Он дремлет в кресле
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
1. ДШМА, -ы; ж. = Дремо́та. Д. смежила веки. Сквозь дрёму слышу чьи-то голоса.
2. ДШМА, -ы; ж. Название ряда растений сем. гвоздичных, с поникшими (как бы дремлющими) цветками. Д. луговая.
дрёма - род трав семейства гвоздичных. Около 100 видов, в Северном (почти всюду) и Южном (Капская область, Анды) полушариях. Растут на лугах, скалах, сухих склонах и как сорные в огородах, садах, на полях. Некоторые декоративные, кормовые. Иногда дрёмой называют виды других родов семейства гвоздичных с поникшими цветками. Дрёма астраханская охраняется.
ДРЕМА - ДРЕМА, род трав семейства гвоздичных. Ок. 100 видов, в Северном (почти всюду) и Южном (Капская обл., Анды) полушариях. Растут на лугах, скалах, сухих склонах и как сорные в огородах, садах, на полях. Некоторые декоративные, кормовые. Иногда дремой называют виды других родов семейства гвоздичных с поникшими цветками. Дрема астраханская - охраняется.
Название ряда растений, преимущественно сем. гвоздичных, с поникшими цветками.
По берегам этих рек росли цветы «кукушкины слезы». В народе их звали «дремой». --- Венчики «кукушкиных слез» сонно висели, согнувшись до самой земли. Паустовский, Клад.
1. дрёма, -ы (дремота)
2. дрёма, -ы (растение)
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрёму
Расслышали чьи-то угрозы.
Н. М. Рубцов, Листья осенние
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение дрема́, вы следуете старой норме. Такое ударение можно встретить и в поэзии:
Не один ты приходи,
Сон-дрему́ с собой веди…
И. Ф. А́нненский, Песни с декорацией
дрёма и устаревающее дрема́. Употр. обычно в поэтической речи. Например, у А. Блока: «Всё закатное небо в дреме, Удлиняются дольные тени, И на розовой гаснет корме Уплывающий кормщик весенний» (Старость мертвая бродит вокруг. ); у М. Светлова: «Сквозь полуночную дрёму Надвигается покой, Мы вдвоём остались дома, Мой товарищ дорогой!» (Граница).
1. дрёма, дре́мы, дрёмы, дре́м, дрёме, дре́мам, дрёму, дре́мы, дрёмой, дрёмою, дре́мами, дрёме, дре́мах
2. дрёма, дрёмы, дрёмы, дрём, дрёме, дрёмам, дрёму, дрёмы, дрёмой, дрёмою, дрёмами, дрёме, дрёмах
- Род растений семейства Гвоздичные.
I дрёма, дрем`а
Состояние сонливости, обычно предшествующее сну; дремота.
Травянистое растение семейства гвоздичных с поникшими, как бы дремлющими цветками.
ДРЕМА́ 1 , дремы, и (обл.) ДШМА, дрёмы, жен. (поэт. устар.). То же, что дремота. «Дрема долит.» Пушкин.
ДРЕМА́ 2 , дремы, и ДШМА, дрёмы, жен. (бот.). Луговая трава из семейства гвоздичных с клейким стеблем и красными цветами. Смолистая дрема.
ДШМА, -ы и (устар.) ДРЕМА, -ы, жен. То же, что дремота. Сквозь дрёму услышать что-н.
ДРЕМА, дремота жен. наклонность ко сну, сонливость, или начало усыпленья, самый легкий сон. Дрема более выражает отвлеченное понятые, а дремота состояние, потребность. Дрема или дремота одолела. Бог не дремлет. все слышит. Пахать, так не дремать. Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли. Спать я не сплю, и дремать не дремлю, а думаю я думу, из сказки. В дремоте чудится, во снах видится. Дре мушка дрема, отойди ты от меня!
| Дрема, хороводная и святочная игра: дрема сидит среди круга, выбирает по песне кого хочет, целует и сажает на свое место.
| Петля, мочка у кнутовища, для накидки на руку, чтоб задремав не обронить плети.
| Растенье смолевка, смолянка, смольчуг, сон, дремучка; сорочань, калмыцкое мыло, курячья слепота, Viscaria vulgaris сорочий клей, сорочье мыло, фирлетка.
| Lychnis flos cuculi, хлопушка.
| Дремка. растение свидина, обвойка, повойник, жидовник, песья смерть, Periploca graeca. Кошачья дрема. растение Trollius europaeus, колтушки. Дрема лесная. болотная, дром, глушь, непроходимые места, дремучий лес, мертвое болото. Дремуха, растение хрипняк, иванчай, Epilobium. Дремы мн. сны, грезы, виденья; мечты, игра залетного воображенья. Дремать, дремливать, быть сонливым, сидеть в полусне, кунять; засыпать слегка, самым чутким сном.
| Зевать, быть вялым, оплошным, исплошиться в чем. Сон да дрема, на кого не живет. Сон не берет, дрема не клонит, еда на ум нейдет. Ходит сон по сенюшкам, дрема по новым. колыбельная. песня. Прошлась дрема по сенюшкам, а до нас не дошла. Дрематься, безл. хотеться спать. Он сидя вздремнул. Дремал, дремал, да и выдремал то и то. Додремал до чаю. Задремал было. Надремлешь себе лихорадку. Отдремав, подремав, да за дело. Продремали весь вечер. Больно раздремался. Дреманье ср. ·сост. по гл. Дрема, дремка ·об. дремливый, дремчивый прил. дремала муж. дремалка жен. дремуша ·об. склонный к дремоте, сонливый, дремлющий за делом, не вовремя; соня, вялый. Дремливость муж. свойство дремливого. Дремотник, растение дрема. Дремуха, дремучка жен. меньшая степень спячки, болезненная сонливость. Дремлик муж. растение Serapia или Epipaetis, лесная чемерица;
| растение любжа, Orchis incarnata, также любка, О. Morio. Дрем муж. или дремучий лес, непроходимая чаща, трущоба, вековые недоступные леса. Чужи люди - дремучий лес. Дром муж., курск., калуж. лом, чаща с валежником и буреломом, трущоба; сушь, хворост. Дром-бурелом непролазный. Дром сушье-крушье. Дремучесть жен. свойство дремучего, гуща, чаща, дичь векового леса. Дремучка, растение дрема, Viscaria, смолка. Дремлюга южн. птица лилок, чурикка, козодой, кузнец сиб. Caprimulgus europeus.
ДРЕМА - род трав семейства гвоздичных. Ок. 100 видов, в Северном (почти всюду) и Южном (Капская обл., Анды) полушариях. Растут на лугах, скалах, сухих склонах и как сорные в огородах, садах, на полях. Некоторые декоративные, кормовые. Иногда дремой называют виды других родов семейства гвоздичных с поникшими цветками. Дрема астраханская - охраняется.
-ы́ и ДШМА 1 , -ы, ж. разг.
Еще Мария сладко дышит, Дремой объятая, и слышит Сквозь легкий сон, что кто-то к ней Вошел и ног ее коснулся. Пушкин, Полтава.
Предложения со словосочетанием «дремать в кресле»
Отец как обычно дремал в кресле. Даже деятельные и шустрые мать и бабуля, и те свернулись большими рыжими клубками у семейного очага.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: возлагаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Публика в доме графа была большей частью почтенного возраста, кавалеры предпочитали дремать в креслах, а не выделывать антраша, и после двух жалких вальсов экзекуция для них закончилась.
Остальное время тратилось на обсуждение увиденного с мужем, флегматичным джентльменом, предпочитавшим дремать в кресле или читать прессу.
В будни он рыщет по дому в поисках чего бы починить или отдраить, сводя маму с ума, а по воскресеньям дремлет в кресле.
Мне эта, с позволения сказать, мелодия, местами съезжавшая в какофонию, давила на слух, и я решил ретироваться и побродить по «Стране чудес» в одиночестве, тем более что мой бывший однокашник уже тихо дремал в кресле.
Рейсовый лайнер совершал плановый полёт. Большая часть пассажиров дремала в креслах. Двое увлечённо беседовали.
Он уже усыпил молодого человека, который теперь сладко дремал в кресле на глазах немногочисленной публики.
По приезду в часть, строй распустили, и теперь «воины» ходили взад и вперёд по военному клубу. Приставленный к ним прапорщик дремал в кресле.
Учитель дремал в кресле, окружённый книжными стеллажами, ароматом бумажной пыли и косыми тенями: они тянулись к стенам, точно хотели уползти от тёплого света в центре комнаты.
Она спокойно дремлет в кресле самолёта, но видения о прошлом, приходящие к ней, вовсе не кажутся безобидными.
Со стороны могло показаться, что пилот, с полуприкрытыми глазами дремлет в кресле, полностью доверив корабль автоматике, уверенно вёдшей его машину к площадке, отмеченной цифрой 24, но, на самом деле, это было не так.
Заговорил самый дальний инквизитор, седьмой, он показался мне настолько старым, что уже и здесь дремал в кресле, забывая, где он и что с ним.
И вот пробужденная уже смотрит на себя со стороны и видит, как темноволосая юная особа дремлет в кресле, а рядом с ней сидит мужчина, уткнувшийся в газету.
Больница затихла до утра, и даже дежурная медсестра дремала в кресле перед светящимися голубым светом мониторами.
В читальне я спрятался от летнего дождя, и меня не удостоили они вниманьем; привольно расположились они на обшарпанных стульях у овального стола в центре; в дальнем углу дремала в кресле старуха в лиловом: она и ведала читальней.
Я стала дремать в кресле у огня, и близняшки-горничные отвели меня к постели, сняли халатик, уложили в кровать.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «дремать в кресле»
Хотя сам он и бывает иногда в гостях у людей получше, но еще смолоду терпеть не мог гостей у себя, а в последнее время, если не раскладывал гранпасьянс, довольствовался обществом своих столовых часов и по целым вечерам невозмутимо выслушивал, дремля в креслах, их тиканье под стеклянным колпаком на камине.
Так прошла вся ночь. Таисья то и дело уходила справляться в избу Егора, как здоровье бабушки Василисы. Петр Елисеич дремал в кресле у себя в кабинете. Под самое утро Таисья тихонько разбудила его.
Федор Николаевич, по обыкновению, дремал в кресле под их «переливание из пустого в порожнее», как называл он разговоры молодого офицера с его дочерью.
Неточные совпадения
Налево от двери стояли ширмы, за ширмами — кровать, столик, шкафчик, уставленный лекарствами, и большое кресло, на котором дремал доктор; подле кровати стояла молодая, очень белокурая, замечательной красоты девушка, в белом утреннем капоте, и, немного засучив рукава, прикладывала лед к голове maman, которую не было видно в эту минуту.
Прочитав это письмо, генерал окончательно поник головой. Он даже по комнатам бродить перестал, а сидел, не вставаючи, в большом кресле и дремал. Антошка очень хорошо понял, что письмо Петеньки произвело аффект, и сделался еще мягче, раболепнее. Евпраксея, с своей стороны, прекратила неприступность. Все люди начали ходить на цыпочках, смотрели в глаза, старались угадать желания.
То он приказывал разбить свою походную кровать в галлерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не rn-lle Bourienne, а мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Вот она встала и озирается. Еще рано, но окна уж побелели, и весеннее солнце не замедлило позолотить их. Рядом с ее креслом сидит Паша и дремлет; несколько поодаль догорает сальный огарок, и желтое пламя чуть-чуть выделяется из утренних сумерек. Ей становится страшно; она протягивает руку, чтобы разбудить Пашу, хочет крикнуть — и в изнеможении падает…
Старички особенно любили сидеть на диванах и в креслах аванзала и наблюдать проходящих или сладко дремать. Еще на моей памяти были такие древние старички — ну совсем князь Тугоуховский из «Горе от ума». Вводят его в мягких замшевых или суконных сапожках, закутанного шарфом, в аванзал или «кофейную» и усаживают в свое кресло. У каждого было излюбленное кресло, которое в его присутствии никто занять не смел.
Сам же он всегда был без гроша — раздаст половину, а другую пропьет. А пьян он был постоянно, но всегда тих и безмолвен. Звали его за глаза Кирюшка-Корнюшка, но все любили его. Он напивался молча, придя в зрительный зал, неслышно дремал, а то и засыпал в кресле.
Все гости уже встали из-за стола, отяжелевшие от изобилия вин и яств, они посели и полегли в разных позах на диванах, кушетках и креслах, кто дремля, кто болтая всякий вздор, кто закурив сигару.
Кругом всего здания идет обширный каменный балкон, или веранда, где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют в часы сьесты хозяева казарм.
Серебряков(сидит в кресле перед открытым окном и дремлет) и Елена Андреевна (сидит подле него и тоже дремлет).
После обеда немного дремал, сидя в креслах в своем кабинете, и потом что-нибудь читал до отъезда в клуб или в гости.
Петр Валерьянович со своей стороны в течение года жизни в Москве в отставке с радушием, а за последнее время даже с нежностью относился к предупредительной Зое Никитишне, любил, когда она ему читала после обеда газеты, книги, а он дремал в большом вольтеровском кресле, стоявшем в одном из углов гостиной, и даже не раз Белоглазова замечала устремленные на нее его внимательные, пытливые взгляды.
В одно из воскресений Федос исполнил свое обещание и забрался после обеда к нам, детям. И отец и мать отдыхали в спальнях. Мы чуть слышно расхаживали по большой зале и говорили шепотом, боясь разбудить гувернантку, которая сидела в углу в креслах и тоже дремала.
Чтобы не быть захваченной врасплох, Чулков, по приказанию императрицы, должен был каждую ночь оставаться во дворце и дремать на кресле в комнате, смежной со спальней государыни.
А когда играли, Варавка садился на свое место в кресло за роялем, закуривал сигару и узенькими щелочками прикрытых глаз рассматривал сквозь дым Веру Петровну. Сидел неподвижно, казалось, что он дремлет, дымился и молчал.
После обеда Порфирий Владимирыч удалился спать, услав предварительно Евпраксеюшку на село к попу; Арина Петровна, отложив отъезд в Погорелку, тоже ушла в свою комнату и, усевшись в кресло, дремала. Петенька счел это время самым благоприятным, чтоб попытать счастья у бабушки, и отправился к ней.
Словари
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
1. Находиться в состоянии дрёмы [дрёма I], дремоты [дремота 1.], полусна (о человеке).
отт. перен. Находиться в состянии покоя, неподвижности (о природе).
Пребывать в бездействии, оставаться без применения; не проявляться.
ДРЕМА́ТЬ - глаг., нсв., употр. сравн. часто
Морфология: я дремлю́, ты дре́млешь, он/она/оно дре́млет, мы дре́млем, вы дре́млете, они дре́млют, дремли́, дремли́те, дрема́л, дрема́ла, дрема́ло, дрема́ли, дре́млющий, дрема́вший, дремля́
1. Когда вы дремлете, вы находитесь в состоянии между сном и бодрствованием.
Он любит дремать после обеда.
2. Если природа дремлет, значит, она находится в состоянии тишины и спокойствия; поэтический образ.
Дремлют песчаные дюны. | Дремлет вода в озере.
3. Если в человеке дремлют чувства, таланты и т. п., значит, они пока не проявляются, не используются этим человеком.
Чувственность в ней ещё дремала. | В двадцать лет сознание в нём всё ещё дремало.
4. Если кто-либо не дремлет, значит, он находится в состоянии ожидания, готовности к каким-либо действиям.
Враг не дремлет! | Закон не дремлет.
ДРЕМА́ТЬ, дремлю, дремлешь, и (прост.) дремешь, несовер.
1. Быть в состоянии полусна, некрепко спать. «Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.» Лермонтов. «Дремал бурлак на дне завозной лодки.» Некрасов.
|| перен. быть неподвижным, не шелохнуться. «Дремлет чуткий камыш, тишь, безмолвье вокруг.» И.Никитин.
2. перен. Медлить, вяло делать что-нибудь (разг. фам.). Пока ты дремал, он всё обделал в свою пользу.
3. с отриц. Быть бдительным, быть настороже. «Революционный держите шаг: неугомонный не дремлет враг.» А.Блок. «На то и щука в море, чтоб карась не дремал.» (посл.) «Мой сын, будь тверд, душою не дремли.» Жуковский.
ДРЕМА́ТЬ, дремлю, дремлешь; несовер. Быть в дремоте. Д. в кресле. Враг не дремлет (перен.).
ДРЕМА́ТЬ дремлю́, дре́млешь; дре́млющий; нсв.
1. Находиться в состоянии полусна. Д. в кресле. Д. после обеда. / Трад.-поэт. О природе. Деревья дремлют в лунном сиянии. □ в функц. опр. Дремлющее поле.
2. Не проявляться, не обнаруживаться, оставаться в бездействии. Чувства дремлют. Разум дремлет. * В его душе желанье дремлет (Пушкин).
◊ Не дрема́ть. Быть настороже, находиться в состоянии готовности. * На то и щука в море, чтобы карась не дремал (Посл.).
дремлю́, дре́млешь; несов.
Находиться в состоянии полусна.
[Степа] слушает непонятную речь и дремлет; трет кулаками глаза, а они у него еще больше слипаются. Чехов, Накануне поста.
Горбань дремал --- на топчане. Он давно бы заснул, но хотелось предложить «комиссару» ужин. Первенцев, Огненная земля.
Не проявляться, быть, оставаться без применения, без употребления, в бездействии.
В его душе желанье дремлет. Пушкин, Руслан и Людмила.
Молодой князь не любил учиться; --- он был вял, и ум его дремал еще беспробудно. Герцен, Долг прежде всего.
быть настороже, находиться в состоянии готовности.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал. Пословица.
Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут бывало с юга, - глядь, - Ан с востока лезет рать! Пушкин, Сказка о золотом петушке.
дрема́ть, дремлю́, дре́млет
дрема́ть, дремлю́, дре́млет (неправильно дрема́ю, дрема́ет); повел. дремли́; прич. дре́млющий; дееприч. дремля́.
дрема́ть, дремлю́, дре́млем, дре́млешь, дре́млете, дре́млет, дре́млют, дремля́, дрема́л, дрема́ла, дрема́ло, дрема́ли, дремли́, дремли́те, дре́млющий, дре́млющая, дре́млющее, дре́млющие, дре́млющего, дре́млющей, дре́млющих, дре́млющему, дре́млющим, дре́млющую, дре́млющею, дре́млющими, дре́млющем, дрема́вший, дрема́вшая, дрема́вшее, дрема́вшие, дрема́вшего, дрема́вшей, дрема́вших, дрема́вшему, дрема́вшим, дрема́вшую, дрема́вшею, дрема́вшими, дрема́вшем
1. клевать носом (разг.); носом окуней ловить (или удить) (устар. разг.)
Он дремлет в кресле
В МИРЕ БОРИСА ЗАЙЦЕВА[1]
В русскую литературу возвращается имя Бориса Константиновича Зайцева. Его негромкий, спокойный, задушевный голос хорошо слышали современники. Очень непохожий на Зайцева А. И. Куприн, чье творчество читательское сознание связывает с энергией, увлекательным рассказом, острым действием, в свое время признался в том, что талант Зайцева дорог ему чрезвычайно: «простой, вдумчивый, элегический, тонкий»; у Зайцева, по словам Куприна, «есть глаз, умение проникать в жизнь»[2]. Литературу о Пушкине, Достоевском, Толстом приходится изучать годами. Написанное о Зайцеве удастся прочитать за несколько дней. Но разобраться в написанном стоит труда и сил: это поможет понять Зайцева.
С первых и до последних шагов в литературе досужая окололитературная молва приучала видеть в Зайцеве писателя, который стоял над бурями своего времени, их не чувствовал, от них бежал. Ключ к тайне творческой индивидуальности Зайцева одним из первых нашел Александр Блок. В нескольких словах он сказал о главном. Творчество молодого Зайцева, как образно сказал Блок, «являет живую весеннюю землю, играющую кровь и летучий воздух»; «весенняя прелесть» в рассказах Зайцева — «свое, найденное»: от обычного, обыденного сразу «вверх идет бездонное» (последние слова взяты Блоком из рассказа «Полковник Розов»)[3]. Для Блока зайцевский свет — не простой знак молодости или индивидуального склада души, — это остро воспринятое и умело переданное чувство своего времени. Приподнятое настроение «Тихих зорь» (так называлась первая книга Зайцева) опосредованно передает всеобщее одушевление, чаяния 1900–х годов и на глубине своей истоком имеет надежды, рожденные первой революцией. Позднее Зайцев скажет: «Литературная молодежь того времени связь с революцией имела. Революция считалась носительницей свободы против произвола. Революция заступалась за низших. В революции, наконец, было известное воодушевление. Императорский же режим медленно, но безостановочно разлагался. Молодежи, естественно, хотелось нового, свежего, и патетического» (выделено нами. — Л. И.)[4].
Секрет Зайцева состоит в том, что он умеет слышать, осязать, обонять время и передать его, но не прямо, не средствами зеркального удвоения фактов, событий общественного бытия, а через тонкую оболочку едва уловимого настроения — «духа времени».
Зайцев прожил большую жизнь. Первые сорок лет прошли в России (впрочем, с долговременными путешествиями по Италии — духовной родине Европы), остальные пятьдесят — почти все во Франции. Однако чувствовал себя он всегда москвичом. Москва была для него земной отчизной и родной Вселенной. Алексей Арсеньев — герой автобиографического романа Бунина «Жизнь Арсеньева» — сказал: «Я родился во вселенной…» Зайцев мог бы сказать, что, родившись и живя в России, он одновременно родился и жил во вселенной. Бунину, Андрееву, Блоку, Зайцеву — художникам одной эпохи — в высшей степени было свойственно чувство космизма. Впрочем, спустя полвека оно стало привычным для многих людей планеты.
Живое переживание сиюминутного и в то же время вечного, способность чувствовать человека в качестве составной части потока — земного и вселенского — постоянные величины художественного мира Зайцева. Они придают его творчеству цельность и единство. Некоторые весьма почтенные критики склонны объяснять космизм Зайцева как некую присущую ему узость, монотонность и однообразие. Мы увидим, что они ошибались, — Зайцев прошел долгий путь, и этот путь был богат, разносторонен. Но при этом Зайцев всегда был верен себе, своему чувству мира, своей художественной космогонии.
В нескольких автобиографиях Зайцев называл этапы своего пути: «Ход литературного развития приблизительно таков: начал с повестей натуралистических; ко времени выступления в печати — увлечение так называемым «импрессионизмом», затем выступает элемент лирический и романтический. За последнее время чувствуется растущее тяготение к реализму»[5]. В очерке «Молодость — Россия», которым писатель открывал книгу «В пути», сохраняя прежние контуры собственной характеристики своего пути, Зайцев значительно уточняет ее указанием на освоение тургеневско–чеховской традиции в творчестве рубежа 1900–1910–х годов и дополняет сведениями о создании нескольких образов России в творчестве эмигрантских лет: трагической в произведениях, написанных сразу после революции и о событиях, с ней связанных; затем покойно–давней ясной, почти легендарной — России его детства и юности (речь идет об автобиографической тетралогии, прежде всего о повестях «Тишина» и «Юность») и, наконец, России первоистоков — «Святой Руси, которую без страданий революции, может быть, не увидел бы и никогда»[6].
В данном сборнике читателю предложены для первого знакомства произведения Зайцева из шести его книг. Сюда вошли характерные зайцевские вещи, которые он создавал с 1904 до 1929 года. Вступление («Молодость — Россия») и заключение («Вандейский эпилог») написаны им в 1951 году специально для книги «В пути». Сборник составлен таким образом, чтобы дать возможность читателю почувствовать, «о чем» Зайцев, каков он — единый и многообразный, цельный и изменчивый.
Перед тем как начать разговор о произведениях из шести книг, скажем несколько слов об их авторе. Воспользуемся материалом его собственных «Биографических заметок», составленных по просьбе С. А. Венгерова для первого монументального труда по русской литературе начала века. Зайцев писал: «Родился 29 января (10 февраля. — Л. И.) 1881 года в Орле. Отец мой, Константин Николаевич, по профессии горный инженер, из дворян Симбирской губернии. Происхождение нашего рода — татарское, имеется и примесь польской крови. Мать моя, Татьяна Васильевна, — дочь малоросса и великоросски. Детство (до одиннадцатилетнего возраста) я проводил в Калужской губернии, где отец служил на трех заводах, и частью в имении под Калугой — в атмосфере приволья и самого доброго к себе отношения со стороны родителей. Одно из главных влияний детства — постоянное общение с природой и охота. Домашнее образование (гувернантки) сменяется гимназией. Годы средней школы прошли в Калуге, где в 1898 году я окончил реальное училище. Затем учился в Москве в Императорском техническом училище, откуда в 1899 году был уволен за участие в беспорядках. Был студентом Горного института, стремился в университет, сдал в 1902 году экзамен по древним языкам и попал на юридический факультет Московского университета, но его не окончил…»[7] Добавим от себя, что жизнь Б. К. Зайцева завершилась 28 января 1972 года в Париже.
Зайцев никогда не служил (только в молодости: корректором). Он был вольный художник. Свою работу, однако, рассматривал как высокий и неукоснительный долг, повседневный, тяжелый и желанный труд. Надежный человек, хороший друг, культурный работник, гармоническая личность, Зайцев затворником не был, обладал способностью собирать вокруг себя людей. Очень молодым, он стал активным помощником предводителей литературной «Среды» — Н. Д. Телешова, Л. Н. Андреева, С. С. Голоушева (С. С. Глаголя). Потом редактировал альманахи «Шиповника». Революцию Октября воспринял как трагедию, однако работу не бросил. Незадолго до отъезда за границу в 1922 году был избран председателем Московского союза писателей. За рубежом много печатал: художественную прозу, воспоминания о прошедшей Москве, статьи и книги о литературе, в том числе три художественные биографии: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов». В течение многих лет в Париже состоял председателем Союза русских писателей и журналистов.
Имя Бориса Константиновича Зайцева (29 января/10 февраля 1881–26 января 1972) в нашей стране известно почти одним только специалистам, за рубежом — редким любителям русской словесности. Даже при нашем неслыханном литературном богатстве — это расточительство, стоящее на грани преступления перед русской культурой, ее наследниками. В наши дни стремительно стираются «белые пятна» с карты литературы, очень скоро и книги Зайцева войдут в читательский обиход. Наступит время, когда выйдет в свет собрание его сочинений. // Творчество Б. К. Зайцева делится на две половины — до и во время эмиграции. Данное издание ставит своей целью познакомить читателя с образцами художественной прозы Зайцева от начала его творчества до 1951 года. В том произведений вошли лирические миниатюры, рассказы, повести, выбранные из шести книг: «Тихие зори», «Сны», «Усадьба Ланиных», «Земная печаль», «Голубая звезда» (из нее взята одноименная повесть), «В пути» (она вошла в сборник целиком). // В примечаниях указываются две даты: первой публикации произведения и того издания, по которому оно печатается в данной книге. Произведения из первых пяти книг печатаются по собранию сочинений издательства 3. И. Гржебина (Берлин — Петербург — Москва, 1922–1923). «Молодость — Россия», «Странное путешествие», «Авдотья–смерть», «Анна», «Вандейский эпилог» — по книге «В пути», составленной самим Зайцевым.
Читайте также: