания нет, майор?
Вмешался человек, и получил согласный кивок.
— Совершенно верно. Потому что я не хочу трястись за жизнь своей супруги, заставлять выносить презрение окружающих и травлю моих дочерей. Ещё — подвергать их жизни медицинским экспериментам. Да и сам не желаю становиться подопытным кроликом.
— Много слов. Чем ты хочешь выкупить Ооли? На что купить транспортную систему?
Фиориец поднялся со своего кресла, затем подошёл к тонкой работы шкафчику у стены, отделанной гобеленом, распахнул двери. Сдавленный звук, синхронный у обоих гостей, выпученные глаза и отвисшие челюсти сделали их неотличимыми друг от друга.
— Вот, капитан, кейор. Они абсолютно одинаковые. Что по цвету, что по весу. Один — Вождю Вождей за его дочь и нейтральный статус. Второй — Императору Руси за транспортные ворота, нейтральный статус и лечение моей матушки. Как думаете, хватит?
Остаться в живых. Топ-7 историй людей, спасшихся в авиакатастрофах
Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.
Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.
Сессилия Сичан
16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.
Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.
Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.
Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.
Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.
Лариса Савицкая
24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.
Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».
Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.
От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.
В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.
Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.
Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.
Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).
Весна Вулович
26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.
Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.
Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.
Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.
Эрика Дельгадо
11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.
Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.
Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.
Джулианна Дилер Кепке
24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.
17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.
После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.
На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.
Бахия Бакари
30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.
Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.
При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.
Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.
Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози.
Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».
«Счастливая четвёрка»
12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.
Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.
Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.
Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.
Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.
Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.
В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.
Читайте также: