Кто такой диван золотая орда

Обновлено: 22.01.2025

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название - монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен — татар).

Государственный строй:

Верховная, деспотическая власть принадлежала хану, возводимому на престолкурултаем. Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения все высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мир, Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Коллегиальный орган - курултай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопрос войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, объявлялись решения хана. Воля хана, его решение на курултае являлись неоспоримой. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде сложилась своеобразная система цен­тральных органов управления, многие черты были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце XIII в. появились диваны (канцелярии)для ведения дел по различным отраслям управления. Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в отраслях управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

Визирь:высшее должностное лицо, в его ведении находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана.

Бекляри-бек - военное управление в государстве, направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане.

Букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распреде­лением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Военная организация ЗО была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений. Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов.

Темники, тысячники - высший командный состав, состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Чингиз-хан организовал разведывательную службу. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку.

Судебная власть не была отделена от административной.Хан, другие государственные органы сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. У кочевых народов ЗО существовали традиционные суды родовых старейшин-биев. Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Право.

Источником права в Орде - Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г.в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право ЗО характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношенияв Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

Семейно-брачное праворегулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты.

Уголовное правоотличалось исключительной жестокостью. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в нек.случ. за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

За бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого.

15. Государство и права Великого княжества Литовского.

Главой Литовского государствабыл великий князь (господарь), чьи отношения с другими феодалами строились на основе вассалитета.

Власть господаря по наиболее важным гос. вопросам (в частности, в области законодательства и правосудия) ограничивалась советом панов (паны-радой), в которую после Кревской унии (соглашения 1385 г. о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским), помимо крупнейших вассалов господаря (магнатов), были включены католические епископы, крупные воеводы и высшие должностные лица центрального управления.

Все члены паны-рады и шляхта составляли Великий вальный сейм, созывавшийся как минимум раз в два года.

На места (в воеводства и староства) господарь назначал соответственно воевод и старост, которые осуществляли все функции административной, военной и судебной власти.

Ряд литовских городов (в частности, Вильнюс и Каунас) обладали самоуправлением, во главе городской администрации стояли выборные органы, кооптировавшиеся из среды богатых горожан.

Среди источников права Литовского великого княжества особое место занимают Русская Правда и Померанская Правда (сборник прусского обычного права), а также местное древнелитовское обычное право. Позже законотворчеством занялись и литовские господари (начиная с Казимира IV), совместно с паны-радой.

Великое княжество Литовское образовалось в XII — XIII вв. как результат белорусско-литовского общественного синтеза. Главной движущей силой объединения западно-русских (белорусских) и литовских княжеств в одно крупное государство было развитие производительных сил и экономических связей между отдельными княжествами. Ускорению этого процесса послужила необходимость объединения военных сил в борьбе с Тевтонским и Ливонским орденами, а также нашествием татар. С течением времени к Великому княжеству Литовскому были присоединены украинские и некоторые русские княжества. Его территория в начале XV в. составляла свыше 900 тыс. км2 и простиралась от Черного до Балтийского моря. Первой столицей государства был г. Новогородок (Новогрудок), а с XIV в. — г. Вильно.

В 1385 г. представители Польши прибыли в замок Крево (около Минска) и предложили великому князю Ягайле — Якову, сыну великого князя Ольгерда (полурусскому), жениться на польской королеве Ядвиге, стать королем Польши и тем самым скрепить унию обоих государств, не допустить полного перехода Польши в руки немцев, так как Ядвига еще в детстве была обручена с Вильгельмом Габсбургом Австрийским. Ягайло, стремясь разорвать союз Польши с Тевтонским орденом, принял предложение польских послов и обязался начать распространение католицизма в Белоруссии, Литве и на Украине. Уезжая в Польшу, Ягайло передал власть в Великом княжестве Литовском своему брату Скиргайле (Ивану), а затем в 1392 г. великим князем литовским назначил Витовта — своего двоюродного брата.

Персональная уния с Польшей сохранялась до смерти Ягайлы в 1434 г. В 1447 г. уния была возобновлена после избрания королем Польши великого князя Литовского Казимира — сына Ягайло. Уния Великого княжества Литовского с Польшей способствовала разгрому Тевтонского ордена и приостановлению онемечивания Польши. Отрицательные последствия унии выражались в усилении феодального гнета и распространении в Белоруссии, Литве и на Украине католицизма.

В 1569 г. польским феодалам удалось, воспользовавшись Ливонской войной, отторгнуть от Великого княжества Литовского Украину и Подляшье и вынудить представителей Великого княжества Литовского согласиться на подписание акта Люблинской унии. В результате этой унии было образовано государство — Речь Посполитая. Великое княжество Литовское и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную обособленность. Оно имело свою территорию, свои органы власти и управления, финансы, армию и законодательство. В конце XVIII в. была предпринята попытка превращения Речи Посполитой в единое унитарное государство. Этот процесс не был завершен, так как Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи.

Социальный состав населения характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально зависимых крестьян. В правовом отношении все население подразделялось на сословия: шляхту, духовенство, мещан и простых людей. Внутри каждого сословия имелось также деление на определенные группы. Класс феодалов, составлявший небольшую часть населения, занимал господствующее положение в экономической, политической и идеологической жизни общества. Все феодалы входили в состав привилегированного сословия шляхты либо духовенства. Но не все шляхтичи были феодалами, так как многие из них не имели зависимых от себя людей или даже не имели земельных владений и вынуждены были наниматься на службу к крупным феодалам.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Государственный строй Золотой Орды

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной См.: Вернадский Г. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4. С. 45 - 51..

При хане имелся диван - государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников.

Крупные феодалы-князья - это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников - эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Вся эта высокая элита государственного управления известна из восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также из ярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулы большого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников, средних или мелких феодалов. К последним относились, например, тарханы, которые за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1998. Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. - М., 2000. С. 113 - 115..

Ярлык - это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов - военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке - одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые - гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани - ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титулов дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком - они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).

В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система».

Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности.

Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим См.: Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. - СПб., 2002. С. 221..

В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В этом видна определенная примитивность административного членения государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.

Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.

Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлением административно - территориального деления происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, что верховный правитель «обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования».

Всем ордынским войском командовал военачальник - беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., 1992. С. 114. .

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

История отечественного государства и права

Золотая Орда — государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина, или Чингисхана (ок. 1155—1227), и его потомков. Внук Чингисхана Батый (1208—1255) образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях — Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.

Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский.

Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде с конца XIII в. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312—1340).

Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит.

Русские княжества стали вассальными государствами Золотой Орды. Они были обязаны нести золотоордынским ханам военную службу и платить дань — «выход». В русских землях находились представители ханской администрации — баскаки, которые нередко чинили произвол в отношении русского населения.

Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XV в. из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства, затем образовались Астраханское и Сибирское ханства.

Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром.

Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана.

Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Он был старшим из эмиров, которых всего было четыре.

Еще одно влиятельное должностное лицо — букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.

В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав — темники и тысячники — состоял из царевичей и знатных нойонов.

Сословная иерархия. Характеризуя общественный строй Золотой Орды, следует сказать, что четкой сословной организации, в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в феодальном обществе Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана — так называемые царевичи. Это был довольно многочисленный род, владевший всей землей в стране. Ему принадлежали огромные стада, дворцы. Подобно ханам, члены этого рода давали своим подвластным людям ярлыки. Царевичи имели преимущественное право занятия высших государственных постов. Они, по существу, определяли внутреннюю и внешнюю политику государства.

На следующей ступени военно-феодальной иерархии Золотой Орды стояли нойоны, или беки. Они вели свое происхождение от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели огромные стада, множество слуг и зависимых людей. От своих владений они получали огромные доходы — до 100—200 тыс. динаров в год. Нойоны назначались на ответственные государственные и военные должности — темников, тысячников, баскаков. Им давались тарханные грамоты, освобождавшие от различных повинностей. Знаками их власти были ярлыки и найцзы (знак повеления, приказа, верительной грамоты в виде тонкой пластины).

Дальше шли нукеры — дружинники крупных феодалов. Они занимали средние и низшие должности в военно-административном аппарате — сотников, десятников. Это позволяло им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, на которых они были размещены.

К средним феодалам относились и тарханы, получившие от хана тарханные грамоты, в которых им устанавливались привилегии. Они были свободны от податей и предавались суду после совершения девяти проступков.

К привилегированной части общества относилось духовенство. наибольшими привилегиями обладало мусульманское духовенство. Его представители были не только богатейшими людьми, но и занимали важные должности в административном и судебном аппарате.

Основная масса феодально-зависимого населения состояла из кочевников-скотоводов — карачу — «черная кость», а также из земледельцев и городского населения. Карачу вели хозяйство на землях, принадлежавших феодалам-землевладельцам. Занимаясь скотоводством, они несли повинности кобыльим молоком и другими продуктами скотоводства. Карачу служили в войске, обеспечивали его транспортом.

Кроме кочевников, в земледельческих районах Золотой Орды жили феодально-зависимые крестьяне — сабанчи и уртакчи. Сабанчи жили сельскими общинами, несли натуральные и другие повинности на феодалов, а также обрабатывали выделенные им участки. Уртакчи (издольщики) — кабальные люди — обрабатывали землю феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах жили ремесленники и торговцы, которые платили городским властям подати, несли другие повинности.

В Золотой Орде существовало рабство. Основным источником рабства был плен. Груд рабов применялся во всех отраслях хозяйства. Однако рабы зачастую превращались в крепостных крестьян. Их сажали на землю, наделяли средствами производства и постепенно рабы становились сабанчи.

Право. Основным источником права в Золотой Орде был составленный Чингисханом сборник правовых норм, получивший название Великой Ясы. Ее дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей. Чаще всего упоминается смертная казнь и наказание палками.

За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью.

Кража лошадей предполагала возвращение не только украденной лошади, но добавление еще десяти лошадей. Если лошадей не было, виновный расплачивался своими детьми. Если детей не было, виновного могли «зарезать, как барана».

Смертная казнь предусматривалась за супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошади, а также волочения лошадьми.

Наследование имущества происходило таким образом, что старший сын получал больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца.

Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи. выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана.

Государственное устройство Золотой Орды

Золотоордынское государство можно рассматривать как феодальную монархию, где ханская власть была властью кочевых, полукочевых и оседлых феодалов Дешт - и - Кыпчак.(Нижнее Поволжье, Крым и Хорезм оседлые районы). Все крупные должности занимали члены ханской династии (военные и гражданские). Крупные должности: огланы правого и левого крыла, темники, наместники, отдельных частей государства. Высший государственный орган был курултай, на котором решались все важные вопросы.

Как у Чингисхана у ханов Золотой Орды была гвардия из феодально-аристократической верхушки, называвшаяся кэшик. В Золотой орде была особая должность войскового бакаула. В его обязанность входило: распределение войска, отправление отрядов, правильное распределение добычи согласно монгольским обычаям. Эмиры, темники и тысячники должны были повиноваться бакаулам. Бакауле полагалось значительное содержание. Бакаулы были при каждом тьме (тумен) по своему значению.

Следующими за военными чинами (темники, тысячники) стояли должности по гражданскому управлению, имевшие своей функцией главным образом сбор всяких повинностей с населения. Если военная власть в Золотой Орде была четко отделена от гражданской, то этого нельзя сказать про административный аппарат. Одно и то же лицо могло ведать управлением данной области и в то же время собирать налоги от населения.

Золотая Орда и другие монгольские улусы, свою центральную и областную власть строила на сочитании монгольских обычаев и административной практике покоренной страны. В источниках по истории Золотой Орды встречается термин «визир». Термин «визир» встречается как в арабских, так и в персидских источниках.

Самой высокой должностью считалась визир. Визир должен был наблюдать за всеми диванами, особенно за диваном государственной казны, также вести надзор за кархан (ханская мастерская) конюшней и кухней. Внешним выражением власти визира была золотая чернильница, красная печать и усыпанный драгоценными камнями пояс.

В Золотой Орде имелись два высших административных чина: «даруга» и «баскак» - собиратели дани.

Важное место в системе управления занимал канцелярии. В центрах государства у хана были диваны; (сколько их было неизвестно). В диванах были секретари, которые назывались битикчи (писцы). Наиболее важным был диван, ведавший всеми доходами и расходами. Кроме главного битикчи были еще битикчи в рядовых диванах.

В административной и политической жизни Золотой Орды издавались указы. Указы эти назывались ярлыками.

Вопросами организации суда в Золотой Орде не посвящалось ни одной специальной работы. Первое время, до принятия ислама верхами общества и до мусульманизации монгольской власти, судебные порядки покоились целиком на Ясе («неписанном» монгольском праве) в делах, касающихся самих монголов. Яса не переставала действовать в определенных случаях гражданской жизни и в период исламизации, когда часть дел отошла к представителям шариата. В административной и политической жизни Золотой Орды издавалось много правительственных повелений ? указов общегосударственного и частного характера. Указы эти в монгольское время именовались на территории всех монгольских государств ярлыками. Ярлыки были разные, они выдавались на управление «знатным султанам, эмирам и меликам по делам владений» ? для них была установлена большая тамга из яшмы. Ярлыки « по делам средней важности» получали большую тамгу из золота, но меньше тех, которые были из яшмы. Ярлыки по военным делам получали также большую тамгу из золота, только с тем отличием, что на ней изображали ? «лук, булаву и саблю» по окружности тамги.

В источниках наряду с ярлыками говорится и о пайцзах золотых, которые были знаком очень высокого почета, но и давали ряд существенных привилегий. Пайцзы представляют собой дощечки ? золотые, серебряные, чугунные, бронзовые и даже деревянные с определенной надписью, выдаваемые как своеобразные пропуска и мандаты, по которым обладателям их предоставляли все необходимое при передвижении (в пути) - лошадей, повозки, помещения, пропитание и т. д. Марко Поло в своих знаменитых воспоминаниях рассказывал о золотой пайцзе, которая была вручена его отцу, дяде и ему самому, следующее: «Было на ней написано, чтобы во всех странах, куда придут три посла, давалось им все необходимое, и лошади, и провожатые от места к месту».

Государственно-правовое устройство Золотой Орды.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

12.Государственной устройство Руси в условиях централизации.

Важной предпосылкой объединения русских земель было восстановление и развитие хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.

Номинально главой Северо-Восточной Руси считался великий князь владимирский, поэтому в борьбе именно за владимирский престол решался вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. С начала XIV в. происходит возвышение Московского (великого) княжества в этой роли.

Причины возвышения Москвы следующие.

1. Выгодное географическое и экономическое положение в верховьях Волги.

2. Москва долгое время развивалась как замкнутый социум, что обеспечило ей независимость во внешней политике, это (великое) княжество не тяготело ни к Литве, ни к Орде, что позволило ему стать центром национально-освободительной борьбы русского народа.

3. Москвичи привлекли на свою сторону крупнейшие русские города (Кострома, Ниж. Новгород и др.).

4. Москвичи сумели привлечь на свою сторону церковь.

5. Отсутствие вражды среди (великих) князей московского дома в результате удачного стечения обстоятельств при каждом престолонаследовании. Пока не было сил для борьбы с татарами. Иван Калита и его преемники сотрудничали с ними, в то время как тверичи готовили восстания, заканчивавшиеся поражениями. Однако как только в Орде начались распри, Дмитрий Донской наносит удар татарам на Куликовом поле (1380).

Производительные силы были развиты слабо, капиталистический уклад в экономике страны отсутствовал, города играли незначительную роль, классовая борьба проходила в ограниченных масштабах. Покорение удельных князей шло одновременно с освобождением от татарского ига, поэтому именно Москва сумела занять место центра государственного объединения.

На вершине пирамиды общественной иерархии находились феодалы(бояре) во главе с великим князем. Все бояре подчинялись великому князю и несли гос. службу, при этом наиболее родовитые и владетельные из них составляли главную оппозицию увеличивавшейся власти монарха.

Великий князьстарался опираться на служилое дворянство, которому жалует многочисленные поместья. Появляется лестница придворных чинов: «введенный боярин», окольничий, дворецкий, казначей, конюший, кравчий, ловчий, сокольничий, постельничий. Введенные бояре и окольничие составляли Боярскую думу.

Особую (прежде всего духовную и идеологическую) роль играло духовенство,период образования Русского централизованного государства был ознаменован быстрым ростом многочисленных православных монастырей, особенно в северных регионах страны.

Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено.

Городская верхушка(купечество) имело свои корпоративные организации, в то время как городские низы в своем правовом статусе приближались к крестьянам.

Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали свою преемственность от византийского православного императорского дома.

Отношения вассалитета сменились отношениями подданства подчиненных князей и боярства московскому великому князю. В руках монарха сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Укреплялось верховенство светской власти (власти московского монарха) над церковной.

Первоначально Боярская дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской думы назначал только сам великий князь (царь), и собственно только ее члены могли называться боярами. В титулованных бояр (т. е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранившие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья).

Сам факт наличия Боярской думы позволяет некоторым исследователям говорить об ограниченности власти монарха в России в то время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Например, в начале каждого русского законодательного акта писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…» То есть принимал решения все равно именно великий князь (царь) а бояре лишь давали согласие.

Со временем в Боярской думе кроме бояр появился дополнительный думский чин – окольничий, а также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь, являвшийся думским дьяком.

Боярская дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами в иностранные государства.

К началу XVI в. в России сформировалась приказная система центрального управления. Посольский приказ занимался иностранными делами, Разбойный приказ осуществлял карательные государственные функции, Поместный приказ ведал наделением государственной землей за службу, Казенный приказ следил за государственными финансами и т. д. Приказы формировались как по отраслевому, так и по территориальному признаку.

В результате финансово-денежной реформы 1535–1538 гг. была запрещена чеканка монеты частными лицами, единая денежная система сосредоточилась в руках государя.

Формирование отношений подданства привело к тому, что служба феодалов стала обязательной. Вместе с господами отбывали на войну значительные массы «боевых» холопов. В случае надобности к оружию призывалось население городов и сел.

Централизации местного управления в XIV–XV вв. способствовало развитие системы «кормления» – содержания должностных лиц за счет местного населения.

Судебник 1497.

Судебник Ивана III (1497) был принят для укрепления централизованной системы управления и представлял собой сборник законов Русского государства. Он отражал интересы феодалов-землевладельцев, поэтому в нем были регламентированы правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в Юрьев день (26 ноября по старому стилю) и в течение недели до и после этого дня, заплатив «пожилое»), это был первый шаг к закрепощению крестьян.

Источники холопства по Судебнику 1497 г. те же, что и в Русской Правде, кроме городского ключничества. Помимо этого холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

В Судебнике 1497 г. под преступлением понимается не «обида», а «лихое дело».Вместе с тем есть точка зрения, что «лихие дела» – это не все преступления, а только тяжкие, существовали еще и другие преступления, не относившиеся к подсудности великого князя, а потому не включенные в этот Судебник.

По Судебнику 1497 г. увеличивается число составов преступлений, среди новых (по сравнению с Русской Правдой и Псковской судной грамотой): крамола (государственный уголовно-правовой состав) подым (видимо, антиправительственная агитация) и поджог (террористический акт) с целью причинения большого ущерба (новый государственный уголовно-правовой состав); головная татьба, т. е. кража холопов, или же кража людей вообще, или кража, приведшая к убийству.

Среди наказаний выделяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади) очень редко применяется штраф.

Большинство норм Судебника 1497 г. было посвящено процессуальному праву.Наряду с исконными элементами состязательного процесса в российском судебном процессе появляются элементы инквизиционного процесса. В частности, прямо предусмотрены (предписаны) пытки по делам о татьбе. Прообразом суда присяжных в России был суд «лучших людей», которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником.

За каждое действие суда истец должен был платить.

Сам процесс (судебные поединки и пр.) похож на процессуальные нормы Псковской судной грамоты При судебном поединке предусматривались «ассистенты» («секунданты»), которые назывались «стряпчими».

Почти ничего в Судебнике 1497 г. не говорится о розыске и своде.

Помимо пыток появился такой элемент инквизиционного процесса, как письменное ведение протокола судебного заседания.

В судопроизводстве предусматривалась вышестоящая (вторая) инстанция – Боярская дума и даже лично великий князь (царь).

Читайте также: