Кресло дуга топор и рукавицы
Нижегородская область славится своими традиционными художественными промыслами: хохломская роспись, городецкая вышивка, роспись и резьба по дереву, казаковская филигрань, балахнинское кружево и многое другое. В Нижнем Новгороде, в конце Большой Покровской улицы, расположен Музей истории художественных промыслов Нижегородской области, где можно увидеть всё это богатство.
Здание музея
Музей располагается в типичном здании советского времени. На первом этаже находится художественный салон. Мне показалось, что цены там весьма высокие. На третьем этаже — Музей старинной техники и инструментов, рекомендую туда заглянуть. А собственно Музей истории художественных промыслов занимает весь четвертый этаж. Так что морально готовьтесь подниматься по лестнице.
Интерьер музея
Экспозиция музея, насчитывающая около 4 тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, разделена на отделы:
- Резьба по дереву (городецкие пряничные доски, ложкарный промысел и др.)
- Церковная деревянная скульптура и другие культовые предметы
- Роспись по дереву (хохломская, городецкая, полхов-майданская)
- Резная, расписная и плетёная народная мебель
- Художественная обработка металла (казаковская филигрань, ковка, медное и чугунное литьё, пурехские колокольчики, замки, металлические шкатулки, ножи, ювелирный промысел)
- Художественная обработка кости (варнавинская резная кость)
- Художественная обработка камня
- Народная керамика
- Народные ткани (шахунские тканые узоры, вышивка, набойка, балахнинское кружево, строчевышивальный промысел, городецкое золотное шитьё
- Русский народный женский костюм Нижегородского края
- Народная игрушка Нижегородского края (деревянная и глиняная игрушка).
Недалеко от входа находится неизменный экспонат многих краеведческих музеев — старинные кресла «Дуга, топор и рукавицы», созданные по эскизам петербургского мастера Василия Петровича Шутова (1827-1887). На Всероссийской выставке, проходившей в Петербурге в 1870 году, его столярные изделия произвели настоящий фурор и были отмечены бронзовой медалью. Спустя десять лет, после окончания привилегии на изготовление этих кресел, выданной Шутову Департаментом торговли и мануфактуры, появились многочисленные копии и варианты, созданные другими мастерами. Подобные кресла можно было встретить как в кабинете Александра III, так и в домах аристократов, купцов, интеллигенции, мещан. Они как нельзя лучше отвечали духу входившего в моду русского стиля.
Кресла «Дуга, топор и рукавицы» Кресло «Дуга, топор и рукавицы»
Значительную часть экспозиции занимают различные деревянные резные изделия: резные пряничные доски, наличники, домашняя утварь.
Пряничные формы Наличник Резные карнизы Ступа и емкости для хранения продуктов Резные наличники светелок
Богатая резьба на весьма утилитарных предметах поражает воображение. За каждым узором и рисунком скрывается сложная система символов. Многие из них были также оберегами, защищавшими владельца от злых сил.
Предметы быта Предметы быта
В одном из залов представлен фрагмент интерьера типичной крестьянской избы.
Интерьер крестьянской избы Интерьер музея художественных промыслов Нижегородской области Изразцы из декора Благовещенского собора Нижнего Новгорода, XVII век Изразцы, XVIII век Ставни
Одна из экспозиций посвящена нижегородским храмам. Здесь можно увидеть деревянную церковную скульптуру, детали иконостасов, царские врата, разнообразную церковную утварь.
Деревянная церковная утварь Церковная деревянная скульптура
От предметов, выставленных в витринах музея, веет теплом.
Домашняя утварь Игрушка Деревянная мебель Дуги Кованные изделия Домашняя утварь
Представлена в музее и различная традиционная одежда, которую носили жители Нижегородской губернии.
Традиционная одежда жителей Нижегородской губернии Традиционная одежда жителей Нижегородской губернии
То, что вы увидели на этих фотографиях — только малая часть сокровищ Музея художественных промыслов Нижегородской области. Это место заслуживает посещения. А чтобы картина была полной, обязательно загляните в Музей деревянного зодчества Нижегородской области «Щелоковский хутор».
Один день в Череповце: Художественный музей и городская архитектура
Череповец — крупнейший город Вологодской области. Он известен как мощный промышленный центр. В нем и вокруг него расположено немало интересных достопримечательностей. В новогодние каникулы 2018 года мы приехали сюда на один день, на «разведку». Увы, задержаться здесь подольше нам не позволял лимит времени. «Разведка» показала, что город очень интересный и сюда стоит приехать на несколько дней, чтобы познакомиться с ним поближе и посмотреть все достопримечательности.
Музеи и достопримечательности Череповца
Уже на въезде в Череповец ощущаешь, что это богатый город. Если Вологда кажется медлительно-степенной, то Череповец, наоборот, своим темпом несколько напоминает Москву. Это неудивительно: здесь расположены такие предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», Череповецкий литейно-механический завод и другие, проходит Волго-Балтийский канал.
Советский проспект
Череповец стоит на древнем торговом пути «из варяг в греки», который шел по реке Шексна. Около 1362 года ученики Сергия Радонежского — Феодосий и Афанасий Железный Посох, при слиянии рек Шексны и Ягорбы основали Череповецкий Воскресенский монастырь. В 1777 году по указу императрицы Екатерины Великой подмонастырская слобода и село Федосьево «ради пользы водяной коммуникации» получили статус города. Сам монастырь был упразднен.
Старинные дома по Советскому проспекту
Череповец внесен в список исторических городов России, здесь сохранилась старинная городская застройка богатого провинциального города.
Старинные дома по Советскому проспекту Советский проспект
Одна из «изюминок» Череповца — «Криули», бывшая восьмиугольная (восьмигранная) площадь, застроенная в начале XX века кирпичными зданиями.
Старинные здания на бывшей восьмигранной площади
Перечислю музеи и достопримечательности Череповца, которые стоит, по возможности, посмотреть:
- Соборная горка. Парк и историко-архитектурный комплекс. Включает в себя Воскресенский собор 1752-1756 годов постройки, музей Милютина и памятник основателям города — инокам Феодосию и Афанасию.
- Смотровая площадка у дворца Металлургов. Отсюда открывается красивый вид на Шексну и Октябрьский мост.
- Криули — бывшая восьмиугольная площадь, где сохранились красивые здания начала XX века из красного кирпича: филармония, камерный театр, Художественный музей.
- Советский проспект — красивая историческая городская застройка.
- Набережная рек Шексны и Ягорбы.
- Площадь Металлургов.
- Художественный музей. Живопись, церковное искусство, декоративно-прикладное искусство. Адрес: Советский проспект, 30А. Работает ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
- Историко-краеведческий музей. История Череповца и Череповецкого края с древнейших времен до наших дней. Адрес: пр. Луначарского, 41. Работает ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
- Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских». Расположен на территории бывшей деревни Матурино в усадьбе «Горки». Типичный образец помещичьей усадьбы Череповецкого края. Сохранился барский дом, дом управляющего, хозяйственные постройки. Красивый парк, дом-музей крестьянского быта. Адрес: ул. Матуринская, 29. Работает ежедневно с 10.00 до 17.00 кроме воскресенья и понедельника.
- Музей Верещагиных. Жизнь и деятельность уроженцев Череповца братьев Верещагиных: художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина и основоположника промышленного молочного производства, автора рецепта вологодского масла Николая Васильевича Верещагина. Адрес: ул. Социалистическая, 22 и 28.
- Дом-музей И.А.Милютина. Иван Андреевич Милютин (1829-1907) почти 50 лет занимал пост городского главы и сделал очень много для процветания Череповца. Адрес: пл. Революции, 1. Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
- Литературный музей Игоря Северянина. Адрес: Череповецкий район, дер. Владимировка, ул. Северянинова, 1. Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
- Музей археологии. Адрес: ул. Красная, 1. Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
- Музей природы. Уникальные коллекции, собранные за последние 100 лет. Адрес: пр. Луначарского, 32.
- Детский музей. Детство разных поколений. Адрес: пр. Луначарского, 39. Работает ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
- Музей металлургической промышленности. История и современность металлургии, интерактивные экспозиции и инсталляции. Адрес: ул. Мира, 42
Наша поездка в Череповец
На ночь мы остановились в гостинице «Винтаж», расположенной в одном из переулков Криули. Рекомендую — на мой взгляд, это это один из лучших отелей Череповца.
Вид из окна нашего номера на переулки Криули
К сожалению, я, как всегда, забыла сфотографировать номер. Поэтому просто опишу его: на втором этаже, угловой с четырьмя окнами, мягкая кровать под балдахином, обеденный стол и рабочий стол, телевизор, холодильник, ванная комната. Все отделано светлым деревом и своей атмосферой напоминает светелку мещанского дома.
Отель «Винтаж»
Отдохнув после дороги, мы пошли гулять по городу. Времени было еще не так много, около 16.00, но уже начинало темнеть. Короткий световой день — неприятный «бонус» новогодних поездок в северном направлении.
Старинное кирпичное здание на бывшей восьмиугольной площади Деревце с декоративными фонариками
В Череповце большое количество музеев. Поспорив немного, в какой из них идти, мы направились в Художественный музей, расположенный неподалеку от отеля, в кирпичном здании 1909 года постройки.
Кирпичные дома на бывшей восьмиугольной площади Здание Художественного музея
Музей очень интересный, с богатой коллекцией. Единственное, что не понравилось — вход в каждый зал (вернее, тематическую группу залов) оплачивается отдельно. Нам повезло: мы еще попали на временную выставку, посвященную знаменитому художнику-баталисту В.В.Верещагину и его эпохе. Здесь были выставлены подлинники из коллекций Череповецкого художественного музея и Русского музея.
Зал временной выставки, посвященной В.В.Верещагину
Почти обязательный экспонат музейной коллекции — деревянное кресло с дугой и топорами. Автор идеи — петербургский мебельщик, мастер резьбы по дереву Василий Петрович Шутов (1827-1887). Впервые такое кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы» было представлено в 1870 году на Всероссийской выставке в Петербурге. На дуге красуется надпись «Тише едешь — дальше будешь». Всего было выполнено около 50 авторских копий. Мастера подхватили эту идею, и вскоре появились разные вариации этого знаменитого кресла. Они прекрасно вписывались в модный в то время псевдорусский стиль и украшали интерьеры рубежа XIX-XX веков.
Кресло «Дуга и топор» (без рукавичек) Царские врата Мундир, сабли и оружие второй половины XIX века В.В.Верещагин, из Туркестанского цикла В.В.Верещагин. Индусы, этюд В.В.Верещагин, этюды
Постоянная экспозиция Художественного музея потрясающая. Несколько залов посвящены церковному искусству. Здесь можно увидеть старинные иконы, деревянные скульптуры, барельефы, царские врата, вышивку.
Церковь Успения в селе Нелазское Череповецкого района 1694 года, реконструкция, масштаб 1:25 (церковь существует до сих пор) Залы Художественного музея, посвященные церковному искусству Лампа в музее Распятие, XVIII век Один из залов музея, посвященный церковному искусству Скульптура Параскева Пятница, XVII век и икона Богоматерь Казанская (XVII век?) из Филиппо-Ирапской пустыни Церковное искусство Двусторонняя икона Двусторонняя икона Царские врата
Вторая часть постоянной экспозиции Художественного музея посвящена светскому искусству XVIII — начала XX веков. Здесь представлены несколько наивные портреты представителей местного дворянства, предметы мебели того времени.
Один из залов Художественного музея Портреты представителей местного дворянства Музейная экспозиция Кресло «Дуга, топор и рукавицы» Стул и буфет, начало XX века Граммофон 1912 года и музыкальный шкаф «Полифон» начала XX века Один из залов Художественного музея Временная выставка в Художественном музее
Познакомившись с экспозицией Художественного музея, мы отправились гулять по городу.
Камерный театр Камерный театр Старинные дома по Советскому проспекту Советский проспект вечером
Поужинали в ресторане «Перец», который Трипадвизор рекомендует как один из лучших в городе (Советский проспект, 45). Еда понравилась.
Засыпали под перезвон колоколов — была Рождественская ночь.
Старинная ограда
На следующее утро, перед отъездом в Рыбинск, мы решили посетить еще один музей — историко-краеведческий. Выписавшись из гостиницы, отправились на машине туда, попутно немного покружив по городу.
Советский проспект и здание Художественного музея Улица Ленина Дом музыки и кино «Комсомолец» Дома по улице Максима Горького
Увы, историко-краеведческий музей оказался закрыт по случаю Рождества. Постояв перед закрытыми дверями, мы поняли, что и другие музеи в этот праздничный день будут закрыты.
Здание историко-краеведческого музея
Здание камерного театра Памятник бывшему городскому голове Ивану Андреевичу Милютину и здание Филармонии
Подъехали к Соборной горке, где стоит собор Воскресения Христова 1756 года постройки, самое старое каменное здание Череповца. В древности на этом месте располагался Череповецкий Воскресенский монастырь, упраздненный в 1764 году по указу Екатерины II. Было 7 января, Рождество. Из собора слышалось церковное пение, звонили колокола, люди спешили на службу.
Воскресенский собор
Мы проехали чуть дальше и остановились полюбоваться местом, откуда пошел Череповец.
Воскресенский собор на Соборной горке Деревянные дома начала XX века Здание Речного вокзала в устье реки Ягорбы Старинный деревянный дом близ Воскресенского собора Советский проспект Деревянные дома Церковь Рождества Христова 1992-1997 годов постройки
Дальше наш путь лежал на Октябрьский мост через реку Шексну, один из символов Череповца. Этот вантовый мост был открыт в 1979 году. Длина основного пролета составляет 194,25 м, общая длина — 781 м.
Октябрьский мост
Надеюсь, что вы смогли составить представление об этом городе. Ну а мы, попрощавшись с неожиданно интересным Череповцом, отправились в Рыбинск. Наш путь лежал вдоль берега огромного Рыбинского водохранилища.
О чем рассказало кресло
В День города, который недавно прошел в Канске, жителям было что посмотреть и чему удивиться. Так, на площадке «Почтовая станция», подготовленной Канским краеведческим музеем, главным экспонатом было необычное кресло 19 века. Его, конечно, увидели не все жители Канска. А между тем его история чрезвычайно интересна.
Кресло Василия Шутова - один из экспонатов Канского краеведческого музея.
Идем в музей. Здесь в одном из залов и выставлено это кресло – оно называется «Дуга, топор и рукавицы». Собственно, названием все и сказано.
Все детали - атрибуты крестьянского быта. Спинка кресла выполнена в виде дуги для конской упряжи, которая плавно переходит в передние ножки. Подлокотники изготовлены в виде топоров, вонзившихся в поленья. Видно, что креслом долгое время пользовались по назначению – на подлокотниках видны потертости. Все элементы кресла покрыты резьбой. По дуге славянской вязью вырезана известная прибаутка русских ямщиков: «Тише едешь - дальше будешь». На сиденье – круг с орнаментом в виде звезды: скорее всего, эта часть кресла была реставрирована с использованием уже советской символики. На задней части сиденья лежат словно забытые кем-то рукавицы. На задней части кресла - балалайка. Внизу кресла – кистень, правда, он не имеет прямого отношения к главному экспонату. Сотрудники музея просто хотели показать историческую связь этих предметов: кистень – предмет самообороны ямщиков, которые при помощи него спасались от диких животных и разбойников, промышлявших на торговом тракте.
Если смотреть сбоку, топоры выглядят особенно мощно.
По словам научного сотрудника Канского краеведческого музея Дениса Кутина, кресло было сделано ради шутки петербургским мастером, резчиком по дереву Василием Шутовым. Такой каламбур: Шутов пошутил.
Сзади кресла можно увидеть балалайку - в "шутовской" версии ее не было.
Под названием «Дуга, топор и рукавицы» кресло в числе других столярных изделий Шутова впервые было представлено на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге и получило бронзовую медаль. Изделие сильно отличалось от популярной в то время мебели своим подчеркнуто русским стилем. Оно так понравилось публике, что его автор сразу получил около пятидесяти заказов на изготовление копий своего «детища». Более того, департамент торговли и мануфактуры выдал мастеру патент на изготовление таких кресел в течение 10 лет.
Хорошо видны потертости подлокотников-"топоров".
А когда этот срок прошел, стали появляться многочисленные копии кресла. Их начали изготавливать другие мастера, которые изменяли форму сиденья и пословицу на дуге, а также добавляли к дизайну иную атрибутику русского крестьянского быта: кнут, уздечку, лапти, балалайку – как в нашем случае.
Как будто кто-то случайно бросил и забыл свои рукавицы.
Популярность кресла была столь велика, что его копии можно было встретить и в особняках аристократии, и в квартирах демократической интеллигенции, в частности, у писателя Антона Чехова. Оригинал кресла стоял даже в кабинете Александра III, а до нашего времени подлинных шутовских кресел сохранилось около 20.
В День города многих горожан заинтересовал этот экспонат.
- Как кресло попало в наш музей, доподлинно неизвестно, - говорит Денис Кутин. – Точных сведений нет, но по легенде оно стояло на почтовой станции в Канске, которая располагалось на перекрестке улиц Московской и Пролетарской, где сейчас разбит сквер.
Вот такая интересная история.
Из биографии Василия Шутова
Мастер Василий Шутов родился в 1826 году в обеспеченной семье, но вскоре его родители разорились. В юном возрасте мальчика отдали учеником в петербургскую столярную мастерскую. По воспоминаниям учителей, подросток был очень способным.
После учебы он поступил в художественную столярную мастерскую Исакова и одновременно учился в биржевой школе рисования.
На талантливого юношу обратил внимание член Академии художеств князь Дундуков. Чтобы Шутов мог получить звание художника, князь предложил ему изготовить свой бюст. За 18 сеансов работа была готова и всем понравилась, а Академия художеств единогласно присудила Шутову звание свободного художника.
Спустя время Василий Шутов основал собственную столярную мастерскую, стал получать заказы, а после выставки, на которой он представил свое кресло, его слава упрочилась. Его пригласили преподавать деревянное резное искусство в Рисовальную школу императорского общества поощрения художеств.
Фото и видео автора и из социальной сети «ВКонтакте» Канского краеведческого музея.
Кресло дуга топор и рукавицы
В экспозиции Музея купеческого быта представлено кресло «Дуга, топор и рукавицы». Возможно, автором нашего варианта этого кресла является мастер М.Красильников. Принадлежало кресло владельцу Козьмодемьянской типографии.
Отметим, что впервые кресло под названием "Дуга, топор и рукавицы" изготовил Василий Петрович Шутов, петербургский мебельщик, мастер резьбы по дереву. Кресло может служить примером неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Идеи стиля зарождались в подмосковном Абрамцево, Талашкино Смоленской губернии, Сергиевом Посаде - наиболее ярких мебельных центрах того времени.
В.П.Шутов (1827-1887) происходил из богатой семьи, но его отец разорился, поэтому мальчика отдали в ученики в петербургскую столярную мастерскую, где обнаружились его художественные способности. 8 лет будущий мастер посещал биржевую школу рисования. В 27 лет Шутов стал владельцем собственной столярной мастерской.
В 1870 году его художественные столярные изделия были представлены на Всероссийской выставке в Петербурге и получили бронзовую медаль.
Самым оригинальным из представленных работ мастера стало кресло с атрибутами крестьянского быта: спинка его решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись - любимая шутка–прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь - дальше будешь», подлокотники - в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.
Популярность кресла была столь велика, что его аналоги можно было встретить и в квартирах демократической интеллигенции, и в особняках аристократии, и в кабинете императора Александра III. Кресло имело большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов мебели у В.П.Шутова имелась привилегия от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. По истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные другими мастерами. Варианты получали новые детали: кнут, уздечку, лапти, балалайку, менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано пером — не вырубишь топором». Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию.
После успеха на выставке 1870 года В.П.Шутов, преподаватель школы Общества поощрения художников и владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные заказы, как резной иконостас для Новодевичьего монастыря, распятие для храма Воскресения Христова («Спаса-на-крови»), рамы для императорских портретов, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A.Л.Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.
Авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в частных коллекциях.
Читайте также: