Диван в стиле людовика 14
Антикварная мебель в стиле Людовика XIV все чаще используется экспертами для обустройства дома. Действительно, винтажный стиль позволяет привнести определенный вкус и ценность в внутреннее убранство. С покупкой дивана Людовика XIV и период кресла, это инвестиции, что позволяет украсить камин с предметом мебели.
История стиля Людовика XIV
Стиль Людовика XIV был связан с правлением короля Людовика XIV между 1643 и 1715 годами. Король-солнце был на пике в 1678 году, во время Неймегенского договора. Впоследствии Франция считалась доминирующей державой в Европе. Ей удалось силой навязать вкус в таких областях, как искусство, архитектура и театр.
Франция влияет на весь европейский континент с точки зрения стиля. Версаль является символом эпохи. Замок характеризуется богатой и яркой мебелью. Именно король Людовик XIV продиктовал все аспекты искусства и архитектуры. Царь даже диктовал одежду своих придворных.
Модель Людовика xiv является отходом от модели своего предшественника. Действительно, царствование Людовика XIV характеризуется богатством мебели. Много и роскошь присутствуют в живописи, гобелены, мебель и сады. Именно в этот период, что универсальная мебель была омрачена одноразовых мебели, таких как комоды.
Во времена правления Людовика XIV величайшие художники того времени были знаменосцами стиля, который он хотел навязать. Так об этом, например, говорит известный краснодеревщик Буль в мебели. Голдсмит, такие как Делоне в ювелирных изделиях. Знаменитый декоратор Берейн в области декора. Именно в этот период, что серебряные изделия также проникли мебель через мебель, которая была разработана в серебре.
Вернувшись на престол Англии, король Карл II ввел этот французский стиль, который характеризовался роскошью при дворе. Стиль Людовика XIV присутствует через серебряную мебель. Мебель Людовика XIV вдохновила многих стилей, которые последовали.
Во времена правления Людовика XIV у величайших деятелей того времени были бесценные коллекции произведений искусства, которые имеют свое место в музее. Речь идет о кардинале Мазарини, чье состояние в настоящее время оценивается в 100 миллионов евро. Эти коллекции состоят из большого количества подсвечников, столов, благородных тканей, ювелирных изделий, мебели или серебра, медальонов.
Стиль Людовика XIV также проник в средний класс того времени. Оловянные или медные блюда заменяются серебряными блюдами. Кожаные гобелены заменяются золотыми панелями. Мощение и плитка укладыв место для полов.
Как распознать диван Людовика XIV?
Диван Людовика XIV легко узнать, благодаря наличию бронзы. Действительно, этот материал присутствует на ручках и замках. Ноги дивана украшены листвой или ракушками. Даже настольные пояса украшены скульптурой.
Важно признать, стиль салонной мебели вы хотите купить, было бы стыдно запутать используется диван Людовика XVI на старое место Людовика XIV.
Как и в случае с другой мебелью, диван Людовика XIV можно узнать за его симметрию. Кроме того, декоративные элементы, которые присутствуют вдохновлены мифологией, а также древности или даже фауны и флоры, линии прямые, но с поворотами на дереве в отличие от дивана Людовика XVI.
Именно в этот период техника брендинга Boulle встретила большой успех. Например, большинство Луи XIV стиле мебель имеет твердое дерево, металл или рога разметки для продажи.
Стиль Людовика XIV характеризуется идеальной симметрией. Диваны и стулья имеют внушительную и хорошо проложенную спину, чтобы обеспечить комфорт. Кроме того, ноги мебели утешаются или балюстр.
Что касается материалов, то древесина является предпочтительным материалом для мебели в стиле Людовика XIV. Он поставляется в нескольких видах, таких как красное дерево, миндаль, бук или грецкий орех. Некоторая мебель все еще сделана из материалов животного происхождения. Эти материалы в основном импортируются с Дальнего Востока, такие как слоновая кость и лаза.
Диван Людовика XIV узнаваем по декоративным элементам. Действительно, ноги или голова мебели того времени регулярно украшали льва для животных мотивов. Для цветов преобладают лилия и акантус. Наличие ракушек в качестве украшения также отличает диван Людовика XIV.
Какое кресло Людовик XIV выберет для своего дивана?
Стул неизбежен, он идет рука об руку с диваном. Он даже занимает привилегированное место. Эта комната в гостиной ценится за ее комфорт. Кресла бывают самых разных стилей, от старых до более современных.
Выбор кресла зависит от структуры и формы. Чтобы сопровождать диван, вы можете выбрать между сиденьем в стиле Людовика XIV и креслами. Во-первых, сиденья часто позолочены и вырезаны из дерева. Ноги, как правило, квадратные и соединены скобками. Сиденье часто хорошо мягкий и хорошо снабжены качественными тканями. Тем не менее, сиденье остается менее удобным, чем у кресла.
Место в стиле Людовика XIV определяется в соответствии с социальной иерархией. Таким образом, самый простой, который является плитка чиста от низшего класса. Кресло отличается от других типов сидений своей высокой консолью или спинкой балюстера.
Кресла более удобная мебель для сопровождения дивана. Кресло в стиле Людовика XIV поставляется в двух категориях. Классическая модель отличается подлокотником из овечьей кости. Ноги, как правило, крест или балюстр. Он также характеризуется его наложения назад и его разряда около двадцати см. Удобный стул считается предком стула пастуха Людовика XV. Подлокотники хорошо проложены и хорошо выложены. Папка формируется парой ушей.
Буфет Людовика XIV
Мебель XIV века является подлинным шедевром мебели. Один из самых роскошных работ из родного дерева, искусство скульптуры черного дерева приводит к чудом мебели.
Характеризуется великолепием его украшения, мебель этого периода имеет истинную элегантность из века в век. Под нетипичным орнаментом, очарование этой мебели ощущается по всей комнате.
Стиль Людовика XIV
Стиль Людовика XIV характеризуется мебелью богатства и роялти. Благодаря своему величественному и роскошному внешнему виду, мебель Людовика XIV выполнена из цельного дерева, обычно черного дерева, грецкого ореха, твердого дуба.
Несколько мебели подсчитаны для этого типа such as стол, шкаф, шкаф, комод и другие. Предшествуя стилю Людовика XIV. Баффет Людовик XIII характеризовался более строгим украшением (прямые линии), что придало ему жесткий вид.
Вдохновленная стилем Буфет Людовика XIII, модель Людовика XIV за буфетом в барокко более эстетична и артистична. Изготовленная компетентным мастером, который сам дал свое имя своей технике, мебель того времени была изготовлена оригинальным типом маркетри из конкретных материалов.
Существует много мебельного стиля на продажу по непревзойденным ценам, в двух тел шведский стол или в ряд. Некоторые регионы специализируются на этом стиле мебели, таких как долина Луара.
Старые буфеты Людовика XIV
В буфете Louis XIV используются исключительно импортные грецкие орехи, бук, дуб, экзотические леса, азиатские и африканские леса. Мебель в этом стиле украшена классическими техниками маркетри, шпона, листового позолоты. Твердое дерево и мрамор украшают шкаф в стиле Людовика XIV.
Многие предметы мебели этого периода были сделаны, как и многие другие, из твердого дерева, в частности, дуба, грецкого ореха или мрамора.
Совершенство отличается в мастерстве мастера Андре-Шарля Буле и ассимиляции стиля Ле Брюн. Краснодеревка работы на мебели того времени была традиционной, но высоты мебели королевских домов.
Стили буфетов, которые последовали
Многие стили следовали буфеты Людовика XIV или даже называли стиль регентства. После этого стиля родилась история декоративно-прикладного искусства, известного как рокера или рококо. Примечательно легче, эти мебель более богато и традиционные.
Самая известная мебель и, возможно, Людовик XV, он отличается от других изогнутыми линиями, и драгоценные деревянные marqueteries, старый Луи XV шведский стол также хорошая идея если вы покупаете предмет мебели для того чтобы восстановить.
Самая хорошо продуманная мебель - это ящики для комодов, небольшой стол и несколько видов сидений. Затем наступает переход и стиль Людовика XVI. В отличие от предыдущего стиля, мебель этой эпохи, как правило, грубее. Оба стремясь к стилю древности, но представляют больше разнообразия по форме и декорации.
Другой переход - стиль Directoire, который объединяет предыдущий стиль, стиль Людовика XVI и стиль, который будет следовать, а именно стиль империи. Качество было основным бизнесом для этого стиля. Действительно, древесина является основным материалом мебели, потому что, будучи гораздо очевидным, она должна быть безупречной и высшего качества.
Затем наступает стиль модерна, который основан на эстетике изогнутых линий. Как и все стили, которые предшествовали ему, модернизм, наконец, пришел, который снял орнамент и представил новые формы украшения.
Как распознать стиль Людовика XIV?
Стиль Людовика XIV характеризуется мебелью из твердого дерева. Стиль Людовика XIV выделяется из влияния других соседних стран, чтобы быть первым истинным подлинным французским стилем.
Мебель того времени была больше ориентирована на резьбу и стрельбу из дерева. С ногой, идеально повернутой в торсы, четки или балюстр, мебель в стиле Людовика XIV имела более редкий мотив, такой как головы львов, молосоны или ливы женщин.
Сделано из твердого дерева, шведский стол, шкаф, шкаф. скульптурные с уточнением. Вообще алмазнаконечником модели или мальтийский крест на мебели стиле Людовика XIV.
Стиль Людовика XIV — вершина безраздельной власти роскоши в дизайне интерьера
Стиль Людовика XIV — это направление в дизайне интерьера середины XVII — начала XVIII веков, для которого характерно изящное сочетание классицизма и барокко. В стиле Людовика XIV оформлен один из наиболее известных дворцовых комплексов мира — роскошный Версаль. Строительство этой роскошной королевской резиденции продолжалось более 40 лет, а над воплощением грандиозной идеи монарха трудились лучшие архитекторы, дизайнеры и мебельщики Франции.
Стиль Людовика XIV часто именуют «Большим стилем», но не только в знак признания значительного его влияния на европейскую архитектуру и дизайн. Это название также недвусмысленно подчеркивает масштабность и умопомрачительную дороговизну реализации грандиозных планов короля.
Периоды и особенности стиля Людовика XIV
Стиль Людовика XIV господствовал во Франции на протяжении более 70 лет и за это время постоянно претерпевал некоторые изменения. Эксперты в сфере дизайна выделяют 3 основных периода развития этого направления:
- Ранний (1643-1660) — с преобладанием мотивов античного и французского классицизма.
- Средний (1660-1690) — с широким заимствованием элементов стиля барокко.
- Поздний (1690-1715) — с постепенным смещением акцентов оформления комнат в сторону свободных линий и легкости форм.
К характерным особенностям стиля Людовика XIV в дизайне интерьера можно по праву отнести:
- Огромные картины художников размерами выше человеческого роста на стенах.
- Большое количество дворцовой мебели из элитных пород дерева, украшенной искусной резьбой, инкрустацией и позолотой.
- Утонченную форму ножек мебели (комодов, секретеров, столов, стульев и кресел).
- Обшивку сидений и спинок дорогими тканями с замысловатыми орнаментами. и шелковых тканей в убранстве комнат.
- Массивные люстры из хрусталя, подвешенные к расписному потолку.
- Большое количество самого разного декора (кружев, посуды, кованых элементов) в обстановке помещений.
- Широкое использование мрамора и ценных пород древесины в качестве основных отделочных материалов.
- Богатое оформление зеркальных и картинных рам.
Король-солнце с помощью целой плеяды искусных мастеров создал уникальный роскошный стиль интерьера, величие которого и сегодня производит потрясающее впечатление на любого человека. Но в наши дни даже самые богатые люди крайне редко пытаются копировать такую обстановку в своих апартаментах.
История Большого стиля неразрывно связана с эпохой правления Людовика XIV и берет свое начало с 1643 года. В наследство юному 5-летнему королю, вступившему на престол, от отца достался Лувр, который на протяжении более 300 лет был официальной резиденцией французских монархов.
В те годы в искусстве господствовал классицизм, а реальное управление Францией находилось в руках кардинала Мазарини. Поэтому ранний период Большого стиля не ознаменовался значительными изменениями в дизайне и архитектуре.
Но в 1661 году после смерти Мазарини Людовик сконцентрировал в своих руках абсолютную власть и незамедлительно начал действовать. Он отдал распоряжение о строительстве Версаля, который тогда представлял собой скромный охотничий домик. Амбициозный монарх привлек к реализации своего замысла лучшие умы Франции, лично руководил строительством и расширением дворца вплоть до своей смерти.
Над созданием роскошного дворцового комплекса трудились выдающие мастера:
- Андре Ленотр (André Le Nôtre) занимался ландшафтным дизайном огромной территории комплекса площадью более 8,2 км²;
- Людовик Лево (Louis Le Vau) и Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) возглавляли архитектурные работы;
- Шарль Лебрен (Charles Le Brun) был назначен ответственным за внутреннее оформление комнат дворца; (André-Charles Boulle) создавал роскошные образцы мебели.
Именно Шарлю Лебрену большинство историков приписывают авторство создания Большого стиля в дизайне интерьера. Известный художник умело пользовался покровительством короля, подбирал декоративное оформление для каждого зала и лично расписывал помещения Версальского дворца. Для эффективного воплощения в жизнь замыслов монарха Лебрен основал «Мануфактуру королевской меблировки». Это предприятие в течение почти 30 лет занималось производством для Версаля:
- и мебели;
- светильников и драпировки; и подоконников.
Лебрену удалось изящно совместить воедино элементы классицизма и барокко в новом стиле дизайна, который очень нравился королю. Художник руководил работами по внутреннему оформлению Версаля вплоть до своей смерти в 1690 году.
После кончины Лебрена Людовик XIV не нашел ему достойной замены и постепенно начал терять интерес к идее дальнейшего расширения своей резиденции. В последующие 25 лет Большой стиль хоть и оставался господствующим, но начал испытывать серьезное влияние зарождающегося рококо. Смерть Людовика XIV в 1715 году ознаменовала собой закат популярности именного стиля великого французского короля. Настало время перемен и были созданы условия для появления новых направлений дизайна интерьера.
На портале Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах искусства и приобрести любые предметы антиквариата. Наш сайт также предоставляет всем желающим прекрасную возможность купить картины и предметы декора всех стилей и направлений напрямую у современных мастеров.
Эволюция дивана
Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.
Диван в Османской империи: немного лингвистики
Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.
рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club
Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.
Диван в эпоху античности
Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.
И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.
рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия
Диван в Средневековье
Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.
Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.
Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.
Мягкий диван в эпоху Возрождения
Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.
Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.
Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.
Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.
Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.
Диваны в Версальском дворце
Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.
Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.
Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.
Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)
Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.
Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.
В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.
Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.
Диваны Честерфилд
Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.
Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.
Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.
Чем он был так необычен?
- Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
- Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
- Сиденье располагалось довольно низко
- Подлокотниками служили удобные валики
- Подлокотники и спинка располагались на одной высоте
Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.
В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).
Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.
Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.
Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим
Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.
Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).
рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия
Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.
Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).
Диваны XIX века
Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.
Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):
Диванная эклектика и ар нуво
Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.
А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.
Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .
Одна из особенностей диванов ар нуво - это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) - еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.
Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье
Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии - изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.
В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна - кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.
Ножки дивана - это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.
LC5 - отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.
Диванные фантазии Сальвадора Дали
Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.
Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов. Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.
На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет - это S-образный двухместный диван Vis-à-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.
Диваны СССР
Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.
Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).
Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.
В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.
Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом - “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.
Диваны: современные разработки
Диваны нового поколения - это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.
И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)
Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка - диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24) - находка для небольших квартир.
Модульные диваны - один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” - девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы - все зависит от изначальной конфигурации.
Сам по себе диван - предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.
А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.
Диван - не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков. На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском - “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно - диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.
Пожалуй, диван - это чуть больше, чем мебель.
При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.
Андре-Шарль Буль: мебельщик Людовика XIV и его «маркетри Буля» (Boulle marquetry).
История никогда не благоволила мастерам прикладного искусства. В лучшем случае, до нас доходят их имена и отдельные вехи биографии, и Андре-Шарль Буль, являясь одним из самых знаменитых мебельщиков Франции, не исключение. Но в отличие от других мастеров, само его имя стало нарицательным, а «мебель в стиле Буль» продается в самых фешенебельных магазинах мира.
Андре-Шарль Буль был потомственным мебельщиком.
Его отец, Жан Буль (настоящее имя Йохан Болт намекает на еврейское происхождение) сначала держал небольшой мебельный магазин в Гельдерне (Германия), потом перебрался во Францию. У Жана было несколько сыновей, но именно Андре было суждено не просто продолжить дело отца, а стать одним из величайших мастеров столярного дела Франции.
Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642-1732)
После того, как Жан передал сыну все, что знал сам, Андре отправился во Фландрию, где на протяжении трех лет учился у мастеров мебельного дела, живописи, рисунка и граверного искусства. Как раз в это время здесь складывался свой собственный художественный стиль, «фламандское барокко», отличающийся народностью, пышностью и стремлением к реалистичности. Знакомство с этим стилем оказало на творчество Буля огромное влияние.
Вернувшись в Париж, Андре-Шарль сначала пробует себя как художник (во всяком случае, первые дошедшие до нас документы упоминают его как живописца), но либо понимает, что это не его, либо просто не находит признания – и возвращается к работе с деревом.
Этому способствовало сразу несколько параллельно произошедших событий, и не даром историки утверждают, что Андре-Шарль Буль родился очень вовремя – живи он полувеком раньше или позже, и скорее всего, до нас бы не дошло даже его имя. Судите сами:
В семидесятые годы XVII века Людовик решает перенести свою парадную резиденцию в Версаль. До этого он уже начал строительные работы по расширению Лувра и его объединению с Тюильри, но это было не то. Ему нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе и, по его мнению, Версаль, где в то время был небольшой охотничий дворец его отца, подходил для этого как нельзя лучше.
За работу взялись именитые мастера: архитектор Ж.-А. Мансар, живописец Ш. Лебрен, садовод-планировщик А. Ленотр.
Оставалась мебель. Причем мебели требовалось много, и это должны были быть настоящие произведения искусства. Специально для этой цели в 1678 году королевскую мастерскую расширяют в несколько раз и дают ей название «Мануфактура королевской меблировки». И именно в это время, очень некстати, внезапно умирает руководивший мануфактурой придворный столяр Жан Марсе.
Андре-Шарль Буль тогда уже приобрел известность как чрезвычайно талантливый столяр, а в его мастерской работало около 40 человек Так что нет ничего удивительного, что он был рекомендован первым министром, Людовика, Кольбером, как «самый искусный краснодеревщик Парижа».
Мы не знаем подробности встречи. Очевидно, Буль смог доказать Людовику, что действительно является первоклассным мастером по дереву, достойным королевского двора.
Кабинет, созданный между 1670 и 1680гг для Парижского суда. На протяжении многих лет считался произведением Пьера Голе (c. 1620-1684), сейчас отнесен к творчеству А.- Ш. Буля.
Но многие ученые сходятся во мнении, что выбор пал на Буля еще и благодаря уникальному дизайну его изделий, близких новой парадигме искусства, классицизму.
Дело в том, что в результате религиозных войн XVI века авторитет монархии среди населения Франции был в известной степени подорван, а классицизм, с его стремлением к гармонии, упорядоченности и лаконичности, оправдывал монархический строй, скажем так, на рациональном уровне. Кроме того, Франция закрепляла за собой статус державы, лидирующей в большинстве областей художественного творчества, и как раз перехватывала у Италии ее двухвековую роль законодательницы моды. Другими словами, все тот же классицизм противопоставлялся итальянскому барокко.
С этой точки зрения, выбор Людовика XIV был очевиден.
Эскизы А.-Ш. Буля.
Так или иначе, в 1672 Андре-Шарль Буль получает должность Ebeniste du Roy (королевский мастер по эбеновому дереву), ему выдается грамота на жилье в Лувре и дополнительные преимущества свободы от торговых гильдий.
В этом дворце Буль и прожил всю свою жизнь, став одним из самых востребованных краснодеревщиков в Европе.
Краснодеревщик и клиент. Ок. 1770
Разумеется, его основным заказчиком оставался Людовик XIV, королева и принцы крови, а также многочисленная французская знать. Версаль, Лувр, Во-ле-Виконт, Шеверни – его мебель украсила многие дворцы Франции.
Версаль. Апартаменты Марии-Антуанетты
Но Буль работал и на иностранных заказчиков. За его изделиями занимали очередь: испанский король Филипп V, король Саксонии Фридрих Август II Сильный, курфюрсты Баварский и Кёльнский и многие другие влиятельнейшие люди того времени.
При этом, несмотря на бешеную популярность своих работ и баснословные цены на изделия Булю постоянно не хватало денег. И причина вовсе не в том, что он не умел вести дела – Андре-Шарль Буль был страстным коллекционером живописи. Он не пропускал ни одного аукциона, тратил авансы клиентов и занимал огромные деньги, чтобы приобрести очередную картину или эскиз известного мастера.
В результате королевский мебельщик регулярно не мог вовремя заплатить мастерам за труд, а иногда не выполнял заказы, за которые уже была внесена предоплата. Доходило даже до судебных разбирательств, в результате одного из которых Буль оказался под угрозой долговой тюрьмы, а его имущество в Версале было арестовано.
Разумеется, король поддерживал своего Ebeniste du Roy, и иногда давал Булю отсрочку для погашения всех долгов и разрешения конфликтов с заказчиками, но королевское терпение было небезгранично.
Инкрустированный Письменный стол Людовика XV
В 1720 году из-за пожара в одном из салонов финансовое Буля положение становится еще более шатким. В огне погибают станки, инструменты, материалы и готовые изделия на общую сумму 370 тысяч ливров (для сравнения: по А. Дюма, Д'Артаньян на вершине карьеры получал 20 тысяч ливров в год). Все что не сгорело, было в спешном порядке продано для погашения долгов. В надежде на финансовую помощь Буль отправил регенту письмо с ходатайством, но ответа так и не получил…
Андре-Шарль Буль не избавился от долгов до самой своей смерти 28 февраля 1732 года, и они перешли к его сыновьям (у него было семеро детей, из них четыре сына, продолживших дело отца). Одному из сыновей даже пришлось отсидеть в долговой тюрьме.
Дизайн
Особое место Андре-Шарля Буля в истории мебели обусловлено тем, что он оказался одним из первых, кто отбросил ряд принципов царившего в Европе итальянского барокко и обратился к новой парадигме – классицизму.
Во-первых, его корпусная мебель, прежде всего шкафы, обычно лишена архитектонических элементов: боковых несущих опор, роль которых выполняют торцы боковых стенок, и горизонтальных несомых (нижней и верхней стенок). Это достигается за счет применения накладных дверей, которые, кстати, до Буля в мебельном деле не использовались. В результате корпусная мебель, изготовленная в королевской мануфактуре, почти всегда имеет простую прямоугольную форму.
Большой шкаф, ок. 1710. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гардероб. Ок. 1700. Дуб, эбеновое дерево, панцирь черепахи. Замки и петли оловянные с позолотой.
Во-вторых, Буль не боится оставлять фасады мебели плоскими, что для мебельщиков того времени было нехарактерно.
Дело в том, что в барокко (да, в общем, и до барокко) художественная ценность вещи была неразрывно связана с работой над ней. Простая гладкая поверхность, без резьбы, накладных деталей или облицовки, воспринималась как необработанная и была недопустима. Только в эпоху Классицизма положение меняется, и плоскость становится самостоятельным средством художественной выразительности. Мастера начинают использовать большие поверхности со слабо выраженной фактурой древесины или даже совсем без фактуры (покрашенную и залакированную).
Комод в стиле Людовика XIV, ок. 1710 года. Шпон ценных пород дерева, золоченые бронзовые накладки.
Конечно, на такой радикализм Буль пойти просто не мог. Не будем забывать, что он на короля, и его мебель по определению должна быть роскошной. По этой причине в ней остается много барочных элементов, выражаемых в обильной и сложной декоративной отделке поверхностей изделий. Но – Андре-Шарль Буль впервые делает ее абсолютно плоской.
Стол, 1690-1700, Художественный музей Карнеги, Питсбург, штат Пенсильвания, США
Он работает в технике интарсии и маркетри, и нарушает общую плоскость фасадов только небольшими вставками из латуни (обычно это рельефные фигурки или головы мифологических персонажей, а также узкий латунный профиль обрамлений на створках). Для его времени это было весьма смелое решение.
А.-Ш. Буль. Витрина для посуды
Узоры, используемые Булем, тоже нетипичны. Очевидно, трехлетние обучение у фламандских мастеров не пошло зря – в декоре мебели преобладали натуралистично изображенные цветочные натюрморты, чаще всего - вазы с тюльпанами, розами и жасмином.
Стол. (От 1680 до 1690). Калифорния Дворец Почетного легиона
Интарсия по мебели, выполненная А.-Ш. Булем
Но с середины 80-х годов XVII века, когда меблировка Версаля уже в основном завершена, сюжеты декора резко меняются. В композициях появляется много мелких и сложных деталей, они превращаются почти в арабески! Меняется и техника декорирования – в этот период Буль приходит к технике маркетри, впоследствии названной в его честь – «маркетри Буля». О ней мы еще расскажем подробнее.
Стол. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
Гардероб с часами, 1715г. Черное дерево с инкрустацией, высота 302 см. Собрание Уоллес, Лондон
Узоры, используемые А.-Ш. Булем в декорировании мебели
Наконец, в-третьих, Андре-Шарль Буль был одним из первых, кто не просто делал мебель – а меблировал комнату. Он привязывал каждое изделие к конкретному интерьеру, и свободно менял конструктивные особенности мебели, чтобы она смотрелась гармонично.
Именно по этой причине барочные элементы мебели, изготовленной для Версаля, выражены в наименьшей степени по сравнению с другими работами Буля. Версаль был построен уже по канонам классицизма, а целостные и ритмичные классические интерьеры плохо сочетались с самодостаточной и замкнутой в себе барочной мебелью, становившейся как бы архитектурой второго порядка.
Кстати, мебель Буля многим кажется чрезмерно статичной и вычурной лишь потому, что мы видим ее в музеях и залах дворцов, а на самом деле она предназначалась в основном для личных помещений, спален и кабинетов – сравнительно небольших комнат с богатым убранством, шелковыми обоями и т.д. В таких интерьерых мебель Буля смотрелась весьма гармонично.
Большая гостиная, меблированная А.-Ш. Булем. Собрание Уоллеса, Лондон
Boulle marquetry и другие техники декорирования
Мы уже упоминали, что Андре-Шарль Буль использовал для декорирования мебели интарсию и маркетри.
Напомним, что интарсия – известная со времён Древнего Египта техника инкрустации деревом по дереву. Для изготовления интарсии из тонких полосок разных сортов древесины склеивают необходимый рисунок и вкладывают в соответствующую нишу на поверхности украшаемого предмет, после чего поверхность тщательно полируется.
Маркетри – сочетание интарсии и облицовывания, т.е. наклеивания набранного узора на украшаемую поверхность. Эта техника в Европе появилась значительно позже, во 2-й половине 16 века, после изобретения станка для производства пиленого шпона.
Лобзик и станок для производства пиленого шпона. XVII век
Но именно Андре-Шарль Буль усовершенствовал технологию маркетри и довел ее до абсолютного совершенства.
Главным нововведением Буля было использование, помимо дерева, дополнительных материалов среди которых: цветные металлы, перламутр, слоновая кость, и, в первую очередь, черепаший панцирь.
Технология работы была следующей.
Панцирь размягчали в горячей воде и под прессом придавали ему нужную форму. Затем полировали, иногда подкрашивали для придания определенного оттенка, после чего нарезали на пластины нужного размера.
Черепаховые пластины складывали с тонкой металлической пластиной, обычно латунной или из сплава олова, и укладывали между двумя листами дерева. Все слои между собой склеивались, после чего распиливались (сразу все) по нанесенному на верхний слой рисунку. Таким образом, после разделения слоев получались сразу два набора для одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie, а черепаховые фрагменты - на латунный фон, образуя зеркальный по контрасту contre-partie.
Кстати, по этой причине мебель, украшенная в технике «Буль», часто выполнялась в парных экземплярах.
Парные ларцы для ценностей. Маркетри Буля с использованием позолоченной бронзы
После наложения узора на декорируемую поверхность, латунные участки подвергались дополнительной гравировке – это позволяло достичь детализации и эффекта глубины. Затем вся поверхность протиралась акульей кожей (по фактуре она напоминает наждачную бумагу) и полировалась смесью угля и масла (этот состав заполнял выгравированные углубления, делая рисунок более выразительным).
Такой способ декорирования приобрел огромную популярность, вытеснив классические маркетри и интарсию, и был впоследствии назван в честь своего автора – «маркетри Буля» (Boulle marquetry).
Секретер с откидной крышкой. Изготовлен Булем в 1710 году, восстановлен в 1770-1775 гг французским краснодеревщиком, реставратором художественной мебели Хэтьенном Левассером.
Кабинет, Версаль, 1700
В декорировании мебели Буль также широко использовал технику пике. Для этого в просверленные отверстия вертикально вставляли отрезки нагретой золотой или серебряной проволоки, после чего излишки спиливали, а поверхность полировали. Получался кружевной узор из золотых точек.
В качестве завершающего штриха мебель обычно украшали рельефными накладками из позолоченной и гравированной бронзы (ormolu). Это делалось не только для красоты, но и для защиты уязвимых частей мебели (замков, краев, ножек) от механических повреждений. Кстати, такие бронзовые накладки – тоже нововведение Буля.
Комод , 1710г 87.6 x 128.3 x 62.9 см , Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Кабинет в стиле Людовика XIV, ок. 1680
В заключение хочется отметить, что понятие «мебель в стиле Буль» уже при жизни Андре перестала обозначать только авторство изделий. Во-первых, потому что сам Андре-Шарль был руководителем мануфактуры, но далеко не единственным «дизайнером» изделий, подававшихся короля под его именем (сам он занимался преимущественно шкафами и комодами). Во-вторых, потому что с ростом популярности у него появилось множество подражателей и имитаторов, в том числе вполне талантливых.
Читайте также: