Виды обработки драгоценных металлов

Обновлено: 22.01.2025

Все ювелирные изделия декорируют различными способами. Самые популярные из них в настоящее время это золочение и серебрение. Практически для всех украшений используют алмазную огранку и элементы матирования. А большая часть серебряных изделий сейчас – родированые.

Алмазная огранка. Красивая алмазная огранка делает изделие просто шедевром. Она применятся в большей или меньшей степени практически ко всем ювелирным украшениям. Такая огранка представляет собой вырезание рисунка - полос, кружков, звезд и прочих фигур на золоте или серебре. Производится с помощью природного или искусственного алмаза. После такой обработки изделия становятся яркими, блестящими и очень привлекательными.

Матирование. Не так давно данный вид декорирования стал распространенным. Раньше ценился яркий блеск золота, сейчас же – благородное его сияние. Также хорошо известно, что при сочетании матовой поверхности и зеркальной можно добиться особой привлекательности украшений. Наведение мата является одной из разновидностей обработки ювелирных изделий. Это обработка щетками либо химическое воздействие, после которого украшение принимает шероховатую матовую поверхность.

Золочение и серебрение. В первую очередь используют для придания прочности изделию, его устойчивости к различным воздействиям из окружающей среды. И во вторую – в декоративных целях. Нанесение золотого или серебряного слоя на изделия дает разнообразные эффекты. Например, золото может стать ярко – красным или же бледно- желтым. Серебро – безумно блестящим, практически белым. Такие украшения и выглядеть всегда будут чудесно, и прослужат Вам не малый срок.

Родирование. Используют, чтобы сделать ювелирное изделие более крепким и блестящим. Это процесс осаждения на поверхности изделий тончайшего слоя родия. Родий, нанесенный на серебряные изделия, хорошо предохраняет их от потускнения и царапин. К тому же он отличный антиаллерген, поэтому можете смело надевать любые родированые украшения.

Оксидирование. Есть два вида оксидирования – это простое (прозрачное) и цветное. Суть данного процесса заключается в химическом нанесении стойкой защитной пленки. Она повышает декоративные свойства украшения. Прекрасно защищает от коррозий. При покрытии прозрачной пленкой серебро, к примеру, надолго сохраняет светлый цвет и блеск. Наиболее интересно цветное оксидирование. При нем изделие может принять желтый, оранжевый, красный или фиолетовый цвета. Такие украшения всегда будут смотреться ярко и необычно. К тому же долго будут радовать своего владельца.

Чернение. В основном используют для серебра, реже для золота. Сначала на изделии делают углубления – в тех местах, где будет узор или рисунок. Потом же с помощью химической обработки наносят в эти места тонкую плотную пленку, которая делает металл темнее. Изделия из черненого серебра выглядят очень интересно, все они имеют свой шарм. Такие украшения всегда будут смотреться по-особенному. Благородно и изыскано.

Обработка эмалью. Эмаль – это сплав нескольких металлов, который наносится поверх изделия. Обладает не только декоративными свойствами, но и отлично повышает износостойкость. Изделия, покрытые эмалью, удивительно красивы. Они очень яркие и привлекательные. Могут быть абсолютного любого цвета.

В салонах компании «Золотое Партнерство» представлении широкий ассортимент декорированных изделий. Приглашаем Вас за покупками!

Ювелирные способы обработки драгоценного металла

Различные способы художественной обработки металлов также имеют длинную историю. Некоторые из них возникли в глубокой древности, но не потеряли своей ценности до наших дней, другие были разработаны сравнительно недавно. В арсенале современного ювелира — художественное литьё, резьба, гравировка, филигрань, чеканка, насечка, различные виды эмалей. Эти техники по-прежнему основаны на приёмах ручной обработки, а потому очень трудоёмки. Чаще всего их применяют для авторских работ. Причём ручное, эксклюзивное изготовление в наши дни является основополагающим и для создания новых моделей изделий, и для свежих стилевых идей.

  • Эмаль (от франк. «плавить»). Древнерусское название эмали «финифть» происходит от греческого «фингитос» — «блестящий камень». Эмаль представляет собой тонкий слой стеклянного сплава, цвет которого зависит от окисей входящих в его состав металлов. Окись железа, например, придаёт эмали жёлтый или коричневый оттенок; окись марганца— фиолетовый, коричневый, чёрный; закись-окись кобальта— оттенки синего и голубого; хромовокислый свинец и хромник — розовый, ярко-красный и коричневый цвета. По составу эмали разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие, или опаковые. Обжиг нанесённой на изделие эмали в зависимости от её состава выполняют при температуре от 600 до 800 "С. Первые украшения с эмалью появились в Древнем Египте во II тысячелетии до н. э. Возникновение этой техники, видимо, связано со случайным растрескиванием и расплавкой украшавших изделия небольших вставок из цветного стекла, помещённых между золотыми перегородками. Несмотря на отрывочность сведений, можно утверждать, что в Восточном Средиземноморье эмаль знали уже к середине I тысячелетия до н.э. Развитие научных знаний в ведущем центре европейской культуры Средневековья — Византии обусловило появление в VII в. сложнейшей техники перегородчатой эмали. Работы византийских эмальеров быстро достигли удивительного совершенства. Перегородчатая эмаль выполнялась на тонкой, обычно слегка выпуклой золотой пластине. С помощью шаблона мастер делал оттиск лотка — своеобразного миниатюрного ложа для эмали. На дно лотка напаивали ребром тончайшие ленточки-перегородки, «вырисовывавшие» чёткие контуры будущих изображений; их заполняли эмалевой массой. Затем пластинку с эмалью подвергали обжигу и, наконец, шлифовали. Цветовая гамма отличалась сочностью и богатством. Перегородчатой эмалью украшали головные уборы, пластинки с нею нашивались на парадные одежды светских властителей и церковных иерархов, они в обилии сохранились на окладах икон и церковных книг. Замечательным памятником работы византийских и итальянских эмальеров XII в. является золотое убранство алтарной преграды собора Святого Марка в Венеции.

Эмаль по сканому узору, при которой цветные эмали заполняют контуры, образованные сканью (филигранью), была очень популярна в искусстве Китая, Трансильвании (северо-западная часть современной Румынии) и Италии XV—XVII вв. Примерно в середине XVI в. эта техника использовалась русскими мастерами в Москве, городах Русского Севера и в Великом Новгороде. В царёвых мастерских Оружейной палаты были выполнены лучшие из подобных работ. Среди них оклад Евангелия, заказанный Иваном Грозным для Благовещенского собора Московского Кремля. Цвета эмалей здесь перекликаются с чистым густым тоном васильково-синих цейлонских сапфиров. В XVII столетии в Москве, ведущем центре художественных ремёсел, создавались особенно эксклюзивные и разнообразные эмалевые произведения. На московском посаде предпочтение отдавали эмалям мягкой сине-зелёной гаммы. Ею расцвечивали узоры размётных трав на ларцах, чашах и коробочках для румян, бытовавших не только в боярских теремах, но и в домах зажиточных горожан. Узор этот оживляли миниатюрные серебряные накладки в виде звёздочек и розеток, их дополняли капли бело-эмалевого жемчужина. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете приобрести вареньица с аметистами.

Гравировка (гильоше)


В эпоху барокко и рококо эмаль стала одним из ведущих элементов художественного декора. Эмали по гравированной поверхности, расписные эмали, сочные миниатюры в изобилии украшают табакерки, часы, перстни, туалетные коробочки и ароматники. На них мы видим пышные гирлянды цветов, очаровательные композиции на исторические и библейские сюжеты и даже батальные сцены. Маленькие эмалевые шедевры восхищали современников живостью красок и богатством оттенков. Широкое признание миниатюры в России привело к учреждению в 1779 г. в Академии художеств класса эмальерной живописи. В эпоху историзма возродились мотивы эмалевых по скани и резьбе изделий допетровской Руси. Орнаменты, взятые из рукописных книг, появились на самых разнообразных предметах — от парадной, подарочной посуды и ларцов до миниатюрных украшений. Их выполнял ряд мастерских, особую известность среди которых приобрели фирмы И. Губкина, П. Овчинникова, И. Хлебникова. В годы беспрецедентного расцвета эмалей фантастически расширилась их палитра. У Фаберже, например, она насчитывает почти полторы сотни цветов и оттенков! В конце XIX — начале XX в. множество отечественных и зарубежных мастеров отдавали предпочтение эмали по гильошировке. Для фирм Л. Картье, К. Фаберже, И. Брицына и других вещи с эмалью гильоше стали своего рода визитной карточкой. Шелковистый блеск гравированного узора, нанесённого специальной машиной и покрытого прозрачной или полупрозрачной эмалью, создавал чарующий эффект. Золотые и серебряные эксклюзивные ювелирные украшения с эмалью гильоше — от запонок и дамских сигаретниц до настольных часов и рамок для фотографий — считались своеобразным символом элегантности. Эмаль гильоше (эмаль по гильошировке) — техника покрытия не сколькими слоями прозрачной цветной и бесцветной эмали поверхности металла, предварительно гравированной особым механическим приспособлением, отчего на ней образуется узор в виде тонких волнообразных линий, чешуек, спиралей, отчётливо просвечивающий сквозь эмалевую поверхность. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать семейную реликвию Мечеть.

Ведущие ювелиры Европы — от парижан Лалика и Вевера до мастеров Москвы и Петербурга — охотно обращались и к новым материалам и техникам эмальерного производства: ярким декоративным эмалевым лакам, эмалям с эффектом опалесценции (рассеивания света), столь любимым в эпоху модерна, и к волшебным нежным оконным, или витражным, эмалям. Предметы, украшенные оконной эмалью, особенно нарядны. Нанесённые на прорезной или ажурный сканый узор, они, если рассматривать их на свет, производят эффект, подобный витражу. Хрупкие и сложные в исполнении, эти изделия требовали от мастера исключительной аккуратности, и потому работа с ними была доступна лишь избранным фирмам.

Резьба, гравирование — древнейший художественный приём обработки металлов, дерева, кости и камня, известный человечеству на протяжении тысячелетий. В его основе — нанесение на поверхность изделия линейного рисунка или узора. Со временем мастера от плоскостной резьбы перешли к гравюре, позволявшей придать изображению трёхмерность, объёмность. В России технику гравировки освоили на рубеже XVII—XVIII вв. Одним из выдающихся резчиков того времени был мастер государевой Оружейной палаты Василий Андреев. Нанесённые резцом изображения или узоры служат первым этапом работы над изделием, украшаемым чернью, но при этом линия резьбы вынимается несколько глубже, чем обычно.

Чернение

Чернение — древний способ декорирования изделий из серебра и золота. Сущность его заключается в нанесении на гравированную поверхность металла жидкого сплава (черни), в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. Цвет и блеск черневого узора или изображения может варьироваться от бархатисто-чёрного до голубовато-серовато-чёрного. Ещё в XVI в. в «Трактате о златокузнечестве» Бенвенуто Челлини описал несколько рецептов черни. Тонко измельчённый порошок разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до состояния жидкой сметаны. Этой смесью покрывают узор либо фон изображения. После обжига при температуре 300—400 °С с изделия снимают лишние натёки; далее следует полировка, и тогда черневое покрытие приобретает свойственные ему блеск и чёткость. Изделия, украшенные в этой технике, были известны ещё во времена античности. Их упоминает Плиний Старший. В Средневековье прекрас¬ную чернь изготовляли мастера Византии, Ближнего Востока, Италии, Кавказа, Древней Руси. Благородная роскошь отличает работы «черненых дел умельцев», служивших в мастерских Московского Кремля в XVI— XVII вв. К возрожденческим мотивам восходит ритмичный орнамент травных завитков, декорирующий борт золотого блюда весом почти 3 кг, служившего свадебным подарком Ивана Грозного его второй жене черкешенке Марии Темрюковне. По преданию, оно было поднесено молодой царице после первой брачной ночи: на нём лежал её новый головной убор — бабья кика, сменившая девичий кокошник и брачный венец. Прекрасно сочетаются чернение и крупные драгоценные камни, украшающие золотое кадило в форме одноглавой церковки, пожалованное царицей Ириной Годуновой в усыпальницу московских государей — Архангельский собор Кремля на помин души её мужа царя Фёдора Ивановича. В XVIII в. искусство черневой гравюры ярко проявилось в работах мастеров Великого Устюга и Тобольска. Черневая графика с изображением памятников древнерусской архитекту¬ры на фоне густых трав, наведённых по глубокой резьбе, украшает изделия, созданные в конце XIX в. мастерами фабрик московского купца Василия Семёнова и в мастерских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова. Здесь, как и в изделиях ХУШ в., чернение на серебре сочеталось с красивым золочением. В наши дни эта древняя техника сохранилась на Северном Кавказе, в ауле Кубачи, и далеко на севере России, на знаменитой фабрике «Северная чернь» в Сольвычегодске, где создают разнообразные серебряные украшения: браслеты, серьги, кольца, кулоны, роскошную посуду и предметы культа. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать наш один из самых популярных лотов чарка в виде гусарского кивера.

Чеканка

Чеканка — вид холодной обработки металла. Он заключается в нанесении на заготовку рельефа путём удара молотом по чекану (пуансону), кончик которого выполнен в форме шара, звёздочки, квадрата, желобка и др. Для этого вида работ идеально подходят ковкие и тягучие драгоценные металлы — золото и серебро. Мастера Древней Руси использовали до 450 чеканов разного назначения: с помощью одних фону придавали матовую фактуру, другими наносили узорные бордюры. Златокузнецы широко применяли чеканку, пока не был изобретён штамп, ускоривший и удешевивший работу над изделиями. Наряду с чеканкой часто использовали и басменное тисение — технику обработки металла для получения на его поверхности рельефных изображений путём выдавливания.

Насечка (таушировка) — древний художественный приём украшения драгоценными металлами (золотом или серебром) контрастных им по цвету изделий из бронзы или стали, в том числе булатной. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать авторский винный набор с драгоценными камнями.Этот способ декорирования применялся для отделки боевого и парадного оружия, доспехов и т. д. Суть процесса заключается в том, что на поверхности предметов делают насечки и в образовавшиеся углубления набивают золотую или серебряную проволоку, создавая тончайший узор завитков и стилизованных трав, а также изображения животных либо людей. Часто в технике насечки выполняли памятные надписи: имена владельцев, подписи мастеров или тексты нравоучительного характера. Таушировка широко применялась в XII—XVII вв. Ею блестяще владели мастера Византии, Ближнего Востока, Китая, Японии, Северного Кавказа и Древней Руси. В настоящее время эта техника сохранилась в декоративно-прикладном искусстве Италии, Испании, Ирана, Китая и Японии. Ею славятся художники дагестанского аула Кубачи, Тулы, Ижевска и Златоуста.

В нашем каталоге вы можете приобрести все дорогие подарки. Также у нас есть камнерезные фигурки, миниатюрная пластика в золоте и серебре.

Виды обработки драгоценных металлов

Виды обработки драгоценных металлов

I. СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) - ажурные или напаянные на металличес­кий фон узоры из гладкой проволоки, скрученной из двух-трех нитей, затем сплющенной в ленточки.

Различают следующие виды филиграни:

1. Ажурная - кружевной узор с насквозь просматриваемым рисунком.
2. Фоновая - филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.

Элементы ажурной и фоновой филиграни:

Гладь - круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм.
Зернь - мелкие металлические шарики размером от 0,2 до 2 мм.
Колечко - круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки. В основном используются для набора фона фоновой филиграни.

Филигрань бывает плоской и объемной. Плоская ажурная филигрань

- броши или фигурки животных. Объемная ажурная филигрань - вазы, кубки, шкатулки, а фоновая - кулоны, серьги конусных или цилиндриче­ских форм.

В плоской ажурной филиграни выделяют многоплановую филигрань

- сканная композиция, состоящая из многих узоров, напаянных один на другой и находящихся при этом в различных плоскостях, то есть изде­лие приобретает объем.

II. ЭМАЛЬ - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превраща­ется в блестящую поверхность с устойчивыми яркими цветами.

Выемчатая - эмаль, наносимая в углубления изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. В этом приеме применяются как прозрач­ные, так и непрозрачные эмали.
Перегородчатая - на пластинку устанавливают или напаивают пере­городки из плоской вальцованной проволоки. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контура­ми рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная эмаль - пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

III. ЧЕРНЕНИЕ - имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления рисунка, выгравированного на поверхности изде-лия, и образует плоский цветовой контраст.

ВИДЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ:

Золочение и серебрение - это гальваническое покрытие стойкими металлами менее стойких металлов для придания изделиям нарядного вида и защиты от коррозии. Слой золочения или серебрения может быть различным в зависимости от вида изделия и его назначения. Для серег, брошей и медальонов, изготовленных из серебра, толщина золочения составляет 1 мкм, для цепочек - 2 мкм.

Родирование - процесс нанесения слоя родия на серебряные изделия с целью их предохранения от потускнения.
Оксидирование - декоративное покрытие поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных частей темным налетом с плавным переходом к светлому тону на выпуклых участках.
Алмазная грань - вид декоративной обработки, при которой алмазным резцом наносится регулярный геометрический орнамент.
Полировка - операция чистовой обработки металла. Изделие приобретает зеркальный блеск. Ручная полировка предпочтительнее механической.
Матирование - одна из операций чистовой обработки. В результате обработки изделие приобретает шероховатую поверхность. Сочетание матовой поверхности с зеркальной, придает изделиям особую привлекательность.
Сатинирование - производится круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке. Тонкие продольные риски придают изделию матированную поверхность.
Микрочеканка - производится посредством мелких ударов чеканом по поверхности изделия для придания переливчатого эффекта.
Современная тенденция - использование двух-трех видов финишной обработки поверхности в одном изделии. Такой прием используется для контраста и выразительности.

Драгоценные металлы группы платиновых не распространены в природе в чистом виде. Все металлы проходят сложный технологический процесс обработки, который называется аффинажем.

Аффинаж – металлургический процесс получения драгоценных металлов последствием очистки их от загрязняющих примесей. Процесс аффинажа сложен по своему принципу, поэтому его проводят на специальных предприятиях по всему миру.

Процедура аффинажа состоит из нескольких этапов:
- химическая очистка металла (металлы платиновой группы проходят очистку растворением в минеральных кислотах и дальнейшим выделением из раствора специальными реагентами).
- физическая шлифовка металла.
- дальнейшая обработка металла концентрированными растворами, необходимая для достижения наивысшего качества очищенного металла.

Преимущественно для процедуры аффинажа используют концентраты с приисков драгоценных металлов, а также драгоценные металлы, которые подвергаются вторичной переработке.

Для проведения процедуры аффинажа таких материалов как золото и серебро используют «сухой» и «электролитический» методы аффинажа. Этот метод более простой, так как золото и серебро имеют несложную схему растворения.

Для группы платиновых металлов преимущественно используется «мокрый» метод аффинажа. Суть этого метода заключается в растворении драгоценных металлов или лома этих металлов в царской водке, которая является катализатором и ускоряет процесс выделения чистого металла из шлакового раствора с применением различных реагентов.

Украшения из драгоценных металлов


Россыпь ювелирных украшений на стекле

Ювелирные украшения пользуются популярностью благодаря их изяществу и красоте. Уникальность украшений из драгоценных металлов порой удивляет потребителя, что способствует популяризации таких изделий.

Уникальные факты

Кольца на бирюзовом фоне

Кольца на бирюзовом фоне

В производстве ювелирных украшений используются не только драгоценные металлы, а точнее их сплавы, но и камни, эмаль и ряд других материалов. Всего эксперты выделяют восемь драгоценных металлов:

  • золото;
  • серебро;
  • палладий;
  • платина;
  • родий;
  • осмий;
  • иридий;
  • рутений.

Стоит отметить, что ювелирные изделия из родия не изготавливаются, а данный металл используется исключительно для покрытия.

Важным аспектом является разграничение двух похожих понятий «carat» и «karat». В переводе на русский они тождественны, однако сущность и значение их – различны. Carat – это единица веса, равная 0,2 грамма; в ней измеряется вес драгоценных камней. Karat же представляет собой меру веса, в которой измеряется количество драгоценного металла в сплаве, то есть своеобразная видоизменённая проба.

Проба – важнейший компонент, характеризующий ювелирное украшения. Как правило, золотые украшения изготавливаются из золота 585 пробы. Это означает, что на один килограмм сплава, используемого при производстве таких ювелирных украшений, приходится 585 грамм чистого золота.

Обработка драгоценных металлов

Коллаж о способах обработки драгметаллов

Коллаж о способах обработки драгметаллов

Производство ювелирных украшений – довольно длительный и кропотливый процесс, в связи с чем цены на ювелирные украшения, как правило, высоки. Способов обработки драгоценных металлов множество, мы же обратим ваше внимание всего на десять из них, которые наиболее популярны сегодня:

  1. Литьё. Данный способ производства ювелирных изделий заключается в осуществлении нагрева металла и приведения его в жидкое состояние, после чего металл разливается в сформированные литейные формы. После разлива по формам оставляют время на то, чтобы металл остыл и затвердел. Таким образом получают уникальное изделие, полностью повторяющее очертания заливочной формы.
  2. Ковка. При использовании данного способа металл обрабатывается вручную. Ковка редко используется при производстве ювелирных изделий, её основной сферой применения является изготовление решёток, ворот, различных оград.
  3. Канфарение. Данный приём обработки характеризуется нанесением штрихов, точек, насечек и других элементов на поверхность металла. Он позволяет создать определённую фактуру, орнамент на поверхности изделия.
  4. Травление. Этот способ позволяет получить углублённый рисунок, проще говоря рельеф; или же рисунок, который выступает над фоном (барельеф).
  5. Филигрань. Исключительно ювелирная техника, которая позволяет получить ажурный или напаянный на фон металла узор из золотой или серебряной поволоки. Его элементами могут быть различные плетения, дорожки и прочее.
  6. Инкрустация. Ещё один из уникальных исключительно ювелирных способов украшения металлических изделий. Он заключается в создании общего узора из маленьких элементов. Техника невероятно сложная, трудоёмкая и времязатратная.
  7. Золочение. Уникальный способ обработки, используемый в ювелирном и антикварном производстве. Сущность его заключается в покрытии изделий тонким слоем золота, что позволяет его преобразить, придать ему ухоженный вид, а также защитить от последствий коррозии.
  8. Чернение. Используется для украшения изделий рисунками, узорами, шрифтами различной формы. Активно используется в производстве ювелирных изделий из серебра.
  9. Чеканка. Вид холодной обработки металла, позволяющий создавать уникальные тонкие миниатюры для ювелирных украшений.
  10. Гравировка. При использовании данного способа на поверхность металла наносится рисунок, который может быть либо выпуклым, либо углублённым. Гравировка бывает ручная, механическая и лазерная.

Выбор украшений

Кольца на чёрном фоне

Кольца на чёрном фоне

Давать какие-то определённые советы по этому поводу сложно, поскольку при выборе ювелирных изделий из драгоценных металлов человек, в первую очередь, должен руководствоваться своими вкусами, предпочтениями и убеждениями. Однако существуют определённые моменты, на которые рядовой потребитель может не обратить внимание при выборе ювелирных изделий:

  1. Качество.
  2. Проба.
  3. Ценность.
  4. Соотношение цены и качества.

Несомненно, каждый из потребителей не может выступать в роли эксперта по ювелирным изделиям, но при выборе отдельных объектов, непосредственно, у прилавка вы можете убедиться в оригинальности изделия, соответствии металла заявленным характеристикам и прочее. Главное, что нужно сделать:

  1. Проверить наличие пробы и убедиться в том, что её числовое значение соответствует установленному образцу.
  2. Посмотреть на изделие на свету (желательно при естественном освещении), чтобы увидеть оригинальный отблеск металла.
  3. Аккуратно провести ногтём по изделию, чтобы убедиться в отсутствии напыления (таким образом часто серебро выдают за золото).

Видео о ювелирных изделиях премиум-класса

Выводы

Хрустальный цветок

Хрустальный цветок

Украшения из драгоценных металлов – очень популярная группа товаров, реализуемых на современном рынке. Прогресс данной отрасли способствует появлению на рынке новых уникальных экземпляров.

Важно помнить, что основным правилом ювелирного рынка является наличие соответствия между ценой и качеством. Действительно оригинальные, выполненные из драгоценных металлов ювелирные изделия не могут стоить дешево.

Приобретая недорогие ювелирные изделия не надейтесь на то, что они буду качественными и прослужат вам долгое время.

Благородные металлы. Свойства, добыча, обработка и виды благородных металлов

Драгоценные или благородные? Касаемо металлов, понятия идентичны. Все благородные металлы являются драгоценными и наоборот. Какова взаимосвязь? Благородный – эпитет для выделяющихся из общей массы.

Металлы группы не окисляются, не ржавеют, в общем, не подвержены коррозии наравне с бросовыми. Бросовыми, обычно, считаются распространенные элементы. Из-за их изобилия ценник низок.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-2

Благородных металлов в природе мало. За дефицитный товар готовы платить. Вот металлы категории и признаны драгоценными. Узнаем, о каких именно элементах идет речь.

Известные благородные металлы

В редкие и благородные металлы записаны 8 элементов. Основные – золото и серебро. Примыкают к ним металлы платиновой группы. Кроме самой платины, это: родий, палладий, рутений, иридий и осмий. Под вопросом радиоактивный технеций. Ряд ученых и его относят к благородным.

Платиноиды условно делят на 2-е группы:

  • Легкие. В группу входят родий, рутений и палладий. Последний самый невесомый из платиноидов.
  • Тяжелые. Это сама платина, осмий и иридий. Плотность главы группы, к примеру, доходит до 21,5 грамм на кубический сантиметр. Для сравнения, у считающегося тяжеловесным золота показатель равен 19-ти граммам, а у большинства металлов не превышает 10-ти граммов.

Золото и серебро известны миру с 50-го века до нашей эры. Таковы достоверные сведения. Найдены, к примеру, записи о разработке самородных россыпей в Нубии. Это территории востока Африки. Разработка велась древними египтянами. В теории же ученые допускают использование золота и серебра еще в доисторические времена.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-1

Драгоценной платину признали в 1751-ом году. Дальше начали открывать сопутствующие металлы, а их глава стала дороже золота, эталоном роскоши. Знаменитости начинают заказывать обручальные кольца именно из платины. Пример – Элвис Пресли, женившийся в 1967-ом году.

Применение благородных металлов

Уже понятно, что благородные металлы активно применяют в ювелирном деле, однако, не все. Первое требование пластичность и относительнонизкая температура плавления. Металлы, размягчающиеся при 3000-4000 градусов, еще и хрупкие, ювелирам не выгодны, как и потребителям. Поэтому, на рынке украшений главенствуют:

Температура плавления аргентума ниже 1000 градусов, а золота – 1064. Но, ювелиры опираются еще и на внешние прикрасы металлов, ища в них искристость. Так же, мастеров интересует химическая стойкость.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-3

Золото не вступает в реакции с большинством металлов

Ей отличаются все драгоценные элементы. Золото, к примеру, можно растворить только в термоядерном коктейле из концентрированных серной и соляной кислот. То же делают с платиной.

А вот некоторые сопутствующие металлы не поддаются даже царской водке, собственно, так и обнаружены. Платина растворилась, а палладий с родием остались. Последний ювелиры используют лишь как покрытие изделий.

Напыление увеличивает износостойкость украшений, поскольку родий тверже прочих драгоценных металлов. Отдельно элемент слишком хрупок, но пригождается в роли укрепляющей добавки к палладию, золоту, платине и серебру.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-5

Некоторые из благородных металлов – отличные проводники. Львиная доля золота, к примеру, идет на электронику. Не случайно есть тенденция сбора старых микросхем ради получения из них солнечного металла. Переработку проводит, к примеру, Научный центр благородных металлов при академии их же имени.

Помня, какие благородные металлы химическистойкие, ученые применили драгоценности в лабораторной посуде и агрегатах, в машинных деталях, соприкасающихся с агрессивными средами.

Применяют благородные элементы и медики. Для них важна та же химическая инертность. Она пригождается в имплантах. Важно, чтобы они не взаимодействовали с жидкостями и тканями тела.

В серебре врачи ценят антибактериальные свойства. Их заметили еще древние римляне. Стало принятым брать воду в походы только в серебряных сосудах. Жидкость из них способствовала пищеварению.

Когда же пили как придется, зарабатывали диарею и прочие расстройства. К 21-му веку антибактериальные свойства аргентума объяснены на уровне «выпускаемых» металлом в воду ионов. Медики пользуются их преимуществами в лекарствах и врачебном инструменте.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-4

Благодаря антибактериальным свойствам серебро применяют в медицине

Сплавы благородных металлов

Сплавы благородных металлов, как правило, содержат 1-3 драгоценных и столько же обычных. Из чистого золота в современности делают, как правило, лишь золотые слитки для банков.

Этот товар – подкрепление обычных денег, долгосрочная инвестиция. В былые времена чистое золото шло и на ювелирные изделия, в Древнем Египте, к примеру.

Однако, 100-процентные золото, серебро, палладий мягки настолько, что гнутся без усилия. Дабы украшение, к примеру, получилось носким, его нужно делать толстостенным и массивным. Так поступали египтяне, используя золото.

Благородные металлы в современных изделиях, порой, принимают форму тонких нитей, пластинок. Параллельно моде на массивные украшения живет тренд на утонченные.

В общем, ювелирам приходится искать укрепители драгоценных металлов. Из благородных ими могут быть иридий и родий. Так, добавленные в палладий они упрочняют его в 2 раза. Иридия берут 4% от массы сплава, а родия 1%.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-6

Лигатуру используют для придания металлу особых свойств

Из обычных металлов к драгоценным примешивают медь, цинк, никель. Первая упрочняет сплавы. Если меди около 40%, появляется красный отсвет, как в золоте 585-ой пробы. Благородного металла в ней, соответственно, 58,5%.

Цинк и никель сами довольно мягки. Здесь вопрос в цвете. Оба металла способны сделать из желтого золота сплав, называемый белым, без использования дорогостоящего палладия. Последний тоже осветляет солнечный элемент.

Платину, в виду престижа и превосходства золота в цене, не принято разбавлять обычными металлами. В ход идет, к примеру, рутений. Он тверже платины. Отдельно не используется из-за хрупкости.

Порой, примеси к платине других элементов ее группы – «дает» недостаточная очистка благородных металлов. В природе платиноиды встречаются, как правило, вкупе. Перед использование руду разбирают по составным. Доли процентов того же рутения могут и не отделиться от платины.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-7

Очистка и обработка благородных элементов связаны с их частичной потерей. Драгоценное сырье в виде солей с ним уходит в шлаки – отходы производства. Поэтому, промышленный сор становится дополнительным источником драгоценностей, подвергаясь переработке. С тонны получают от 300-от до 4500 граммов.

Извлеченный благородный цветной металл обрабатывают 2-мя способами. Простым считается литье. Нужно расплавить сырье и залить в форму из воска, меди, дерева или свинца. Остывший сплав – готовое изделие, которое нужно достать из формы и отполировать.

Сложным способом обработки драгоценных металлов является чеканка. Вместо плавки идет разогрев до размягчения. В этом состоянии сырье превращают молотками в тонкий лист. Его формируют на подложке из свинца. По благородному листу часто и сильно бьют молотками с одной, или обеих сторон, придавая форму.

Если нужен дополнительный декор, изделие отправляют на наковальню. Здесь тоже работают молотками, а еще чеканами и пуансонами. Так именуют подобия тупых шил, металлические шарики. У одного мастера может скопиться около сотни чеканов разной формы.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-9

Мастера разных эпох и местностей использовали разные чеканы. По ним современные историки определяют временную и культурную принадлежность драгоценных артефактов, находимых во время раскопок, ремонтных работ в старинных особняках. Если же говорить о природном, еще необработанном металле, его добывают иначе.

Как добываются драгоценные металлы

Драгоценные металлы могут встречаться в самородном виде, то есть простого вещества без примесей. Выглядит оно как песчинки или слитки неправильной формы. Интересно, что серебро образует самородки реже золота. Однако, общее число аргентума на земле больше, чем солнечного металла. Поэтому золото и ценят выше.

В самородках добыть металл проще. Как правило, слитки чистого элемента образуют россыпи на поверхности земли. Ходи, да собирай. Часть сырья уносят со своими водами реки. Тогда, драгоценности намывают.

Так старатели именуют осаждение того же золота из речного песка во время его промывки в лотках. Благородные металлы тяжелее прочих компонентов дна водоема. Песок смывается вместе с жидкостью, а на дне лотка остаются искрящиеся частицы.

Самый трудоемкий и дорогостоящий способ добычи благородных элементов – их выделение из руды. Залегает она, обычно, на глубине. Значит, нужно достать каменную массу и поднять на поверхность.

Благородные-металлы-Свойства-добыча-обработка-и-виды-благородных-металлов-8

Состоит руда из множества элементов и их соединений. Значит, нужно механическим и химическим путями разделить металлы, очистить от примесей. Однако, именно добыча драгоценностей из руды дает промышленные объемы.

Те же россыпи истощены во времена золотых лихорадок. В 21-ом веке находят лишь единичные самородки, а промышленникам нужен беспрерывный поток сырья. Правда, и рудники истощаются.

В разработку пускают залежи все с меньшим и меньшим содержанием драгоценного металла на тонну породы. Пока, реагируя на истощение запасов и спрос на них, биржевики задирают ценник за грамм, геологоразведчики ищут новые месторождения.

Читайте также: