Ювелирные предметы сделанные из золота серебра и других металлов
Чтобы понять, что означает ювелирный сплав, достаточно узнать, что ни одно золотое украшение на 100% не состоит из золотой руды. Обычно в состав включены элементы серебра, меди, платины, цинка, кадмия и никеля. Чем больше платины и серебра в золотой смеси, тем белее ювелирные изделия. А медь дает красный оттенок, придавая украшениям необходимую прочность.
Фиолетовым золото становится, когда включают алюминий и галлий. А голубой оттенок получается при добавлении рубидия и индия. Яркий синий цвет дают включения стали. А зеленый получают при помощи сочетания кадмия и серебра.
Ученые до сих пор экспериментируют с включением различных металлов в золотой «раствор» для получения уникальных оттенков. При этом оптимальным содержанием чистого золота для драгоценностей считается 58,5%.
Особенности серебра для ювелирных изделий
Думаете, из чего состоит серебряный ювелирный сплав? Чаще всего он включает серебро, алюминий и никель. Причем вспомогательные компоненты нужны не только для увеличения показателя прочности, но и для снижения окисления металла. Чистая руда быстро становится черной из-за взаимодействия с кислородом.
Интересный факт. Серебряный ювелирный сплав изобрели более 6000 лет назад. Уже в Древней Индии высокой популярностью пользовались украшения из серебра. А на Руси женщины специально носили серебряные кольца на руках, так как считалось, что данный металл убивает микробов во время дойки коров.
Современный «раствор» из серебра обладает высокой пластичностью, плавится при температуре в +960,5 ⁰С. Металлу свойственна высокая тепло- и электропроводность.
Пробы и маркировки
Для создания уникальных украшений используют не только золото и серебро. К самым популярным сплавам в ювелирном деле относят:
- Золотые варианты с пробами 958, 750, 585, 500 и 375. Такие изделия могут включать медь, серебро, цинк и другие примеси для получения нужного оттенка. Твердость плавления зависит от вспомогательных компонентов. К примеру, если включить алюминий в соотношении 78,5% на 21,5%, выходит пурпурно-фиолетовый оттенок, известный среди ювелиров как «Аметистовое золото».
- Сплавы из серебра, меди и других компонентов. Оптимальные пробы в ювелирном деле 925, 875 и 916. В промышленности используют варианты с 999, 960, 830 и 800 маркировкой. Пластичность и теплопроводность серебра лежит в основе его широкого применения при создании радиодеталей.
- Платиновые сплавы имеют пробу 950, 900 и 850. Этот благородный металл обладает высокой устойчивостью к коррозии. «Чистые» украшение из платины ценятся даже дороже золотых вариантов.
- Сплавы с палладием только набирают популярность среди покупателей и ювелиров. Этот драгоценный металл имеет пробы 850 или 500. Он обладает уникальным матовым белым цветом. При этом палладий не вызывает аллергии, в отличие от золота, где может содержаться никель.
В списке сплавов, применяемых в ювелирном деле, указаны метрические пробы. Они считаются общепризнанными в России. Введение такой маркировки датируется 1927 годом. Основана система на процентном содержании чистого драгоценного металла относительного общего веса сплава.
Драгоценный металл
Слово «ювелир» происходит от немецкого juwel, что в переводе означает «драгоценность». Поэтому, в первую очередь, ювелирные изделия — это украшения, которые выполнены из драгоценных металлов: золота, серебра, платины или палладия.
Металлы считаются драгоценными по нескольким причинам. Они устойчивы к химическим воздействиям, редко встречаются в природе, а их добыча чрезмерно дорога.
Из драгметаллов в чистом виде ювелирные изделия не делают. Это обусловлено мягкостью природного материала, его подверженностью износу и высокой ценой. Обычно ювелирные компании используют сплавы, состав которых держат в строжайшем секрете. Сплавы отличаются цветом, твердостью, температурой плавления, а также процентным содержанием самого драгоценного металла. Процентное содержание определяет пробу металла, о которой мы поговорим в следующих двух статьях.
Какие металлы используют в бижутерии
Сплавы драгоценных металлов для ювелирных изделий имеют строгую маркировку, и их качество отслеживается на государственном уровне. А вот для изготовления бижутерии используют различные металлы, украшая их напылением из серебра и золота или полудрагоценными камнями. Стоимость таких изделий намного меньше, поэтому их чаще приобретают молодые люди для ежедневной смены стиля.
К основным металлическим «смесям», используемым для создания дизайнерской бижутерии, относят:
- Мельхиор — сплав меди, никеля, марганца и железа. Уникальный состав был известен ювелирам еще в 3 веке до нашей эры, и называли его тогда «белой медью». Чаще всего из такого металла изготавливают уникальную посуду и браслеты.
- Бронза получается из смеси олова и меди. Такой слав пользовался спросом во времена Бронзового века. Именно в тот период их сплава выливали оружие, украшения, посуду и предметы быта. Современные бронзовые сплавы относятся к высокотехнологичным материалам, которые «разбавляют» цинком, никелем, алюминием, фосфором и другими компонентами для получения уникальных свойств.
- Нейзильбер — сплав из меди, никеля и цинка. Большое количество никеля дает белый красивый цвет, чем-то напоминающий натуральное серебро. Нередко именно из этого материала производят государственные награды и медали. А также его часто применяют для получения красивой ювелирной филиграни и финифти.
- Пьютер — материал на базе олова. Ювелирные изделия из такого металла не содержат свинца и никеля, поэтому не вызывают аллергических реакций. Сплав идеально подходит для литья и легко поддается обработке. Впервые материал был обнаружен в египетской гробнице, чья дата основания датируется 1450 г. до нашей эры.
- Латунь — популярный материал для создания украшений и сантехнических изделий. Он получается путем смеси меди, цинка и вспомогательных компонентов. Известна латунь была уже в Древнем Риме.
Чтобы бижутерия смотрелась как изделия из ювелирного драгоценного сплава, на нее наносят специальное покрытие (гальваническое). Это распространенный способ золочения, позволяющий использовать минимального количество драгметаллов для создания красоты и блеска.
Виды металлов для ювелирных изделий
Традиционно среди всех металлов для ювелирных изделий выделяют платину как наиболее дорогой драгоценный металл. Однако так ли это на самом деле? Несомненно, наилучшей и наиболее полезной классификацией драгоценных металлов для ювелирных изделий будет та, в основу которой ляжет критерий стоимости одного грамма драгоценного металла. Давайте же выясним, как может выглядеть рейтинговый список ювелирных металлов.
Рейтинговый список ювелирных драгоценных металлов в зависимости от ценовой политики на них должен выглядеть следующим образом:
- Родий.
- Платина.
- Золото.
- Иридий.
- Рутений.
- Палладий.
- Серебро.
- Титан.
- Вольфрам.
- Мельхиор.
Стоимость одного грамма родия составляет примерно 225 долларов США. Родий – драгоценный металл платиновой группы, который имеет уникальный состав.
Родий — химический элемент, драгоценный металл с уникальными свойствами
Отличительными характеристиками родия являются следующие:
- серебристо-белый цвет;
- преимущественное использование в качестве отделочного материала.
Это важно! Непосредственно в производстве ювелирных украшений родий не используется. Этот драгоценный металл выступает исключительно в качестве отделочного материала. Тонким слоем родия могут быть покрыты ювелирные украшения из серебра и (или) белого золота.
Нанесение тонкого слоя родия на ювелирные изделия делает их более износостойкими, защищает от царапин, а также придаёт яркий блеск. Между тем, родий обладает гипоаллергенным свойством, благодаря чему многие люди, которые имеют повышенную чувствительность кожи к серебру или золоту, приобретают украшения, покрытые родием.
Родий – редкий металл, который не является радиоактивным.
Стоимость одного грамма платины составляет ориентировочно 70 долларов США. Первоначально платина относилась к отдельной группе драгоценных металлов и считалась белым золотом.
Добытая платина
А знаете ли Вы, что этот драгоценный металл первыми стали использовать фальшивомонетчики, заменяя платиной более дорогие золото и серебро.
Свойства платины неоднозначны. Химики считают этот драгоценный металл самым устойчивым ввиду того, что он не изменяет свой цвет под действием высоких и низких температур, а также не подвержена воздействию кислот.
Советуем почитать: Всё о медицинском золоте
Платина отличается высоким весом и плотностью, благодаря чему она – долговечна. Вместе с тем, именно платина считается наилучшей опорой для драгоценных камней, в связи с чем именно в платину оправляют наиболее драгоценные камни (например, алмазы).
Золото – драгоценный металл, стоимость которого составляет ориентировочно 30 долларов США за грамм. Уникальность золота обусловлена, в частности, тем, что это один из немногих драгоценных металлов, который встречается в природе в чистом виде.
Золотой самородок
Золото – самый ковкий драгоценный металл. Но, в то же время, по химической прочности золото существенно уступает некоторым драгоценным металлам платиновой группы, а именно родию и платине.
Стоимость одного грамма иридия составляет чуть более 15 долларов США.
Удивительно, но иридий также относится к драгоценным металлам, которые используют в ювелирной промышленности.
Иридий — химический элемент, драгоценный металл с уникальными свойствами
Сфера применения иридия в ювелирном деле практически идентична той, которая характерна для родия. В производстве ювелирных изделий иридий не используется, однако его добавляют к платине, что позволяет придать последней твёрдости.
Советуем почитать: Можно ли носить золото с серебром
Стоимость одного грамма другого драгоценного металла – рутения, составляет порядка 15 долларов США. Этот металл редко используется в ювелирной промышленности, однако его иногда добавляют к платине.
Рутений — химический элемент, драгоценный металл с уникальными свойствами
Палладий – драгоценный металл, стоимость которого составляет ориентировочно 14-15 долларов за грамм.
Палладий отличается блеском
В последнее время палладий буквально завоевал ювелирную промышленность, причиной чему являются следующие его свойства:
- пластичность;
- лёгкость;
- гибкость;
- легкоплавкость.
Серебро – один из наиболее популярных «ювелирных» драгоценных металлов. Стоимость одного грамма этого драгоценного металла не дотягивает и до 1 доллара США. Это самый дешёвый драгоценный металл, который встречается в природе в чистом виде.
Серебро — один из самых дешёвых драгоценных металлов
По своим качествам серебро превосходит платину. Этот драгоценный металл имеет благородный блеск и обладает теми качествами, которые позволяют долгое время сохранять его цвет.
Титан, вольфрам и мельхиор – недрагоценные металлы, которые также активно используются в ювелирной промышленности. Их стоимость колеблется в пределах 1-2 долларов США за грамм.
Титан Вольфрам Мельхиор
Клеймение
Ювелирные изделия, как правило, маркируются в соответствии с нормативными актами Российской Федерации Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации.
Клеймение представляет собой специальную пробирно-технологическую операцию, которая заключается в нанесении специального отпечатка установленного образца (клейма) на ювелирные и (или) бытовые изделия, изготовленные из драгоценных металлов.
Советуем почитать: Котировки палладия в июле 2015 года
Клейма, предусмотренные для разных драгоценных металлов, отличают по форме, однако для всех них общим является знак удостоверения в виде профиля женской головы в кокошнике, повёрнутой направо, а также цифровое обозначение пробы сплава драгоценного металла и шифр государственной инспекции пробирного надзора, который представляет собой букву, точку или наклонную черту.
Общие технические условия
Общие технические условия, которые предъявляются к ювелирным изделиям из драгоценных металлов, были введены в действие в Российской Федерации в 1996 году.
К основным характеристикам здесь относятся следующие:
- ювелирные изделия в обязательном порядке должны соответствовать установленным на законодательном уровне требованиям;
- изделия серийного производства не должны иметь отклонений от представленного технического описания;
- изделия единичного производства обязательно должны соответствовать авторскому образцу или рисунку такого изделия;
- изделия должны быть изготовлены из материалов, которые полностью соответствуют действующим стандартам и техническим условиям;
- клеймение изделий должно быть произведено в соответствии с требованиями законодательства;
- изделия могут включать в себя детали, выполненные из недрагоценных материалов и другие.
К ювелирным изделиям здесь предъявляются требования, которые касаются массы, упаковки, маркировки и других аспектов изготовления, производства и реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов.
В целом, в ювелирном производстве используются различные материалы: драгоценные и недрагоценные металлы; драгоценные, полудрагоценные и недрагоценные камни, а также другие материалы. В зависимости от их основных характеристик и свойств может изменяться фактическая стоимость ювелирных изделий.
Рынок драгоценных металлов: обзор 12 мая 2015 года
Виды драгоценных металлов и камней
Какие бывают виды ОМС
Как выбрать ювелирные изделия по сплаву
Применение различных сплавов в ювелирном деле очень широко, поэтому часто бывает сложно разобраться во всех бирках и пробах. Если вы хотите получить действительно дорогое и качественное изделие, обратите внимание на следующие нюансы:
- Оптимальное содержание золота в сплаве — 58,5%, на что указывает проба 585. Такие изделия не чернеют и не теряют своего блеска. Помимо пробы в прямоугольной выемке рядом должен быть штамп с изображением профиля женщины в кокошнике. Эта маркировка обязательна для отечественных украшений.
- Самый ценный серебряный сплав — 925 пробы, где серебра 92,5%. Такие изделия не гнутся и не плавятся. Чернеть они могут при постоянном контакте с водой. Поэтому серебряные кольца и серьги лучше хранить отдельно в шкатулке, снимая на время водных процедур и сна.
- Платиновый сплав не столь популярен, но если вы его найдете в ювелирном салоне, посмотрите, в какой форме сделано углубление под пробой. Это должен быть многоугольник с цифрами по центру. Оптимальной для драгоценностей считается проба 900 и 950.
Важно! Помимо пробы и клейма на самом изделии к украшению обязательно должна прилагаться бирка. В ней содержится много информации о производителе и поставщике. А также с 2021 года будет нанесен специальный штрих-код, который расскажет всю «историю» изделия.
Советы аллергикам
Маленький секрет от ювелиров. Если вы страдаете аллергией на золото, скорее всего она вызвана наличием никеля в составе украшений. Чтобы не портить себе настроение невозможностью носить драгоценности, обратите внимание на платиновые сплавы. Они также красивы и дороги, как и золото. Среди них есть драгоценности с бриллиантами, сапфирами и другими самоцветами.
Если позволяют финансы, можно купить изделия из палладия. Они отличаются прочностью и долговечностью. И также украшаются драгоценными камнями. А если палладий и платина не по карману, можно выбрать ажурные серебряные изделия. Их очень много представлено во всех ювелирных магазинах страны.
Клеймение
Возьмите в руки любое ювелирное украшение и обратите внимание на внутреннюю сторону. На настоящей российской ювелирной продукции должно быть два оттиска.
Первое клеймо называется именником самого завода, который создал украшение. Там зашифрован год создания изделия, а также коды Государственной инспекции пробирного надзора и изготовителя. Это клеймо завод ставит сам.
Именник ювелирного изделия
Второе клеймо на каждом изделии ставит Государственная инспекция пробирного надзора. В оттиске зашифрован регион, в котором произведено украшение, а также указана проба металла.
Клеймо Государственной инспекции пробирного надзора
Если вы держите в руках украшение без второго клейма, значит, это иностранное изделие или подделка. Если на украшении нет ни одного оттиска или данные на нем нечеткие, стоит усомниться в подлинности изделия и потребовать необходимые документы на товар.
Ювелирные украшения
Ювели́рное изде́лие — изделие (кольцо, серьга, браслет, колье, брошь), надевающееся на одежду или непосредственно на тело человека и служащее главным образом (или исключительно) для украшения. Часто для его изготовления используются дорогостоящие материалы (золото, серебро, сплавы из других благородных металлов, драгоценные камни и др.), поэтому ювелирное изделие может обозначать социальный статус человека. Ювелирные изделия из дешёвых материалов называются бижутерией.
Ювелирные изделия также представляют собой настольные украшения, так как основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который в свою очередь и создаёт изделия.
Исторические сведения
Ювелирные изделия, без которых сегодня не обходится ни одна женщина и огромное количество мужчин, зародились очень давно. Они пользовались спросом еще во времена расцвета Египетской империи в 3000 веке до н.э. В основном представители высшей касты предпочитали золото. Однако этот драгоценный металл был очень редок. Золотые браслеты, кулоны, ожерелья, серьги, диадемы, различные украшения на голову, нагрудные украшения и ожерелья-ошейники - и все это изготовляли в Древнем Египте, на земле Фараонов. Однако не меньше ценилось и серебро.
Для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Все народы чувствовали это.
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей. С Древнего Царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Через тысячелетия Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.
Об изделиях из драгоценных металлов и камней встречаются упоминания и из памяток Древней Греции. Первые упоминания о драгоценных металлах и камнях в Древней Греции восходят к 1400 веку до н.э.
В Древней Греции на широкий поток было поставлено производство бус природной формы раковин, цветов и жуков. Красивые и изящные ожерелья и серьги были найдены в местах захоронения в Северной Греции. К 300 веку до н.э. греки начали изготавливать разноцветные ювелирные украшения, используя изумруды, гранаты, аметисты и жемчуг.
Они также творили шедевры из камней, стекла и глазури. В это время становятся популярны такие ювелирные изделия, как гравированные броши, медальоны из Индийского Сардоникса на ряду с украшениями - переплетениями серебра и золота. Интересным является тот факт, что бусы изготавливались путем соединения двух плоских золотых пластин, а между ними засыпали белоснежный песок.
История украшения, частью которой являются и ювелирных изделий, очень обширна, ведь с их помощью ученые изучают быт и образ жизни людей, которые жили в разные века, задолго до нас. И это говорит о многом, особенно о том, что жизнь людей безраздельно связана с их любовью украшать себя и свою жизнь.
Древние ювелирные технологии
Люди украшали себя всегда. Первые украшения человека были сделаны из кости, зубов или рогов животных, раковин, кусочков дерева - и то, что одевал на себя человек, не просто украшало его, а оберегало, защищало, давало удачу в охоте, дарило мудрость и даже возвышало над другими членами племени. Таким образом, история ювелирного искусства – это еще и история магии.
Самые древние украшения были найдены на Юге Африки, их возраст около 75 тысяч лет – это бусы из ракушек, выкрашенные красной глиной. Ракушки были тщательно подобраны по размеру и форме и, вероятно символизировали высокий статус их владельца.
Первобытные украшения
К сожалению, история донесла до нас очень мало украшений наших предков – кость, дерево, зубы и когти животных плохо сохраняются и только камень, а потом и металл, смогли сохраниться и дать нам возможность узнать, как возникло и развивалось ювелирное искусство.
Итак, сначала человек использовал камень только в том виде, в каком находил его в природе. Его привлекал блеск, форма кристалла, а в дальнейшем он научился облагораживать, обрабатывать камни, положив тем начало ювелирному делу. Навыки работы с камнем появились около миллиона лет назад. Тогда человек (Homo Habilis, Человек умелый) уже умел делать примитивные орудия из кремня и обсидиана, а затем это искусство достигло необычайных вершин. До сих пор не совсем понятно, как древний человек, не имея никаких орудий труда, кроме того же камня, рога и кости животных, мог изготавливать такие замечательные, идеальной формы наконечники для стрел или копий!
Обработка камней
Ювелирная же обработка камня возникла, вероятно, лишь в Древнем Египте, затем и в Месопотамии, Древней Греции, получила необычайное развитие в Древнем Риме, Византии. Так, например резьба по камню – глиптика, о которой мы уж писали на страницах журнала, появилась в Древней Месопотамии и Древнем Египте, достигла своего рассвета в Греции в VI веке до н.э., а затем и в Риме, добившись необычайных высот в Средние века.
Сначала обработка камня была несложной, египтяне, например, для изготовления изображений священных жуков-скарабеев использовали довольно мягкий синий лазурит, обтачивая его на твердом песчанике, придавая нужную форму. А затем полировали на мокрой коже с мельчайшим кварцевым песком. Использовали египтяне в основном бирюзу, сердолик и лазурит, а также стекло, крашеное под эти камни! Более твердые камни почти не обрабатывали. Их либо обкалывали, либо шлифовали и полировали природные грани. Обработка была сложна и требовала много времени. Грубую, простую работу обычно выполняли рабы, и лишь затем мастер доводил изделие до нужной формы и блеска. Часто обработка камня длилась не неделю и не месяц – а целые годы!
В Раннем Средневековье обработка камней усложняется: камень долго шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плитке с кирпичной мукой или толченым горным хрусталем. Использовались и шлифовальные круги, сделанные из песчаника по типу мельничных жерновов, или свинцовые и оклеенные кожей деревянные круги для полировки. В те времена камни в основном, получали форму, схожую с формой современных кабошонов. Ими украшали чаши, кубки, оружие, сбрую лошадей, церковную утварь и одеяния. Чаще всего в издeлияx XII - XIII веков в Европе пpимeняли аметисты, гopный хpyстaль, сepдoлик, изyмpyды, сaпфиpы, бирюзу.
Гранение алмазов
В XIV-XV в.в. в 3aпaднoй Европе культура и технологии обработки камня резко возросла. С 1327 года в Брейсгау (Германия) начала работать «шлифoвaльная» мельница с водным и ручными приводами, а в 1350 г. такая же мельница была пoстpoeнa в Пpaгe, в 1385 г. - в Нюpнбepгe, a затем и в Идap-Обepштeйнe. В 1400 г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., личный гранильщик Карла Смелого Бургундского, Луи де Беркен из Брюгге, открыл, что именно толченый алмаз является непревзойденным средством огранки. Он выявил и уникальные свойства алмазов – преломлять свет при их огранке. Существует правда предположение, что технология огранки алмаза в бриллиант была изобретена в Париже, но позже, в 1600 году. Есть и мнение, что впервые огранку изобрел ювелир В. Перуччи из Венеции. Но именно с XV века огранка алмазов шагнула вперед. Сначала алмаз гранили в виде таблицы, с XVI века – фасетированием. Уже в XVII веке бриллиант стал основным украшением ювелирных изделий.
С давних времен существовала и имитация драгоценных камней из цветных непрозрачных стекол (как и в Древнем Египте): подкладывали смальту, и тонкую фольгу из металла, склеивали два камня, «обыгрывали» дефект камня сложной, красивой оправой. Золотая и серебряная фольга в подложке также «заставляла» камень играть, и в этом достиг высочайшего мастерства знаменитый Бенвенуто Челлини.
Работа с металлом
С металлом человек также познакомился давно, находя различные блестящие кристаллы или используя некоторые руды как минеральные краски – красноватые гетит, гематит, киноварь, желто–зеленый реальгар и аурипигмент, синий азурит. Но именно выплавка металла из руды положила начало новому витку ювелирного мастерства и расширила возможность древних технологий.
Первоначально человек использовал лишь самородные металлы – золото, серебро, самородную медь, редко самородное и даже метеоритное железо. В дальнейшем народы, населявшие Южный Урал и Предуралье в России научились плавить малахит, выплавляя из него медь, а холодная ковка меди давала возможность сделать её более твердой. Медь использовалась и для украшений, браслетов, и в быту, и для изготовления инструментов и оружия.
С VII тыс. до н.э. человек изобрел технику механической обработки самородных металлов – ковку, выгибание, обрезку, сверление, обтачивание, и лишь начиная с V тыс. до н.э. - высокотемпературное плавление в горнах и печах, освоили технику литья.
Технология золочения
Отдельного внимания заслуживают изделия из золота и серебра - не только литье, но и изделия из проволоки, золотая и серебряная скань, золотая фольга. Золото всегда было дорогим металлом, и там где было возможно, используя его пластичность, предмет оклеивали золотой фольгой. Плиний Старший писал, что «римские мастера могли из римской унции (27, 3 г) золота получить 750 квадратных листов шириной в четыре пальца». Толщина такого «листика» было менее 4 микрон! Технология изготовления золотой фольги был такова: тонкую золотую ленту резали на квадраты и укладывали стопкой, прокладывая листом пергамента. Затем, положив стопку на гладкую гранитную плиту, её били молотком, а когда размеры квадратиков удваивались, а их толщина уменьшалась в 4 раза, их разрезали на 4 части, получая листки толщиной с современный лист бумаги. Затем листки золота снова складывали в стопку, но вместо пергамента перекладывали специально обработанной оболочкой из бычьих кишок. Затем зажимали прессом и снова били молотком. Когда золото выступало из-за краёв, стопку разбирали, и все начиналось заново. Это был длительный и тяжелый процесс, и выполняли его рабы, мастер лишь следил, чтобы не было прекоса пластин. В дальнейшем технологию ковки частично заменили вальцовкой, пропуская тонкие листочки через металлические вальцы, но это было уже в Средние Века.
Золочение предметов, до изобретения процессов электролиза в XIX веке (хотя по косвенным данным эту технологию применяли ещё в Древней Греции) использовалось амальгамирование. Для покрытия амальгамой (золото, смоченное ртутью) поверхности её накладывали на медные предметы или листы, ставили их в печь или нагревали над жаровней, ртуть испарялась, а золото прочно прикреплюсь к меди. Многие из тех, кто работал в ювелирных мастерских, умирали мучительной смертью от отравления парами ртути. Способ амальгамирование использовали и на Руси для золочения куполов церквей и храмов.
В те времена был и способ так называемого «Византийского рисунка». Здесь также использовалось амальгамирование – на горячую медную поверхность наносили черный лак, который затем соскабливали, делая определенный рисунок. Затем горячую поверхность натирали золотой амальгамой и в тех местах, где лак был удален золото прочно «сцеплялось» с медью, образуя красивый золотой рисунок на черном фоне.
Инки золотили предметы, проковывая и обжигая медь, в которой содержалось немного золота. Лист меди проковывался, затем отжигался, покрываясь черным оксидом меди, и снова проковывался и отжигался. Оксид меди удалялся кислыми соками растений, и лист все более и более обогащался золотом. В зависимости от степени обогащения цвет мог быть красным, розовым, желтым. Это способ золочения инки применяли в течение 2 тыс. лет.
Золотые нити
Еще один из способов создания золотых изделий кроме ковки и литья – это изготовление золотой (да и серебряной) проволоки. Наиболее древние образцы проволоки сделаны либо тщательнейшей проковкой, либо резкой тонкого золотого листа. В Абидосе (Египет) при археологических раскопках был обнаружен браслет, состоявший из двух групп бусин, соединенных прядью свитых вместе золотой проволоки и …волоса. Причем диаметр проволоки был точно такой же, как и волоса - 0.33 мм. Золотые нити для одежды в Египте умели изготавливать уже вначале третьего тысячелетии до н. э. (2755 - 2733 г.г.), а во втором тысячелетии (1587-1518 г.г.) изготавливали и серебряные нити (что сложнее, так как серебро менее ковкое и более ломкое, чем золото).
В Месопотамии около трех тысяч лет до н.э ювелирное дело достигло больших высот. В городе Ур было изучено погребение царицы Шубад (XXIII – XXVвек до н.э.). Одежда царицы была покрыта богатейшими украшениями из золота, лазурита, сердолика, а массивный головной убор состоял из золотой диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветов. Диадема была изготовлена из тончайшей, диаметром 0.25-0.3 мм, проволоки, свитой в спираль. Вероятно, именно в Месопотамии, впервые использовали технику волочения золота, когда металл многократно (сотни и тысячи раз) протягивается через отверстия разной толщины - фильеры.
Образцы золотой проволоки были найдены и при изучении курганов и погребений V - IV веков до н.э. Северного Причерноморья, Поволжья, Урала и Зауралья. На Алтае, на далеком плато Укок, жившие там племена кочевников, не умея плавить золото, в V веке до нашей эры умели делать уникальные изделия из золотой фольги, оборачивая ей кольца из меди и бронзы. В раннем Средневековье в X - XIII веках волочение золотой проволоки было важной отраслью ювелирного дела, причем изготавливали не только золотую, но и медную, бронзовую и железную проволоки (из них делали булавки, застежки, иголки, гвозди и т.д.). Техника изготовления золотых нитей и проволоки волочением была хорошо известна и мастерам Древней Руси. В IX – X веках в Киеве, русские золотых дел мастера изготавливали золотошвейные нити, а из толстой проволоки, диаметром 2-3 мм, делали браслеты, традиционные гривны (шейные обручи), и другие украшения.
Ювелирные товары
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте.
Ювелирные изделия – это особая группа товаров. Большинство из них имеют исключительно декоративное значение.
К ювелирным товарам относят изделия из драгоценных металлов, а также высокохудожественные изделия из недрагоценных металлов и сплавов, камня, кости в сочетании с камнями-самоцветами природного и искусственного происхождения.
Главным потребительскими свойствами ювелирных товаров являются их эстетические свойства, и в этом их особенность. Некоторые из ювелирных изделий (столовые приборы, запонки и др.) имеют определенное утилитарное назначение. Однако оно не является главным критерием при покупке, основной критерий--это красота изделий. Определенная особенность потребительских свойств ювелирных товаров заключается также в том, что срок службы ювелирных изделий из драгоценных металлов исчисляется десятками и даже сотнями лет.
Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров
Факторами, формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства.
Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, ювелирные камни, декоративные и поделочные материалы.
К основным драгоценным металлам относят золото, серебро и платину. Драгоценные металлы имеют красивый внешний вид, высокую устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью, способностью сплавляется с другими металлами, что обуславливает широкое применение их в ювелирном производстве. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой. В нашей стране действует метрическая система проб, указывающая содержание драгоценного металла в 1000 частей (по массе) сплава.
Для производства серебряных ювелирных изделий используют серебряно-медные сплавы 960 , 925 , 916 , и 875-й проб. Маркируют серебряные сплавы аналогично золотым.
Из сплавов платины в ювелирном деле применяют в основном сплав платины 950-й пробы.
Из цветных металлов и их сплавов в ювелирном производстве чаще используют сплавы меди – латунь, мельхиор, нейзильбер.
Ювелирные камни подразделяют на природные и искусственные. Природные камни могут минерального и органического происхождения. Их делят на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Искусственные камни, как правило, имеют минеральную основу.
Драгоценные камни (самоцветы) характеризуются высокой прозрачностью, твердостью, красивой игрой света. К ним относят алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Мерой веса драгоценных камней является карат (0,2 г).
Алмаз – самый твердый камень, состоящий из кристаллического углерода. Отличается сильным блеском и высоким показателем преломления света. Граненый алмаз называется бриллиантом. Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма (существует 17 видов форм), масса (они бывают мелкие, средние и крупные), цвет (7 групп), дефективность (8 групп) и геометрические размеры. Наиболее ценными являются бесцветные алмазы, а также камни с голубой, синей, красноватой или зеленоватой окраской.
Рубин и сапфир – самые твердые после алмаза камни. Основу их составляет кристаллический глинозем (корунд). Окраска определяется присутствием незначительных примесей оксидов металлов. Рубины имеют красный цвет, сапфиры чаще синие, иногда встречаются красновато – синие или фиолетовые.
Жемчуг – драгоценный камень ограниченного происхождения, образующийся в раковинах речных и морских моллюсков. Его отличает своеобразный радужный блеск перламутрового вещества. Цвет жемчуга может быть различным. Наиболее ценен блестящий жемчуг округлой формы белого и розового цветов.
Полудрагоценные камни отличаются разнообразием. Это камни прозрачные и полупрозрачные, бесцветные и цветные. Неодинаковы и их свойства, определяемые преимущественно химическим составом, внутренним строением. По химическому составу выделяют несколько групп полудрагоценных камней: группа берилла (аквамарин, александрит), группа кварца (аметист, горный хрусталь, опал) и др. К полудрагоценным камням относят и камни органического происхождения: янтарь, коралл. Мерой веса полудрагоценных камней является грамм. Наименования и цвета некоторых из них приведены ниже.
Аквамарин – камень синевато – голубых оттенков, напоминающих морскую воду; александрит - изумрудно - зеленого цвета при дневном освещении и фиолетово – красного – при искусственном; аметист – фиолетового или голубовато – фиолетового цвета; горный хрусталь – прозрачный, бесцветный; опал – полупрозрачный, ирризирующий, чаще молочно – белый; топаз – бесцветный, винно – желтый, розовей и других оттенков.
Янтарь – это легкий и мягкий камень, представляющий собой окаменевшую смолу древнейших хвойных деревьев. Цвет янтаря – от ярко – желтого до буро-коричневого. Наиболее ценен прозрачный янтарь с включениями насекомых или частичек растений.
Кораллы – это окаменевшие остовы морских беспозвоночных организмов – полипов. Они непрозрачны, имеют различную окраску.
Агат – полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный ( до 20 оттенков ), рисунчатый ( полосатый, слоистый ) камень. Разновидность агата, обычно с полосчатостью черного и белого цвета, называют ониксом.
Искусственные камни получают чаще из оксидов различных металлов путем выращивания кристаллов в определенных условиях. К ним относятся синтетический корунд, искусственные гранат, изумруд, сапфир, искусственные кристаллы – фианиты, искусственно выращиваемый жемчуг и др. Часто искусственные камни почти не отличаются от природных. Обычно они более крупных размеров, более чистые и равноокрашенные.
Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий применяют стекло, кость, рог, пластмассы и др.
Особенностью производства ювелирных изделий является то, что они расцениваются как произведения искусства и создаются художниками – ювелирами. Производство ювелирных изделий начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете. Основные технологические процессы производства следующие: заготовка, создание форм, отделка, огранка и закрепка.
Заготовку материалов из сырья и полуфабрикатов производят плавкой, прокаткой, волочением, ковкой и резкой.
Форму ювелирных изделий создают штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой (сборкой деталей с помощью пайки, сварки или клепки).
Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, оксидирование, золочение, серебрение, эмалирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть – миниатюрная живопись по эмали, филигрань (скань) – ажурный узор из гладкой или крученой проволоки, инкрустирование различными материалами.
Огранку ювелирных камней производят различными способами. Основные из них – огранка розой (боковые поверхности камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).
В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корневая и глухая.
При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах), при гризантной – обжимается ободком с насечкой (гризантом). Корненая закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла). При глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности.
Клеймение ювелирных изделий
Все изделия из драгоценных металлов, изготовленные в нашей стране, должны иметь пробирное клеймо, поставленное Инспекцией пробирного надзора Министерства финансов. Пробирное клеймо содержит пробу, указываемую цифрами.
Кроме метрической системы, применяемой в нашей стране, в ряде стран используется каратная система проб. Соответствие некоторых проб золотых сплавов двух систем приведено ниже:
Драгоценные металлы в истории ювелирного искусства. Часть 1. Золото и серебро
Испокон веков золото и серебро говорили о высоком статусе своих владельцев. Средневековые алхимики отчаянно искали эти драгоценные металлы, ими расплачивались, из-за них убивали, и их же клали в захоронения мертвых. Кроме того, люди во все времена ими украшали как себя, так и предметы культа или повседневного быта.
Почему люди так любят золото?
Первый драгоценный металл, на который обратил внимание человек, – это золото: символ божественности и вечной жизни, древнейший материал ювелирного искусства. Находки предметов, сделанных из золота, относят еще к V-IV тысячелетиям до н.э.
Золото ценили не только потому, что по своему сиянию оно подобно солнцу, но и из-за его химических свойств. Для него, как и для других драгоценных металлов, характерна стойкость, устойчивость к коррозии и окислению. Кроме того, его достаточно легко добывать, поскольку оно встречается в природе в виде самородков и золотого песка.
[myline]Греки, например, добывали этот металл из россыпей, благодаря бараньим шкурам, отсюда и миф о том самом Золотом руне. Древнегреческие умельцы промывали песок с помощью шкуры подстриженного животного, на которой оставались крупинки золота. [/myline]Из руд металл стали получать гораздо позже, поскольку такой способ требует сильного нагревания породы – она трескается, а затем её дробят, истирают и промывают.
Мастерство работы с золотом
Золото – ковкий и пластичный материал, что крайне немаловажно при создании ювелирных изделий. Еще древние египтяне умели придавать ему разные цвета с помощью сплавов с другими металлами. Народы Передней Азии могли проковать золото в тончайшие листки толщиной до 0, 03 мм (так называемая техника золотого листа), а греки – растянуть кусочек золота в проволоку длиной несколько километров.
Интересно, что при всем этом золото – материал мягкий, чуть тверже ногтя. Поэтому, чтобы сделать его механически прочным и избежать царапин и вмятин, которые мы видим, например, в древнегреческих произведениях ювелирного искусства, его стали использовать в сплавах.
Кое-что о сплавах и пробах
Наидревнейший сплав, встречающийся в природе в самородках и знакомый египтянам, народам Малой Азии, критянам и многим другим, – это электрум, сплав золота и серебра. Будучи тверже золота, электрум стал отличным материалом для изготовления монет. Впоследствии электрум стали получать не только добывать, но и создавать искусственно, как и многие другие сплавы.
[mydoubleline]Сплавы обычно называют лигатурами, а основное содержание в них драгоценного металла – пробоем. Первые пробы начали делать еще в Средние века, поскольку в это время появились ремесленные гильдии, которые отвечали за качество своей продукции.[/mydoubleline] Однако проверять золото начали еще раньше, в эпоху Античности. Греки брали два золотых предмета – одно, в подлинности которого они не сомневались, и второе, проверяемое. На твердом камне из черного сланца проводили две линии, затем смачивали их. Если линии были одинаковыми, значит испытуемое изделие и вправду было золотое.
Интересный факт: мы до сих пор пользуемся системой проб, причем в разных странах она может различаться. Например, в России, как и в Германии, проба варьируется от 0 до 1000, показывая количество золота в промилле, то есть в тысячных долях. Самое дорогое и чистое золото – 999,99 пробы. Очистить его идеально, до 1000 пробы, просто невозможно. А вот в британской системе процент драгоценного металла исчисляется в каратах, самое чистое золото имеет 24 карата.
Самородок серебра, Wikimedia
Чем примечательно серебро в истории ювелирного ремесла?
Серебро – второй драгоценный металл, с которым познакомился человек, и тоже очень древний: изделия из него появились уже шесть тысяч лет назад. Серебро – женский знак, символ Луны. Этот металл обладает антисептическими свойствами, поэтому из него всегда делали множество амулетов и оберегающих знаков.
Серебро тверже золота, но под воздействием среды постепенно темнеет, и его приходится время от времени чистить. [myline]При этом серебро также очень ковкий и пластичный материал: из 1 грамма серебра можно выковать тончайшую проволоку длиной 2 км.[/myline] Также его часто используют в сплавах.
Серебро, как и золото, встречается в природе в виде самородков. В древности эти металлы добывали в основном в Египте, Испании, на Кавказе (здесь была та самая Колхида, знакомая нам из произведений древних греков), на Алтае, в Америке, Индии и Китае.
Ювелирное искусство древних мастеров
Древние мастера создавали из золота и серебра прекрасные произведения ювелирного искусства. Это могли быть культовые и погребальные украшения, амулеты, а также украшения на каждый день, говорящие о социальном статусе их владельца и о его достатке. Это многочисленные ожерелья и браслеты, причудливые подвески, крупные и изящные серьги, венцы, кольца, застежки-фибулы.
Они выполнялись с помощью разнообразных техник. Так, еще египтянам была известна эмаль, для изготовления которой они заполняли пространство между золотыми перегородками стекловидной смесью, а также чеканка, заключающаяся в выбивании рисунка на металлической пластине, гравировка (или резьба) и, по-видимому, перенятая от ассирийцев зернь – орнамент, созданный из очень маленьких металлических зернышек. [myline]Греки знали, как получить эмаль, зернь, филигрань, при создании которой они использовали золотую проволоку.[/myline] Народы Передней Азии владели целым веером техник: техникой золотого листа, [simple_tooltip content=’способ обработки металла с помощью ударов молотка’]ковкой[/simple_tooltip], чеканкой и выколоткой, отличающейся от ковки тем, что она осуществляется в холодном состоянии.
Как мы видим, золото и серебро были важным элементом локальных культур и прикладного искусства различных народов. Драгоценные металлы служили не только признаком достатка и украшением, но и символизировали определенные смыслы и ценности. Об истории и предназначении других металлов читайте в продолжении цикла.
Читайте также: