Портрет карла v в кресле

Обновлено: 24.01.2025

Конный портрет Карла V — один из трёх дошедших до наших дней портретов Карла V (b) кисти Тициана (b) , итальянского (b) художника эпохи Возрождения (b) . Картина считается образцом парадного портрета (b) [1] .

История портрета

История общения Карла V и венецианского художника была достаточно продолжительной [2] . Их первая встреча совпала со знаменательным для императора событием. В 1530 году (b) Карл прибыл в Болонью (b) по случаю своей коронации. Тициан, которому тогда было около сорока лет, пользовался большим почётом при Мантуанском (b) дворе и был должным образом рекомендован императору. Именно тогда, познакомившись с императором в Парме (b) , художник написал свой первый портрет императора. Картина до настоящего времени не сохранилась, но известно, что это был поясной портрет в парадных доспехах, украшенных орденом Золотого Руна (b) , и что он послужил иконографической моделью портрета воина-победителя.

За этот портрет император предложил Тициану вознаграждение размером в один дукат (b) , к которому Федерико Гонзага, герцог Мантуанский, добавил ещё 150 из собственного кармана. Судя по всему, портрет не очень понравился. Ничто в этой первой встрече не сулило того блестящего сотрудничества, который так много даст европейскому искусству (b) .

Их следующая встреча принесла более позитивные результаты.

Через два года снова оказавшись в Болонье, Карл V задержался там до весны, дожидаясь приезда Папы Римского (b) . Тициан, таким образом, получил доступ к натуре в течение продолжительного времени. В этом 1532 году он пишет для императора две картины — «Портрет Карла V с собакой» (Прадо (b) ), а также «Портрет Ипполито Медичи (b) в венгерском костюме» (Флоренция (b) , галерея Палатина), изображающего императорского полководца (b) .

После победы в сражении под Мюльбергом (b) в 1547 году (b) , Карл V заказал у Тициана ещё один портрет [1] . Изображение на нём должно было олицетворять могущество Карла V и стать предостережением для всякого, кто попытается воспротивиться его власти. Картина была подарена сестре Карла V, Марии Австрийской (b) [3] , и на долгие годы стала символом династии Габсбургов (b) . С 1827 года (b) портрет хранится в Мадриде (b) , в музее Прадо (b) .

Описание картины

Огромное полотно (b) 3,35 × 2.83 м, размеры которого вполне уместны, учитывая колоссальность тех фигур, которые на него было необходимо вместить, включает в себя также и пейзаж (b) [2] . Пейзаж несёт в себе психологическое значение: небо с перламутровыми (b) облаками, прерывистая линия крон деревьев, далёкая линия горизонта (b) , теряющаяся в холодноватом тумане — всё это создаёт ощущение дыхания и отражает в более крупном масштабе (b) то настроение, которое зритель читает на лице самого императора. Горделивое спокойствие, торжественная гармония (b) , движение вперёд, но не стремительное и лавинообразное — свойственное молодости (b) , а неспешное и исполненное достоинства и при этом естественное (b) , как дыхание — вот то, чем исполнен пейзаж вокруг, исполнена поступь коня, и сама фигура императора.

Картина, написанная в тициановской тёплой гамме, является превосходным материалом для обсуждения приёмов светописи и художественных приёмов автора. Внимание (b) зрителя, прежде всего, приковывает фигура императора — благодаря своему центральному положению, а также тому, что она является самым светлым пятном на картине. Одетый в сверкающие стальные доспехи (b) , кажущиеся белыми от собственного блеска, император становится сам источником отраженного света (b) , равноценным и даже более важным, чем закатное небо (b) на заднем плане. Лицо (b) Карла освещается изнутри тем же золотистым внутренним светом, для чего, кстати, физических предпосылок нет, и есть только идеологические. Тициан надевает на голову императора шлем, выполненный из тусклого, матового металла для того, чтобы не возникало конкуренции со свечением карнации (b) Карла.

Тициан «Портрет Карла V с собакой»

Тёмная фигура императорского жеребца, сверкающего влажным взглядом, шагающего легко и грациозно, занимает большую часть картины, но зритель не ощущает этого, ведь линии его силуэта (b) настолько гармоничны и так удачно перекликаются с изгибами деревьев, ландшафта и облаков, что, например, грива, развивающаяся на ветру, кажется всего лишь повторяющей рисунок клочьев туч. Цветовые акценты в картине Тициан расставил с помощью красного: два плюмажа (b) из страусиных (b) перьев на головах императора и его коня, перевязь (b) , шитая золотом, на груди Карла и попона (b) , покрывающая его коня — все эти предметы написаны одним и тем же алым разной интенсивности. Этот цвет объединяет фигуры коня и всадника, создавая настроение царственности, а также расставляя приоритеты.

Фрагмент картины

Лицо короля на этом полотне кажется более выразительным, чем на выполненном ранее «Портрете с собакой», также изображающим Карла V. Вряд ли дело в том, что возросло мастерство художника или, предположим, он получше познакомился с моделью (b) . Видимо, дело в самой модели. Если на портрете 1533 г. (b) перед нами мужчина в расцвете сил, здоровый (b) , сильный и молодой, но в лице которого нет ничего необычного и харáктерного, то в 1548 г. (b) Тициан пишет императора, уже стоящего на пороге своего пятидесятилетия. И лицо вот этого человека забыть гораздо труднее, оно не просто освещено (b) внутренним сиянием благодаря какой-то победе. Нет, однозначно ощущается по его глазам, что внутри постоянно идёт какая-то внутренняя работа, что размышления и грусть (b) не чужды Карлу. Глядя на этот портрет, легко верится, что через восемь лет этот человек отречется от престола (b) и уйдёт в монастырь (b) , тогда как взгляд на «Портрет с собакой» может не дать материал для такой идеи. И это не странно: там Карл ещё молодой человек, уже ставший опытным (b) правителем и созревший телесно и умственно — но ещё не духовно.

Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создаёт впечатление исходящего от портретируемого излучения власти (b) и величия. Анализируя приёмы, с помощью которых это сделано, можно сказать, что и осанка (b) выглядит более гордой, и подбородок поднят с большим достоинством, а во взгляде (b) читается царственная проницательность, и атрибуты всеми силами содействуют этому впечатлению, но главным, скорее всего, является то, что в фигуре портретируемого чувствуется большее желание выглядеть Королём (b) . Видная бóльшая активность и повелительность во взаимодействии с пространством (b) , которое сосредотачивается вокруг персонажа (b) картины, энергично фокусируется на нём. Здесь больше не чувствуется меланхоличности (b) . Хотя и есть грусть, но это грусть царя Соломона (b) , а не страдания Иова (b) .

Портрет Карла V в кресле

Tizian 066.jpg

«Портрет Карла V в кресле» — картина Тициана. В этом портрете художник проявил себя как зрелый художник, мыслитель и проницательный наблюдатель человеческой натуры и заложил основы композиционной схемы испанского парадного портрета.

Содержание

История создания

История взаимоотношений художника и императора насчитывает много лет. Своим благосостоянием и репутацией Тициан во многом был обязан Карлу V. Кисти художника принадлежат также несколько портретов императора.

В 1530 г. Карл прибыл в Болонью по случаю своей коронации императорской короной. Тогда Тициан написал первый портрет императора. Картина не сохранилась — известно лишь, что это был поясной портрет в парадных доспехах, украшенных орденом Золотого руна, и что он послужил иконографической моделью портрета воина-победителя. За этот портрет император предложил вознаграждение в один дукат, к которому Федерико Гонзага, герцог Мантуанский, добавил еще 150 из собственного кармана. Очевидно, портрет не очень понравился.

Через два года, когда Карл V снова оказался в Болонье, Тициан пишет для императора две картины — т. н. «Портрет Карла V с собакой» (по образцу Якоба Зайзенеггера), а также «Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме» (Флоренция, галерея Палатина), изображающий императорского полководца. На портрете императора Тициан впервые в своем творчестве использует иконографический тип изображения человеческой фигуры на портрете в полный рост.

Репутация Тициана как художника после написания этой картины упрочилась еще более. В письме к Фердинанду I от 1534 года посол императора в Венеции Лопе де Сория отозвался о нем как о «лучшем на свете рисовальщике с натуры» и сообщил о желании Карла V позировать еще для одного портрета. Высокую оценку творчества художника подтвердил и сам Карл V в письме 1536 года к Педро де Толедо, маркизу Вильяфранка и вице-королю Неаполя, назвав его «первым живописцем», который «и поныне таковым остается».





Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал — сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг, и начинает свой второй портрет императора — «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов — конного, на много веков вперед. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору.

В том же году в Аугсбурге Тициан создает «Портрет императора Карла V в кресле», который как бы является психологическим панданом и одновременно антитезой конному портрету, представляя правителя в частной обстановке. Работы Тициана в Аугсбурге, где он пишет еще ряд парадных портретов, заканчиваются в октябре 1548 г. Этот портрет считался частным и был послан в подарок родственнику, курфюрсту Баварии в Мюнхен, где и хранится до настоящего времени.

Описание полотна

Могущественный властелин окцидента изображён сидящим в кресле, одетый во все чёрное, без каких-либо атрибутов власти и государственного достоинства, внешне практически неотличимый от зажиточного купца. Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. Орден Золотого руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач. XVIII в. будет появляться на портретах всех испанских королей из рода Габсбургов, часто служа их единственным украшением (см. напр. «Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды).

Простота изображения подчёркивает высокое положение изображённого на картине человека, наряду с композиционными средствами, указывающими на его значимость: полнофигурный портрет в кресле — до этого бывший лишь привилегией пап и формат полотна, вытянутого по вертикали, использован таким образом, что приблизительно четверть пространства картины над головой монарха остается пустым.

Пространственные паузы, подчёркнутые вертикали, соотношение фигуры и видимого в окне далёкого пейзажа призваны возвеличить образ императора в рамках заданной схемы портретного замысла. У зрителя возникает чувство обширности пространства, величины, независимости, которое переносится на изображённого на полотне императора. Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Фигура императора кажется изображённой в пространстве большого зала верхнего этажа, а стена с ковром за ним как бы намекает на балдахин трона.

В отличие от «Конного портрета», здесь не заметно парадности и репрезентативности, лишь увековечивание уникальной человеческой личности с великолепным психологическим мастерством. «Конный портрет» служит прекрасной иллюстрацией того факта, что выражение «империя, в которой никогда не заходит солнце», впервые было употреблено относительно государства Карла V. А «Портрет в кресле» лучше сопроводить строками немецкого историографа:

В последние годы своей жизни Карл V страдал подагрой и глубокой меланхолией, переходившей часто на короткое время в сумасшествие и бывшее вероятно печальным наследием его несчастной матери. (Шлоссер Ф.)

В отличие от остальных тициановских портретов Карла V, на этом полотне уже лежит заметный отпечаток бурной эпохи, последовавшей за Ренессансом, с ее беспокойством и неустроенностью, что и ощущается Тицианом, передающим это чувство с мастерством художника Возрождения и не ограниченной временем прозорливостью.

Вклад Сустриса

Недавняя рентгенограмма открыла записи, сделанные в мастерской Тициана чужой рукой, возможно Ламбертом Сустрисом, помогавшим окончить портрет. Замысел не был осуществлён до конца за счёт живописного выполнения, сделанного художником средней руки. И всё же портрет остаётся интереснейшим художественным памятником своей эпохи.

Литература

Любовь земная и Любовь небесная (1515—1516) · Женщина перед зеркалом (1515) · Динарий кесаря (1516) · Венера Анадиомена (1520) · Вакх и Ариадна (1520—1523) · Венера Урбинская (1538) · Возложение тернового венца (1543) · Коронование терновым венцом (1543) · Се человек (1543) · Портрет Карла V в кресле (1549) · Венера и Адонис (1553) · Даная (1553—1554) · Венера перед зеркалом (1555) · Диана и Актеон (1556—1559) · Диана и Каллисто (1556-1559) · Несение креста (1565) · Пьета (1575—1576) · Смерть Актеона (1559—1575)

ТИЦИАН,ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА.

Шахма все записи автора «Конный портрет императора Карла V» (1548)
Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского.

В 1534 у Тициана умирает отец.

Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.[4] К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536—1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

Он создаёт замечательные женские образы в «Кающейся Магдалине» (около 1533), «Венере Урбинской» (до 1538).


«Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)
Библейским сюжетам посвящены работы «Введение Марии во храм» (1534—1538), «Благовещение» и «Ужин в Эммаусе» (обе — середина 1530-х).

В 1545 году Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III, там он встречается с Микеланджело.

Для создания портретов в 1548 он едет в Германию по приглашению императора Карла V, где пользуется большим почётом и уважением. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».

В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи».

Художник достигает вершин своего мастерства. С помощью композиционных и колористических решений Тициан способен передать на полотне самый сложный характер, движение души, трагизм ситуации, воспеть волю к жизни или красоту человеческого тела. Он создаёт такие шедевры как «Глория» (1551—1554), «Венера и Адонис» (1554), «Портрет мужчины в военном костюме» (1550-е), «Девушка с веером» (около 1556), «Диана и Актеон» (1556—1559), «Похищение Европы» (1559—1562), «Венера перед зеркалом» (около 1555), «Аллегория благоразумия» (середина 1560-х), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е).

К этому периоду относится и самый знаменитый автопортрет, на котором художник изобразил себя с кистью в руке.

640px-Carlos_V_en_MГјhlberg,_by_Titian,_from_Prado_in_Google_Earth (590x700, 485Kb)

1.
Конный портрет императора Карла V (1548)

640px-Titian_-_Penitent_St_Mary_Magdalene_-_WGA22833 (573x700, 474Kb)

2.
Кающаяся Мария Магдалина (1560-е)

800px-Tizian_102 (700x503, 421Kb)

3.
Венера Урбинская (1538)

Titian_(Tiziano_Vecellio)_-_Venus_Rising_from_the_Sea_(

4.
Венера Анадиомена (1520)

Titian_-_Marchese_del_Vasto (374x480, 165Kb)

5.
Портрет Альфонсо д'Авалоса,в доспехе и с пажом (1538)

640px-Titian_-_Tarquin_and_Lucretia_-_WGA22892 (555x700, 549Kb)


1.
Тарквиний и Лукреция (1569-1571)

Portrait_d

2.
Женщина перед зеркалом (около 1515)

800px-Tiziano_Vecellio,_called_Titian_-_Ecce_Homo_-_Google_Art_Project (700x466, 438Kb)

3.
Се человек (1543)

320px-Tizian_066 (320x552, 164Kb)

4.
Портрет Карла V в кресле (1549)

Titian_(Tiziano_Vecellio)_(Italian_-_Venus_and_Adonis_-_Google_Art_Project (640x522, 360Kb)

5.
Венера и Адонис (1554)

Tommaso_Mosti_Portrait (528x700, 395Kb)

1.
Портрет Томмазо Мости (1520)

640px-Tizian_085 (640x561, 390Kb)

2.
Похищение Европы (1562)

640px-Titian_-_Allegorie_der_Zeit (626x700, 522Kb)

3.
Аллегория благоразумия (середина 1560-х)

640px-Titian_-_Diana_and_Actaeon_-_1556-1559 (640x585, 371Kb)

4.
Диана и Актеон (1556-1559)

640px-TitianDianaCallistoEdinburgh (640x591, 351Kb)

5.
Диана и Каллисто (1556-1559)

640px-Titian_Venus_Mirror_(furs) (584x700, 462Kb)

6.
Венера перед зеркалом (1555)

1024px-Titian_-_Annunciation_-_WGA22805 (700x426, 329Kb)

1.
Благовещение Пресвятой Богородицы (около 1535)

Tiziano,_madonna_col_bambino_thyssen (505x620, 514Kb)

2.
Мадонна с младенцем около 1535)

Assunta.Tiziano.Verona (320x594, 372Kb)

3.
Вознесение Девы Марии (1530-1535)

800px-Salon_de_Mercure-LE_SOUPER_A_EMMAUS (700x464, 398Kb)

4.
Ужин в Эммаусе (1535-1540)

320px-Tizian_019 (320x546, 167Kb)

5.
Christ Crowned with Thorns (1542ß1543)

Tizian_079 (623x700, 514Kb)

1.
Мужчина в перчатке (ок.1520-1523)

Tizian_063 (551x700, 445Kb)

2.
Портрет Фредерико ll Гонзага (ок.1525-1528)

320px-Tizian_081 (320x580, 146Kb)

3.
Портрет Карла V с собакой (ок.1532-1533)

640px-Tizian_056 (433x700, 414Kb)

4.
Портрет Изабеллы д'Эсте (ок.1534-1536)

640px-Tizian_055 (636x700, 538Kb)

5.
Портрет Элеоноры Гонзага (1538)

Портрет Карла V в кресле

«Портрет Карла V (b) в кресле» — картина Тициана (b) . В этом портрете он проявил себя как зрелый художник, мыслитель и проницательный наблюдатель человеческой натуры и заложил основы композиционной схемы испанского парадного портрета (b) .

История создания

История взаимоотношений художника и императора насчитывает много лет. Своим благосостоянием и репутацией Тициан во многом был обязан Карлу V. Кисти художника принадлежат также ещё несколько портретов императора.

В 1530 (b) г. Карл (b) прибыл в Болонью (b) по случаю своей коронации. Там Тицианом был написан первый портрет императора. Картина не сохранилась — известно лишь, что это был поясной портрет в парадных доспехах, украшенных орденом Золотого руна (b) , и что он послужил иконографической моделью портрета воина-победителя. За этот портрет император предложил вознаграждение в один дукат (b) , к которому Федерико Гонзага (b) , герцог Мантуанский, добавил ещё 150 из собственного кармана. Очевидно, портрет не очень понравился.

Через два года, когда Карл V снова оказался в Болонье, Тициан пишет для императора две картины — т. н. «Портрет Карла V с собакой» (по образцу Якоба Зайзенеггера (b) ), а также «Портрет Ипполито Медичи (b) в венгерском костюме» (Флоренция (b) , галерея Палатина (b) ), изображающий императорского полководца. На портрете императора Тициан впервые в своем творчестве использует иконографический тип изображения человеческой фигуры на портрете в полный рост.

Репутация Тициана как художника после написания этой картины упрочилась ещё более. В письме к Фердинанду I (b) от 1534 года (b) посол императора в Венеции (b) Лопе де Сория отозвался о нём как о «лучшем на свете рисовальщике с натуры» и сообщил о желании Карла V позировать ещё для одного портрета. Высокую оценку творчества художника подтвердил и сам Карл V в письме 1536 года (b) к Педро де Толедо (b) , маркизу Вильяфранка и вице-королю Неаполя (b) , назвав его «первым живописцем», который «и поныне таковым остается».

«Портрет Карла V с собакой», Музей Прадо (b) Тициан. «Карл V в сражении при Мюльберге (b) ». 1548. Музей Прадо (b) . Мадрид

Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 (b) г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III (b) , (чей портрет Тициан как раз тогда писал — сейчас в Неаполе, музей Каподимонте (b) ), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы (b) . Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 (b) г. приезжает в Аугсбург (b) , где после победы при Мюльберге (b) император собрал Рейхстаг (b) , и начинает свой второй портрет императора — «Император Карл V в сражении при Мюльберге (b) » (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов — конного, на много веков вперед. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору.

В том же году в Аугсбурге Тициан создает «Портрет императора Карла V в кресле», который как бы является психологическим панданом (b) и одновременно антитезой (b) конному портрету, представляя правителя в частной обстановке. Работы Тициана в Аугсбурге, где он пишет ещё ряд парадных портретов, заканчиваются в октябре 1548 (b) г. Этот портрет считался частным и был послан в подарок родственнику, курфюрсту (b) Баварии в Мюнхен (b) , где и хранится до настоящего времени.

Описание полотна

Могущественный властелин окцидента (b) изображён сидящим в кресле, одетый во все чёрное, без каких-либо атрибутов власти и государственного достоинства, внешне практически неотличимый от зажиточного купца (b) . Лишь орден Золотого руна (b) (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага (b) указывают на благородное происхождение. Орден Золотого руна был основан прапрадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым (b) и до нач. XVIII в. будет появляться на портретах всех испанских королей из рода Габсбургов, часто служа их единственным украшением (см. напр. «Портрет Филиппа IV»Рубенса (b) или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна»Хуана Карреньо де Миранды (b) ).

Простота изображения подчёркивает высокое положение изображённого на картине человека, наряду с композиционными средствами, указывающими на его значимость: полнофигурный портрет в кресле — до этого бывший лишь привилегией (b) пап (b) и формат полотна, вытянутого по вертикали, использован таким образом, что приблизительно четверть пространства картины над головой монарха остается пустым.

Пространственные паузы, подчёркнутые вертикали, соотношение фигуры и видимого в окне далёкого пейзажа призваны возвеличить образ императора в рамках заданной схемы портретного замысла. У зрителя возникает чувство обширности пространства, величины, независимости, которое переносится на изображённого на полотне императора. Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Фигура императора кажется изображённой в пространстве большого зала верхнего этажа, а стена с ковром за ним как бы намекает на балдахин трона (b) .

В отличие от «Конного портрета», здесь не заметно парадности и репрезентативности, лишь увековечивание уникальной человеческой личности с великолепным психологическим мастерством. «Конный портрет» служит прекрасной иллюстрацией того факта, что выражение «империя, в которой никогда не заходит солнце», впервые было употреблено относительно государства Карла V. А «Портрет в кресле» лучше сопроводить строками немецкого историографа:

В последние годы своей жизни Карл V страдал подагрой и глубокой меланхолией, переходившей часто на короткое время в сумасшествие и бывшее вероятно печальным наследием его несчастной матери. (Шлоссер Ф.)

В отличие от остальных тициановских портретов Карла V, на этом полотне уже лежит заметный отпечаток бурной эпохи, последовавшей за Ренессансом, с её беспокойством и неустроенностью, что и ощущается Тицианом, передающим это чувство с мастерством художника Возрождения и не ограниченной временем прозорливостью.

Вклад Сустриса

Недавняя рентгенограмма открыла записи, сделанные в мастерской Тициана чужой рукой, возможно Ламбертом Сустрисом (b) , помогавшим окончить портрет. Замысел не был осуществлён до конца за счёт живописного выполнения, сделанного художником средней руки. И всё же портрет остаётся интереснейшим художественным памятником своей эпохи.

Портрет Карла V в кресле

Tizian 066.jpg

«Портрет Карла V в кресле» — картина Тициана. В этом портрете художник проявил себя как зрелый художник, мыслитель и проницательный наблюдатель человеческой натуры и заложил основы композиционной схемы испанского парадного портрета.

Содержание

История создания

История взаимоотношений художника и императора насчитывает много лет. Своим благосостоянием и репутацией Тициан во многом был обязан Карлу V. Кисти художника принадлежат также несколько портретов императора.

В 1530 г. Карл прибыл в Болонью по случаю своей коронации императорской короной. Тогда Тициан написал первый портрет императора. Картина не сохранилась — известно лишь, что это был поясной портрет в парадных доспехах, украшенных орденом Золотого руна, и что он послужил иконографической моделью портрета воина-победителя. За этот портрет император предложил вознаграждение в один дукат, к которому Федерико Гонзага, герцог Мантуанский, добавил еще 150 из собственного кармана. Очевидно, портрет не очень понравился.

Через два года, когда Карл V снова оказался в Болонье, Тициан пишет для императора две картины — т. н. «Портрет Карла V с собакой» (по образцу Якоба Зайзенеггера), а также «Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме» (Флоренция, галерея Палатина), изображающий императорского полководца. На портрете императора Тициан впервые в своем творчестве использует иконографический тип изображения человеческой фигуры на портрете в полный рост.

Репутация Тициана как художника после написания этой картины упрочилась еще более. В письме к Фердинанду I от 1534 года посол императора в Венеции Лопе де Сория отозвался о нем как о «лучшем на свете рисовальщике с натуры» и сообщил о желании Карла V позировать еще для одного портрета. Высокую оценку творчества художника подтвердил и сам Карл V в письме 1536 года к Педро де Толедо, маркизу Вильяфранка и вице-королю Неаполя, назвав его «первым живописцем», который «и поныне таковым остается».





Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал — сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг, и начинает свой второй портрет императора — «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов — конного, на много веков вперед. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору.

В том же году в Аугсбурге Тициан создает «Портрет императора Карла V в кресле», который как бы является психологическим панданом и одновременно антитезой конному портрету, представляя правителя в частной обстановке. Работы Тициана в Аугсбурге, где он пишет еще ряд парадных портретов, заканчиваются в октябре 1548 г. Этот портрет считался частным и был послан в подарок родственнику, курфюрсту Баварии в Мюнхен, где и хранится до настоящего времени.

Описание полотна

Могущественный властелин окцидента изображён сидящим в кресле, одетый во все чёрное, без каких-либо атрибутов власти и государственного достоинства, внешне практически неотличимый от зажиточного купца. Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. Орден Золотого руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач. XVIII в. будет появляться на портретах всех испанских королей из рода Габсбургов, часто служа их единственным украшением (см. напр. «Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды).

Простота изображения подчёркивает высокое положение изображённого на картине человека, наряду с композиционными средствами, указывающими на его значимость: полнофигурный портрет в кресле — до этого бывший лишь привилегией пап и формат полотна, вытянутого по вертикали, использован таким образом, что приблизительно четверть пространства картины над головой монарха остается пустым.

Пространственные паузы, подчёркнутые вертикали, соотношение фигуры и видимого в окне далёкого пейзажа призваны возвеличить образ императора в рамках заданной схемы портретного замысла. У зрителя возникает чувство обширности пространства, величины, независимости, которое переносится на изображённого на полотне императора. Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Фигура императора кажется изображённой в пространстве большого зала верхнего этажа, а стена с ковром за ним как бы намекает на балдахин трона.

В отличие от «Конного портрета», здесь не заметно парадности и репрезентативности, лишь увековечивание уникальной человеческой личности с великолепным психологическим мастерством. «Конный портрет» служит прекрасной иллюстрацией того факта, что выражение «империя, в которой никогда не заходит солнце», впервые было употреблено относительно государства Карла V. А «Портрет в кресле» лучше сопроводить строками немецкого историографа:

В последние годы своей жизни Карл V страдал подагрой и глубокой меланхолией, переходившей часто на короткое время в сумасшествие и бывшее вероятно печальным наследием его несчастной матери. (Шлоссер Ф.)

В отличие от остальных тициановских портретов Карла V, на этом полотне уже лежит заметный отпечаток бурной эпохи, последовавшей за Ренессансом, с ее беспокойством и неустроенностью, что и ощущается Тицианом, передающим это чувство с мастерством художника Возрождения и не ограниченной временем прозорливостью.

Вклад Сустриса

Недавняя рентгенограмма открыла записи, сделанные в мастерской Тициана чужой рукой, возможно Ламбертом Сустрисом, помогавшим окончить портрет. Замысел не был осуществлён до конца за счёт живописного выполнения, сделанного художником средней руки. И всё же портрет остаётся интереснейшим художественным памятником своей эпохи.

Литература

Любовь земная и Любовь небесная (1515—1516) · Женщина перед зеркалом (1515) · Динарий кесаря (1516) · Венера Анадиомена (1520) · Вакх и Ариадна (1520—1523) · Венера Урбинская (1538) · Возложение тернового венца (1543) · Коронование терновым венцом (1543) · Се человек (1543) · Портрет Карла V в кресле (1549) · Венера и Адонис (1553) · Даная (1553—1554) · Венера перед зеркалом (1555) · Диана и Актеон (1556—1559) · Диана и Каллисто (1556-1559) · Несение креста (1565) · Пьета (1575—1576) · Смерть Актеона (1559—1575)

Читайте также: