Паразиты сцена на диване на какой минуте

Обновлено: 08.01.2025

В 2018 главную награду Канн завоевала картина Хирокадзу Корээда «Магазинные воришки». История бедной японской семьи, которая всеми способами пытается выжить, стала неким антиподом картины Звягинцева «Нелюбовь». В картине Корээда люди, несмотря на сложности, были полны любви друг к другу, что отличает их от пресыщенных жизнью в богатых московских картинах, но холодных героев фильма Звягинцева.

В этом году в Каннах была весьма насыщенная программа. Свои новые картины представили такие мэтры кинематографа как Малик, Джармуш, Альмодовар, Тарантино. Но жюри во главе с мексиканским режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту отдали главную награду южнокорейской картине «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо.

Синопсис прост: южнокорейская семья перебивается случайными заработками, живя в крохотном подвале. Ситуация меняется, когда старший сын, благодаря рекомендациям друга, поддельном диплому и приветливой наглости, устраивается репетитором английского языка в семью бизнесмена. Там, в обстановке роскошного дома, у героя созревает план, как вытащить из бедности свою семью.

Читая синопсис «Паразитов» невольно вспоминаешь прошлогоднего победителя: снова Азия, бедная семья, вранье и попытка обрести деньги, а, следовательно, счастье, потому что для ленивых бедняков счастье всегда кроется в деньгах. В этом маленьком наблюдении прослеживается любопытная тенденция – Голливуд в последние годы любит мексиканских режиссеров, Канны отдают предпочтение азиатским картинам. Европейское и американское кино, видимо, ждет своего звездного часа.

Лента, заявленная как комедийно-драматическая, на деле оказывается смешением жанров от эксцентричной комедии до забытого каммершпиле. Но этот бурлящий первичный бульон, из которого по-видимому, совсем скоро зародятся фильмы-подражатели, не выглядит нелепым. Фильм словно бобслейная трасса, заставляет зрителя сначала идти, потом бежать, а под конец заскакивать в водоворот событий и просто нестись, предоставив все воле режиссера. Зритель с интересом наблюдает сначала за изворотливостью четырех взрослых людей, а затем за последствиями такого вранья. Количество смешков в зале постепенно уменьшается, нарастает напряжение. Пон Чжун Хо с каждой минутой ускоряет сани, и зритель мчится уже в неизвестность, где каждую минуту его ждет новый, непредсказуемый поворот.

Основная идея фильма – показать социальное неравенство и его последствия – демонстрируется на сравнении двух семей, каждая из которой состоит из четырех человек - матери, отца, сына и дочери. Одна семья бедная, собирающая коробки для пиццы и не особо желающая напрягаться. Вторая семья богатая, здесь муж много работает, зарабатывая большие деньги, а жена занимается детьми и отлично выглядит. В одной семье взрослый сын, неглупый парень, знающий английский язык и мечтающий продолжить учебу в университете. В другой семье – сын маленький, пытающийся изображать гения, любитель индейцев и абстрактных рисунков. Есть дочери. В одной семье – красивая, но бестолковая, обладающая отличными актерскими способностями, что позволяет ей прикидываться разными личностями, а в другой богатая, но не избалованная девушка, изучающая английский, и мечтающая о большой и светлой любви.

Две разные семьи, словно смотрящие друг в друга, как в кривые зеркала, и есть те самые паразиты. Для тех, кто побогаче, паразитами всегда будут те, кто беднее – от них даже исходит специфический запах. Для тех, кто беднее, паразитами всегда будут те, кто богаче, потому что у них есть все.

Паразитизм в этом фильме показан на особенном уровне. С развитием сюжета люди превращаются в насекомых, передвигаясь то на четвереньках, то словно черви, ползая по полу. Они живут в подвалах и бункерах, ведут себя неестественно, теряют человеческий облик. Их не пугают кровь и грязь, зловонная жидкость, вырывающаяся из канализации. Те, кто ниже по социальной лестнице находятся ближе к земле, из которой мы вышли и в которую мы войдем. Для них процесс превращения в паразитов также естественен, как изворотливый обман или неприкрытая зависть.

Паразитами здесь выступают и английские слова, встречающиеся в речи героев, всплывающие, как нечто инородное, что не имеет смысла и без чего можно изъясниться. Но эти моменты, когда в предложении, состоящем из корейский слов, возникают английские, как и любовь к пицце, индейцам, вигвамам и скаутам, выглядят как просачивающаяся паразитическая сущность инородного другой самобытной культуре. Паразитизм – он во всем.

Эта картина не привязана к месту и поэтому лишена колорита южнокорейской культуры. Здесь не показаны виды Сеула. Для зрителя важны два мира – крохотный подвал и роскошный дом. В этих мирах и происходит развитие сюжета. Этим картина приближена к притче, которую можно перенести и в кварталы Нью-Йорка и в районы московских многоэтажек.

Об этой картине действительно сложно рассказывать. Она имеет несколько ключевых поворотных моментов, которые меняют сюжет полностью и о которых нельзя говорить, дабы не портить просмотр.

Каким-то странным образом, «Паразиты», как и прошлогодний победитель Канн, напоминает мне картину Звягинцева «Елена». Южнокорейских «Паразитов» и нашу «Елену» роднят желание захватить чужую роскошную территорию и быстро превратиться из «гопников» в «интеллигенцию». Бесконечная слепая зависть, не оставляющая выбора между «пройти мимо и простить нам наше счастье» и убийством, превращает героев двух этих картин в жалких существ, для которых последующие годы жизни будут превращены в бесконечные муки совести, проведенные в темноте собственного разума.

Если бы каждый из нас мог просто пройти мимо, простить и порадоваться за другого, не мешать, не лгать, не презирать, то людей, превращенных в паразитов, стало бы куда меньше. Как известно, плохими людьми не рождаются. Ими становятся. И зачастую рождает в них паразитов общество вокруг.

Пон Чжун Хо – один из самых известных современных южнокорейских режиссеров, пока не имеющий статус культового, но упорно к нему движущийся, снял необычный и очень интересный фильм, в котором поднимается много важных вопросов, что мне сложно с чем-то его сравнить. Эта картина побуждает взглянуть на себя со стороны, найти в себе паразита и заставить его послушно сидеть внутри и не высовываться наружу, ибо любой паразит должен быть скрыт во тьме.

«Зависть есть беспокойство души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им»

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 538 / 108
  • тип рецензии:

Бедность не порок

Классовое неравенство, наверно, останется вечной проблемой. Подобное извечное противостояние богатых и бедных где и каким образом только не обыгрывалось. Но, как часто случается, всегда найдётся тот, кто сможет обыграть что-то эдакое давнейшее по-новому, создать нечто настолько захватывающее, что подобрать нужных слов для описания будет очень трудно. Одним из таких тех самых 'тех' оказался корейский мастер Пон Джун Хо, который после интересного сотрудничества с Нетфликс, вылившегося в 'Окчу', сатирическую критику общества потребления, вернулся на родину, чтобы снять не менее социальную картину о том самом расслоении. Только в силу своего несомненно огромного таланта Пон Джун Хо не мог сделать всё уж слишком обыденно и просто, когда можно сделать по-настоящему замечательно.

'Паразиты' действительно восхищают преподнесением своей темы, которая не задерживается в рамках одного жанра: Хо великолепно сменяет уморительную комедию на пугающий триллер с вкраплёнными хоррорными элементами и даже с присущим азиатскому кинематографу красивой эротичностью отдельных сцен, а после также легко переходит от очередного возвращения к смеху к тяжёлой, грустной и меланхоличной человеческой трагедии с самых разных сторон: грустной трагедии несбыточных планов, бессилия человеческого естества против природы или же под конец к трагедии печального одиночества с чуть горящей тусклым пламенем надеждой на будущее. Вообще, удивительно, сколько всего и в каком бешеном ритме, по-настоящему живом и захватывающем духе удаётся автору уложить в два с небольшим часа, когда лента раз за разом, минута за минутой продолжает раскручиваться и удивлять, предоставляя даже самому догадливому зрителю всё новые сюжетные перипетии. Преподносит это Пон Джун Хо не менее увлекательно, чем раскручивает саму историю: отдельные сцены под музыку вполне могут вызвать бурные аплодисменты, а отдельные кадры, как часто случается в азиатском кинематографе, словно созданы, чтобы существовать в рамке над камином, дабы в томные вечера посматривать на них и обдумывать нечто глубокомысленное.

Благо, поводов для таких посиделок Хо тоже даст вдоволь. 'Паразиты' при всей своей ощутимой лёгкости просмотра совершенно не так просты по своей сути, демонстрируя присущее режиссёру умение изящно и тонко обыгрывать насущные людские проблемы. Здесь сталкиваются два разных мира - богатых и бедных, где, что самое примечательное, нет однозначно плохих и однозначно хороших представителей. Тут и там существуют живые люди - две семьи, любящие и заботящиеся, но у каждой из них в силу особенностей положения сформировалось своё мировоззрение: семья господина Кима, представителя класса бедного, ютится в подвальной квартире, зарабатывая на жизнь собиранием коробок для пицц, а семья господина Пака, успешного бизнесмена, теряется в своём же огромном современном особняке со всеми удобствами жизни и даже личной служанкой. Для первых повседневной проблемой является мочащийся на тротуаре мужчина, а для вторых - очередная проделка младшего сына. И положение, в котором существуют герои, повлияло, конечно же, и на восприятие всего мира в целом: если вторые люди более наивные, простые, поскольку им не к чему бороться за существование при всех имеющихся средствах, то первые, прокачав по максимуму красноречие вкупе со смекалкой, обманывают, чтобы жить, и адаптируются буквально за несколько секунд, словно тараканы успевая взять нужное и разбежаться с загоревшимся на кухне светом. И, глядя на первое столкновение двух противоположных миров, становится сразу понятно: как только тараканий мир вступает в взаимодействие с миром ресурсов - дальнейшую их связь разорвать будет уже невозможно. Будто те самые 'паразиты', семья мистера Кима становится, сами того не замечая, зависимыми от жизни Паков, позволяя на долгие часы под дождливым небом забыть о своём бедственном положении, вволю придавшись мечтам. А по итогу и сами Паки также тесно становятся зависимыми от своих новых знакомых.

Однако, вновь чем дальше вглубь, тем понятнее и то, что под одним подвальным уровнем всегда найдутся и постояльцы уровнем пониже. Такие же ютящиеся в четырёх тесных стенах и такие же, ещё более, до пугающей степени, зависимые. Кто-то из паразитов уровнем ниже будет искренне и благодарно довольствоваться своим тайным положением, а паразиты другие, те, что с большими амбициями, не смогут смириться с рушащимися планами. И смешиваются в кучу паразиты, кони, люди и индейцы-скауты. Потому, что неудивительно, этот странный паразитический симбиоз разрушает всю свою основу, изничтожает носителя и зависимого и приводит к гнетущей и ужасающей трагедии, которую на протяжении всей истории формируют самые мелкие детали: будь то надоедливый запах, о котором внезапно прознал, надменные фразы не в самый нужный момент или же нарушение установленных личных границ в беседе о любви. Постепенно, шаг за шагом, надвигающаяся развязка звенит всё сильнее и сильнее, а в своей кульминации под ясным небом ощущается разрядом молнии, оставляющем в смятении. И даже в послесловии, когда кажется, что Хо даже при всём случившемся готов свести историю к счастливому концу, на самом деле возникает лишь многоточие, оставляющее аудиторию, как и героев повествования, наедине в молчании с возможно несбыточными надеждами и пугающими мыслями о туманном будущем.

'Паразиты', без сомнений, являются прекрасным и образцовым творением гениального корейского кинематографа, продолжающего завоёвывать любовь зрителей по всему миру. И после просмотра новой ленты Пон Джун Хо понятно, что это всё заслуженно. Поразительное произведение с тонкой человеческой натурой в своей основе. Его герои, какими бы плохими они не казались, понятны и даже честны в своём поведении перед зрителем. И бедность, как и богатство, для них не порок, а дорожка с благими намерениями и так понятно, куда готова привести. Получится свернуть с этого пути или нет с тяжёлым камнем в руках - это вопрос уже иного типа, но ясно одно: даже паразитов можно понять и можно им посочувствовать. Как никак, все мы люди: что в подвалах, а что в дорогих особняках. И разницы, в конечном счёте, между нами никакой.

[ОБЗОР] Фильм «Паразиты»: расслоение общества в современной Корее


Фильм «Паразиты» повествует о семье Ким Китэка (Сон Кан Хо), которая состоит из него, жены Чунсук (Чан Хё Джин), бывшей медалистки-спортсменки, и их двоих детей, умном парне Киу (Чхве У Шик) и предприимчивой девушки Кичжон (Пак Со Дам). На момент начала фильма все члены семьи – безработные, а дети – без высшего образования, так как не смогли поступить в институты. Они занимаются тем, что складывают коробки для местной пиццерии, но даже это делают плохо. Семья живёт в полуподвальной квартире, ворует чужой WIFI и еле сводит концы с концами. Но при этом они все довольно дружны и, в каком-то смысле, счастливы.







Здесь режиссёр Пон Джун Хо показывает одну из основных проблем современной Кореи – безработицу. Словами Чунсук он говорит: «Выпускники вузов выстраиваются в очередь на позицию охранника». Если такое происходит с людьми с высшим образованием, то что говорить про тех, кто имеет лишь среднее образование, или про тех, кто уже не молод?!

Внезапно, как снег на голову, к семье приезжает Минхёк (камео Пак Со Джуна) – успешный друг Киу. Он привозит в подарок семейству камень, который должен принести им материальное благополучие. Данный камень ещё будет символично фигурировать по сюжету фильма. Минхёк просит Киу заменить его в качестве репетитора у дочери-старшеклассницы в богатой семье Пак (Чон Джи Со). Он говорит, что любит девочку и хочет жениться на ней после поступления в институт и не готов доверить ее «высокомерным выскочкам», а Киу, по его мнению, непохож на них. Несмотря на комплимент, в этот момент зрители видят, что дружба между парнями условная, Киу по-черному завидует своему «другу», а тот смотрит на него свысока.





После того, как Киу попадает в дом богатой семьи Пак и понимает, что мать семейства (Чо Ё Джон) и дочь по имени Дэа легко «развести», так как обе довольно доверчивы и добродушны, он начинает осуществлять свой план по внедрению своей «паразитарной семьи» в «организм-хозяин».

Здесь стоит обратить внимание на то, что режиссёр Пон показывает еще одну особенность корейского общества: зависимость от мнения окружающих и слепая вера в чужой авторитет. Госпожа Пак Ёнкё принимает на работу прислугу исключительно по рекомендациям, считая, что так «надежнее всего». Её не смущают поддельные бумаги и странные запросы фиктивного «кадрового агентства» семьи Ким. Она слепо и наивно верит Киу, рекомендованному Минхёком, а затем и всем его «рекомендациям».

«Она богатая не потому, что добрая. А добрая, потому что богатая. Чувствуешь разницу?».







Киу пристраивает на разные должности в дом Паков членов своей семьи, параллельно избавляясь от старых сотрудников: Кичжон начинает заниматься репетиторством с младшим сыном Паков, Дасоном (Чон Хён Джун), у которого есть давняя психологическая травма; Китэк становится личным водителем господина Наттана Пака (Ли Сон Гюн), а его жена – экономкой в доме. Параллельно Киу влюбляет в себя наивную Дэа.

Стоит заметить, что не все Кимы – чистые «паразиты», которым свойственно заботиться лишь о своём благе и тунеядствовать. Все члены семьи старательно работают на новом месте, а Китэк даже проявляет внимательность и сопереживание к старшим Пакам, спрашивая у Наттана, любит ли тот свою жену. Тот с саркастической улыбкой отвечает согласием, и зрители понимают, что в доме благополучной семьи не всё так гладко, как может показаться.

Вероятно, больше всего к понятию «паразит» можно отнести Кичжон, так как она полностью сосредоточена на успехе и благополучии собственной семьи, и ей совершенно плевать на Паков, даже на травму своего маленького подопечного. А Киу не гнушается использовать против Дэи информацию из её собственного дневника.





На жизненном небосводе семейства Ким вроде бы проясняется: они все при работе, «сосут» из Паков огромные деньги и тайно жируют в их доме. Но внезапно, как гром среди ясного неба, появляется бывшая экономка Паков по имени Мункван (Ли Чон Ын). Она раскрывает Кимам тайну старого дома: в нём есть секретная дверь, ведущая в обустроенный для жилья подвал, в котором находится муж женщины, беглый преступник (Сон Кан Ло). Он использует азбуку Морзе и переключатель в подвале, чтобы общаться с внешним миром при помощи лампы в коридоре дома. Однако его может понять только младший сын, Дасон, которого никто в семье толком не слушает.

«Я уже привык так жить. Здесь довольно неплохо. У меня ведь ничего не осталось. Единственное, что у меня есть, — это любовь».


Именно в этот момент в одном «организме-хозяине» оказываются два семейства «паразитов», между которыми начинается битва не на жизнь, а на смерть. Семья Ким побеждает и запирает Мункван с мужем в подвале, попутно сталкивая женщину с лестницы, из-за чего она получает смертельную черепно-мозговую травму.

Озабоченные собственным спасением, Кимы становятся случайными свидетелями разговора и постельной сцены старших Паков, во время которой выясняется, что у Наттана есть необычные сексуальные предпочтения, а госпожа Пак любит наркотики. Вероятно, даже огромные деньги не всегда способны сделать людей до конца счастливыми. Во время разговора Паки снисходительно, но с долей отвращения говорят о своих сотрудниках, как о людях низшего сорта.

«Но его запах…его трудно распознать. Такой запах исходит от тех, кто ездит в метро. У таких есть особый запах. Протухшей редиски? Нет-нет. Как будто половую тряпку прокипятили, примерно такой запах. И он доходит до заднего сидения, от него никуда не деться».


В этот момент в подвале умирает Мункван, её муж сходит с ума и разбивает себе голову о переключатель. Это видит лишь Дасон. Оказывается, что однажды сбежавший преступник, ночью прокравшийся из убежища на кухню за едой, до судорог напугал малыша, после чего мальчик начал выдумывать разные истории, потеряв доверие членов своей семьи. «Помогите!» — переводит Дасон мигающий код, но никому об этом не говорит. Какая ирония.


В эту же ночь второе несчастье обрушивается на семью Ким: их район затопляет дождём. Единственное, что они уносят из дома: медаль Чунсук за спортивные заслуги и камень, подаренные Минхёком. Режиссер Пон показывает отчаянную борьбу малоимущих семей за остатки своих жизней. И на контрасте – совершенно отрешенную Кичжон, которая сидит на унитазе в потоке льющейся грязной воды и курит, глядя в никуда, ведь ей терять нечего. Перед этим она обвиняет отца в том, что он слишком симпатизировал Пакам, а о собственной семье не заботился, поэтому они оказались в такой ситуации. После эвакуации жителей в спортивный зал между Киу и его отцом происходит занимательная беседа.



«Это не я вцепился в этот камень. А он в меня. Он не отпускает меня, папа».

«Единственный план, который не провалится, — тот, которого нет. В любом другом случае жизнь тебе подгадит. А когда у тебя нет плана, всё становится просто, потому что всё становится неважно. Убьёшь ты человека или Родину предашь – неважно».

Семейство Ким просыпается утром в спортзале, опустошённые и потерянные. В этот момент они острее всего ощущают себя теми самыми «отбросами», которыми их считают Паки. У них ничего нет, никакого будущего, никакого плана. И усугубляет их моральное состояние праздник семьи Пак: те собираются отмечать день рождения Дасона, который только-только начал восстанавливаться после полученной травмы, и приглашают всех Кимов к себе домой.


Однако атмосфера изменилась. Китэк, который возит госпожу Пак по магазинам и слушает её бездумное щебетание по телефону, всё глубже погружается в себя. В какой-то момент она, сидя в машине, закрывает нос пальцами, словно чувствует вонь. Киу, наблюдающий за богатыми гостями на лужайке, спрашивает Дэю, вписывается ли он в это общество. Если раньше у парня был план «охомутать» девочку, жениться на ней после школы (прости, Минхёк) и войти в семью Пак, то сейчас он растерян и смущён. Он понимает, что всегда будет белым пятном на яркой картине их жизни. Что ему чего-то не хватает…

В этот момент Кичжон говорит матери, что у отца «есть план», она переживает за пленников в подвале и даже хочет отнести им еды, но её отвлекает госпожа Пак. И в этот момент из подвала выходит тот, у кого нет никакого плана, кто потерял то единственное, что удерживало в нём желание жить.





Пока «организм-хозяин» веселится и празднует, в мире «паразитов» наступает критический момент. Китэк последний раз спрашивает у господина Пака, любит ли тот свою жену, на что получает напоминание о том, что он – лишь работник, и не должен лезть в дела хозяина. В этот момент из подвала вырывается муж Мункван. Он использует злосчастный камень удачи, чтобы разбить им голову Киу, затем хватает кухонный нож и выходит на лужайку, где собрались остальные Кимы. Кичжон стоит с тортом перед малышом Дасоном, когда преступник кидается вперёд. Он протыкает ножом грудь девушки, после чего его самого насаживает на вертел Чунсук. Кошмар Дасона повторяется, он вновь теряет сознание на руках матери.

Среди всеобщего хаоса остаются две семьи, у обеих есть пострадавшие дети. Наттан орёт на Китэка, требуя того везти их сына в больницу или отдать ему ключи от машины, несмотря на то, что его дочь истекает кровью. Китэк в прострации кидает ключи, которые попадают под тело преступника. И в этот момент Наттан совершает свою последнюю ошибку: не взирая на то, что мужчина ранен, он переворачивает его с показным отвращение, затем берёт ключи и начинает вставать, зажав нос пальцами. Ах этот запах «нищебродства»! Для Наттана ни жизнь этого человека, ни жизнь Кичжон ничего не значат и не стоят. Они – мусор под его ногами, который только и делает, что воняет.

И тогда Китэк, у которого больше нет никакого плана, встает и всаживает брошенный нож в грудь Наттана Пака. После чего сбегает в неизвестном направлении.

Дальнейшие события происходят после того как Киу, спасённый из дома Дэей, приходит в себя в больнице. Они с матерью получают условный срок за подделку документов во время устройства на работу и различные махинации. Кичжон мертва. Отец в бегах. Они возвращаются в свой отремонтированный подвал и пытаются жить, как это было до злосчастного камня, от которого Киу, кстати говоря, избавляется.

Юноша продолжает следить за бывшим домом Паков, где уже живут иностранцы. И в один из вечеров он видит то, чего подспудно ждал: мигающий свет лампы в коридоре. Азбука Морзе. Китэк написал ему письмо. Он рассказал сыну, что после убийства Наттана сразу понял, куда ему нужно идти. Таким образом, один паразит в подвале сменяется другим, на место одного беглого преступника, у которого осталась лишь любовь к своим близким, приходит другой. Китэк не надеется выбраться из подвала, ему там так же хорошо, как было его предшественнику. И это единственное, что он хочет донести до своего сына.

Фильм заканчивается фантазией Киу. Утопив денежный камень, он ставит цель построить карьеру, заработать много денег и выкупить злосчастный дом.

«У меня есть план. Я собираюсь заработать много денег и построить карьеру. Семья – это, конечно, хорошо, но сначала карьера. Когда я заработаю много денег и куплю этот дом, всё, что тебе останется, папа, — это подняться по лестнице из подвала. А до тех пор береги себя».

Если вы посмотрите на постер киноленты, то на ней показаны несколько главных героев с закрытыми глазами, ноги убитой Кичжон и призыв: «Найди злоумышленника».

5+ деталей, которые вы могли не заметить в фильме «Паразиты», собравшем 6 номинаций на «Оскар»

6 номинаций на «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля и множество других престижнейших кинонаград, высокие оценки критиков и простых зрителей — все это о фильме «Паразиты», снятом талантливым южнокорейским режиссером Пон Чжун Хо. Здесь нет сумасшедших спецэффектов или головокружительных съемок, но этой картине удалось произвести эффект разорвавшейся бомбы и задеть самые тонкие струны человеческой души.

В преддверии премии "Оскар" мы в ADME решили пересмотреть один из лучших фильмов 2019 года и обратить внимание на те детали и скрытые смыслы, которые, возможно, вы не заметили при просмотре. Внимание: в статье множество спойлеров!

О чем этот фильм?

Режиссер картины рассказал, что история фильма отчасти автобиографична: когда-то в студенчестве он подрабатывал репетитором в состоятельной семье. Тогда ему казалось, будто он шпионит за чьей-то чужой жизнью.

Сюжет поначалу складывается просто: парень из небогатого семейства по фамилии Ким не без обмана попадает на работу в качестве репетитора английского языка в богатую семью Паков. Очень быстро семья Кимов смекает, что это их шанс вырваться из безденежья, и постепенно все четверо устраиваются на службу к Пакам. И если первая половина картины похожа на сатирическую комедию, то чем дальше продвигается сюжет, тем более крутые и драматичные повороты ждут оцепеневшего зрителя.

Фильм буквально напичкан символами и метафорами, наделен мощным посылом и при помощи художественных приемов всячески намекает зрителю, что каждая сцена здесь неспроста. Если коротко, то эта картина говорит о социальном неравенстве и той бездне, которая разделяет богачей и бедняков. Режиссер Пон Чжун Хо назвал свою работу «комедией без клоунов и трагедией без злодеев», и это действительно так, ведь у каждого героя здесь своя правда. Давайте рассмотрим некоторые детали картины повнимательнее, чтобы глубже понять ее смысл.

1. Различие в домах

Практически все действие фильма происходит в замкнутом пространстве: это либо дом бедняков, либо дом богачей. В самом начале фильма камера медленно скользит вниз, спускаясь в жилище Кимов — полуподвальную лачугу. Здесь мало света, тесно и грязно, а самое высокое место в доме — это туалет, сидя возле которого герои пытаются поймать бесплатный интернет. Дом Кимов находится на полуподвальном этаже, тем самым будто давая надежду своим обитателям. Люди живут еще не совсем под землей, и да, есть страх скатиться на самое дно, но в то же время есть и шанс выбраться.

С домом богачей Паков еще интереснее: еще во время написания сценария и создания раскадровок режиссер картины знал, как примерно должен выглядеть особняк. Все, что снималось в доме, снималось не просто так, и все передвижения были спланированы заранее, чтобы показать, как герои ловко прячутся, шпионят, крадутся — как самые настоящие паразиты. Внимание уделялось даже тому, с какой стороны на дом Паков будет светить солнце, — это было важно для сцены развязки. Есть и еще одна важная деталь, которая встречается буквально на протяжении всего фильма. Догадались, о чем мы?

2. Обилие лестниц

В фильме очень много лестниц и ступеней. Дом Паков не просто находится в хорошем районе города, он расположен на возвышенности, на которую сначала нужно взобраться и только потом подняться в дом по нескольким лестничным пролетам. Дом бедняков Кимов, как мы помним, — в полуподвале, но даже чтобы попасть в их район, нужно спуститься по множеству городских лестниц. Так создатели фильма подчеркивают, что социальное положение героев не просто различается — это буквально вершина и низ социальной лестницы. Лестницы отсылают и к ступеням общественной иерархии, по которым пытаются вскарабкаться бедняки.

Когда мы узнаем о существовании в доме подвала, где бывшая домработница скрывает своего мужа от коллекторов, то становится понятно, где оно, то беспросветное дно, с которого практически невозможно подняться. Бедняки Кимы не скрывают своего презрения к хозяевам и, более того, считают себя выше их.
Удивительно, что за все время владения своим домом богачи даже не узнали о существовании в нем бункера. Все потому, что Паки никогда не смотрят вниз и не интересуются тем, что там происходит. Это ярко характеризует сцена в спальне дочери Паков: Ким-младший спрятался под кроватью девочки, его заметила собака и начала тявкать, но девочка просто забрала собаку и даже не нагнулась, чтобы заглянуть под кровать.

Внезапное возвращение хозяев опускает Кимов с небес на землю: трое членов семьи стремятся поскорее скрыться. Помните, что по дороге домой они попали под сильный дождь, который вызвал подтопление в их районе? Именно дом Кимов из-за низкого расположения был затоплен в первую очередь, в то же самое время дом Паков остался цел и невредим. Даже кадр со стекающей водой намекает, что стремительный поток льется вниз, туда, где находится дом Кимов, и вот-вот они увидят, что потеряли все свое имущество. Герои понимают, что, как бы они себя ни обманывали, их место, увы, на том самом дне, от которого они только что отрекались в подвале богатого дома.

3. Различие во внешнем виде героев

Конечно, создатели фильма подчеркивали разное социальное положение героев и при помощи их внешнего вида — дорогой и простой одежды, но в этом плане есть интересные детали. Так, когда богатые и бедные показаны в одном кадре, то первые всегда в яркой, светлой одежде и лучше освещены, а бедняки словно постоянно находятся в их тени.

4. Про границы

Глава семейства Паков не раз подмечал, что терпеть не может, когда люди переходят границы. Оригинальным визуальным приемом Пон Чжун Хо показал, как эти самые границы разделяют богатых и бедных: во многих кадрах фильма можно заметить, что богатые Паки отделены от Кимов теми или иными вертикальными линиями. И как бы Кимы ни мечтали, им никогда не пересечь эту границу.

5. Почему Ким убил Пака?

У многих зрителей после просмотра фильма остался открытым один вопрос: почему же глава семьи Ким бросился с ножом на своего хозяина и убил его? Для этого нужно вспомнить некоторые детали картины.
Помните, как во время дня рождения сына Ким-старший и Пак-старший сидели в кустах в костюмах индейцев? Именно тогда Ким, почувствовав хороший момент, решил сделать своему хозяину комплимент. А теперь вспомним про нетерпимость Пака к пересечению границ. Он довольно резко оборвал своего водителя и указал ему на то, что он просто делает свою работу. Они не друзья и никогда ими не были. И не будут.
Вспомним и то, что семейство Паков несколько раз говорило о неприятном запахе, а однажды они обсуждали, что запах исходит именно от прислуги. Этот разговор услышал Ким-старший. Таким образом, социальная пропасть между семьями подчеркивается даже запахом нищеты, от которого почти невозможно избавиться, если ты живешь в лачуге.

Именно поэтому, когда Пак подходит к трупу обезумевшего мужчины из подвала, чтобы забрать ключи от своей машины, и зажимает нос из-за неприятного запаха, что раздается от бедняка, Ким-старший слетает с катушек и набрасывается на Пака с ножом. Это был катализатор. Ким понимает, что Пакам совершенно наплевать на то, что его дочь мертва, а сын при смерти, и единственное, чего они хотят, — это как можно скорее уехать и больше не соприкасаться ни с тем ужасом, что произошел в этом месте, ни с теми людьми, что пострадали.

6. Что означает камень?

Еще один любопытный момент связан с камнем, который семья Кимов в самом начале получает в качестве подарка. Сам режиссер говорит, что хотел привлечь внимание зрителей к этому камню и создать небольшую интригу. В Корее нет традиции дарить камни, поэтому этот подарок выглядит как минимум странно. Зрители думают, что, возможно, это какая-то метафора, но в определенный момент Ким-младший сам говорит, что это метафора, и от этого все становится еще запутаннее.
Именно камень был единственной вещью, которую Ким-младший забрал из своего затопленного дома: он стал для него чем-то вроде талисмана. Понимая, что именно он виноват во всей цепочке событий, парень принимает решение самостоятельно разобраться с обитателями подвала и отправляется туда с камнем. Но в результате тот, кому был подарен этот камень, сам же получает им по голове и чуть не лишается жизни. «Я думаю, что камень вносит дополнительный слой в повествование. Чувствуется, будто это проклятый предмет, и в итоге он весь в крови. Он будто рассказывает историю всех этих ужасных событий», — говорит режиссер.

7. Кто же на самом деле паразиты?

Понравился ли вам фильм «Паразиты»? Какие ощущения у вас остались после просмотра?

AdMe / Кино / 5+ деталей, которые вы могли не заметить в фильме «Паразиты», собравшем 6 номинаций на «Оскар»

Паразиты: в чем смысл фильма, объяснение концовки, разбор и анализ

Ну что ж, Оскар уже прошел и номинацию за лучший фильм выиграл «Паразиты» (2019). Смысл этого фильма не всем понятен – в чем он? Почему убил хозяина один из главных героев? Чем закончился проект? Мы сделаем анализ, выявим непонятные места, проведем полный разбор и внесем немного критики. Однако сразу предупредим – фильм хорош.

паразиты 2019 смысл фильма

Сюжет

Сюжет фильма вращается вокруг двух семей – нищих Кимов, которых живут в подвальном помещении, и состоятельных Паков, ни в чем себе не отказывающих.

Жизнь Кимов сложная: им приходится бороться с местными пьянчужками, которые не стесняются справлять нужду прямо у их окон; они воруют местный вай-фай и достигли настоящего мастерства в попытках облапошить доверчивых проходимцев ради куска хлеба. Работы нет, а подработка, достающаяся с таким трудом, не приносит стабильных денег.

Однажды к сыну Кимов Ки-ву приходит его друг с подарком – он преподнес семье камень богатства, который должен принести им удачу в делах. Кажется, камень сработал тут же: друг предложил молодому Киму занять его место репетитора, пока самого не будет в городе.

Увидев дом Паков и наивность домохозяйки, Ким тут же понял, как обеспечить работой всю свою семью. Теперь то они заживут счастливо.








В чем же смысл?

Южнокорейский фильм сразу позиционировался как остросоциальный проект, рассказывающий о пропасти между богатыми и бедными. Пока одни купаются в роскоши, другие проводят большую часть жизни под землей. Это режиссер о самих корейцах. И хотя нам ситуация с подземными бункерами, оборудованными под постоянное жилье, чужда, общее противопоставление богатых и бедных вполне знакомо.

Подкупает не само социальное неравенство, а правда-матка о нем. Да, с одной стороны нам жаль бедных во всех смыслах Кимов, которым приходится бороться с бедностью и выживать любыми способами. Но посмотрите, что они делают, когда получают так тяжело добытую удачу: они разрушают все вокруг. Как паразиты.

Паки тоже не такие уж симпатичные: имея более комфортные условия для жизни, они с отвращением чувствуют запах своих слуг и изо всех сил держат дистанцию.

паразиты в чем смысл фильма

Почему произошло убийство?

Развязка фильма получилась довольно кровавой, и глава семейства Кимов сделал непоправимый шаг – он убил архитектора Пака. Но за что?

Помните, как Пак принюхивался к его запаху – мерзкому подвальному душкУ, который нельзя ничем выветрить, настолько он впитался? Это не давало забыть Киму о том, кто он такой и как презрительно к нему относятся более состоятельные люди. Пока никто не указывал на его жалкое место, он с юмором и тараканьей хваткой относился к бедам, но стоило кому-то пренебрежительно закрыть нос и Кима понесло.

В тот злополучный день, когда Паки наплевали на жизнь дочери Кима, лишь бы спасти вполне здорового сына, Ким заметил, как Пак брезгливо отодвинулся от его умирающего подвального «друга» Кын-сэ. Это так взбесило Кима, что он не мог больше терпеть унижений. И нанес удары.

Двойная концовка

На финише мы видим вполне счастливый финал: Ки-ву, оправившись после происшествия и смерти сестры, сделал все возможное, чтобы однажды купить этот дом и воссоединить семью. Это была его цель, мечта. Но добился ли он этого? Мы встречаем на последних кадрах молодого Кима, который все еще живет в своем подвальном доме и грезит о том, чтобы спасти отца. Мы не знаем, достигнет ли он поставленной цели, но он искренне этого хочет.


Когда режиссера картины Пон Джун-хо спрашивали о концовке, он сразу признался: если бы финал был оптимистичным, где Ки-ву добивается цели и вызволяет отца, это бы разозлило зрителя. Система ужасна и хорошо ничего не закончится. Финал не мог быть другим.

На Оскаре

Оскар ведут уже 93 года. Впервые за почти столетие в номинации за лучший фильм выиграла неанглоязычная картина. Это сделало Оскар 2020. Никто не ожидал такого поворота.

Нужно отдать должное маркетологам, которые провели отличную кампанию по продвижению фильма и дали ему хороший старт на Каннском фестивале. Независимый дистрибьютор «Неон» приложил немало усилий и добился того, чтобы южнокорейское кино стало открытым для мировой аудитории зрителей. Теперь цель достигнута.

К слову, нам есть, над чем размыслить. В фильме пару раз упоминалось негласная напряженная ситуация с Северной Кореей. По крайней мере, мы можем судить об отношении южнокорейцев к северным соседям.

Критика

С этим все просто – фильм всем настолько понравился, что все критики в голос хвалили картину и самого режиссера. Рейтинг кинокартины на Rotten Tomatoes – 99%, по Кинопоиску – 8.0, по IMDb – 8.60.

Немного интересных фактов

  • По сюжету сестра подделывала документы об образовании своему брату Ки-ву. Это был настоящий университет Ёнсе, в котором режиссер Пон Джун-хо когда-то учился.
  • «Паразиты» стал первым южнокорейским фильмом, права на показ которого продали в 192 стран – наибольшее количество стран за всю историю Кореи.
  • Актриса Чан Хе-джин, сыгравшая жену Кима, специально для фильма набрала лишних 15 кг, а вот Чхве У-щик (Ки-ву) наоборот – похудел для своей роли, чтобы выглядеть более уязвимым и молодым.
  • Несмотря на то, что дети Кимов по сюжету являются молодыми людьми студенческого возраста, им обоим почти по 30 лет. Чхве У-щику – 29 лет, а Пак Со-дам – 28 лет.
  • Актерам Чхве У-щику и Пак Со-дам, сыгравшим детей Кимов, разрешили в процессе съемок называть их киношного отца Сона Кан-хо «папой», хотя в южнокорейском обществе это непринято и даже неприемлемо.
  • После того, как в Каннах прошла премьера этого фильма, публика 15 минут аплодировала стоя.
  • Репетиторство в сюжетной линии фильма было неслучайно выбрано авторами проекта. По словам корейцев, это единственная возможность для бедняков попасть в высшее общество.

На этом у нас все. А вы как думаете, в чем смысл фильма? Почему Ким убил хозяина? Проведите свой анализ и сделайте разбор в комментариях. 😉

Это всё метафора: обзор фильма «Паразиты», взявшего главный приз в Каннах Статьи редакции

Сатирическая комедия от режиссёра «Сквозь снег», «Воспоминаний об убийстве» и «Окчи».

Красивая плашка «Победитель Каннского кинофестиваля» на постере фильма, кажется, давно перестала значить что-то для широкого зрителя (если вообще когда-то значила). Награда и в рамках самого фестиваля несколько потеряла вес — уж слишком часто в последние годы на решение жюри стали влиять сторонние причины: политические, социальные, а порой и банальное отношение киносообщества к конкретному режиссёру (речь, конечно, о тех случаях, когда приз дают как бы «за выслугу лет»).

Когда-то «Золотую пальмовую ветвь» могли взять будущие народные хиты вроде «Криминального чтива» или «Пианиста» — сейчас её будто специально стараются не давать тем фильмам, которые находят наибольший отклик у аудитории.

Так, когда вся фестивальная публика была без ума от немецкого «Тони Эрдманна», награду отдали неплохой, но не особо выделяющейся социальной драме «Я, Дэниель Блэйк». В год, когда в Каннах показывали будущего оскаровского лауреата «Сына Саула», приз ушёл «Дипану» — сомнительному фильму о беженцах из Шри-Ланки, одному из самых слабых в карьере хорошего режиссёра Жака Одиара.

Наконец, в прошлом году, пока критики и зрители на руках носили корейского «Пылающего», жюри решило выдать «Золотую пальмовую ветвь» тихим, невзрачным и очень «удобным» «Магазинным воришкам».

В этом смысле победа «Паразитов» Пон Джун-хо, обошедших в основном конкурсе новые работы Квентина Тарантино, Терренса Малика, Джима Джармуша и каннских ветеранов братьев Дарденн — событие, может, не историческое, но точно знаменательное. Для начала, это первая «Золотая пальмовая ветвь» в истории Южной Кореи, страны с одной из самых развитых кинематографий на сегодняшний день.

Корейцев уже дважды «обкрадывали» на Лазурном берегу — собственно, в прошлом году с «Пылающим» и в 2003-м, когда «Олдбой» уступил политической документалке «Фаренгейт 9/11», получив лишь утешительное «Гран-при жюри». Теперь, с третьей попытки, «корейская волна» наконец взяла у Канн реванш.

Что куда важнее, триумф «Паразитов» впервые за долгое время был встречен однозначно тепло со всех сторон — критиков, простых зрителей и других кинематографистов. Его не объяснить ни политикой, ни упором на социальность: первого в фильме нет вообще, а второе показано исключительно с иронией. А сам Пон Джун-хо едва ли тянет на того, кому могли дать награду за ту самую «выслугу лет» — 49-летний режиссёр всего лишь второй раз участвует в основном конкурсе Канн.

Победа «Паразитов» — это победа кино в его чистом виде: незамутнённом социальными надстройками, независимом от имён и лавров, одновременно зрительском и авторском. Это удивительный случай, когда фестивальный хит имеет все шансы стать хитом народным.

Квентин Тарантино, впрочем, вряд ли сильно расстроился, проиграв Пон Джун-хо. В его списке «лучших фильмов, снятых с 1992 года» есть аж две работы Пона («Воспоминания об убийстве» и «Вторжение динозавра») — больше такой чести не удостоился никто

Любопытно, что сюжетом «Паразиты» слегка напоминают пресловутых «Магазинных воришек» — это тоже история о бедной семье, которая не совсем легальными и честными способами пытается остаться на плаву. Но пока «Воришки» медитативно ищут поэтику в обыденном, Пон Джун-хо из простейшей темы отношений богатых и бедных строит энергичную авантюрную историю, столь же находчивую, как и семейство героев.

У них и методы, надо сказать, поинтереснее. Вместо отточенного шоплифтинга — сложносочинённая афера по внедрению в чужой дом, старт которой даёт, по сути, счастливый случай. Сыну семьи, Ки-ву, его друг-студент предлагает стать тьютором (что-то вроде репетитора) у девочки из богатого дома — раньше он сам занимался её обучением, но теперь уезжает в другую страну и не хочет передавать подопечную кому попало.

Ки-ву, конечно же, соглашается, печатает себе липовый диплом и устраивается на работу — лишь затем, чтобы втереться богачам в доверие и начать ненавязчиво перетягивать членов своей семьи на вакантные (и даже не очень вакантные) должности.

На канале Every Frame a Painting ещё четыре года назад рассказывали об особом умении Пон Джун-хо работать с ансамблем актёров. Всё, что сказано в видео, вполне применимо и к «Паразитам»

Дальше их грандиозный план претворяется в жизнь — в стремительных монтажных фразах и остроумных диалогах. В некоторые моменты фильм напоминает эдакую бытовую версию «Одиннадцати друзей Оушена», где вместо отряда высококлассных воров — милая, нелепая, но совсем неглупая семейка бедняков, которая устала выживать и хочет просто жить.

В «Паразитах» нет места морализаторству, нет хороших и плохих, а противостояние хитрой бедности и высокомерного богатства показано в первую очередь комично. Даже рисуя несчастный быт героев, от которого они так пытаются убежать, Пон Джун-хо хватает смелости не давить у зрителя слезу.

Где другой бы сфокусировался на голоде, холоде или других удобных маркерах нищеты, режиссёр «Паразитов» предпочитает отшучиваться, заставляет героев смешно сгибаться, чтобы поймать бесплатный Wi-Fi, или в уморительном слоу-мо снимает, как случайный алкаш мочится около окна их полуподвальной квартиры.

Пон Джун-хо вообще обладает удивительной способностью находить смешное там, где другие ни за что не смогли бы. Отчасти комичны у него и «Воспоминания об убийстве» — совершенно не смешная, на первый взгляд, история о поисках реального маньяка, который убил в Корее 10 женщин и так и не был пойман. По-странному забавной в его руках становится «Мать» — про женщину, пытающуюся доказать невиновность своего осуждённого за убийство сына. Даже в мрачной голливудской антиутопии «Сквозь снег» Пон Джун-хо находит место для абсурда и специфичного чёрного юмора.

В «Паразитах» он сохраняет эту двойственную интонацию. Но если те же «Воспоминания об убийстве» изначально находились между трагичным и смешным, новый фильм режиссёра работает несколько проще и конкретнее. Вся его первая половина — чистокровная комедия положений, набор едких сатиричных сценок и откровенного слэпстика. Лишь к середине тут происходит резкий сюжетный поворот (описывать который вне контекста нет никакого смысла), в раз меняющий и жанр фильма, и общее настроение.

Простенькая авантюрная история вдруг превращается в сюрреалистичный абсурд, уходит в сторону мифических и сказочных сюжетов. «Паразиты» перестают быть бытовой сатирой и становятся глобальной ироничной метафорой на отношения бедных и богатых, в которой уже не так очевидно, кто здесь, собственно, «паразиты», кто хозяева, и есть ли они вообще.

Как и в случае со «Сквозь снег» и «Вторжением динозавра», Пон Джун-хо не скрывает очевидных аллегорий — да, нам вполне понятно, что именно он хочет сказать, фильм не пытается спрятать «смысл» за стеной символизма и сложной поэтики. Но это и не плохо: гораздо интереснее не то, как расшифровываются нехитрые метафоры, а как далеко режиссёр способен их завести.

И тут, будьте уверены, у «Паразитов» всё в порядке: фильм-перевёртыш ловко играет с жанрами и до самого финала продолжает вводить зрителя в заблуждение — здесь никогда не знаешь, когда кино будет шутить, а когда вдруг заговорит серьёзно. И от этого каждая шутка воспринимается ещё ярче, а каждый трагичный момент — пронзительнее.

Фильм даже откровенно издевается над собственной метафоричностью. Один из главных героев тут несколько раз повторяет фразу «Это всё метафора», находя странный символизм там, где больше его никто не видит

«Паразиты» постоянно балансируют где-то на грани: смешного и грустного, странного и предельно понятного, интеллектуального и развлекательного, чрезмерного и тонкого. Не сваливаясь ни в одну из крайностей (или, скорее, сваливаясь во все одновременно), Пон Джун-хо — этот универсальный режиссёр, одинаково успешно снимавший и на родине в Корее, и в далёком Голливуде — умудряется быть всем сразу и отрицать любые жанровые барьеры.

Его кино, простите, для всех: романтиков и реалистов, весёлых и меланхоличных, дерзких и скромных, фестивальных эстетов и тех, кто корейское кино знает только по «Олдбою». Кино из тех, о котором пишут капсом и заочно ставят во все возможные списки «лучших».

И раз уж «Паразиты» всё равно начали ставить национальные рекорды, нельзя не вспомнить ещё одну щемящую несправедливость: Южная Корея ни разу в истории не добиралась до шорт-листа «Оскара». Может, пора?

Читайте также: