Кресло имзов lounge chair

Обновлено: 24.01.2025

Знакомимся с любимым креслом доктора Хауса и «Железного человека», гордостью американского дизайна и удобнейшим предметом мебели ХХ века.

Альбина Рогова

Творение четы Имз уже более полувека остается одним из самых узнаваемых и продаваемых предметов мебели во всем мире. В чем загадка популярности легендарного кресла с оттоманкой Eames Lounge Chair?

Кресло Имзов с торшером Кастильони

История производства

В начале 1940-х два молодых архитектора Чарльз Имз и Ээро Сааринен выиграли конкурс Кранбургской академии, изготовив стул из цельного куска фанеры для массового производства. Но он оказался нежизнеспособным. После нескольких неудачных попыток Ээро сдался, а Чарльз продолжил разработки вместе со своей женой и коллегой Рэей.

Чарльз и Рэя познакомились на курсах архитектуры и дизайна в Мичиганском университете.

Дизайнеры Чарльз и Рэя Имзы

Первое поколение кресел Eames из формованной березовой фанеры сошло с конвейера в 1946-м. Тогда же Чарльз с Рэей заключили контракт с мебельной фабрикой Herman Miller для производства бюджетной мебели. 10 лет спустя, в 1956 году они выпускают первое серийное кресло класса люкс Eames Lounge Chair.

По одной версии, дизайнеров вдохновила бейсбольная перчатка, по другой – кресло из джентльменских клубов, а по третьей – неудобный стул их друга – кинорежиссера Билли Уайлдера.

Творческий и супружеский дуэт со своим креслом

После презентации кресла на американском шоу Home в 1956 году у творения Имзов появилось масса поклонников. Еще через год дизайнеры получили за него первый приз Миланской Триеннале и запустили продажи в Европе. Сегодня кресло Eames Lounge известно и любимо во всем мире, став настоящей иконой дизайна.

По одному креслу Имзов есть в коллекции более чем 20 крупных музеях США и Европы.

Философия дизайна

Дизайнеры сделали ставку на стильный статусный дизайн, элитные материалы и максимальное удобство.

Интересно: Однажды в гости к Чарльзу пришел его друг и присел на «новорожденное» Eames Lounge. Пока хозяин дома готовил кофе, гость задремал, что для Имза было высшей похвалой его работы.

Кресло, вдохновленное бейсбольной перчаткой

По задумке авторов, пользователь Eames Lounge Chair должен чувствовать себя так же удобно, как «бейсбольный мяч в мягкой поношенной перчатке лучшего игрока». Эргономичный дизайн мебели повторяет контуры человеческого тела, а постоянный угол наклона (15º) спинки снимает вес с поясницы. Повысить градус комфорта помогает широкая оттоманка, превращающая кресло в расслабляющий шезлонг.

Конструкция

Кресло

Каждая из трех его частей (для сиденья, спинки и подголовника) изготовлена из листа семислойной фанеры, который согнули с помощью тепла и давления.

В получившиеся формы вложили плотно набитые и обтянутые кожей подушки. Они зафиксированы мебельными гвоздями, но благодаря удобным молниям обивку легко снимать и менять.

Интересно: дизайнеры называли кресло и оттоманку по фабричным номерам деталей – «670» и «671».

Кресло Имзов, обтянутое черной кожей

Подголовник и спинка скреплены между собой двумя алюминиевыми опорами. Сидение связано со спинкой за счет кожаных подлокотников и специальных неопреновых шайб (амортизаторов). Каркас с поворотным механизмом (360 º) держится на основе из литого алюминия на пяти устойчивых ножках.

Важно: амортизаторы, к которым привинчены подлокотники, соединены с корпусом только клеем без жесткой фиксации, благодаря чему положение кресла легко регулировать.

Оттоманка

Ее конструкция практически идентична структуре кресла. Разве что спинки с подголовником нет и ножек не 5, а 4. Поверхность подушки украшают две тафтинг-пуговицы, а сбоку съемный чехол отделан черной незаметной молнией.

Интересно: изначально кресло и оттоманка продавались отдельно.

Оттоманка Eames lounge

Подушки крепятся к фанерным панелям скрытыми зажимами и кольцами, что защищает обивку от повреждений. Оттоманку удобно использовать в качестве мягкого мобильного табурета.

Важно: спинка кресла и подголовник идентичны по пропорциям, как сиденье и оттоманка.

Размеры

Они могут отличаться в зависимости от модификаций, реплик и копий. Ряд производителей выпускают модели под индивидуальный заказ.

Оригинальные размеры Eames lounge chair:

Интересно: в связи с увеличением среднего роста человека на 10 см за 50 лет в 2010-м Vitra выпустила модель с высокой спинкой, удлиненными сидением и подлокотниками.

Крепления спинки и сидения Eames lounge из литого алюминия

Материалы

В основе всех частей первого комплекта Eames Lounge – фанера из бразильского палисандра.

Сегодня ассортимент материалов расширился, но их качество остается неизменно высоким. Среди популярных вариантов обивки кресла и оттоманки – полуанилиновая кожа премиум-класса. Со временем она приобретает характерные складки и богатую патину, что добавляет креслу благородства и аристократизма.

Фанера из палисандра и натуральная черная кожа – классические материалы Eames lounge chair

Совет: модели из нелакированной фанеры нужно периодически обрабатывать маслом для продления срока службы.

Важно: чехлы подушек всех частей комплекта съемные .

Цвета

Первые модели кресла и оттоманки Eames Lounge были выпущены только в черной обивке, окруженной красновато-коричневой фанерой из палисандра. Чехлы из белой кожи изготовляли исключительно под заказ вплоть до 2007-го. На сегодня фабрика Herman Miller предлагает Eames Lounge преимущественно в двух базовых оттенках. А у компании Vitra более широкий цветовой ряд, включая черный, коричневый, терракотовый, кремовый, сливовый, шоколадный, серый и белый.

Важно: обивку из белой кожи обычно сочетают с фанерой из белого ясеня.

Белое кресло Eames Lounge в светлом интерьере детской

Намного богаче палитра у компаний, продающих копии и подделки легендарного кресла. По желанию можно выбрать любой цвет обивки и материалов.

Производители

Несмотря на большое количество компаний-подражателей легендарного кресла, официальные права на производство Eames Lounge Chair есть только у двух: с 1956 года Herman Miller (США), а с 1984 года Vitra (Швеция). Продукты обоих брендов практически идентичны за исключением дизайна ножек.

Важно: сегодня стулья Eames по-прежнему изготавливаются преимущественно вручную.

Кресло Eames Lounge от бренда Vitra

Оригиналы и реплики

Официальные модификации

За 60 лет дизайн кресла Eames Lounge практически не менялся, за исключением деталей, материалов и технологии производства. Известно пять его модификаций:

  1. 1956-1959: классическая модель отличалась пятислойной фанерой из палисандра, тремя винтами под подлокотниками, наполнителем из гусиного пуха и круглыми серебристыми зажимами на подушках.
  2. 1960-1971: количество винтов уменьшилось до двух, к подушке добавлен резиновый блок для мягкости, изменилась форма ножек.
  3. 1971-1974: для снятия подушек появились черные прямоугольные зажимы, фанеру из палисандра покрыли лаком, а натуральный наполнитель заменили синтетическим волокном и латексной пеной, что лучше сохраняло форму кресла.
  4. 1974-1991: вместо пяти слоев фанеры стали использовать семь, не увеличивая общую толщину материала.
  5. 1991 по сей день: из-за экопроблем палисандр заменен на вишню, орех и другие виды древесины.

Одно из подражаний креслу Имзов

Важно: к 50-летию кресла (в 2006-м) бренд Herman Miller изготовил его из палисандра Сантоса с необычной высококачественной обивкой.

100 лет дизайна: Lounge Chair Чарльз и Рэй Имзов


Lounge Chair and Ottoman по дизайну Чарльза и Рэй Имзов является олицетворением промышленного послевоенного дизайна. Оно прописалось в коллекциях двадцати музеев дизайна, предмет бесчисленное количество раз появлялся на экранах в кинофильмах, его большими поклонниками были Фрэнк Синатра и Ханс Руди Гигер.

Популярность с момента создания — предмет был выпущен в 1956 году — была так велика, что его представили в прайм-тайм в известном телешоу Arlene Francis Home Show. Это был первый случай за всю телевизионную практику того времени, когда дизайнеры получили такое приглашение.

На создание этой «двухчастной» мебельной композиции Чарльза и Рэй Имз вдохновил знаменитый режиссер Билли Уайлдер, автор фильма «В джазе только девушки». Имзы часто приходили к нему на съемочную площадку, и были свидетелями, как Уйалдер в перерывах между съемками делал для себя шезлонги из подручного реквизита, чтобы передохнуть.


Знаменитый режиссер Билли Уалдер в подаренном Имзами кресле Lounge Chair and Ottoman.

Имзы стремились к созданию нового типа клубного английского кресла с помощью технологий, освоенных ими еще в ходе Второй мировой войны: они делали шины из гнутой фанеры для раненых армейцев, и хотели применить тот же способ обработки фанеры в мебельном производстве.

Эксперименты над креслом велись несколько лет — только подлокотников было создано 13 вариантов. Основа кресла была из алюминия. Чтобы обеспечить более плавную подстройку кресла под сидящего, использовали соединение спинки с помощью подлокотников. Кресло состояло из множества деталей, однако к креслу прилагалась подробная схема его сборки: при переезде или необходимости его можно было самостоятельно разобрать и собрать.


Чарльз Имз на производстве Herman Miller контролирует качество деталей для кресла Lounge Chair and Ottoman.

Когда кресло проходило тестовые испытания, Чарльз Имз пригласил своего друга, кинопродюсера Джулиана Блаустина в свой офис, чтобы тот опробовал кресло во время чтения сценариев. Блаустин устроился поудобней, Имз вышел из комнаты, чтобы решить деловые вопросы в другой части офиса. Когда он вернулся, то застал своего друга крепко спящим. Блаустин был раздражен этим обстоятельством, однако Имз был крайне доволен.


Технология производства кресла Lounge Chair and Ottoman в наши дни почти не изменилась: единственно, для деревянных деталей используют семислойную фанеру, а не пятислойную.

Первый тестовый экземпляр, разумеется, остался у самих Имзов в офисе. А второй — еще до начала промышленного производства этой модели — отправился прямиком в дом Билли Уйлдера. Lounge chair and Ottoman стал ответным подарком Уайлдеру, вручившим несколькими годами ранее кресло, которое в семье Имзов обожали. Сам Чарльз Имз часто шутил, что искренне хотел бы сам спроектировать подаренное Уайлдером сидение.


Реклама Lounge Chair and Ottoman.

Чарльз и Рэй Имзы хотели, чтобы кресло 670/671 (под таким номером оно было запущено в промышленное производство) имело вид хорошо потрепанной бейсбольной перчатки. Это относилось и к удобству (кресло должно было ловко обхватывать человека), но также к качеству и внешнему виду кожи — она должна была выглядеть «вечной». В итоге кожа, которую применяют для обивки этой модели, имеет все свойства материала «бессрочного использования», поскольку на стадии окрашивания она пропитывается достаточным количеством масла, позволяющим поддерживать и сам цвет, и эластичность материала, и его устойчивость к различным воздействиям.


Чарльз и Рэй Имз на кресле Lounge Chair and Ottoman.

Первые десять лет производства компания Herman Miller предлагала кресло в отделке из кожи, ткани и искусственного материала Naugahyde. Однако Чарльз и Рэй Имзы настаивали, чтобы в каталоге была приписка, что рекомендуемый материал для кресла — «лучшая ягнячья кожа». Пара заказывала ее в Шотландии, поскольку там фермеры не использовали для ограждения колючую проволоку, и в результате в производство шла кожа высшего качества.


Схема деталей Lounge Chair and Ottoman.

Занятный факт: подушки кресла Lounge chair and Ottoman не только симметричны, но и взаимозаменяемы. Любопытно также, что основание стула с его характерными пятью «лопастями» было первоначально разработано как основа для офисного стола, а вовсе не для кресла.


Персонаж Хью Лори в кресле Lounge Chair and Ottoman в сериале «Доктор Хауc».


Швейцарский художник Ханс Руди Гигер, автор декораций и костюмов фильма «Чужой», в кресле Lounge Chair and Ottoman


Фрэнк Синатра в Lounge Chair and Ottoman.

В 1961 году вышла знаменитая статья в журнале Playboy, в которой были представлены ведущие дизайнеры того времени (на фотографии авторы были рядом с культовыми предметами, ими спроектированными). Автор статьи заявлял, что «Lounge Chair and Ottoman подгружает сидящего в нем человека в атмосферу чувственной роскоши, которая была доступна только нескольким смертным со времен Нерона». Сейчас кресло выпускается в нескольких цветовых вариантах: черном, двух видах коричневого и белом, под брендами Herman Miller и Vitra.

Чарльз и Рэй Имз: самые знаменитые дизайнеры Америки


Супруги Рэй (1912—1988) и Чарльз Имз (1907—1978) перевернули повседневную жизнь американцев. В 1940-1950-х они формировали их вкусы, меняя их представления о мебели, архитектуре, кино и фотографии. Они проектировали мебель, вошедшую в золотой фонд истории дизайна.

Шезлонги, пластиковые и фанерные стулья и кресла от Имзов — вневременная классика, навсегда вошедшая в каталоги знаменитых компаний Vitra и Herman Miller.


Интерьер офиса со стульями DSW и креслами DAW. 1950. Herman Miller.

«Дизайнер должен быть как очень хороший и чуткий хозяин, умеющий предвосхитить все потребности своих гостей»

Чарльз Имз родился в Сент-Луисе, штат Миссури, учился на архитектора в университете им. Вашингтона и в 1930-е годы работал в различных бюро, которые открывал вместе с другими коллегами. В 1938 году он попадает на стажировку в Кренбрукскую академию искусств. В те годы Кренбрук был средоточием талантов и творческой лабораторией для архитекторов, скульпторов, художников и ювелиров.


Стул DSW (Dining Side Wood). 1950. Herman Miller. Изначально выпускался из стекловолокна. Сейчас из экологических соображений компании перешли на пластиковый вариант.

Обучение проходило в форме мастер-классов, ректором академии был знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен, одним из приглашенных профессоров — Вальтер Гроппиус. Здесь Чарльз Имз знакомится с сыном Элиэля Сааринена Эеро, с Гарри Бертойей, с будущим архитектором-модернистом и градостроителем Эдмундом Бэконом, с основателями бренда Knoll Флоренс и Хансом Кнолл, а также с Бернис Александрой Кайзер, которая позже станет известна как Рэй Имз. В Кренбруке он активно занимался дизайном мебели из многослойной фанеры, в 1940-м году вместе с Эеро Саариненом Чарльз Имз участвует и получает первое место в конкурсе «Органический дизайн в домашней меблировке», организованном нью-йоркским Музеем современного искусства, в том же году Чарльз становится главой факультета промдизайна.

Бернис Александра Кайзер, будущая Рэй Имз, родилась в Сакраменто в Калифорнии, до поступления в Кренбрукскую академию она училась живописи, брала уроки у знаменитого художника Ганса Гофмана и участвовала в выставках американских абстракционистов. В 1941 году она закончила Кренбрукскую академию и тогда же вышла замуж за Чарльза. С тех пор они не расставались и все свои произведения подписывали вдвоем. После Кренбрука супруги перезжают в Калифорнию, продолжая свои опыты по созданию мебели из формованной многослойной фанеры. Чарльз, кроме того, сотрудничает с индустрией кино, а Рэй делает обложки для влиятельного журнала California Arts and Architecture.


DCM (Dining Chair Metal) и похожий на него, но с более низкой посадкой, стул LCM прозвали «стул-чипс» за форму спинки и сиденья, напоминающих картофельные чипсы. 1946. Herman Miller.

Дизайнеры исследуют процессы обработки фанеры и способы превращения ее в прочный, одновременно способный принимать любые формы материал, даже конструируют специальный станок по формовке элементов фанерной мебели. Успех, однако, на первых порах, имела не мебель, а детали для самолетов и биоморфные шины для поддержки конечностей раненых на войне солдат — результат сотрудничества Имзов с ВМФ США. Созданная ими в те годы медицинская шина получилась настолько красивой, что музей Метрополитен взял ее в свою коллекцию, в классификаторе она значится как artwork — «произведение искусства».


Кресло DAW (Dining Armchair Wood). 1950. Herman Miller. Стекловолокно или пластик.

Знакомство с военными технологиями пошло дизайнерам на пользу, наконец, после долгих опытов и тестов, изготовления многочисленных прототипов, в 1946 году они показали свои стулья из формованной фанеры на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), а в 1949-м на фабрике Herman Miller начали промышленное производство этой мебели.


Стул LCW (Lounge Chair Wood). 1946. Herman Miller.

Первые модели, имевшие колоссальный успех, ECW (Eames Chair Wood, другие названия: DCW, LCW), с эргономично и одновременно скульптурно сформированными спинкой и сиденьем из многослойной деревянной фанеры. Новаторство заключалось в том, что спинка и сиденье в этих стульях разъединены и крепятся не друг к другу, а к L-образному изогнутому профилю. В 2001 году журнал Time объявил этот первый имзовский стул лучшим предметом дизайна ХХ века.


Шезлонг Long Chair с пуфом для ног в тканевой обивке, выпущенный Vitra в честь 60-летия модели. Ограниченный тираж, последний месяц продаж — январь 2017.

Вскоре к нему добавились аналогичные, но с каркасом из металлических трубок, а также столы, стеллажи и столики. Мебель Имзов преобразовала не только жилые интерьеры, но и офисные пространства. Когда в 1956-м появилось шикарное кожаное кресло Lounge Chair, оно стало непременным атрибутом кабинетов руководителей. А в сочетании с пуфом для ног — чуть ли не обязательным элементом гостиных в домах высшего и среднего класса. «Мы хотели создать современную и более удобную альтернативу классическому клубному креслу», — вспоминали потом дизайнеры историю возникновения этой модели. В ноябре в честь 60-летия легендарного кресла Vitra выпустила ограниченным тиражом «юбилейный» вариант — в черной тканевой обивке. Январь 2017-го — последний месяц продаж этого варианта, обещающего стать раритетом.

Английские журналисты недавно обнаружили, что дискаунтная сеть Aldi торгует фейковыми стульями Имз по 40 фунтов за штуку. Подобные истории каждый раз инициируют бурные дискуссии о том, должен ли качественный дизайн быть общедоступным или принадлежать только высокому сегменту.

В конце 1940-х и в 1950-е годы Имзы создали ряд культовых моделей кресел и стульев из прочного стекловолокна, и среди них живописное кресло La Chaise, похожее на морскую раковину. Были в их портфолио стулья из металлической сетки и невероятно удобные кожаные офисные кресла, и даже детские игрушки, а также похожая на игрушку-головоломку популярная вешалка для одежды Hang-It-All.

Стулья и кресла Имз — наверное, самые подделываемые предметы дизайна в мире. Лицензией на право их выпуска обладают только две компании в мире: Herman Miller в Америке и Vitra в Европе и на Ближнем Востоке. Но существует целая индустрия фейков, предлагающая подделки по ценам в десять раз более низким, чем стоят оригиналы. В любом случае то, что оба сегмента — оригиналы и подделки — существуют на равных и оба имеют своих приверженцев, лишний раз подтверждает гениальность созданного Имз дизайна: он универсален, одинаково хорошо вписываясь и в авторские интерьеры, и в комнаты студентов.

Кресло La Chaise. 1948. Vitra. Икона органического дизайна. Оммаж скульптуре Floating Figure Гастона Ляшеза.

Фанерный слоник, спроектированный еще в 1940-е, долгое время существовал всего в нескольких экземплярах и лишь в 2007-м в честь столетия со дня рождения Чарльза Имза игрушку выпустили массовым тиражом в пластике. «Дизайнер должен быть как очень хороший и чуткий хозяин, умеющий предвосхитить все потребности своих гостей», — любил говорить Чарльз.


Фанерный слон-игрушка, спроектированный Имз в 1940-е годы.

Рэй использовала свои художественные навыки, создавая дизайн тканей. Коллекция, придуманная ею для участия в конкурсе, объявленном музеем МоМА в 1947 году, стала культовой. Замысловатые и одновременно понятные и даже чем-то похожие на детское творчество геометрические орнаменты Dot Pattern, Circles, Cross Patch изменили представление потребителей о декоративных и обивочных тканях. Сегодня эти ткани выпускает компания Maharam.

В 1949 году при поддержке журнала California Arts and Architecture в Калифорнии осуществлялся проект, целью которого было разработать принципы строительства недорогих частных домов. Имз приняли в нем участие и в результате построили в Пасифик Палисадес близ Лос-Анджелеса дом, вошедший в историю архитектуры и дизайна как «Дом Имз», — они поселились в нем, воплотив в интерьерах и в самой постройке свои представления об идеальном жилье.


Фасад дома Имз (Eames House) в Лос-Анджелесе.

В 2006-м дому присвоили статус Национального исторического памятника. Основа дома — две прямоугольные «коробки» из стали и стекла. В одной располагалась дизайн-студия (сейчас там офис Фонда Имз), в другой — жилые комнаты. Имз использовали стандартные строительные элементы, раздвижные двери и оконные рамы. Фасады, расчерченные на клетки из прозрачного стекла и цветного асбеста, похожи на композиции Мондриана.


Рэй и Чарльз Имз, ок. 1950.

Объединяющий центр дома — просторная двусветная гостиная, наполненная светом, с деревянной облицовкой на стенах и большим количеством стульев и кресел, спроектированных хозяевами — в интерьерах Имз использовали только собственную мебель. Комнаты дома полны сувениров, привезенных из Индии, Мексики, Японии, и произведениями искусства любимых хозяевами авторов. Творческая, очень личная и неповторимая атмосфера, которую хозяева не стеснялись демонстрировать многочисленным гостям (а дом был настоящей меккой для архитекторов, художников и других арт-деятелей середины ХХ века) сохранилась в наши дни, дом можно посмотреть, записавшись на экскурсию.

В 1950-е супруги Имз профессионально занялись созданием научно-популярных и производственных короткометражных фильмов. За почти 30 лет работы они сняли около 125 короткометражек, в некоторых они рассказывали о собственном творчестве и жизни в своем доме. В 1959-м в разгар оттепели американцы привезли в Москву грандиозную выставку, рассказывающую о жизни и достижениях Соединенных Штатов. Знаменитый архитектор Бакминстер Фуллер выстроил в парке Сокольники огромный павильон с золотистым кристаллическим куполом. Там одновременно на семи экранах демонстрировался слайд-фильм об Америке Glimpses of the USA, снятый супругами Имз специально для выставки.

Особенно плодотворным было их сотрудничество с компанией IBM — Имз снимали по ее заказу фильмы, оформляли выставки. На заре компьютерной эры они пропагандировали роль математики, физики и вычислительной техники в развитии человечества. В 1968 году по заказу IBM они сняли один из самых своих знаменитых научно-популярных фильмов —Powers of Ten, в которой наглядно демонстрировалась бесконечность вселенной и микроскопичность составляющих организмы атомов.

ИКОНЫ ДИЗАЙНА // Eames Lounge Chair


Давно уже планировала сделать рубрику "иконы дизайна" и вот наконец-то рада вам её представить. Итак, как вы уже поняли из названия, речь здесь будет идти о культовых предметах мебели, которые уже успели пройти проверку временем, завоевали мировое признание среди профессионалов и стали объектами вожделения всех, кто следит за тенденциями в современном дизайне. Многие из этих предметов вы могли не раз видеть в фильмах, сериалах, на страницах модных глянцевых журналов и даже в мировых музеях искусства. Конечно, не обойдем стороной их поистине великих создателей, дизайнеров с большой буквы, а также узнаем истории создания этих шедевров (поверьте, они порой очень волнующие и забавные).

Главное действующее лицо сегодняшней статьи - легендарное и одно из самых узнаваемых кресел в мире - Eames Lounge Chair. Я подготовила для вас очень содержательное досье, надеюсь, эта информация окажется для вас полезной или, как минимум, интересной.




О создателях: талантливые американские дизайнеры-модернисты Чарльз и Рэй Имз, по совместительству еще и супружеская пара, разрабатывали этот знаменитый предмет мебели на протяжении двух лет. Я без ума от этой творческой парочки, чьим трудом было создано столько удивительных вещей, которыми мы восхищаемся уже более полувека. Они вошли в историю дизайна, как самый плодотворный союз XX века. Чарльз и Рэй (настоящее имя Бернис Александра Кайзер) экспериментировали со многими материалами: стекловолокно, пластик, алюминий, кожа, но их визитной карточкой стали изделия из фанеры.


Интересно, смогли бы появиться на свет все эти культовые предметы мебели, если бы судьба не свела этих двух людей вместе?? (ведь именно большое чувство, возникшее между влюбленными дизайнерами, послужило колоссальным вдохновением для их творчества, как раз в тот момент Чарльзом был придуман собственный метод производства клееной многослойной древесины). Поразительный факт. супруги умерли в один день, 21 августа, только вот Рэй десятью годами позже.



История создания: Eames Lounge Chair - это в некотором роде переосмысление классического клубного кресла XX века. Дизайнерам очень хотелось, чтобы оно напоминало старую бейсбольную перчатку, что собственно у них и получилось :) Это кресло в паре с оттоманкой для ног было придумано Имзами в подарок их другу Билли Уайлдеру, режиссеру фильма “В джазе только девушки”.





Основная цель, которую перед собой ставили дизайнеры, в процессе работы над всеми своими задумками - проектировать недорогую мебель для массового производства. Но вот Eames Lounge Chair стало переломным в карьере супружеской четы - это был первый стопроцентный предмет роскоши, который могли себе позволить далеко не все.



Описание: Только посмотрите на этот удобный шезлонг, при одном только взгляде на него хочется утонуть в его мягких объятиях, расслабиться и закинуть ноги на оттоманку. Роскошное и невероятно стильное, без преувеличение - эталон комфорта. В 60-70е годы в таком кресле сидел каждый уважающий себя руководитель в США, ну а сейчас это показатель хорошего вкуса.


Если говорить о том, в каких стилях оно будет гармонично смотреться, то следует отметить тот факт, что кресло Eames Lounge Chair - это универсальный солдат. Оно будет идеально дополнять как классический, так и современный интерьер, причем с легкостью найдет своё место практически в любой комнате: будь то кабинет, гостиная, спальня или столовая.




  • кресло Eames Lounge Chair признано одним из самых удобных в истории дизайна;
  • Имзы перепробовали примерно 13 вариантов подлокотников, чтобы в итоге получить идеальную конструкцию, которую можно с легкостью подстроить под себя;
  • сами дизайнеры называли свое кресло и оттоманку не иначе, как «670» и 671» — по номерам деталей из фабричной номенклатуры производителя, которые использовались для производства этой модели;
  • Рэй и Чарльз были неразлучны, работали всегда вместе, но на фирменном логотипе кресла указано только имя Чарльза;
  • в 2010 году появилась современная увеличенная версия кресла Eames Lounge Chair, а всё потому, что за последние 50 лет средний рост человека увеличился почти на 10 сантиметров;



  • с 1960 года кресло Имзов с оттоманкой можно встретить в коллекции нью-йоркского музея современного искусства МоМА, причем с 2006 года его удостоили "персональной" выставки
  • фильм "Железный человек" и "Железный человек -"2" (ну кто бы сомневался, что у Тони Старка будет что-то менее легендарное)
  • фильм "Трон: Наследие"
  • сериал "Доктор Хаус"
  • сериал "Друзья"
  • сериал "Сплетница"




    (Москва)(Москва)(Москва)(Санкт-Петербург)

Цена: в 60х очень многие хотели приобрести себе подобное кресло, но вот позволить себе его могли лишь единицы. Сейчас практически ничего не изменилось, в наши дни далеко не каждый готов отдать за кресло (хоть и культовое) 300-500 000 рублей (а именно во столько Vitra оценивает звёздную парочку Lounge Chair + Ottoman), когда за эти деньги можно купить автомобиль, а то и квартиру в некоторых регионах.



Безусловно, в интернете вы можете найти огромное количество подделок, цены на которые начинаются от 50 000 рублей (но и это немалая сумма для многих из нас), только будьте готовы к тому, что модель Eames Lounge Chair технически повторить очень сложно, поэтому реплики зачастую выглядят смехотворно и убого. Достойная копия, как по мне, представлена у Scott Howard, по многим характеристикам она довольно близка к оригиналу + изготовлена из семислойной фанеры и натуральной итальянской кожи высочайшего качества. Цена за комплект с оттоманкой - от 81 000 рублей.

Иконы стиля: Кресло Eames Lounge Chair

Самое известное в истории дизайна кресло сегодня ничуть не менее популярно, чем в момент своего появления на свет в 1956 году

Маргарита Морозова

Постоянный автор Houzz, публицист в сфере интерьерного и предметного дизайна, кандидат искусствоведения (область научных интересов - арт-дизайн), член Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров.

Приступая к работе над Lounge Chair, американские дизайнеры-модернисты Чарльз и его супруга Рэй Имз (Charles & Ray Eames) задались вопросом: «Почему бы нам не создать современную версию традиционного английского клубного кресла?» Имзы исходили из потребности определенного круга потребителей в роскошном, вместительном и по-настоящему удобном кресле, мастерски выполненном из материалов высочайшего качества. Дизайнеры признавались, что хотели сделать кресло таким же теплым и манящим, как «поношенная перчатка первого бейсмена». Разработка дизайна заняла два года, а результатом мы наслаждаемся уже более полувека.

В чем значение этого кресла
В своем творчестве Чарльз и Рэй Имзы, как и другие дизайнеры-модернисты — выходцы из Баухауза в Германии, а также Жан Пруве ( Jean Prouvé ), Ле Корбюзье ( Le Corbusier ), Шарлотт Перриан (Charlotte Perriand) и Эйлин Грей ( Eileen Gray ) во Франции — ставили себе задачу проектировать недорогую мебель для массового производства. До войны Имзы проектировали стулья из фанеры и стекловолокна, и те выпускались в Америке большими тиражами и имели коммерческий успех. Кресло Lounge Chair стало переломным в карьере американских дизайнеров — это был первый спроектированный Имзами стопроцентный предмет роскоши, который могли себе позволить далеко не все.

Классическая версия кресла Lounge Chair , обитого добротной кожей, с корпусом из шпона бразильского палисандра (джакаранда) и черного крашеного алюминия, с момента появления получила статус музейного экспоната и солидной инвестиции.

Кресло Eames Lounge Chair — это, если хотите, аллегория комфорта. В статье тех лет, опубликованной в журнале Playboy, креслу была дана такая оценка: «… оно погружает сидящего в сладострастную роскошь, которую познали лишь немногие смертные со времен Нерона». Спроектировав кресло и пуф Lounge Chair, дизайнеры создали Eames Style и задали новый стандарт комфорта.

История проектирования
Как и многие другие разработки легендарного дизайн-тандема, кресло №670 появилось в результате сотрудничества Чарльза с финном Ээро Саариненом (Eero Saarinen): в 1940 году они вместе участвовали в конкурсе, организованном Музеем современного искусства МоМА в Нью-Йорке «Органический дизайн в домашней обстановке».

Первые прототипы датировались 1946 годом и представляли собой три отдельных элемента из фанеры, предназначенных для области головы и плеч, спины и сидения; их соединяли между собой жесткие резиновые диски. В качестве опоры для каркаса дизайнеры тестировали стальные трубки и структуры из фанеры.

Своим несравненным удобством кресло обязано скрупулезной исследовательской работе и многочисленным экспериментам дизайнеров с формой, материалами и технологиями.

Так, Имзы перепробовали около 13 вариантов подлокотников. Когда еще не было и понятия о «механизме синхронизации», обеспечивающем самонастройку кресла под пользователя в зависимости от его роста, веса и других физических характеристик, которым снабжены все последние модели офисных кресел, дизайнеры нашли такое решение: спинка соединяется с сидением только за счет подлокотников, снабженных специальными неопреновыми шайбами — такая подвижная конструкция позволяет легко подстроить кресло под себя.

Как устроено кресло
Имзы ставили на первое место не скульптурную красоту мебели — им была важна система взаимодополняющих компонентов, которые вместе должны были наилучшим образом служить соответствующей цели.

Язык не повернется назвать Eames Lounge Chair «машиной для сидения» — скорее, это функциональная скульптура, но конструктивная логика и продуманность всех составляющих элементов сближают его со сложным, системным механизмом.

Дизайнеры называли свои кресло и подставку не иначе, как «670» и 671» — по номерам деталей из фабричной номенклатуры производителя, которые использовались для производства этой модели.

Конструкция кресла включает в себя алюминиевую базу в форме пятиконечной звезды; три изогнутых элемента каркаса из клееной фанеры (подголовник, спинку и сиденье); три туго набитых кожаных подушки; кожаные же подлокотники, под которыми скрываются два стальных уголка, соединяющих спинку с сидением; две алюминиевых скобы, которые держат элементы спинки, а также несколько мелких деталей, включающих винты, шайбы, наконечники на ножки, прокладки и четыре противоударных элемента из неопрена со стальными вставками.

История успеха
Премьера кресла состоялась в 1956 году в передаче Арлен Фрэнсис « Home » на телеканале NBC. На следующий год кресло удостоилось первого приза миланской Триеннале. После громкого дебюта на национальном телевидении американский производитель кресла, компания Herman Miller, начал рекламную кампанию, в которой подчеркивалась универсальность модели 670: кресло одинаково хорошо смотрелось в викторианской гостиной, на веранде сельского дома в стиле американской готики с восседающей на нем бабушкой, лущащей горох, и посреди залитого солнцем чистого поля, между стогов сена. Одно из рекламных объявлений тех лет, авторами которого были сами Имзы, предупреждало покупателей опасаться подделок.

Успех кресла на рынке мгновенно вызвал интерес у компаний-конкурентов, и вскоре после его появления целый ряд мебельных компаний выпустил свои «версии»: какие-то из них были буквальным повторением оригинала, а некоторые были «навеяны» разработкой четы Имз. На сегодняшний день есть два авторизованных производителя Lounge Chair: с момента появления кресла на рынке — американская компания Herman Miller, а с 1984 года — швейцарский мебельный бренд Vitra. Оригинал от подделки можно отличить по характерным конструктивным элементам (описанным выше), а также по плашке с названием модели и автографом дизайнеров и сертификату подлинности от производителя, который прилагается к каждому креслу.

Вариации на тему
На протяжении всего своего долгого творческого пути дизайнеры разработали несколько разных версий кресла Lounge Chair. Имзы предусматривали даже модель с обивкой из ткани. В 2007 году в сотрудничестве с офисом Имзов и голландским дизайнером Хеллой Йонгериус (Hella Jongerius) компания Vitra разработала версию Lounge Chair в белой коже.

Запрос от потребителя на такой вариант кресла возник намного раньше, но до этого она выпускалась лишь от случая к случаю, как специальный заказ.

В 2010 году Vitra представила увеличенную версию кресла Eames Lounge Chair. Фабрика исходила из того, что за последние пятьдесят лет средний человеческий рост увеличился почти на 10 см. Высоким людям сегодня, соответственно, кресло Eames Lounge Chair может оказаться маловато. И Vitra приняла решение наряду с креслом Lounge Chair в первоначальном размере 1956 года предложить его в увеличенной версии.

У этой версии удлиненное сиденье и подлокотники, а также более высокая спинка. Кроме удлинения компонентов, размеры кресла, конструкция и набор высококачественных материалов изменены не были.

На первый взгляд, кресло большого размера Eames Lounge Chair едва ли отличается от стандартной версии (которая по-прежнему доступна в продаже). Различие не так заметно на глаз, но оно ощутимо, если посидеть в обоих креслах по очереди. Это также означает, что обе версии могут стоять рядом и использоваться вместе в одном пространстве.

Примеры использования
Eames Lounge Chair — вещь с характером, яркая, акцентная, самодостаточная. Но в определенных ситуациях кресло смотрится еще более выигрышно в паре со вторым экземпляром.

Кресло с подставкой — желанный гость в домашней библиотеке или рабочем кабинете: в нем так приятно растянуться с чашкой кофе, газетой или любимой книгой и отвлечься от работы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Как организовать место для работы и творчества

Библиотеку или целый читальный зал можно оборудовать и в офисе, поставив несколько кресел Loun ge Chair полукругом, сформировав таким образом зону приватных переговоров.

Eames Lounge Chair подойдет и для обустройства домашнего или закрытого клубного кинотеатра — первоклассный отдых гарантирован!

Читайте также: