Джентльмены удачи кресло качалка

Обновлено: 23.01.2025


Несмотря на то что комедия «Джентльмены удачи» была снята почти 5 десятков лет назад, она до сих пор приковывает внимание зрителей к телеэкранам. Каждый из нас помнит сюжет чуть ли не до мельчайших подробностей, а цитаты из фильма ушли в народ, став бессмертными. И в то же время мы почти ничего не знаем о том, как создавалась эта замечательная картина.



© Джентльмены удачи / Киностудия «Мосфильм»


• Фильм изначально должен был называться «Рецидивист». По его сюжету, банде мошенников (фальшивомонетчику, альфонсу, карманнику и жулику) противостоит сотрудник милиции, внедренный в их шайку. Но сценарий переписали, в итоге остался лишь карманник Косой, а главным героем стал заведующий детсадом.

• Режиссером комедии все ошибочно считают Георгия Данелию, хотя он лишь написал сценарий (совместно с Викторией Токаревой). На самом деле фильм снял Александр Серый, близкий друг Георгия Николаевича. Они вместе учились на режиссерских курсах, но тот не успел их окончить, так как попал в тюрьму.

• Однажды Александр Серый приревновал свою невесту к одному мужчине и избил его, нанеся тяжкие травмы и сделав человека инвалидом. За это его осудили на 8 лет, но через 4 года он вышел на свободу. Чтобы помочь другу, Данелия и предложил Серому стать режиссером будущей комедии.

© Джентльмены удачи / Киностудия «Мосфильм»


• Роль Доцента сразу планировалось отдать Евгению Леонову. А вот роли воров- рецидивистов были предложены Андрею Миронову, Ролану Быкову, Юрию Никулину и Фрунзику Мкртчяну. Однако все они по уважительным причинам отказались сниматься. Кто-то уже был занят в других съемках, у кого-то не было времени. А вот Мкртчян хотел сниматься, под него, собственно, и написали роль Василия Алибабаевича. Но его не отпустили из Армении: республика отмечала 50-летие образования и руководители страны не могли допустить, чтобы первый актер Армянской ССР отсутствовал на праздничных мероприятиях.

© Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика / «Мосфильм» © Джентльмены удачи / «Мосфильм»


• Кстати, по поводу Василия Алибабаевича. Актер Раднэр Муратов случайно был выбран на эту роль. Поначалу планировалось, что он сыграет роль начальника тюрьмы. А Васей станет Фрунзик Мкртчян или Владимир Этуш. Первый не смог приехать, а второй показался мосфильмовскому руководству неубедительным. Подходящего актера все никак не могли найти, и когда Раднэр сам предложил сыграть Василия, киношники согласились, тем более времени для поиска нового кандидата совсем не было. А роль начальника тюрьмы была сокращена.

• Евгений Леонов, готовясь к съемкам и вживаясь в роль, посещал Бутырскую тюрьму и подглядывал за заключенными прямо в отверстие в двери тюремной камеры. Актер тщательно записывал все услышанное в тетрадку, подмечая при этом каждую деталь в их поведении.

• Кстати, тюремные сцены снимались в настоящей тюрьме строгого режима в Самарканде. Актеров и членов съемочной группы постоянно сопровождали сотрудники милиции.


• А вся блатная речь в киноленте появилась благодаря Александру Серому (пригодился его тюремный опыт).

• Сценаристы поначалу хотели использовать слово «падла» в значении «нехороший человек», но их заставили придумать замену этому слову. Сценарист Виктория Токарева решила добавить в лексикон воров слово «редиска».


• Верблюда Васю съемочная группа нашла не сразу. К удивлению киношников, в Самарканде эти животные не встречаются на каждом шагу. Потому верблюда отыскали с трудом — и то лишь в зоопарке.

• И, кстати, на самом деле верблюд не плевал в Косого (как пишут некоторые интернет-ресурсы). Вместо слюны животного использовался вспененный шампунь. Вот посмотрите тот самый кадр.


• В период съемок с верблюдом произошла одна забавная история. Он жил в кузове грузовика, припаркованного во дворе гостиницы, в которой ночевали члены съемочной группы. Как-то утром киношники глянули на верблюда и не смогли сдержать хохот. Оказалось, одна его сторона была полностью выбрита. Сделал это хозяин животного, живший в кабине того же грузовика. Ему не заплатили суточные, и, чтобы прокормиться, он побрил верблюда и продал шерсть. Потому-то в кино животное показывают только с одной, небритой стороны.

• Кстати, на многих сайтах пишут, что Леонов отказался ездить верхом на верблюде (то ли из-за того, что актер не мог взгромоздиться на «корабля пустыни», то ли из-за боязни подцепить блох). Поэтому актер якобы сел на плечи кого-то из съемочной группы и Леонова снимали крупным планом. Но в самом фильме видно, что он таки катался на верблюде.


• Для сцены, когда герои едут в цистерне цементовоза, киношники долго пытались сделать нужный состав жижи, напоминающий по виду жидкий цемент. То пивные дрожжи использовали, затем манную кашу, которая при остывании превращалась в огромный ком. И все это выглядело очень неправдоподобно. Тогда привлекли химиков, которые и придумали использовать хлебную закваску, подкрашенную зеленой луковой эссенцией.

• Кстати, эта закваска была терпкой и липкой. Когда актеры вылезли из цистерны, они сразу побежали в душ смывать с себя киношный цемент. Минут 40 его отскребали и только тогда заметили, что Вицина нет. Выяснилось, что он все еще сидит в цистерне, так как где-то узнал, что этот раствор настоян на 23 лекарственных травах. И он на 15 лет продлевает молодость.


• Кадр, когда в «цементе» находятся все актеры, был снят в павильоне. А вот в настоящую цистерну Савелий Крамаров отказался залезать, так как, по его признанию, страдал клаустрофобией. В фильме можно заметить, что вначале из цемента вылезает Леонов, затем Вицин, затем в кадре появляется верблюд, а в следующий момент мы видим Крамарова, который спрыгивает с машины. Оператор фильма признался, что перебивка верблюдом хоть и не самая удачная, но иначе они не могли скрыть отсутствие Крамарова в цистерне.

• Помните сцену, когда Василий Алибабаевич зажигает керосинку, из-за чего возникает пожар? Так вот, оператор картины Михаил Агранович хотел снять отблеск огня в глазах Муратова. Для этого огненный факел подносили к глазам актера. Но киношники переусердствовали и поднесли его слишком близко к лицу Муратова. Он получил ожог радужной оболочки, но, к счастью, врачи смогли его вылечить.


• Дом, в котором прятались «джентльмены удачи», на самом деле предназначался под снос. Поэтому съемочной группе дали возможность его сжечь.

• При этом один из операторов едва не угодил в огонь — во время съемок он слишком близко подошел к пламени, и директор картины Александра Демидова оттащила его, взяв за шкирку.

• Помните, когда «преступники» убегают от женщины-дворника, они скатываются по ледяной горке? Спустя годы директор комедии Александра Демидова рассказала, что эту самую горку не делали специально для съемок, а воспользовались готовой. Примечательно, что и спустя десятилетия местные жители по-прежнему зимой ее заливают и детвора на ней катается.


• В этой сцене Крамаров набрал в рот настоящий шампунь. Потому что киношники не могли придумать какую-то замену этой жидкости.


• На съемки сцены с зимней зарядкой актер Муратов немного опоздал. Потому и не знал, что Леонов, Вицин и Крамаров ранее договорились не раздеваться на морозе (—17 °C). В итоге он разделся, и остальным актерам пришлось сделать то же самое (сыграла актерская ревность). Чтобы отомстить Муратову, Крамаров неожиданно натер его снегом, а Вицин, чтобы было веселее, начал тереть и самого Крамарова. В итоге этот дубль с потрясающей импровизацией и вошел в фильм.


• Олег Видов, исполнивший роль старшего лейтенанта милиции, несколько раз срывал съемку сцены поездки на такси. Потому что буквально плакал от смеха, когда смотрел на Крамарова и слушал его фразы. Особенно он не мог сдерживаться после слов Косого: «Карту купи, лапоть! О! Нашел, нашел! Вон мужик в пиджаке! А вон оно, дерево!» Поэтому в фильме большую часть своих фраз Видов проговаривал, практически не глядя на Крамарова.


• Премьера фильма состоялась 13 декабря 1971 года, но была показана лишь в одном кинотеатре в Москве. В кино были приглашены высшие милицейские чины, и в целом картину они приняли благосклонно. Даже сам глава МВД Николай Щелоков смеялся над фильмом до слез. Однако чрезмерное количество жаргонных слов в ленте грозило похоронить ее на полке. И только после того, как ее просмотрел сам Леонид Брежнев, фильм выпустили в широкий прокат.


• Когда фильм вышел в широкий прокат, он стал таким популярным, что в кассы кинотеатров выстраивались огромные очереди. Не дремлющие спекулянты ранним утром скупали все билеты по 20 копеек, а затем продавали их по 3 рубля.

• Фильм «Джентльмены удачи» стал лидером советского кинопроката в 1972 году — ленту посмотрело более 65 млн зрителей (почти каждый 3-й житель СССР).

• Распространено мнение, что мальчика Игорька из детсада (который в маске волка делал «р-р-р-р-р») сыграл юный Игорь Угольников, ставший затем известным артистом и телеведущим. Это неправда. Во-первых, на момент съемок комедии Угольникову было 8 лет (согласитесь, малышу из фильма можно дать года 4, максимум 5 лет). Во-вторых, эту легенду придумал и озвучил сам телеведущий в одной из своих передач «Оба-на». А в фильме снялся Игорь Дрыга. Его мама сохранила на память комбинезон, в котором играл ее сын.

Джентльмены удачи. 40 лет спустя (Документальный, 2012)

Джентльмены удачи кресло качалка

Советский быт: дача профессора из фильма «Джентльмены удачи»

«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.

То, что советские зрители увидели в фильме, было даже не квартирой профессора, а его загородной дачей. Это сегодня шикарные особняки за городом ни у кого не вызывают удивления, а в советское время дачи, как правило, были всего лишь скромными домиками, куда граждане приезжали огородничать и куда отправляли отслужившие свой век или вышедшие из моды вещи. На даче профессора из фильма "Джентльмены удачи" все увидели совершенно другой быт. Во -первых, камин. По нашим меркам простенький, для советских граждан он был диковинкой – дачные домики отапливались буржуйками или простыми печками.

Во-вторых, предметы интерьера - старинные часы и сувениры на каминной полке, рояль, коллекция оружия на стене, настольная лампа – все указывало на достаток хозяина.

Советский быт: дача профессора из фильма «Джентльмены удачи»

Кресло-качалка – мечта, пожалуй, всех советских людей и символ какой-то иной прекрасной жизни. Маленьким мальчиком я с родителями гостил у родственников. Бабушка оккупировала такое кресло и никого к нему не подпускала. Но однажды нам с братом повезло, никого не было дома и мы устроили из кресла аттракцион. Правда радость оказалась короткой: брат раскачал кресло так сильно, что я опрокинулся и набил на затылке шишку, да еще нагоняй от бабушки получил.

Советский быт: дача профессора из фильма «Джентльмены удачи»

Потертое кресло и керамическая фигурка на обшарпанной тумбочке – это реалии того времени. Статуэтка – традиционный бесполезный подарок, таких на каждой советской даче было в избытке.

Приглядитесь - на стене висит чеканка – тоже традиционный подарок советского периода.

Советский быт: дача профессора из фильма «Джентльмены удачи»

О достатке хозяев дачи свидетельствует и белая скатерть, и электросамовар, и чайный сервиз. Такой же самовар был и у нас дома. Мама за ним бережно ухаживала, натирала до блеска мягкой тряпочкой.

Что касается чайного сервиза, у обычных советских граждан он красовался под стеклом в серванте или буфете, а держать такое сокровище на даче было верхом расточительности.

Белая скатерть тоже была роскошью, ведь куда практичнее клеенка – и протирать легче и стоит не дорого.

Понятно, что показанная в фильме дача – не примитивный огород, а место отдыха. Подтверждением этого служат, в том числе, книги в богатых переплетах на заднем плане. Ведь книги в те времена представляли особую ценность.

Советский быт: дача профессора из фильма «Джентльмены удачи»

Стильная ванная комната – еще один атрибут достатка. На дачах советских граждан из удобств был рукомойник. И часто на улице. Вместо ванны и душа на участках строили бани, которые топили по субботам, под вечер, чтобы смыть пот и пыль после сельхозработ.

Но, вернемся к даче профессора. Большое количество флакончиков свидетельствует о заграничных командировках владельцев дачи.

Герой Крамарова одет в хозяйский шелковый халат. Это ли не признак аристократизма и достатка?

Создание такого уюта на даче было явно не по карману обычному гражданину с зарплатой 120-140 рублей. Да и по причине дефицита это было бы невозможно.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ ⁠ ⁠

Посмотрели тут недавно с семьей и Стаськой прекрасный советский фильм «Джентльмены удачи» — наверно лучший советский фильм, сделанный настолько ярко, технично, ритмично, что его можно смотреть даже сегодня, не спотыкаясь о древний киноязык, который в других фильмах той эпохи полон затянутостей и долгих склеек. В СССР — стране, населенной бедными — каждый второй фильм повествовал о поисках сокровищ. Но этот — даже лучше «Бриллиантовой руки».

Внезапно я обратил внимание на сюжетные детали, которые меняют смысл происходящего и оставляют простор для домыслов. В детективном кино действует прием, когда главного преступника показывают сперва таким безвинным, что на него никто не думает. «Джентльмены удачи» исключение: здесь нет повода для спойлера, здесь в первых кадрах нам сообщают, кто злодей, а кто хороший человек.

Но безвинный персонаж есть и здесь — единственный герой, который никак не меняется внутренне и ухитряется выглядеть максимально безобидным от старта до финиша. Чем, естественно, и вызывает подозрения. Вы уже догадались, о ком речь. Это — уголовник с гордой кличкой Али-Баба.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Кличка у него тоже хорошая — это вам не презрительное Хмырь или Косой. Позже он представился как Василий Алибабаевич Али-Баба — похоже, слукавил. Герои считают его дурачком и обузой, но так ли это? Единственное, что мы знаем о его прошлом — что ему дали год за то, что бензин ослиной мочой разбавлял. Но это произносит Косой — персонаж-балбес, который постоянно тупит и путается, не способен отличить даже дерево от пальмы. Знал ли он его настоящую статью?

Чтобы все сказанное ниже не казалось притянутым за уши, зайдем сразу с козырей: один эпизод в начале фильма ключевой. Сан Саныча приводят в камеру, и начальник тюрьмы советует ему — знаменитому рецидивисту по кличке Доцент — занять самое лучшее место: у окна. А вещи, что там лежали, сбросить: «хозяин придет, скажите — канай отсюда». Чьи же вещи сбросил Сан Саныч с лучшего места в камере? Может, лучшее место занимали остальные члены его банды, известные рецидивисты (так говорит о них милиция)? Или это были вещи страшного громилы Николы Питерского? Нет. Самое лучшее место в тюрьме до прихода Доцента занимал Али-Баба.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Крайне показательна сама сцена: возвращаясь с работ, уголовники видят страшного новичка в татуировках и застывают в нерешительном молчании — бакланить команды не было. Выходит вперед говорить с новичком лишь один — тот, чьи вещи прежде были на лучшем месте. Он начинает довольно агрессивный диалог, а остальные замерли и робко ждут, чем всё закончится. Вы правда верите, что Али-Баба был в этой камере простым неграмотным чмошником с первой ходкой?

Для тех, кто полагает, что режиссер не задумывался о таких мелочах, ибо далек от тюремной фактуры, я напомню, что Александр Серый был осужден на 8 лет по уголовке (из ревности пробил человеку голову молотком, сделав его инвалидом) и незадолго до фильма досрочно вышел. Помочь другу после тюрьмы реабилитироваться — вот причина, по которой Данелия уступил ему свой сценарий и курировал проект. А вот жаргон и прочие нюансы зоны вписывал в сценарий как раз Серый.

Но вернемся к сюжету. Почему Али-Баба передумал и без боя сдал место ругающемуся Доценту, нелепо ответив «так бы сразу и сказал»? Вы поверили, что он просто испугался жаргона, услышал эти слова впервые? Куда логичнее предположить, что Али-Баба хорошо знал иерархию воров СССР, и когда за Доцента вступился рецидивист Косой, понял, что в камере собралась знаменитая банда в полном составе, поэтому выгоднее примкнуть к ним, чем воевать.

А вот профессиональный громила, туповатый Никола Питерский, этого пока не понял. Со словами «детка, тебе не кажется, что твое место возле параши?» он пинает Доцента, стараясь попасть ботинком в пыльный след, оставшийся от предыдущих, менее удачных дублей:

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Это был его спонтанный порыв. Секундой позже он уже дал задний ход. Зритель верит, что это случилось исключительно потому, что директор детсада напугал махрового уголовника своей мимикой и угрозой «моргалы выколю». Но гораздо логичней предположить, что в хате был кто-то старший, кто подал Николе знак, что самодеятельность не одобрил. Мы не видели тайного знака просто потому, что старший стоял у нас за спиной — за съемочным штативом, напротив всех остальных героев, он у окна собирал свои вещи.

Али-Баба продолжал и дальше вести себя слишком дерзко для местного чмошника, каким прикидывался. Вспомним хотя бы, как он прерывает ночной разговор знаменитых рецедивистов своим хамским «заткнитесь, спать мешаете»:

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Однако, подслушанный разговор о сокровище запал ему в душу. И когда троица сбегает, он увязывается за ними. Он, конечно, изображает дурака: «все побежали, и я побежал». Но мы же понимаем абсурдность отмазки. В отличие от беглецов, подстрекаемых милицейским провокатором, Али-Баба бежал по своей инициативе и своему собственному плану. Скорее всего, подготовился, поскольку подслушал и разговор о побеге тоже. Итак, Али-Баба увязывается за бандой и продолжает изображать дурака в ожидании шлема. Делает он это талантливо. Чего стоит одна сцена с разгрузкой батарей. Али-Баба там единственный работает в перчатках — брезгует. И при этом еще умудряется наказать Доцента, за то, что тот его заставил работать — как бы случайно роняет ему на ногу батарею.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

В иерархии банды Али-Баба умудряется занять самое важное место — хлебное. Среди бомжующих и голодающих беглецов он словно бы случайно присваивает себе должность главного по продуктам. Кроме того, через него идут все финансовые потоки, он делает все закупки. Деньги дает Сан Саныч, но распоряжается ими Али-Баба — то ему керосинку, то еды, и даже «женские туфли, размер 42, 43, 45» покупает тоже он.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

При этом Али-Баба старается не участвовать ни в каких активностях банды. Ну, во время ограбления стоит на шухере. При этом снова аккуратно мстит за то, что его заставили участвовать: тихо сдает банду дворничихе, надеясь, что она позвонит в милицию. Ведь банда пробудет в доме еще неизвестно сколько, а сам-то успеет убежать по-любому.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

И уж точно бывший хозяин лучшего места тюрьмы не станет переодеваться в женскую одежду, в отличие от наших клоунов:

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Отдельный вопрос, случайно ли сгорел дом, где они жили. Но Али-Баба и здесь остается вне подозрений, хотя дом сжег он. Кстати, он единственный, кто не пытается бить Хмыря за украденные и сгоревшие в доме деньги. Не потому ли, что нашел их и спокоен за их судьбу?

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Так что задумал этот хитрый уголовник, притворяющийся чмошником? Сообразив, что сокровища тут не светят, именно он принимает решение покинуть проблемную компанию — да, именно Али-Баба поднимает бунт против Сан Саныча, объявив остальным, что «эту гадюку больше терпеть не будет». Он заявляет: «Вы как хотите, а я иду в милицию!» Кстати, характерно, какой ответ он получает от остальных: «Иди. Тебя-то он не тронет. » Его он не тронет! Страшный Доцент не тронет самого младшего чмыренка, почему? Загадка для зрителей. Но герои явно знают, что говорят. Так или иначе, именно Али-Баба становится центром заговорщиков, даже визуально:

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Когда Сан Саныч повержен, все заняты мыслями о добровольном походе в милицию. Но Василий Алибабаевич в милицию не спешит. Он продолжает думать о сокровище. Ведь именно он тактично навязывает остальным идею, что миссия пока не до конца выполнена, шлем не найден.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Остальные подхватывают тему, и след шлема находится — не пришлось даже пытать Сан Саныча, к чему, видимо, аккуратно клонил Али-Баба. В сцене у проруби Али-Баба уже выглядит полновластным царем: никому даже не приходит в голову, что в прорубь полезет он. Хмырь смотрит на Косого, Косой возмущен и апеллирует к Али-Бабе: «Вась, а Вась? Ну скажи ему, пусть сам лезет!» Заикнуться, что в прорубь мог бы полезть Али-Баба? Не царское дело, все тут понимают, что он не «наш младший», не чмо, и не поварёнок на побегушках. Кстати, в разборках он тоже царственно не участвует: в сцене у проруби дерутся все, кроме него. Зато шлем в итоге оказывается именно у него! Единственный в фильме, которому выпала честь надеть себе на голову исторический шлем — именно Али-Баба.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Притворяясь дурачком, пройдя долгий путь от уроненной батареи до организованного бунта, он наконец завладел долгожданным сокровищем. Каков был его дальнейший план? Этого мы не знаем. Похоже, хитрейший уголовный авторитет рассчитывал тихо смыться со шлемом, оставив всех в дураках и показав, что на каждого подсадного хитреца с фигой в кармане найдется кто-то ещё более хитрый с ещё лучше спрятанной фигой.

Но произошли сразу два события, которых Али-Баба точно не мог предвидеть.

Во-первых, у режиссера закончилась пленка — концовку пришлось скомкать и подать в виде слайд-шоу. От этого, к слову, фильм лишь выиграл — неожиданный, свежий, авангардный прием.

Во-вторых, именно в этот момент сюжета именно к этому пруду сама собой приехала милицейская группа захвата. Кто мог такое предвидеть? Поэтому корону с головы Алибабаевича сняли. Но сам он все равно оказался в выигрыше: бывший обладатель высшего места в камере, осуществив самовольный побег вне милицейских планов, являясь изначально бесполезным в операции возвращения шлема (юридически он не член банды, не исправлял собственное преступление и не возмещал ущерб, лишь мешал планам милиции), Али-Баба не имел по тогдашнему УК совсем уж никаких оснований остаться на свободе. Но ему свободу тоже дали.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Ну, как дали. Менты просто уехали и бросили всех троих — бомжами, в розыске, без паспортов. Куда им в таком виде идти? В квартиру к одинокому, не интересующемуся женщинами Сан-Санычу и его старенькой маме? Или снова без паспортов ехать прочь из Москвы в колесном ящике загадочного поезда «Абакан-Москва», который здесь ходит почему-то на юг, в теплую Среднюю Азию?

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Но, зная таланты уголовного авторитета Али-Бабы, его хитрость и умение строить долгие планы, изображая полного дурачка. мы можем не сомневаться: теперь он возглавит банду и сделает с ними много дел. Может, даже приглянувшийся шлем в итоге выкрадет. Вы разве встречали этот шлем в каком-нибудь музее или что-нибудь слышали о его дальнейшей судьбе?

Кстати, о произведениях искусства. Вы обратили внимание, какие божественные наколки носят Доцент и его двойник? На правой руке — надпись «ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ», выше локтя — «НЕ ЗАБУДУ» (без уточнений). Левую украшает строка «НАС УТРО ВСТРЕЧАЕТ ПРОХЛАДОЙ», а выше локтя красуется совсем уже многозначительное «ОНА УСТАЛА»:

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ Советское кино, Тюрьма, Альтернатива, Длиннопост, Джентльмены удачи

Ну и напоследок пофантазируем: каким мы могли бы увидеть продолжение этого фильма? Будем реалистами — сегодня 2021 год, и вторая серия со старыми актерами не мыслится. Нужные актеры временно отсутствуют: старых уже нет, а реконструировать их игру киношные нейросети пока не умеют. Поэтому вся изложенная выше версия про хитроумного уголовного авторитета Али-Бабу точно не получит продолжения.

А вот классический сиквел может случиться в нашей стране в любой момент. Тем более, не так давно уже была провальная попытка снять римейк. А вот сиквела не было. Я бы предложил сиквел. Как сегодня в России снимают сиквелы старых советских блокбастеров? Их снимают про новых детей старых героев — чтобы было в современной Москве, актуальные шутки, но чтобы никто не удивился, что лица другие. Современной доработки требует и сюжет. Он должен идти в ногу со временем и отвечать чаяниям современного российского общества. И в его основе должен быть столь же эффектный перевертыш, что был в оригинале. Неумелый сценарист предложил бы тупо повторить старый сюжет. Мы сделаем наоборот.

Дети старых советских рецидивистов (сыновья Косого, Хмыря и Али-Бабы) в современной России, разумеется, все служат в полиции. А вот у блатного мира свои проблемы: на всероссийской сходке, возглавляемой сыном советского следователя Славина, решено найти и вернуть в мировой культурный общак шлем Александра Македонского, бесследно сгинувший в ментовских вещдоках в семидесятые годы, так и не вернувшись к археологам, что довело до инфаркта старого профессора.

Для осуществления этого дерзкого поиска нужно как-то внедриться в современную полицию. Блатные решают использовать поразительное сходство одного молодого вора, сына Сан Саныча (актер Петров, разумеется) с главой следственного департамента — сыном Доцента-Белого (тоже актер Петров, ему привычно быть сразу везде). Выкрав и спрятав полицейского на даче, блатные обучают молодого вора языку и повадкам следаков, наклеивают парик спецклеем и засылают в здание СК России, чтобы тот выведал у своих подчинённых, куда же, черт возьми, делся исторический шлем.

Поначалу герою неуютно: его ждут подковерные интриги, борьба ведомств и перестрелка с ФСО-шником аппарата охраны президента, сыном Николы Питерского (Стас Борецкий). Но ему удается сохранить свое звание.

Пребывая в шоке от нравов современных силовиков, молодой вор Сан Саныч Петров начинает вразумлять их, насаждая свои порядки: заставляет своих оперов уважать понятия, не беспредельничать, не драться, не крысятничать, не материться, учит отвечать за свой базар и называть друг друга нормальными именами, а не этими вашими донецкими позывными.

Войдя в образ строгого следователя («Украл — подбросил — в тюрьму! Романтика!»), герой невольно перегибает палку: его подчиненные начинают испытывать отвращение к своей профессии и переосмысливать жизнь. Они отказываются от коррупционных схем. Прекращают заниматься рейдерством. Им больше не нравится пытать подозреваемых, подбрасывать наркотики и вымогать взятки. «Шакал я паршивый! Всё крышую и крышую. » — горюет младший лейтенант Алиэкспресс Васильевич, сын Василия Алибабаевича (Михаил Галустян).

В итоге все они решают начать нормальную жизнь: уволиться из СК и сдать своего беспредельщика-полковника настоящим блатным для честного суда по понятиям.

Сиквел старого фильма «Джентльмены удачи», разумеется, должен называться «Рыцари плаща и кинжала».

Спасибо, что переслали этот текст Бондарчуку и Бекмамбетову, теперь осталось только ждать премьеры.

Была ли семья у Трошкина из "Джентльменов удачи"


Один из них – а была ли семья у директора детского сада Евгения Трошкина?


В фильме мы видим замечательного педагога, очень любящего детей. Но когда показывают его дома, то мы видим, что на работу его собирает мама. И всё!


Как получилось так, что такой хороший педагог со стажем не имеет детей? И где его супруга?

В поисках ответа я заглянул в литературный сценарий фильма и выяснил, что в квартире Трошкин проживал не только с мамой, но и бабушкой.

Именно они провожали директора на «симпозиум» (такая легенда была придумана для родных).


И это именно их упоминает археолог Мальцев, когда приехал в Среднюю Азию уговаривать Трошкина на «побег» из тюрьмы. Помните в фильме?

«Кстати о бабушках. Я сегодня забегал к вашим. И сказал, что симпозиум продлили на две недели».


В сценарии, он ещё и передал пирожки от бабушки (в фильме пакетик тоже присутствует, но без объяснений, что в нём лежит).


Так что ответа про жену и детей сценарий не дал.

Но ответ, как мне кажется, есть в самом фильме.

Помните эпизод, когда под видом ограбления Трошкин проник в собственную квартиру? Он взял свои сбережения из ящика стола, где мы увидели его фронтовые награды – орден «Красного знамени», орден «Отечественной войны» (боевой, а не юбилейный), две медали «За отвагу» и одну «За боевые заслуги», и знак «Гвардия» (хоть и не награда, но знак памятный).


Но перед этим Трошки долго смотрит на фотографии на стене, где мы видим портреты его воспитанников.


В сценарии тоже есть этот момент.


В фильме фотографий заметно меньше. Но есть среди них парочка, которые выбиваются из общей картины. Вот этот снимок малыша.


И вот этот – ребёнка чуть старше в тазике.


Есть гипотеза, что конкретно на этих снимках мы видим ребёнка Трошкина, скорее всего его сына, который вместе со своей матерью (женой Трошкина) погибли во время войны.

Эта подтверждает и та боль, с которой он смотрит на эти снимки. Это не скука по воспитанникам. Это гораздо больше.


Почему же эти снимки оказались среди фотографий воспитанников? Можно только гадать. Возможно, что они появились на этой стене первыми, когда Трошкин только пришёл с войны. А потом на ней стали появляться и другие фото детей.

Я не настаиваю на этой версии. Это просто предположение, с которым вы можете и не согласиться.

Использованы кадры из художественного фильма "Джентльмены удачи", режиссёр Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.

Оригинал статьи опубликован мной на моём канале в Яндекс Дзен - Загадка Трошкина из "Джентльменов удачи"

Если вам понравился материал и вас это сильно не затруднит - поставьте пожалуйста лайк этой статье на моём канале в Яндекс Дзен: Загадка Трошкина из "Джентльменов удачи"

Как снимали «Джентльмены удачи»

001

Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.

002

Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

003

Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.

004

Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.

005

Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

006

Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.

007

Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.

008

«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

009

Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.

010

Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!

011

Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»

012

Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

013

В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия. «Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было, - рассказал «АиФ. ТВ Гиду» оператор картины Георгий Куприянов. - Если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем - Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом получилась не самой удачной, но по-другому скрыть отсутствие актёра в цистерне не представлялось возможным».

014

А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».

015

Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.

016

Кстати, эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, - актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз. Однако случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, поэтому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться… Крамаров решил отомстить Муратову - подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова. В таком виде дубль и вошёл в картину.

017

Помните, как в фильме «повар» Василий Алибабаевич («Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!») зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом? Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Поэтому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить. «Всё горело по-настоящему, - рассказывает Александра Демидова. - К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени».

018

Шлем Александра Македон¬ского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, - призналась она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

019

«Джентльменов удачи» сняли всего за три месяца - с февраля по апрель 1971 г. Дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съёмочной группы), детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие герои, - в Москве, тюрьму и побег - в Самарканде.

020

В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.

Читайте также: