Кресло шамана горный алтай
На Алтае немало удивительных мест, покрытых многовековыми тайнами и легендами. Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы увидеть мистические достопримечательности древности. Привлекает путешественников и Алтайский Стоунхендж, расположенный в долине реки Тархаты вблизи села Кош-Агач.
Готовим новый проект для путешественников
Рассказываем о его создании в прямом эфире — в рассылке.
Если интересно — подписывайтесь.
Английский Стоунхендж
Знаменитый Стоунхендж в Англии — археологический памятник, содержащий 82 мегалита массой по 5 тонн, 30 — по 25 тонн и 5 — по 50 тонн. Каменные глыбы, сложенные арками, служили древним астрономам солнечным календарём и указателем сторон света. Уникальное сооружение в Англии — модель Солнечной системы в поперечном разрезе.
Однако некоторые исследователи считают исключительным назначением комплекса — проведение таинственных ритуалов. Мистическое место как магнит влечёт к себе искателей приключений. Археологический памятник в Чуйской степи уступает английскому по масштабам, но история создания «каменной изгороди» в Горном Алтае — поистине удивительна.
Тархатинский мегалитический комплекс
Экспедиция Горно-Алтайского государственного университета обнаружила древний комплекс, похожий на Английский Стоунхендж, в 1994 году. Расположен археологический памятник в 25 км к юго-западу от райцентра Кош-Агач (893 км Чуйского тракта), поблизости проходит дорога Кош-Агач — Джазатор. Качество автодороги на высокогорном плато невысокое, но добраться до Алтайского Стоунхенджа на автомобиле вполне реально.
Описание археологического памятника
Пять огромных валунов высотой до 7 м, украшенных петроглифами времён пазырыкской культуры, открываются взорам путешественников на крайнем юге Чуйской степи. На одной из глыб уложена перекладина, другая — сильно напоминает кресло-трон шамана. Комплекс состоит из округлых каменных выкладок и глыб диаметром 0,5-6 м, уложенных по кругу. Внутренний диаметр круга — 60 м, в центре — трон для шаманов, которые вероятно совершали сакральные обряды.
Каменные валуны ориентированы с высокой точностью по сторонам света — это признак древней обсерватории. По легенде камни доставлялись к сооружению издалека, намагниченность отдельных валунов отличается от общих показателей комплекса. По мнению алтайцев, «магическая сила» таинственного места огромна: пребывание в «кресле шамана» придаёт людям новые силы, дарует духовное очищение. Смельчаки, побывавшие в центре мистического круга, описывают необычные ощущения затягивания в своеобразную воронку. Сторонникам эзотерических взглядов свойственно видеть в схеме расположения валунов карту захоронений великих шаманов.
В самом сердце Алтая немало археологических памятников, но в силу уникальности Тархатинский комплекс представляет собой особую культурно-историческую ценность. Грандиозное сооружение скрывает множество тайн, ждущих разгадки. Исследователи Горно-Алтайска и Новосибирска раскрыли немногие из них.
Исследования древнейшей обсерватории
Учёные производили полные исследования комплекса после открытия — в 1996-1997 году. Выполнялись измерения магнитного поля, исследовались горные породы сооружения, изучались петроглифы и составлялся план комплекса. В период 2010 — 2012 года проводились астрономические и фотографические наблюдения, геодезические измерения.
Направления из центра каменной изгороди совпадают с определёнными географическими характеристиками, ориентация сооружения по сторонам света выполнена древними строителями с точностью до 1 градуса! Расстояние между камнями, выкладками и валунами различное. Мелкие цепочки камней, как выяснилось, определены тенью больших мегалитов на восходе и закате солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Мегалиты ориентированы так, что совпадение теней происходит во время летнего солнцестояния, на закате и на восходе солнца образуется «световой коридор». Открытия иллюстрируются фотографиями Алтайского Стоунхенджа в это время и уточнённой схемой комплекса.
По исследованиям астрономов, последний луч заходящего Солнца с «кресла шамана» был заметным с конца III до середины II тысячелетия до н.э. Исследования петроглифов подтверждают возраст Тархатинского мегалитического комплекса. Полученные результаты оправдывают гипотезу об Алтайском Стоунхендже как о древнейшем календаре и сакральном центре по исследованию движения божества — Солнца.
Исследования магнитных аномалий
По результатам измерений магнитных полей выявлено отличие значений от средних у 8 глыб из 14. В одной группе камней обнаружена неоднородность материала: внутренняя часть выкладки выполнена из немагнитных пород, а внешняя — из пород с выраженными магнитными свойствами. Выявленные отклонения относятся только к камням мегалитического комплекса — подстилающим породам Чуйской степи не свойственны магнитные аномалии.
Конфигурация магнитного поля явно неслучайна — древние строители каменного чуда знали о магнитных характеристиках пород и использовали их в ритуальных целях. Геомагнитное поле влияет на человека, при определённых характеристиках заставляет усиленно работать сердце и мозг. Множественные ритуальные места, по данным исследований, расположены в местах геомагнитных аномалий.
История строительства объекта остаётся загадкой: использованные породы не найдены в Горном Алтае, локализация каменного материала ледником, по мнению учёных, — невероятна. Гипотеза о транспортировке камней специально для создания удивительного творения остаётся единственно правдоподобной.
Исследования загадочных петроглифов
Петроглифические композиции обнаружены на камнях сооружения и на отдельном камне горной породы комплекса, отстоящем на 70 м от основной группы. Изображения тщательно выполнены силуэтной выбивкой, различны по технике. Древние умельцы выбивали фигуры оленей, быков, верблюдов, горных козлов и антропоморфных персонажей.
Герои с грибовидными очертаниями головы (возможно в шлемах), вооруженные копьями и луками, встречаются и в соседних комплексах Чуйской степи. Здесь найдено 20 стоянок палеолита, курганы, погребальные оградки и каменные изваяния. Комплексы петроглифов находятся в долинах рек Чаган-Узун, Елангаш, Кызыл-Джар, Жалгыс-Тобе. По характеру и содержанию наскальных рисунков учёные делают вывод, что изображения выполнялись в эпохи бронзы и раннего железа.
Древний памятник полон неразгаданных тайн: не выяснено до конца назначение каменной ограды, остались непонятными транспортировка камней и возведение грандиозного сооружения. Алтайский Стоунхендж ждёт исследователей — археологов и геологов, астрономов и инженеров, медиков и психологов. Каменное чудо используется и как указатель перевала «Тёплый ключ», дороги на плато Укок.
Укок — «Слово неба»
Алтайцы так называют знаменитое высокогорное плато и верят, что здесь находятся ворота в высший духовный мир. Кроме великолепной природы и внушительных каменных сооружений, туристов поражают многокилометровые рельефные линии и рисунки на поверхности грунта. Для орошения каналы непригодны, потому что проложены без привязки к источникам воды и крутизне склонов.
Полностью обозреть траншеи глубиной до 2 м возможно только с высоты, геоглифы похожи на узнаваемые объекты и животных. Расшифровать таинственные послания предков учёные пытаются не одно столетие.
Горный Алтай полон загадочных памятников древности. Таинственные места изучаются учёными, археологами и историками, но остаются неизведанными и мистическими. Приезжайте на Алтай, почувствуйте радость новых открытий!
Тархатинский мегалитический комплекс
Тархатинский мегалитический комплекс, он же «Алтайский Стоунхендж» удивительное сооружение, древний археологический памятник. Расположен он в Чуйской степи недалеко от села Кош-Агач, рядом с дорогой, ведущей на плоскогорье Укок и в село Джазатор.
Представляет собой круг диаметром примерно 60 м, выложенный из камней разного размера. Пять из них настолько крупные, что имеют свои собственные имена.
Но рассмотрим сначала назначение этого комплекса. Впервые он был исследован учеными в 1994 г. и вот что они обнаружили.
До сих пор непонятно, когда именно был построен комплекс. Все крупные камни покрыты большим количеством петроглифов. Датируется их нанесение бронзовым веком, а значит, комплекс тогда уже существовал.
Магнитное поле большинства глыб значительно отличается от поля местности, где располагается комплекс. Более того, камни выстроены с учетом своих магнитных свойств. Таким образом, внутри круга образуется геомагнитная аномалия, которое влияет на поведение человека и животных. А значит, можно предполагать и ритуальное назначение комплекса.
Сооружение точно ориентировано по сторонам света. Две пары мегалитов образуют так называемые Западные и Восточные ворота. Мегалиты первой пары называют Камень со щелью (он расколот) и Богатырь это самый большой из мегалитов. Другая пара Камень с носом (имеет каменный выступ, похожий на нос) и Сфинкс. У этого мегалита под определенным ракурсом можно разглядеть подобие морды животного. Ученые предполагают, что в дни зимнего и летнего равноденствия здесь когда-то происходили обряды, посвященные плодородию.
Такая же идея возникает при взгляде и на пятый мегалит камень в форме огромного кресла. Его называют «Кабай-таш» «Камень-колыбель», «Кресло Шамана» или «Колыбель Сартакпая», по имени легендарного богатыря Алтая. Он также покрыт петроглифами и один из рисунков на нем изображает женщину, которая ведет за собой быка с круглыми, почти сомкнутыми, рогами. В древней мифологии такой бык символизировал Солнце, мужское начало, а женщина Землю. От их союза и появилось все, что есть в мире. Такой сакральный сюжет, символизирующий плодородие, явно неслучайно был выбит именно на этом мегалите. Возможно, поэтому к Кабай-таш едут женщины, которые не могут забеременеть, оставляют здесь дары и подношения.
Интересные события происходили здесь в день летнего равноденствия. Крупные мегалиты расставлены таким образом, что закатное солнце заставляет отбрасывать камни западных ворот длинные тени. Которые ложатся на мегалиты восточных ворот, образуя своеобразный коридор. Именно по этому коридору последний луч закатного солнца попадает на край Камня-Колыбели. Мы можем только предположить, какие обряды происходили здесь четыре тысячи лет назад…
Но за это время ось Земли изрядно сдвинулась и светового коридора больше не получается. Остается лишь любоваться закатами, виды отсюда открываются неповторимые.
На остальных же камнях находится масса рисунков, рассказывающих о движении по небу светила. Также есть версия, что камни расположены по кругу таким образом, что являют собой модель Солнечной системы.
Это послужило основанием для версии ученых о том, что данный комплекс также являлся и древней обсерваторией.
Отсюда родилось предположение, что этот комплекс был многофункциональным. Но от этого он не перестает быть менее загадочным и чудесным. Пройдитесь здесь с рамкой она будет сходить с ума.
Встаньте в середину круга в тихий безветренный день. Расслабьте тело и вы почувствуете, как неведомая сила начнет поворачивать вас по часовой стрелке.
Просто присядьте на камень и замрите. И вы быстро окажетесь в компании пищух, живущих здесь в камнях. Они очень любопытны и непременно захотят посмотреть на вас. А если вы им понравитесь, то с удовольствием будут для вас позировать.
Чтобы доехать до комплекса, нужно, проезжая через село Кош-Агач, свернуть под указатель на Джазатор и двигаться по главной дороге. Через 20 км от села слева будут видны огромные каменные глыбы. Это и есть мегалитический комплекс.
Кресло шамана горный алтай
Мы готовим новый проект для путешественников. О его создании будем писать в рассылку, если интересно — подписывайтесь.
Глава 18. Места силы и шаманизм на Алтае
Часто спрашивают про места силы, шаманов, шаманизм, туры по местам силы и вот это вот всё.
Расскажу что знаю на сегодня, что слышал по этой теме — слухи, домыслы, мнения. Фактов особо не будет, потому что тема такая, из разряда «все говорят, но мало кто видел». Есть опасения, что могу обидеть кого-нибудь или «оскорбить чувства верующих». Всё ниже — мое личное мнение как обычного обывателя, если не хотите разочаровываться — лучше не читайте.
Готовим новый проект для путешественников
Рассказываем о его создании в прямом эфире — в рассылке.
Если интересно — подписывайтесь.
Из Википедии
Конспект объяснения рисунка на бубне. Выглядит просто, но каждый элемент имеет значение
Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет письменного изложения своих основ, положений, деклараций. Нет канонических правил, заповедей, запретов, текстов молений и т. д. Все учение держится лишь на устно-визуальной базе и простом ритуальном реквизите. В алтайском шаманизме нет профессиональной иерархической специализации на основе определенных обрядов и испытаний, которые должны проходить шаманы при своем становлении.
Особые люди называются камами. Считается, что они обладают передающимся по наследству даром лечить людей при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы.
Камы появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя своё становление под покровительством духов, (а также под присмотром опытных камов) получив от них свой бубен (из кожи оленя), кам становится признанным среди окружающих избранником божеств.
Шаманская «болезнь»
Говорят, что дар кама не обязательно наследственный. У ребенка при звуках бубна, или даже просто так, начинаются конвульсии, дрожь, он мечется, вскакивает, его «колбасит». Вот из таких детей потом и получаются шаманы. Но, что примечательно, у шаманов очень устойчивая психика, это очень спокойные люди. Без крепкой психики переносить путешествия между мирами не получилось бы. Говорят, что «шаманская болезнь» может проявиться и в зрелом возрасте.
Советская резня
Шаманка. Начало XX века. Фотография из музея Анохина.
В прошлом веке шаманов на Алтае было много. Это были мудрые, влиятельные и заметные люди в обществе (мужчины и женщины). К ним шли за советом, лечиться. Поэтому, с приходом советской власти их стали уничтожать и, так как их все знали, то и спрятаться им было сложно. В итоге шаманов не осталось.
Почему на Алтае сейчас (вероятно) нет шаманов
Село Мухор-Черга, где, по слухам, живет дедушка-шаман
Тут говорят так: шаманы есть, но в силу исторических причин, они еще все молоды. Старые убиты или умерли, а те, кто родились и имеют «шаманскую болезнь», ну им сейчас максимум 35 лет. Да, они станут шаманами потом, но пока это еще не мудрые старцы, а скорее шаманы, проходящие становление. Они есть, но им просто надо вырасти. Кто-то говорит, что есть и взрослый шаман в одной из деревень, но он больше как знахарь и лечит травками.
Коммерция и шаманизм
Свято место пусто не бывает. Запрос на шаманов есть, поэтому постоянно появляются новые. Кто-то приезжает зарабатывать из других регионов (есть человек из Новосибирска, который переехал сюда «работать»), кто-то пытается «раскрутиться» из местных, даже просто для статуса. Сведущие люди говорят, что шаману вообще нельзя за деньги работать, поэтому что там с экономикой и прибыльностью — неизвестно.
На Байкале шаманская коммерция более успешна, но я сильно в нее не вникал.
Обряд камлания (из Википедии)
Показательный обряд на фестивале ВотЭтно
Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов, называется камланием. По ходу камлания шаман демонстрирует мимикой, жестами и другими средствами значение бубна, то как ездового животного, то как оружия (лук и стрелы). Нужно сочетать частоту ударов с пением — обращением кама к божествам и духам.
Бубен же свидетельствовал о квалификации шамана, в отличие от облачения, которого кам мог и не иметь. Диалог с духами происходит в разной тональности, отражающей голос божества и самого кама. Камы умеют подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступают его духи-помощники, ржанию жертвенного коня, ездового коня божества. За процессом всегда наблюдают рядовые участники камлания.
Бубны и не только
Справа: бубен, созданный с соблюдением древних традиций, его делали несколько лучших специалистов (мастер по кедровым ободам, шкура и натяжка следующй, а рисунок от Сергея Дыкова). Слева: чехол на него от лучшего мастера по коже. Стоит это всё вместе каких-то баснословных денег)
Почему именно бубен? У бубна специфические вибрации, которые по частоте совпадают с частотой органов человека, поэтому играя на нем легче войти в транс. Кто пробовал играть на бубне, тот это сразу ощущает.
Шаман сам бубен не делает. Для этого на Алтае есть, и всегда были, специальные мастера. Бубны бывают разные — сувенирные, музыкальные, шаманские (у них особые стандарты). Есть шаманские бубны, которые уже больше как произведения искусства и стоят сотни тысяч рублей.
Но шаману бубен не обязателен. Это может быть комус, топшуур, травки или вообще ничего. Когда пришла советская власть, то первым делом у шаманов забрали бубны. Но это их не остановливало, в итоге их (шаманов) ликвидировали.
Места силы
Место слияния двух крупных рек — Чуи и Катуни — называют местом силы. Место и вправду шикарное, тут можно «залипнуть». А вот что на счет концентрации энергии…
Много копий сломано в обсуждениях этой темы)). Что считают местом силы? Это место, где концентрируется энергия (выходит из земли) и придя туда, человек ею подзаряжается. Но тут всё индивидуально
на кого-то места силы действуют, на кого-то нет. Мне кажется тут все зависит от силы веры и восприимчивости.
Что называют местами силы на Алтае? В основном это красивые или необычные места. К примеру, вы пришли к Белухе, она огромная. Ощутили свой малый размер и ничтожность во вселенной, пересмотрели свои взгляды на жизнь. Так происходит у многих и это окрестности Белухи считаются местом силы. Но, говорят, не в только месте дело, а в целом такое часто происходит при столкновении человека с чем-то мощным в природе. Человек, увидевший цунами, наверное ощущает что-то подобное, хотя и не находится в месте силы.
Я считаю, что места силы есть, но, часто, это или необычное место или сила веры в место сильна.
Расскажу вам одну историю
Вид сверху на «Каменный город»
Есть на Алтае камень, посидев на котором, женщины, имеющие проблемы с зачатием детей, выздоравливают. И вот однажды, одна знакомая знакомой посидела на этом камне и проблема решилась, дети пошли. Рассказала другой свой знакомой, та съездила, посидела на нем и тоже проблема решилась.
И что тут скажешь? Верить или нет? Многие рассуждают так — посижу на всякий случай, хуже не будет, вдруг поможет. Это как с суевериями — у каждого они свои и вроде можем понимать, что это глупость, но на всякий случай черных кошек избегаем).
Туры по местам силы
В 2014 году мы плотно работали с компанией, которая проводила туры по местам силы. Они брали наш тур, продавали в несколько раз дороже и от них ехал духовный лидер, который их «прокачивал». Но не стали продлевать контракт, настолько был не к душе такой подход и то, что происходило на турах.
Запрос на посещение таких мест есть. Кто-то верит в волшебство и хочет (забеременеть, жениться, разбогатеть, «подзарядиться») побывав в местах силы. Такие туры есть и, часто, они дороже обычных, хотя особо ничем не отличаются. Просто вместо красивого места «слияние Чуи и Катуни» вы посещаете место силы «слияние Чуи и Катуни». Кстати, есть большая разница между туром, который проводит человек, который сам верит в это и туром, в котором ради денег говорят то, что надо говорить. В туре с увлеченным человеком энергии точно больше).
Но в целом всё довольно безобидно, если нравится такие туры, то берите и не парьтесь, плохого в них ничего нет, для определенной аудитории они очень интересны и в других турах сложно подобное найти.
От автора
Я сам лично довольно атеистично и скептически настроен к чудесам и волшебству. Но, как врачу, мне известен принцип работы плацебо, а как спортсмену — сила настроя и веры. Волшебство и чудеса могут происходить, но для меня это скорее не мистика, а психофизиология, неосознаваемые действия, решения человека и самосбывающиеся пророчества. Вам пообещали что будет энергия, вы поверили и она действительно будет. Но не от места, а от вас самих в этом месте.
На истину не претендую, это всего лишь мнение).
Тархатинский мегалитический комплекс — это одно из самых древних каменных сооружений Алтая. Необычные геофизические особенности комплекса использовались и как древнейшая астрологическая обсерватория и как культовый центр и как святилище. Местные жители называют комплекс «Каменная Колыбель». До наших дней это место чтит местное население и посещает его в рамках ритуала женского плодородия.
Расположен он в Чуйской степи в 25 км к юго-западу от села Кош-Агач, у автодороги Кош-Агач — Джазатор. В Кош-Агаче располагается военная база, на которой любопытствующие туристы, желающие посетить Ташанту и побывать в музее алтайского быта, могут выписать себе пропуск.
После Кош-Агача асфальтовая дорога заканчивается и начинается грейдер. На вид ровный, но скрывает опасности в виде огромных камней, которые то и дело норовят пробить подвеску
Вот и разберись, куда ехать… Напоминает Монголию, дорог нет, есть только направления. Выручил навигатор. Главный девиз местных — "Больше скорость, меньше ям". Мы с таким огромным багажником и весом не можем разогнаться достаточно быстро, чтобы пролетать камни и ямы.
Параллельная дорога по полю немного ровнее. Эти горы вроде так близко, но это только так кажется. За час езды они практически не приблизились к нам.
Сложно пропустить этот комплекс по дороге, ведь в голой степи, окруженной горами, увидеть огромные булыжники выше человеческого роста — настоящее чудо.
Архитектурные особенности и некоторые географические характеристики указывают на его астрономическое предназначение.
Все древние мегалитические сооружения, святилища и городища с круговой архитектурой и маркерами сторон света так или иначе связаны с астрономическими явлениями. И использовались как обсерватории для измерения времени и ведения календаря.
Четыре столпа-мегалита выше 2-х метров расположены таким образом, что являются дверями для Солнца при его восходе и закате. Два из этих исполинов обозначают дверь на северо-западе, а два других — восточную дверь.
Расстояние между камнями, глыбами и выкладками различное.
Особое внимание уделено одному мегалиту, расположенному на некотором удалении за основным кругом в крайнем восточном положении. По форме он чем-то напоминает кресло. Этот камень называют «Сартакпай». Поговаривают о его необыкновенные чудодейственных свойствах — помогать женщине забеременеть. На каменном сидении этого кресла люди оставляют монеты разного достоинства, женских украшений, а ветвей кустарников рядом почти не видно из-за повязанных на них ленточек.
На четырех мегалитах нанесены петроглифы, которые иллюстрируют солярные мифы и астрономические события, наблюдаемые в данном сооружении. Среди изображений есть сюжеты и образы, относящиеся к эпохе бронзы – раннего железа: изображения быков, оленей, верблюдов и антропоморфных персонажей
Чтобы продемонстрировать их высоту.
Проводимые исследования показали, что эти камни доставлены из участка, который находится в 12 км отсюда. То есть… их как-то сюда принесли. Как это могли сделать — никто не может представить, ибо даже современной техникой это сделать не просто. Этот факт рождает еще больше загадок и легенд.
Вообще, комплекс мало изучен, раскопки не проводились – местные жители не одобряют всякие копания: «не надо выкапывать что не тобой закопано», а после скандалов с «Принцессой Укока» раскопки на территории Кош-Агачского запретили законом. А это дорога на плато Укок.
Оттуда как раз подъехала семья на Патриоте. Рассказали, какая адовая дорога на Укок и что лучше не на подготовленном автомобиле туда не соваться. Из-за огромных камней по дороге скорость была минимальной и был риск порвать резину. Как вы понимаете, помощи там дождаться неоткуда.
Заинтриговал меня прямо этот Укок, говорят, что это самое красивое место на Алтае. Может, действительно, как-нибудь доехать.
Ребята а Патриоте уехали, оставляя за собой клубы пыли, а мы еще остались ненадолго познавать дзен:)
Услышали какой-то писк и увидели небольшое животное, которое, чувствуя опасность, пищало, и убегало в норки. Схватились за телевик
Устроили опрос в ВК, что за животное, оказалось, что это алтайская пищуха, все просто:)
День близился к завершению, оставаться ночевать мы тут не решились — слишком большая высота около 1800 метров, поэтому ночью должно было быть дико холодно.
До поездки на Алтай я даже и не слышал об этом месте, а, увидев, ничуть не разочаровался. Действительно, местный Стоунхендж, но не такой распиаренный.
Шаманский камень
Шаманский камень — гора, расположенная в Шебалинском районе на Семинском хребте, на правобережье р.Сема.
Шаманский камень. Фото Е. Гаврилова
Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район
Как добраться
Находится на 527 км Чуйского тракта, через три километра за с. Барлак слева от дороги на расстоянии около 400 метров.
Описание
Гора имеет оригинальную форму, резко выделяется на фоне хребта, находящегося от неё с востока. Западная часть горы — отвесные скалы. Высота вершины 801 м над ур. м.
Гора соединяется с Семинским хребтом небольшой седловиной.
История
Это небольшое исследование делается не для установления истинного названия этого географического объекта. Просто попытаемся разобраться в сочетании таких популярных в Горном Алтае слов «шаманский камень».
Вполне вероятно, что данное название не имеет исторических корней, а является способом привлечения внимания проезжающих туристов. Как бы то ни было, нами пока не найдено официальное упоминание какой-либо горы в этом районе, привлекательной для шаманов прошлого.
У алтайских шаманистов олицетворение природы покоилось на основе древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания.
Согласно представлениям алтайцев, у горы или камня имелся свой хозяин, который в их воображении был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом или явлением. Этот хозяин не только обладал разумом, как у человека, но и выделялся своим обликом (воображаемым), нередко антропоморфным (например, у горы).
Шаманский камень. Фото Е. Гаврилова
Некоторые шаманы прошлого пользовались камнем чат-таш (яда-таш), который описывался, как камень прозрачный. Они с помощью этого камня, который опускали в реку, посылали на своих врагов холодный дождь, который обрушивался на скот и жилища. Возможно провести некую параллель, «опускания» «шаманского камня» в реку Сему.
Еще перед военными походами древние тюрки посещали некие «храмы», божество которых должно было помочь им разогнать тучи. Жертвой в них служило вино. Какими были храмы — нет никаких конкретных сведений. Есть лишь одно упоминание празднования в воздвигнутом «храме»(или жертвеннике) тюрков вести о смерти их врага — китайского подданного Ченг Вутинга, который занимался их усмирением.
По исследованию Потапова Леонида Павловича на р. Семе жил шаман Адула, сын тувинской шаманки Канаа.
Канаа была реальной личностью, которую после смерти канонизировали. Ее почитали, делая чалу из пучка жгутов и хвоста глухаря. Можно даже примерно определить время ее деятельности как шаманки. Поскольку в юные годы её сыновей Канаа почитало уже несколько поколений и она была канонизирована, то можно смело отнести ее шаманскую культовую практику к 70—80-м гг. XVIII в. Решение этой задачи другим способом, показало, что годы жизни Канаа приходятся на последние десятилетия XVIII в. Горный Алтай в это время, как известно, уже находился в составе Русского государства.
В конце XIX века в районе р. Семы были известны следующие шаманы. Первым, согласно исследованию Анохина Андрея Викторовича следует назвать Пупыйланга — шамана мрачного, из рода Myндус, из первой алтайской дючины
Предок его, по линии матери, был шаман Андаап. Он был бездетным и просил своего дядю шамана Калпаса покамлать духам о даровании детей. Тот помог, и вскоре жена родила Андаапу сына. С тех пор род матери Пупыйланга стал чтить Калпаса, а впоследствии и Андаапа.
Немного о шамане Калпас, который жил в ойратское время. По легенде восемь шаманов, в числе которых был и Калпас, было брошено в костёр по приказу местного чиновника. Каплас, который якобы мог улететь и миновать сожжения, хотел спасти шамана, который был внизу, но не имел сил совершить подобное вместе с Капласом. Оставшись в пламени, Каплас и сам не согрел и не дал погибнуть своему собрату.
Чиновник приказал раздуть новый костер мехом о семи жерлах и бросить в него Калпаса. Но и тут Калпас остался жив, сперва лишь побелел, а потом сделался буроватым. Видя это, чиновник сказал: ты действительно шаман.
Вот текст благословения-алкыш Калпасу, которое использовал Пупыйланг:
«Красноречие красного языка (моего),
Пуговица волосяных щек (моих),
Зарница пегих глаз (моих),
Звон луновидных ушей (моих)!
Хозяином (ты) стал шубы с воротом,
В середину сердца вложил силу вещания!
Повинуясь вышнему Ульгеню-свету,
Ульгенем-светом прославлялся,
Основания земли достиг,
Воздавал славословие Абуу-каану.
Имеешь семь соловых лошадей с упряжью,
Имеешь (почетное) положение в семи сагаях.
От солнца несгораемый бурый камень,
От месяца несгораемый золотой камень!
Дядя мой по отцу Калпас-шаман!
Свободный герой-мундус.
Имеешь лестовку, почетный мундус!
Семь сагаев будем славословить,
Державший семь споров,
Одержавши семь споров,
Семи племенам доставил милость.
В вине (имеешь) питьё,
В белом баране (твоя) жертва.
Вершина Аноса».
Отметим, что Анос — левый приток Катуни находится в 17 км к востоку от горы Шаман-камень.
Также следует упомянуть шаманов: Таштана, рода Тонжан и Бади-шамана, рода улюп.
Таштан — был популярный мaньячный шаман, но своего маньяка не имел, брал его у других шаманов. Камлал всем духам: неба и преисподней. Кроме своих духов-покровителей, притянул к себе других духов. Рассказывали, что при помощи бубна и орбы во время камлания низводил с неба огонь.
А Бади-шамана при нападении на Алтай киргизов убивали три раза, но он оживал. Наконец, выкололи ему глаза и распороли живот. Сердце у него нашли обросшим шерстью; то же самое было у него и внутри большого пальца, т. е. сердечко с шерстью (в пальце, где концентрируются кожные полоски, по убеждению алтайцев, есть сердце).
Убившие его киргизы сказали:
«Необычайно хороший, оказывается, юноша,
С шерстью на сердце,
С шерстью в большом пальце!»
Е.Гаврилов, 9 августа 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!
Источники: 1. Анохин А. В.. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 2. Потапов Л. П.. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991.
Читайте также: