Кресло ле корбюзье чертеж
В начале XX века появился дизайн — новая художественная дисциплина на стыке декоративно-прикладного искусства, массового производства и раннего модернизма. Новая архитектурная доктрина, отвергавшая декоративные элементы, орнамент и любую избыточность, требовала предельно внимательного отношения к интерьеру. В просторных, залитых светом пространствах каждая лишняя деталь бросалась в глаза. Целью архитектуры стало иконоборческое очищение. Вместо душной анфилады комнат — открытая свободная планировка, вместо толстой кирпичной стены — прозрачный стеклянный фасад; лепнину сменяет гладкая штукатурка, наборный паркет — линолеум, резную дубовую балюстраду — хромированные перила. Так как рынок не мог предложить продукцию, достойную новой архитектуры, зодчие создавали меблировку сами — так появлялись предметы, которые сегодня претенциозно называют иконами дизайна. Эти вещи, придуманные архитекторами в XX веке, определили путь развития современного дизайна.
Кресло Kubus
Йозеф Хофман, 1910 год
Кресло Kubus производства Wittmann. 2010 год © Wikimedia Commons / CC BY 3.0
Имя австрийского архитектора Йозефа Хофмана ассоциируется с историей Венского сецессиона и югендстиля В отечественной историографии по отношению к направлению ар-нуво обычно используется термин «модерн». В Италии его называли либерти, в Cеверной Европе — югендстиль, в Австрии и Южной Германии — сецессион, в Испании — модернизмо. . В 1903 году при поддержке промышленника Фрица Вэрендорфера он основал Венские мастерские, объединив художников, ремесленников и предпринимателей: это сотрудничество должно было стимулировать творческий эксперимент, вернуть в повседневный обиход эстетически безупречные и продуманные вещи. В продукции Венских мастерских чувствовалось влияние Движения искусств и ремесел Движение искусств и ремесел — направление, объединившее в 1880-е годы британских художников, архитекторов, философов, пытавшихся противопоставить индустриализации и обезличиванию художественного процесса идеалы Средневековья и традиционные ремесла. и Чарльза Ренни Макинтоша Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928) — шотландский художник и дизайнер, популяризатор четкого геометрического орнамента. , Древнего Востока и даже японского искусства. Если архитектурные проекты самого Хофмана — идеальный пример европейского модерна, то придуманные им вещи предвосхитили начало эры функционального дизайна. Кресло Kubus, созданное в 1910 году для Международной выставки в Буэнос-Айресе, для своего времени ясное и невероятно простое. Деревянная рама и стеганные кубиками кожаные подушки очевидно не требовали никаких дополнительных украшений. Мотив квадрата — излюбленный и самый узнаваемый прием архитектора, за что его нередко называют «квадратным Хофманом» (Quadratl-Hoffman).
Шезлонг LC4
Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и Шарлотта Перьен, 1928 год
Знаменитое выражение Корбюзье «Дом — машина для жилья» — квинтэссенция общего мироощущения эпохи 1920-х, когда все новое, металлическое, блестящее, машинное, отвечавшее требованиям современности и прогресса наделялось свойствами эстетического объекта. Пуристская аскеза, пропагандируемая Ле Корбюзье, требовала одновременно выхолощенности медицинского кабинета и простоты монастырской кельи. Хотя на самом деле была признаком аристократической и недоступной роскоши. Первые предметы мебели, спроектированные Ле Корбюзье вместе с Пьером Жаннере и Шарлоттой Перьен, появились одновременно с виллами, которые он строил для своих друзей. Так произошло с серией LC (название составлено из инициалов архитектора), представленной в 1929 году на Осеннем художественном салоне в Париже. Стенд Ле Корбюзье назывался «Оборудование для жилья», а самый примечательный экспонат, кресло-шезлонг LC4, архитектор назвал «машиной для расслабления».
Первый образец шезлонга был создан в 1928 году для библиотеки на вилле Барбары и Анри Черч под Парижем. А год спустя слегка скорректированный вариант появился в доме банкира Рауля Роше. Конструкция представляла собой металлический профиль, покрытый тонким кожаным матрасом и снабженный подголовным валиком. В те годы в парижских газетах часто попадалось рекламное объявление анатомического регулируемого кресла доктора Паско. Корбюзье, Жаннере и Перьен отчасти позаимствовали эту идею, создав кресло, которое принимает практически любой наклон.
Кресло Barcelona
Мис ван дер Роэ, 1929 год
© Mikael Leppä / CC BY 2.0
Директор мебельной компании Knoll Альберт Пфайфер заметил, что успех Миса ван дер Роэ совпал с началом его сотрудничества с художником и дизайнером Лилли Райх Лилли Райх принимала участие в работе Венских мастерских, а в 1920 году стала их директором . . С Райх он придумывал и мебель. В 1928–1929 годах Райх и ван дер Роэ работали над проектом павильона Веймарской республики на Всемирной выставке в Барселоне и виллой Фрица и Греты Тугендгат в Брно (Чехия). Для этих интерьеров и были созданы одноименные серия «Барселона», стул «Брно» и кресло «Тугендгат».
Проект павильона в Барселоне был призван символизировать расцвет молодой республики и, несмотря на лаконичность решений, стал олицетворением «золотых двадцатых» германского государства. Тонкие гладкие стены из серого мрамора, приглушенное сияние золотистого оникса, темное зеркало бассейна за стеклянной перегородкой и словно вне времени замершая над водой фигура «Утро» Георга Кольбе Георг Кольбе (1877–1947) — немецкий скульптор, председатель Союза немецких художников в 1935–1936 годах. . В этом пространстве было непросто разместить прозаически обыденное, в частности необходимую для работы павильона мебель, но светлые кожаные кресла и прозрачный стол не исказили общего настроения. Форма слегка изогнутых Х-образных металлических ножек позаимствована у курульного кресла, или sella curulis, римских патрициев. По обычаю их носили за высшими членами магистрата — консулами и преторами. Римская монументальность идеологически была близка новому порядку, который открывал для мировой архитектуры Мис ван дер Роэ в конце 1920-х годов.
Стул Zig-Zag
Геррит Ритвельд, 1932 год
Участники нидерландской группы «Стиль» «Стиль» (De Stijl) — художественное объединение, созданное в 1917 году в Лейдене при участии нидерландских авангардистов, художников и архитекторов Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга, Питера Ауда, Роберта ван’т Хоффа и др. , в которую входил архитектор Геррит Ритвельд, были убеждены, что «универсальная гармония» должна быть воплощена в отвлеченных, геометризированных формах, окрашенных в основные цвета спектра. Абстрактные композиции, перенесенные в трехмерную реальность интерьера, вдохновили Ритвельда на первые эскизы мебели. Обычно в качестве примера этого эксперимента вспоминают «Красно-синий стул» 1917 года, стоявший позже в доме Трюс Шрёдер. Однако в истории дизайна он запомнился скорее как остроумная штудия, тогда как действительно популярным объектом, запущенным в производство, стал стул Zig-Zag, спроектированный для универмага Metz & Co. Ритвельд несколько лет размышлял о том, как сделать сиденье и функциональным, и эргономичным, и дешевым в производстве. В 1927 году братья Бодо и Хайнц Раш придумали свой Sitzgeiststuhl — стул, схематично повторяющий форму человеческого тела во время сидения. По сути Zig-Zag — его оптимизированная, более минималистичная версия. Конструкция составлена из четырех плоских деревянных панелей (спинка, сиденье, поддержка, основание), соединенных под углом с помощью простейших пазов и трапециевидных выступов. Zig-Zag стал прототипом многих схожих объектов, включая Panton Chair Вернера Пантона и Z-Сhair Захи Хадид.
Табурет Stool 60
Алвар Аалто, 1933 год
«Исторически и практически главная проблема в дизайне мебели — соединение между вертикальными и горизонтальными частями. Ножка стула — младшая сестра архитектурной колонны». Автор этих слов — финский архитектор Алвар Аалто, в 1930-е годы совершивший революцию в технологии мебельного производства. В качестве конструктивного решения проблемы соединения он предложил криволинейные элементы: плавно изогнутая деталь из горизонтали переходила в вертикальное положение. Реализовать подобный прием можно было только с помощью металлических трубок, как это делали Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье. Аалто же работал с деревом, а именно с традиционным в Финляндии березовым шпоном.
В то время производство мебели из гнутой фанеры было крайне сложным процессом. Согнуть несущую часть стула до угла 90 градусов было невозможно: в месте сгиба обязательно возникали трещины. Вместе с сотрудником фабрики Huonekalu-ja Rakennustyötehdas Отто Корхоненом Аалто разработал сложную систему надрезов и внутреннего армирования и склейки. Технология обработки фанеры, запатентованная Аалто в 1933 году, была опробована на мебели для туберкулезного санатория Паймио и позже использовалась во многих других предметах, в частности табурете Stool 60. Если в Паймио этот стул еще был на металлическом основании, то в 1933 году появилась версия на трех изогнутых деревянных ножках. Производством новых, практичных, легко штабелируемых табуретов (а также всех остальных спроектированных Аалто предметов) позже занялась компания Artek, основанная самим архитектором и его друзьями в 1935 году.
Кресла Egg и Swan
Арне Якобсен, 1958 год
Кресла Egg (справа) и Swan © Jürgen Priebe / CC BY-NC 2.0
В 1960 году в Копенгагене был открыт отель SAS, спроектированный классиком датского модернизма Арне Якобсеном. Он начинал свою карьеру еще в 1920-е годы, принимал участие в знаменитой Выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. После войны Якобсен оказал огромное влияние на развитие скандинавского дизайна, последовательно воплощая его характерные качества — практичность, эргономичность и сдержанную элегантность. Всемирная слава пришла к нему после строительства SAS, для которого он не только спроектировал здание, но и разработал все интерьерные решения. Мебель, свет, текстиль, столовые приборы — каждая деталь была создана по его эскизам. Сегодня, после многочисленных реконструкций, в отеле остался лишь один номер с оригинальной обстановкой, сохранившейся со времени открытия (№ 606). Но кресла Egg и Swan производятся до сих пор в разных цветовых решениях и обивках. Над этими объектами архитектор работал вместе с венгерским скульптором Сандером Паеши. В поисках идеальной формы Паеши и Якобсен создали десятки пробных моделей будущих кресел. Зодчий шутил, что, пока он ездил из столицы на фабрику и обратно, он успел сносить шесть костюмов и сменить три автомобиля.
Модели и производство
Полный текст книги Ренато Де Фуско «Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929» ("Le Corbusier designer, i mobili del 1929", Renato De Fusco, 1976). Перевод с итальянского И.А. Пантыкиной, с английского А.И. Ильф. Вступление и научная редакция В.Л. Глазычева. Публикуется по изданию 1986 года (Издательство «Советский художник», Москва).
Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан
I. Кресло с подвижной спинкой. 1929 (64х60х65 см)
Производство: Тоне, 1928; Вебер, 1929; Кассина, 1965
Каркас из стальных полированных или никелированных трубок, сиденье и спинка обтянуты лошадиной шкурой.
Подвижная спинка в различных положениях дает возможность для отдыха. Подлокотники — две кожаные ленты, свободно вращающиеся вокруг концов двух стоек.
Форма, подвижная спинка и ремни-подлокотники являются дальнейшим развитием кресла «Сафари», которое Ле Корбюзье использовал ранее в некоторых своих интерьерах.
1, 2. Вариант с конструкцией из полированных стальных трубок и лошадиной шкурой. Кассина, 1974
3. Вариант из сатинированной стали и холста. 1929
4. Вариант из сатинированной стали и лошадиной шкуры. 1929
Кресло с подвижной спинкой:
1. Рабочие чертежи современного производства
2. Холл общежития швейцарских студентов в Университетском городке в Париже. 1932
3. Вариант кресла из дерева и соломы, подготовленный Шарлоттой Перриан для «квартиры молодого человека», экспонированный на Международной выставке в Брюсселе, 1935
4. Вариант кресла из сатинированной стали и кожи. 1929
Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан
II. Комфортабельное кресло. Малая модель. 1928
(67х76х70 см)
III. Комфортабельное кресло. Большая модель. 1928
(62х99х68 см)
Производство: Тоне, 1928; Вебер, 1959; Кассина, 1965
Внутри каркаса из хромированных или полированных стальных трубок серо-голубого цвета лежат ничем не закрепленные подушки. В кресле выражена логика рационализма: парадоксальный контраст между огромными кожаными подушками и очень легкой на вид опорой, максимумом комфорта и минимальным использованием материала и «труда».
Комфортабельное кресло. Большая модель:
1. Вариант из полированной стали, с подушками, обтянутыми шерстяной тканью. Кассина, 1974
2, 3. Вариант из никелированной стали, с кожаными подушками. Кассина, 1965
Комфортабельное кресло. Малая модель:
1, 2, 3. Вариант из никелированной стали, с кожаными подушками. Кассина, 1965
IV. Шезлонг с регулированием. 1928
(60 макс.х57х160 см)
Производство: Тоне, 1928; Вебер, 1959; Кассина, 1965
Верхняя конструкция из хромированной или полированной стали серо-голубого цвета покоится на металлической темно-серой опоре. Устойчивость сиденья — независимо от того, каков наклон,— обеспечивается силой сцепления резиновых трубок, надетых на перекладины опоры.
Эта модель является ярким выражением концепции рационализма: новая техника, ощущение легкости в сочетании с прочностью, противопоставление различных материалов, максимальная функциональность.
1. Вариант шезлонга из никелированной стали. Кассина, 1965
2. Вариант шезлонга из полированной стали. Кассина, 1974
Шезлонг с регулированием
4. Вариант для проекта жилого дома-виллы
5. Вариант для виллы в Карфагене. 1928
6. Вариант для дома г-на Х. в Брюсселе. 1929
Шезлонг с регулированием
1. Вариант из гнутого дерева и бамбука. Экспериментальная модель для Тоне. 1932
2. Вариант из клееного дерева, выполненный для Тоне. 1932
3. Вариант с упрощенной несущей структурой, без опорной сетки; обивка из некрашеного холста, подушка и подножка обтянуты натуральной кожей
4. Вариант с опорой из металлической сетки, обивка из лошадиной шкуры, опора покрыта серо-голубым и темно-серым лаком
Шезлонг с регулированием
1. Рабочий чертеж для современного производства
2. Рабочий чертеж (проект)
Производство: Кассина, 1974 Модель была выполнена для дома Jle Корбюзье на улице Нюнгессе-э-Коли в Париже.
В стальной хромированный каркас помещено несколько лежащих рядом подушек (как в «Комфортабельном кресле»). На чертеже, хранящемся в Фонде Ле Корбюзье, даны различные варианты дивана. В основу положен модуль длиной 120 см. Предполагались горизонтальные элементы металлической конструкции красного цвета и вертикальные — лилового; обивка подушек из ткани крупного плетения. Конструкция позволяет присоединять с обоих концов отдельные единицы и получать таким образом диван любой длины.
1, 2, 3. Вариант из никелированной стали, обивка подушек из шерстяной ткани. Кассина, 1974
VI. Стол из трубок овального сечения. 1929
Производство: Кассина, 1974
Столешница из золотистого или белого прозрачного стекла опирается на стальное основание черного или серого цвета.
В первоначальном проекте четыре винта служат для регулирования высоты и отделяют тяжелую опору от тонкой прямоугольной плоскости столешницы.
1, 3. Вариант с опорой из черной лакированной стали и деревянной столешницей
2. Вариант с опорой из черной лакированной стали и стеклянной столешницей
4. Рабочие чертежи для современного производства
5, 6. Современный вариант со стеклянной столешницей. Кассина, 1974
7. Модель, экспонировавшаяся в Осеннем Салоне 1929 года (лакированная металлическая опора серого цвета, столешница золотистого стекла)
VII. Стол с мраморной плитой на основании из стали и лакированного чугуна. 1934
Плита из гранита или мрамора с прожилками (толщиной 4,5 см) покоится на двух лакированных металлических «опорах-столбах»
1, 2. Образец и рабочие чертежи
Стол с мраморной плитой на основании из металла и лакированного чугуна
Чертежи для современного производства
Стол с мраморной плитой на основании из металла и лакированного чугуна. Детали опоры и столешницы
VIII. Вертящееся кресло. 1929
IX. Вертящийся табурет. 1929
Спинка «Вертящегося кресла», представляющая собой кожаный валик, точно по центру пересекается металлической трубкой, соединяющей ее с сиденьем. В этой модели проявляется еще одна черта дизайна Лe Корбюзье — видимая простота решения вызывает в памяти «случайно найденный предмет» или даже некоторое «наплевательское отношение», присущее дадаизму.
X. Стальная мебель (стандартные единицы). 1928 («Модулёр»)
Впервые стандартные единицы появились на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году в павильоне «Эспри нуво». Шкафы из стандартных блокирующихся единиц можно встроить в стену, поставить вдоль нее или как перегородку между помещениями. Она дает возможность максимально использовать внутреннее пространство и оставляет в помещении максимум свободного места.
1. Схема стандартных единиц. Аксонометрический чертеж для сборки металлических секций
2. Стандартные единицы для кухни. Осенний Салон, 1929
3. Стандартные единицы, образующие стенку в гостиной. Осенний Салон, 1929
4. Набросок для павильона «Меблированный интерьер жилища» (Осенний Салон, 1929)
Схема стандартных единиц
Каркас из зубчатых реек для закрепления направляющих для ящиков, выдвижных досок, зеркал, дающий возможность свободно располагать горизонтальные перегородки. Скользящие двери закрывают две или три единицы.
Между секциями металлические разделители.
1, 2. Стандартные единицы для спальни и ванной комнаты. Осенний Салон, 1929
3. Стандартные единицы — вход на кухню (фрагмент). Осенний Салон, 1929
4. Стандартные единицы — часть гостиной. Осенний Салон, 1929
XI. Стандартные единицы (стальная мебель). 1935
По своей природе стандартные единицы принадлежат к области как архитектуры, так и дизайна. Их стереометрический корпус может быть соотнесен с «картезианской» частью здания, а опоры — аномальные и «бруталистские», подобно различным опорам-столбам Jle Корбюзье,— относятся к «свободным формам» пластически-пуристского происхождения.
Стандартные единицы. Рабочие чертежи
Мебель квартиры молодого человека. Международная выставка в Брюсселе. 1935
1. Кабинет. Письменный стол со столешницей из шифера на опорах
2. Боковая сторона стандартной единицы с изображениями, выполненными в технике цинкографии
Ликбез: легендарный шезлонг LC4
22 марта — день рождения Пьера Жаннере (1896—1967), соратника и двоюродного брата Ле Корбюзье, вместе с которым он проработал практически всю жизнь. В день рождения мастера вспоминаем один из самых ярких объектов, созданных им совместно с Ле Корбюзье и Шарлоттой Перриан
Именитое трио: не только Ле Корбюзье
В названии знаменитого интерьерного шезлонга LC4 зашифрованы инициалы великого архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier). Однако в создании культового предмета также принимали самое активное участие французские дизайнеры Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) и Пьер Жаннере (Pierre Jeanneret), последний по совместительству является двоюродным братом знаменитого швейцарца.
Инновационная конструкция: бесконечно регулируемый шезлонг
Каркас кушетки изготовляется методом бесшовной сварки. Основанием для матраса из натуральной кожи, пятнистой шкуры коровы или пони служит решетка из туго натянутых лент.
Модернистская округлая конструкция LC4 позволяет пользователю зафиксировать ее в желаемом положении: верхняя часть кушетки принимает практически любой наклон. Предмет подчиняется главному принципу чистого функционального дизайна — эргономике, мебель служит продолжением человеческого тела.
Знаменитый кабинет Роджера Стерлинга, персонажа из сериала «Безумцы» (Mad Mеn), оформлен по последнему слову в дизайне: действие как раз разворачивается в 1964 году.
Шарлотта Перриан придерживалась чисто рационального подхода, а объект LC4 стал гимном чистой формы и абсолютного комфорта. Вероятно, конструкция верхней части шезлонга создавалась по мотивам мебели фабрики Thоnеt и первых экспериментов со стальными трубками. Неожиданной проблемой при проектировании стало основание.
Красота в деталях: подголовный валик крепится к каркасу при помощи кожаного ремня.
Авторы задались вопросом: какой «фундамент» позволит пользователю удерживать желаемое заданное положение? Ответ неожиданно пришел из сектора самолетостроения: профиль из лакированной стали был случайно обнаружен в каталоге авиационных продуктов. Так культовый объект обрел свою неизменную лаконичную основу в виде буквы «Н».
По легенде при создании объекта Ле Корбюзье держал в голове образ отдыхающего ковбоя с раскуренной трубкой и задранными на камин ногами, а Шарлотта Перриан представляла спящего в походе солдата с вещмешком под головой. В наше время именитых авторов вдохновил бы развязный офисный босс, развалившийся в своем кресле.
Также исследователи полагают, что идея была отчасти повзаимствована у парижского врача Жана Паско (Jean Pascaud), который еще в первой половине 1920-х придумал анатомическое регулируемое кресло Surrepos со специальным механизмом, позволявшим ему занимать практически любое наклонное положение.
«Первый блин комом» или история производства
С октября 1964 года эксклюзивные права на производство шезлонга находятся в собственности итальянской фабрики Cassina. Именно с предмета LC4 началась знаменитая серия марки I Maestri (ит. «Мастера»), в которую входят и другие иконы дизайна ХХ века.
Однако признанный бестселлер пережил темные непопулярные времена: в 1930 году фабрика Thonet под названием B306 запустила объект в производство. Эта первая попытка не достигла коммерческого успеха: изготовление получилось технически сложным и финансово невыгодным. А возможно, что потенциальных покупателей отпугнула не только высокая цена изделия, но и слишком прогрессивный модернистский вид.
В результате, желающих стать счастливым обладателем первой серии набралось всего пара сотен, а марка Thonet сняла предмет с производства спустя шесть лет. И лишь в конце 1950-х швейцарская галеристка и большая поклонница Ле Корбюзье Хайди Вебер взялась изготовить несколько предметов по его дизайну серийно. Дальнейшая судьба LC4 хорошо известна: абсолютный успех и место во множестве музеев дизайна по всему миру, включая лондонский Музей Виктории и Альберта, нью-йоркский МоМА, Городской музей Амстердама, Бруклинский музей, музей дизайна Vitra и др.
В 2017 году фабрика Cassina выпустила ограниченную серию предметов LC4 в экзотической обивке из южноамериканских шкур в честь путешествия Шарлотты Перриан и Ле Корбюзье по этому региону.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Copyright (с) 2016-2022 ООО «Шкулёв Медиа Холдинг»
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Медиа Холдинг»
Главный редактор: Татьяна Парфенова
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Машина для расслабления: шезлонг LC4 Ле Корбюзье
«Все вокруг – геометрия», – говорил Ле Корбюзье, основоположник новых течений, буквально перевернувший основы архитектуры. В XX века его называли как «самым великим», так и «самым дурным» архитектором современности.
Ле Корбюзье родился в Швейцарии в 1887 году, в «гармоничной атмосфере, простой и достойной, без намека на буржуазность». Впоследствии будущий архитектор вспоминал, что в детстве был часто предоставлен себе, проводил много времени на улице и все время рисовал – это был его способ проникнуть вглубь увиденного. Повзрослев, он начинает работать бок о бок с адептами модернизма в Швейцарии, а в 1919 году, еще под своим настоящим именем – Жаннере, переезжает в Париж. В Париже архитектор вступает в «Общество по применению армированного бетона», заводит дружбу с Браком и Пикассо и начинает издавать провокационный архитектурный журнал L’Esprit Nouveau – «Новый дух». В эссе «Пять отправных точек современной архитектуры» он впервые обозначает требования, которые должны предъявляться к архитектуре нового времени.
Вместо множества комнат – открытое свободное пространство, вместо наборного паркета – линолеум, вместо толстых кирпичных стен – «воздушный» стеклянный фасад, а вместо вычурной лепнины и позолоты – гладкая белая штукатурка. Здания, лишенные любой избыточности, требовали еще более внимательного отношения к интерьеру. А поскольку рынок еще не мог предложить продукцию, соответствующую новой архитектуре, зодчие стали создавать мебель сами — так появились предметы, которые сегодня вполне оправданно называют иконами дизайна.
Квинтэссенцией общего мироощущения эпохи 1920-х стало знаменитое выражение Ле Корбюзье «Дом – машина для жилья». Согласно этой формуле, каждый предмет в пространстве должен был выполнять свою собственную роль, все лишнее – не нужно. Новые интерьеры, с одной стороны, стали напоминать аскетичную монастырскую келью, а с другой, как ни парадоксально, стали воплощением новой роскоши.
В октябре 1927 года Ле Корбюзье начинает работать в дуэте с подающим надежды дизайнером и архитектором Шарлоттой Перьен. Результатом сотрудничества и тесной дружбы между ними становится серия мебели LC – название коллекции было составлено из инициалов архитекторов. Первые предметы мебели, спроектированные парой, появились одновременно с виллами в Париже и его окрестностях, которые они строили для друзей. В 1929 году коллекцию LC, кроме того, представили на Осеннем художественном салоне в Париже. Самым примечательным экспонатом стенда – с подачи Корбюзье он назывался «Оборудование для жилья» – стал шезлонг LC4.
Шезлонг придумали годом раньше для библиотеки на вилле Барбары и Анри Черч под Парижем, а немного измененный вариант появился в 1929 году в особняке банкира Рауля Роше. В основе конструкции LC4 – металлический профиль из хромированных трубок, на который устилается тонкий кожаный матрас. В изголовье шезлонга помещен продолговатый валик цвета матраса (изначально – черный). Предмет отдаленно напоминает больничное кресло, и это сходство не случайно. В конце 20-х годов парижские газеты пестрели рекламными объявлениями «новомодной» больничной мебели, и чаще прочих среди них попадалась реклама анатомического кресла доктора Паско. Вдохновившись идеей такого кресла, архитекторы частично позаимствовали ее для создания своего проекта – максимально удобного кресла, которое может принимать любой наклон.
Серийное производство шезлонга LC4 началось в 1964 году – права до сих пор принадлежат только одной фирме, производителю итальянской мебели Cassina. «Я гораздо более выдающийся художник, чем Пикассо. И гораздо лучший чертежник», – нескромно утверждал Ле Корбюзье, и глядя на выверенный до миллиметра шезлонг LC4, не осмеливаешься в этом сомневаться. Поражает не только геометрия предмета, но и его вневременность. Удивительно, но по прошествии многих лет шезлонг LC4 не только не потерял актуальности, но и выглядит не менее современно, чем 90 лет назад.
Пост почитания Ле Корбюзье
Шестого октября отмечает день рождения Ле Корбюзье – архитектор, художник, автор градостроительных теорий, символ модернизма в архитектуре XX века.
Ле Корбюзье создал свой первый архитектурный проект в 17 лет под началом опытного учителя. Это был жилой дом для Луи Фалле, члена совета Школы искусств, в которой тогда еще Шарль-Эдуард Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) обучался декоративно-прикладному искусству.
Getty Images; © FLC/RAO; ©ADAGP/RAO; Olivier Martin-Gambier; Paul Kozlowski; Наталья Сазонова; Архивы пресс-службы
В 1914 году архитектор открывает собственную мастерскую в родном швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а уже в 1922 году создает свое бюро в Париже и обосновывается там. Особое место в жизни Ле Корбюзье занимала живопись. С его приятелем, художником Амеде Озанфаном, они утвердили в художественном мире термин “пуризм”, принципы которого Ле Корбюзье переносил и в свои архитектурные проекты. Пуризм отвергает декоративность, присущую своему предшественнику – кубизму, и провозглашает изображение «очищенной» действительности. В 1920 году они создали журнал “Эспри Нуво” (L`Esprit Nouveau – “Новый дух”), который просуществовал до 1925 года. Издание стало площадкой для дискуссий об искусстве и архитектуре, и именно там Шарль-Эдуард Жаннере под псевдонимом Ле Корбюзье публиковал самые важные для своего творчества статьи, объединенные затем в сборники “К архитектуре”, “Планировка города” и другие.
Ле Корбюзье, как и многие его коллеги, стал широко известен благодаря проектам частных вилл. В 20-е годы он построил несколько зданий в модернистском стиле, новом и вызывающем для своего времени – виллу Ла Роша/Жаннере, виллу Штейн в Гарше, виллу Савой в Пуасси. О Ле Корбюзье стали говорить как о представителе архитектурного авангарда, потому как он использовал принципиально новые приемы в проектировании. Отличительными чертами его проектов были белые гладкие фасады, простые геометрические формы, парящие в воздухе объемы, горизонтальное остекление, конструкции из железобетона.
В 1925 году Ле Корбюзье построил на Международной выставке в Париже павильон под знакомым названием “Эспри нуво” как своего рода манифест архитектурного авангарда. Французский павильон был во многом похож на павильон СССР, выполненный нашим соотечественником Константином Мельниковым.
К крупным заказам Ле Корбюзье приступает в начале 30-х годов. В это же время он участвует в конкурсе на постройку здания Центросоюза в Москве и посещает СССР. После Второй мировой войны архитектор проявляет себя как градостроитель и создает планы реконструкции французских городов Сан-Дье и Рошаль. Именно здесь Ле Корбюзье последовательно проводит свою знаменитую идею “Лучезарного города”, которая по сей день обсуждается урбанистами и частично находит свое применение в мегаполисах. В его Лучезарном городе все идеально: симметрия в планировке, множество парков и зеленых зон, развитая транспортная система и удобное зонирование. Жилые районы архитектор предлагал застроить многоквартирными домами не выше 50 метров и расселить в них до 2000 людей. Эти идеи частично воплотились в знаменитой Марсельской единице, а затем и в самом крупном проекте архитектора – планировании города Чандигарх в Индии.
В 1923 году архитектор строит сдвоенный дом для банкира Рауля Ла Роша и своего старшего брата Альбера Жаннере. В этом проекте впервые проявились основные черты авторского стиля архитектора, по которым мы узнаем его работы: белый цвет, большие вертикальные плоскости, призматические формы. Сейчас в здании виллы Ла Роша функционирует Фонд Ле Корбюзье.
Читайте также: