Кресло из мечей где находится
Легенда о мече в камне, в принципе, довольно известна. Однако же, на всякий случай, изложим её — в пересказе Томаса Мэлори (Thomas Malory), автора знаменитой «Смерти Артура».
«… И вот, в величайшей из церквей Лондона — был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, — задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём — будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней — чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».
Подивились люди и поведали о том архиепископу…»
«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.
Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.
Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори — в основном, кстати, стихотворных, — в пять раз превышает объём написанной им самим книги.
Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.
Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.
Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори — под наковальней, стоящей на камне).
Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти — в 1181 году — был причислен к лику святых.
О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек , которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.
Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.
Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор — Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).
В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.
По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего — меч.
«Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно — в Тоскани.
Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.
По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано — так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.
В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.
Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:
La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.
А я вот что вам напомню, помните мы Разоблачли Миф боя на мечах или изучали Историю рыцарского турнира
Железный трон
Железный трон — трон королей Вестероса и символ верховной власти над Семью Королевствами. Этот трон, стоящий в тронном зале Красного замка в Королевской Гавани, был выкован по приказу Эйгона Завоевателя из мечей поверженных врагов. Это очень высокое, неудобное и опасное сиденье с торчащими шипами и лезвиями — бывало, что короли ранили себя о лезвия трона, и по крайней мере один король, Мейгор Таргариен, умер прямо на троне. Король восседает на троне во время торжественных приёмов и судебных заседаний. Право подниматься на трон и сидеть на нем есть только у самого короля, а в его отсутствие — у десницы, замещающего монарха.
Содержание
История
Длинный прямой меч — традиционное для Вестероса рыцарское оружие, символ воинской доблести. Во время Завоевания Эйгон I Таргариен требовал от покорённых королей и лордов отдавать ему свои мечи в знак покорности. После крупных военных побед на полях брани мечи павших врагов по специальному приказу короля собирали и отсылали в Королевскую Гавань.
Так, после сожжения Харренхолла люди Эйгона нашли в замке множество мечей железнорождённых. Из-за жара драконьего пламени они пришли в негодность — многие были оплавлены, расколоты или скручены, однако Эйгон повелел погрузить их на телеги и отвезти в Королевскую Гавань. Точно такой же приказ король отдал после битвы на Пламенном поле, где тысячи рыцарей и солдат Простора и Западных земель сгорели заживо; на этот раз рассеянные по полю мечи были собраны и отправлены в столицу на лодках по реке Черноводной. Эйгон также взял дань мечами с Торрхена Старка, преклонившего колено без боя — на этот раз речь была уже о новых мечах, которые не были ни согнуты, ни скручены, ни расплавлены. Висенья Таргариен, заставив покориться Орлиное Гнездо опять-таки без боя, собрала мечи гарнизона. Таким образом, к концу войны был собран большой запас мечей, которые пошли на сооружение трона.
Песни утверждают, что на трон пошла тысяча мечей. Его делали кузнецы, а не мебельщики [1] , и их творение вышло достаточно грубым и несимметричным. Балерион, собственный дракон Эйгона, участвовал в этом деле: его дыханием мечи раскаляли добела. Пятьдесят девять дней из острых лезвий, шипов и полос металла ковали сиденье, «способное убить человека» [2] .
Первоначально трон был построен в замке Эйгонфорт на высоком холме Эйгона. Эта наспех построенная в самом начале Завоевания неказистая крепость раздражала Эйгона, и по его приказу Эйгонфорт снесли, чтобы построить на том же месте более величественный Красный замок; Железный трон, слишком массивный для любых перемещений, остался стоять на том же месте, даже когда вокруг него снесли стены и кровлю. Король Эйгон не дожил до начала строительства; когда его наследник Эйнис Таргариен явился в Королевскую Гавань, чтобы занять престол, оказалось, что Железный трон стоит под открытым небом среди груд земли и щебня [3] . Новый Красный замок возвели вокруг Железного трона, не сдвигая его с места.
Свергнув Эйриса Безумного, Роберт Баратеон приказал снять драконьи черепа со стен тронного зала, но сам трон оставил на месте, в тронном зале Красного замка.
Железный трон — весьма некомфортное сиденье; поднимаясь по лестнице и даже просто сидя на троне, нужно соблюдать осторожность, чтобы не пораниться о торчащие лезвия. В глазах вестеросцев такие раны имеют и символический характер — считается, что Трон отвергает тех, кто недостоин его занимать.
Видел ты когда-нибудь Железный Трон? Шипы, полосы скрученной стали, лезвия мечей, перепутанные и сплавленные вместе? Это сиденье не из удобных, сир. Эйерис ранил себя так часто, что его прозвали Королем Струпьев, а Мейегор Жестокий был убит на этом троне. Этим троном, если верить слухам. На этаком седалище нельзя чувствовать себя спокойно. Я часто спрашиваю себя, почему мои братья так стремились его занять. Станнис Баратеон о Железном Троне / Буря мечей, Давос IV
Мейгор Жестокий умер на троне при очень темных обстоятельствах — в это время почти все вассалы отложились от непопулярного короля в пользу его племянника Джейхейриса, и король ожидал свержения или убийства. После очередного ночного совета Мейгор отпустил своих советников и остался сидеть на троне в одиночестве, а наутро слуги обнаружили, что король мёртв — его руки были изрезаны о лезвия трона, и Мейгор истёк кровью. В песнях утверждается, что это трон сам по своей воле убил жестокого короля; возможно, что Мейгор был убит одним из своих гвардейцев, каким-то другим убийцей, проникшим в тронный зал по тайному ходу, или даже сам таким образом покончил с собой, не дожидаясь, пока его свергнут.
Смерть Визериса I также была связана с троном: будучи уже пожилым человеком, он поранился о трон после одного из приёмов, и рана воспалилась. Мейстер Герардис ампутировал королю два пальца и тем спас руку, но болезнь подкосила здоровье короля, и спустя несколько месяцев он умер.
Рейнира Таргариен, занимавшая трон во время Танца Драконов, часто ранилась о него:
…на ногах и левой ладони её милости заметили порезы. Капли крови падали на пол там, где она шла, и знающие люди переглядывались, хотя никто не смел произнести правду вслух: Железный трон отверг Рейниру, и дни, что она провёдет на нём, сочтены. Принцесса и королева
После бегства Рейниры из города на троне какое-то время восседал коронованный горожанами Королевской гавани самозванец Тристан Труфайр, чьи сторонники захватили Красный замок.
Эйрис Безумный носил ещё одно прозвище — Король Струпьев, из-за того, что постоянно ранился о Железный трон.
Восседать на престоле имеют право только правитель Семи Королевств или десница короля в его отсутствие. Единственным человеком, который нарушил это правило, был Джейме Ланнистер: убив короля, Джейме сел на Железный трон, где его и застал Эддард Старк [4] .
У ставропольского села появился Железный трон из культового сериала
Трон, сделанный из мечей поверженных врагов, - место, достойное настоящих властителей, - стоит прямо посреди поля рядом с перекрестком оживленных дорог и селом Александровским. Здесь то и дело останавливаются машины и водители с пассажирами отправляются к сказочному седалищу весом в полтонны - точной копии знаменитого Железного трона из сериала "Игра престолов". Здесь можно примерить на себя роль короля андалов, ройнаров и первых людей, а заодно и сфотографироваться на память.
Недалеко застыли стальные Хищник и Чужой - герои уже голливудской классики. Компанию им составляют. скелеты, ведущая телегу Смерть и прочие мифологические существа. Все они тоже из металла. А через дорогу огромные склянки "зависли" в воздухе, разливая краски. Тут же - скульптуры детей, сделанные из стали. Так выглядит удивительный музей металлических скульптур Александра Чаплыгина. Он делает их тут же, в цехе, на своем кузнечном предприятии.
Ставропольчане узнали об этом чудесном уголке от губернатора Владимира Владимирова, который случайно проезжал мимо, а затем написал об увиденном в соцсетях.
Вскоре мастер снова попал в топ новостей. Произошло это после громкого задержания начальника краевого ГИБДД, любителя вычурных домашних интерьеров. Тогда Чаплыгин привез к зданию регионального главка скульптуру на злобу дня: ставший известным всей стране золотой унитаз, из которого проливается денежный водопад. Сантехника помещена за тюремную решетку, на которой висят наручники - так сказать, для ясности метафоры.
В гости к этому необычному человеку отправился корреспондент "РГ".
Чаплыгин сразу пояснил: он занимается искусством не ради эфемерной славы, а "просто нашел себя и впредь не хочет терять".
- Я этому делу никогда не учился, а в первый раз случайно взял электрод и сварку три года назад, - рассказывает скульптор, проводя экскурсию по своей кузнечной мастерской. - Когда за что-то берусь, то хочу сам понять, как все устроено. Прежде чем пойти работать таксистом, я сам возил людей, чтобы понять, как это работает изнутри.
До того как увлекся кузнечным делом, Чаплыгин перепробовал разные занятия.
- Но тупое зарабатывание де нег - не для меня, - признается он. - Хотелось чего-то творческого. Тогда открыл предприятие "Русская ковка".
Чтобы начать новое дело, он продал квартиру в Ставрополе и переехал в Александровское: в селе дышится свободно. И работа начала спориться, пошли заказы. Иногда у мастеров получались такие штуки, что их и заказчикам-то отдавать не хотелось. Так, ревниво относящийся к искусству Чаплыгин постепенно начал и сам интересоваться ковкой. Оказалось, что работа с металлом еще и успокаивает.
- У меня переменчивое настроение. Сейчас могу чему-то радоваться и получать кайф, а через 15 минут - паника, - говорит кузнец. - На творчество это влияет позитивно. Когда что-то угнетает, хочется все бросить и идти делать скульптуру. В конце дня смотрю на результат и наслаждаюсь. Еще люблю творить по ночам, когда вокруг тихо, есть только я и железо.
Родные ко многому уже привыкли и творчество Александра поддерживают. А вот к общественной его деятельности относятся не так однозначно. Но сам Чаплыгин, кажется, одно от другого не отделяет, ведь все это просто два способа сделать мир лучше. Он даже баллотировался в краевую думу на последних выборах. А все его предприятие увешано плакатами с вождем мирового пролетариата и разными лозунгами из давней социалистической эпохи.
- Я мечтаю сделать скульптуру "Жестокий мир капитализма". У нее будет три яруса. На нижнем - обычные горбатые работяги держат второй. На том сидят правители в роскоши. На третьем ярусе сидит и всем этим управляет один человек. Такой вот образ, - поясняет Чаплыгин.
Впрочем, как бы ни относился художник к капиталу, а деловая жилка в нем сильна. Бывает, у импровизированного музея - аншлаг и многие зрители не прочь выпить кофе или перекусить. Чаплыгин решил ответить на спрос предложением и готовится к открытию кафе. Стоит ли говорить, кто отвечает за дизайн?
Стены уже украшены металлической паутиной и бюстами людей с лицехватами на голове, а на потолке планируется огромный ползущий ксеноморф из фильма "Чужой". Кузнец считает, что такая тяга к разного рода монстрам и скелетам исходит из его зрительского опыта:
- Нас с детства пичкали этими фильмами, терминаторами, хищниками, всей этой фантастикой. Повзрослев, пытаюсь залезть в голову их создателей и вдохновляюсь. Меня удивляет, насколько красочным и глубоким они могли сделать кино.
Потолочный ксеноморф пока что только обретает свою форму в цехе. Работа над стальными скульптурами - дело не быстрое. Сначала художник продумывает идею и детали, а затем приступает к их воплощению в железе. Процесс может занимать два-три месяца, при условии, что "не покинет вдохновение". Чаплыгин говорит, что в цехах притаилась пара недоделанных работ: "Просто желание ими заниматься пропало".
Но такое можно себе позволить только с личными проектами. Коммерческие же нужно делать в срок. Благо заказчики есть со всего края и даже из других регионов. Некоторые скульптуры заказывают даже муниципалитеты, чтобы украсить ими общественные пространства. Так, в центре Александровского теперь стоит меч, воткнутый в землю и возвышающийся над ней на восемь метров. В том месте, где лезвие протыкает каменный постамент, стоит щит с надписью-предупреждением: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет".
По словам мастера, эта композиция - напоминание о том, что время скоротечно и надо ценить жизнь. Фото: Никита Пешков/РГ
Сам художник говорит, что часто получает на свои творения положительные отзывы, но есть и критика. Монстры из металла от кузнеца-самоучки не всем по душе, как и прямолинейность метафор. Правда, негативные комментарии художника не пугают.
- Я даже получаю удовольствие от критики. Иной раз, когда делаю скульптуру, специально стараюсь, чтобы получилась скандальной, - улыбается Чаплыгин. - Сделаешь белое, спросят, почему нет черного. А если черное - скажут, что нет белого.
Впрочем, всякому черному в своих работах художник тоже находит толкование. Даже скелетам, которые нежно обнимаются у дороги.
- Я наблюдаю за миром, за тем, как люди постоянно куда-то спешат, ругаются в семьях. Как художник, я чувствую, что большинству некогда ощущать счастье, которым наделил нас Господь Бог, - объясняет Александр Чаплыгин. - Поэтому я решил напомнить о том, что время скоротечно. Необходимо остановиться, призадуматься, меняться внутри, ценить жизнь.
А вот что о работах Александра Чаплыгина пишут в соцсетях.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров: "В прошлом кадровый военный, ныне - предприниматель. И всегда - художник и творец. Его мастерскую открыл для себя случайно. Проезжал мимо, увидел, удивился и зашел посмотреть. Не пожалел. Потрясающе! Все начиналось несколько лет назад с авторазбора и изготовления ворот и мангалов. Но человек, талантливый, найдет, что противопоставить рутине. И вот ржавый автохлам превратился в скульптуру, потом появилась другая, третья. Сегодня на них приходят уже заказы, в том числе и из-за пределов нашего региона. Горжусь тем, что в нашем крае живут такие люди".
И еще несколько отзывов других посетителей соцсетей: "Многие даже хотят приехать увидеть эту красоту и труд людей, вложенный в искусство. Александровский район прославился из-за Железного трона. Больше бы таких людей", "Гордость и восхищение, если в двух словах описать мои чувства, когда смотрю на твои творения. И в каждой работе есть смысл и подтекст. Даже если порой железные скульптуры кажутся мрачноватыми, они несут добро и момент истины", "Даже не верится, что это дело рук одного человека. Родился под Железной звездой".
Железный трон (ориг. Iron Throne) — название трона, на котором сидит король андалов, ройнаров и первых людей. Он находится в Большом зале Красного замка, распложенном в Королевской Гавани. На троне может сидеть сам король, его регент, а в случае их отсутствия в столице — десница короля. Также термином «железный трон» часто называют монархию, которая правит Семью королевствами, а также власть короля.
История [ ]
Мечи, полученные от поверженных врагов во время Последнего шторма, перевозятся в Эйгонфорт для строительства Железного трона
Железный трон был выкован по приказу Эйгона Завоевателя, первого короля из династии Таргариенов, который завоевал шесть из семи независимых королевств Вестероса и объединил их под своей властью (седьмое королевство, Дорн, было присоединено позже через брачный союз). Трон был выкован из 1000 мечей лордов, которые склонили колено и присягнули на верность Эйгону в Завоевательной войне (хотя фактическое число мечей в 300 году от З.Э. составляет менее двухсот). Мечи были переплавлены в огненном дыхании дракона Эйгона Балериона. В какой-то момент во время или до правления Эйриса II Таргариена многие мечи, составлявшие Железный трон, были убраны, а трон получил более безопасный и симметричный дизайн.
Железный трон во времена правления Визериса I Таргариена
В конце восстания Роберта, во время разгрома Королевской Гавани, когда армия Ланнистеров захватила весь город (за исключением Красного замка), король Эйрис II Таргариен — Безумный король — отказался сдаться и тайно приказал сжечь город дотла с помощью спрятанных тайников с диким огнем. Чтобы предотвратить уничтожение столицы, королевский гвардеец сир Джейме Ланнистер убил Безумного короля перед Железным троном. Крайне расстроенный тем, что убил короля, защищать которого он дал священную клятву, Джейме сел на Железный трон и не обращал внимания на происходящую снаружи резню. Несколько часов спустя основная армия повстанцев прибыла в город, и Нед Старк вошёл в тронный зал, где нашел Джейме сидящим на троне. Спустя годы сестра Джейме Серсея укоряла Эддарда, что он мог бы сам попытаться захватить трон вместо того чтобы позволить Роберту занять его, но он ничего не сделал. Старк так и не узнал, почему Джейме на самом деле убил короля Эйриса, и составил ложное впечатление о том, что Джейме собирался захватить трон.
Игра престолов [ ]
Сезон 1 [ ]
Септа Мордейн во время прогулки по тронному залу спрашивает Сансу Старк, кто воздвиг Железный трон. Санса правильно отвечает, что это был Эйгон Завоеватель. (« Калеки, бастарды и сломанные вещи »)
Визерис говорит Дореа, что Железный трон выкован из расплавленных сотен мечей побеждённых врагов. (« Калеки, бастарды и сломанные вещи »)
Нед Старк на Железном троне
Поскольку король Роберт уехал на охоту, Эддард Старк сидит на Железном троне и выслушивает королевские прошения в качестве десницы короля. Крестьянин-беженец сообщает ему о том, что сир Григор Клиган совершает набеги на деревни в Речных землях. (« Волк и лев »)
После смерти короля Роберта Баратеона его предполагаемый сын Джоффри Баратеон занимает место на Железном троне. (« Победа или смерть »)
На восточном континенте, в Ваес Дотрак, Дейнерис Таргариен призывает своего мужа кхала Дрого помочь ей отвоевать Железный трон, на котором когда-то сидел её отец, для неё и их будущего сына. Поначалу Дрого не очень заинтересован: Вестерос находится очень далеко, за океаном, и для дотракийцев он является всего лишь стулом (без ассоциации с властью над Семью Королевствами). Однако после неудачного покушения на Дейенерис, совершенного одним из агентов Роберта, Дрого глубоко оскорблен и клянется напасть на Вестерос, чтобы захватить Железный трон для Дейенерис и их сына Рэйго. (« Победа или смерть »)
Сезон 2 [ ]
Тирион спасает Сансу от Джоффри
Джоффри продолжает невозмутимо восседать на Железном троне, пока Война пяти королей разрывает королевство на части. Он встает с трона, угрожая плененной Сансе Старк арбалетом, и подумывает застрелить её, но его мать настаивает на том, чтобы оставить её в живых. Джоффри приказывает королевским гвардейцам избить и раздеть ее на глазах у всего двора. (« Костяной сад ») Тем временем на острове Драконий Камень младший брат Роберта Станнис Баратеон заявляет, что Железный трон принадлежит ему по праву, а все, кто это отрицает, — его враги. (« Костяной сад »)
Во время битвы у Черноводной, когда кажется, что защитники столицы проиграли сражение, Серсея Ланнистер идет в тронный зал, чтобы сесть на Железный трон, держа на коленях своего младшего сына Томмена. Она готовится вместе с сыном принять Ночную тень и безболезненно умереть, ведь в случае победы Станниса их обоих замучают до смерти. Однако неожиданно в тронный зал входит её отец Тайвин вместе с сиром Лорасом Тиреллом: основная армия Ланнистеров вместе с подкреплением из дома Тиреллов прибыла в последний момент и отразила нападение Станниса, выиграв битву. (« Черноводная »)
Сезон 3 [ ]
Мизинец подсчитал, что в Железном троне нет тысячи мечей
Оленна Тирелл в своей характерной язвительной манере называет трон «уродливым железным стулом». (« Тёмные крылья, тёмные слова »)
Петир Бейлиш замечает Варису, что в Железном троне нет тысячи мечей: он лично подсчитал, что и двух сотен не наберётся. (« Восхождение »)
Сезон 4 [ ]
Тайвин Ланнистер во время суда над Тирионом
После отравления короля Джоффри Баратеона ядом на собственной свадьбе его младший брат Томмен Баратеон коронуется как новый король на Железном троне. (« Именуемый первым ») Поскольку Томмен несовершеннолетний, его дед Тайвин Ланнистер, десница короля и защитник государства, садится на Железный трон, наблюдая за судебным процессом над Тирионом Ланнистером по ложному обвинению его в убийстве Джоффри. (« Законы богов и людей »)
Сезон 6 [ ]
После заключения нового союза между короной и Святым воинством король Томмен Баратеон, восседая на Железном троне, увольняет своего дядю Джейме Ланнистера из Королевской гвардии за поход против воинства с армией Тиреллов. Позже король Томмен, сидя на Железном троне, объявляет вне закона суд поединком и оглашает дату суда над Серсеей и Лорасом. После разрушения Великой септы Бейлора и уничтожения основной линии Тиреллов и Воробьев, король Томмен совершает самоубийство. Квиберн коронует Серсею как королеву Семи Королевств, и она восходит на Железный трон. (« Ветра зимы »)
Сезон 7 [ ]
Серсея на троне
Серсея восседает на Железном троне, когда вместе с Джейме договаривается о союзе с Эуроном Грейджоем, новым самопровозглашенным королём Железных островов. («Драконий Камень») Эурон приводит своих пленников Яру Грейджой, Элларию Сэнд и Тиену Сэнд ко двору королевы Серсеи на Железном троне. (« Правосудие королевы ») Серсея заявляет Джейме: «Я сижу на троне её отца, которого ты предал и убил!», намекая на невозможность перемирия с Дейнерис Таргариен. (« Восточный дозор »)
Бран Старк и Сэмвелл Тарли узнают, что Джон Сноу, считающийся бастардом Эддарда Старка, на самом деле законный сын Рейгара Таргариена и Лианны Старк, рожденный как Эйгон Таргариен, и поэтому он является законным наследником Железного трона. (« Восточный дозор ») (« Дракон и волк »)
Сезон 8 [ ]
Эурон Грейджой представляет Серсее, восседающей на Железном троне, Гарри Стрикленда, капитана Золотых мечей. («Винтерфелл»)
Узнав правду о происхождении Джона, Дейнерис расстраивается, понимая, что Джон — законный наследник Железного трона, который она долгие годы считала своим по праву рождения и стремилась завоевать его. (« Рыцарь Семи Королевств ») Джон заявляет Дейнерис, что не собирается заявлять о своих правах на Железный трон, ведь он уже присягнул своей королеве. (« Последние из Старков »)
Железный трон в огне
После сожжения Королевской Гавани Дейнерис входит в тронный зал и впервые в своей жизни воочию видит Железный трон, захват которого стал целью всей её жизни. Джон пытается отговорить Дейнерис от пути насилия и разрушения. Дейнерис отвечает, что не может так поступить, ведь нельзя создать новый милосердный мир с помощью тех, кто верен старому миру. Чтобы спасти Вестерос и его жителей, Джон убивает Дейнерис и плачет, держа её тело в своих объятиях. Вслед за этим прибывает Дрогон. Джон ожидает, что разгневанный дракон сожжёт его в пламени, но тот обращает свою ярость на Железный трон и расплавляет его, после чего улетает с телом Дейнерис, крича от горя. От Железного трона остается лишь куча оплавленных обломков. («Железный трон»)
В книгах [ ]
В Железный трон были переплавлены мечи тех, кого Эйгон победил в битве, но не тех, кто с честью сдался, а не дал бой. Таким образом, благодаря Торрхену Старку и Шарре Аррен в Железный трон не включены мечи с Севера и Долины Аррен.
Первоначально Железный трон был установлен в Эйгонфорте, неказистой крепости, построенной в самом начале Завоевания. Но приказу Эйгона I Эйгонфорт снесли, чтобы построить на том же месте величественный Красный замок; Железный трон, слишком массивный для любых перемещений, остался стоять на том же месте, даже когда вокруг него снесли стены и кровлю. Король Эйгон не дожил до начала строительства; когда его наследник Эйнис Таргариен явился в Королевскую Гавань, чтобы занять престол, оказалось, что Железный трон стоит под открытым небом среди груд земли и щебня. Поэтому после коронации Эйнису пришлось вернуться на Драконий Камень.
Красный замок возвели вокруг Железного трона, не сдвигая его с места. Именно поэтому никто никогда не пытался украсть Железный трон и перенести его в другое место. Во время гражданских войн, когда одна или другая сторона захватывала столицу (во время Танца драконов или во время восстания Роберта), защитники не пытались вывезти трон из столицы вместе с другими королевскими эмблемами, такими как корона.
В конце своего правления Эйрис II Таргариен из-за своего лишнего веса ранил себя на Железном троне так часто, что его прозвали Королем Струпьев наряду с Безумным Королем.
В конце восстания Роберта король Эйрис был убит Джейме Ланнистером у подножия Железного трона. Джейме переждал разграбление города солдатами Ланнистеров и дождался в тронном зале прибытия Эддарда Старка и основной армии повстанцев. Войдя в тронный зал, Эддард застал Джейме сидящим на Железном троне, рядом с которым в луже крови лежал труп Безумного короля. Увидев Эддарда, Джейме пошутил, что сидел на троне, чтобы сохранить его для Роберта тёплым.
За кадром [ ]
В июле 2013 года Джордж Мартин в своем блоге выразил мнение, что внешний вид Железного трона в телесериале «Игра престолов» не отражает грандиозности того, как выглядит Железный трон в мире романов «Песнь льда и пламени». В сериале Железный трон размером с очень большое кресло и достаточно симметричен, а в серии «Восхождение» третьего сезона Петир Бейлиш, разговаривая с Варисом о Железном троне, говорит: «Там нет тысячи мечей, и двух сотен не наберётся. Я считал».
Мартин объяснил, что физические пропорции Железного трона в книгах, а также тронного зала, в котором он находится, просто невозможно снять из-за их огромных размеров. Тронный зал в книгах размером с собор Святого Петра в Ватикане, а сам Железный трон возвышается в высоту более чем на сорок футов (12 метров) В книжной версии Железный трон действительно содержит тысячу мечей, взятых у павших врагов Эйгона Завоевателя, и представляет собой поистине потрясающее зрелище. Даже само место, где восседает король, находится на высоте более двадцати футов (6 метров) от земли, и до него нужно подниматься по лестнице.
Крупный план иллюстрации Марка Симонетти, которую Мартин назвал наиболее точно передающей внушительные размеры и внешний вид трона в книгах
Иллюстрация Марка Симонетти, изображающая тронный зал в книгах в масштабе Собора Святого Петра
Более того, Мартин отметил, что Железный трон в книгах был выкован кузнецами, а не скульпторами и ремесленниками, поэтому он не имеет аккуратной формы и представляет собой асимметричную груду мечей, сваренных вместе: «Этот Железный трон огромен. Уродлив. Асимметричен. Это трон, сооружённый кузнецами, которые молотами сбивали друг с другом наполовину расплавленные, сломанные, скрученные мечи, вырванные из рук мертвецов или добровольно отданные побеждёнными врагами». Эйгон Завоеватель использовал огонь своего дракона Балериона, чтобы расплавить мечи и сделать их податливыми, после чего кузнецы брали их и добавляли в растущую конструкцию.
Тем не менее Мартин с пониманием отнесся к практическим нуждам команды телевизионщиков: в книжной версии Железный трон настолько огромен, что с трудом поместился бы в любой декорации, а даже если бы и поместился, то это визуально отвлекало бы от драмы, когда король ведет беседы с людьми на земле на расстоянии сорока футов от него. Мартин также заявил, что ему очень нравится дизайн Железного трона в сериале — просто было бы физически невозможно воспроизвести сооружение, описанное им в книгах.
В 2013 году Мартин назвал иллюстрации Марка Симонетти (см. справа) наиболее точно передающими облик Железного трона и тронного зала в книгах.
В июне 2014 года миниатюрная копия Железного трона была подарена королеве Великобритании Елизавете II, которая вместе с супругом, герцогом Эдинбургским, побывала на съемочной площадке "Игра престолов", расположенной на киностудии Paint Hall Studios в Белфасте. Королевская чета встретилась со съемочной группой и актерами, а также осмотрела костюмы и реквизит. Однако королева отклонила приглашение сесть на Железный трон. Как позже объяснил Дэвид Бениофф, «очевидно, королеве Англии не разрешается сидеть на иностранном троне — это эзотерическое правило, о котором мы не знали до того момента». Дэн Уайсс в свою очередь назвал ситуацию странной, потому что реквизит является вымышленным троном для вымышленного королевства.
"Город мертвых" и меч в камне: Что привлекает туристов в Северной Осетии
По итогам летнего сезона Северная Осетия вошла в топ-5 регионов по популярности у российских туристов. В первой пятерке, по данным Ассоциации туроператоров РФ, также Мурманск, Мурманская и Калининградская области, Башкирия и Дагестан.
Добилась таких результатов РСО - Алания благодаря уникальным по красоте достопримечательностям. Среди них - Большой Зейгаланский водопад, второй по высоте в России и единственный доступный туристам. Ради него в республику приезжают тысячи людей, и на каждого он производит неизгладимое впечатление. Корреспонденты "РГ" отправились в долину Мидаграбинских водопадов, где в 48 километрах от Владикавказа находится Зейгалан, чтобы своими глазами увидеть это исключительное место.
- Само по себе название долины Мидаграбинских водопадов происходит от осетинского "мидаг рабын", что значит "в глубине", - рассказывает сопровождающий нас гид Роберт Баскаев, пока мы едем на машине. - А Зейгалан - это "место, где сходят лавины".
Вот уже миновали Даргавс - известный не только в Осетии "Город мертвых" - и по перевалу поднялись до 1700 метров над уровнем моря, оказавшись в высокогорной долине. Скалистые пики по обеим сторонам дороги тянулись к небу, а между ними была дорога. Именно здесь, недалеко от селения Кобан, в XIX веке были обнаружены следы древней цивилизации, которая по названию поселка получила наименование кобанской культуры. Впоследствии ее следы обнаружили на территории всех республик Северного Кавказа, а также Грузии и Южной Осетии. Кобанская культура процветала в этом регионе в XIII-III веках до нашей эры, став основой для дальнейшего развития всех народов Кавказа.
По результатам недавно завершенного исследования "Росгеологии" на перевале Какадур обнаружены руды, богатые золотом. Содержание драгоценного металла доходит до двух граммов на тонну породы, что с учетом современных технологий делает добычу вполне рентабельной.
Римский император Марк Аврелий принял на службу восемь тысяч всадников - сарматов, прибывших с Кавказа
Но главным сокровищем является вовсе не желтый металл, а уникальные пейзажи и водопады, где вода низвергается с высоты почти 600 метров.
Когда мы подъезжали к водопадам, погода испортилась и облака укрыли скалистые пики гор, а на саму долину начал опускаться туман. И в таинственной дымке посреди дороги вырисовался камень высотой в три человеческих роста, в который был воткнут исполинский меч. Кажется, его оставил здесь какой-то великан, а ты попал в сказку.
По легенде, этот меч из скалы мог вытащить только сам английский король Артур. Фото: Владимир Аносов/РГ
- Это один из десяти арт-объектов, установленных в Северной Осетии республиканским комитетом по туризму, - поясняет Баскаев. - Данный объект так и назван - "Меч в камне". Он не только создает в ущелье романтичную и загадочную атмосферу, но и делает отсылку к известному Экскалибуру легендарного английского короля Артура.
Оказывается, британский ученый Говард Рейд провел исследование и попытался доказать, что в легенде о короле Артуре говорится об отряде сарматов и аланов, а также их вожде, которые во времена Римской империи прибыли в Британию. С историком соглашается и ряд других исследователелй. Согласно свидетельству античных авторов, император Марк Аврелий принял на службу восемь тысяч всадников - сарматов, прибывших с Кавказа. Около пяти тысяч из них были посланы к стене Андриана в Британии в помощь передовым заставам.
По словам Говарда Рейда, воины прибыли туда примерно в 175 году н.э. Диковинные солдаты с их необычным оружием и традициями стали прообразами героев легенд о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Интересно, что многие сказания из Нартского эпоса перекликаются с рассказами о приключениях Артура. И даже традиционный круглый стол аланов на трех ножках - фынг - тоже фигурирует в сказаниях о легендарном английском короле и его рыцарях. Именно поэтому в долине водопадов можно увидеть меч в камне - его появление здесь научно обосновано.
Тем временем мы отправились дальше - к тропе, которая поднималась уже к самому водопаду. По словам гида, пройти пешком предстояло около двух километров. Именно здесь начиналось самое любопытное, не зря ущелье называется долиной Мидаграбинских водопадов. Их здесь более трех десятков. И, постепенно двигаясь по тропе, можно увидеть почти все. Это непередаваемое ощущение!
Погода тем временем улучшилась, и облака обнажили каменные пики гор. Горы вокруг словно ожили. На каждой скале как будто изображено лицо древнего бога или богатыря. Здесь понимаешь, почему древние люди поклонялись природе. Для описания впечатлений самым верным будет привести четверостишие осетинского поэта начала XX века Георгия Малиева:
И, куда ни кину взоры,
Точно полчища богов,
На меня взирают ГОРЫ
Из-под белых облаков.
Еще несколько шагов - и, наконец, виден Большой Зейгаланский водопад, который низвергается с утеса высотой 600 метров. А когда набегают облака и закрывают вершину горы, кажется, будто вода струится прямо с неба. А может быть, наоборот, - с земли в небеса.
Смотреть на Зейгалан надо чуть издали, не подходя слишком близко, - тогда можно оценить его размер и красоту. Если же приблизиться вплотную, то придется задрать голову вверх - и ничего, кроме льющейся воды, не увидишь. Зейгалан питается тающими ледниками и поэтому зимой замерзает, образуя красивейший ледяной каскад. А наиболее полноводный он, конечно, летом, когда солнечные лучи растапливают белые шапки гор.
Кстати
Большой Зейгаланский водопад - второй по высоте в России (600 метров). Опережает его только Тальниковый водопад, низвергающийся с 700 метров, но поскольку он находится на Таймыре, в 227 километрах от Норильска (если считать по прямой), то добраться и увидеть его может далеко не каждый. А вот Зейгалан в Северной Осетии открыт всем туристам.
Заурбек Кодзаев, председатель комитета РСО - Алания по туризму:
- Таких арт-объектов, как меч в камне, по всей республике установлено десять, но они совершенно разные и не похожи друг на друга. Объединяет их только одно - прямо или косвенно они связаны с Кавказом и Северной Осетией. Они формируют у туристов общее представление о республике, потому что о каждом из монументов невольно хочется узнать побольше: что это такое, почему здесь находится? И гиды в своих рассказах так или иначе касаются мифов, культуры, традиций и истории Северной Осетии. Наши гости, например, узнают, что барс - это символ республики, профиль человека в шляпе - Коста Хетагуров, основатель осетинской литературы и словесности, колесо Балсага дает отсылку к Нартскому эпосу, а меч в камне намекает на осетинский след в легендах о короле Артуре.
Читайте также: