Памятник петру 1 сидит в кресле

Обновлено: 09.01.2025

Когда меня спрашивают «Какое ваше любимое место в Петербурге?», я всегда, не задумываясь, отвечаю: Кленовая аллея. Маленькая улочка между загадочным Михайловским замком (ему посвящен отдельный пост) и улицей Белинского (хотя не все знают, что она так называется. Да и вообще, на улицу она не похожа; скорее, она выглядит, как маленький сквер. И засажена она, кстати говоря, вовсе не клёнами сейчас, а каштанами). Со времён Павла I эта улица превратилась из парадного плаца, на котором император-невротик муштровал свои войска, в тихий зелёный уголок. Место павловских офицеров заняли бабушки с колясками, а по вечерам — безобидные местные алкаши.

Я люблю гулять по этим местам. И хотел написать пост, посвящённый прогулке вдоль Кленовой аллеи и вокруг Михайловского замка. Но в какой-то момент я понял, что про один только памятник Петру 1, установленный при Павле в центре плаца, можно написать отдельный выпуск. Столько интересных деталей и маленьких городских загадок и легенд связано с этой скульптурой! Поэтому сегодня маршрут у нас будет не длинный, но чрезвычайно насыщенный: мы будем гулять вокруг памятника Петру Великому, основателю Петербурга и великолепной загородной резиденции в Петергофе.


Памятник этот был создан Карло Бартоломео Растрелли – отцом знаменитого Франческо Растрелли, архитектора, строившего Зимний дворец. Однако установить памятник удалось только через почти сто лет после смерти Петра, при Павле Первом, одновременно со строительством Михайловского замка.

Не только у детей, но даже у взрослых, при взгляде на этот памятник, сразу возникает несколько вопросов.

Голые ноги и безумные глаза

Почему Пётр так странно одет? Он в стальной кирасе, на голове у него лавровый венок, а на ногах — римские сандалии. Не холодно ли русскому императору в такой обуви?

Ничего удивительного в этом нет. Дело всё в том, что в то время часто европейских монархов изображали в образе римских цезарей. Короли, императоры того времени как бы играли в императоров древности. Поэтому скульпторы и придавали им такой немного курьёзный, на наш нынешний взгляд, вид. Примеров таких скульптур «в образе» много. Например, сравните Петра Первого с Фредериком V в Копенгагене. У него точно такие же римские сандалии.

А что за странную палку Пётр держит в руке? Это — маршальский жезл. Именно с такими жезлами изображены, например, все фельдмаршалы в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца. Такой жезл был символом верховной военной власти фельдмаршала. Кстати говоря, по-французски такой жезл называется bâton. В переводе это слово означает всего лишь «палка, палочка». Догадываетесь, какое русское слово происходит от этого же термина?

А почему же у лошади Петра такие безумные выпученные глаза? Ей больно или страшно?


Сложно сказать наверняка, но скорее всего, дело в том, что памятник этот создавался в эпоху барокко. Итальянское слово barocco в переводе означает «странный, причудливый, необычный». Художники и скульпторы, работавшие в это время, считали, что чем эмоциональней произведение искусства, тем лучше. Поэтому в картинах той эпохи всегда много беспорядочного и беспокойного движения. А все эмоции героев преувеличены. Если нужно было изобразить гнев, то живописцы той эпохи писали оскаленный рот с рядом острых зубов. Если нужно было изобразить недовольное лицо, то художник рисовал густые надвинутые брови и изборождённый складками и морщинами лоб. Особенно же любили писать яростных животных. Видимо, именно поэтому боевому коню сделали такие безумные, выпученные, как бы в порыве боевого гнева, глаза. Если вы думаете, что лошадь Петра выглядит странно, вам обязательно следует присмотреться к дельфинам, которые украшают фонтаны Петергофа. Эти чрезвычайно мирные и интеллигентные жители морей в Петергофе становятся злобными, зубастыми и не менее безумными, чем петровский конь.

Откуда лев в облаках?

А теперь давайте перейдём к хитроумным загадкам. На постаменте памятника находится российский герб. Ничего удивительного в этом нет, но кое-что необычное есть в самом гербе. Присмотритесь к нему внимательно. Что изображено на российском гербе? Двуглавый орёл, а на груди у него — Георгий Победоносец, поражающий змия. Однако в данном случае из Георгия Победоносца выглядывают какие-то странные лучики – их восемь. Эти лучики – не что иное, как Мальтийский крест.


Вы помните, Павел I приютил в России рыцарей католического Мальтийского ордена, которых выгнал с острова Мальта Наполеон. Мало того, Павел принял на себя звание гроссмейстера, то есть главы Ордена. Именно такой крест при Павле Первом был включён в Орден России, как его составная часть. Далеко не всем это нравилось, ведь Мальтийский орден был католическим. Поэтому после смерти Павла его сын Александр не стал принимать на себя звание гроссмейстера, а крест мальтийцев был из российского герба сразу же исключён. Поэтому только на гербах, изготавливавшихся в царствование Павла, можно увидеть эти необычные лучики.

Приметы и загадки

А теперь давайте посмотрим на барельефы на постаменте памятника. Они изображают две главные битвы Северной войны со Швецией, в которой Пётр принимал личное участие. С одной стороны — битва при Гангуте, с другой стороны – при Полтаве. Битва при Гангуте, произошедшая в 1714-м году, стала первой победой Русского флота над флотом шведов. Пётр совершил хитрый манёвр, перетащив свои галеры (то есть небольшие гребные суда) через перешеек, соединявший полуостров Гангут с сушей. Таким образом, флот шведов попал в окружение, и большие парусные многопушечные шведские корабли были разбиты отрядом небольших русских галер. Пётр I лично возглавлял абордаж одного из шведских кораблей. Несколько судов противника были захвачены, в их числе и головной корабль под названием «Elefant», то есть «Слон». По поводу этой победы в Петербурге была построена Триумфальная арка, на вершине которой был изображён орёл, держащий в когтях слона. Надпись на воротах гласила: «Русский орёл мух не ловит». Царское чувство юмора)))

Присмотритесь к барельефу: на переднем плане зображены два человека в лодке. Один из них помогает выбраться из воды человеку, у которого до блеска натёрта пяточка (а в последнее время — ещё и попа).


Почему ему трут пятку? Никто не может дать точного ответа на этот вопрос. Единственное, что могу сказать – это старинная городская легенда. Я помню, что когда я был совсем маленьким, эта пятка была уже натёрта до блеска. Моя бабушка мне рассказывала, что нужно её тереть на удачу перед экзаменами. Кстати говоря, я проделал это четыре раза: трижды, когда поступал в аспирантуру, и в четвёртый – когда сдавал на права в ГАИ. Все четыре раза всё проходило очень хорошо. Так что чудодейственные свойства этой пятки проверены и доказаны мной лично.

Может быть, именно эту пяточку стали тереть, потому что в данном случае человека вытягивают из воды. А ведь на экзамене добрый профессор тоже может «вытянуть» тонущего студента. Но самое забавное, что студенты, доверяющие своё академическое будущее этой чудодейственной пятке, не всегда знают о том, что на самом деле здесь вовсе не спасают матросика. Здесь берут в плен шведского контр-адмирала. Человек с натёртой пяткой – это Эренштрём, командир шведского флота, который был ранен и попытался спастись вплавь, однако был захвачен русскими войсками. Пётр, кстати говоря, обошёлся с ним по-джентльменски, и вскоре Эренштрём был отпущен на родину. При этом Пётр богато его наградил за храбрость и мужество. Так что судьба этого адмирала сложилась очень хорошо.

А теперь давайте взглянем на облака, нависшие над морской баталией. На одном из облаков изображён лев, глядящий сверху вниз на русские корабли. К чему такой лев? Что он обозначает?

Перед тем как ответить на этот вопрос, давайте обойдём памятник и посмотрим на барельеф, находящийся на противоположной стороне. Здесь — битва при Полтаве (кстати говоря, копыта петровскому коню начали тереть совсем недавно, видимо, развивая тему счастливой пяточки. В моё время только пятка пользовалась благосклонностью студентов. А копыта – выдумка современных туристов, жадных до разного рода чудодейственных примет). Над Полтавской битвой мы обнаружим на облаке рака.

Я думаю, вы и сами сможете догадаться, что обозначают лев и рак. Ну, как, додумались? Конечно же, это знаки зодиака! Лев – это июль (а ведь Гангутская битва произошла именно 27 июля). Рак, в свою очередь, — июнь. 28 июня – дата битвы при Полтаве.

Раз уж я вас привёл на эту сторону памятника, давайте, сразу напомню о старой городской легенде, связанной со скульптурой. Отойдите от памятника немножко подальше. Поднимитесь на бордюр. Встаньте на углу цветочной клумбы, находящейся прямо напротив скульптуры. Если посмотреть на памятник с этой точки, то кажется, как будто бы одна нога петровского коня (я имею в виду не того коня, который на барельефе, а большого) не конская, а человеческая. Заметили?


Речь идёт о прямой ноге, которая благодаря своей тонкости и изяществу, действительно, скорее, по контурам напоминает ногу юной девушки. А маленький пучок волос за копытом коня больше похож отсюда на каблук. Таким образом, конская нога становится похожей на дамскую ногу в сапоге. По поводу этой самой человеческой ноги есть огромное количество легенд и недостоверных спекуляций. На самом деле, там вполне обычная конская нога. И это хорошо видно, если отойти от памятника ещё шагов на десять. Однако под определённым углом, и вправду, конь Петра «отращивает» человеческую ногу. Так что моя бабушка называла этот памятник «Конь в сапоге» — по аналогии с котом в сапогах.

А еще с эим памятником связана старинная городская легенда. В легенде также фигурируют Павел Первый и Петр Первый, но в виде призрака. Смотрим видео:

Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости

Памятник Петру I, расположенный в Петропавловском районе Санкт-Петербурга, считается одной из самых известных достопримечательностей города. Скульптура изображает императора, сидящего в кресле. Руки монарха лежат на подлокотниках, а сам памятник возвышается над землей на сером пьедестале из гранита более чем на два метра.

История скульптуры

Монументальная фигура Петра – это подарок Санкт-Петербургу от архитектора Михаила Шемякина. Сам скульптор в интервью признается, что идею создания памятника ему подал Владимир Высоцкий: личность монарха и раньше привлекала Шемякина, он много раз рисовал Петра. На предложение актера сделать скульптуру правителя архитектор признался, что памятники великих людей ему плохо удаются: по его мнению, скульптуры правителей получаются слишком пафосными и напыщенными.

После смерти Высоцкого Шемякин все же решил провести работу по созданию монумента в память об известном музыканте и актере. Первоначально скульптура создавалась в натуральную величину. Для точного изображения лица Петра художником использовалась прижизненная маска Императора и «Восковая Персона», выполненная Б. К. Растрелли в XVIII веке: лицо Петра выполнено им еще при жизни монарха, а точные измерения с тела снимались только после его кончины.

После завершения работы Шемякин понял, что Петр с расстояния нескольких метров не производит впечатления высокого человека. После этого в общую картину памятника были внесены изменения, и фигура стала непропорциональной.


Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Н. П. Лихачев, находясь в гостях у архитектора, одним из первых увидел изготовленную из пластилина скульптуру. Историк с уверенностью сказал Шемякину, что Россия должна увидеть памятник. Заявление ученого развеселило скульптора, однако спустя два года памятник был установлен в Ленинграде.

Довольно долго вопрос о том, где будет стоять памятник, оставался дискуссионным: от Союза архитекторов и Союза художников поступало предложение установить скульптуру в Эрмитаже, существовала идея об установке памятника в Купчине.

Обратите внимание! Предложение разместить памятник на свободной площадке напротив нового гастронома особенно возмутило Шемякина, и он угрожал вывозом памятника из Питера в случае, если его действительно решат поставить там.

По инициативе Анатолия Собчака – первого мера Санкт-Петербурга – памятник занял площадку в Петропавловке, на Плясовой площади, где в прошлом проводились пытки.

Некоторые жители города до сих пор не могут свыкнуться со столь эксцентричным изображением российского монарха. Выдвигалась идея о перенесении монумента за городскую черту или на территорию Зимнего Дворца, но пока что памятник остается на своем законном месте.


Автор скульптуры

Создатель Памятника Петру I Михаил Михайлович Шемякин родился в 1943 году в Москве. С 1945-го проживал с родителями в ГДР, а после возвращения на родину в 1957-м был принят в среднюю художественную школу при академии живописи. Обучение художник и архитектор не завершил: в 1961-м его исключили.

Скульптор безуспешно пробовал себя в нескольких простых трудовых профессиях. Позже – проходил принудительное лечение в психиатрической лечебнице.

Обратите внимание! Из художественной школы Шемякин был исключен за нестандартное художественное видение и «развращение» сверстников.

В 1971 году Михаил Шемякин был выдворен из СССР. Сам он с возмущением вспоминает, что ему не позволили даже попрощаться с родственниками. Разрешение вернуться на родину скульптор получил только в 1989 году, а до этого работал во Франции и в США.

Скульптор владеет квартирой на Фонтанке, подаренной ему В. В. Путиным, но, по словам самого Шеякина, работать «на родине» он не любит: бюрократические проблемы, связанные с созданием скульптуры в Санкт-Петербурге или с ее ввозом в культурную столицу, затрудняют работу. Автор памятника Петру I отдает предпочтение работе в Сибири.

Статуя, изображающая Петра I, – это первая, но не единственная работа Шемякина, находящаяся в Санкт-Петербурге. В 1995 году были открыты памятники, посвященные архитекторам, проектировавшим Петербург, и жертвам политических репрессий.

Сейчас Михаил Шемякин – гражданин США, но он все еще считается российским деятелем искусства. Он – народный артист Кабардино-Балкарии и Адыгеи, почетный член многих институтов.

Теперь архитектор и скульптор борется уже не с советской властью, а с современными чиновниками за сохранение исторического облика города. Шемякина очень возмущают дополнения, которые современные архитекторы вносят в общую картину города. Надстройки над историческими частями питерских домов художник даже открыто называет вандализмом.


Михаил Шемякин за работой

Особенности памятника

Выше уже упоминалось, что памятник Петру I жители Петербурга оценили неоднозначно. Основной причиной горячих споров вокруг этой скульптуры стала ее непропорциональность: голова скульптуры выполнена в натуральную величину, а туловище увеличено Шемякиным в 1,5 раза, из-за чего памятник выглядит не совсем привычно.

Среди людей, плохо знакомых с историей, бытует заблуждение, что памятник – это единственное правдоподобное изображение Петра I. Такое мнение возникло из-за общеизвестного факта: правитель отличался высоким ростом.

Сам скульптор объясняет свое творческое решение тем, что добивался схожести вида императора с изображениями церковных апостолов, так как маленькая голова и длинное тело святых символизирует величие их духа.

Интересное изображение Петра I отражает его сложную, многогранную натуру. Необычное изображение первого российского императора стало способом Шемякина показать, что и история государства, которым правил Петр, весьма неоднозначна и также противоречива, как вид монумента.


Пальцы монумента напряженно вцепились в подлокотник

Культурная ценность памятника состоит также в том, что он является первым неофициальным изображением правителя, «прорубившего окно в Европу». Целью скульптора стала передача не внешности, а характера императора, придать ему черты жизненности, психологичности, сделать образ метафизичным.

О силе характера Петра I свидетельствуют его длинные пальцы, напоминающие когти. Ими правитель с большим напряжением вцепляется в подлокотники кресла. Этой деталью скульптор хотел обратить внимание на силу воли Петра и в то же время на его тонкую душевную организацию.

Обратите внимание! Глубокое почтение, которое испытывал автор памятника к Петру I, отображают высеченные сбоку слова.

Памятник относительно молод, но вокруг него уже сложилось несколько легенд. Горожане и туристы загадывают желания, натирая пальцы Петра I, и, судя по тому, как ярко блестит отшлифованная бронзовая рука, эта легенда пользуется популярностью.

Существуют и другие приметы: потерев правую руку памятника, можно привлечь на свою сторону деньги, прикоснувшись к левой – получить одухотворение. Девушки часто садятся на колени Петра, так как существует легенда о том, что это действие поможет безболезненно лишиться невинности в первую брачную ночь. Молодожены возлагают к памятнику самодержца России цветы, чтобы их брак был крепким, а в семье царило взаимопонимание.

В настоящее время памятник является неотъемлемой частью городского пейзажа и одной из наиболее известных достопримечательностей. Множество легенд, связанных с ним, показывает, что горожане не только привыкли к нестандартному творению Шемякина, но и полюбили его.

Памятник Петру I работы Михаила Шемякина

«А почему голова такая маленькая? А чего пальцы длинные? Что это вообще за ерунда?» С таких слов обычно начинают туристы обсуждение памятника Шемякина. Действительно, скульптура эта, установленная в Петропавловской крепости в 90-х годах, производит впечатление крайне неоднозначное. И поначалу сами петербуржцы от этого памятника буквально плевались. Со временем, правда, к нему привыкли, и сейчас он уже воспринимается, как неотъемлемая часть Петропавловской крепости. И вправду, Пётр здесь на себя не похож. Нет в нём «медноскачущей» грации Медного всадника: узкие плечи, маленькая и почему-то лысая головка, длиннющие пальцы, худые ноги, огромные ступни, неестественная одеревенелость всей фигуры. Почему Шемякин изобразил Петра именно таким?

Памятник_Петру_I_(Петропавловская_крепость,_Санкт-Петербург)-min

Шемякин – человек непростой судьбы.

Здесь не место подробно рассказывать биографию Михаила Шемякина. Напомню только, что в советское время он учился в Ленинградской Академии художеств, откуда, правда, был исключён, как это тогда называли, за формализм. Впоследствии Шемякин оказался ещё и в сумасшедшем доме на правах диссидента. Там его изрядно накачали психотропными средствами. Да и вообще, пребывание в этом заведении никому ещё на свете удовольствия не доставляло. Шемякин впоследствии рассказывал следующий эпизод: в какой-то момент ему дали разрешение рисовать. И вот сидит он в палате, рисует. В это время происходит обход. Главврач, в окружении студентов-практикантов, подходит к Шемякину и видит на его рисунке, в уголке, подпись: «СПБ» и дату. Желая наглядно продемонстрировать своим слушателям неадекватность пациента, он, обращаясь к Шемякину, ласково говорит: «А почему же вы пишете СПБ (то есть Санкт-Петербург)? Ведь город-то наш сейчас называется Ленинград». Шемякин, горько усмехнувшись, отвечает ему: «А СПБ – это не Санкт-Петербург. СПБ – это специальная психиатрическая больница». Врач, смутившись, уходит. А вечером Шемякин получает дополнительную порцию уколов.

Впоследствии, когда его всё-таки выпустили, Шемякин некоторое время провёл в стенах монастыря, где, по его собственным словам, ему удалось во многом избавиться от последствий пребывания в дурдоме. В конце 80-х Шемякин эмигрировал сначала во Францию, затем в Америку, где живёт и сейчас.

Памятник Петру Первому Шемякин подарил Петербургу. Причём, как говорят, предлагал по очереди разным музеям, но везде отказывались под разнообразными предлогами. Никто не хотел связываться с таким неоднозначным памятником великому императору. В итоге Шемякин буквально всучил скульптуру Петропавловской крепости, где она в итоге и прижилась. Повторяюсь: поначалу установка этого памятника вызвала бурю возмущения. Однако не все отнеслись к нему так критично. Сам Шемякин утверждал, что идею памятника подарил ему его близкий друг Владимир Высоцкий. Действительно, Шемякин с Высоцким дружили. А у последнего есть даже песня, посвящённая художнику, а в ней – такие строки: «…а то, что друг мой сотворил – от Бога, не от беса. Он крупного помола был, крутого был замеса…» К Шемякину можно относиться по-разному. Но вряд ли кто-то откажется признать талант и художественное чутьё Владимира Высоцкого. То, что он ценил творчество Шемякина, уже, на мой взгляд, о многом говорит.

А ещё в Петербурге рассказывают, что этот памятник Петру спас город от другого, гораздо более неоднозначного памятника. Дело в том, что в своё время, как гласит народная молва, Церетели пытался подарить городу свой гигантский памятник Петру Первому, который сейчас находится в Москве. С этой идеей он пришёл к Анатолию Собчаку. А Собчак, выслушав Церетели и вспомнив, сколько критики обрушилось на его голову за установку памятника Петру в Петропавловке (памятника, казалось бы, небольшого), подумал: а что же будет, если в Петербурге появится гигант Церетели? «Нет, — решил мэр, — ну его от греха подальше» – и дара церетелевского не принял.

А почему же всё-таки маленькая голова?

Нужно понимать, что творчество Шемякина – творчество сложное и интеллектуальное. В молодости Шемякин, отдав дань увлечения написанию разнообразных манифестов и созданию «измов», стал автором манифеста «Метафизического синтетизма» — так сам он называл своё направление. К его теоретическим потугам многие относились с иронией. У Довлатова, в одной из повестей сборника «Чемодан», скульптор, создающий сомнительных достоинств памятник Ломоносову, кричит: «Вы ничего не понимаете! Моя скульптура – последний писк метафизического синтетизма!» Но всё-таки Шемякин глубок и сложен – это нужно признать. Все его произведения – это игра с образами. Шемякин берёт памятник, скульптуру или другой арт-объект, который давно уже стал частью культурного текста, видоизменяет его, добавляет новые смыслы, модернизирует, осовременивает. И таким образом, получает произведения, которые как бы вплетаются в ткань культуры, подобно ещё одной нити, вплетённой в сложный узор ковра.

Именно так он работал и над памятником Петру. У Шемякина было как минимум два предмета, которые вдохновляли его на создание этой вещи. Во-первых, это прижизненная восковая маска Петра. Копия с этой маски до сих пор хранится в Петербурге, в Русском музее. Маска эта даёт точное представление о том, как выглядел наш император в зрелом возрасте. И лицо Петра Первого, созданное Шемякиным, в точности повторяет реальные черты государя. Действительно, человек перед нами уже немолодой, потрёпанный жизнью и откровенно некрасивый. А таким он был и в действительности. Единственное отличие памятника от Петра реального заключается в том, что Пётр никогда не был лысым. Но лысина Петра бронзового тоже вполне объяснима. Ведь Шемякин старался создать свой образ Петра максимально близким к тому оригиналу, к той маске, которая у него была. А ведь восковая маска, как вы понимаете, волос не отражает, воск накладывается как раз до верхней границы лба. Именно поэтому Пётр Шемякина обзавёлся лысиной.

Второй источник вдохновения для Шемякина – так называемая «восковая персона». В Европе в то время возник странный обычай, который, как и многие другие европейские новинки, при Петре перекочевал в Россию: после смерти человека создавать его «восковую персону» — куклу, которая одевалась в настоящую одежду, для которой делался парик из настоящих человеческих волос – своеобразный посмертный памятник, максимально похожий на модель. Ведь, согласитесь, фигура из воска, который по цвету и фактуре ближе к человеческой коже, смотрится гораздо реалистичней, чем памятник из бронзы или камня. После смерти Петра такая «восковая персона» была создана. Она до сих пор хранится в одном из залов Эрмитажа. Кстати, если пойдете в Эрмитаж, не забудьте захватить мой авторский путеводитель по Эрмитажу; скачать его можно бесплатно. Интересно, что восковой Пётр сидит на стуле в точно таком же положении, какое Шемякин придал своему Петру.

восковая персона-min

«Восковые персоны» создавались не только в России. Вот, например, «персона» из замка Розенбург в Копенгагене.

Длинные пальцы, маленькие ноги.

Из личного опыта: моё собственное мнение по поводу памятника Петру в Петропавловской крепости – Шемякин в данном случае пытался представить Петра таким, каким его могли видеть современники. Ведь многим реформы Петра были не по душе. А наиболее радикально настроенным русским людям того времени, ратовавшим за сохранение старины (в особенности старообрядцам), Пётр казался чуть ли не выходцем с того света. При жизни Петра о нём ходили самые разнообразные слухи: мол, и во время заграничного путешествия его подменили, и царь он ненастоящий; и говорили даже, что Пётр – это и есть антихрист, пришедший в мир. А именно таким Шемякин его и изобразил: странным чудовищем не от мира сего, сидящем на троне, как статуя или механизм, не похожим на живого человека, в басурманском, нерусском, гротескном костюме. Как мне кажется, идея Шемякина заключалась именно в том, чтобы передать то ощущение иноземности, инородности Петра Первого, которое испытывали многие его современники. В этом смысле в скульптуре есть глубокий и сложный смысл.

После осмотра Петропавловской крепости мы направляемся на другой берег Невы. Для этого нам нужно проехать по самому красивому мосту города — по Троицкому мосту.

Памятник Петр I в Петербурге в Петропавловской крепости

Петр I. Открыт 7 июня 1991 г. Установлен в Петропавловской крепости. Скульптор Михаил Михайлович Шемякин (Карданов), архитекторы Вячеслав Борисович Бухаев и Анатолий Николаевич Васильев (постамент). Бронза. Общая высота 240 см, высота фигуры 190 см. На лицевой стороне постамента табличка с надписью на русском и английском языках: «Российский император Петр I. Дар Санкт-Петербургского художника Михаила Шемякина (США). В работе использована прижизненная маска Петра I, исполненная в 1719 году скульптором Карло Растрелли. Архитекторы В.Бухаев, А.Васильев. Статуя отлита американской фирмой „Талликс». Памятник открыт 7 июня 1991 года». На правой боковой стороне постамента табличка с надписью: «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». На тыльной стороне плинта эмблема фирмы «Tallix», составленная из букв «Т» и «X». Подарок скульптора Ленинграду. Несанкционированный объект.

Памятник Петр I в Петербурге в Петропавловской крепости

Один из самых концептуально емких монументов рассматриваемого периода, породивший и споры, и любопытные интерпретации. « Памятник не самому Петру, но „восковой персоне» из Эрмитажа » (Ревзин Г.И. Михаил Шемякин. Город прельстительных уродов // Сегодня. 1995. 16 дек.). В эстетике объекта доминирует декоративность, к которой, вследствие умышленного нарушения пропорций, подключен концепт «страшное». « Шемякин принципиально отказывается от традиции парадного портрета, при которой красивый памятник — это обязательно красивая, гармоничная фигура. У Шемякина император — СТРАШЕН, а памятник — КРАСИВ. И в этом контрасте, может быть, продолжение пушкинской традиции изображения Петра Великого: „…Лик его ужасен. /Движенья быстры. Он прекрасен »» (Барашков М. Троянский конь? Бесценный дар? // Смена. 1991. 26 июня. С. 5).

По словам Шемякина, памятник создавался восемь лет (Аноним. Михаил Шемякин привез из Америки Петра I //Ленинградская правда. 1991. 7 июня). Сведения об истории создания этого объекта изложены в мемуаре Д.Бобышева: •В ранние годы, когда Михаил работал такелажником в Эрмитаже, он ухитрился снять копию с растреллиевской маски и вывезти ее с собой за рубеж. Там он пополнил свою „петровскую» коллекцию уникальными экспонатами и находками; среди них — отреставрированный им собственноручно прижизненный портрет императора. Все эти материалы и должны были пригодиться для создания монумента. И, наконец, на мой вопрос, как же ему поступить с памятником, если дар будет отвергнут, Шемякин ответил: „Тогда я поставлю его в своем саду»» (Бобышев Д.В. Медный сидень // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. Метафизика Петербурга. СПб., 1993. С. 314). Сам Шемякин так описал появление этого объекта: «Я делал, не предполагая, что он встанет в Петербурге на таком почетном месте. Делал я его для своего парка. Это любимый мой император, которым я с детских лет интересуюсь. И когда я его создавал, я много читал, думал, работа шла трудно… Когда уже было сделано восемь моделей, исходя из основных данных о росте Петра I, пропорции его фигуры пришлось изменить, потому что фигура смотрелась очень маленькой. Тогда я, обратившись к пропорциям древнерусской и древнегреческой скульптуры, добился того, что фигура производит впечатление человека очень высокого» (Шемякин & Петербург. Пространство времени. СПб., 2007. С. 167).

В том же 2004 г. Шемякин сообщил и другие интересные подробности, ранее никогда не фигурировавшие. В сумме они рисуют невероятную, но героическую историю создания памятника и его внедрения в консервативную среду еще коммунистического Ленинграда, причем ключевые роли помощников отведены самым авторитетным людям города — Лихачеву и Аникушину: «Потом я узнал, что в течение нескольких лет шла большая борьба за то, чтобы мой Петр въехал в Петербург. Многие члены политбюро принимали участие в этой борьбе и, разумеется, мой друг, замечательный человек и великолепный мэр Анатолий Собчак. Таким образом Петр въехал в Петербург и для начала был поставлен во дворе Эрмитажа. Я думал поставить его во дворике перед Летним домом Петра I в Летнем саду. Но на обсуждении ленинградских архитекторов и скульпторов все выступили против. Было много дискуссий, было даже предложено место напротив какого-то нового винного гастронома в Купчино, но здесь уже был против я — сказал, что не хочу, чтобы у моего Петра бомжи распивали водку и разбивали бутылки об его голову. И тут выступил мой друг петербуржский художник Анатолий Васильев. Он сказал: „Есть предложение поставить его на бывшей Плясовой площади в Петропавловской крепости», — а он уже в то время съездил к Наталье Дементьевой, которая тогда была директором Петропавловской крепости, и договорился. В то время Петропавловская крепость была не очень популярна, и все архитекторы и скульпторы радостно закричали: Дуда, туда! В Петропавловку!» Мы все поехали в крепость, к Плясовой площади, и Михаил Константинович Аникушин сказал: „Это место отвечает пропорциям памятника, по всему шемякинский Петр должен стоять здесь». Когда я работал над памятником, я сделал в своем парке где-то около восьми моделей. Сначала в кресле сидела гипсовая модель, выполненная по росту Императора. Но на расстоянии трех метров уже не было впечатления, что это человек большого роста. А Петра называли гигантом, и мне хотелось это передать. И вот постепенно, доходя до увеличения пропорций, абсолютно совпадающего с пропорциями русских икон, мне удалось достичь впечатления, что перед нами гигант. В пропорциях русской иконы головы святых обычно небольшие, а фигуры необычайно длинные, вытянутые, что создает впечатление весьма высоких людей» (текст прикреплен к интернет-версии журнала «Град духовный: Санкт-Петербургский православный журнал». 2004. № 3. Лето). Аникушин, сражающийся за установку памятника работы Шемякина на территории Петропавловской крепости, — это из области абсурда. По воспоминаниям ГДЯстребенецкого, Шемякин сначала хотел установить объект в Летнем саду, затем в парке Петергофа, но везде получил отказы. А директор Петропавловской крепости не возражала.

«Памятник был доставлен из Штатов в Ленинград и долгое время стоял во дворике Эрмитажа » (Петряков A.M. Михаил Шемякин. Зазеркалье мастера. М., 2007. С. 298). Первое упоминание о памятнике в советских газетах: Александров Е. Петр Первый едет в Ленинград // Вечерний Ленинград. 1991. 20 мая (в двадцатых числах апреля 1991 г. Шемякин позвонил из Нью-Йорка в Ленгорисполком, сообщив о монументальном подарке городу, который 15 мая теплоход доставит в Ленинград). Уже к концу мая 1991 г. Градостроительный совет решил установить памятник в Петропавловской крепости, на так называемой Плясовой площади (Аноним. Царский подарок Шемякина // Вечерний Ленинград. 1991. 30 мая). Об открытии см.: Шевчук С. Михаил Шемякин о себе и о государе // Вечерний Ленинград. 1991. 7 июня; Герасимов В. Петр I из… Америки // Правда. 1991. 8 июня; Кожевникова Н. Петр благословил — в «будущее без греха»… // Невское время. 1991. 8 июня; Стрижак Н. Вознесся снова он… // Смена. 1991. 8 июня; Шевчук С. Петр Четвертый // Вечерний Ленинград. 1991. 8 июня; Чернов А. Дерзость мастера — это как раз и есть традиция культуры // Час пик. 1991. 24 июня. № 25. С. 9; Аноним. Петру — Михаил // Советский музей. 1991. № 6. С. 29 — 30; Шарымов А. Се сидит Piter… // Аврора. 1992. № 7/8. С. 166 — 167 («Я и сам согласен, что интимность памятника подсказывала более интимное же место его установки. Думаю, что это мог быть Летний сад»). Фотографии см.: Шемякин & Петербург. Пространство времени. СПб., 2007. С. 167, 180 — 181.

Многими памятник был воспринят крайне негативно. Архитекторы-реставраторы института Ленпроектреставратор И.Н.Бенуа, В.И.Киселев, А.Э.Гессен, Т.Н.Ознобишина подчеркивали: « Как выяснилось, никакого градостроительного совета и не было. Волевое решение вынесено келейно. Ни специалистов — архитекторов-градостроителей, ни ВООПИК, ни историков к рассмотрению данного вопроса не пригласили и даже не поставили в известность. Решение принято вопреки действующему закону об охране и использовании памятников истории культуры (ст. 35) » (Вечерний Ленинград. 1991. 8 июня). Архитекторы язвительно напоминали, что Плясовая площадь, на которой поставили монумент, была некогда местом, на котором наказывали солдат, поэтому памятник работы Шемякина выглядит насмешкой над памятью Петра. См. также письмо-протест главного корабельного старшины Тимченко, опубликованное под заглавием «Это есть оскорбление памяти Петра Великого!» (Смена. 1991. 26 июня. С. 5). « Когда в 1991 году по моей инициативе в Ленинграде было установлено скульптурное изображение Петра работы Михаила Шемякина, подаренное городу автором, это вызвало бурю негодования Я не могу сказать, что сразу был покорен шемякинским Петром. При первом взгляде на него он раздражает, как внезапно заболевший зуб, но и оторваться от него невозможно. Я сразу же решил, что этот памятник нужен городу, хотя бы для того, чтобы нарушить унылое однообразие соцреалистических фигур Мы долго искали место для такого памятника — в Летнем саду, у Домика Петра на Петроградской стороне » (Собчак А.А. Из Ленинграда в Петербург: Путешествие во времени и пространстве. СПб., 1999. С. 26-27).

Весьма характерна беседа об этой статуе с известным скульптором Б.А.Свининым. Свинин негативно отнесся как к месту установки, так и к самой статуе, но при этом точно определил стилевое направление, к которому работа относится, — постмодернизм. «Было идеальное предложение установить эту фигуру возле домика Петра, за Невой. Масштаб камерный, парковый, легко увязывается с микроансамблем домика Петра. Всегда считалось недопустимым использовать маску один к одному, не перерабатывая ее в художественный образ. Это профессиональная этика. Шемякин взял голову, выполненную Растрелли при жизни Петра. Он этого не скрывает. На памятнике стоят две подписи. В наше время это не преступление. Рамки доступного стали шире. Но одно неизбежно тянет за собой другое. Начинаются профессиональные „нестыковки». Существует такое правило: никогда не делают скульптуру в натуральный размер — всегда либо больше человеческого роста, либо меньше. Стоит этим пренебречь, она будет вызывать странные, неприятные эмоции у зрителей. Как только Шемякин взял физически точную голову Петра (он сам в этом признавался), ему тут же потребовалось что-то укрупнить в фигуре, чтобы она соответствовала масштабу пространства парка, в котором он ее поначалу поставил. Эта вещь может быть в музее, в каком-то более камерном пространстве, но не на площади. Площади ей, мне кажется, не „удержать»». Свинин отметил, что на Западе есть постмодернизм и попытался объяснить его признаки. Именно к постмодернизму он и отнес работу Шемякина. «Это направление существует, но у нас его пока нет. Мы не подготовлены, нас раздражает, нам трудно его принять». В статуе Петра «нет четких рамок, определяющих постмодернизм, но она выдержана в этом направлении. Отсюда некоторое гипертрофирование, сарказм» (Вокруг и около Петра: [Беседа с Б.А.Свининым] // Санкт-Петербургские ведомости. 1991. 2 сент.). В то же время В.Г.Власов определил эту работу Шемякина как «постмодернистский кич»: «Постмодернистский кич может рядиться в авангардные, экспериментаторские одежды. К примеру, одно из скандальных произведений скульптора М.Шемякина — памятник Петру I — всего лишь бутафория, муляж с элементами показного авангардного гротеска» (Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2000. Т. 3. С. 654).

«Растерянность в шемякинском Петре / передо всем, что на Руси наделал. /Он — будто бы в невидимой петле, /готовой вздернуть бронзовое тело. / Он спятил, всю Россию волоча. / Он гениален был, но грязно, жестко. / В нем злобная надутость палача / и детское величье переростка» [Евтушенко Е.А. Михаилу Шемякину. 2 (1992) // Евтушенко Е.А. «Я прорвусь в двадцать первый век…». М., 2001. С. 588]. Любопытное «стихотворение в прозе» о памятнике написал И.И.Докучаев: « Памятник притягивает своей вампирической пластикой диспропорций, своим утонченным изломом петровского образа; даже отрицающим этот памятник тяжело оторвать от него глаза. Пальцы Петра слишком тонки, тонки до ломкой хрупкости; слишком длинны, длинны до вязкой цепкости; также тонки и длинны его ноги. Проникающая сила щупалец Царя-паука при одном взгляде на памятник высасывающе оплетает вас, таинственно подчиняя и умертвляя все самостоятельно живое» (Докучаев И.И. Памятник Михаила Шемякина Петру Великому как социо-культурный феномен // Петербург как феномен культуры: Сборник статей. СПб., 1994. С. 29 — 30). О памятнике см. также: Уваров М.С. Метафизика смерти в образах Петербурга // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. Метафизика Петербурга. СПб., 1993. С 119; Ромм М. Третий памятник великому Петру // Нева. 1995. № 12. С. 222; Кураев М. Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург // Новый мир. 1996. № 10. С 178 — 179 («Сказать о Петре Великом — робот власти, сказать столь художественно убедительно, — значит сказать если не новое, то уж безусловно свое слово о торжествующей механической, бездуховной власти Вот таким, быть может, Петр Великий и виделся убегавшему от него Евгению»); Лебедев Г.С. Шемякинский Петр // Петербургские чтения — 97. СПб., 1997. С. 382 — 386.

Памятник Петру Первому в Петропавловской крепости Петербурга

Скульптура Петра Первого в Петропавловской крепости

На главной аллее Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, перед зданием бывшей гауптвахты находится, пожалуй, один из самых спорных, необычных и неоднозначных памятников Петру Первому работы скульптора-авангардиста Михаила Шемякина. Отлитая из бронзы скульптура первого российского императора настолько не укладывается в привычные нам современные образы, что споры по творению Шемякина не утихают и по сей день.

Скульптура Петра Первого работы Михаила Шемякина

Со слов Михаила Шемякина, идею скульптуры Петру I дал ему его друг - Владимир Высоцкий. И после восьми лет работ и творческих исканий, идея столь необычного памятника первому императору Всероссийскому была воплощена в жизнь. Свое творение скульптор решил подарить Санкт-Петербургу.

В память об этом, на боковой грани постамента вы можете увидеть надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Почему Михаил Шемякин первым упоминает итальянца Карло Растрелли, мы расскажем чуть ниже.

К слову сказать, дар были принят далеко не сразу. Музеи, в которые обращался скульптор, отвечали отказом. И только после содействия Анатолия Собчака, занимавшего в то время пост председателя Ленсовета, 7 июня 1991 года, в преддверии дня рождения первого российского императора,

Петр I Алексеевич, младший сын царя Алексея Михайловича, родился 09 июня (30 мая по старому стилю) 1672 года. Умер Петр Алексеевич 8 февраля (28 января по старому стилю) 1725 года

памятник нашел свое место в Петропавловской крепости на бывшей Плясовой площади, где и находится по сей день.

История внешне веселого названия - «Плясовая площадь», на самом деле довольно мрачная. Дело в том, что в центре площадки перед зданием гауптвахты был вбит длинный столб, вокруг которого были вкопаны небольшие острые колья. Солдата, получавшего наказание, привязывали за руки к столбу, а босыми ногами ставили на колья. От боли человек переступал с ноги на ногу - со стороны словно бы «плясал».

Почему у скульптуры Петра Первого в Петропавловской крепости такие пропорции

У человека, впервые увидевшего шемякинскую скульптуру Петра I, вполне вероятно может возникнуть ощущение некой гротескности образа великого императора. И образ этот был настолько непривычен, настолько не соответствует всем известным памятникам, изображениям и воссозданным в кино и на сцене образам Петра Великого, что далеко не сразу был принят петербуржцами, вызвав поначалу целый шквал возмущений, ожесточенных споров и критики. Со временем к скульптуре привыкли и сейчас она стала довольно популярной достопримечательностью среди посетителей Петропавловской крепости.

В глаза сразу бросается несоразмерно, относительно пропорций туловища, маленькая голова Петра I.

Памятник Петру Первому в Петропавловской крепости Петербурга

Голова кажется очень маленькой даже при том, что фигура Петра Великого действительно была непропорциональной: просто огромный по тем временам рост - два метра три сантиметра (6 футов 8 дюймов), узкие плечи (согласно историческим данным, размер одежды Петра Алексеевича примерно соответствовал современному 48 размеру) и маленькая стопа (37-38 размер обуви). Из-за столь малого размера стопы при очень высоком росте, Петр Первый был вынужден постоянно пользоваться тростью, которых у него было около четырехсот.

Голова Петра Первого памятника Шемякина Петербург

Тем не менее, именно голова является самой реалистичной частью скульптуры, так как выполнена с прижизненной восковой маски императора выполненной великим итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году.

Прообразом самой скульптуры явилась «восковая персона» (портрет-статуя из воска), также выполненная Карло Растрелли, но уже в 1725 году, по повелению императрицы Екатерины Алексеевны. Но несмотря на внешнюю схожесть («восковая персона» Петра I также восседает на троне, положив руки на подлокотники), М.Шемякин изменил пропорции фигуры Петра, удлинив их в полтора раза.

Как позднее говорил сам Михаил Шемякин, первые варианты скульптуры были выполнены по росту Петра Первого. Но как только он делал несколько шагов назад, то где-то уже с трех метров нельзя было сказать, что на троне сидит человек большого роста. А Петра называли гигантом и это хотелось передать зрителю. И вот постепенно увеличивая пропорции тела, М.Шемякин дошел, с его слов, до пропорций, абсолютно совпадающих с пропорциями русских икон (в пропорциях русской иконы головы святых обычно небольшие, а фигуры необычайно длинные, вытянутые, что создает впечатление весьма высоких людей), тем самым скульптору удалось достичь впечатления, что перед нами гигант.

Народные приметы, связанные со скульптурой Петра Первого в Петропавловской крепости

За время пребывания шемякинского Петра в Петропавловской крепости на Заячьем острове, у жителей города и туристов успели появиться некоторые приметы. Например:

  • Посидеть на коленях Петра Первого - к удаче
  • Если потереть пальцы на обеих руках бронзовой фигуры императора, то непременно придут большие любовь и богатство. При этом для того, чтобы призвать богатство, надо потереть пальцы правой руки, а желающие большой любви должны то же самое проделать с пальцами левой руки

Посидеть на коленях статуи будет сложновато, ибо сейчас памятник от таких посягательств защищен достаточно высоким ограждением. К слову, после того, как в 2014 году вокруг памятника установили ограду, спонтанно возникла новая традиция - бросать на постамент монетки.

Но вот потереть пальцы рук - вполне возможно. И, судя по блеску металла, в желающих жить в любви и богатстве отбоя нет.

Потереть пальца скульптуры Петра Первого в Петропавловской крепости

Молва народная говорит и еще об одной примете. Если подойти сзади и обнять двумя руками голову Петра, то сие поможет воплотить в жизнь любое ваше желание.

Дискуссии о памятнике Петру Первому в Петропавловской крепости не утихают и поныне

Новая попытка борьбы с шемякинским Петром повторилась спустя почти тридцать лет после установки скульптуры. В начале ноября 2020 года депутат Госдумы РФ Е.Марченко даже направил обращение на имя губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с просьбой о демонтаже памятника Петру I в Петропавловской крепости. Основанием для запроса было мнение части специалистов, что памятник не обладает художественной ценностью и более того, по мнению отдельных искусствоведов, представляет собой «карикатуру на великого человека».

Городские власти обращение, конечно, рассмотрели, но никаких оснований как для демонтажа памятника, так и для его переноса на другое место не нашли, сообщив, что указанный объект в настоящее время является «неотъемлемой частью ансамбля Петропавловской крепости и пользуется большой популярностью у посетителей музея».

Как доехать до Петропавловской крепости

Буквально в нескольких минутах ходьбы от Петропавловской крепости, на пересечении Каменноостровского и Кронверкского проспектов, находится станция метро «Горьковская» Московско-Петроградской линии Петербургского метрополитена.

Подальше, но в пределах пешей доступности, расположены станции метро «Петроградская» (тоже Московско-Петроградской линия) и «Спортивная» (Фрунзенско-Приморская линия). Если идти пешком лень, то от станции метро «Спортивная» до Петропавловской крепости можно доехать на трамваях №6 и №40. От станции метро «Петроградская»: на автобусе №46, маршрутном такси №46, №76, №183 и №223.

Если надумали идти пешком от станции метро «Спортивная», то обратите внимание, что у этой станции два выхода (второй выход со «Спортивной» был открыт в 2015 году на Васильевском острове). Вам нужен выход, расположенный на Петроградской стороне. Но если перепутаете, то ничего страшного. Просто надо будет перейти через Тучков мост, который связывает Петроградскую сторону и Васильевский остров.

Петропавловская крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга.

Как найти памятник Петру Первому в Петропавловской крепости

Проще простого. Чтобы попасть в Петропавловскую крепость, надо пройти по Иоанновскому мосту через протоку (он же Кронверкский пролив) Невы и зайти на территорию крепости через ворота Иоанновского равелина.

Равелин (от лат. ravelere - «отделять») - это вспомогательное фортификационное сооружение, в форме угла с вершиной, направленной в сторону противника, расположенное перед основной крепостной стеной. Иоанновский равелин защищал Государев и Меншиков бастионы

Будучи на мосту, держитесь его левой стороны, так как тогда вы обязательно увидите зайца Арсения, расположившегося на торце высокого деревянного пенька около мостика. Заяц был установлен к 300-летию Петербурга, в мае 2003 года. Около Арсения часто останавливаются туристы, ибо бытует поверье, что если кинуть монетку и она попадет на пенек между задними лапками зайца, то загаданное перед броском желание обязательно сбудется.

Заяц Арсений Петропавловская крепость

Вот таким был заяц Арсений в июле 2009 года

Сразу скажу, что попасть не просто. Но и если монетка останется лежать на пеньках пониже - то это тоже совсем неплохо.

Далее проходите Петровские ворота (созданные в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини) и двигаетесь прямо по главной аллее в сторону Петропавловского собора. За Петровскими воротами, справа вы увидите здание артиллерийского цейхгауза, а слева - Инженерный дом, сразу которым и расположен памятник Петру Первому.

Время работы:

Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06-00 до 21-00.

Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10-00 до 20-00.

Читайте также: