Расположение кресел в кинотеатре

Обновлено: 23.01.2025

ЗДАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Buildings of theaters and entertainment. Regulations of design

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество "ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий (АО "ЦНИИЭП жилища")"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Свод правил выполнен АО "ЦНИИПромзданий" (руководитель работы - д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина), АО "ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий" (руководитель разработки - д-р техн. наук, проф. С.В.Николаев, научный руководитель работы - канд. архитектуры, проф. А.А.Магай, ответственный исполнитель - канд. архитектуры, доц. Н.В.Дубынин, исполнители - Ю.Л.Кашулина, канд. архитектуры А.О.Родимов, канд. техн. наук Д.Г.Пронин, Д.М.Шурыгин, О.А.Шурыгин, Е.В.Андреева, Е.Е.Макарова, А.А.Архипова), НИИТИАГ РААСН (чл.-кор. РААСН, гл. науч. сотр. НИИТИАГ, проф. ВГИК д-р архитектуры А.А.Анисимов), ООО "Главный конструктор" (С.А.Тимонин), ООО "Товарищество театральных архитекторов" (чл.-кор. РААСН, канд. архитектуры М.М.Гаврилова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых театрально-зрелищных зданий высотой до 50 м и имеющих заглубление подземной части до 15 м, а также требования к организации участков этих объектов.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство зданий театров, кинотеатров, концертных залов по перечню, приведенному в приложении В СП 118.13330.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование, реконструкцию и капитальный ремонт театрально-зрелищных зданий, являющихся некапитальными (временные, мобильные, сборно-разборные и аналогичные), а также объектами культурного наследия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 28574-2014 Защита от коррозии в строительстве. Конструкции бетонные и железобетонные. Методы испытаний адгезии защитных покрытий

ГОСТ 28575-2014 Защита от коррозии в строительстве. Конструкции бетонные и железобетонные. Испытания паропроницаемости защитных покрытий

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 32670-2014 Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия

ГОСТ Р 53292-2009 Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53770-2010 Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ Р 55321-2012 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования

ГОСТ Р 55966-2014 Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями N 1, N 2)

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (с изменениями N 1, N 2)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования

СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования

СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авансцена (просцениум): Часть сцены, выдвинутая в зрительный зал не менее, чем на 1,5 м, равная по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы.

3.2 амфитеатр: Зона зрительного зала, в которой зрительские места размещаются на повышающихся к периферии ступенях.

Примечание - Как правило, размещается за партером, но может быть устроена сбоку от него или, в залах без партера, начинаться сразу от сцены или оркестровой ямы, а также на балконах.

3.3 аппаратная: Помещение, предназначенное для размещения устройств управления постановочным освещением, связи, электроакустических и кинотехнологических устройств, электроустановок питания и управления электроприводами механизмов сцены (эстрады), для размещения части осветительных и проекционных приборов.

3.4 арьерсцена: Пространство позади основной игровой сценической площадки, не отгороженное от нее капитальными стенами.

3.5 балкон (здесь): Зона зрительного зала, расположенная над амфитеатром напротив сцены и по боковым сторонам зрительного зала в несколько вертикальных рядов (ярусов).

3.6 вестибюль входной: Помещение, расположенное при входе перед распределительным вестибюлем, предназначенное для приема потоков зрителей.

3.7 вестибюль кассовый: Помещение, предназначенное для кассовых операций и размещения афиш.

3.8 вестибюль распределительный: Помещение, расположенное за входным вестибюлем, предназначенное для разделения встречных и пересекающихся потоков входящей публики.

3.9 галереи рабочие: Галереи, расположенные по правой и левой боковым, а также задней стенам сцены, предназначенные для рабочих сцены, поднимающих и опускающих декорации, осветителей, сценических механизмов, пультов управления и т.п.

3.10 карманы сценические: Пространства сбоку от видимой части сцены на уровне планшета за пределами боковых стен сценической коробки, расположенные с одной или двух сторон сцены и предназначенные для динамичной смены декораций, а также накопления артистов.

3.11 кинопроекционная: Помещение, предназначенное для размещения стационарных кинопроекторов.

3.12 колосники сцены: Решетчатый настил над сценой, предназначенный для прохождения тросов от штанкетов к штанкетной площадке, оборудованной блочными устройствами; вся система обеспечивает подъем и спуск декораций, осветительной арматуры и подъемных занавесов.

3.13 коробка сценическая: Многоуровневый объем, отделенный от зрительного зала стеной с портальным проемом, включает колосники и рабочие галереи, планшет сцены, а также трюм, арьерсцену, боковые карманы сцены при их наличии.

3.14 костюмерная: Помещение для подготовки (мелкий ремонт, глажка) костюмов к выступлению артистов.

3.15 кулуар: Промежуточное пространство, прилегающее к зрительному залу, обеспечивающее доступ в различные части зала и лож из фойе, буфета или вестибюля.

3.16 линия сцены красная: Линия, отделяющая сцену от авансцены в плоскости внутренней поверхности (со стороны сцены) портальной стены, как правило соответствующая передней плоскости противопожарного занавеса.

Строй-справка.ру

В здании кинотеатра основные помещения-вестибюль, фойе, зрительный зал-занимают подавляющую часть объема. Подсобные помещения здесь малочисленны, невелики по площади и почти не оказывают влияния на общее композиционное построение. Таким образом, взаиморасположение основных помещений и определяет композиционный прием решения здания кинотеатра.

В небольших кинотеатрах и в тех случаях, когда участок позволяет свободно расположить здание, вестибюль, фойе и зал могут находиться на уровне первого этажа (горизонтальная схема). В крупных кинотеатрах, на затесненных участках или при необходимости создать компактный объем залы могут располагаться над фойе и другими вспомогательными помещениями (вертикальная схема).

Функциональная схема расположения вестибюля, фойе и зрительного зала определяет, как правило, симметричный прием общей композиции, который имеет два варианта: торцовый и фронтальный.

При торцовой схеме композиции вестибюль, фойе и зрительный зал располагают последовательно на одной продольной оси, перпендикулярной плоскости фасада. При такой композиции могут быть следующие варианты размещения помещений.

1. Партерный зал размещен в первом этаже, имеет вход непосредственно с отметки кулуаров или фойе (горизонтальная схема). В этом случае здание кинотеатра имеет минимум лестниц и перекрытий, что делает его экономически целесообразным. Анфиладный прием создает благоприятные решения внутреннего пространства. Такой прием рационален для кинотеатров малой и средней вместимости.

2. Амфитеатральный зал имеет входы с отметки кулуаров, расположенных в уровне второго этажа, или через люки; выходы из зала при этом делают на отметке первого этажа. Фойе или кулуары размещают в двух уровнях, а подсобные помещения, — под повышенной частью зала. Благодаря хорошим условиям видимости и акустики этот вариант применим для кинотеатров средней и большой вместимости.

3. Партерный или амфитеатральный зал с балконом, наличие которого вызывает необходимость устройства дополнительных лестниц и усложняет конструкцию. Прием рационален только для кинотеатров большой вместимости (рис. 12.6, в, 2).

4. Партерный зал расположен на втором этаже; при этом зрители входят в зал, поднимаясь по лестницам, и, покидая его, спускаются по другим лестницам. Такой вариант логичен при проектировании кинотеатров с развитым составом помещений, которые в сумме с административно-хозяйственными помещениями имеют площадь, примерно равную площади зрительного зала с киноаппаратной.

Экономическая целесообразность того или иного решения определяется в каждом конкретном случае. Однако надо иметь в виду, что здания с горизонтальной схемой более просты конструктивно, но имеют большую площадь застройки; здания с вертикальной схемой имеют более сложные конструкции и вертикальные коммуникации, но более компактны.

При фронтальной схеме композиции продольная ось зала расположена параллельно главному фасаду, вдоль которого размещены вестибюль, фойе или кулуар. Здесь достигается та же последовательность движения посетителей, что и в торцовой схеме.

Удобно размещен на торце зала комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа, имеющий непосредственный доступ снаружи. Освобождается большой фронт для непосредственной эвакуации из зала.

В то же время во фронтальной схеме в связи с тем, что фойе имеет горизонтальный пол, а в зале необходимо обеспечить уклон для создания благоприятных условий видимости, усложняется организация входов в зал. Поэтому такая схема наиболее применима в небольших кинотеатрах с партерным залом (рис. 12.6,6).

Асимметричные приемы композиции зданий кинотеатров, как правило, вызваны конкретными условиями участка строительства и окружающей застройки.

Функциональная структура двухзальных кинотеатров с залами разной вместимости дает основу для более сложных, часто асимметричных объемно-пространственных композиций.

Схемы двухзальных кинотеатров строят на трех композиционных приемах: фронтальном, торцовом и вертикальном (с расположением большого зрительного зала над одним или двумя малыми). Интересна схема с выделением малого зала в самостоятельный объем.

В настоящее время в связи с переходом на широкоэкранную демонстрацию фильмов с тенденцией к укрупнению кинотеатров наибольшее распространение получили кинотеатры с амфитеатральными залами, композиция которых строится на торцовой схеме, с расположением кулуаров со стороны, противоположной экрану. Этот прием композиции позволяет организовать достаточно парадные входы в зал, а служебные помещения расположить над или под киноаппаратной.

Интересен прием расчленения фойе на два уровня, как это сделано, например, в кинотеатре «Первомайский» (Москва). Здесь этот прием дал возможность не только функционально, но и пространственно неординарно решить сложную задачу связи амфитеатрального зала с вестибюлем и кулуарами.


Рис. 1. Принципиальные композиционные схемы зданий кинотеатров:
а-торцовая; б-фронтальная; в-разрезы залов: 1-партерного; 2-с балконом; 3-амфитеатрального; 4-расположенного на втором этаже


Рис. 2. Кинотеатр с залами на 500 и 300 мест с блоком для кружковой работы на 100 человек. Архитекторы Г. Надточий, Е. Сердюк: а-план первого этажа; б-аксонометрия

Четкое зонирование помещений кинотеатра достигается и при расположении кулуаров-фойе в двух этажах с заполнением амфитеатра зала с верхней отметки, как это сделано, например, в кинотеатре г. Зеленограда. Принятый здесь прием создал предпосылки для своеобразного объемного решения здания.

Вертикальный прием композиции характерен для кинотеатров с особо развитым составом помещений. В последнее время в целях создания необходимых условий для дальнейшего развития культурно-просветительной работы намечается строительство зданий кинотеатров-клубов с танцевальными и выставочными залами, кафе и т. д.

В таких зданиях удобно располагать зал или залы на втором этаже, полностью освобождая первый уровень для размещения вестибюля с гардеробом, кулуаров и других помещений. Расположение зала на втором уровне и необходимость освещения естественным светом помещений первого этажа создают условия для объемного решения, отличного от обычных кинотеатров.

Особую группу составляют двух- и трехзальные кинотеатры, интерес к которым за последнее время возрос. Строительство таких кинотеатров функционально и экономически целесообразно. С точки зрения композиции здесь создаются неограниченные возможности вариаций различных сочетаний залов.



Рис. 3. Пример кинотеатра с амфи-театральным залом (кинотеатр «Волга» в Москве):
а-план первого этажа; б-план второго этажа; в-план третьего этажа



Рис. 5. Двухзальный кинотеатр с кафе и многоцелевым залом (проект). Архитекторы Ю. Гнедовский, Г. Горлышков, Ю. Корнеев, А. Пестов

В некоторых случаях (курортная или парковая зона) один из залов двухзальных кинотеатров делают в виде киноплощадки (зал без стен) с покрытием или без него.


Рис. 6. Двухзальный кинотеатр с трансформацией залов (проект). Архитекторы В. Веснин, А. Хнычев, А. Рогачий, Д. Давыдов

КИНОТЕАТРЫ

Кинотеатры на 2000 мест и больше («Правила строительного надзора», § 5). Главные выходы, как правило, должны вести на разные улицы. Исключения возможны в тех случаях, когда между главными выходами и улицей находится достаточно просторный двор.

Кинотеатры с числом мест менее 2000 («Правила строительного надзора», § 6). Главные входы и выходы должны вести на городскую улицу со сквозным движением или на тупиковую улицу шириной Юме площадкой для разворота автомобилей. На более узких улицах здание кинотеатра следует располагать с соответствующим отступом от улицы (рис. 1 и 2).

Главные входы и выходы могут также вести в два двора, примыкающие к противоположным длинным сторонам здания. Минимальные ширины проездов и площадок приведены на рис. 2. Устройство проездов — см рис. 4. Ширина коридоров в кинотеатрах ≥ 2м; коридоры должны вести непосредственно к выходам наружу с целью быстрейшей эвакуации зрителей из зала.

Наружные стены («Правила строительного надзора», § 8 разд. «Кинотеатры»), а также конструкции коридоров, лестниц, подъездов и проездов, дымоходов и вытяжных вентиляционных каналов, стенки световых шахт в пределах между чердачным перекрытием и крышей (шахты должны возвышаться над крышей не менее чем на 50 см) должны быть огнестойкими!

Двери и окна следует располагать на расстоянии ≥ 6 м от противолежащих частей здания кинотеатра или соседних зданий.

В кинотеатрах с числом мест до 2000 при отметке пола не выше 4 м от уровня земли допускается устройство несгораемых перекрытий; в одноэтажных кинотеатрах (балкон и подвал здесь не считаются этажами) допускается даже устройство неоштукатуренных деревянных потолков из строганых досок. В фонарях верхнего света следует применять только армированное стекло. Кровельное покрытие - несгораемое!

Коридоры, лестницы, проезды, выходы, дворы должны иметь такие размеры и освещение, которые обеспечивают беспрепятственную, удобную, организованную, безопасную эвакуацию зрителей из кинотеатра по кратчайшему пути (конструкции, препятствующие движению на пути эвакуации, не допускаются).

Размеры коридоров должны соответствовать § 11 «Правил строительного надзора» (рис. 5). Сокращение ширины проходов в связи с размещением гардеробов, радиаторов отопления, необходимостью места для открываемых дверных створок должно быть возмещено путем соответствующего увеличения ширины коридоров. В коридорах не должно быть ступеней; исключение составляют лестницы с числом ступеней более пяти с верхним освещением и специальным освещением ступеней (причем, по меньшей мере одна из систем освещения должна быть аварийной).

Уклон пандусов 1:10. Пандусы должны начинаться перед лестницами или после них на расстоянии, равном ширине лестничного марша.

Число лестниц («Правила строительного надзора», § 12) в кинотеатрах с зрительным залом, расположенным выше уровня земли, должно быть не менее 2.

Все лестницы, предназначенные для эвакуации зрителей, должны быть огнестойкими. Поручни перил выполняются из древесины твердых пород или из несгораемых материалов и не имеют выступающих свободных концов. Поручни устраиваются с обеих сторон маршей.

Запасные лестницы следует размещать в специальных лестничных клетках; они не должны вести в подвал. Освещение и проветривание — через окна, выходящие на улицу или во двор, размеры которого отвечают нормативным требованиям (рис. 1 —3).

Лестницы должны быть расположены в здании так, чтобы при одновременном выходе зрителей из партера и с балкона не возникали встречные потоки. На пути из зрительного зала к лестницам следует размещать коридоры или промежуточные помещения (фойе).

Ширина лестниц (рис. 6) между поручнями от 1,25 до 2,50 м, ширина лестниц на балконах, вмещающих менее 125 зрителей, от 1 м и более.

Площадки наружных лестниц перед дверями запасных выходов устраиваются на высоте ≤ 2 м над уровнем земли и должны быть шире 80 см.

1. Кинотеатры с числом мест более 2000, как правило, должны иметь выходы на разные городские улицы; могут иметь и выходы во двор.

2. Кинотеатры с числом мест менее 2000, как правило, должны иметь выходы на городские улицы; могут быть расположены во дворах при условии соблюдения разрывов от близлежащих зданий.

3. Кинотеатры с числом мест до 200 и уровнем пола зала, превышающим уровень земли не более чем на 4 м, могут располагаться в достаточно большом дворе с проездом на улицу.

5. Ширина коридоров и дверей: в кинотеатрах с числом мест до 600 на каждые 125 чел. —1 м; при большем числе мест — на каждые 165 чел. — 1 м.

Общая ширина наружных выходов в кинотеатрах должна быть ≥ 2 м («Правила строительного надзора», § 13, 14). Расчет ширины выходов аналогичен расчету ширины коридоров. Допускается устройство дверей шириной до 1,5 м при условии, что большее полотно имеет ширину 1 м, а меньшее, обычно не открываемое, может быть легко открыто изнутри поворотом ручки, устанавливаемой на высоте 1,2 м (без задвижек или щеколд). Двери снабжаются автоматическими защелками, удерживающими их в открытом положении. Двери наружных выходов должны открываться наружу и не должны иметь порогов. Двери могут выступать в коридор до 15 см, однако не снижая при этом его допустимой ширины.

Окна («Правила строительного надзора», § 15) должны иметь не менее одной легко открываемой изнутри створки шириной ≥ 35 см и высотой ≥ 1,25 м.

Решетки на окнах должны беспрепятственно открываться вместе с оконными створками. В помещениях касс они могут быть закреплены наглухо. Окна, выходящие в световые дворики, должны иметь стальные переплеты с остеклением из армированного стекла, с надежным креплением, исключающим выпадение стекла при нагреве во время пожара.

Зрительный зал («Правила строительного надзора», § 16). Уровень пола партера с числом мест до 600 может быть выше уровня земли не более чем на 12 м, при большем числе мест — не более чем на 8 м. Высота зала над последним рядом мест в партере должна быть ≥ 2,3 м от уровня пола.

В кинотеатрах допускается устройство только одного яруса (балкона). Исключение составляют только кинотеатры, размещенные в реконструированных старых театральных зданиях. Высота зала в свету под балконом должна быть ≥ 2,3 м. Глубина балконов может превышать 10 рядов, но для каждых 10 рядов следует предусматривать отдельные коридоры, входы и лестницы. Отделка стен только трудновозгораемыми материалами. Отделка потолков тканями запрещена. Устройство выходов регламентируется «Правилами строительного надзора», § 11-13.

Кинотеатры с местами для стояния разрешаются только при вместимости до 200 чел. Площадь зрительного зала определяется из расчета ≥ 1 м2 на 2 чел.

Гардеробы («Правила строительного надзора», § 22) не должны размещаться у входов в коридоры и мешать движению зрителей. Ширина коридоров перед барьером гардероба должна быть по меньшей мере на V3 больше обычной; при наличии колонн ширина коридора определяется за вычетом их толщины; расстояние между колоннами и барьером должно быть ≥ 1,25 м (рис. 1).

Помещение кинопроекционной («Правила строительного надзора», § 36, 37 и далее) должно иметь огнестойкие стены и перекрытия и за исключением смотровых и проекционных отверстий не может иметь никакой связи со зрительным залом. Здесь должен быть световой проем в наружной стене или же проем, выходящий в крытую световую шахту. Двери и окна снабжаются защитными козырьками с выносом ≥ 50 см, выступающие по сторонам проемов не менее чем на 30 см. Площадь оконного проёма ≥ 1,4 м2.

Из кинопроекционной должен быть устроен выход наружу непосредственно или по лестнице. Как исключение допускается выход через свободное помещение, не используемое в качестве кладовой и удобно расположенное относительно кинопроекционной. Выход из этого помещения в зрительный зал или на пути эвакуации зрителей не разрешается.

Размеры: наименьшая глубина камеры в плане 2 м, высота ≥ 2,8 м, в месте установки проектора ≥ 2 м. Если рядом с кинопроекционной имеется связанное с ней помещение с отдельным выходом наружу, то площадь камеры может быть уменьшена до 4 м2.

Несгораемые двери должны открываться наружу. Они должны легко открываться как изнутри, так и снаружи и закрываться автоматически (дверной прибор системы Вагнера).

Лестница аварийного выхода шириной ≥ 65 см должна иметь поручни. Уклон лестницы не круче 1:1. Спуск ее в пределах помещения кинопроекционной ≤ 1,5 м. Вблизи камеры по возможности следует разместить уборную, мастерскую площадью 8 —10 м2, помещение умформера площадью 8 15 м2 и аккумуляторную (с целью аварийного освещения) площадью 6 — 10м2.

2. Кинопроекционная с подсобными помещениями. Площадь проекционной на 1 проектор ≥ 6м2; обычно устанавливаются 3 проектора в помещении площадью 16м2: при установке каждого последующего проектора площадь помещения увеличивается на 5 м2. План и разрез.

3. Кинопроекционная, расположенная в полости балкона (па Боде). Наблюдение за изображением с помощью наклонного зеркала.

4. Встроенное помещение кинопроекционной должно быть оснащено системой искусственной приточно-вытяжной вентиляции и иметь люк или шахту для выхода наружу при аварии.

5. Для повышения выразительности изображений на экране потолкам зрительных залов следует придавать плавные очертания, хорошо вписывающиеся в объем зала (по Воде).

6. Общепринятые пропорции экранов — отношение высоты к ширине. Для придания экрану необходимых размеров целесообразно применять передвижные обрамления.

7. Схема плана кинотеатра с основными данными для определения размеров зала. В настоящее время оптимальными считаются залы с числом мест 600 — 800.

Осветительное оборудование кинотеатров: главное освещение, достаточно мощное рабочее освещение (при очистке помещений, ремонте и т. п.) и полностью обособленное аварийное освещение. Последнее в случае выхода из строя главного освещения должно обеспечивать достаточную освещённость в проходах и в местах выхода. При использовании электрической энергии высокого напряжения необходимо устройство трансформаторной подстанции площадью 15 — 40 м2, однако её не следует размещать под зрительным залом или кинопроекционной.

Аварийное освещение питается от собственного источника энергии и включается автоматически при выходе из строя главного освещения; должно быть также предусмотрено ручное включение аварийного освещения из кинопроекционной и помещения дежурного пожарной охраны.

Вентиляция. В зрительном зале должно быть не менее двух наружных дверей или окон для достаточного проветривания. В некоторых случаях требуется устройство искусственной вентиляции.

В верхней части каждой лестничной клетки должно находиться вытяжное вентиляционное устройство для удаления дыма, управляемое с первого этажа.

Уборные: на каждые 10 посетителей 1 унитаз. Из общего числа унитазов 2/5 — для мужчин, 3/5 — для женщин.

Устройство винтовых лестниц допускается лишь в порядке исключения и только для вспомогательных целей.

Ступени лестниц: высота подступенков ≤ 16 см, ширина проступей ≥ 30 см. Ширина забежных ступеней в самом узком не меньше ширины дверного полотна или ≥ 80 см. Устройство кладовых под лестницами запрещено.

Если в одном здании размещены несколько кинотеатров или помимо кинотеатра другие театры, залы собраний и т. п., то для их посетителей необходимо предусматривать отдельные коридоры, лестницы и выходы. Во вновь строящихся зданиях это правило распространяется на каждую самостоятельно используемую группу помещений.

Для школьных киноустановок («Правила строительного надзора — передвижные и общественные киноустановки, § 68) допускается некоторое снижение требований строительного надзора; в порядке исключения допускается установка кинопроектора без устройства специального помещения, но при условии, что аппарат тщательно проверен, а места для зрителей отстоят от него не менее чем на 2 м.

Для размещения реклам, больших плакатов и т.п. в кинотеатрах следует предусматривать достаточно большие свободные участки стен (в существующих кинотеатрах их большей частью не хватает). Г. Херкт рекомендует организацию подогрева тротуара перед световыми рекламными витринами путём отвода теплого воздуха из зрительного зала через отверстия в наружной стене, устраиваемые на высоте 20 см над тротуаром.

1. Схема планировки кинотеатра. Боковой проход может быть размещён также и в пределах зрительного зала; в этом случае для гардероба выделяют часть фойе.

2. Кинотеатр в Осло. План 1-го этажа здания с двух сторон вплотную примыкающего к соседним зданиям; гардеробы размещены по обеим сторонам зрительного зала. Архитекторы Блакстад и Дункер. М 1: 500.

3. Кинотеатр в Мадриде. Диагональное расположение в угловом здании при максимальном использовании площади и рациональной форме зрительного зала, План 1-го этажа, Архитектор Гутьерес Сото. М 1 :500.

Выход зрителей из кинотеатра при отсутствии перерывов между сеансами организуется посредством разделения входов и выходов и прекращения доступа посетителей из фойе в зрительный зал до момента полного его освобождения. Труднее устранить встречное движение в гардеробных; эта задача может быть решена путем устройства двусторонних гардеробов (рис. 2).

Если раньше размеры экрана должны были вписываться в габариты зрительного зала кинотеатра, устраиваемого по образцу театральных залов, то в настоящее время непрерывно растущие размеры экранов, отвечающих требованиям современной проекционной техники, являются решающим фактором для объёмно-планировочного решения зрительного зала и назначения его размеров (залы для широкоэкранного кино, синерамы, циркорамы и т.п.).

Искажения изображений можно избежать только при таком расположении зрительских мест, которое соответствует условиям съёмки фильма. Поле зрения человеческого глаза в горизонтальной плоскости ограничено углом около 180°, а кинообъектив охватывает только 48°. При съёмках для синерам камера имеет три объектива и охватывает поле зрения 3 х 48 =145°, приближаясь таким образом к полю зрения человека. Воспроизведение съёмки происходит с помощью трёх синхронно работающих кинопроекторов, передающих изображение на полукруглый в плане экран таким образом, что три кадра образуют на экране непрерывное широкое изображение (рис. 2,б). Размер экрана около 7,5 х 15,5 м.

Для стереофонического воспроизведения звука устанавливают 8— 10 групп репродукторов, часть которых— позади зрителей, а часть — за экраном.

Обычный зрительный зал удлиненной формы (рис. 6, а) непригоден для демонстрации панорамных фильмов, поскольку угол зрения в задних рядах слишком мал и пространственный эффект теряется. Зал должен иметь отношения ширины к длине 1 : 2; 1 :1,5, а по последним данным — 1 :1 (рис. 6,б).

Превышение рядов друг над другом должно быть таким, чтобы нижний край экрана был виден с любого места.

Новой тенденцией является стереоскопическая кинопроекция. Ведутся разработки по достижению стереоскопического эффекта без применения специальных очков. На экран проецируются одновременно два изображения одного и того же предмета, снятых с разных точек, причём зритель видит каждым глазом только один из этих кадров.

6. Различные зрительные залы — для демонстрации фильмов на плоских (слева) и панорамных экранах (справа).

7. Циркорама на Всемирной выставке в Брюсселе. Экран — круговой (360°); круговая панорамная картина проецируется 11 синхронно работающими проекторами.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

Концертные и театральные залы. Вместимость зрительных залов и высота их размещения. Допустимая высота размещения зала над уровнем земли. Глубина оркестровой ямы. Максимальное число ярусов и их максимальные размеры. Допустимые отметки низа консольных плит театральных ярусов. Максимальное число мест между проходами в рядах амфитеатра. Максимальный подъем рядов на ярусах и в амфитеатре. Планы и разрезы зрительных залов. Универсальные залы многоцелевого назначения.

Высота помещения. Высота зрительного зала устанавливается в зависимости от кубатуры воздуха (не менее 5 м3 на 1 чел.) и ряда технических требований (габариты портала сцены, угол подъема мест для зрителей, угол зрения в вертикальной плоскости).

Вместимость зрительных залов и высота их размещения. Допустимая высота размещения зала общественного назначения определяется разностью отметок самой низшей точки пола зала и уровня земли у входа в театральное здание.

Залы вместимостью не более 600 чел. можно размещать на 3 м ниже уровня земли при условии, что перекрытие зала не менее чем на 75 см выше уровня земли, а в боковой стене предусмотрены вентиляционные проемы, выходящие наружу.

Уровень пола первого ряда партера может быть на 1 м ниже, а уровень последнего ряда партера на 2 м выше уровня планшета сцены. Уклон пола в партере до 1:20. Если за последним рядом партера (который обслуживается кулуарами партера) устраивается амфитеатр, то ряды амфитеатра (число которых не может быть более шести), согласно требованиям § 7 «Правил строительного надзора», образуют отдельный отсек, который в отношении уклона, условий превышения мест и числа рядов аналогичен ярусам и сообщается со специальными коридорами и лестницами.

Согласно § 8 «Правил строительного надзора», число мест в рядах ярусов не должно превышать 12 со стороны боковых проходов и 6 с каждой стороны от среднего прохода (рис. 6). В рядах, имеющих общий выход, превышение одного ряда над другим в направлении продольной оси зала при расстоянии между рядами 80 см не может быть более 55 см. Последний ряд зала может быть расположен до 1 м выше отметки порога двери для выхода в коридор (рис. 7). Выходные двери следует располагать так, чтобы при выходе из зала большинство зрителей двигалось от сцены к выходу по кратчайшим и наиболее удобным путям.

Зрительный зал может иметь до трех ярусов. Верхний ярус не должен выходить за пределы угла 30°, вершина которого находится у кромки планшета сцены (рис. 2). Высота расположения ярусов и другие параметры показаны на рис. 3. На каждом ярусе может быть до шести рядов мест (при отсчете по центральной оси зала). Ярусы консольно выступают над нижележащими ярусами, амфитеатром или партером. При необходимости размещения в пределах яруса более шести рядов допускается устройство еще шести рядов («двойной ярус») позади основных мест (рис. 2).

1. Глубина оркестровой ямы зависит от направления лучей зрения. Целесообразно предусмотреть подъемное устройство для подъема оркестра до уровня планшета сцены.

2. Максимальное число ярусов и их максимальные размеры. Превышение рядов 10 — 12 см; при расположении мест со смещением в шахматном порядке 5 — 6 см.

4. В партере и на ярусах (§ 6 «Правил строительного надзора») на каждые 70 зрителей предусматриваются проходы шириной 0,9 м, дверные проёмы шириной 1 м, площадки у мест выхода шириной ≥ 1 м. Выходы для зрителей из первых рядов должны быть по возможности удалены от сцены.

5. В том случае, когда партер расположен в уровне 1-го этажа, в его боковые проходы могут выходить до 14 зрителей с мест каждого ряда, на площадки у мест выхода — до 20 зрителей с мест каждого ряда. В средние проходы может выходить вдвое меньше зрителей, чем в боковые проходы и на площадки у мест выхода.

При наличии широкого прохода перед сценой первая группа кресел может иметь до 7 рядов, последняя — до 6 рядов, все остальные — не более 5 рядов. При этом число мест в группе с 7 рядами не может быть больше, чем в наибольшей группе с 5 рядами. Последняя группа кресел помимо боковых проходов должна быть связана по меньшей мере с одним выходом позади нее.

Потолок зрительного зала, согласно требованиям § 10 «Правил строительного надзора», должен быть выше прямой, соединяющей точку, расположенную над уровнем пола верхнего ряда мест по продольной оси зала, с точкой по портальной стене, расположенной над планшетом сцены на высоте не менее ширины сцены.

Снижение потолка зала над верхним ярусом и низа ярусов друг над другом, определяемое по продольной оси зала, не должно выходить за пределы прямой, соединяющей точку, расположенную на высоте 1,5 м над уровнем пола последнего ряда нижележащего яруса, с уже упомянутой выше точкой на портальной стене (см. Театры, рис. 4).

В США строят преимущественно театральные залы с одним ярусом (рис. 5 и 6), отличающиеся от многоярусных западногерманских театров, строящихся в соответствии с жесткими требованиями «Правил строительного надзора» (рис. 2), с меньшим подъемом рядов и лучшими условиями видимости с мест на ярусе. Кроме того, применяемая американцами система сводчатых перекрытий в эстетическом отношении намного лучше «давящих» потолков западногерманских многоярусных театров, где верхний ярус кажется насильно втиснутым в объем зала. Неудачное расположение в одноярусных театрах задних рядов партера под ярусом компенсируется устройством проемов в перекрытии над ними и широкого прохода за ними (рис. 5 и 6).

Универсальные залы многоцелевого назначения чаще всего используются как концертные залы (рис. 7) и поэтому в первую очередь должны отвечать повышенным акустическим требованиям (см. Акустика). Важное значение имеет в данном случае возможность необходимого разделения больших залов на помещения меньших размеров с помощью раздвижных перегородок (см. Акустика) и освобождения площади зала от кресел. При ступенчатом расположении рядов для этой цели пригодны кресла типа «хиан». Для хранения 1000 складных театральных кресел требуется помещение площадью 3 х 4 = 12 м2, объем которого при высоте 3 м равен 36 м3. В залах для танцев используют отдельно стоящие складные убирающиеся стулья с расстоянием от спинки до спинки в среднем 1 м. Для хранения таких стульев необходимо помещение объемом 20 м3. В подобных случаях используются и столы со складными ножками, которые при установке закрепляют металлическими накладками.

Удаление мест от выхода должно быть ограничено. В СССР в связи с этим принято, что максимальное удаление мест от выхода назначается не в метрах, а определяется числом мест, приходящимся на 1 выход; при этом число мест, приходящихся на 1 выход, не должно превышать 60.

1. Все кресла, кроме кресел в ложах, должны иметь откидные сиденья (§ 9 «Правил строительного надзора»).

2. Места для стояния должны быть разделены прочными барьерами, расположенными в соответствии с приведенными размерами.

5. Разрез по зрительному залу американского одноярусного театра с кулуарами и проёмом в перекрытии над партером. М 1 :800. Равноценность всех мест в отношении слышимости и видимости позволяет установить единую цену на билеты. Современный тип театра без разделения на разряды.

6. План (партер и балкон) другого американского одноярусного театра. Архитектор А. Д. Хилл. М 1 :800.

Расположение кресел в кинотеатре

Часть II, раздел Л

Дата введения 1969-01-01

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 31 мая 1968 г.

ВЗАМЕН § 7 главы II-B.11 СНиП изд. 1958 г. и СН 30-58

ВНЕСЕНА поправка к главе СНиП II-Л.15-68, опубликованная в БСТ N 5, 1970 г.

Поправка внесена изготовителем базы данных.

Глава СНиП II-Л.15-68 "Кинотеатры. Нормы проектирования" разработана ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Госгражданстрой), Всесоюзным научно-исследовательским кинофотоинститутом и бывш. Ленинградским филиалом института Гипрокинополиграф Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР при участии КиевЗНИИЭП Госгражданстроя.

С введением в действие настоящей главы утрачивают силу § 7 главы II-В.11 СНиП издания 1958 г. и "Нормы и технические условия проектирования зданий кинотеатров" (СН 30-58).

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий кинотеатров, предназначенных для демонстрирования художественных, хроникальных и научно-популярных кинофильмов.

Примечания: 1. При проектировании зданий кинотеатров, возводимых в сейсмических районах, в северной строительно-климатической зоне и на подрабатываемых территориях, надлежит дополнительно руководствоваться требованиями, приведенными в главе СНиП II-А.12-62 "Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования", в "Указаниях по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне" СН 353-66 и в "Указаниях по проектированию зданий и сооружений на подрабатываемых территориях" СН 289-64.

2. При проектировании зданий кинотеатров надлежит также руководствоваться другими главами СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, противопожарного, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными Госстроем СССР.

3. При проектировании реконструкции зданий кинотеатров допускаются отступления от требований настоящих норм при надлежащем технико-экономическом обосновании и согласовании с республиканскими органами по кинематографии и республиканскими органами государственного санитарного и пожарного надзора.

1.2. Кинотеатры подразделяются на:

а) кинотеатры круглогодичного действия:

тип 2 - с распределительными кулуарами;

б) кинотеатры сезонного действия:

летние открытые (киноплощадки).

1.3. Количество мест в зрительном зале зданий кинотеатров следует принимать от 100 до 1600, на летних открытых киноплощадках - от 100 до 2500.

Примечания: 1. Кинотеатры круглогодичного действия с вместимостью залов более 1600 и летние открытые киноплощадки вместимостью более 2500 мест допускается проектировать с разрешения Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР.

2. Кинотеатры круглогодичного действия допускается проектировать многозальными, а также блокировать с кинотеатрами сезонного действия.

1.4. Тип и вместимость кинотеатра устанавливаются заданием на проектирование в зависимости от численности обслуживаемого населения.

1.5. Виды демонстрирования кинофильмов в кинотеатрах, как правило, следует принимать:

при вместимости зрительного зала до 800 мест - обычный, кашетированный и широкоэкранный, с одноканальным воспроизведением звука;

при вместимости зрительного зала 800 и более мест - обычный, кашетированный, широкоэкранный и широкоформатный, с одноканальным и стереофоническим воспроизведением звука.

1.6. Здания кинотеатров круглогодичного действия при вместимости более 400 мест и летних закрытых кинотеатров при вместимости более 600 мест следует проектировать, как правило, II класса; при меньшей вместимости допускается проектировать здания кинотеатров III класса.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ КИНОТЕАТРОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Кинотеатры круглогодичного действия следует размещать в общегородских центрах населенного места, а при делении населенных мест на жилые районы - в общественных центрах этих районов.

2.2. Архитектурно-композиционное решение здания кинотеатра должно способствовать формированию ансамбля общественного центра населенного места или его жилого района.

2.3. Кинотеатры сезонного действия, как правило, следует размещать в парках и пригородных зонах отдыха.

2.4. Площадь земельных участков для кинотеатров следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП II-К.2-62 "Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования".

2.5. От границ земельного участка кинотеатра до остановки общественного транспорта следует предусматривать устройство пешеходных аллей и дорог, безопасных для движения зрителей.

2.6. На земельном участке кинотеатра следует предусматривать:

площадки перед входами в здание и выходами из него из расчета 0,2 м на 1 место в кинотеатрах круглогодичного действия и 0,3 м на 1 место в кинотеатрах сезонного действия;

газоны и площадки для отдыха зрителей;

проезды и пешеходные дорожки с твердым покрытием;

искусственное освещение проездов, дорожек и площадок;

хозяйственный двор (при необходимости размещения котельной, хозяйственных складов и др.).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ

3.1. Помещения кинотеатров подразделяются на 3 группы:

ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА

3.2. Площади помещений зрительского комплекса следует принимать согласно табл.1.

Читайте также: