Старые картины на металле
Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены
Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.
Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.
Виды гравюры:
- Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
- Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
- Плоская гравюра — литография и ее разновидности.
Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.
Механические способы создания печатной формы:
- резцовая гравюра,
- «сухая игла»,
- меццо-тинто
- пунктир пунсонами или рулеткой
Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):
- офорт,
- «мягкий лак»,
- лавис,
- пунктир, полученный травлением
- акватинта
- карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой
Механика
Углубленная гравюра:
Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.
Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.
Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.
Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.
Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.
Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.
Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.
Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.
Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.
Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.
Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.
Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.
Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.
Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.
Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.
Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).
Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.
Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.
Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.
Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).
Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.
Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)
Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.
Старинная гравюра на металле
Гравюра на металле, как вид графического искусства, возникает в середине 15 века. К сожалению, история не сохранила имя первого автора гравюры на металле. Зато сохранилась его работа «Бичевание Христа» (1446 год). Первый же гравер, оставивший свой след в истории, работал в городе Базель (Швейцария) где-то в середине 15 столетия. Правда, его имя также утрачено, остались только работы, среди которых знаменитая гравюра «Мастер игральных карт».
Выдающимся мастером XV века по праву считается является немецкий гравер Мартин Шонгауэр. Он работал в Кольмаре и Брейзахе, а его его творчество сильно повлияло на немецких графиков, особенно Альбрехта Дюрера, который перенял приемы Шонгауэра в металле и перенес их в ксилографию. Среди мастеров-граверов XVI века почетное место занимает голландец Лука Лейденский.
Из итальянских граверов XV столетия можно отметить Андреа Мантенья, Лоренцо ди Креди и Антонио дель Поллайоло. Более того, в Италии XVI века появилось целое направление, давшее новый виток развитию техники гравюры –репродуцирование произведений живописи.
- резцовая гравюра;
- акватинта;
- меццо-тинто;
- офорт;
- пунктирная манера;
- медерит;
- сухая игла;
- мягкий лак.
Пожалуй, именно офорт стал самой любимой техникой для великих граверов прошлого. Много старинных гравюр на железе и меди выполнены именно в технике офорта. Причина популярности проста: легкость в изготовлении рисунка по сравнению с другими техниками.
Всю трудную работу в офорте выполняет кислота. Металлическая доска покрывается специальным грунтом, на который наносится рисунок. Грунт сам по себе устойчив к кислоте и защищает поверхности доски там, где художник не провел линию. Доска помещается в азотную кислоту (если используется медь, применяют раствор хлорного железа), и рисунок вытравливается до необходимой глубины. Затем грунт смывают, втирают краску в гравюру и делают оттиск. В России, кстати, офорт называли гравюрой крепкой водки.
Техника Меццо-тинто, напротив, является очень редким и трудоемким способом создания гравюр на металле. Ее отличие от других техник в том, что мастер рисует от тёмного к светлому. За счет этого такие гравюры дают необычные и зрелищные тональные градации.
Старинная гравюра по металлу имеет свои корни в том, что принято называть «гравировкой». Стремление украшать рисунками мечи и щиты, наконечники копий и клинки лезвий популярно к оружейников с незапамятных времен. Не отставали от них и ювелиры, покрывая серьги и браслеты замысловатыми узорами. Можно даже проследить своего рода родословную видов гравюры. Так резцовая гравюра происходит от ювелирного дела, а офорт «вырос» из оружейного дела.
В Москве поиск мест культуры и отдыха, а также стоимость их посещения выросли в полтора раза
Геосервис 2ГИС и лаборатория «СберИндекс» зафиксировали рост интереса россиян к местам культуры и отдыха этим летом. По данным 2ГИС, за июнь и июль 2022 года запросы на поиск музеев, парков, картинных галерей и выставок на картах крупных российских городов выросло на 38% по сравнению с июнем-июлем 2021 года.
100 лет со дня рождения Ирины Александровны Антоновой
ГМИИ им. А. С. Пушкина отмечает 100 лет со дня рождения И.А. Антоновой. В воскресенье 20 марта 2022 года в центре Москвы на доме, где жила Ирина Александровна, была установлена мемориальная доска, а в Пушкинском музее открылась обновлённая экспозиция зала «Кабинет директора» и прошла серия концертов, посвящённых памяти И.А. Антоновой. Начал работу специальный сайт, где собран цифровой архив, рассказывающий о жизни Ирины Александровны.
Благотворительный антикварный базар в галерее Rarita
Настроение душевного праздника ждёт вас на Новогоднем базаре в центре Москвы! Советские новогодние игрушки, старые книги, фарфор, открытки, плакаты, гравюры, значки, бижутерия — все это можно померить, потрогать, купить!
Пушкинский, Третьяковка, Гараж и ГЭС-2 объединились в «Музейную четверку»
Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей современного искусства «Гараж» и Дом культуры «ГЭС-2» объединились в «Музейную четверку» (или М4).
Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проводить выставки на площадках Почты России
Исторический музей начал реставрацию здания бывшей Московской Городской думы на Площади Революции
Пушкинский музей представляет рекламные постеры Лондонской подземки из своей коллекции на выставке в Московском метрополитене
Пушкинский музей открывается для посетителей
«Буль де Суиф» Ги де Мопассана, краткое содержание
5 обязательных книг по продажам и маркетингу для предпринимателей этой осенью
«Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание
Татьяна Кузьмина-Чугунова: «Узнавание»
«Следопыт» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
«Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
«Дюна» Фрэнка Герберта, краткое содержание
Искусственный интеллект в итальянских музеях будет судить о популярности художников по выражениям лиц посетителей
Исследователи надеются, что эта технология поможет лучше организовать выставки, но креативщики опасаются, что это будет способствовать гонке за лайками. Если вы улыбнулись Пикассо в музее, но хмурились при взгляде на Поллока, новая технология вскоре сможет отслеживать ваше выражение лица, чтобы судить о популярности художника. Исследователи представили испытания систем камер с искусственным интеллектом в трёх итальянских музеях, нацеленные на оценку реакции на отдельные произведения искусства. Технология, которая может читать пять выражений лица – счастливое, грустное, нейтральное, удивлённое или сердитое – уже три недели проходит испытания в Риме, Болонье и Парме.
Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.
Гравюры на металле
Гравюра "Банкнота 1 рубль"
005-м/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Весеннее пробуждение"
052-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Букет с розами"
003-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Букет цветов"
066-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Боярская Площадка 1846 г. Москва"
025-ц/Ск-А Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Вид на Москву-реку и Кремль"
085-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Грачи прилетели"
092-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Вид на набережную Кремля"
076-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Знаки зодиака"
051-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Грёзы"
050-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Георгий с храмами"
015-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Идиллия"
073-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Карта мира"
080-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Красная площадь"
065-ц/Ск-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Леопард"
024-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Английская Набережная. Санкт-Петербург"
084-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Мачтовый лес в Вятской губернии" (малая)
034-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Вид на стрелку Васильевского острова. Санкт Петербург"
089-ц/Ск-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Михайловский замок"
027-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Московский Кремль 1825г."
059-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Казанский Собор. Санкт Петербург"
087-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Натюрморт"
042-ц/СК-А Материал: Медь, латунь Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Спас на крови (нов). Санкт Петербург"
096-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Натюрморт с сотами"
019-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Эрмитаж"
102-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Владимирская"
041-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Новодевичий монастырь г.Москва"
074-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Донская"
036-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Казанская"
054-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Неувядамый Цвет"
014-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Рождество"
055-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Св.Николай Чудотворец"
081-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Панорама Суздаля"
040-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Первый снег, Шишкин"
033-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Святой Георгий"
039-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Семистрельная"
011-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Троица Рублёвская"
049-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Петр Первый и Епископ"
070-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Поцелуй"
095-ц/Ск-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Распятие Христа"
100-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Снежный барс"
022-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Гравюра "Сокол"
037-ц/СК-А Материал: Медь, эмаль Производитель: Гравюра арт
Такое оригинальное направление в искусстве как гравюра на металле представляет собой нанесение изображения на тонкий металлический лист, путем вырезания и выдавливания. Название техники «гравюра» произошло от французского слова «вырезать». В современном производстве гравюр применяется как древняя техника нанесения изображений на металл, так и современные технологии, инструменты и материалы.
Одним из самых известных отечественных предприятий, которые специализируются на изготовлении таких великолепных произведений искусства как гравюра на металле, является мастерская «Арт-Гравюра». Компания эта была основана в России. Изображения мастера предприятия наносят на металл и на медь. В мастерской есть возможность заказать любую гравюру, какую вы пожелаете.
Любая картина, выполненная в такой непростой технике, как гравюра на металле, заслуживает отдельного внимания. К примеру, «Панорама Новодевичьего монастыря» работы талантливых суздальских мастеров может великолепно украсить интерьер кабинета или гостиной. На этой гравюре невозможно не остановить взгляд. Искусно выполненные мельчайшие металлические детали завораживают своим совершенством. Не оставит равнодушным и гравюра «Покровский собор. Москва» с изображением одного из самых известных архитектурных памятников России. Великолепие этого здания поражает. Мастеру удалось в точности передать мощь и невероятную энергетику собора. Изображение может стать прекрасным подарком для иностранных гостей, который будет напоминать им о России и ее красотах.
Интересны гравюры на металле с изображениями на религиозную тематику, например, с библейскими сюжетами, отдельное место среди которых отведено иконам. «Господь Вседержитель» - великолепная гравюра с изображением лика Иисуса Христа, которая может стать прекрасным подарком, как для священнослужителя, так и для обычного верующего человека. Гравюра с изображением Богоматери «Неувядаемый цвет» выполнена из меди с использованием цветной эмали. Эта нежная картина станет украшением любой коллекции произведений искусства. Если вы ищете подходящий и относительно недорогой презент для родственников, обратите внимание на гравюру «Казанская». Эта картина изготовлена в точном соответствии с иконой Казанской Божьей Матери, которую многие верующие считают чудотворной. Такой презент подарит радость и счастье вашим родным и близким, покажет вашу заботу и любовь.
Гравюры на металле, на которых изображены сцены исторических событий и исторические личности не менее великолепны. К примеру, гравюра с изображением Петра Первого, стоящего на фоне корабля на воронежской набережной. Не всем известно, что именно этот выдающийся деятель построил первый в России военно-морской флот.
Гравюра на металле с панорамой города Дрезден, на которой изображена центральная площадь этого восхитительного места, также может быть отличным выбором презента. Другое название Дрездена - «Флоренция на Эльбе». Эта гравюра может стать великолепным подарком для друзей на новоселье.
Гравюра на металле часто повторяет знаменитые произведения известных художников. Такие оригинальные репродукции могут занять достойное место в коллекции истинного ценителя современного искусства. Если вы ищете достойный подарок для поклонника русской живописи, обратите внимание на гравюру «Первый снег. Шишкин». Это изображение выполнено мастерами предприятия «Арт-Гравюра» по мотивам полотна известного русского художника Шишкина. Такой подарок по достоинству оценит и начальник, и друг, а также вы можете приобрести это произведение для собственного дома, чтобы иметь возможность наслаждаться им ежедневно.
Читайте также: