Кутаное кресло что это
Таган, тальма, тарантас, тахта, ташка, «твердый» фарфор, темляк, терлик, т ерракота, т есло, «тет-а-тет», тильбюри, тиснение, т ога, т ок, токмарь, т олстовка, т омпак, т оревтика, т орсада, торшер, т рельяж, т рен, треножник, треуголка, т рикирий, трость, т рюмо, т у́ес, тулумбас, тулуп, т уника, т урнюр, тюрбан, тюрлюрлю
Таган – подставка для дров, предкаминное украшение золоченной или патинированной бронзы, помещавшееся на полу перед очагом. Обычно таганы ставились парой – симметрично по сторонам очага. Часто они были соединены между собой низким ограждением или балюстрадой.
Тальма – ( Talma , по имени французского актера Франсуа Тальма) мужская и женская плащ-накидка без рукавов. Мужскую тальму шили из сукон, ее длина достигала колен. Женская тальма появилось значительно позже, в конце 1850-х гг., и материалы для нее использовались более разнообразные. В зависимости от сезона тальму делали из кружев, шелка, бархата, сукна и др. Во второй половин XIX в. тальма была очень популярна. Сначала женские тальмы были столь же длинны, как и мужские, но к 1870-м гг. заметно укоротились и опускались чуть ниже талии.
Тарантас – (тюрк.) четырехколесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, имеющим полумягкие съемные переднее и заднее сиденья, поручни, подножки и щитки. Одноконный тарантас рассчитан на двух пассажиров, в пароконном варианте имеется третье пассажирское место рядом с кучером на переднем сиденье.
Тахта – (перс.) широкий кавказский диван без спинки, покрытый ковром.
Ташка – (венг.) элемент гусарской амуниции в виде плоской кожаной сумки с лопастью, прокрытой сукном и носимой на ремнях ниже колен; ведет свое происхождение от кошелька, в котором венгерские всадники хранили напильник и точильные камни для сабли.
«Твердый» фарфор – фарфор с большим содержанием каолина (чистой глины – тугоплавкой, жирной и крайне пластичной). Состав твердого фарфора приблизительно в VI в. изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV - XVI вв., и в XVI в. благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В Европе он изобретен в 1708 г . в Мейсене И.Ф.Бётгером.
Темляк – (от польск. temblak)
1) повязывавшаяся на эфес холодного оружия петля, обычно обернутая вокруг эфеса. Надевалась на запястье и помогала удерживать оружие в руке при нанесении и отражении ударов. У нижних чинов темляк был кожаный, у офицеров – серебряного галуна, в некоторых случаях из лент орденов св. Анны или св. Георгия. В военных учебных заведениях темляк служил наградой лучшим учащимся. В войсках офицерский темляк давался также подпрапорщикам;
2) кожаная широкая петля на древке пики, в походе надевавшаяся на плечо всадника и освобождавшая его руку, а в боевом положении служившая дополнительным упором при ударе пикой.
Терлик – (от тат. – куртка без рукавов) короткий приталенный мужской кафтан с короткими рукавами. Появился на Руси не позднее второй половины XV в. В XVI в. терлик был очень широко распространен. Терлик имел на груди застежку и надевался через голову.
Терракота – (от итал. terra – земля, глина и cotta – обожженная) керамические неглазурованные изделия (50% пластичных глин, 25% мела и 25% тонкомолотого шамота) с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали). После обжига терракота приобретает характерные цвет (от светлого кремового до красно-коричневого и черного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой). Важнейшие памятники художественной терракоты – мелкая пластика, распространенная в неолитических культурах, скульптурные фигурки, саркофаги, статуи Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаической древнегреческой, этрусских и древнеримских храмов, средневековая резная терракота в зодчестве Средней Азии, итальянские рельефные архитектурные детали и портретные бюсты эпохи Возрождения, статуэтки XVIII в. В России производство архитектурной терракоты было известно уже в Киевской Руси. С XV в. в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов, с XVIII в. – в скульптурных эскизах, бюстах и т.д. В современной скульптуре терракота часто используется для пластики малых форм.
Тесло – плотницкий топор с выгнутым двусторонним лезвием (или лезвием, расположенным перпендикулярно топорищу), с помощью которого выбирались пазы.
«Тет-а-тет» – (от франц. tete-a-tete, буквально – голова в голову)
1) небольшой сервиз на две персоны;
2) двойное кутаное кресло, соединенное S -образной спинкой так, что сидящие оказываются друг против друга (в отличие от кресла типа «дозадо»).
Тильбюри – (по имени английского изобретателя Tilbury ) легкий открытый двухколесный экипаж в одну лошадь, не имеющий кучера.
Тиснение – получение изображения давлением нагретой формы на переплетенную крышку, бумагу или картон; выполняется на позолотном прессе. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).
Тога – (от лат. tegere – покрывать) верхняя одежда полноправных граждан в Древнем Риме, длинный белый плащ без рукавов; у сенаторов и всадников – с пурпурной каймой, у добивающихся общественных должностей – белоснежная (toga Candida, отсюда слово «кандидат»).
Ток – (от франц. toque – шапочка с узкими полями) женский головной убор, обычно без полей, плотно охватывающий голову (накалывался к волосам). Появился в России на рубеже XVIII–ХIX вв. (в истории костюма известен с XVI в.), когда европейская мода, пережив два века ношения париков, вновь обратилась к головным уборам такого типа. В первой половине XIX в. токи обильно украшались перьями, пряжками и аграфами с драгоценными камнями. Русский ток – из булавчатого бархата, убранный шелковыми шнурками. Турецкий ток – спереди украшались двумя месяцами, сделанные из галунов. Делались из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами. Испанский ток – сверху золотая испанская сеточка, украшался торсадой. Индийский ток – из крепа или марлевого гроденапля. Ток был всегда головным убором только замужней женщины.
Токмарь – колотушка, деревянная ручная трамбовка глины, мостовой.
Толстовка – просторная, длинная, иногда на кокетке с густыми сборками мужская рубашка из разнообразных гладкокрашеных тканей, носившаяся навыпуск. Названа по имени Л.Н.Толстого, носившего подобную рубашку.
Томпак – (от франц. и нем. tombac, восходящих к малайскому названию меди – tombaga) вид латуни, собирательное название различных сплавов меди с цинком, оловом, свинцом и др. при относительно малом содержании цинка (от 3 до 20%). Оттенки цвета варьируются от розовато-желтого до оранжево-красного. На воздухе постепенно покрывается темной оксидной пленкой. Используется для изготовления декоративной посуды и дешевых ювелирных изделий, часто имитирующих золото, с последующим нанесением защитных покрытий.
Торевтика – (от греч. toreuo – вырезаю, чеканю) искусство рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего торевтикой называют обработку изделий путем чеканки или тиснения. Иногда обозначают и отделку литых изделий.
Торсада – (torsade) элемент женской прически, жгут, оплетенный из двух прядей
Торшер – (от франц. torchere – высокий канделябр, бра) напольный осветительный прибор. Получил распространение с эпохи ампира.
Трельяж – (от франц. treillage – решетка, сетка) в садово-парковом искусстве решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. Отсюда и название орнамента – «трельяж», – состоящего из косой сетки с мелкими розетками.
Трен – (от франц. traоne – шлейф) то же, что шлейф, хвост. Появившись во время правления Елизаветы Петровны, отмеченное переориентацией на французскую культуру, трен, однако, не вытеснил укоренившийся термин немецкого происхождения «шлейф», и только лишь с середины XIX в. слову «трен» начали отдавать предпочтение в обыденной и поэтической речи. Термин «трен» продолжал использоваться и в начале ХХ в.
Треножник – (от др.-греч. τρίποδος ) металлический котел с тремя ножками, а также любая утварь на трех подставках. Три точки опоры делали сосуд наиболее простым в изготовлении и устойчивым. Как следствие, прототипы треножника можно найти во многих первобытных культурах. В странах античного мира треножники широко применялись в домашнем хозяйстве для разогревания воды и пищи. Изготовлялись из различных материалов, могли быть культовыми предметами, призами в борьбе, священными дарами богам (например, Аполлону). Треножники находили применение в архитектуре в качестве декоративного элемента (акротерий). В Дельфах треножник использовался как сиденье для пифии. В геометрическом периоде преобладали цельные треножники, украшенные орнаментом и рельефом. Начиная с архаического периода стали изготовляться так называемые посоховые треножники, треножники, обособленные от котла. В Древнем Китае наиболее известной формой ритуальной утвари был жертвенный бронзовый треножник Дин. Как и другие сосуды, использовался для жертвоприношения духам предков. Мог иметь на внутренней поверхности надпись и, как правило, был богато украшен снаружи. Являлся символом императорской власти. Согласно легенде, императором Юем были отлиты девять жертвенных треножников, по числу областей древнего Китая.
Треуголка – фетровая шляпа с отогнутыми вверх полями, которые первоначально пристегивались на пуговицы к тулье, затем сшивались. Треуголки в России XVIII в. носили с европейским платьем дворяне, чиновники, военные. Форма треуголки не раз менялась, пока во второй половине XVIII в. она фактически не превратилась в двууголку, т.к. отворачивались только ее переднее и заднее поля. При форменной одежде треуголка носилась «с поля» – плоской стороной вперед, либо «с угла». В соответствии с чином треуголка обшивалась золотым галуном или белым басоном, у офицеров был плюмаж из белых перьев с красными перышками. С 1741 г . в углах офицерских треуголок (а с 1760 г . и солдатских) появились плоские цветные (у офицеров галунные) кисти, с 1756 г . сверху крепился султан либо небольшая стоячая кисть, по родам войск. Госслужащие и военные с 1730 г . на левом поле носили бант-кокарду (белую с 1762 г ., а с 1796 г . черную с оранжевыми полосами), с начала XIX в. – в виде большой матерчатой розетки с концентрической черной, золотой и белой полосками, пуговицей в центре и плоской или витой галунной петлицей. В начале XIX в. у солдат, с 1826 г . у обер-офицеров треуголки были заменены киверами; с 1833 г . оставлены только генералам, чиновникам и придворным, а также морским офицерам для парадной формы.
Трикирий – (от греч. – трехсвечник) подсвечник с тремя свечами. Трикирием и дикирием (подсвечником с двумя свечами) архиерей, которому дано на то право, благословляет народ. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы.
Трость – непременная принадлежность светского мужского костюма. В XVIII – первой половине XIX в. трость была обычно массивная, красного либо черного дерева, с набалдашником серебряным, золоченым либо слоновой кости; во второй половине XIX в. – чаще легкая, тростниковая либо бамбуковая, иногда с загнутой рукоятью. В XVIII – начале XIX в. трость была также частью снаряжения пехотных капралов; пристегивалась петлей за вторую пуговицу мундира слева.
Трюмо – (от франц. trumeau – простенок) часть стены между оконными проемами в интерьере здания. Отсюда название высокого зеркала (как правило, с подстольем-консолью), занимающего такой простенок.
Ту́ес – берестяная кубышка с тугой крышкой.
Тулумбас – (от тур. tulumbaz) старинный музыкальный военный ударный инструмент, большой турецкий барабан.
Тулуп – (от тюрк. tulup – кожаный мешок без швов, сшитый из звериной шкуры) просторная, как правило, очень длинная верхняя одежда мехом внутрь (обычно не крытая), с большим меховым воротником; домашняя меховая одежда, крытая тканью. Одежда такого покроя известна на Руси с середины XIII в. под названием «кожух». Название «тулуп» появилось в XVIII в. Тулуп – это нагольная, то есть мехом внутрь и ничем не крытая, шуба, для которым основным материалом служит овчина. Тулуп надевали поверх другой верхней одежды, например армяка. Без тулупа не отправлялись в дорогу, и просторный, неотрезной по талии тулуп просуществовал до начала ХХ в., не вытесненный из деревни заимствованной у северных народов дохой. Простые крестьянские тулупы окрашивались редко, и преобладающим цветом были различные оттенки желтого.
Туника – белая одежда из льна или тонкой шерсти, которую римляне носили под тогой (соответствует греческому хитону).
Турнюр – (от франц. tournure – осанка, манера держаться) приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище нижней женской юбки, что помогало формировать характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела; нижняя юбка с такого рода конструкцией. С 1856 г . постепенно начинает вытеснять кринолин. Силуэт платья с турнюром окончательно сформировался, став модным во всех странах Европы, только к 1870-м гг. Размеры турнюра в процессе развития моды так стремительно увеличивались, что неоднократно выступали объектом иронии. В платье с турнюром колени женщины плотно обтягивались передним полотнищем юбки, сильно расширенной внизу, особенно сзади, ниже турнюра. Садиться приходилось боком и лишь на краешек стула, чтобы не измять пышные драпировки, банты, складки, под которыми скрывался собственно турнюр. Шлейф при этом красиво располагался вокруг ног, а при ходьбе, особенно на улице, подбирался, чтобы не волочиться по земле.
Тюрбан – (от тур. – ткань из крапивы) головной убор из большого куска замысловато задрапированной ткани. Пришел в Европу с мусульманского Востока, где цвет ткани, характер драпировки, количество складок имели региональные и религиозные особенности. Сначала тюрбан стал элементом театрального костюма. Тюрбан стал модной деталью западноевропейского женского костюма после Египетских походов Наполеона. Тюрбан пришел в Россию из Франции вместе с французской писательницей Жерменой де Сталь. Дамы в первой половине дня носили только чепцы, иногда очень нарядные, а тюрбан, берет или ток использовали только для выездов.
Тюрлюрлю – в России XVIII в. – (франц.) предмет женского нарядного костюма в виде длинной накидки без рукавов из шелковой шуршащей ткани; в первой половине XIX в. длинная женская накидка без рукавов, обычно шелковая.
Заметки искусство_еда
Крестецкая вышивка, кринолин, кросна, кроше (ирландское кружево), крошни, кружево, кружево шитое, кружево плетеное, кружка, крылатка, «крытье» золотом, куве́рт, кувшин, куколь, к улон, к уманец, кумган, к урант, к урильница (кассолет), курульное кресло, кутаная мебель, кутас, куфте́рь, кушак, кушетка, куяк, «кэт»
Крестецкая вышивка – вид русского народного шитья. Назван по поселку Крестцы (ныне Новгородской области) – центру вышивального промысла, возникновение которого восходит к 1860-м гг. Выполняется переплетением ниток главным образом по крупной сетке, образуемой выдергиванием нитей ткани (льна, хлопка, шелка). Характерны строгие композиции ажурных и плотных геометрических орнаментальных форм (кружки, звезды, квадраты) на сквозном фоне.
Кринолин – (от франц. crinoline – волосяная ткань) первоначально жесткая материя из волоса. Сначала из нее делали солдатские воротники, только позднее стали делать юбки. Конструкция в виде широкой юбки на обручах, последовательно соединенных друг с другом тесьмой, вошедшая в моду около 1850 г . и постепенно исчезнувшая после 1865 г .. Кринолин пользовался невероятным успехом до 1856 г ., так как обручи избавляли дам от необходимости носить множество тяжелых от крахмала нижних юбок. Но стоило изобретателю Чарльзу Ворту запатентовать специальное устройство, которое позволяло сжимать и разжимать обручи юбки по мере надобности (размеры кринолина сделались так велики, что становилось трудно войти в дверь или сесть в карету), как на кринолин обрушились пресса и театр. Носить кринолин было непросто. Обручи плохо подчинялись движению тела, поэтому на уровне колен их привязывали к ногам тесьмой, а в низ юбки спереди вкладывали грузики. После длительной полемики в печати юбки постепенно уменьшились, и, наконец, кринолины совсем исчезли. Кринолин нашел свое место в крестьянском быту. Кринолин, казалось бы, был крестьянству вдвойне чуждым – костюм городской и костюм иноземный. Но образ «плывущей», пышнотелой женщины соответствовал народному представлению о красоте, поэтому кринолины не только прижились в сельской местности, но и остались в народном искусстве даже тогда, когда о кринолине забыли все.
Кросна – домашний ткацкий станок.
Кроше (ирландское кружево) – ручное кружево, изготовленное при помощи шва-цепочки, копирующее стиль шитого кружева. Первоначально изготавливалось в Ирландии. Пользовалось популярностью в конце XIX – начале XX в.
Крошни – плетенные корзины (обычно заплечные).
Кружево – полоска или кусок текстиля, получаемого или путем шитья или плетения. Основное развитие кружевного дела падает на XVII в., когда распространилось использование кружев для украшения светской и церковной одежды. Основными центрами по производству кружев были Венеция и Брюссель. Появление кружева машинной обработки в XIX в. сделало это дорогое украшение из предмета роскоши обычным дополнением одежды, прежде всего белья.
Кружево шитое – кружево, изготовленное исключительно иглой (в конце XIV в. в Венеции – кованой иглой) по бумажному шаблону двумя видами швов: обметочным и штопальным. Среди видов такого кружева: пуа-де-венис, алансон (более мелкий узор) и аржантан (узор крупнее). Расцвет приходится на XVIII в.
Кружево плетеное – кружево общее название кружева, изготовленного на специальной подушечке коклюшками из более толстых нитей или на валике маленькими бобинами – из тонких нитей. Узор крепился на подушечке, его накалывали булавками и оплетали нитями, перемещая в разные стороны коклюшки или бобины. Среди видов такого кружева примечательны изделия из Брюсселя, Бенша, Шантильи и Мешлена.
1) питейный сосуд больше стакана, с ручкою, иногда с носком и с крышечкою;
2) жестяной или иной сосуд, с узкою скважиною в крышке и с замком, для сбора подаяний, для вкладов.
Крылатка – (от русс. – крыло) мужское пальто, главным образом без рукавов (с прорезями для рук), с длинной пелериной (иногда двумя). Распространилось в середине XIX в. по аналогии с появившимися в европейской моде мужским дорожным пальто «макферлейн». Крылатки шили и сукна, драпа или прорезиненной материи. Крылатку, как особенно практичную и удобную одежду, под которую можно было надеть много теплых вещей, предпочитали студенты и все те, кто хотел подчеркнуть свою верность студенческому братству.
«Крытье» золотом – надглазурное покрытие фарфорового изделия или его части золотой краской.
Куве́рт – (от франц. convert – покрытый чем-либо) столовый прибор на парадном обеде.
Кувшин – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком.
Куманец – керамический сосуд для воды и вина, распространенный на Украине. По форме близок к кваснику: «плескач» (со свободно отстоящими от узкого горла двумя ушками или носиком и ручкой), «калач» (всегда с носиком и ручкой у горла, большим отверстием в центре тулова). Обычно покрывают растительным орнаментом, включающим изображения птиц и зверей.
Кумган – (от тюрк. – сосуд пустыни) металлический или керамический сосуд для воды и вина. Металлические известны с глубокой древности в странах Среднего и Ближнего Востока; обычно имеют форму узкогорлого кувшина с длинным носиком, ручкой и крышкой, украшались чеканкой, гравировкой, чернью, насечкой.
Курант – (от франц. courant – бегущий ) конусообразной формы инструмент для растирания ручным способом красящих веществ в процессе приготовления красок для живописи и типографских красок. Крупные делают из твердого камня (лабрадор, порфир и др.), мелкие – из фарфора, стекла или агата.
Курильница (кассолет) – настольное украшение в виде треножника, часто золоченой или патинированной бронзы, с чашей для благовоний (специально приготовленных лепестков цветов и ароматических масел) и крышкой с отверстиями или миниатюрной жаровней для углей.
Курульное кресло – (от лат. sedia curulis ) складное кресло с ножками иксообразной формы, перекрещивающимися под сиденьем. В Древнем Риме кресло « sedia curulis » предназначалось для должностных лиц (курулов), поскольку считалось, что только на нем можно творить суд. Особенно было популярно в эпоху Возрождения и в XIX в. См. также «Савонарола».
Кутаная мебель – популярная в середине – второй половине XIX в. мебель, деревянные части которой были покрыты мягкой, часто простеганной обивкой и отделаны бахромой.
Кутас – шнур с кистями; кутасами в начале XIX в. украшались кивера солдат.
Куфте́рь – лучший сорт итальянской камки, чаще всего с крупным узором.
Кушак – (тюрк.) матерчатый пояс, носившийся с народной одеждой, а также принадлежность форменной одежды. У гусар составлялся из цветных шнуров, перехваченных в нескольких местах оплеткой – «гомбами», и застегивался сзади на петли и костыльки; справа фестоном свисали два шнура с кистями. У улан, конноегерей и драгун кушак был суконный, цвета мундир , с цветными выпушками. Форму кушака во второй половине XIX в. получил офицерский шарф. В народе употреблялся узкий тканый узорчатый кушак-покромка либо широкий цветной кушак, скрученный жгутом, с концами, заткнутыми по бокам. «Распояской», без кушака, ходили только маленькие дети . Зажиточные люди подпоясывались высоко, под грудь, чтобы выпирал живот, бедняки – низко, почти по кострецу.
Кушетка – (от фр. с oucher — спать) Это мягкая лавка с одним подлокотником или шезлонг с ярко выраженным изголовьем (в некоторых моделях его положение можно регулировать). Кушетка, вошедшая в моду при Людовике XV , изначально выглядела как лежанка о восьми ногах безо всякого изголовья. Позднее у нее появилась спинка, а число ножек сократилось до четырех.
Куяк – доспех из металлических пластин, прямоугольных или круглых, набранных каждая отдельно на кожаную или суконную основу. Куяки изготовлялись с рукавами и без рукавов; имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на груди и спине большими латными досками – «щитами».
«Кэт» – (от англ. – кошка) круглый трехногий столик, точеные ножки которого с обеих сторон упираются в плоские доски, служащие по желанию то столешницей, то упором; подобно кошке этот столик неизменно оказывается на лапах. Один из оригинальных видов мебели английского рококо.
Мягкая обивка кресла
Старинное кресло – это, прежде всего, необычайный комфорт и удобство, ощущаемое человеком, присевшим в него. Секрет в конструкции сиденья, состоящего из правильно перевязанных независимых пружин, четко рассчитанных по жесткости и грамотно устроенном мягком сиденье, исполненном из настоящей морской травы.
Интересно
Морская трава – единственный упругий материал, который может обеспечить необходимый комфорт сидящему в кресле, на стуле или диване человеку. Она сохраняет свои упругие качества столетиями. В ней, благодаря солям морской воды, в которой трава произрастала не заводиться ни плесень, ни какие либо насекомые, ни посторонние бытовые запахи.
Выбирая мастерскую, для ремонта, реставрации или перетяжки мягкого кресла, обязательно убедитесь в том, что мастера располагают этим уникальным материалом, и умеют грамотно перетянуть старинные пружины. Обивщик, обойщик, драпировщик – в старину были отдельные специальности. Далеко не каждый современный реставратор способен достойно восстановить мягкую мебель.
Ремонт и реставрация подразделяется на несколько видов. Замена ткани (обивки кресла) выполняется, как правило, на дому, особой квалификации не требует, стоит не дорого. Замена ткани со склейкой каркаса сложнее, выполняется в условиях мастерской, но при небольшом объёме работ возможна и на дому. Крупная мягкая мебель со сложным кроем обивки, большие гарнитуры или предметы в плохом состоянии, как правило, перетягиваются в условиях реставрационной мастерской.
Семейные ценности, элитная дорогая мебель и антикварные старинные дорогие вещи восстанавливаются, реставрируются и реконструируются только в специализированных мебельных реставрационных мастерских. Цена реставрации зависит от степени износа ткани, наполнителей, состояния каркаса, наличия или отсутствия дополнительной фурнитуры: колёсиков, накладок, резьбы, позолоты.
ЦЕНА ОБИВКИ И ПЕРЕТЯЖКА КРЕСЛА
Работы по ремонту, обивке, перетяжке ранжируются и по времени изготовления мебели, так сказать, по возрасту объекта. Современные наполнители сидений стульев, кресел, диванов, рассчитаны на 10, максимум 15 лет. Поролон за это время разлагается, желтеет, теряет объём и упругость.
Даже при восстановлении современной мебели мы ни когда не используем этот «противный» материал. Только экологически чистые, натуральные, дышащие и долговечные наполнители. Кокосовое волокно, шерстяной или хлопковый ватин, конский волос.
Вид | Склейка тыс. руб. | Перетяжка тыс. руб. | Обивка тыс. руб. | Реставрация тыс. руб. |
после 70-х годов XX века | 5-10 | 3-5 | 5-10 | 20-25 |
50-70-е годы XX века | 10-15 | 20-30 | 5-10 | 25-35 |
До 50-х годов XX века | 15-20 | 20-30 | 10-20 | 40-60 |
Мягкая мебель, полностью покрытая тканью, скрывающей деревянные детали конструкции, называется кутаной. В моду кутаные кресла вошли во второй половине 19 века. Удобны они, прежде всего тем, что в зависимости от требований, от вида, цвета, фактуры обивочной ткани можно коренным образом изменить образ мягкого кресла. При замене ткани, они полностью меняли своё цветовое решение, что позволяло легко вписывать их в различные интерьеры. Обивка кутаной мебели наиболее особенно сложна. На деревянном каркасе реставратор вручную, основываясь на собственных знаниях, опыте, традициях, из морской травы формирует сиденья, спинки и локотники мягких, стульев, диванов и других изысканных канапе, шезлонгах, дюшес-бризе предназначенных для сидения и комфортабельного отдыха. Сложность реставрации обуславливается необходимостью ремонта деревянного каркаса. Выполнить восстановление деревянной конструкции возможно только после разборки и демонтажа всех увязочных, настилочных, эластичных материалов. После ремонта каркаса, реставратор заново натягивает ремни, устанавливает пружины, перетягивает их, далее выполняется все обойные и драпировочные работы по обычной схеме.
Современное кресло мешок – экстримальный вариант кутаного кресла.
Кресла разные
Капитально ремонтируют такую мебель с заменой упругого наполнителя, переклейкой каркаса, обновления лакового покрытия. Ремонт целесообразен в случае высокого качества самой мебели. Качество зависит в первую очередь от породы дерева, из которого изготовлен предмет. Кресла из твёрдых пород дерева (дуб, бук, орех) служат долго. Мягкие породы (берёза, липа, сосна) не долговечны и до капитального ремонта часто не доживают. Деревянные конструкции разрушаются одновременно с поролоном. Как правило, ремонт современного, стула, дивана, ограничивается обивкой, то есть, заменой ткани.
Ретро – изготовленные 50-60 лет назад, сиденья: стулья, кушетки, диваны. Для работы использовалось хорошее дерево, натуральные наполнители, пружины различной конструкции. Мебель 50-х 60-х годов лёгкая, удобная, эргономичная. Модели разрабатывались в специализированных научно исследовательских институтах, утверждались, в отраслевом министерстве. Вся мебель изготавливалась только на государственных мебельных фабриках со строжайшим соблюдением технических норм, ГОСТов, правил. Выпускаемая продукция проходила строжайший контроль качества в отделах технического контроля. Так называемых ОТК, где ей присваивался определённый 1, 2, или 3 сорт. Мебели было мало, но она отличалась высоким качеством, как используемых материалов, так и работы. Ретро кресла удобные, обладают оригинальным, для нашего времени дизайном легко вписываются в современный интерьер. По цене реставрация ретро мебели мало чем отличается от цены реставрации антикварных сидений стульев и диванов в относительно хорошем состоянии.
Антикварная мебель, старше 70-100 лет, большая редкость. Старая мебель уникальна. Владельцы ею пользуются бережно, с любовь, передавая по наследству вместе с историями из жизни знаменитых предков. Благодаря безупречной конструкции каркаса и прочности используемого дерева, сохранились и дошли до нас эти уникальные старинные вещи. Даже, если кресло выглядит относительно хорошо, оно нуждается в полной реставрации. Рассохшиеся соединения, перетёртые верёвки пружинного сиденья, деформированные борта нельзя восстановить локально. Нет смысла платить за частичную реставрацию, если в любой момент скрытый дефект проявит себя и возникнет необходимость в повторной, уже полной реставрации. Цена реставрации старинного антикварного кресла колеблется от 40 до 60 тысяч рублей.
C уважением, Елена Жилина.
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Восстановление декоративного покрытия
Отделка | Руб./кв. дм |
Патинирование | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Форма обратой связи
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 авгутса участвует в выставке старинных и ретроавтомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо
01.07.22 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с "Днем реставратора" вместе мы сможем сохранить памыть предков для светлорго будущего наших детей
19.05.22 20 мая исполняется 30 лет профессиональной деятельности Елены Жилиной в области реставрации, этот днь считаем датой основания нашей мастерской
30.03.22 Наша мастерская учавствует в выставке АРТ Москва, которая пройдет с 13 по 17 апреля в Гостинном дворе
a_les_sandro
04.10.2018
Это пятый пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.
«Увлечение экзотикой Востока в эпоху историзма превратилось в одно из самых заметных художественных направлений» (с. 257). В восточном вкусе были выдержаны целые помещения, например Ванная комната на половине Александры Федоровны в Зимнем дворце или Турецкий кабинет великого княза Константина Николаевича в Мраморном дворце. Однако чаще «декоративные элементы восточной экзотики… встречались во многих интерьерах… оформленных в совершенно разных стилях» (там же).
Неизвестный художник. Интерьер кабинета-гостиной. 1896 г. Фрагмент
Например, в помещениях традиционных гостиных появились глубокие «мягкие кутаные предметы мебели, с низкими спинками или вообще без них, дополненные матрацами, подушками, валиками» (с. 260). Называли их оттоманками.
По отношению к ним «термин “диван” также был в употреблении, однако, чтобы подчеркнуть разницу между кутаным предметом и предметом с более жестким каркасом, обычно добавляли прилагательное “турецкий”, “персидский”, “восточный”» (там же). При этом «мало кто задумывался, что само слово “диван”, которое так полюбилось русским людям, было прочно связано с Востоком» (с. 259).
На манер восточных диванов оформляли и низкие кутаные кресла, выбирая для их обивки ткани с ярким ориентальным рисунком, украшая царги и локотники бахромой.
Кресло. Россия, 1880–1900-е гг.
Кстати, слева на той же акварели изображен стул в «китайском вкусе». Обычно такие предметы «русской работы были покрыты черным лаком, а затем расписаны золоченым орнаментом. Как правило, подобные вещи украшали также вставками из перламутра и кости» (с. 257). При этом конструктивно мебель далеко не всегда была выполнена в восточных традициях. Так, у стула из дворца Шереметевых (Фонтанного дома) спинка-шар характерна для второго рококо.
Стул. Россия (?), вторая половина XIX в.
Другой стул, тоже окрашенный черным лаком и затем расписанный, принадлежал к обстановке «главной половины» Зимнего дворца. В Эрмитаже хранится его собрат с каркасом цвета натурального дерева. Каталог поясняет, что плетеные сиденья стульев «украшали накладными подушками, специально сшитыми из ткани, сочетавшейся с остальным оформлением интерьера» (с. 274).
Стул. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг.
Среди экзотических предметов мебели «в большом ходу были комплекты, представлявшие собой убывающие по ширине и высоте и выдвигающиеся один из-под другого столики. Эта конструкция, заимствованная у восточных напольных подставок для чайных церемоний, в русской терминологии получила название “стол-наседка” или “гнездо”» (с. 257). Кстати, в Англии такие «матрешки» также назывались гнездами — «nest». Подобные столики-наседки стояли в угловом кабинете Александры Федоровны.
Столик. Россия, вторая половина XIX в.
Однако подавляющее большинство вещиц в восточном вкусе оставались эклектичными. Как и в случае с увлечением готикой, элементы модного стиля шинуазри часто привносили в традиционные интерьеры с помощью ширм — «изделий весьма приметных, мобильных и не требовавших много места» (с. 166). У данного экземпляра верх створок имеет рокайльные очертания. Экзотические рисунки текстильных вставок вышиты крестом.
Ширма четырехстворчатая. Россия, вторая половина XIX в.
Ширма из дворца Шуваловых в основе своей ренессансная. Восточный колорит ей придают кожаные вставки, на которые наклеены «вырезанные из цветных гравюр детали, дополненные росписью» (с. 280).
Рама каминного экрана из дворца Бобринских лишь искусно имитирует бамбук. Шелковая вставка вышита гладью.
Экран каминный. Санкт-Петербург, вторая половина XIX в.
Ширма пятистворчатая. Санкт-Петербург, 1840–1860-е гг.
Конструкция этого столика позволяет переводить столешницу в вертикальное положение — столик трансформируется в экран. Роспись в стиле шинуазри выполнена масляными красками по черному лаку, нанесенному на металлическую пластину. Пластина закреплена в деревянной раме рокайльных форм.
Стол-экран. Россия (?), середина XIX в.
Рокайльные линии повторяются и в платформе-основании. Шестигранная ножка напоминает пагоду.
Этажерка для нот сочетает в себе черты стилей Людовика XVI и ориенталь.
Этажерка для нот. Россия (?), вторая половина XIX в.
Объяснение подобному кровосмешению дано в каталоге: «Под восточным стилем в эпоху историзма русские люди часто подразумевали некую экзотическую смесь из разных заимствований, полную ярких красок, пряных запахов, затейливых вещиц. Не случайно во многих изданиях того времени, содержавших рекомендации по оформлению помещений, появляется такое понятие, как “стиль ориенталь”, или “фэнтези”, который создавался на основе варьирования различных мотивов, взятых из искусства Китая, Турции, Персии, Японии, Египта…» (с. 260).
Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. — СПб, 2018.
04.10.2018
Это четвертый пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.
Ушедшая, казалось бы, в историю эпоха Людовиков еще долго вдохновляла многих мастеров на создание великолепных дворцовых интерьеров. Так, в 1853 году Гаральд Боссе, обращаясь к наследию Людовика XV, оформил для императрицы Марии Александровны Будуар «с фигурным альковом, ажурными решетками-перголи, богатой лепниной и затейливыми резными рамами на стенах, которые многократно отражались в зеркалах, размещенных даже на потолке…» (с. 189).
Э. П. Гау. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г. Фрагмент
«В комплект мебели для Будуара входили разного вида диваны, кушетки, стулья и кресла, среди которых явно угадывались французские прототипы “королева” (фр. a la reine)…» (с. 190).
Каталог поясняет: «Все эскизы, ориентированные на модные французские образцы, лично утверждались хозяйкой. Прототипом представленного предмета мебели является широкое кресло со сквозными подлокотниками волнистого силуэта, прозванное еще в XVIII веке “королева”» (с. 227).
Асимметричную кушетку «современники называли “козеткой” или “козеской”» (с. 228) — мы назовем ее дормезом.
Кресло-королева, козетка, плевательница. Санкт-Петербург, 1853 г. По проекту Г. Боссе
Наконец, «своеобразной квинтэссенцией оформления Будуара можно назвать художественное решение плевательницы — изобретения 1810-х годов, — имеющей вид пластичной двустворчатой раковины с вертикальной ручкой в виде перевитых стеблей…» (с. 190). В XIX веке плевательницы были частью интерьера и служили для изящного сплевывания жевательного табака.
Другой пример мебели в стиле рококо можно найти у А. И. Штакеншнейдера, который «в любом из своих замыслов… проявлял удивительную изобретательность. Нередко ему удавалось привнести мотивы рококо даже в интерьеры, решенные в совсем другом художественном ключе» (с. 190).
А. Х. Кольб. Павильонный (Мавританский) зал в Малом Эрмитаже. 1864 г.
Речь о Павильонном зале «в здании Малого Эрмитажа, который сам архитектор считал “мавританским”» (с. 190). Так, около 1857 года «по эскизам А. И. Штакеншнейдера для Павильонного зала, оформление которого… зодчий начал в 1850 году» (с. 230), был специально создан гарнитур в стиле Людовика XV, состоявший из диванов, стульев и каминного экрана. Судя по акварели, первоначальная обивка была интенсивного пунцового цвета. Ткань на каминном экране драпировалась в виде расположенного по центру узла, к которому от краев сбегались складки материи.
Стул, экран каминный. Санкт-Петербург, около 1857 г. По проекту А. И. Штакеншнейдера. Мастерская братьев Гамбс
Сохранилось изображение интерьера спальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце, построенном «по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1862 году на Дворцовой набережной для третьего сына императора — великого князя Михаила Николаевича» (с. 239). Известно, что выполненная в стиле второго рококо ореховая мебель — всевозможные столики, стулья, кресла разных форм и размеров, кушетки, а также кровать — была «гамбсовой».
Э. П. Гау. Интерьер опочивальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце. 1864 г. Фрагмент
В коллекции Эрмитажа есть изголовье и изножье от кровати, происходящей из усадьбы Голицыных-Строгановых Марьино. Интересно, что «общий вид этих деталей практически полностью совпадает с кроватью из Новомихайловского дворца…» (с. 236).
Изножье кровати. Санкт-Петербург, 1840–1850-е гг. Мастерская братьев Гамбс
Среди мебели, изготовленной братьями Гамбс, есть подлинные шедевры. Речь в первую очередь о бюро и рабочей шкатулке розового дерева, украшенных вставками из расписного фарфора.
Бюро, корзинка для бумаг, шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс
Предметами, подобными шкатулке, «редко пользовались в быту… их создавали скорее как дорогие безделушки, украшение интерьера, некий символ своего времени и стиля рококо. Именно в этом качестве шкатулка красовалась в одном из интерьеров Зимнего дворца» (с. 224). Речь об Угловой гостиной первого этажа, выходившей «окнами на Неву и Адмиралтейство» (там же).
Шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс
Бюро некогда находилось в Белой (Розовой) гостиной Зимнего дворца. Каталог сообщает: «Подобные бюро изящных рокайльных форм, украшенные фарфоровыми вставками… заказывали в качестве дорогих подарков не только члены императорской семьи, но и богатые столичные жители. При этом тематика росписей на фарфоре часто варьировалась, а вместо розового дерева иногда использовали ценный палисандр» (с. 224).
Бюро. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс
Мебель в стиле Людовика XV была необычайно популярна не только в интерьерах императорской фамилии. Так, из дворца Бобринских, находившегося в Санкт-Петербурге на Галерной улице, происходит гарнитур, состоящий из стульев, кресла-бержерки, софы, кушетки, а также оставшихся за кадром кутаных кресел и кресла-королевы. Действительно, «в эпоху историзма подражание различным формам прошлого породило большое разнообразие вариантов» (с. 246).
Софа, стул, кушетка, кресло-бержерка. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг.
«Непременной частью комфортной обстановки считалась кутаная мебель со стеганой обивкой капитоне… С 1830-х годов, благодаря изобретению обивок с пружинами, подобные композиции быстро входят в моду. Честь изобретения пружин, вероятно, принадлежит австрийцам. “Некий Георг Джунигл получил в 1822 году патент, подтверждающий современные методы обивки мебели. В нем упоминаются металлические пружины”. В России одними из первых, кто внедрил в производство в 1830-х годах пружины, были братья Гамбс» (с. 191).
Сиденье асимметричной софы как раз снабжено пружинами, поэтому, «близко повторяя предметы середины XVIII века и, возможно, имея в основе конструкцию того времени, она… относится к эпохе историзма…» (с. 226). Подобными кушетками часто меблировали будуары или спальни, где они могли оказаться стоящими рядом с зеркалами-псише.
Софа. Россия, 1850–1860-е гг.
Зеркало-псише. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг. Мастер Г. Будылин
В гостиных порой можно было встретить двойные канапе, названные «сиамскими близнецами». «Необычное название этой композиции связано с известной парой младенцев, сросшихся в области грудных клеток. Чанг и Энг Банкеры (1811–1874), родившиеся в Сиаме, много лет гастролировали с цирком и стали знаменитыми» (с. 242).
Канапе «сиамские близнецы». Россия, вторая половина XIX в.
К так называемому ореховому рококо относится столик с двойным изгибом ножек и двойными фигурными проножками.
Столик. Россия, середина XIX в.
Его столешница украшена вышитой бисером вставкой.
В стиле орехового рококо решено и кресло с расширяющейся веерообразной спинкой. Фронтальная часть основания украшена трельяжной сеткой. Судя по прямому срезу передней стороны сиденья и основания, «к креслу, вероятно, приставлялась подножная скамеечка» (с. 248) — так получался шезлонг.
Кресло. Россия, третья четверть XIX в.
О следующем экспонате — стуле каталог рассказывает интересную историю: «Стул происходит из коллекции Юрия Эрастовича Озаровского, известного артиста императорских театров, педагога и страстного любителя старины. В 1914 году в Соляном городке, купив небольшой флигель, он открыл свой частный музей, назвав его “Старый домик”. Рассматриваемый стул он поместил в “Елизаветинскую комнату”, считая его подлинником того времени» (с. 244). Коллекционер не учел того, что пружинных сидений — «достижения историзма» — при Елизавете не знали.
Стоящее справа кресло происходит из дворца Юсуповых. Навершие спинки «украшено марьяжными гербами рода князей Юсуповых… и графов Рибопьеров» (с. 244).
Стул. Россия, вторая половина XIX в.
Кресло. Санкт-Петербург, конец 1850-х гг.
У раскладного игрального столика из дворца Шуваловых две столешницы: «…одна с наборной шахматно-шашечной доской, вторая — с сукном для карточной игры. Сначала доски складываются, подобно скатерти, вдоль, а затем поперек» (с. 235).
Столик раскладной игральный. Санкт-Петербург, середина XIX в.
Мебель в стиле второго рококо можно было встретить не только в столице, но и в городах, значительно от нее удаленных. Пример тому — интерьер одной из комнат вятского губернатора. Как видно, кабинет был меблирован креслами со стеганой бархатной обивкой наподобие тех, что представлены слева и справа от постера. Производство подобной мебели было налажено в России повсеместно.
П. М. Шестаков. Интерьер кабинета с зелеными обоями в губернаторском доме в Вятке. 1859 г.
Кресла. Россия, 1850–1870-е гг.
Интересно, что в эпоху историзма разные стили могли благополучно уживаться в одном и том же предмете мебели. Взять, например, бюро-цилиндр.
Бюро-цилиндр. Россия, 1830–1860-е гг.
С одной стороны, в его конструкции прослеживаются черты рококо: ножки-кабриоли, волнистая фронтальная часть, напоминающая формы комодов-бомбе, фигурный подзор.
С другой стороны, в отделке применена свойственная ампиру техника жакоб, предусматривающая декорировку латунными полосами.
Эпоха историзма породила и другие удивительные межстилевые союзы. Так, представленный комплект мебели из Зимнего дворца «подобран из предметов, оформленных в стилях Людовика XV [кресло-бержерка и кресло-маркиза] и Людовика XVI [табурет-банкетка]» (с. 254).
Кресло-бержерка, табурет-банкетка, кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.
Тому есть простое объяснение: «Подобные образцы мебели типичны для ассортимента крупных мебельных фабрик по всей Европе. По каталогам различных производств закупали мебель… для многочисленного обслуживающего персонала, жившего во дворце: фрейлин, учителей, воспитателей и т. д. Вероятно, в одной из таких комнат стояли и представленные кресла с табуретом» (с. 254).
Кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.
В стиле Людовика XVI исполнено кресло из Библиотеки ранее упомянутого Новомихайловского дворца. Овальная спинка и боковины кресла выполнены в технике капитоне.
Кресло. Санкт-Петербург, 1860-е гг.
Спинка и передняя царга украшены резными перекрещенными факелом и колчаном.
Стул и стол, изготовленные на фабрике братьев Лизере, «были, вероятно, частью обстановки Александровского дворца в Царском Селе» (с. 250).
Стул, стол. Санкт-Петербург, 1883 г. Фабрика братьев Лизере
В целом «мебель, сделанная в стиле Людовика XVI, имела относительно простые прямолинейные конструкции, украшенные изящными резными элементами в виде перевитых лент, цветочных гирлянд, каннелированных колонок и т. д.» (с. 195). На выставке она была представлена довольно скромно.
Но это не повод для расстройства, особенно по сравнению с тем, что «к концу XIX века с развитием городской инфраструктуры владельцы крупных гостиниц и дорогих меблированных комнат как в Европе, так и в России стали отдавать предпочтение нарядной комбинированной обстановке в духе всех Людовиков сразу (XIV, XV и XVI). В эпоху модерна это унифицированное убранство повсеместно получило шутливое название “Louis the Hotel”» (с. 197).
Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. — СПб, 2018.
Читайте также: