Псих в инвалидном кресле мистер стекло

Обновлено: 08.01.2025

На этой неделе состоялась премьера "Сплита" — новой картины мастера мистики и сюжетных поворотов М. Найта Шьямалана. Поворот в конце "Сплита" оказался настолько внезапным и неожиданным, что многим зрителям, вероятно, потребуются дополнительные объяснения.

"Сплит" начинается как история о похищении трёх девочек маньяком с 23 личностями в одном теле, а заканчивается как совершенно другой фильм, в котором ни девочки, ни маньяк, ни похищение уже не имеют значения. Конец картины вполне может поставить в тупик неподготовленного зрителя, поэтому, если вы сходили на "Сплит" и не понимаете, что, собственно, произошло на финальных секундах фильма, читайте дальше. Если на "Сплит" вы до сих пор не ходили или не собираетесь, то, надеемся, наша рецензия сможет вас убедить это сделать.

Внимание! Текст ниже раскрывает важные сюжетные подробности "Сплита", а также "Неуязвимого" — фильма М. Найта Шьямалана, вышедшего почти 17 лет назад.

Итак, финальная сцена "Сплита" показывает нам героя Брюса Уиллиса, отдыхающего в баре. На футболке у него вышита фамилия Данн, так что это не просто заглянувшая на огонёк звезда "Крепкого орешка", это Дэвид Данн, главный герой фильма "Неуязвимый" 2000 года, режиссёром которого также выступал М. Найт Шьямалан.

Фото: © Кинопоиск/Сплит

Женщины рядом с Данном смотрят выпуск новостей, рассказывающий о том, что Кевин Венделл Крамп — тот самый маньяк с множеством личностей, которого играет Джеймс МакЭвой, — находится на свободе и теперь благодаря своей способности носит кличку Орда. Женщины начинают переговариваться, пытаясь вспомнить кличку "того самого мужчины в инвалидном кресле". "Мистер Стекло", — вмешивается в разговор Дэвид Данн.

Это прямая отсылка к событиям фильма "Неуязвимый" и к герою Сэмюэля Л. Джексона, сыгравшего прикованного к инвалидному креслу коллекционера комиксов Илайю Прайса. Прайс страдал болезнью под названием несовершенный остеогенез, из-за которой любой сильный удар приводил к перелому костей скелета. Именно так получил свою кличку мистер Стекло.

Герой Брюса Уиллиса в "Неуязвимом", напротив, был практически бессмертным, обладал сверхсилой и мог чувствовать совершённые людьми преступления телепатически. Сам фильм был посвящён исследованию образов современных супергероев и суперзлодеев. Суперзлодеем тогда выступил сам Прайс — в конце фильма оказалось, что он организовал несколько страшных катастроф, чтобы найти Данна и убедиться, что супергерои существуют в реальной жизни.

Получается, главный финальный поворот "Сплита" заключается в том, что его события разворачиваются в той же вселенной, что и сценарий "Неуязвимого". Прямо как сейчас поступает Marvel или DC, сталкивая своих героев вместе в одном фильме. Если в третьей части "Мстителей" Мстители — Тор, Капитан Америка, Железный человек — будут сражаться бок о бок со Стражами Галактики — енотом Ракетой, Грутом и гигантом Драксом, то получается в следующем фильме Шьямалан может запросто столкнуть супергероя Данна с Ордой.

Фото: © Кинопоиск/Сплит

И если "Неуязвимый" рассказывал о рождении героя, для которого требуется злодей, то "Сплит" рассказывает о рождении злодея, которому требуется герой. Главная мысль картины, которую ближе к финалу рассказывает Кевин в форме Зверя, — что только страдающие по-настоящему живы и сильны — получается, распространяется сразу на два фильма: после наших страшных испытаний, мы сами выбираем кем становиться — супергероями или суперзлодеями.

Шьямалан довольно долго водил зрителей, журналистов и фанатов за нос. Первоначально в его творческих планах долгие годы фигурировал "Неуязвимый-2". До 2010 года режиссёра неоднократно спрашивали в интервью, как продвигается сценарий, на что он давал весьма уклончивые ответы, что "хочет попробовать продолжить фильм несколько иначе, чем зрители привыкли видеть продолжения". После 2010-го вопросы о продолжении истории о Дэвиде Данне испарились, как и планы Шьямалана снять прямое продолжение с номером в названии. Получается, что Шьямалан на самом деле таил идею "Сплита" чуть ли не полтора десятилетия.

Уже после выхода "Сплита" режиссёр рассказал, что фильм родился из вырезанной из ранней версии сценария сюжетной линии "Неуязвимого", в которой Данн, открывая и проверяя свои способности, должен был спасти трёх девочек от маньяка с размноженной личностью. Причём, вырезал её сам Шьямалан, ещё на стадии повторных набросков сценария.

Должно быть, подумал, что из этого сюжета мог бы получиться отличный фильм. И отложил его съёмки на пятнадцать лет.

​Разгадка концовки фильма М. Найта Шьямалана «Сплит»

​Разгадка концовки фильма М. Найта Шьямалана «Сплит»

Если вы по какой-то причине читаете этот материал перед просмотром фильма «Сплит», то ни в коем случае не стоит этого делать! Джеймс МакЭвой в образе Кевина предостерегает вас от нижеследующих спойлеров.


Вы все еще здесь? Хорошо, тогда можно предположить, вы уже знаете, чем заканчивается фильм, и мы вместе попробуем разобраться, что все это значит.

В конце «Сплита» нам показывают сцену в кафе, где по телевизору транслируют репортаж о суперзлодее по имени Орда (Джеймс МакЭвой ). В этот же момент женщина в кафе пытается вспомнить, как звали того сумасшедшего человека в инвалидной коляске, имя которого было на слуху около 15 лет назад. Камера сдвигается вправо, и рядом с ней мы видим Дэвида Данна (Брюс Уиллис), который говорит, что того человека звали Мистер Стекло (Сэмуэль Л. Джексон).

Кадр из фильма «Неуязвимый»

Эта концовка связывает между собой два фильма М. Найт Шьямалана , «Неуязвимый» ( Unbrekable, 2000) и «Сплит» (Split, 2016). Кстати, сами слова unbrekable (англ. - неуязвимый) и Split (англ. - расколотый) являются антонимами, а если поставить обложки этих фильмов рядом, то трещины стекла соединяются, давая понять нам, что эти два фильма имеют больше общего между собой, чем может показаться.


В фильме «Неуязвимый» М. Найт Шьямалан создал уникальную историю супергероя Дэвида Данна, который является неуязвимым человеком. Мистер Стекло, психически сломленный человек в инвалидной коляске, кости которого могут травмироваться от простого толчка, выстраивает жизнь Дэвида так, чтобы он в итоге стал героем. Например, с детства он ни разу не болел, а однажды стал единственным выжившим после крупного теракта. Как можно заметить, уже тогда, тема дуализма импонировала Шьямалану , и мы видели противопоставление уязвимого и неуязвимого человека, добра и зла, в то время как другие фильмы про супергероев в 2000 году были простыми, но яркими и красочными – например, те же «Человек-паук» или «Люди Икс».

Кадр из фильма «Сплит»

В фильме «Сплит» тема дуализма, обозначенного Шьямаланом ранее, раскрывается еще шире. Как становится известно, Кевин (его блестяще сыграл Джеймс МакЭвой ) в детстве подвергся насилию, что в результате привело к расстройству личности, т.е. он был сломлен! По ходу фильма мы выясняем, что такие «поврежденные» люди имеют больше шансов на выживание в сложных условиях и переходу на новый этап эволюции. Прямо как Мистер Стекло, обладавший феноменальным умом, но физически уязвимым. Некоторые психологи считают, что страдание – важная часть формирования личности.

Именно поэтому Орда, в котором живет Зверь, съедает двух других девочек, оставляя Кейси (Аня Тейлор-Джой) в живых, ведь она тоже, пережив насилие в детстве (причем ее дядя подстроил все под игру в диких животных), была сломлена . В этом можно увидеть связь между Кейси и Кевином: первая была сломлена, притворяясь животным, второй обрел свою 24-ю личность (Зверя), работая в зоопарке. Отсюда и скорость гепарда, ловкость рептилии, сила гориллы.

Но вернемся к сцене в кафе с камео Брюсса Уиллиса, которая может означать только одно: от успеха фильма «Сплит» зависит продолжение «Неуязвимого». В одном из своих интервью Шьямалан пояснил, что Кевин Орда изначально был в сценарии фильма «Неуязвимый», но, прорабатывая его и придерживаясь дуализма, третий персонаж просто не вписывался в общую концепцию. Поэтому Шьямалан убрал Кевина в надежде вернуть его в продолжении.

Сейчас, глядя на эти два отличных фильма, воображение рисует к чему это может привести и как завершится трилогия. Возможно, мы вновь увидим Кейси , с силой как у Кевина, Дэвида Данна, выступающего против Орды, и Мистера Стекло, который будет дирижировать всем из-за «кулис» (ведь в финале «Неуязвимого» его отправили в клинику для душевнобольных – идеальное прикрытие).

Фильм «Сплит» вышел в прокат 16 марта, нашу рецензию вы можете прочитать здесь.

Каким будет фильм ​«Стекло» М. Найта Шьямалана

Кадры из фильма, актерский состав, дата премьеры, синопсис, трейлер и другая информация об одной из самых интригующих премьер 2019 года.

Постер фильма ​«Стекло» (​«Гласс»)

Триллер «Стекло» («Гласс») режиссера и сценариста М. Найта Шьямалана, премьера которого в России должна состояться 17 января 2019 года, привлек к себе много внимания еще на стадии анонса. Психологический триллер Шьямалана «Сплит» (2016) оказался не только прокатной сенсацией, но и внезапным продолжением супергеройского триллера «Неуязвимый» (2000), и рейтинг зрительских ожиданий в отношении очередного сиквела, получившего название «Стекло», взлетел до небес, – при том, что еще сравнительно недавно, после нескольких крупных коммерческих и зрительских провалов, было непонятно, сумеет ли Шьямалан вернуться в Голливуд вообще. Сейчас, когда съемочный процесс уже благополучно завершен, а до грядущего выхода фильма еще остается достаточно много времени, можно взглянуть не только на настоящее, но и на прошлое этого проекта, чтобы убедиться: во-первых, этот фильм действительно стоит ждать. А во-вторых, ему было непросто появиться, и сейчас, когда готовится его выход, он уже заранее представляет собой довольно загадочную часть наследия необычного режиссера Шьямалана – что, конечно, может только дополнительно подогревать к нему интерес.

О чем будет «Стекло»?

Кадр из фильма «Сплит»

Вот что о сюжете сообщает официальный синопсис, выпущенный Universal Pictires:

«Мы увидим, как сразу после событий "Сплита" Дэвид Данн (Брюс Уиллис) оказывается вовлечен в поиски сбежавшего Кевина Крамба (Джеймс Макэвой), преступника с множественным расстройством личности, — а точнее, той самой его "субличности", которая известна как "Зверь". В то время как между ними начинается настоящее противостояние, в происходящее вмешивается Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), он же "мистер Стекло" (мистер Гласс). Как выясняется, он имеет самое прямое отношение к истории не только Данна, но и Крамба, и знает об обоих намного больше, чем они сами».

(При этом прежде Данн и Прайс уже назывались «Два полюса одной тайны» — слоган «Неуязвимого».)

На вопрос «можно ли считать "Стекло" супергеройским фильмом» продюсер Джейсон Блум ответил: «Конечно, это фильм супергеройского жанра — в каком-то смысле. Я сам именно так и думаю. Но он стоит особняком. Здесь совсем не те супергерои, что у Marvel. Тем не менее, это действительно фильм о супергероях».

Кадр из фильма «Неуязвимый»

Стоит отметить, что персонажи М. Найта Шьямалана, о которых идет речь, и правда отличаются от тех, что населяют «обычные супергеройские вселенные» (и разумеется, в первую очередь на ум здесь приходит киновселенная Marvel) подчеркнутой реалистичностью и «приземленностью» их жизней, характеров и судеб — хотя, когда речь заходит об Элайдже Прайсе и его деяниях, то он вполне заслуживает звания суперзлодея – как таинственная, могущественная и крайне зловещая личность. (Характерная деталь — Прайс увлекается комиксами про супергероев, причем видит в них некий «особый смысл».)

Со зловещей стороной Прайса в финале «Неуязвимого» сталкивается Дэвид Данн, который до этого момента питает к наделенному гениальным интеллектом, одинокому и страдающему от редкого заболевания Прайсу уважение и симпатию (болезнь Прайса — аномальная ломкость костей, хрупких, «как стекло», отсюда и прозвище — «мистер Стекло»). Прозревая и выдавая Прайса, который оказывается преступником, властям, Данн поступает именно как супергерой. Он окончательно расстается с «наивным» видением мира и принимает свои сверхспособности.

Кадр из фильма «Неуязвимый»

Само название фильма — намек, что в центре сюжета снова окажется Прайс, то есть мистер Стекло. Причем, скорее всего, его сложные интриги и станут причиной того, что Дэвид Данн столкнется с Кевином Крамбом. Или мистер Стекло может оказаться каким-то образом связанным с Кевином Крамбом — то есть, выступая в своем репертуаре, играть в его жизни немаловажную роль как влиятельная (и едва ли добрая) закулисная фигура.

В любом случае, сам Шьямалан в своем Twitter назвал сюжет фильма «весьма замысловатым» — что уже само по себе означает, что в загадках и неожиданных поворотах недостатка не будет, — но при этом «сжатым» и фокусирующимся на «важной основной идее». К кому эта «важная основная идея» может относиться? Например, к Дэвиду Данну и его дальнейшему пути супергероя (при том, что в «Неуязвимом» мы оставили его «на самом интересном месте»). В то же время это может быть справедливо и для Кевина Крамба и светлой стороне его личности (точнее, «светлой стороне его личностей») и его собственной борьбе со Зверем.

В то же время, известно, что М. Найт Шьямалан — режиссер, который неохотно разглашает любые существенные сведения о своих фильмах до премьеры и известен любовью к неожиданным поворотам и развязкам. Особенно к развязкам.

Постер фильма «Стекло» («Гласс»)

Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс МакЭвой и Брюс Уиллис в фильме «Стекло»

Кадр из фильма «Сплит»

Напомним, что в финале «Сплита» главный герой «Неуявзвимого» не кто иной, как Дэвид Данн смотрит новостной репортаж о происшествиях, связанных со Зверем — и таким образом, камео Брюса Уиллиса увязало «Неуязвимого» и «Сплит» в одно целое, предвещая полноценное возвращение Уиллиса в роли Данна. О том, что Джеймс Макэвой вернется в роли Кевина Крамба, а Аня Тейлор-Джой — в роли Кейси Кук, вполне ясно говорил сам зрительский и финансовый успех, который имел «Сплит». А помимо Брюса Уиллиса — и, конечно, Сэмюэла Л. Джексона — в новый проект Шьямалана пришли и другие актеры, уже работавшие с ним над «Неуязвимым» за 17 лет до этого: Спенсер Трит Кларк сыграет повзрослевшего Джозефа Данна — сына Дэвида Данна, — а Чарлэйн Вудард — миссис Прайс, мать Элайджи Прайса. Однако же, в списке исполнителей главных ролей отсутствует Робин Райт — в «Неуязвимом» она играла жену Данна, Одри Данн. Но это вполне может быть связано с любовью Шьямалана к сюрпризам, не в меньшей степени, чем то, что Сара Полсон исполнит в «Стекле» роль психиатра, которая работает с людьми, мнящими себя супергероями (и да, ключевое слово здесь «мнящими», поскольку вся разудалая троица окажется в психиатрической клинике, в цепях и в смирительных рубашках).

О том, какой будет «расстановка сил» среди самих персонажей и не грядут ли чьи-нибудь смены амплуа, пока можно лишь гадать — к примеру, Кейси Кук было сложно назвать «стереотипной жертвой» уже в «Сплите», а в «Стекле» она может и показать свои собственные необычные способности, которые дремали в ней все это время, или даже внезапно оказаться на стороне Кевина Крамба (а не Дэвида Данна, что, казалось бы, могло бы быть совершенно логично), — в этой вселенной Шьямалана возможно все.

Кадр из фильма «Сплит»

Что касается самого Крамба и Зверя — то явление миру последнего (которое произошло в конце «Сплита» — и запомнилось как одна из самых впечатляющих хоррор-сцен последних лет благодаря замечательной игре Джеймса Макэвоя) может обернуться чем-то ужасающим не только для простых людей, но и даже для самого Дэвида Данна — особенно если после событий «Неуязвимого» он на много лет ушел на покой. Если план Элайджи Прайса действительно состоит в том, чтобы вынудить Данна после долгих лет бездействия сражаться с таким противником как Зверь, дабы посмотреть, что из этого выйдет (и, может быть, попутно выяснить, кто из них в большей степени сверхчеловек) — то совсем не факт, что в таком случае именно Данн окажется «неуязвимее».

Как «Неуязвимый» положил начало трилогии

Кадр из фильма «Неуязвимый»

Трилогия Шьямалана отличается от большинства голливудских франшиз тем, что задумка сюжета, достаточно объемного для создания двух сиквелов, появилась у режиссера намного раньше, чем киностудия дала продолжениям «зеленый свет» в связи с большим финансовым успехом первой части. На самом деле Кевин Венделл Крамб, так же как и его альтер-эго — Зверь, фигурировал еще в ранней версии сценария «Неуязвимого». Но в итоге Шьямалан пожертвовал этим персонажем в пользу большей лаконичности сюжета. Зато впоследствии, в основу сценария «Сплита» лег расширенный и доработанный материал, рассказывавший о Крамбе и изначально предназначавшийся для «Неуязвимого». Тем не менее, идея столкнуть между собой Кевина Крамба, Дэвида Данна и Элайджу Прайса пришла Шьямалану еще задолго до «Стекла».

Слухи о возможном сиквеле начали ходить еще в 2001, когда продажи «Неуязвимого» на DVD уже говорили об однозначном успехе этой истории о происхождении супергероя. Однако кассовые сборы картины в США ($95 млн при бюджете в $75 млн) были недостаточны, чтобы убедить Touchstone Pictures в целесообразности сиквела. Затем с годами зрительская популярность «Неуязвимого» только росла, а Шьямалан, отвечая на вопросы о сиквеле, называл те самые «недостаточные» кассовые сборы единственной причиной, помешавшей ему снять его. Но, спустя почти 20 лет, малобюджетный (снятый за $9 млн) «Сплит» стал не только третьим самым кассовым фильмом в карьере Шьямалана, но и «секретным сиквелом» «Неуязвимого», после которого свершилось долгожданное: стало известно наверняка, что Дэвид Данн возвращается. Теперь же остается только уже довольно вскоре увидеть, каким он стал за прошедшие годы — и чем для него обернется его миссия спасать невинные жизни теперь, когда на его пути будет стоять Зверь.

Чем нас удивит «Стекло»

Кадр из фильма «Сплит»

Как ни крути, но «Стекло» как проект, по крайней мере, на сегодняшний день, во всех смыслах намного теснее связан со «Сплитом», чем с «Неуязвимым» — поскольку возможным его сделал именно успех у зрителей и у критиков «Сплита». Он же в свою очередь диктовал, что «Стекло» будет и несколько более амбициозным, и более масштабным проектом Шьямалана — по сравнению с все тем же «Сплитом». Бюджет «Стекла», по выражению продюсера Джейсона Блума — «конечно, крайне скромен по голливудским меркам», однако же он намного солиднее, чем у «Сплита» — то есть, в распоряжении Шьямалана на этот раз оказалось больше средств, чтобы осуществлять самые разные свои задумки. Хотя это и вряд ли могло повлиять на стиль, характерный для этого режиссера, в частности, в случае с «Неуязвимым» — реалистично-жизненный и по большей части «неприукрашенный».

Кадр из фильма «Неуязвимый»

То, что сам Шьямалан описывал сюжет фильма как «довольно сжатый» — хорошая новость, поскольку неудачными у него прежде оказывались фильмы, напротив, отличавшиеся особой (и не оправдавшей себя) масштабностью — как «После нашей эры» (2013).

Рейтинг, присвоенный «Стеклу», пока еще неизвестен, но, ориентируясь на рейтинг «Сплита» (так же как и «Неуязвимого»), можно ожидать, что это будет PG-13. Хотя и не обязательно, поскольку франшизы с традиционным рейтингом PG-13 иногда все же поднимают рейтинг своих фильмов до R («Логан» (2017) — как яркий пример), а само направление развития сюжета может заставить Шьямалана в этот раз прибегнуть к более высокому рейтингу, чем обычно. В конце концов, речь теперь уже несомненно идет о фильме, который должен стать одним из самых заметных триллеров с элементами хоррора в этом десятилетии (как и «Сплит»).

Кадр из фильма «Неуязвимый»

И наконец, держа в курсе происходящего читателей своего Twitter — и соблюдая, как всегда, таинственность — Шьямалан успел поделиться тем, из каких фильмов он черпал вдохновение для «Стекла». Это оказалась «классика», в числе которой он назвал: знаменитую черную комедию «Криминальное чтиво» (1994) и мистический триллер «А теперь не смотри» (1973). Учитывая, что сложно себе вообразить два более непохожих фильма, пытаться угадать, какое именно влияние они могли оказать на «Стекло» — занятие для искушенных.

Трейлер фильма «Стекло»

Первый промо-ролик будущей ленты М. Найта Шьямалана был показан 20 июля на фестивале Comic-Con в Сан-Диего. Также можно посмотреть на опубликованные в Entertainment Weekly эксклюзивные кадры со съемок «Стекла» и кадры из ленты, а также на предварявшие выход трейлера тизеры:

​«Стекло» М. Найта Шьямалана: Осколки кривого зеркала

Завершающий супергеройскую трилогию фильм порадует поклонников Джеймса МакЭвоя и, похоже, на этом все.

Кадр из фильма ​«Стекло»

17 января в российский прокат выходит триллер М. Найта Шьямалана «Стекло», главные роли в котором исполнили Джеймс МакЭвой, Сэмюэл Л. Джексон и Брюс Уиллис. Разбираемся, удалось ли знаменитому режиссеру и сценаристу достойно завершить свою неординарную супергеройскую трилогию.

В последние годы супергероика все увереннее выходит за рамки сугубо развлекательного экшн-кино. Особенно ярко это заметно по сериальным проектам – например, «Сорвиголова», «Каратель» и «Легион», которые умело совмещают в себе элементы многих жанров, до сих пор бывших чуждыми супергеройскому кино, вроде триллера и даже хоррора. Но и большое супергеройское кино пробивается через границы прямолинейных боевиков и приключений, ловко жонглируя характерными особенностями тех или иных жанров. Одним из самобытнейших подобных проектов довольно внезапно стала трилогия М. Найта Шьямалана, включающая в себя триллеры «Неуязвимый», «Сплит» и, наконец, ожидаемое многими завершение эпопеи – «Стекло».

Сюжет фильма «Стекло» разворачивается спустя небольшой промежуток времени после событий ленты «Сплит». Страдающий от диссоциативного расстройства личности и обладающий в форме одного из своих эго-состояний нечеловеческими способностями Кевин (он же Орда) затевает очередной карательный акт. Тем временем на его след пытается выйти неуязвимый Дэвид Данн, защищающий невинных и наказывающий негодяев. Дэвид находит Орду, но их встреча оказывается скоротечной. Оба сверхчеловека попадают в психиатрическую лечебницу, где они присоединяются к Мистеру Стекло. Там, под присмотром доктора Элли Стейпл, трио оказывается под психологическим давлением, которое должно проверить на стойкость веру каждого из них в собственную неординарность.

Кадр из фильма «Стекло»

В завершающей части трилогии перед Шьямаланом встала серьезная задача свести всех главных действующих лиц предыдущих фильмов серии лицом к лицу в одной картине и окончательно расставить все по своим местам. В сюжет вводится лишь один новый важный персонаж в лице доктора Элли Стейпл, которая старается убедить уже знакомых нам суперлюдей, что они всего лишь внушили себе, будто обладают выдающимися способностями. Фактически «Стекло» превращается в историю испытания веры, с одной стороны, и старательной попытки усмирить то, что выбивается из общего ряда – с другой. Параллельно с этим идеологическим конфликтом на экране разворачивается дирижируемая Мистером Стекло дуэль Дэвида Данна и Орды, для которого существование равного ему соперника становится настоящим открытием и вызовом. Эта борьба в большинстве своем сводится уже к физическому противостоянию. В ней не находится места размышлениям на тему противоположных путей, избранных Дэвидом и зловещими личинами Кевина.

Кадр из фильма «Стекло»

Большую часть хронометража триллера «Стекло» события неторопливо, предсказуемо – стоит сказать, даже вяло – ведут к финальной схватке. Все это, о чем заявляют непосредственно герои фильма, преподносится как свойственное традиционным супергеройским комиксам развитие событий, однако подобное признание не играет на руку Шьямалану. Попытка представить комиксовую супергероику в сюжете фильма на архетипическом уровне скатывается в банальное следование по пятам классических сюжетов этого поджанра, без серьезного старания разложить все по частям, чтобы потом раскрыть на действительно глубоком уровне. Оставляя тщательное рассмотрение темы всевозможным исследованиям, картина Шьямалана движется по давно протоптанной дороге. Усугубляется ситуация тем, что довольно банальный ход событий здесь лишен яркого визуального ряда, присущего стандартной супергероике. Экшн в «Стекле» прост и не может порадовать изобретательностью (даже при небольшом бюджете это возможно, что доказано хотя бы прошлогодним «Апгрейдом»). Красотой кадров здесь тоже насладиться не получится.

Кадр из фильма «Стекло»

Зачем-то Шьямалан решает удариться в игру с убеждением героев (а параллельно с ними и зрителей) в том, что они – обычные люди. Это решение автора выглядит странным, ведь перед нами уже третий фильм серии. Два предыдущих убедили всех в обратном, а тут вдруг какие-то нелепые попытки создать интригу на пустом месте. И вот, собственно, сюжет медленно приближается к самой развязке, которая становится полным разочарованием. Вся эта свистопляска с неординарными людьми и их сомнениями, некая тайна возникновения их способностей – все это сводится на нет плохо обыгранными сюжетными поворотами и поверхностным раскрытием темы. В финале сюжетные твисты, один хлеще (не подумайте, что в хорошем смысле этого слова) другого, вываливаются на зрителей буквально скопом. Один из них вовсе кажется полностью надуманным, поскольку возникает словно из воздуха, оставляя в стороне предыдущие фильмы. Все это кажется чьей-то нелепой шуткой, даже вызывает улыбку, но на финальных титрах становится ясно, что это просто предложенная Шьямаланом концовка трилогии. Тогда улыбку сменяет окончательное разочарование.

Кадр из фильма «Стекло»

Во всем этом можно найти лишь одну положительную сторону – перформанс Джеймса МакЭвоя. Несмотря на огрехи сюжета, британский актер в новой главе блистательно предстает в еще большем количестве образов, чем в «Сплите», иногда показывая сразу по несколько личностей Кевина в течение минуты или даже пары десятков секунд. Наблюдать за преображениями МакЭвоя можно, кажется, бесконечно – они завораживают, в очередной раз доказывая огромное мастерство актера. Что же, хотя бы поклонникам МакЭвоя точно не придется за него краснеть

Две предыдущих картины трилогии Шьямалана, заявленные и рассматриваемые в них персонажи заслуживали чего-то большего, чем подобное скомканное завершение. В очередной раз известный режиссер будто бы оказался заложником зрительских ожиданий, которые он своим творением беспощадно разрушает. В случае с триллером «Стекло» финал трилогии вышел таким, что лучше бы уж история завершилась на второй части.

Что же означает концовка фильма «Стекло»?

(Пункт с трактовкой сюжетных твистов – осторожно, спойлеры!)

В триллере «Стекло» Шьямалан подготовил для зрителей сразу несколько твистов. Некоторые из них (например, продуманный Мистером Стекло план побега) чрезвычайно очевидны. Однако для финала режиссер и автор сценария припас повороты более неожиданные. Так, например, выясняется, что именно Мистер Стекло спланировал, чтобы в эпицентре катастрофы с поездом из «Неуязвимого» оказался Дэвид и, сюрприз-сюрприз, отец Кевина, что привело к серьезным психологическим проблемам у мальчика. Тем самым Мистер Стекло дал начало сразу двум неординарным персонажам (становления Орды, правда, пришлось ждать почти два десятилетия). Второй поворот заключается в том, что, как оказалось, существует секретная организация, следящая за тем, чтобы люди с неординарными способностями не становились достоянием общественности. Доктор Элли Стейпл, собственно, в ней состоит, и была направлена на устранение знакомого нам трио суперлюдей, с чем она в итоге справилась. Ну и третий поворот связан с хитрым ходом Мистера Стекло, который все-таки сумел донести до людей информацию о том, что супергерои существуют.

Кевин Венделл Крамб

Орда

Кевин Венделл Крамб (англ. Kevin Wendell Crumb) — главный антагонист триллера Сплит (2017). Человек, страдающий от крайнего случая Диссоциативного Расстройства Личности, из-за чего его тело делят 23 личности. Сам Кевин и его большинство личностей не злы, однако двое доминирующих личностей — Деннис, навязчивый, жестокий и холодный мужчина, и Патриция, манипулятивная женщина — агрессивны и по-своему порочны. Деннис и Патриция также являются верующими в 24-ую личность — Зверя — который, по их мнению, отомстит всем "нечистым". Сыгран Джеймсом Макэвоем, также сыгравшим Брюса Робертсона в фильме Грязь и Дэвида Персиваля в фильме Взрывная блондинка.

Содержание

Раскол

Когда Кевин ещё был ребёнком, его отец уехал на поезде и никогда не возвращался. Его отец погиб в крушении поезда, устроенном Деннис и Патриция

18 сентября 2014 года что-то произошло, из-за чего личности похоронили Кевина глубоко в его разуме. В начале фильма Деннис похищает трёх девушек: Кейси, Клэр и Маршу, предварительно ударив отца Клэр. Он держит их в одной из комнат в своём доме, где они знакомятся с Патрицией (подобающей англичанкой), одной из личностей Кевина. Это смущает и пугает девочек. Когда над телом берёт контроль Хедвиг (9-летний мальчик), Кейси пытается подружиться с ним в надежде убежать. По продвижению фильма, по большей части с помощью диалогов личностей с психологом Карен Флетчер, узнаётся, что доминирующей на данный момент личностью является Барри ("голубой" модельер), пытающийся подчинить других. Однако, Патриция и Деннис подавили Барри с помощью Хедвига.


Когда Клэр пытается сбежать через дыру в потолке с покрытием из гипсокартона, Деннис ловит её и запирает отдельно от остальных девушек. Позже, когда Патриция готовит еду для Кейси и Марши, последняя бьёт Патрицию стулом и пытается убежать. Но Патриция ловит девушку и, угрожая ножом, отправляет её в отдельную комнату, находящуюся рядом с комнатой Клэр.

Кейси сдружается с Хедвигом. Он предупреждает её о Звере, злонамеренной 24-ой личности со сверхчеловеческими способностями. Он также рассказывает Кейси, что в его комнате есть окно, потенциальным способом побега. Однако, как оказывается, это окно нарисованное.

Атака Зверя


Чистые более могущественны.
~ Зверь


Зверь появляется и убивает Флетчер, с силой сдавив в объятиях и сломав позвоночник. Кейси удаётся выбраться из заточения, но Клэр и Марша к тому моменту уже съедены Зверем. Кейси удаётся найти записку Флетчер, и она произносит полное имя Кевина. На какой-то момент Зверь преображается в Кевина и выясняется, что он уже несколько лет был подавлен другими личностями (последний день, который он помнит, был в 2014 году). Увидев тело Флетчер он всё понимает, говорит Кейси, где лежит ружьё с патронами и просит его убить. Кейси берёт ружьё, но тут в Кевине начинают просыпаться другие личности, в том числе и сам Зверь.

После погони (в процессе которой Кейси дважды удаётся попасть в Зверя из ружья, но это не причиняет ему никакого урона) Зверь загоняет Кейси в угол, но тут замечает на её теле шрамы и с радостью отмечает, что она «чиста». Он убегает, а Кейси на рассвете обнаруживает один из коллег Кевина — выясняется, что Кейси всё это время находилась в подвальном помещении филадельфийского зоопарка, где Кевин работал и жил. Прячась в заброшенном здании и восстанавливаясь после ранений Кевин стоит перед зеркалом и ведёт диалог на три голоса от лица Патриции, Денниса и Хедвига: коллективно контролируя тело Кевина они восхищаются силой Зверя и их планами изменить мир.

Эпилог

В кратком эпилоге в местной закусочной посетители смотрят по телевизору репортаж о преступлениях Кевина (которого прозвали «Орда») и один из них сравнивает Кевина с неким террористом в инвалидном кресле, который был арестован 15 лет назад. Сидящий рядом постаревший Дэвид Данн называет его кличку — Личность(и)

Он делал жуткие вещи с людьми, и вам тоже будет плохо.
~ Хедвиг о Звере

Кевин — чрезвычайно сложная личность: из-за болезни в его теле живут множество личностей, хотя в фильме были показаны лишь некоторые:

Читайте также: