Трэш история трэш металла

Обновлено: 23.01.2025

В первой из четырёх специальных частей, посвящённых истории жанра, мы вспоминаем восхождение трэш-метала, а также говорим с родоначальниками сцены о рождении легенды.

Первой трэшевой песней была ‘Exciter’ Judas Priest

– рассуждает Гэри Холт, пришедший в Exodus в 1981 после краткого курса игры на гитаре, который ему преподал юный Кирк Хэмметт, основатель этого молодого коллектива из Сан-Франциско. Гэри с Кирком были среди знающих толк металхэдов по всему миру, слушающих самые тяжелые коллективы того времени: Judas Priest, Motorhead, Iron Maiden и огромное количество команд Новой Волны Британского Хэви-Метала. В то же самое время, оживилась американская и британская сцена панка, среди пионеров которой были Black Flag, Minor Threat, The Exploited и Discharge; вот вам и рассадник для трэша.

Всё как-то одновременно произошло. Я услышал The Varukers, но в то же время открыл для себя и Angel Witch, – с энтузиазмом рассказывает Гэри, – эта гремучая смесь прочно осела в нашем сознании: панковская эстетика, менталитет и темп вкупе с техникой и мелодиями крутых металлических команд. Мы фактически стояли на плечах у гигантов и катались по их огромным ручищам, – смеётся он, – мы придумали своё, но у всего есть начало.


Exodus

Но ребята из Exodus не знали, что другие молодые американцы были точно так же окрылены новым потоком более тяжёлого и быстрого металла, появляющегося на прилавках музыкальных магазинов и в корзинах с импортными пластинками. В Нью-Йорке облачённые в кожу кудрявые парни Anthrax отчаянно хотели впечатлить Джонни Зазулу, владельца крутейшего магазинчика пластинок на восточном побережье.

Мы поняли, что нам нужно найти с этим парнем общий язык, потому что он следит за музыкой, которая нам нравится, – объясняет Скотт Ян, сколотивший Anthrax в 1981 году вместе с Дэном Лилкером, – он основал лейбл, чтобы выпускать новые подпольные металлические команды – слова «трэш» ещё в помине не было – и мы хотели быть непосредственно в центре событий, поэтому вкалывали, не жалея себя.


Anthrax

И они своего добились. В 1983 году Зазула подписал Anthrax на свой новый лейбл, Megaforce, К тому времени Джон уже успел урвать себе самую горячую новую подпольную металлическую команду Америки, прыщавых подростков из Лос-Анджелеса, Metallica.

Впервые выступив с Metallica, мы словно себя в отражение увидели, – вспоминает Гэри, – мы ещё не слышали, чтобы кто-нибудь играл подобную музыку.

Восхождение Metallica на вершину андеграунда было стремительным. Бобби «Блитц» Эллсуорт уже был фронтменом хулиганов из Нью-Джерси, группы Overkill, когда услышал демо ‘Live Metal Up Your Ass’ (1982), но эта кассета действительно подняла планку.

Вдруг эта комбинация британского металла и панковской сцены США сошлись воедино, – с энтузиазмом рассказывает Бобби, – в ней чувствовалась тревога, но владение музыкальными инструментами было на совершенно новом уровне. Видно было, что музыкальные способности у ребят были безграничны.

Буйный соло-гитарист Metallica Дэйв Мастейн сыграл ключевую роль в становлении группы. Карьера Дэйва в Metallica была неприлично короткой – его вышвырнули из группы на пороге известности, заменив Кирком из Exodus. Мастейн не сдался и сколотил Megadeth, желая отомстить своим обидчикам. Но во многом ранней экспрессией и развязностью (а также несколькими убийственными риффами) группа обязана Дэйву.

В группе присутствовала мощная химия, от которой всё воспламенялось, – вспоминает он сегодня, – была сверхъестественная, мать её, динамика. Мы действительно спорили и постоянно собачились, но мне кажется, лишь потому, что мы делали нечто монументальное, и знали об этом. Мы чувствовали себя неуязвимыми.

Когда Metallica перебралась в Сан-Франциско, уроженец Района Залива Чак Билли был фронтменом мелодичных рокеров Guilt; вскоре он вступил в ряды местных трэшеров Legacy, незадолго до того, как они сменили название на Testament. Несмотря на то, что Чак считает демку Exodus «искрой, зажёгшей Район Залива», концерты Metallica были настоящим откровением.

Такой энергии не было ни на одном другом концерте, – восторгается Чак, – раз увидев Metallica в одном из местных мелких клубов, ты тут же становился поклонником этой команды. Всё случилось очень быстро, просто БАХ и всё! Вот наш концерт, вот – демка, вот – пластинка, а вот – целое музыкальное движение. Всё развивалось и росло не по дням, а по часам.


Metallica

Таким образом, постоянно появляющиеся юные трэшеры установили мощный шаблон в металле. Во многом, трэш был обязан и трио хулиганов из Тайнсайда: именно шумные «сатанисты» Venom взяли Exodus и Slayer в первый тур по США, в то время как прото-спидовые безумцы Raven взяли Metallica и Anthrax, и Штатами эти первые влияния не ограничивались».

Venom – главная причина, по которой я хотел сколотить свою группу,

– заявляет Том Энджелриппер, работавший шахтёром в немецкой рурской области, сформировавший Sodom, услышав столь влиятельный дебютный альбом Venom ‘Welcome To Hell’ (1981),

– мы поверить не могли, насколько тяжёлым может быть трио, поэтому решили сочинять музыку тяжелее Venom и быстрее Metallica. Это был наш слоган!.

Милле Петроцца образовал свою первую группу в Эссене, Германии в 1982 после того, как увидел сумасшедшее живое выступление Raven – в 1984 году группа стала называться Kreator.

Нам нравилась панковская эстетика. Реально можно было делать, что угодно: можно играть три аккорда, но они будут звучать мощно и круто

В металлическом сердце каждого трэшера нашлось место для панка, и вскоре движение стало двусторонним, поскольку хардкорщики стали интересоваться агрессивным элементом жанре, который раньше ненавидели. Пионеры американского кроссовера вроде Suicidal Tendencies, Corrosion Of Conformity, Verbal Abuse, D.R.I. и Cro-Mags – а также британский панко-металлический гибрид Amebix, Onslaught, English Dogs и Sacrilege – добавили топлива в огонь, достигнув кульминации на великолепном стёбном альбоме Stormtroopers Of Death ‘Speak English Or Die’ (1985).


Kreator

С 1983 по 1985 вкусовые и скоростные границы непрерывно разрушались, поскольку по всему миру появлялись всё более брутальные пластинки: Destruction, Holy Moses, Angel Dust и Living Death в Германии; Bathory в Швеции; Artillery в Дании; Hellhammer/Celtic Frost в Швейцарии; Sepultura в Бразилии; Voivod, Sacrifice и Slaughter в Канаде; Carnivore, Whiplash и Nuclear Assault на восточном побережье Америки; Death Angel, Possessed, Hirax и Sadus в Калифорнии. У каждой группы был свой подход и стиль, но, бесспорно, одной из самых мощных и безумных металлических трэшевых формаций был коллектив из Хантингтон-Парк.

Slayer были невероятно тяжелыми и очень быстрыми, ничего более экстремального я не слышал… Ничего подобного просто не существовало, – с энтузиазмом рассказывает Брайан Слэгел, сформировавший в 1982 лейбл Metal Blade Record, на который тут же подписал Slayer, – в то время в Лос-Анджелесе всюду был один глэм. Настоящим хитом сезона были команды вроде Motley Crue и Ratt, в чьей музыке преобладал попсовый элемент. Slayer были полной противоположностью тому, что делали те команды.

Slayer повлияли на несколько других жанров, но также создали мощную конкуренцию на новой трэшевой сцене. Брайан помнит, как парни из Metallica тревожно спрашивали, не вышла ли у Slayer пластинка быстрее, чем у них.

Уверен, именно благодаря этой конкуренции и соперничеству Slayer захотели стать более экстремальными,

– они всегда стремились раздвигать границы.


Slayer

Желание превзойти в агрессии и скорости, кажется, стало ключевым стимулом в стремительном развитии трэша.

Безусловно, – подтверждает Милле, – каждая группа хотела быть быстрее и тяжелее чем последний альбом Bathory и Venom. Мы, знаешь ли, реально старались!.

Многие из тех команд (интернета и социальных сетей ещё не было, ребята!), общались по переписке, как вспоминает Милле:

Очень крутая тема была, – рассказывает Бобби Блитц про кассетную революцию 80-х, – полагаю, это был примитивный обмен файлами. Всё это тряпьё печаталось на ксероксе, с персональными деталями и данными, и можно было поменяться демками с друзьями по переписке. В 1984 я впервые купил себе новую машину. Мы с [басистом Overkill] ДиДи Верни набили её пивом и отправились из Нью-Джерси в Монреаль, чтобы увидеть Voivod, Celtic Frost и Destruction на их первом североамериканском трэш-фестивале. Мы знали про этих ребят из фанзинов и благодаря обмену кассетами, поэтому ехали семь часов. Нам эта музыка была в кайф. Об удобствах не могло идти и речи, но поездка того стоила!


Destruction

К 1985 году планета Земля оказалась во власти насильственной металлической революции. Появились важные и значимые альбомы у таких коллективов как Megadeth, Kreator, Overkill, Possessed, Destruction, Dark Angel, Watchtower, Agent Steel. Ну и, бесспорно, величайшим дебютом в трэше считается альбом Exodus ‘Bonded By Blood’.

Я думаю, он лучше всех наших остальных работ, – соглашается Гэри Холт, – но и остальные охуительные! Я всю жизнь пытаюсь сделать нечто похожее, но у меня не получается, какую бы крутую пластинку я ни выпустил!

Несмотря на все эти триумфы, трэш оставался непопулярным жанром, над которым в мире рока насмехались и не понимали, но он стремительно рос, и появлялась некая иерархия команд-пионеров мирового класса.

Сначала никто не знал, кто мы такие, но в итоге мы отправились в мировое турне,

– говорит Скотт Ян о вышедшем в том году альбоме с подходящим названием ‘Spreading The Disease’ («Распространяя Болезнь») – метафора, как нельзя лучше отражавшая стремительный рост и популярность этой энергичной потрясающей новой музыки, которую впереди ждал переломный год.

Трэш-метал

Трэш метал — один из экстремальных жанров метала, также один из самых известных. Он очень сильно повлиял на мир, особенно в 80-е, поэтому грех не написать статью по этому поводу. Начну, пожалуй с истории. 

Много людей спорят, какова была первая истина в этом жанре. Или же это песня Exciter oт Judas priest, или же эпосы Motörhead и созвездие особо яростных панков, кто-то вообще приплетает сюда Queen. В любом случае, правы будут как первые, так и другие. Дело было в Америке в 80-м году когда начали появляться самые первые группы в этом жанре. Эти группы вдохновлялись всем самым тяжёлым, что было тогда в мире, а именно Новой волной британского хэви металла, а также такими группами, как Raven, Varukers и Venom, которых я ещё упомяну. Металлика, основанная как раз в этом году в Калифорнии, в то время, после выпуска сборника Metal up your ass обрела, хоть и не большой, но очень яркий успех, с ней было вообще всё интересно. Она проводила ну просто замечательные концерты (которые в Трэш метале играли очень важную роль), после которых любой человек, зашедший в клуб, а по началу именно там она и прославилась, на их выступление, сразу становился их преданным фанатом. Сказать можно одно, Металлика была слишком сильной группой, чтобы не терпеть неудачи, и даже после того, как Джеймс Хэтфилд (лидер Металлики) выгнал Дэйва Мастейна, замечательного гитариста, игравшего далеко не последнюю роль в группе и буквально подарившего ей несколько сногсшибательных рифов, вить они его выгнали прямо перед выходом их первого альбома Kill 'em all, и заменили на гитариста из группы Exodus Кирка Хэммета.

 Дэйв Мастейн сильно обиделся на такую наглость, и хотя участники группы ему всё таки выплачивали деньги за взятие рифов, он порвал отношения практически со всеми ими, кроме басиста Клиффа Бёртона, вдохновителя многих других басистов, с которым он ещё долго сохранял дружбу. Но это пошло миру только на пользу, вить после изгнания Мастейна из Металлики, в мире появилась не одна хорошая Трэш метал группа, а целых две. Мегадэт, именно она, появилась в тот же год, в который выгнали Мастейна (1983). Она кардинально отличалась от Металлики практически всем, вить обида Дэйва на группу, породила желание не повторяться и создать свой собственный необычный стиль, на данный момент далеко вышедший с рамок Трэша. В то же время группа 80-го года из Нью-йорка, назвавшая себя Сибирской язвой (Anthrax), пыталась впечатлить некоего Джона Зазулу, имевшего наверное самую лучшую студию в то время для небольших малоизвестных групп, и им это удалось. В этой студии также записывали альбом Kill 'em all Металлики, да и вообще студия имела невероятную популярность. На восточном побережье в Нью-Джерси также появилась группа Overkill 80-го года, вдохновлённая группой Motörhead, и имевшая под собой чисто Трэшовый характер. Она также, как и Anthrax одержала внимание от Джона Зазулы. Slayer, такая же Калифорнийская группа, как Метла (Металлика) и Megadeth, основанная в 1981 году и поначалу выступавшая, как кавер группа Iron Maiden и Judas priest носившая сатанинскую атрибутику, но после того, как на одном из концертов они сыграли уже свою песню Aggressive perfector — их попросили записать её в студии и запись получила очень громкий отклик от металл комьюнити. В результате они подписали контракт с лэйблом Metal Blade, и в 1983 году выпустившая первый студийный альбом Show no Mercy. Осторожно! Сатана!))). Также Slayer очень сильно повлияла на развитие в Треш метале скорости и ярости. Кроме этих четырёх групп, что я упомянул, на свет начали появляться и многие другие, пытающиеся играть всё тяжелее и быстрее: Destruction, Angel dust, Living death и Holy moses в Германии, Artillery из Дании, Bathory из Швеции, Celtic Frost из Швейцарии, Sepultura из Бразилии, Razor и Voivod из Канады, Whiplash, Nuclear assault, Carnivore из Восточного побережья Америки. Agent steel, Airax, Possessed и Sadus из Калифорнии. 

Сильное развитие тогда получили многие эти группы, благодаря таким звёздам, как Raven и Venom, которые брали с собой на гастроли многих новичков. Первые катали по миру с Anthrax и Метлой, вторые с Exodus и Slayer. Это помогало им стать популярными и выйти из клубов на стадионы. Также благодаря Venom, один Немецкий басист Том «Энджелриппер», не верящий раньше, что в одну гитару и басс можно играть так тяжело и яростно, как это делали его новые британские кумиры , создал группу Sodom и вскоре они сами уже играли намного мощнее и яростнее, хотя им довелось сначала поиграть Блэк метал, пока Тому не рассказали про набирающий популярность Трэш метал. Но в те года в Германии не было ничего более мощного и яростного, чем группа Kreator, основанная в 1982 году в Эссене. Эти ребята были тогда самыми устрашающими на Немецкой трэш сцене, хотя также, как Venom и Sodom, играли в одну гитару и басс. Exodus, Калифорнийская группа 1979 года основания, имевшая при себе некоторое время Кирка Хэммета, под вдохновением от групп Angel witch и Varukers выпустила дебютник в 1985 Bonded by blood, имевший массовый успех, и ставший классикой Трэша. В 1985-ом, кроме них выпустили свои дебютники также Overkill (feel the fire), Kreator (Endless pain), Megadeth (Killing is my business). 

Voivod с предыдущего года несли с собой Авангардный металл на альбоме Rrrroarrr. Slayer выпустила Hell awaits, Metallica, уже выпустившая два альбома, часто выступала на больших стадионах, прибирая на себя огромное внимание, Anthrax выпустили прогрессивный альбом Spreading the disease, который на многие годы стал показателем настоящего Треш искусства, а также не терял востребованность.

Стоит также упомянуть, что в Трэш метале не последнюю роль играли наркотики и алкоголь, хотя это не мешало музыкантам сочинять тексты про войну и общество, а также делать отличные рифы.

Многие Хардкор Панк рок группы начали играть в новом жанре Кроссовер треш, такие как Suicidal tendencies. Также кроссовер заиграли и такие группы, как D.R.I. и многие другие. И всё это сошлось в 1985 году в группе S.O.D. Скотта Иэна из Anthrax, который на время отклонился от основной группы и создал эту (на самом деле причиной для создания группы стало желание Скотта сделать несколько песен про недавно придуманного им персонажа для комиксов, который сейчас красуется на обложке некоторых альбомов S.O.D.), а также проявилось на их дебютном альбомe Speak English or die, который продвинул Кроссовер Трэш в массы.  Можно было сказать одно — Трэш метал тусовка росла, и росла очень быстро, достигнув своего апогея в 1986 когда Slayer выпустили Reign in blood, Metallica — Master of puppets, Megadeth — Peace sells, but who's buying, Kreator — Pleasure to kill, Nuclear assault — Game over. Также успех одержала группа из Аризоны Flotsam & Jetsam, талантливого басиста и вокалиста Джейсона Ньюстэда, которая выпустила дебют Doomsday for the deceiver. Также выпустили альбомы и такие группы, как Dark angel и Destruction, тоже успевшие взять трофеи. Чего уж там говорить, если именно в этот год и образовалась большая четвёрка Трэш-метала (Anthrax, Slayer, Metallica, Megadeth), ставшая темой многих споров и обсуждений, а также вычёркивания из четвёрки всех участников, от незнания, что она собой являет. А являет она собой 4 самые популярные на то время Трэш-метал группы, выпустившие самые популярные альбомы, и в результате поклонниками Трэша эти группы и стали большой четвёркой. Но нельзя говорить, что группы выбрали только из-за популярности, в конце концов тот же Том Арайя, Дэйв Мастейн и Клифф Бёртон — общепризнанные мастера метала. Да и сами посудите — могли бы ребята из Эссена 1984 года основания популярнее той же Металлики — скорее всего нет.

В это замечательное время популяризировались множество групп, но отдать должное надо канадцам из Voivod, вить в конце 80-х они начали играть прогрессив трэш, и хоть не приобрели очень большой популярности, но стали вдохновителями многих групп, таких, как Watchtower и Toxik. Наступал 1990-й год. Тогда много групп, включая Мегадэт и их альбом Rust in peace, Kreator с их Coma of souls, Anthrax и их Persistence of time, выпустили лучшие, или просто отличные альбомы, но всё изменилось после 1991-го. Вышел Black album от Металлики, смешавший Хэви с Трэшэм. Он открыл границы между жанрами, что дало точку отсчёта к пропаже жанра с передних полок магазинов. В результате выхода альбома от Металлики многие группы начали косить под Метлу (Testament и Megadeth (да кстати, Symphony of destruction, это конечно оригинальный альбом, но нельзя не сказать от том, что он был написан под вдохновлением и попыткой догнать Металлику) и т.д.).

Kreator поменяли курс на Индастриал создав в 1992 Renewal, Anthrax выпустили Sound of white noise, заиграв на нём грув метал, жанр, в котором уже давно правила техасская группа Pantera, которая тоже повлияла на вымирание Трэша. Куча групп начали топтаться на месте и пропадать. Некоторые выбрали альтернативный метал по типу Korn. Такие группы, как Sepulturа и Sodom перешли в дэт метал, быстро набирающий популярность и выходящий из андерграунда благодаря таким группам, как Death и Cannibal corpse. Лишь немного групп, по типу Overkill выпустившие в 91-м альбом Horoscope, смогли выжить, не меняя своего жанра, и оставаясь чисто Трэшовым продуктом. Время было сложное. Началось смешение с Фанком, Хип-хопом и другими жанрами, а рифы по типу Метлы въедались в голову до невозможности, притом это были не эксперименты, как в конце 80-х, это была просто попытка выжить. Под конец 90-х Kreator выпустили Endorama и Outcast, Megadeth выпустили хороший Cryptic writings, и не очень хороший Risk, Testament выпустили the gathering.

В начале 2000-х многие группы вернулись к своему классическому звучанию, и начали выпускать хорошие альбомы, но, к сожалению, Трэш потерял коммерческую сторону, и новых групп всё меньше и меньше, хотя они всё же есть, например Прогрессив Трэш метал группа Vector обрела неплохую славу, да и гитаристы у них настоящие мастера, или же Toxic Holocaust.

В 2010 Overkill выпустили Ironbound, который назвали «Трэшедевром». Megadeth выпускали как и хорошие (United abominations, Dystopia, Thirteen), так и плохие альбомы (Super collider). Metallica хоть и делает до сих пор интересные вещи (All nightmare long, Sweet amber), но после пятого альбома она и вправду не прогрессировала. В общем, Трэш до сих пор живёт, но на дворе уже далеко не 80-е. 

Теперь о самом стиле. В этом жанре царит разнообразие, и многие группы используют очень разные стили вокала, баса и игры на гитаре. В басе обычно используют медиатор для более резкого звучания, но есть и исполнители, по типу Кирка Хэммета, использующие пальцы. В гитарных рифах также часто используют приглушение струн ладонью возле грифа, что создаёт некое пыхчение. Также для ритм гитары используют переменный штрих (вверх — вниз) и даунстрок (только вниз).

По началу может показаться, что мелодии Трэшеров, это несуразный набор звуков, но на самом деле это сложные и выверенные композиции.

При исполнении соло, а на них в Трэше обращают особое внимание, гитаристы часто используют педаль Wah-wah, или Квакуху, Ваху, также используются такие техники игры, как дайв-бомба, свип, легато, переменный штрих, и двуручный теппинг. Среди барабанов распространённый стиль игры на бас-бочке — бласт-бит, что делает мелодии потрошащими. Среди вокала иногда используют гроулинг, также вокалисты таких групп, как Exodus и Overkill, которые намеренно искажают вокал, но это не мешает им интересно петь, есть также куча групп с чистым вокалом (Anthrax, Flotsam & Jetsam, Metallica).

Топ-10: Трэш-метал

В продолжение одной из заметок раздела, мой личный взгляд на интересные релизы в жанре. Мнение автора субъективно, оно не претендует на позицию истины в последней инстанции. Любые претензии по "точным" данным приветствуются. Позиции в топе расположены в произвольном порядке.

С трэш-металом я познакомился примерно лет тринадцать (может быть чуть больше) назад и достаточно быстро прослушав лист энтрилевел-проектов решил углубиться. И одним из первых моих открытий был Protector. Уроженцы Вольфсбурга просуществовали до 2003 года, но в итоге распались. Затем, в 2011 году, один из первых вокалистов проекта перебазировал группу в Швецию, но с моей точки зрения их фирменный стиль, с которого они начинали свой путь, прослеживается и по сей день.

Я же хочу познакомить читателей с их первым альбомом «Golem». Он является моим любимым в их творчестве. После него также были достойные релизы (некоторые могут сказать, что тот же «A Shedding of Skin» им нравится больше), но материал с первого полноформата запал мне в душу. Это суровый death/thrash-метал, местами шероховатый, но по итогу звучащий выше всяких похвал.

Молодая поросль трэш-метал проектов из США лично мне пришлась очень по душе. В особенности в тот момент, когда мне уже наскучило лазить по blogspot-блогам в поисках проектов с одним/двумся демо, а просто хотелось послушать достойный, умело записанный материал. И почти сразу эту возможность мне предоставили ребята из Havok. По хорошему, их сложно назвать "новой школой", ибо появились они ещё до того, как я в принципе начал интересоваться трэшем. Но тут стоит отметить, что все это относительно и лично я до сих пор считаю Havok представителями именно новой школы (по временным рамкам).

Дебютная запись была весьма и весьма хороша, но своего пика, на мой взгляд, музыканты достигли в 2011 году, выпустив свой второй альбом «Time Is Up». Максимально прямолинейный материал и невероятно крутой продакшн альбома дали этому релизу возможность вписать себя в мой плейлист любимых альбомов жанра.

Ветераны датского трэша, пережившие три инкарнации. По факту являются одной из старейших групп Европы в жанре, начав свой путь в 1982 году. Движущей силой проекта являются братья Штютцеры, остающиеся в составе Artillery со дня основания.

Как кажется мне, споров о лучшем релизе здесь возникнуть просто-напросто не должно. «By Inheritance» входит в золтой пантеон трэш-релизов Европы, наравне с классикой групп вроде Sodom, Kreator, Destruction и т.д.

Классика вне времени, изменившая мой взгляд на музыку. Швейцарский проект, просуществовавший всего два года, но своими релизами внеся огромный вклад в развитие европейского метала самых разных жанров. При всем этом, в дальнейшем музыканты Hellhammer подарили нам Celtic Frost.

Я же ограничусь лишь тем, что отмечу главный их релиз, EP «Apocalyptic Raids». Музыкально здесь нас встречает напористый блэк-метал первой волны, по факту представляющий из себя кроссовер сырого трэша и спид-метала.

Великий канадский проект, сумевший сохранить все свои основные творческие качества на всем протяжении своей творческой деятельности. Уже больше 35 лет уроженцы города Жонкьер пишут музыку и остаются актуальными в пространстве metal-related проектов.

«Dimension Hatröss» — вершина творческого айсберга Voivod. Это почти идеальная работа, где присутствует выверенный продакшн, невероятное исполнительское мастерство, витиеватый и нетривиальный (в особенности для своего времени) сонграйтинг. Все эти детали образуют одну из центральных работ тех-трэша, которая остается источником вдохновения и по сей день.

Вообще, я являюсь большим поклонником такого субжанра, как death/thrash. За время увлечения музыкой послушал огромное кол-во проектов самого разного калибра, от однодемочных жителей андеграунда до максимально знаковых Master и Vader. Но именно Cancer стали для меня теми, кого лично я бы выделил здесь и продолжу выделять всегда.

Первые два полноформата для меня примерно равнозначны, но предпочтение в итоге я отдаю «Death Shall Rise». Здесь трио Уолкер/Бьюкэнэн/Стоукс было дополнено великолепным Джеймсом Мёрфи (ex-Death, ex-Testament, ex-Obituary). Звучание максимально плотное и ставшее для меня эталоном в death/thrash среде.

Нельзя обойтись и без ультра очевидной классики. Немцы Kreator мелькали и в предыдущем топе. Но обойти стороной одну из своих любимых групп я просто не мог. Долго пытался выбрать между «Endless Pain» и «Pleasure to Kill». В итоге отдал предпочтение дебютнику.

Милле Петроцца и его команда создали невероятный опус, пропитанный первобытной энергетикой и точно также, как и вышеназванные Hellhammer, повлиявший на дальнейшее развитие европейского метала в целом.

Возможно не самая очевидная позиция, но я до сих пор очень сильно люблю творчество этих канадцев. Их дискография постоянно пролетала в плейлисте и я раз за разом возвращался к ней.

Долго думал сразу между тремя релизами, но «Violent Restitution» в итоге пересилил своих оппонентов. Максимально мощный и атмосферный кроссовер из трэша и спид-метала.

На мой скромный взгляд, это лучший трэш-метал проект, возникший после 2000 года. Этот тезис, безусловно, очень сложно подтвердить, но с определенным объемом знаний я могу сделать такой вывод. Опять же, стоит оговориться, что на звание истины в последней инстанции он не претендует и верен на 100% лишь для меня.

Вышедший в 2016 «Terminal Redux» — настоящая квинтэссенция творчества Vektor. Технические элементы с тем составом были отточены до максимума, появилось ещё больше интересных композиционных решений. Да и чисто с точки зрения какого-то совсем субъективного драйва — это невероятно круто.

Уже несколько лет я нахожусь в ожидании того, что проект из Цюриха все-таки подарит нам, обычным слушателям, свою новую работу. Хотя бы EP. Но время идет и ситуация никак не изменилась. Хотя выход планировался ещё в 2017 году.

Но да ладно, вернемся к выбору альбома для топа. И здесь без всякого сомнения верх одерживает. Этот альбом даст фору любому релизу самых культовых проектов. Здесь каждый элемент выполнен с просто невероятной последовательностью и педантичностью. С точки зрения исполнения, данный материал в принципе находится вне времени. Тот релиз, чье влияние на жанр будет отдаваться эхом ещё несколько десятилетий.

Лучшие Трэш-метал альбомы

Как же я по малолетке обожал трэш-метал, как обожал! Не скажу, что сейчас не люблю, но за многие годы немного подостыл к жанру. Тем не менее, есть определенный список групп, точнее будет сказать, альбомов, к которым я с удовольствием возвращаюсь по сей день. Сразу обмолвлюсь, что Металлики в списке не будет. Хорошо отношусь к группе, признаю весь их вклад в индустрию, мне нравятся Ride th Lightning и Master of Puppets, но при составлении топа им пришлось подвинуться, потому что есть ряд альбомов, которые мне нравятся значительно больше. Что же, давайте перейдем к списку крутейших работ в трэш-метал жанре.

Последний альбом группы перед окончательным распадом. Диск вышел спустя 13 лет после долгого затишья и ознаменовал остаточный уход команды в закат. Зато какой! Изначально на этом месте и должны были быть Металлика, но у меня рука не поднялась выкинуть этот альбом из списка. Если так подумать, то у обеих групп есть некие общие черты: они из Сан-Франциско, во всяком случае сами Металлика считают себя группой из Области Залива и у обеих команд есть прогрессивные нотки. Музыка Forbidden отличается не только заковыристыми и техничными риффами, но и самим построением композиций, которые не боятся сложной структуры и неожиданных ходов.

Я очень люблю вокал Расса Андерсона, который не только умеет глотку рвать, но и круто поет чистым. Причем местами его манера пения напомнила мне Лейна Стейли, да и общая атмосфера диска - эдакая темная и мистическая, очень смахивает на Alice in Chains. Тот момент, когда Элис пришли на замену трэшерам, а потом эти же трэшеры черпали вдохновение у Кантрелла с компанией. В общем, крутой диск и считаю, что заслужил свое право находиться в этом топе.

Overkill - это удивительная группа из Нью-Джерси, которая сильно контрастировала на фоне остальных трэш-команд. Мне нравится у них очень много работ, сходу вспомню Taking Over, Under the Influence, The Years of Decay, но почему выбрал именно Ironbound? Наверное по причине того, что в 2010-м году, да и сейчас, забавно слышать трэш старой школы, который звучит так, словно ты попал в 80-е и застал всю эту тусовку. Во время прослушивания ловишь атмосферу и дух того времени. Это прикольно. Разница лишь в качестве самого звука и мастеринга - все звучит охренительно чисто и соответствует нынешним стандартам.

Бобби Блиц - один из моих любимейших вокалистов в жанре. Плюс что всегда отличало Overkill - они эдакие утяжеленные Iron Maiden. Иногда прям уж чересчур один в один. Если мне сказать, что некоторые партии играют Стив Харрис и Нико Макбрэйн - я поверю. В общем, учитывая, что Iron Maiden я люблю, а тут Мейден да еще и в трэш-обертке, то мне ничего не остается сказать, как продано!

Максимка с Игорем второй раз попадают в мой список, причем в разных стилях, ведь я включил их Roots в топ любимых грув-метал альбомов. Но там же я и сказал, что очень любил ранний Максотрэш, будь-то Sepultura или Soulfly. Arise - это последний трэш-альбом перед уходом немного в другие дебри. А потом и вовсе уходом Макса.

Но на этой работе они довели свой плотный и насыщенный звук до предела, местами даже прослеживаются трайб-заигрывания, которые в будущем станут одной из главных фишек группы. Во всяком случае манера игры Игора мне всегда напоминала эдакий племенной вайб, создавая весьма необычную атмосферу. Наверное не зря в будущем он стал вдохновляться Neurosis, потому что примерно так я слышу ритм-секцию на этом диске. В общем, лучший альбом трэш-периода группы и один из лучших дисков жанра.

Kreator - моя любимая трэш-метал команда из Германии. Честно скажу, меня никогда особо не цепляли ни Destruction, ни Sodom, ни Assassin и т.д. А вот Милле Петроцца с компашкой - это другой разговор! У меня есть два очевидных диска-фаворита - Pleasure to Kill и Enemy of God. Пришлось выбирать один, так что выбрал последний. Я бы назвал группу немецкими Slayer по части плотности и агрессии.

Но у Kreator есть одна такая маленькая деталь, которая мне нравится даже больше Slayer - это соло. Все их гитаристы, а особенно нынешний Сами Или-Сирнио - умеют сочинять мелодии и вполне приличные соляки. Несмотря на то, что группа делает упор на мощный и насыщенный звук, при этом им не чужд мелодизм. И как бы я не любил следующую команду, о которой сейчас поговорю, но по части соло-партий они проигрывают немцам на раз-два.

Крутая команда, у которой я не знал, что выбрать. Мне нравится огромное количество работ, будь-то Reign in Blood, South of Heaven, World Painted Blood если говорить про относительно недавние… ну как недавние, уже 11 лет диску, это в моей башке он до сих пор сохранился, как недавний, тем не менее, решил выбрать God Hates Us All просто потому что. Думаю, что Reighn in Blood было слишком предсказуемо, а этот диск таки выделяется некоторыми моментами. Один из них - прикольное название, второе - барабнщик Пол Бостаф. Отлично отношусь к Дэйву Ломбардо - шикарный драммер, но Пол Бостаф - это мужик! Из старой гвардии металических барабанщиков - он один любимых.

И третье, как бы Керри Кинг не гнал на ню-метал, но, считаю, что на этом диске влияние нюхи есть. Уж больно много неторопливых качевых риффачей в пониженном строе, большой упор на плотность звука, нежели скоростной галоп и т.д. Том Арайа, ну блин, мне столько раз говорили, что я на него похож, а мой батя - это вообще копия, но не в этом дело. Это просто харизматичный фронтмен, который постоянно улыбается, излучая лучи добра. Я его обожаю.

Но есть у группы одна небольшая проблемка, не дающая мне поставить эту группу немного выше - чертовы соляки! Если Джефф Ханнеман еще с Хайникеном потянет, то Керри Кинг - это тихий ужас. Это просто скоростной перебор нот без какой либо идеи и смысла. И так почти с каждым соло. При всех своих положительных сторонах - это такой маленький нюанс, который вечно заставляет мой глаз дергаться. В этом списке огромное количество трэш-групп, у которых с этим почему-то проблем нет. Даже если пойти дальше - As I Lay Dying. У чуваков есть треки, вдохновленные слееровским звуком. Плотные и насыщенные композиции без чистого вокала - чисто слееровщина. И пацаны с этим никаких проблем не испытывают.

А Керри Кинг еще Даймбэга учил, мол, если не знаешь, как придумать соло, то просто дергай рычаг тремоло. Ну-ну, уж по части передергивания - Керри Кинг определенно лучший. В общем, обидно, что последнее 10-летие у группы выдалось так сяк и, по сути, группу тянул дуэт Том и Керри, а Гэри Холт и Пол Бостаф были просто наемными рабочими. Тем не менее, Slayer - крутая группа, без которой я никогда не видел свой список любимых трэшевых команд.

Долго думал, какие вступительные слова произнести, но потом понял, что лучше парня, который орал: "Мастейн, я тебя всю жизнь котировал, рыжий подонок" - не скажет уже никто. Так вот, Megadeth всегда была группой профессионалов. Несмотря на то, что команда - это чисто Дэйв Мастейн и его правая рука в виде Дэвида Эллефсона, но, наверное, каждый сможет назвать любимого музыканта, который играл в группе в определенный период времени. Мой выбор пал на Марти Фридмана, с которым и был записан этот диск. Какой же он охеренный! Скорость, плотность, структура, мелодии, соло - в нем шикарно все! Даже бубнящая рыжая бабка на вокале круто вписывается в композиции. Здесь столько классных треков, будь-то Holy Wars, Hangar 18, Tornado of Souls - потрясающе.

Вообще, если выбирать среди любимых альбомов, то мне у Мегадейва нравятся Peace Sells, Countdown to Extinction и Cryptic Writings. При этом я нормально отношусь к Risk и мне очень зашел Endgame. За что я в шутку ненавижу рыжего подонка, так это за то, что он упер у моих любимых Soilwork барабанщика Дирка. Не в обиду сказано, но несмотря на то, что в Megadeth играли классные барабанщики, их партии уж очень… meh. А зная способности Дирка… ну да ладно, буду это расценивать, как карьерный рост.

Одна из самых значимых для меня команд из всей трэш-тусовки. Несмотря на то, что люблю их дебютник Bonded By Blood с первым вокалистом Полом Бейлоффом, но Fabulous считаю самым сильным в их дискографии. Это второй диск с новым вокалистом Стивом "Зетро" Сузой и вот со второй попытки у ребят получилось выстрелить так, что прогремело на весь мир. Pleasures of the Flesh, который вышел двумя годами ранее - хороший альбом, но он там было так похерено качество звука, что прото капец. Но на Fabulous Disaster ребята исправили абсолютно все недочеты предыдущей работы и сделали то, к чему стремились - развиться в первую очередь, как музыканты. Это удалось. Одна из самых крутых трэш-записей, что я слышал.

Несмотря на то, что у команды часто менялись вокалисты, я считаю, что их главное звено и сердце группы - это, конечно же, Гэри Холт. Он всегда умел сочинять убойнейшие риффы, ведь даже их новый материал звучит очень круто. Мне безумно нравится работа 2010-го года Exhibit B: The Human Condition с Робом Дюксом на вокале, но отдал предпочтение этому диску по причине того, что на нем есть одна из моих любимейших песен всех времен - The Toxic Waltz.

Не буду говорить о том, что чуваки начали свой музыкальный путь, когда были совсем уж маленькими пиздюками. Думаю, если вы увлекаетесь трэшем, то и так это знаете. Сколько их барабанщику было? 12 или 13 лет? Можно пошутить, что это средний возраст поклонника трэш-метала, хехе? Ладно, шутки шутками, но я безумно люблю этих ребят. Их карьера полна трагизма, ведь в начале 90-х они попали в серьезную аварию, в результате которой развалились на целых 10 лет. Именно они должны были выступать в рамках шоу Clash of the Titans, но из-за аварии их заменили Alice in Chains, которые и стали причиной популярности гранжа, затмившего трэш-метал. И потом скажите, что случайности не случайны.

Реюнион альбом 2004-го года The Art of Dying мне понравился, но уже вторая их попытка в лице Relentless Retribution- просто убила. Продюсером выступил небезызвестный Джейсон Сьокофф, от которого поначалу чуваки охеревали, потому что он обладает интересной. назовем это харизмой. Сортирные тупые шутки и вот это все - свой чувак, короче. Тем не менее, какой он им нарулил звук! Альбом просто зубодробительный.

Что мне нравится в Death Angel - они при всей своей тяжести играют очень мелодичную и прогрессивную музыку. А какой у них вокалист! Марк Осегуэда - один из любимейших фронтменов в жанре! Потрясающая группа, которую, почему-то, многие любители трэша задвигают на задний план. Считаю, что несправедливо. Death Angel - мой выбор.

Ох, вот это альбомище! Даже не знаю с чего начать. Наверное, стоит сказать, что этот диск был записан без ключевого участника группы - Алекса Сколника. При том, что Сколник - один из моих любимейших гитаристов, но Эрик Питерсон смог показать себя, как первоклассного сонграйтера, написаший кучу зубодробительных хитовых тем, которые моментально сделали этот диск одним из самых любимых в трэш-метал жанре. Какой здесь звук! Капец просто!

Примечательно, что барабанщиком выступил никто иной, как Дэйв Ломбардо, а чуть позже, когда он вернется в слеер, его заменит упомянутый ранее Пол Бостаф. Кочуют ото сюда-туда. Вторым гитаристом стал небезызсветый Джеймс Мерфи из Obituary и Death. В общем, состав группы вышел крайне сильным. Такие чуваки не могли не записать мощнейший диск, у которого и оказалась такая высокая позиция в списке. Бегом слушать это чертово мясо!

Моя трэш-метал группа номер один - это Anthrax. Worship Music - это первый диск спустя длительного периода, ознаменовавший возвращение оригинального вокалиста Джои Беладонны. Очень люблю Джона Буша, но Джои всегда был ближе. Почему именно Anthrax? Эти ребята удивительны во всем. Во-первых, они всегда очень выделялись на фоне многих трэш-металистов тематикой текстов, внешним видом, поведением и т.д. В то время, как большинство были суровыми и напыщенными, чуваки из Anthrax были эдакими веселыми чуваками, скачущими по сцене с постоянной улыбкой на лице.

Во-вторых, они одни из первых, кто примерил харкоровцев и металистов. По сути, если так подумать, то они стояли у истоков металкора. В-третьих, они одни из первых, кто записали первую рэп-металическую композицию, совместно с Public Enemy. На этот момент разве что Faith No More могли похвастаться таким опытом. Но тем не менее, они были именно металиечской командой. Если те же Faith No More, Rage Against the Machine и т.д. - более эклектичные команды, то у Anthrax же фанаты - куда более упоротые говнари. И если так снова подумать, то они стояли даже у истоков того же ню-метала.

За всю свою карьеру столько всего сделать - вау, ну просто молодцы. Да и при этом я считаю, что сильнейшие вокалисты в трэш-метале были именно у Anthrax. Особенно Беладонна - это же просто отменнейший вокалист. Из всей трэш-тусовки он очень сильно выделяется и перепутать его с кем-то… я даже не знаю, кем нужно быть.

Так вот, Worship Music - крутейшая пластинка, на которой представлено дохренища хитов и, главное, такой мощный звук, что седалище просто рвет на части. Вот такими должны быть реюнионы! Перерыв и врываешься мощнейшим диском. Молодцы, что еще сказать. Как-то даже обидно, что из всей большой четверки о них вспоминают в последнюю очередь. Но, наверное, как раз из-за более эклектичного звучания. Мы же с вами не упортые говнари, а в первую очередь любим музыку, так? А музыкальности у Anthrax - полно. Поэтому они и закроют список лучших, на мой взгляд, трэш-альбомов.

Что же, обычно в конце подобных подборок я упоминаю диски, которые не попали в основной топ, но при этом мне нравятся. Поступлю также, почему нет? Про Ride the Lightning и Master of Puppets я уже говорил, но обязательно упомяну Vio-Lence - первую группу Робба Флинна и Фила Дэммела. Eternal Nightmare - отличнейшая пластинка, Annihilator - Alice in Hell - один из немногих дисков, которые мне нравятся у Джеффа Уоттерса, если уж заговорили про Канаду - Voivod - Nothingface и Killing Technology - потрясающие прогрессив-трэшевые вещи.

Выделю Nuclear Assault - Third World Genocide и скажу про The Haunted с альбомом Revolver. Хотя я даже не знаю, можно ли их отнести к полноценному трэшу, также, как и Hatesphere, к примеру, у которых безумно обожаю The Sickness Within. Но про последние две группы я обязательно поговорю отдельно. В общем, само собой, что я про кого-то забыл - это же я. Само собой, что существует множество трэш-метал работ, поэтому делитесь своими любимыми дисками. Спасибо за внимание и слушайте только хорошую музыку!

Блин. Начал за здравие, а кончил за упокой. Шутка конечно, но первое место очень удивило. Уважаю Антракс, и исполнители у них качественные, но мне лично всегда чего-то не хватало. Причем альбомы с Бушем на вокале мне нравятся даже больше, но может это потому, что мне очень Armoured Saint нравится. Приятно удивлен Омега Вейвом, уж точно не ожидаешь его в каком то топе, хотя лично я бы тоже его поставил, может даже повыше. У тестамента я бы выбрал наверно Формейшн оф Дамнейшн, из-за одной работы Бостафа, но на Гэзеринге конечно есть топовые песни вроде D.N.R. или Fall of Sipledome. С Эксодусом у меня тоже тяжёлые отношения - обожаю, как работает Холт но я категорически не перевариваю вокал Зетро, он вроде и немного похож на вокал Блитца, но тот мне нравится, а этот вообще просто никак. Особенно на фоне мощных риффов Холта. А вот Exhibit B: the Human Condition вполне на мой взгляд достоин топа. Насчёт Слэера полностью согласен, я бы даже ниже опустил. Когда то тащили они, конечно, круто, но на дистанции из-за пародий на соло Кинга переслушивать я их вообще перестал. Annihilator я бы лично включил, наверно Carnival Diablo, Уотерс все же лютый топарь. Хотя конечно библиография у них довольно спорная.
На первое место я поставил бы Flotsam & Jetsam. Это наверно топ-1 группа для меня, и последние альбомы у них - один лучше другого. Насчёт альбома решить сложно, наверно всё же это был бы. Doomsday for the Deciever, но и одноименный вполне бы, на мой взгляд, подошёл бы. Из списка ещё я не очень перевариваю Мегадет из-за вокала. Особенно на концертах без слез на это не взглянешь.
В моем топе ещё был Hexen - State of Insurgency. Услышал его примерно, когда он вышел, и до сих пор часто его ставлю, вокал, конечно, на любителя, но музыка просто топ.
А ещё наверно авансом я бы поставил сюда Evil Ivaders - Feed me Violence - это свежий глоток воздуха просто в трэше, как будто 80е вернули. Очень жалею, что не попал на их концерт из-за болезни

После первого альбома Vektor остальные группы кажутся медленными и тихими, после второго и третьего альбома Vektor еще и банальными.

Да, я предвзятый фанат, но если кому-то нравится трэш - искренне советую.

Экий вы хитрый. Vektor так-то в терминаторе между technical thrash\death и более лёгким техникал трэшем живут, а там уже появляются варианты более интересные для сравнения, начиная, если говорить о современниках, с более трэшевых альбомов Revocation.

Ух ты, топ без Метлы 80х.
А подборка хороша, ничего не скажешь.

первое место навсегда делят 2 альбома:
Metallica - Master of Puppets (1986)
Slayer - Reign in Blood (1986)

Вот на 100% согласен! 🤘

Вот лучший Сепультуры — ROOTS.
У них конечно были крутые треки до (типа Territory и тп), но это было именно до.

История трэш-метала Часть 3

В 1990 году Exodus выпустили весьма красноречивую песню под названием ‘Thrash Under Pressure’ («Трэш Под Натиском»). Осуждая тех, кто высмеивал этот жанр, ребята из Exodus утверждали, что будут продолжать играть громко и быстро. А вот и строчки из песни:

Мы гордимся тем, что делаем, называйте нас трэшем, спорить мы не будем! / Нам никогда не будет стыдно за это перед детьми / Мы будем вечно стоять на своём / И нам нравится этот термин / А тем, кто стесняется, не стоило и пробовать!.

Пионеры «бэй-эриевского» трэша, группа Exodus, дерзко пытались бороться с этой проблемой: поскольку в андеграунде набирал обороты дэт-метал, а гранж доминировал в мейнстриме, избранный ими жанр готов был кануть в Лету.

Этой песней мы хотели показать, что все трэшевые команды, которые мы знали, в интервью больше не были трэшевыми командами; все они стеснялись своего прошлого

– объясняет гитарист Exodus Гэри Холт.

Exodus

Exodus

Тем не менее, в то время 1990-е казались фэнам новой эпохой расцвета, поскольку мир увидел весьма значимые пластинки Megadeth, Anthrax, Slayer, Kreator, Annihilator, Forbidden и Vio-Lence. А тем временем, в Европе проходил тур «Столкновение Титанов» с участием Slayer, Megadeth, Testament и Suicidal Tendencies. В североамериканской части тура в 1991 Testament и Suicidal Tendencies поехали с Anthrax и – необъяснимым образом – неожиданно получившей известность гранжовой командой Alice In Chains, и это несоответствие стало явным доказательством смены приоритетов в музыкальной индустрии. И всё же, гитарист Anthrax Скотт Ян не считал, что эра «закончилась».

Вообще ни разу, ощущение было, что мы жгли напалмом, – смеётся Скотт, – будущее было за нами и больше мы могли ни с кем не считаться. Тогда казалось именно так.

В августе Metallica обрушила на мир свой противоречивый, но монструозный «Чёрный Альбом», поместивший их далеко за пределы и границы жанра, предложив другим взрослеющим пионерам трэша пересмотреть свои приоритеты. В 1992 году в специальном выпуске Metal Hammer мы брали интервью у фронтмена Kreator Милле Петроццы, где он продвигал шестой альбом коллектива, ‘Renewal’ – смелый уход от фирменного звучания коллектива.

Либо мы придумаем новые идеи, либо апокалипсис уже не за горами

– заявил 24-летний Милле. 50-летний Милле помнит чувство жесткого ограничения в рамках жанра спустя 10 лет после появления трэша.

Мы увидели потенциал в экспериментах и новых музыкальных влияниях, – размышляет Милле, – я бы не сказал, что мы переросли трэш, но меня эти ярлыки и категории порядком достали. Нужно понимать, в то время было до черта дерьмовых трэшевых команд, которые следовали последней моде. Как стадо. Эта музыка была чересчур популярна, и в этих рамках мне стало нечем дышать.

Этот надувшийся пузырь в итоге лопнул, что было неизбежно, и трэш в одночасье стал прошлогодним снегом.

Все задавались вопросом, а был ли трэш всего лишь временным явлением? – вспоминает Милле, – я всегда относился к этому серьёзно. Никогда не думал повесить гитару на гвоздь, но мир вокруг меня разваливался на части; многие команды распадались. Гранж наступал, и металхэды вышли из моды. В 90-е я видел кучу дерьма. Канал MTV по-прежнему был весьма влиятельным, музыкальный вкус народа определяла индустрия, но некоторые команды сдаваться не собирались.


Megadeth

Даже самые крупные и известные имена на пике своей формы подверглись корпоративному вторжению. Megadeth были мировыми суперзвёздами металла, но «воротилы» пытались диктовать Дэйву Мастейну, что делать.

Нам говорили, что появилась Nirvana и эта альтернативная цена, и нам нужно быть, как они, – вздыхает Дэйв, – нам изменили логотип; стали говорить, что нужно носить рубашки в клетку и отрастить легкую щетину на лице. Чувак, да у меня рыжая бородка – я не хочу растительности на лице! Каждый раз как в Capitol Records приходил новый президент, было ощущение, что мама снова выходит замуж, а ты – рыжеволосый пасынок. И они не хотят лепить Megadeth, они хотят лепить из тебя новую Nirvana или Pearl Jam….

Дэйв прерывается и анализирует.

Но мне чудом удалось пробиться, учитывая, сколько вокруг было талантливых музыкантов. Я ни на минуту не расслаблялся и никогда не терял бдительности.

В 1992 году в журнале Metal Hammer также было интервью с Гэри Холтом, в котором он продвигал пятый альбом Exodus, ‘Force Of Habit’. В Районе Залива группы, безусловно, тоже пересмотрели свои взгляды. На вопрос, что он последнее время слушает, Гэри ответил: «Рэп, хип-хоп, индастриал, сладжграйнд, Helmet, Mistery, Skinny Puppy и так далее». Альбом получился в пониженном строе и медленный, что для Exodus было необычно, к тому же группа поместила на пластинку целых два кавера – Rolling Stones ‘Bitch’ и песню Элвиса Костелло ‘Pump It Up’, весьма непонятную обложку, а логотипа Exodus и вовсе не было.

Она должна была быть другой, – признаётся Гэри по поводу обложки, хотя упрямо защищает музыку на альбоме, – нам всегда говорили, что на ‘Force Of Habit’ мы смягчили заучание, но если убрать кавер-версии, альбом по-прежнему тяжёлый. Он более мелодичный, но, на мой взгляд, в нём лучшие наши с Риком Хунолтом соляки.

В предверии выхода альбома Metal Hammer также писал, что ‘Force Of Habit’ «гораздо менее трэшевый, чем прежние работы группы. Похоже, Exodus повторяют за Metallica и сочиняют песни… более простые, но с обилием грува». Эта идея «грува» нависла над изменяющейся трэшевой сценой в 90-е, в корне изменив карьеру техасских хулиганов из Pantera. Революция трэша 80-х превратила их из гламурных пуделей в самую радикальную историю успеха в тяжелой музыке в период 90-х. Неожиданно для всех они совершили в мире металла настоящую революцию. Качовый грув также вдохновил хулиганов из Нового Орлеана, группу Exhorder, нью-йоркское кроссовер-трио Prong и бразильских богов трэша Sepultura; предавшись дэт-металу на альбоме 1991 ‘Arise’, они адаптировать под себя городской грув на эпохальном альбоме ‘Chaos A.D.’ (1993). Тем временем, ветеран сцены Района Залива Робб Флинн ушёл из Vio-Lence, решив сколотить Machine Head. Ставший символом эпохи и того времени определяющий альбом ‘Burn My Eyes’ (1994) тут же привлёк внимание наиболее уважаемых пионеров трэша, группы Slayer, которые взяли новых неопытных хулиганов и задир в крайне успешный мировой тур.

И всё равно это были тяжелые времена для пионеров и новаторов трэша 80-х. Стали процветать дэт и блэк-метал, оба жанра брали пример с пионеров трэша, но классические формации вроде Death Angel, Holy Terror, Celtic Frost, Heathen, Possessed, Forbidden, Dark Angel, Watchtower, Holy Moses и даже Exodus приказали долго жить – пусть всего лишь на несколько лет. И, казалось, чтобы выжить, оставалось два варианта: замедлить темп, выдать грув, либо продолжать становиться тяжелее и экстремальнее.


Sodom

Многие команды в 90-е стали играть другую музыку, – размышляет фронтмен Sodom Том Энджелриппер, который никогда не предавал идеалы трэша, – на них оказывали давление лейблы, требуя больших продаж и ухода в коммерцию. Но мы никогда не менялись. Мы в те времена выпускали самые тяжелые альбомы в нашей дискографии! Нужно понимать, что мы играем трэш, потому что нам это нравится. Никто нам не ничего не диктует. Мы не хотим уподобляться остальным. Мы хотим быть свободным во всем, что делаем. Поэтому наши поклонники никогда не бывают разочарованы.

Testament превзошли коллег, избрав оба вышеупомянутых подхода. Альбом ‘The Ritual’, вышедший в 1992, стал мелодичным и принятым в широких массах хитом продаж – именно на это и надеялся их лейбл Atlantic Records. Однако, потеряв своего гитариста-виртуоза Алекса Сколника, квинтет взял на его место бывшего участника Death/Obituary Джеймса Мёрфи и в ’94 выпустили ‘Low’; Страшный дэтовый рык Чака Билли поверх гитар Джеймса с пониженным строем стал настоящим шоком. Неудивительно, что «яростная пластинка», как её называет Чак, стала их последней работой на лейбле Atlantic. Через три года они выпустили ‘Demonic’, где игрой на барабанах отметился легендарный барабанщик Dark Angel Джин Хоглан.

Воссоединение Exodus в 1997 со столь любимым фронтменом Полом Бэлоффом было многообещающим, но кончилось крахом.

Менеджера у нас не было, и мы не могли извлечь из этого выгоду. Мы ни за что не боролись, и нам было плевать, – признаётся Гэри – тогда-то мы чуть окончательно и не сторчались.

Приблизительно в это же время скандинавская блэковая сцена вспомнила о своих трэшевых корнях. Команды вроде Nifelheim, Aura Noir, Gehennah, Inferno, Bewitched, Desaster и Guillotine отдали дань уважения образу и звучанию трэша периода 1985 года, достигнув апогея в 1998, когда бурные шведские расхитители гробниц Witchery выпустили дебютный альбом ‘Restless & Dead’. В том же году гитарист Witchery Патрик Йенсен отметился в типично трэшевом одноимённом дебютном альбоме The Haunted, ещё один убийственный диск, вернувший основы и принципы трэша на пороге нового тысячелетия.

Testament

Testament

В 1999 году, реформировавшись, выпустили свои альбомы воскресшие пионеры жанра Artillery, Suicidal Tendencies, Metal Church, Agent Steel и Stormtroopers, а также вышел гневный и неистовый альбом Sodom ‘Code Red’. Но, безусловно, возрождение трэша в новом тысячелетии многим обязано именно ребятам из Testament. Вышедший в 1999 году альбом ‘The Gathering’, записанный с бывшим барабанщиком Slayer, Дэйвом Ломбардо, стал великолепным подтверждением ключевых принципов трэша в конце столь неблагоприятного десятилетия, набрав темп, который уже и так несколько лет томился в неволе.

Альбом ‘The Gathering был классным и, мне кажется, поворотным моментом для Testament, – размышляет Чак, – в этой пластинке было нечто особенное и другое. Он разжег в нас тлеющие угольки и вернул к жизни.

Альбом вернул к жизни не только самих Testament, но и их коллег по цеху; в 1999 году Kreator выпустили свой самый странный экспериментальный опус – медленную вязкую готическую головоломку под названием ‘Endorama’. Но услышав, чем разразились парни из Testament, Милланд словно прозрел.

Альбом ‘The Gathering’ оказал на меня огромное влияние, – с восторгом рассказывает Милле, – в нём что-то было и, слушая этих ребят, я снова захотел сочинять тяжеляк. Пламя трэша, погасшее однажды, зажглось вновь.

Читайте также: