Диван бог во святых своих

Обновлено: 09.01.2025

Царства земная, пойте Богу. Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа.

Воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе. Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное: на востоки — сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Се даст гласу Своему глас силы. Гласом силы называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 33-36 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

Изобразив чудеса присутствия Божия в Церкви и ее славную судьбу, сопряженную с превознесением Мессии, и заключив пророчество молитвою, Давид прекращает собственную песнь. Он возвращается к тому, с чего начал, и, представив действительнейшие побуждения к прославлению Бога, с новою силою призывает к прославлению Его не одну Израильскую, но Вселенскую Церковь всех мест и времен, так как мысль его занята судьбою ее всеобщей.

«Не твою одну судьбу, о Израиль, я ублажаю, и потому не тебя одного приглашаю к участию в моем славословии. Царства земные! Царства даже языческие! Бог дарует и вам Господа Мессию, убо и вы пойте Богу, бряцайте Господу. Служите не ничтожным божествам, которые вы мните обретать на земле, ниже силам небесным. Но Богу, шествующему в небесах небес, обитающему превыше зримых или постигаемых тварями небес, живущему в небесах небес древних (קדם, см.: Пс.42:2), или еще без сравнения паче самых небес Ветхому деньми, ходящему в небесах небес востока (ибо קדם значит и сие) вечного, незаходимого, производимого присутствием оного несозданного Солнца».

«Се даст Он во гласе Своем глас силы. Если, то есть, возглаголет, то возглаголет гласом сильным. Вы слышите сей крепкий глагол в громах естественных, но се несравненно нуднее услышится он в седми таинственных гласах и громах судеб его (см.: Апок.10:3; Пс.23)».

«Дадите, воспишите силу Богу: и дабы самые неведущие сего Всемогущего Бога могли его узнать, се Его знамение: на Израиле вы узрите Его превознесение, ближайшие следы Его чудодейственного величия; существенная же сила Его превыше облаков».

«Страшен еси, Боже, от святилищ Твоих, каковы Синай и Сион».

«И сей самый Бог, столь чудесно являющийся Израилю, есть единый всеобщий источник силы и крепости для всех народов».

«Но можно ли изобразить сего Бога? Его можно только признавать, любить и благословлять. Благословен Бог!»

Объяснение псалма LXVII.

Блж. Феодорит Кирский

Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви

Все живущие во вселенной, говорит Пророк, примите свет Боговедения, и за благодеяние принесите песнопение.

Евфимий Зигабен

Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви

Сии слова служат изъяснением выше сказанных двух речений; потому что в них повелевает и всем, по уверовании во Христа с царями их, петь и воспевать Ему песни и духовные псалмопения.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

См. Толкование на Пс. 67:32

Еп. Ириней (Орда)

Наконец, псалмопевец требует, чтобы царства, т.е. цари земли, языческие цари и народы признали Бога и прославили Его, величественного, всемогущего, милостивого Защитника Израиля.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Царства земные! Воспевайте Господа, покровителя Израиля, которому он даст силу и крепость

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 33–34 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы

Под царствами земными разумеются здесь все народы, живущие на земле, с их правителями-царями. Призывая их к прославлению Бога, псалмопевец пророчествует о Христе Спасителе и говорит, во-первых, о Его вознесении на небо, именно, что Ему, Христу Богу, имеющему вознестись превыше всех небес, на небо небесе, должны покориться не только египетские цари и эфиопские вельможи с их народами, а и все народы и царства земные должны познать Бога, уверовать в Него и воздать Ему должную дань хвалы и благодарения как Владычествующему во всем мире и шествующему на небесах небес от века (как читаем в пер. с евр.). Словами «от века» (вместо славянского – на востоки) дает знать, что весь человеческий род от самого начала творения мира находится под властию Божией, и что, при всем необъятном пространстве небес, всемогущая сила Божия, при всех разнообразных кругобращениях и переворотах, чрез столь продолжительное течение веков удерживающая равномерную красоту и порядок в мире, тем самым проявляет величество и славу Божию. Выражение: восшедший на небо небесе на востоки дает еще и ту мысль, что Господь Бог, царствующий на высочайшем из небес, после победы восходит туда, где Его область как Присносущного Света – на востоки. Вместе с тем и тут же псалмопевец дает понять, что Господь Бог всесильным повелением Своим производит гром, который звуком своим сотрясает небо и землю: се, даст гласу Своему глас силы. Гласом силы, по св. Афанасию, назван здесь «глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по его велению» [3, с. 227]. Блж. Феодорит под гласом силы разумеет глас Божий, при сошествии Святого Духа проявившийся в бурном дыхании (Деян. 2:2, ср. Пс. 28:5) [6, с. 316].

Диван бог во святых своих

Пс.67:1 . В конец, псалом песни Давиду.

В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь, и даже обещает, что обратятся многие из преогорчевающих и погрязших в море удовольствий. А тем не менее возвещает избрание Апостолов, также показывает, кто они, и откуда, благовествует веру в Господа всех язычников, при этом же ясно учит и о восшествии Господнем на небеса. Все это можно видеть, разбирая каждый стих один за другим.

Пс.67:2 . Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми.

Пс.67:5 . Путесотворите Восшедшему на запады.

Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями на последок времен явившегося во плоти живущим на земле. Или, «Восшедшему на запады» значит «Снисшедшему даже до ада».

Пс.67:6 . Да смятутся от лица Его ,

то есть, полчища демонов.

Отца сирых и судии вдовиц .

«Сирыми» называет беззащитных, а «вдовицами» – души, неуневещенные Слову, потому что Он – заступник немощных, подобно нам не имеющих человеческой помощи. Кто же сей Заступник и каков Он?

Бог в месте Святем Своем .

Поелику наименовал Его «восшедш им на запады» , т.е. снисшедшим до глубин адовых, то снова учит, что, восшедши на небеса, стал Он на Своем месте, хотя и никогда нимало не отступал от него Божеским естеством.

Пс.67:7 . Бог вселит единомысленныя в дом .

«Единомысленными» называет тех, которые Ему единому посвятили жизнь свою, и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания. Посему, обещает таковым вселение в дому Его, небесном граде.

Изводя окованныя мужеством .

Это подобно сказанному «сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся» ( Ис. 49, 9 ). «Узами» же и «тьмою» называет служение демонам.

Такожде преогорчевающия живущия во гробех .

Говорит это, потому что и во ад «сошед проповеда» там «духовом противльшимся иногда» ( 1Петр. 3, 19–20 ). Ибо «преогорчевающия» сказано вместо «преогорчившие».

Пс.67:8 . Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни .

Показывает, что нисшедший даже до ада есть Тот самый, Кто древле чрез Моисея извел Израиля из Египта. А посему говорит, что, когда предшествовал Ты народу Своему, исшедшему из Египта,

то есть исшествие его стало известно во всей земле.

Земля потрясеся, ибо небеса ка́нуша .

Небеса искапали духовную пищу, разумеет же манну.

От лица Бога Синаина ,

т.е. Бога, на горе Синайской давшего закон.

От лица Бога Израилева.

Израиль есть ум зрящий Бога.

Пс.67:10 . Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему.

«Дождем» именует евангельское слово, по сказанному: «снидет яко дождь на руно» ( Пс. 71, 6 ). «Вольным» же называет в отличие от служения подзаконного, потому что подзаконные службы допущены Им не добровольно, по сказанному: «кто. изыска сия из рук ваших» ( Ис. 1, 12 )? или: «всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя» ( Иер. 6, 20 ).

И изнеможе, Ты же совершил еси е .

Изнемог древле, когда идолослужительствовал. Но «совершил еси е» , призвав евангельскою проповедью.

Пс.67:11 . Животная Твоя живут на ней .

«Животными» называет здесь приобщившихся животворящей пищи. «На ней» же не тоже ли значит, что и «в достоянии Его»?

Уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже .

Что же уготовал, как не «ихже око не виде, и ухо не слыша» ( 1Кор. 2, 9 )? И кто нищий, как не один из тех, о которых сказал: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф. 5, 3 )?

Пс.67:12 . Господь даст глагол благовествующим силою многою.

Сам даст глагол святым Своим Апостолам, чтобы могли они проповедовать евангелие. А это подобно сказанному: «не пецытеся, что речете, или что возглаголете: дастбося вам в той час, что речете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца Моего глаголяй в вас» ( Мф. 10, 19–20 ). А сказанное: «силою многою» – должно понимать в связи с словами: «Господь даст глагол» , но не с словом: «благовествующим» , как думали некоторые. Ибо выражает ту мысль, что Бог с великою силою дает глагол благовествующим, то есть: намеревающимся возвестить нам блага наши Тот же подает и слово, Кто подает случай к благовествованию.

Пс.67:13 . Царь сил возлюбленнаго.

Сам Господь дал глагол таинникам, потому что Он есть Царь возлюбленного народа, Он же и сила его.

Красотою дому разделити корысти .

«Дом» – уверовавшие во Христа, «красота дома» – святые Его ученики и Апостолы. Посему говорит, что красоте дома, то есть Евангелистам, дает глагол, чтобы «разделити корысти» , т.е. привлечь язычников к вере и расхитить корысти у сатаны.

Пс.67:14 . Аще поспите посреде предел.

Речь эта обращена к святым Апостолам. Если, говорит, приимут вас пределы («пределами» же называет уверовавших из двух народов), и потому, если упокоитесь в них, то даны будут им «криле голубине» с позлащенными «междорамия ми». Разумеет же, что приявшие святых Апостолов сподобятся Духа Святого. Междорамия же голубиные называет позлащенными, потому что умы приявших соделает многоценными, т.е. мудрыми.

Пс.67:15 . Внегда разнствит Небесный цари на ней .

Царями именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния.

«Оснежатся» же сказано вместо «очистятся», а «в Селмоне» толкуется: «в воздаянии». Посему говорит, что приявшие святых Апостолов в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя примут очищение грехов.

Пс.67:16 . Гора Божия гора тучная .

«Горою» именует Церковь, называет же ее «тучною», потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными.

Гора усыренная, гора тучная .

Пс.67:17 . Вскую непщуете горы усыренныя?

«Усыренное» значит напитанное млеком, то есть, простым словом учения, по сказанному: «млеком вы напоих, а не брашном» ( 1Кор. 3, 2 ). Посему упрекает предполагающих, что и еретические церкви могут быть усыренными, потому что нет в них ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния. Поэтому, «вскую непщуете » , будто бы вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, «юже благоволи Бог жити в ней?» А что живет Он в Церкви, это явствует из сказанного Им самим: «зде вселюся, яко изволих и» ( Пс. 131, 14 ).

Пс.67:18 . Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих.

«Колесницею Божией» называет небесные и умные силы, которые носят на себе Бога. Это подобно сказанному: «тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» ( Дан. 7, 10 ). Они же суть и гобзующие, или радующиеся, потому что избавлены от греха. Посему, носимый тьмами на сей колеснице есть тот же Господь, Который и на святой горе Синае дал закон.

Пс.67:19 . восшел на высоту ,

разумеет же высоту креста, и

то есть возвратил из плена души, плененный диаволом. Ибо это обещал Он, говоря: «аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ).

Приял еси даяния в человецех .

От кого же приял даяния человеков, как не от Отца, изрекшего: «проси от Мене , и дам Ти языки достояние Твое» ( Пс. 2, 8 )?

Ибо не покаряющыяся, еже вселитися .

Те самые человеки, которых приял Ты в даяние, древле были непокорящимися, но и в них, говорит, вселился Ты. Смысл речи отыскивается чрез перестановку слов.

Приял еси даяния в человецех ,

почему и вселяешься в них, то есть в данных Тебе. Но те самые, которых приял Ты, древле были непокорны. Явно же, что непокорны были, когда служили твари паче Творца.

Пс.67:20 . Господь Бог благословен, благословен Господь день дне .

По совершении великого дела возносит песнь Богу Апостольский лик.

Поспешит нам Бог спасений наших .

Ты, Владыко, отверзешь дверь слова, чтобы благоуспешен был для нас путь проповеди.

Пс.67:21 . Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная .

Ясно выражает уверенность свою, что доведенных до смерти за проповедь изведет победоносно, потому что Его суть «исходища смертная» .

Пс.67:22 . Обаче Бог сокрушит главы врагов

его, то есть лика Апостолов, ибо избавит их, сокрушив главы врагов. Выражение же заимствовано от подобия змей, которые, когда нападают на человека, поражаемые в главу, сами погибают. Но речь эта имеет приложение и к начальникам народа иудейского.

Верх влас преходящих в прегрешениих своих.

«Верхом влас» называет опять главу, разумеет же, что сокрушит главы согрешающих нераскаянно.

Пс.67:23 . Рече Господь: от Васана обращу.

«Васан» толкуется: горечь или преогорчение. Посему говорит, что от дома преогорчевающего, т.е. от дома Израилева, обратит к Себе.

Обращу во глубинах морских.

И низринувшихся в бездну сластолюбия, говорит, обращу к Себе.

Пс.67:24 . Яко да омо́чится нога Твоя в кро́ви.

Показывает, как они обратятся. Каким же именно образом? Не тем ли самым, что будут низложены лукавые силы? Ибо, по слову Исаии, «сведох кровь их в землю» ( Ис. 63, 6 ), так что нога Его омочена в крови. Здесь слово описывает сие как бы в виде повествования.

Язык пес Твоих от враг от Него .

Псами называет стражей духовного стада, святых проповедников. Язык их едва не вкушает крови мысленных врагов. Посему разумеет, что Апостольское слово едва не соделается причиною смерти для лукавых демонов.

Пс.67:25 . Видена Быша [v] шествия Твоя, Боже.

«Шествиями» Божиими называет то, что совершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на небеса. О сих-то шествиях говорит, что соделались они явными.

Шествия Бога моего, Царя моего, Иже во Святем .

Видишь, как ясно выражается о Сем, совершающем шествия, что Он и Бог и Царь его, проповедует также о Нем, что Он «во Святем» , то есть на горе Синае, по сказанному: «Господь в них в Синаи во Святем» ( Пс.67:18 ).

Пс.67:26 . Предвариша князи близ поющих .

«Князьями» называет святых Апостолов, о которых сказано: «поставиши я князи по всей земли» ( Пс. 44, 17 ). «Поющими» же именует приносящих словесные жертвы хвалы. Посему говорит, что князи «предвариша» , то есть первые предначали служение духом и истиною, или служение евангельское.

Посреде дев тимпанниц.

«Девами» называет души уверовавших, укрепленные Святым Духом, и евангельскою проповедью огласившие поднебесную, в числе которых разуметь должно и Святых Апостолов, как предначинателей служения.

Пс.67:27 . В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

«Источниками» израилевыми были блаженные пророки и прежде них Закон. Посему говорит, что должны мы славословить Бога, не отъинуду почерпая славословия, а только у них. Говорит же это по причине неправославных еретических писаний. Ибо из писаний Закона и пророков благословляется Господь способными из них, как из источников спасения, почерпать с веселием воду, о которой Спаситель сказал: а «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» ( Ин. 4, 14 ). Но достойны обличения разделяющие ветхозаветное и новозаветное Писание, потому что не могут они в церквах благословлять Бога, не имея источников израилевых и Господа их, как дерзающие разделять и самое Божество.

Пс.67:28 . Тамо Вениамин юнейший во ужасе.

Где «тамо» , как не посреди поющих? И кто «Вениамин», как не блаженный Апостол Павел, происходивший от колена Вениаминова? Назван же «юнейшим», потому что ему последнему из Апостолов явился Господь. И сказано: «во ужасе» по преизбытку откровений, согласно с тем, что сам он говорит: «аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам» ( 2Кор. 5, 13 ). Справедливо же упомянул о нем первом из всех, как о потрудившемся паче других.

Князи Иудовы владыки их .

«Князи Иудовы», говорит, рукоположены во владыки и князья поющих. И они были как из колена Иудова, так из колен Завулонова и Неффалимова: и из колен Завулонова и Неффалимова Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, как извещает Евангелие, а из колена Иудова Левий, или Матфей, и другие Апостолы.

Пс.67:29 . Заповеждь Боже силою Твоею.

Силою Отчею именует Сына, по сказанному: «Христос Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1, 24 ). Посему, лик Апостолов умоляет Отца, чтобы укрепил, «еже содела в них» . Что же соделал в них, как не тело их? Посему просят, чтобы, освободив от тления, облек их в нетление, что и соделает Господь, когда снидет с небес, и мертвые восстанут нетленными.

Пс.67:30 . От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царю дары.

«Храмом» Его называет Церковь, «царями» же именует уверовавших во Христа, по сказанному: «вы же. царское священие» ( 1Петр. 2, 9 ). Итак говорит, что из земного храма, то есть из Церкви, по вере призванные в вышний Иерусалим принесут ему дары, очевидно, духовные.

Пс.67:31 . Запрети звере́м тростным.

Поелику многие неприязненно смотрят на житие Святых по Богу, особливо же таковы нечистые демоны, то посему молится, чтобы запретил Бог сим «зверем тростным» . Тростником называлось место в Палестине, лежавшее на пути в Иерусалим. Тростник этот наполнен был львами, скрывавшимися в болоте и там подстерегавшими идущих в Иерусалим. Посему, как идущих в Иерусалим подстерегали львы, так и шествующих в мысленный Иерусалим подстерегают мысленные львы.

Сонм юне́ц в ю́ницах людских .

Разумеет других противников проповеди. Кто же это, как не начальники народа иудейского? Они назывались «юнцами», потому что «юницами» именовался народ. А что действительно назывались они юнцами, это явствует из сказанного: «Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя» ( Пс. 21, 13 ). Они-то и простой народ возбуждали на брань против проповедников.

Еже затворити искушенныя сребром .

Сребро – Божественные словеса. Говорит же: «запрети» и мысленным, и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: «запрети» тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди.

Расточи язы́ки хотящыя бра́нем :

очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани воздвигаемые против Святых.

Пс.67:32 . Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу .

После того как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития израилева, а именем ефиоплян – пределы земли. Но, каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха ефиоплянина.

Пс.67:33 . Царства земная, пойте Богу.

Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа.

Пс.67:34 . восшедшему на небо небесе .

Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное «на востоки» сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе.

Се даст гласу Своему глас силы.

«Гласом силы» называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению.

Пс.67:35 . Дадите славу Богови.

Так и Павел говорит: «прославите Бога в телесех ваших, и в душа́х ваших, яже суть Божия» ( 1Кор. 6, 20 ), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля.

На Израили велелепота Его, и сила Его на о́блацех .

Пс.67:36 . Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог .

Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: «Израиль», «облака», «Святые люди», а почести показывает в словах: «велелепота», «сила», «дивное», «держава». Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог «благословен» . Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов.

Псалтирь 67:36

И все другие любители добродетели, говорит Пророк, уготовляются песнословить Бога, по слову Господа «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, иже на небесех» ( Мф.5:16 ) .

Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим

Не просто Пророк упомянул здесь об Иакове, потому что Иаков, убоявшись Исава, а потом сподобившись Богоявления, укрепился и изгнал из сердца страх. Научает же нас слово сие, что Соделавший сильным Иакова и показавший его победителем неприязненных, и новый народ Свой укрепит и соделает непреоборимым и непобедимым.

Благословен Бог

Приличное псалму окончание! Ибо сказание о столь многих благах и надлежало заключить песнопением.

Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев

Святые только могут, говорит, удивляться Богу, как имеющие способность созерцать, по словам божественного Кирилла, великолепие домостроительства Его и богоприличные дела. Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует новому Израильскому народу, то есть христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же.

Того же Феодорита: Bсе любители добродетели своею доброю жизнью располагают других к прославлению Бога, согласно с следующим убеждением Господа. Так да светит свет ваш пред человеками, чтоб они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, сущего на небесах.

Той даст силу и державу людем своим

Он, то есть, Христос, даст силу новому народу христианскому, силу, чтобы освободился от идольского заблуждения, а державу, чтобы был всегда тверд в непорочной вере во Христа.

Исихий говорит: Бог Израиля есть Христос, ибо о Нем то Исаия говорит: в Teбе Бог есть и (скажут) нет Бога кроме Тебя, ибо Ты Бог наш и мы не знали, Бог Израиля – Спаситель ( Ис. 45,14-15 ) , Он то дает силу и крепость людям своим из язычников к отступление от заблуждения и обращению, которые как Его люди от Христа называются христианами (в изд. Своде). Евсевия: Бог Израиля дает силу своему народу, чтоб мог говорить: все могу в укрепляющем меня Христе.

Давид оканчивает псалом славословием сказывая: да будет благословен и прославлен Бог, устроивши все выше упомянутые чудеса, создавши и воссоздавший народ христианский и удостоивший Его столь многих и небесных благ.

Таково изъяснение сего псалма в несобственном и высшем значении, и таким образом он относится ко Христу, хотя неразумные иудеи стараются изъяснять его буквально и прилагать его к своим обстоятельствам. Но без сомнения они не могут сделать сего приложения. Впрочем, нужно знать, как они прилагают слова сего псалма к своему состоянию. Они говорят: да восстанет Бог, то есть на помощь плотскому и древнему Израилю. Далее врагами называют они иноплеменников, а равно и ненавидящими и грешниками—их же, как беззаконных; а праведными иудейских праведников и добрых людей. Слова: сотворите путь Восшедшему на запады, по их мнению, сказаны о кивоте, что Дух Святый повелевает приготовить для него путь, а посредством сего кивота Бог имел взойти в западную часть Иерусалима, так как храм, говорят они, имел место с западной стороны, в котором после поставлен быв кивот. Выражение: Бог в месте святом своем, говорят, употреблено вместо: (Бог) в храме, и сей Бог поселит в сем самом храме единомысленных иудеев, то есть верующих в одного и единственного Бога.

Далее говорят, что псалом сей в прочих словах вычисляет то, что случилось при исходе из Египта. Бог, говорят, извел силою своею евреев, которые носили узы в рабстве египетском; их же называют огорчающими, как и мы изъясняли, и живущими в Египте, как во гробах, поелику они там не могли ничего делать по своей воле, как находившиеся в рабстве. Бог исходил пред народом посредством столпа облачного и огненного и проходил с народом по пустыни, когда и земля тряслась от бывшей на горе Синае бури и небеса одождили манну. Дождем вольным называют благоугодный Богу, приготовляющий изобилие плодов. Изнемогло, говорят, достояние их, потому что было сокрушено в Египте; но Бог совершил его, сделав его крепким царством. Животными Божиими называют самих себя, как посвященных Богу.

Ты приготовил, говорят, упомянутые блага нищему народу своему, блуждавшему в пустыне и не имевшему своего места. Благовествующими называют пророков, поелику они благовествовали народу иудейскому, что он разделит добычи врагов и посвятит их совершенству и красоте храма, но сии слова принимаются не собственно, как мы изъяснили. Возлюбленным называют Давида, или Соломона. Слова: если почиете посреди пределов, понимают так: если вы утвердитесь в разделенных вам посредством жребиев местах земли обетованной; то вы так сильно обогатитесь, что даже у той голубицы, которую весьма богатые обыкновенно ставили на крышах своих из гипса в знак величайшего благоденствия, самые крылья, говорю, (сей гипсовой голубицы) будут украшены серебром, а междуплечья, то есть спину ее, будут украшать желтизною золота. Впрочем, мы никогда не слышали, чтобы на доме какого либо еврея стояла такая голубица. Следующие за сим слова, то есть, когда разошлет и проч. понимают так: когда изберет небесный Бог для Иерусалима царей, тогда Иерусалимские народы будут славны.

Горою Божиею называют Сион, горою тучною потому, что она утучняет овец, а горою сыру подобною потому, что животным изобилием пажити своей доставляет молоко. А о словах: Господь вселится до конца, мы сказали, что евреи не могут ничего сказать верного. Колесницею Божиею иудеи называют самих себя; поелику на них почивает Бог; а тьмочисленною потому, что их великое множество. Тысячами из них называют изобилующих богатством, и думают, что в них есть Господь, который был и на Синае с предками их. Они говорят: Ты почитался выше всех и Ты пленил, говорят, плен посредством народа Иудейского, победившего врагов, и принял приношения, а равно принял и не покорявшихся прежде людей, чтобы вселиться в них вместе с народом своим Израилем, работающим ему. Следующие слова ясны. От Господа, говорят, суть пути смерти, Который сокрушит главы иноплеменных и верх волосов человеков, проходящих в согрешениях. Далее Господь, говорят, сказал: обращу, то есть избавлю народ мой от страны Васанской, над которою царствовал исполин Ог, и избавлю его от глубины моря кровей, так как потоки кровей тогда наполнились от поражения войск Оговых, чтоб омочилась нога твоя, еврей, в крови закалаемых и самый язык псов твоих омочился в крови врагов чрез Него – Бога.

За сим, говорят, что видены были шествия Бога, то есть следы ног Его на горе Синайской: ибо взошел, говорит, Моисей и Аарон на гору… и видели место, где стоял Бог Израилев, и подножие Его было сделано, как бы из камня сапфира ( Исх. 24,10 ) , а под Святым разумеют небо. Потом, говорят, начальники его шли впереди народа, потому что пели Богу, стоя подле певцов среди молодых жен с тимпанами. Здесь рассказывает и то, что было по переходе Чермного моря, что Тapиам, сестра Аарона, пела первая в хоре молодых жен. А слова: в церквах благословите Бога, не могут изъяснить согласно с своим намерением. Вениамином называют колено Вениамина, которое было моложе других, поскольку и Вениамин был младший сын Иакова; в исступлении – потому, что Вениамиты приходили в исступление и воодушевление во время брани, но сие изъяснение их холодно. Начальники колена Иудова царствовали над евреями; а начальники Завулона и Неффалима упоминаются потому, что они были знаменитейшие Израильские колена, по своим мужественным и добрым делам во время брани. Наконец, говорят: дай заповедь, Боже, Ангелам твоим о нас, ибо Ангелы суть сила Божия, и укрепи, говорят, Ты, устроивший наше царство, если не ради нас, то, по крайней мере, ради знаменитого храма Твоего, так они понимают выражение: от храма Твоего. Цари принесут дары, каков царь Хирам, доставлявший кедровые деревья, а другие – другое, во время Соломона, для строения храма. Зверями тростника называют дикие народы, обитавшие в скрытных и непроходимых местах. Сонм владык их будет в странах подчиненных им народов и сии владыки соберутся, будут исправлять и хранить их, чтобы им был заключен вход к ним, то есть, чтобы народ, искушенный как сребро, посредством чистоты веры освободился. Событие того, что молитвенники (послы) придут из Египта, говорят, было во время Соломона, когда Ефиопия послала царицу свою к нему. Так и следующие слова они стараются соглашать, но обличаются в погрешности. Должно однако же удивляться, как Святый Дух с буквальным и историческим значением соединил духовный смысл и высшее значение в каждом слове, а в некоторых речениях заключил только высший и духовный смысл для обличения пререканий неверных Иудеев.

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Дивен Бог во святых Своих

Каждый раз, поднимаясь на эту священную церковную кафедру, хотелось бы многое взять из сокровищницы божественной для вашего назидания и передать вам все это в один раз, но это невозможно. Сегодня я хочу обратить ваше благочестивое внимание не на какой-нибудь отдельный предмет церковной или духовной жизни, не на какой-нибудь отдельный догмат или нравственное учение или, наконец, на отдельное лицо, которое могло бы служить предметом назидания или почитания, а на целый сонм всех святых, от века Богу угодивших.


Нынешний, первый по Пятидесятнице, воскресный день святой Церкви, посвящается их памяти.

Хотя и каждый день в течение всего года Церковь посвящает одному, двум или трем святым, принося за них благодарственную бескровную жертву Господу Богу, величая, прославляя и ублажая их вечную память, труды, болезни, страдания и житие о Господе, усердно прибегая к их заступлению, прося ходатайства и помощи всем нам, грешным людям, еще совершающим земное поприще, она определила ежегодно первый по Пятидесятнице воскресный день посвятить памяти всем святым, от века угодившим Богу.

Святая Церковь твердо верит, что есть много таких святых, которые вели свою подвижническую жизнь в уединении, в непроходимых вековых лесах, пустынях, горах, вдали от мира и его суеты, где и скончались в безмолвии, жизнь которых – труды, подвиги, дни преставления и имена остались неизвестными; святая Церковь, не имея возможности посвятить каждому в отдельности особый день в году по неведению дня их кончины, избрала нынешний день для всеобщего их поминовения.

Вот почему на Литургии святителя Василия Великого, которая совершается только 10 раз в году, в одной из молитв после Херувимской песни священник, стоя пред престолом Господа, молится, чтобы Он помянул и всех тех, которые подвизались в горах, вертепах и пропастях земных и остались неизвестны миру.

Итак, сегодня день всех святых, от века Богу угодивших. Какой величественный и чудный день для всех христиан! Какое умилительное поминовение! Взоры земной воинствующей Церкви Христовой в нынешний день обращены к небу, к Церкви торжествующей, к сонмам святых, от века Богу угодивших, их же имена Он только знает!

Взоры эти полны радостного настроения и молитвенного упования к тем, кои сегодня так торжественно прославляются миллионами благодатных христианских сердец по всему миру земному.

Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Целый сонм святых: праотцы, патриархи, пророки и апостолы, святители и мученики, преподобные и праведные, бессребреники и Христа ради юродивые, затворники и столпники, юношеский возраст, мужеский и старческий, праведно прожившие на земле, благодарно вспоминаются ныне Церковью, которая воссылает к ним свои поклонения и восхваления.

Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Вы думаете, может быть, братья, что святая Церковь случайно и без всякого основания избрала этот день для прославления всех святых?

Нет. Она на это имела глубокое и весьма существенное основание.

Мы только отпраздновали великий день Сошествия Святого Духа, день Святой Троицы, и непосредственно за этим великим праздником святая Церковь посвящает всем святым именно этот день. Но почему?

Потому что все угодники Божии спаслись своею подвижническою жизнью по своей твердой вере, но в никаком случае спасение не могли получить без благодатной помощи Святого Духа, какова бы ни была крепка и велика вера их и каковы бы ни были велики их труды и подвиги. «Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божии дар, не от дел, да никтоже похвалится» (Еф. 2: 8–9), – говорит Священное Писание.

Вот почему человек не в силах совершить земное поприще достойно званию христианина без благодатной помощи Святого Духа. Каждый день на утрене во время чтения шестопсалмия священник молится Богу, чтобы Промысл Божий руководил христиан в жизни праведно, ибо мы должны не только спастись, но и помолиться: «яко же подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставши ны». Значит, спасение наше тесно связано с действием в нас Бога Духа Святого, и все те многочисленные святые, которых сегодня Церковь празднует, спасены благодатию Бога Духа Святого; следовательно, когда, как не теперь, поминать всех святых, когда у всех нас свежее воспоминание только что прошедшего великого дня Святой Троицы, и благодатию Коего все нами почитаемые святые спасены? Воистину великая сила благодати Святого Духа.

Братья, научимся сегодня в этот день, посвященный всем святым, дорожить и просить благодатной помощи у Бога Духа Святого, без Которого мы не в состоянии сказать хорошее слово, тем более совершить какой-нибудь благочестивый подвиг и заслужить спасения. Нет среди христиан такого, который мог бы исключительно своими усилиями спастись, без благодатной помощи Духа Святого. Христианин может обладать твердым характером, крепкой волей и намерением жить благочестиво и спастись, но все его усилия без благодатной помощи Святого Духа напрасны.

Вспомните только слова Спасителя, когда вот уже кончается второе тысячелетие, но и ныне нам всем известные: «Хулящему на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем».

Поэтому будем всегда обращаться к благодатной помощи Бога Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

В этот великий день, посвященный всем святым, помолимся, благочестивые братья, чудному собору избранников Божиих, чтобы они явились ходатаями перед Богом за нас грешных. Хотя у нас един Ходатай за человеков – «Человек Христос Иисус, давый Себе избавление» (1 Тим. 2: 5–6), но Богу угодны ходатайства за нас грешных и Его угодников. Не сомневаясь, будем всегда припадать с теплой молитвой к их помощи, они нас услышат и придут к нам на помощь в тяжелую минуту жизни, уврачуют в болезни, утешат в скорби и печали, подкрепят в малодушии и унынии, ибо много может помочь молитва праведного.

Поминая сегодня всех святых, да не пройдет этот праздник без нашего собственного назидания. Чему можно поучиться в этот праздник? Весьма многому полезному и спасительному. Вспомним только, чем были многие святые долгие годы своей жизни.

Истрия Церкви говорит нам, что в числе святых много таких, которые были величайшими грешниками и потом сделались угодниками Божиими. Возьмем, например, царя Давида. Бывший царь-убийца и прелюбодей, а впоследствии великий праведник, который оставил миру на вечные времена чудную книгу Псалтырь, в которой он вслух всего мира оплакал свое грехопадение, давши образец того, как должно каяться грешникам всех веков. И сколько христиан, которые в Псалтыри находят для своих разбитых сердец полное исцеление и утешение!

А вот всемирные блудницы Мария Египетская, Пелагея Палестинская и Евдокия Финикийская, сделавшиеся потом величайшими подвижницами, земными ангелами. Не это ли удивительный пример необыкновенного возрождения? Из величайших общеизвестных блудниц сделаться избранницами Божиими, из бездны пороков восстать для подвижнической, ангельской жизни – воистину дело, достойное удивления и почитания.

Вот первоверховный ученик Спасителя Петр, изменник и клятвопреступник, потом слезами и троекратным исповеданием любви восстановленный в апостольском достоинстве, давший образец твердой веры. А вот жестокий гонитель веры Христовой и Его последователей Савл из города Тарса, а потом пламенный ревнитель проповеди евангельской. Апостол Павел, основавший в разных странах Азии и Европы больше Церквей, чем все остальные апостолы. Вот и наш русский князь – идолопоклонник и многоженец Владимир, потом крещеный христианин Василий, просветивший всю Русскую землю светом евангельского учения. Вот, наконец, и разбойник с высоты креста, величайший преступник и злодей, а потом достойный наследник рая. Видите ли, возлюбленные братья, какова была юность и первые года этих святых угодников Божиих? Но какая сила переродила их греховную природу! Как много из них, бывших служителей тьмы, сделались потом служителям света! «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком» (Тит. 2: 11), которая коснулась слабого человеческого сердца, дотоле жесткого, грубого, неверного и темного, а потом коснувшейся благодатью сердце человека изменилось, отвергло дела тьмы и возлюбило свет истинный.

Не показывают ли, братья, эти немногие примеры, как могущественно действие благодати Божией на сердце человека?

Но действие благодати Божией до смерти Сына Божия не так было доступно людям, как оно сделалось по принесении искупительной Голгофской жертвы.

Но как Божия благодать действовала в те времена, она действует и теперь, ибо Господь Иисус Христос днесь и вчера тот же и во веки. Как раньше спасались самые великие грешники, так и теперь Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2: 4).

Все праведники до этой Жертвы сходили во ад.

Теперь благодать Божия очищает и освящает сотни и миллионы христианских душ через приобщение Святых Тела и Крови Христовых и принятие других спасительных таинств, которые прощают человека и примиряют его с Богом, делают его очищенным и святым.

Поэтому можете судить, благочестивые слушатели, как мы счастливы, что живем в ограде Православной Церкви, предоставившей нам все нужное к спасению! Как счастливы вы, наши дети и потомки, ограждаемые от коварного бурного житейского моря спасительным кораблем – святою Церковью! Не благодарить ли нам возлюбившего нас Господа за Его великую милость, оказанную всем желающим спастись и благочестиво жить о Христе Иисусе? Но жизнь эта о Христе Иисусе, жизнь благочестия и спасения, связана с испытаниями. Она ведет узким и тернистым путем, которым шли и все сегодня почитаемы святые. Многими скорбями они вошли в Царство Небесное, скорби эти неизбежны и для нас.

Но к вам, братья, стенящим под тяжелым бременем испытания, смею ли я обращаться со словом увещания и дальше нести это тяжелое бремя? В дни испытаний мир со всех сторон проповедует вам во имя своей философии оставить этот путь испытаний, забыть все прошлое и мечтать о будущем, которое будет чуждо всяких испытаний.

Да сохранит вас Господь Бог от такого необдуманного и пагубного шага! Мир вам предлагает легкий путь, полный утешения, но верьте, братья, путь этот отравит всю вашу душу и скорбящее сердце, утешения он вам не может доставить, это будет кратковременное и ложное утешение, ведущее к погибели.

Путь этот приведет вас к удрученному неизреченному горю, к отчаянию. Берегитесь этого обманчивого и соблазнительного пути со всеми его опасностями и пропастями, которого так избегали прославляемые нами все святые.

В тех ударах, которые поражают вас, в тех постоянных испытаниях усматривайте дивную любовь Спасителя, всю жизнь страдавшего под ударами сверхчеловеческих испытаний. А когда будете изнемогать по своей естественной человеческой слабости, перенеситесь мыслью в далекие пределы Палестинской Святой Земли, станьте у берега того небольшого озера, где, среди ночи плывя, апостолы в ужасе тяжкого испытания готовы были упасть духом.

Благоговейно станьте, подождите, и ваши духовные глаза откроются, и вы, подобно апостолам, услышите сладкий голос Спасителя: «Аз есмь, не бойтеся» (Ин. 6: 20), и ободренные продолжайте путь земных испытаний.

Сегодня хотелось бы без конца говорить и величать каждого из святых, ныне поминаемых, восхваляя их труды и подвиги, бдения и тяжелые испытания для нашего собственного назидания. Но их такой сонм, что не час, не два и не день-два, а годы нужны, чтобы описать все их труды и болезни, которыми они достигли Небесного Царствия.

Вспомним только одного, особенно близкого моему, думаю, и вашему сердцу, который в течение тридцати лет сосредоточил в лице своем бездонный океан мучений плоти, сердца и духа человеческого, жизнь которого была сплошной борьбой, полна горечи, ненависти, измены, болезней, опасностей и презрения мира сего.

Я говорю о пламенном ревнителе Христова благовестия, об основателе многочисленных христианских общин и Церквей в Азии и Европе, о первоверховном апостоле святом Павле. Загляните в его послания, в эту сокровищницу Христова учения, вы увидите, что тот, который имел больше всех право просить Бога прекратить чашу страданий, тот самый начинает все свои многочисленные послания с изъявления благодарности своему Богу и Спасителю. Возьмите, братья, возьмите его драгоценное завещание всем последователям Христа и учитесь у него терпению и перенесению земных испытаний, и вам бремя и иго Христово окажется не так страшным и тяжелым. А ослепленный мир, видя ваше христианское терпение, с презрением встретит вас, но вы помните слова божественные: «вси же хотящие благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут».

А мы, верные заветам нашего Спасителя, исполняя Его заповеди о любви к гонителям и врагам своим и подражая ныне чтимым святым, будем просить Господа, чтобы Он благословил и коснулся животворной благодатью Своею неблагодарной и распявшей Его на кресте, грешной природы человеческой и обратил ее на путь истины, дабы все едиными устами и единым сердцем славили Его Трисвятое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В Неделю Всех святых сказано в церкви Кишиневской митрополии 13 июня 1910 г.

Ветхий Завет

2 Да восстанет Бог * , и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.

5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.

7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.

8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, 9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева.

10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.

11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.

12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.

13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.

14 Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: 15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

16 Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?

18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.

20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.

21 Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.

22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.

23 Господь сказал: "от Васана возвращу, выведу из глубины морской, 24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов".

25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: 26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:

27 "в собраниях благословите Бога Господа, вы - от семени Израилева!"

28 Там Вениамин младший - князь их; князья Иудины - владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.

31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.

32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.

33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, 34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.

35 Воздайте славу Богу! величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках.

36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев - Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!

Читайте также: