Жостово роспись по металлу конспект урока 5 класс
- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел».
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 19.87 КБ |
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру
За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.
Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут
Предварительный просмотр:
На тему: «Жостово. Роспись по металлу»
Учитель: Садыкова А.С
Цель: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
- Обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
- Познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
- Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);
- Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
1. Организационный этап. Введение в тему.
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение . Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел» . Давайте вспомним, какие народные промыслы вы знаете? Чем отличается Хохлома от Гжели?
Правильно, это нарядный и красивый поднос.
Итак, тема нашего урока – интереснейший народный промысел художественной росписи жостовских подносов. Родина этих подносов – деревня Жостово под Москвой. Промыслу уже почти 200 лет и передавался он из поколения в поколение.
- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм.
-Как вы думаете, из чего изготовлен этот поднос?(предполагаемые ответы учащихся: железо, сталь, металл).
Вначале такие подносы делались полностью вручную: из листа железа мастера вырезали нужную форму, отжигали ее, покрывали специальным грунтом и лаком, затем расписывали масляными красками, разведенными на скипидаре, и еще раз покрывали лаком.
Существует 32 формы жостовских подносов. Это: Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков .
Сначала на подносах изображали чаепития, сельские пейзажи, тройки лошадей, но затем все вытеснила цветочная роспись. Посмотрите на эти цветы! Они похожи на настоящие, и в то же время как сказочные.
Причем, жостовские мастера не работали по образцам. Они писали по воображению, а точнее, по правилам. В основном, рисовали такие композиции, как « букет собранный», « букет в раскидку», «венок».
В «букете» - 2-3 крупных цветка располагаются в центре, а рядом с ними цветы и листья поменьше.
-Ребята, посмотрите на композицию «в раскидку», как здесь изображены цветы?
(правильно, цветы раскиданы по всему полю подноса).
- А в «венке»? (да, цветы располагаются по кругу).
В жостовской росписи есть свои особенности. Обычно цветы располагаются на черном фоне, и это фон придает краскам особую яркость. Но фон может быть красным, зеленым, золотым…
Края подносов украшает золотая кайма, которой мастера дали названия: дождичек, травка, елочка, ленточка…( идет показ каймы).
Тысячи подносов были расписаны народными мастерами, и все - в единственном экземпляре.
3. Знакомство с этапами работы над декоративной композицией.
Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Но что то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
Украсить свой поднос
Должны мы дружно встать
И косточки размять.
Сейчас делаем наклон
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять…
Теперь спинки держим ровно
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроим глазки
Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
5. Постановка художественной задачи.
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить цветы с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.
6.Практическое выполнение задания:
Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.
7. Подведение итогов и просмотр работ:
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.
Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.
Конспект урока в 5 классе. Жостово. Росписи по металлу.
1. Регулятивные УУД: с тавить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
2. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
3. Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- Предметные результаты: получить представление о росписи по металлу.
Межпредметные связи: литература.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: интерактивная игра, магнитная доска, жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями, заготовка макета подноса и элементов росписи на бумаге для учеников, бумага, краски, кисти, клей.
I Организационный момент.
II Изучение нового материала.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, создающих изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с особенностями народного промысла Жостово.
Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Жостовская роспись» .
Вопросы сегодня на уроке :
· Что такое «Жостовская роспись»;
· История развития промысла;
Жостовская роспись - декоративная роспись металлических подносов масляными красками.
Ребята, представьте, что вы попали на праздничную ярмарку. Что мы можем увидеть на ярмарке перед перед большими праздниками? Конечно, множество сувениров! Мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Предлагается роль ведущей ученицы. Ученица рассказывает, как она на ярмарке увидела множество игрушек, посуды, подносов, сувениров и так далее… Но вспомнить точное название росписи на изделиях не сразу смогла, поэтому давайте мы вместе определим художественные промыслы. Что общего и в чём разница?
Вопрос 1. В росписи мастера используют жёлтый, синий, малиново-красный и зелёный. Основные элементы геометрического орнамента – круги, овалы, клетки, полоски, сеточка и волнистые линии.
Вопрос 2. Игрушка, у которой вытянутые, мягкие по очертанию формы. Разнообразные коровки, барашки, олени и т.д.
Вопрос 3: Что вы узнали из истории развития росписи по металлу?
На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.
В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.
Вопрос 4 : Какой формы и размером были подносы?
Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или “скатертные”, достигали размеров стола, а маленькие “закусочные” - не больше тарелки. Форма у них была самая разнообразная – овальные, круглые, восьмиугольные, прямоугольные, комбинированные и даже треугольные, гитарные и фестончатые. (Наглядные изображения на доске)
Вопрос 5 : Что же изображали мастера на своих подносах?
Пейзажи, фрукты и цветы. (Иллюстрации с изображениями)
Вопрос 6 : Как располагаются цветы на подносе?
Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это букет, букет в разброс, венок, букет из угла. (Изображения в учебнике. Учебник Н.А.Горяева, О.В.Островская, стр. 92-93)
“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.
Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Конечно же, особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название.
Составление опорной схемы этапов росписи подносов.
Этапы росписи подносов. (Поэтапное изображение на доске, дополнительное пособие)
1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
2. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
3. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
4. Прокладка. Уточняются многие детали.
5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
6. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
7. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
8. Уборка. Украшение борта подноса.
1. Мастер-класс.
Показ учителя поэтапного изображения цветка и листика .
2. Самостоятельная работа учащихся.
1. На шаблонах из бумаги изобразить цветы и листики (работа в группах).
2. Нанести уборку на заготовке макета подноса (работа в паре).
3. Интерактивная игра «Создай композицию росписи» (индивидуальная работа).
1. Выставка работ учащихся.
2. Домашнее задание.
Вклеить в тетрадь образец жостовской росписи и подписать этапы работы.
4. Рефлексия урока.
· Сегодня я узнал…
· Я выполнил задание …
1. Слово учителя.
· Я пришла сюда, чтобы познакомить вас с народным промыслом Жостово.
· А ещё хочу сказать, что очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть.
План-конспект урока по МХК в 10-й классе. "Художественная культура исламского Востока"
Цели урока:
1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.
Оборудование:
· индивидуальный раздаточный материал,
· книжная выставка по теме,
· структурно-логическая схема по исламу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.
Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.
Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.
2. Работа по электронной презентации .
1-й слайд – объявляется тема урока:
«Художественная культура исламского Востока»
Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.
3. Проверка домашнего задания.
Задание №1. Блиц – опрос.
· назовите самую молодую религию мира (Ислам)
· когда она появилась? (В VII в. н. э. )
· где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
· ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
· главные центры ислама? (Мекка и Медина)
· священная книга мусульман (Коран)
· назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
· священный для мусульман день (пятница)
Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)
Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру . Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).
В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.
4. Новая тема.
Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.
Работа по электронной презентации.
Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата).
Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде
Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.
Лист №2
Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.
Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.
Вопросы к тексту:
1. Где проходила молитва у мусульман?
2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
3. Как называется алтарная ниша?
4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
6. Чем дополнялась мечеть?
7. Кто созывал на молитву?
· 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Дытченко Наталья.
· 5-й слайд: «Биби - ханым» - Симененко Татьяна.
· 6-й слайд: «Кааба» - Макеева Анастасия.
6. Релаксация.
Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы, арабская каллиграфия в книжной миниатюре. Вашему вниманию предлагается посмотреть презентацию по выполнению миниатюрной книжки.
7. Работа по слайду 7:
На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -
Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.
Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.
(Учитель читает стихотворение):
Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.
Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.
8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем , кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.
Биография Омара Хайяма.
(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).
Годы жизни
Значение фамилии
В каких науках прославился?
В каких литературных формах работал?
Как закончил свою жизнь?
9. Работа по слайду 8:
Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю
Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.
1. Изречение морального характера, нравоучение;
2. Юридический приговор.
Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.
Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.
10. Самостоятельная работа. Лист №4.
Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.
Конспект урока по ИЗО на тему "Жостово" ,5 класс
ü Выполнять роспись «жостовского букета» на заготовленном ранее подносе.
Метапредметные :
Познавательные УУД :
ü Сравнивать виды росписи, узнавать их элементы ; находить общее с другими видами росписи;
ü Понимать значение выполнения поэтапности «жостовской росписи» ;
Коммуникативные УУД;
ü Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в парах ;проявлять взаимопонимание и взаимопомощь;
ü Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; выполнять задания по карточкам работая в парах.
Регулятивные УУД;
ü Выполнять действия по реализации творческого задания.
Личностные - индивидуальные качества. которые приобретут обучающиеся:
ü Чувство гордости за культуру и искусство своей родины и своего народа;
ü Развитие творческих способностей в процессе выполнения жостовской росписи;
ü Развитие эстетических чувств.
1.Мотивационный этап(пролог)
( На столике Жостовские подносы покрытые белой скатертью)
Вот кисти на столе, а вот альбом
Как хочется достать сегодня краски!
И мы плывем в волшебную страну
Страну народных промыслов прекрасных.(1 слайд)
Ребята, что вы предполагаете услышав эти строки? Определите свое настроение выбором карточек определенного цвета: восхищение- оранжевый, радость-красный, интерес-зеленый, белый -равнодушие.
Попробуем с вами догадаться, чему мы посвятим сегодня свой урок и сформулируем тему.
2.Актуализация знаний обучающихся, постановка проблемы урока
Что такое промыслы? (Ответы детей) У: Да промысел-это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов, из которых и создаются продукты труда созданные человеком. Какие виды народных промыслов вам уже известны? (Дети -Хохлома, Гжель, Городец). Сколько нового и интересного мы узнали и узнаем на уроках изобразительного искусства! Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.
Определите,каковы отличия изученных ранее промыслов? Ответить на этот вопрос вы сможете заполнив карточку (Карточка № 1) (2 слайд)
Ещё один художественный народный промысел – это Жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово. (3 слайд)
Проблема урока: Главная задача нашего урока - узнать, что принесло славу Жостову?
· Будьте внимательны на уроке. Вы сможете не только ответить на этот вопрос, но и создать образ своего подноса.
· На столах у вас лежат 3 карточки с которыми вы будете работать в течение урока.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
3.1Усвоение новых знаний .
Село Жостово прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. Никто лучше местных умельцев не мог рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращал скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.(4 слайд)
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.
- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (5 слайд )
Какие же размеры и формы имели подносы?
Ø Работа с карточкой №2(сопоставление геометрических форм с формой подноса) Дети выбирают понравившуюся форму и размер подноса, одновременно закрепляя полученные знания.
Сопоставить выполненное задание с информацией на слайде:
Ø Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков (слайд № 6)
Чем украшали подносы?
Ø Работа с карточкой № 3( выбор узора) Дети работают с карточками выбирая нужный вид росписи.
Сопоставить правильность выбранного узора с узорами на слайде:
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками(7слайд) В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. Помимо цветов подносы могут украшать и пейзажи, и сказочная тройка лошадей.
А сейчас ребята, мы перейдем к творческому заданию. Определите этапы и последовательность нанесения рисунка.
Ø Работа с карточкой № 4.
Этапы и приёмы росписи (слайд) Дети пробуют самостоятельно решить эту задачу и определить правильную последовательность выполнения росписи, затем сопоставляют с информацией на слайде:
· Грунтовка-поверхность подноса покрывается однотонной краской.
· Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
· Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
· Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
· Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
· Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
· Уборка- завершающий этап, рисуется окантовка.
- С какой росписью можно сравнить Жостовскую роспись?(Ответы детей)
3.2.Формирование практических умений. А теперь ребята, вы создадите свои эскизы. Каждый из вас будет одним из жостовских мастеров. Насколько хорошо вы справитесь со своим заданием, мы увидим в конце урока.
У каждой пары свои задания:
1.Определить форму и размер подноса.
2.Определить, каким цветом заполнить поле подноса.
5.Выполнить основной рисунок.
Каждая пара будет выполнять свой рисунок, но все вы должны использовать знания, которые получили на уроке:
Ø Жостовские подносы имеют разные размеры и формы: овальную, круглую. прямоугольную, восьмиугольную. треугольную и др.
Ø Основной вид росписи жостовского подноса - букет цветов, крупных и мелких.
Ø Выполнять правильную последовательность рисунка
Ø Цветы имеют различную окраску: голубые, оранжевые, красные, желтые, белые.
Дети создают свои работы. Звучит легкая музыка. На заставке остается несколько подносов для образца)
4. Итог урока.
Д/З: Узнать о нынешних мастерах декоративно-прикладного искусства. Где и как применяются изделия в современной жизни
Урок "Жостово. Роспись по металлу"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.
Задачи урока: развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка и техникой аппликации, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.
Формирование Универсальные Учебные Действия и предметных результатов:
· Понимать «язык» декоративного искусства
· Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма
метопредметные:
· Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты
· Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
· Готовность слушать и вести диалог
Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
личностные:
· Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса
· Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся
· Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
· произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 330.08 КБ |
презентация | 2.05 МБ |
приложение 1 | 304 КБ |
приложение 2 | 1.8 МБ |
приложение 3 | 1.1 МБ |
приложение 4 | 485.5 КБ |
Технологическая карта урока
по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС
по теме «Жостово. Роспись по металлу»
Мугаллимова Наталья Викторовна,
учитель изобразительного искусства и технологии
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Жостово. Роспись по металлу.
Планируемые образовательные результаты
- Понимать «язык» декоративного искусства
- Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма
- Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты
- Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
- Готовность слушать и вести диалог
- Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
- Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса
- Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся
Решаемые учебные задачи
- Развивать «язык» декоративного искусства и способности учащихся;
- Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.
Проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».
Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.
Акриловые краски, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой, жестяные заготовки подносов, клей.
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, мелодия – балалайка (минус).
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.
Сегодня урок изобразительного искусства буду вести я, Наталья Викторовна.
Я рада общению с вами.
Включаются в деловой ритм урока.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Выявление уровня знаний
Мы с вами продолжаем знакомится с русскими народными промыслами.
Прежде чем узнать тему нашего урока, (слайд 3)
нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов.
Обращение к учащимся :
Посмотрите на экран и назовите, какие предметы декоративных промыслов вам уже знакомы?
(на 4 слайде изображена ярмарка с предметами Гжели, Городца, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и Жостово).
- это предмет? (показать на предмет Дымковская игрушка). Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов? Посмотрите и выйдете к доска те у кого есть предметы Дымковской игрушки.
Почему вы так решили? (правильно).
- Есть ли на ярмарке игрушки расписанные в другом стиле народного промысла?( показываю Филимоновскую игрушку )
Посмотрели на парты у кого есть такой образец, вышли к доске?
Почему так решили?
А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета? Какой это промысел? (показать на предмет Гжель).
Если у вас на парте есть необыкновенная сказочная Гжель, покажите всем (правильно).
А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву? (показать Городецкую роспись).
Покажите у кого есть этот предмет.
Чем отличается Городецкая роспись?
А какой предмет у нас остался без внимания?
Учащиеся отвечают и показывают
Потому, что она сделана из глины. Форма монолитна, овальна, силуэт мягкий, много лепных деталей. Эта игрушка расписана на белом фоне, геометрические яркие краски.
Это Филимоновская игрушка.
Потому, что у Филимоновской игрушки формы вытянутые, они выглядят стройными и изящными. Расписаны малиново-красным, жёлтым и изумрудно-зелёным радужными полосами.
Потому, что на белом фоне голубовато-синий орнамент росписи.
Это Городецкая роспись.
Тем, что роспись расписывают на деревянной поверхности , яркими розанами, купавками. На изделиях изображены птицы, кони, сценки и декоративными цветами.
- планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом.
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя плакат, схем;
- анализ объектов с целью выделения основных признаков;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.
Так, вы назовете тему сегодняшнего урока?
О чем бы вы хотели узнать на уроке?
Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу. (5 слайд)
На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений.
Жосовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется.
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Жостовский поднос, жостовская роспись
Учащиеся слушают учителя
Отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся смотрят слайды с росписью.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
IV. Обобщение и систематизация знаний
У вас на партах лежат макеты подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют?
А форма подносов может быть разнообразная
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.
Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде:
Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству роспись жостовских подносов.
Ответ учащихся: Имеет форму овала и круга
Обсуждают технику выполнения росписи.
Учащиеся смотрят видео
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез.
- формирование умения проявлять познавательную инициативу
- умение договариваться, - находить общее решение при работе в группе;
- планирование, управление своим поведением.
Но что - то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Следите за дыханием,
Дышите через нос.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Выполняет вместе с учениками
Выполняют танцевальные движения под музыку.
VIII. Применение знаний и умений на практике
Приступаем к практическому заданию.
Сегодня на уроке вы будете работать в парах одни над аппликацией составленной в стиле жостовской росписи, другие попробуют свое мастерства в росписи на жестяных подносах. Возьмите технологические карты.
(работаем в соответствии с технологической картой)
Учитель консультирует учащихся во время самостоятельной работы.
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия.
- учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра.
VIIII.Подведение итогов урока.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Закончили работу, покажем друг дуну и организуем выставку.
Какие вы молодцы, давайте по аплодируем друг другу (аплодисменты). Какие особенности имеет жостовская роспись, роспись выполняется по металлу, композиция зависит от формы, чаще всего изображают цветы, но может быть и фрукты, птицы и т.д.
Если вас заинтересовал народный промысел «Жостовская роспись», вы можете посмотреть в дополнительной литературе или интернет-ресурсах (памятки).
«Детская художественная школа № 17"
"Кемеровский областной художественный колледж"
«Губернаторский техникум народных помыслов"
Желаю вам творческих успехов!
Подводят итоги своей работы.
- самооценка (анализ деятельности);
- проявление интереса к новому.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мугаллимова Наталья Викторовна учитель ИЗО и технологии г. Топки и Топкинский район 2015 г. Урок изобразительного искусства 5 класс Жостово. Роспись по металлу. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 9»
Мы рады гостям, Как добрым вестям! Всех привечаем, Душевно встречаем, НА ЯРМАРКУ ПРИГЛАШАЕМ!
Какие формы бывают у подносов?
венок Варианты композиций букет полувенок букет в раскидку роспись с углов
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Этапы росписи подноса Замалёвок – разбавленной краской наносим силуэты цветов и листьев. Тенёжка – у цветов появляется объём. Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует кружевные края на листочках. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
"Кемеровский областной художественный колледж" Сегодня в колледже можно получить образование по трем специальностям на базе основного общего и полного среднего образования – «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». «Губернаторский техникум народных промыслов"
Конспект урока по изобразительному искусству "Жостово. Роспись по металлу" (5 класс)
1. Организационный этап. Введение в тему.
Приветствие.
- Сегодня мы с вами продолжаем изучать декоративно-прикладное искусство и вновь превращаемся из обычных учеников в мастеров декоративной росписи. А какой-узнаете чуть позже.
Из предыдущих уроков вы узнали о том, что с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение . Народные промыслы - это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел» . (надпись на доске)
Мы с вами уже со многими известными росписями познакомились. Известны они не только в России, но и во всем мире! Давайте их вспомним.
-Молодцы, правильно дали названия всем промыслам.
Правильно, это нарядный и красивый поднос. У подноса этого есть название. И подсказка кроется в самом изделии. Если вы догадаетесь-из чего этот поднос сделан, я вам скажу его название.
(предполагаемые ответы учащихся: железо, сталь, металл).
-Поднос сделан из жести и название его-жостовский.
- Как же возникло это удивительное ремесло? Узнаем из сундучка старинных справок:
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
3. Знакомство с этапами работы над декоративной композицией.
5. Постановка художественной задачи.
6.Практическое выполнение задания:
7. Подведение итогов и просмотр работ:
Проводится блиц – ответ:
-название промысла ? (жостовские подносы)
-предмет промысла? (поднос)
-композиции? («букет», «букет в раскидку», «венок», «гирлянда»…
8. Рефлексия
-Ребята, у вас на столе в конвертиках цветочки –белые и черные. Поместите белый цветочек в вазочку на доске, если вам сегодняшняя тема была интересной и все было понятно. Если вы не поняли , о чем шла речь, и было не совсем интересно-поднимите черный цветочек.
Читайте также: