Арне якобсен кресло яйцо

Обновлено: 23.01.2025

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой.

Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и ян.

По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации.

До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж. В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair.

В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L'Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».


Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929.

В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.

В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.

Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.

Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.


Обои Trapez, Boras Tapeter.


Обои Arne, Boras Tapeter.


Обои Ypsilon, Boras Tapeter.


Обои Vertigo, Boras Tapeter.

Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.


Колледж St. Catherine, Оксфорд, 1962.

Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков.

Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition.

Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.

Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.

Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут.

Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.

К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.

Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.

Egg Chair: история создания легендарного кресла

Ангелина Буваева

Кресло Egg Chair, созданное Арне Якобсенем, называют иконой стиля и шедевром вне времени. Знаменитый датский дизайнер и архитектор разработал его в 1958 году для холла гостиницы Radisson SAS в Копенгагене. Необычное кресло-яйцо удачно вписалось в интерьер и стало ярким штрихом, на который невозможно было не обратить внимание. Через какое-то время на компанию Fritz Hansen, выпускающую Egg Chair, обрушился поток заказов. Отели, офисы, модные бутики, частные домовладельцы — все хотели заполучить стильное и удобное кресло.

Кресло в виде яйца можно было увидеть не только в дорогих офисах и бутиках, но и на экранах телевизоров. Egg Chair появляется поочередно в двух культовых фильмах про освоение космоса — в «Солярисе» Андрея Тарковского и «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. У кресла-яйца просто не было шансов на забвение.

Кадры из фильма «Солярис»: кресло Egg Chair на станции

Как создавалось кресло Egg Chair

Датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен долго искал форму будущего кресла-яйца. Он мечтал создать нечто новое и революционное, но в то же время стильное и комфортное. По одной из версий, источником вдохновения в поисках формы послужило знаменитое «кресло-утроба» (Womb Chair) Ээро Сааринена. Обнимающий каркас кресла-яйца имеет с этой моделью нечто общее.

Кресло-утроба (womb chair) в интерьере

Но Якобсен хотел произвести фурор и одновременно опасался обвинений в плагиате, поэтому продолжил эксперименты.

В своем гараже он отливал глиняные формы, чтобы найти идеальную эргономику. Датский архитектор хотел сделать каркас кресла-яйца цельным, объединив спинку, сидение и подлокотники. Такая конструкция объединила бы лучшие черты предыдущих моделей — стул-муравей Арне Якобсена, кресла из «Серии 7» и кресло-лебедь, — и обеспечила максимальный комфорт.

Кресла Egg Chair и Swan в интерьере

Окончательная форма кресла-яйца действительно оказалась удачной. Характерные «уши» на спинке кресла стали удобной опорой для головы и в то же время создавали ощущение уединенности и приватности, ограждали от любопытных глаз. Люди, которым посчастливилось первым опробовать новую модель, отмечали сходство Egg Chair с уютным «дедушкиным креслом» — в нем можно было принять удобную позу и спрятаться от сквозняков, укутавшись пледом.

Кресло Egg Chair серого цвета в интерьере

Когда форма была найдена, Арне Якобсен начал экспериментировать с материалами и технологиями изготовления. Дизайнер решил остановиться на каркасе из стекловолокна, покрытого пенополиуретаном, а в качестве обивки выбрал несколько видов тканей и кожу.

Обязательным условием в процессе производства кресел Egg Chair стал ручной пошив обивки. Кожу вымачивали в специальном растворе, чтобы сделать ее эластичной и податливой, затем натягивали на каркас кресла и сшивали. Для одного кресла-яйца использовали две цельные шкуры — никаких лоскутов и дополнительных швов, которые испортили бы внешний вид кресла.

Кто производит оригинальные дизайнерские кресла Egg Chair

Права на производство оригинальных дизайнерских кресел Egg Chair принадлежат мебельной компании Fritz Hansen. С ней Арне Якобсен начал сотрудничать еще в 1934 году. Посмотрите, насколько это сложный и трудоемкий процесс:

На видео — работа мастеров компании Fritz Hansen, которые до сих пор делают оригинальные дизайнерские кресла Egg Chair.

Первые кресла в виде яйца выпускались только под заказ небольшими партиями. Это было обусловлено сложностью технологии производства и высокой себестоимостью самих материалов. Со временем компания перешла на новое оборудование и вышла на массовые тиражи.

Процесс производства первых кресел Egg Chair

Периодические Fritz Hansen выпускает лимитированные коллекции кресел Egg Chair. В 2008 году к полувековому юбилею модели кресла-яйца мастера сделали 999 экземпляров с обивкой из замши шоколадного оттенка и бронзовыми, отполированными вручную, ножками. На каждой модели было тиснение с личным номером.

Кресло-яйцо 2008 года от компании Fritz Hansen: лимитированная версия

Два года назад компания отпраздновала очередной юбилей легендарного кресла. В этот раз тираж был больше — 1958 экземпляров. Причем в лимитированную коллекцию вошли не только дизайнерское кресло Арне Якобсена Egg Chair, но и его ранние модели — кресло «Лебедь», «Капля». Алюминиевые основания кресел мастера покрыли 23-каратным золотом.

Кресло Egg Chair и Swan 2018 года

Сколько стоит кресло-яйцо

Мебельная компания Fritz Hansen до сих пор выпускает кресла Арне Якобсена. Сегодня стоимость оригинального дизайнерского Egg Chair начинается от 5 700 евро. Цена может быть и выше — по просьбам заказчиков мастера Fritz Hansen сделают кресло-яйцо определенного цвета, заменят некоторые материалы. Каждое изделие становится уникальным произведением искусства.

Кресло Egg Chair и Swan 2018 года

Современные разновидности кресел в форме яйца

Компания Fritz Hansen не только производит дизайнерскую мебель Арне Якобсена — стулья-муравьи, кресло-яйцо и кресло-лебедь, — но и развивает партнерскую сеть. Только через официальных партнеров Fritz Hansen можно купить оригинальную мебель. Каждое оригинальное изделие отличается безупречным качеством, а для подтверждения подлинности компания использует бирки с надписью Republic of Fritz Hansen и уникальным номером, указывает имя мастера, который делал конкретное кресло Egg Chair.

Это интересно: Только оригинальные кресла, созданные в точности по эскизам Арне Якобсена, могут называться Egg Chair. Если производитель мебели вносит какие-либо изменения в дизайн или использует другие материалы, то в названии изделия указывают «Egg Chair Style» или «реплика Egg Chair».

Реплики легендарных кресел Egg Chair выпускают многие компании, причем стоит такая мебель дешевле оригинальной продукции Fritz Hansen. Если вы хотите стать обладателем знаменитого кресла-яйца, но не готовы выкладывать за него более 5 000 евро, выберите подходящую для интерьера вашей гостиной или кабинета реплику. Посмотрите, какой разнообразный выбор:

Сиреневое кресло Egg Chair с обивкой из шерсти

Серое кресло Egg Chair Style для спальни

Белое кожаное кресло Egg Chair Style

Напольное кресло-яйцо с малиновой обивкой из шерсти

Кресло в виде яйца удачно впишется не только в гостиную, но и в детскую комнату. Дети будут в восторге от удобного кресла-яйца с изголовьем, напоминающим уши Микки Мауса. Эта же модифицикация кресла Egg Chair вызовет отклик у тех, кто временами ностальгирует по добрым диснеевским мультфильмам:

100 лет дизайна: кресло Egg Арне Якобсена


Кресло Egg датчанина Арне Якобсена (Arne Jacobsen, 1902–1971) — шедевр на все времена. Оно появилось у Beathles в клипе Help и в «Космической Одиссее» Стенли Кубрика, и считается самым кинематографичным креслом. Выпускает кресло компания Fritz Hansen.

Swan, Egg и Drop («лебедь», «яйцо» и «капля») в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который Якобсен проектировал в 1958 году. К тому времени он уже почти забыл, как начинал каменщиком и был матросом на корабле. Уже прошло 15 лет с той ночи (это было в 1943 году), когда Якобсену пришлось вместе с другими евреями бежать в Швецию от фашистского режима и даже не мечтать о том, чтобы снова заниматься архитектурой. Напротив: жизнь сулила Арне только светлые перспективы. Он уже знаменит, у него много обожаемой работы, кино и рекламные ролики прославили его творения.


Арне Якобсен позирует в знаменитом кресле.

Знаменитую форму кресла не удавалось найти довольно долго. Но Якобсен, обладавший не только легким характером, но и необычайным терпением, не привык сдаваться перед трудностями. Задачей было сформировать совершенно новый подход для создания форм.


Интерьер номера в отеле SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Сначала было сделано несколько белых глиняных форм, чтобы рассчитать эргономику и сделать кресло удобным. Нужно было объединить спинку, сиденье, подлокотники в единую форму, без резких переходов и выступов. Кроме того, Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным современным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего сидящего от сквозняков.


Арне Якобсен в отеле SAS Royal Hotel. К созданию отеля SAS Якобсен подошел основательно. В нем он решил все сделать сам: от архитектурных планов до дверных ручек и мебели. Когда шла работа над лобби отеля и ресепшеном, он задумался над креслами в форме яичной скорлупы.

После того, как глиняная форма полностью устроила Якобсена, нужно было решить, из какого материала делать прочную версию. Окончательный вариант cоздавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон кресла.


Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника.

Особенность этого кресла еще и в том, что поскольку полиуретановый наполнитель очень легкий, вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Его можно было легко двигать, что для отеля было очень важным: композиции кресел и в номерах, и в общественных зонах постоянно менялись. Кроме того, обивка легко чистилась.


Изначально модели обивались шерстью, сейчас много других вариантов и расцветок.

За десятки лет существования у Egg Chair появилось неисчислимое количество обивок и оттенков, по его мотивам был сделан диван, его снимали в кино; самое недавнее появление на экране в фильме «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде.


Рекламный плакат фильма «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде — один из героев сидит в кресле Egg.

У этого кресла действительно счастливая судьба. К тому времени, когда отель был закрыт, оно уже было очень популярно. После реставрации отеля Radisson SAS Royal (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel), в номере-музее 606 снова воссоздали аутентичную обстановку. И среди всех созданных предметов на почетном месте — кресло Egg.


Детская версия кресла Egg.

Egg Chair производится датской мебельной компанией Fritz Hansen, которая начала сотрудничать с Арне Якобсеном ещё в 1934-м. Его тираж уже давно шагнул за миллион, хотя поначалу его производили совсем не большими партиями.


Сейчас кресло Egg часто выпускается в кожаной обивке, хотя изначально она была текстильная.

В 2008 году кресло праздновало полувековой юбилей. Было выпущено 999 экземпляров лимитированной серии: обивка из кожи замши шоколадного оттенка, ножки выполнены из бронзы и отполированы вручную, у каждого кресла — тиснение с личным номером.


Юбилейная коллекция Egg и Swan, выпущенная к их 60-летию компанией Fritz Hansen: обивка выполнена из неокрашенной натуральной кожи.

В 2018 году, отмечая 60-летний юбилей своих «золотых» вещей датский производитель решился на особый тираж — 1958 экземпляров. «Лебедь» и «Яйцо» обили неокрашенной натуральной кожей, которая, как обещает фабрика, будет очень красиво стареть. «Капля» вышла в шерстяной обивке оттенка «меха крота». Основания из алюминия покрыли 23-каратным золотом.

100 лет дизайна: кресло Egg Арне Якобсена


Кресло Egg датчанина Арне Якобсена (Arne Jacobsen, 1902–1971) — шедевр на все времена. Оно появилось у Beathles в клипе Help и в «Космической Одиссее» Стенли Кубрика, и считается самым кинематографичным креслом. Выпускает кресло компания Fritz Hansen.

Swan, Egg и Drop («лебедь», «яйцо» и «капля») в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который Якобсен проектировал в 1958 году. К тому времени он уже почти забыл, как начинал каменщиком и был матросом на корабле. Уже прошло 15 лет с той ночи (это было в 1943 году), когда Якобсену пришлось вместе с другими евреями бежать в Швецию от фашистского режима и даже не мечтать о том, чтобы снова заниматься архитектурой. Напротив: жизнь сулила Арне только светлые перспективы. Он уже знаменит, у него много обожаемой работы, кино и рекламные ролики прославили его творения.


Арне Якобсен позирует в знаменитом кресле.

Знаменитую форму кресла не удавалось найти довольно долго. Но Якобсен, обладавший не только легким характером, но и необычайным терпением, не привык сдаваться перед трудностями. Задачей было сформировать совершенно новый подход для создания форм.


Интерьер номера в отеле SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Сначала было сделано несколько белых глиняных форм, чтобы рассчитать эргономику и сделать кресло удобным. Нужно было объединить спинку, сиденье, подлокотники в единую форму, без резких переходов и выступов. Кроме того, Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным современным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего сидящего от сквозняков.


Арне Якобсен в отеле SAS Royal Hotel. К созданию отеля SAS Якобсен подошел основательно. В нем он решил все сделать сам: от архитектурных планов до дверных ручек и мебели. Когда шла работа над лобби отеля и ресепшеном, он задумался над креслами в форме яичной скорлупы.

После того, как глиняная форма полностью устроила Якобсена, нужно было решить, из какого материала делать прочную версию. Окончательный вариант cоздавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон кресла.


Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника.

Особенность этого кресла еще и в том, что поскольку полиуретановый наполнитель очень легкий, вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Его можно было легко двигать, что для отеля было очень важным: композиции кресел и в номерах, и в общественных зонах постоянно менялись. Кроме того, обивка легко чистилась.


Изначально модели обивались шерстью, сейчас много других вариантов и расцветок.

За десятки лет существования у Egg Chair появилось неисчислимое количество обивок и оттенков, по его мотивам был сделан диван, его снимали в кино; самое недавнее появление на экране в фильме «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде.


Рекламный плакат фильма «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде — один из героев сидит в кресле Egg.

У этого кресла действительно счастливая судьба. К тому времени, когда отель был закрыт, оно уже было очень популярно. После реставрации отеля Radisson SAS Royal (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel), в номере-музее 606 снова воссоздали аутентичную обстановку. И среди всех созданных предметов на почетном месте — кресло Egg.


Детская версия кресла Egg.

Egg Chair производится датской мебельной компанией Fritz Hansen, которая начала сотрудничать с Арне Якобсеном ещё в 1934-м. Его тираж уже давно шагнул за миллион, хотя поначалу его производили совсем не большими партиями.


Сейчас кресло Egg часто выпускается в кожаной обивке, хотя изначально она была текстильная.

В 2008 году кресло праздновало полувековой юбилей. Было выпущено 999 экземпляров лимитированной серии: обивка из кожи замши шоколадного оттенка, ножки выполнены из бронзы и отполированы вручную, у каждого кресла — тиснение с личным номером.


Юбилейная коллекция Egg и Swan, выпущенная к их 60-летию компанией Fritz Hansen: обивка выполнена из неокрашенной натуральной кожи.

В 2018 году, отмечая 60-летний юбилей своих «золотых» вещей датский производитель решился на особый тираж — 1958 экземпляров. «Лебедь» и «Яйцо» обили неокрашенной натуральной кожей, которая, как обещает фабрика, будет очень красиво стареть. «Капля» вышла в шерстяной обивке оттенка «меха крота». Основания из алюминия покрыли 23-каратным золотом.

Икона скандинавского дизайна: Арне Якобсен

Скандинавский дизайнер Arne Jacobsen, основатель стиля «датский функционализм», создал множество новаторских проектов мебели и архитектурных сооружений. Был одним из первых мастеров, сделавших базой разработок эргономику человеческого тела.

Арне Якобсен

Дизайнер Арне Якобсен родился 11 февраля 1902 в еврейской мелкобуржуазной семье. Стремясь получить постоянно востребованную профессию, по совету родителей прошел обучение как каменщик, хотя склонность к рисованию в мальчике проявилась очень рано. Первые рабочие опыты (подмастерье на стройках Германии) стали причиной его стремления использовать кирпич в последующих архитектурных проектах.

Изменить жизнь и устремиться к более интересной и творческой профессии его побудило знакомство с творчеством Ле Корбюзье. Якобсен сумел получить грант на обучение в датской Королевской Академии искусств. Завершилось его образование путешествием по Германии. Здесь на будущего мастера произвело большое впечатление знакомство с работами Гропиуса и ван дер Роэ.

Работать по специальности «промышленный дизайн» Арне начал с первого курса обучения. Результат – второе место в конкурсе на оформление стула-кресла Paris Chair из ротанга, полученное на Парижской выставке 1925 (Exposition Internationale des Arts Decoratits).

Известные скандинавские дизайнеры

Профессиональной деятельностью будущий гранд дизайна занялся в 1927 в проектом бюро Пауля Холсо. В 1930 основал студию архитектурного дизайна. Первым крупным проектом архитектора в сотрудничестве с Флеммингом Лассеном был круглый дом-павильон для Копенгагенского форума. Постройка из бетона и стекла с мебелью Арне Якобсена на основе трубчатого металла сразу заявила о компаньонах как о творцах нового поколения.

На иллюстрации представлен авторский эскиз здания.

Эскиз проекта Круглый дом Арне Якобсена

Проект Круглого дома (эскиз)

Вторая мировая война вынудила архитектора отказаться на время от работы по специальности: он попал под гонения на евреев и бежал из страны вместе с другими соотечественниками. В годы войны Якобсен работал в Швеции дизайнером по тканям.

Ниже представлена одна из разработок того времени, по которой до сих пор создаются обои.

Обои Arne Jacobsen

Обои - паттерн по дизайну Арне Якобсена

Вернувшись в Данию, он возобновил творческую деятельность. Настоящий успех пришел к мастеру уже в пятидесятых годах.

Умер Якобсен в 1971, не завершив постройку здания Национального банка Дании. Его заканчивали ученики маэстро.

Стиль: минимализм и натурализм «по-датски»

Основой стиля Якобсена стало гармоничное сочетание естественности и точности, продуманности до мельчайших деталей и лаконичности образа в целом. Специалисты описывают базовые элементы стиля как смесь функционализма, перфекционизма и ар-деко.

Фото архитектора Арне Якобсена

Интересно: создавая новые проекты, Арне разрабатывал их полностью, от базовой концепции до мелких деталей оформления. Например, при проектировании Рэдиссон Отеля (Radisson SAS Royal Hotel) создавался дизайн даже текстиля для постельного белья и столовых приборов.

В проектах большое внимание уделялось не только архитектурным формам и отделке помещений, вплоть до мебели и осветительных приборов, но и ландшафтному дизайну.

Мебель: функциональность и эргономика нового поколения

Среди успешно продающихся до сих пор разработок датского дизайнера в первую очередь стоит назвать уникальные кресла Арне Якобсена.

Egg и Swan

Эти модели были разработаны в 1958 для отеля Рэдиссон, где на попечение Арне были отданы все работы по дизайну – от внешней формы здания до оформления дверных ручек. Эргономика и отделка моделей оказались настолько удачными, что фабрика Фрица Хансена (Fritz Hansen), получившая заказ на их изготовление, до сих пор тысячами продает эти кресла.

Изменения в отделке кресел коснулись в основном используемых материалов и обивки, но не идеи – модели по-прежнему напоминают яичную скорлупу и силуэт лебедя.

В период создания эти кресла были новаторскими по конструкции: их каркас выполнен из литого пластика с армированием стекловолокном, наполнитель – специальная мебельная пена. Обивка из натуральной кожи или текстиля крепится особым швом и натянута очень туго.

Стулья

Среди другой «посадочной» мебели выделяется стул Арне Якобсена. Наибольшей популярностью пользуются модели Ant («Муравей», модель 3100) и серия 3107 (позднее серия 7).

На иллюстрации хорошо видно, как с годами менялась концепция мебели – в сторону повышения эргономики и смягчения форм

Стул «Муравей» выполнен из прессованной под давлением фанеры под влиянием идей супружеской пары Имз в 1951 году.

Особенностью изделий, помимо необычного вида, была возможность штабелирования, что и стало отправной точкой их успеха.

Более удачная и эргономичная модель – стулья серии 7 – сохранили конструкцию, рассчитанную на хранение в штабеле.

Скандинавский дизайн Якобсена в продукции «Икеа»

Несмотря на отсутствие прямого сотрудничества, многие идеи датского архитектора получили логическое продолжение в дизайне продукции компании IKEA. Так, сюда относится сочетание трубчатого металлического каркаса и прессованной фанеры, нейтральные цветовые решения, естественные эргономичные формы.

Светильники Арне Якобсена (Arne Jacobsen)

Необычные осветительные приборы входят в число успешных и востребованных до сих пор предметов интерьера. Они так же, как и знаменитые кресла, были разработаны для комплексного дизайна отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Строгая функциональность в быту

Учитывая любовь Якобсена к мелочам, неудивительно, что в число его проектов вошли разработки дизайна столовых приборов и постельного белья.

Пять предметов из нержавеющей стали успешно вписались как часть декораций фантастического фильма Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея». Сам дизайнер считал столовые приборы просто удобными.

Работа Арне Якобсена 1967 года, посуда Cylinda-Line, также является «визитной карточкой» датского мастера. Здесь присутствуют характерные нейтральные тона и простые до крайности формы, не уменьшающие комфорта использования.

Среди новаторских идей Якобсена есть даже собственный шрифт – он использовался для создания надписей в запроектированной им ратуше Орхуса, но впоследствии нашел место и в дизайне постельного белья.

Архитектура будущего

Наиболее значимые архитектурные проекты:

  • Bellavista в Klampenborg и Stelling Hus в Копенгагене (1957);
  • проект «Круглый дом» на острове Sjaellands (1957);
  • комплекс жилых домов Soholm в пригороде Копенгагена Клампенборге (1946…1950);
  • колледж Св. Екатерины в Оксфорде (1960);
  • SAS Royal Hotel (1961);
  • Национальный банк Дании (1966, заканчивали ученики Якобсена).

Интерьеры Арне Якобсена

Обстановка жилых и общественных помещений «от гранда» подчинялась тем же требованиям, что и дизайн других его проектов – функциональности и пропорциональности. Наиболее ярко талант мастера проявился при организации интерьеров отеля в Копенгагене.

Цитаты

Наиболее значимые и популярные фразы Арне Якобсена:

  • «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания ренессанса и барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».
  • «Быть архитектором — это постоянная работа. Идеи не появляются как кролики из шляпы фокусника».

Фильмы

О самом архитекторе мало видеоматериалов, зато его изделия (особенно кресло Egg и столовые приборы) снимались часто и много. Наиболее яркий пример – уже упомянутый выше фильм Кубрика и кинобестселлер «Люди в черном – 3».

Кроме того, кресло Arne Jacobsen использовалось в сьемках Бондиады, «Образцового самца» и «Сплетницы».

О мебели дизайнера, выпущенной фабрикой Фрица Хансена, и о биографии мастера в целом можно посмотреть небольшой ролик.

Со дня рождения Арне Якобсена прошло более 100 лет…. Удивительные разработки дизайнера во многом изменили представление об уютном и комфортном жилье, стали одним из базовых столпов современного скандинавского стиля.

Читайте также: