Скульптор по металлу андрей волков
С этим художником я познакомился заочно и совершенно случайно. Хотя я обитаю в окрестностях Тарусы более семи лет, но ещё многое не открыл для себя в этом городке. Прогуливаясь по Тарусе, я наткнулся на школьную библиотеку, с уникальным оформлением фасада здания. Пришлось наведаться во дворец книги ещё раз, где мне рассказали, что автор оформления фасада здания Протвинский художник Андрей Волков. В Тарусе есть и другие работы этого автора, например, на доме Верзилиных.
Андрей Волков - золотые руки Мастера
Моя хорошая знакомая, гостившая в Ладыжино, взахлёб рассказывала о посещении студии в Дракино, скульптура работающего в технике сварного металла. Мне захотелось познакомиться с Мастером, наконец мне прислали номер телефона скульптора.
Я созвонился с Андреем Николаевичем и договорился о встрече, объясняя, как найти его жилище сказал: - «Вы, когда Протву будете переезжать слева на горе увидите церковь, мой дом рядом». «Надо же, какое козырное место выбрал человек для жизни!» - подумал я.
Естественно, я ни как ни связывал Андрея Николаевича с Андреем Волковым, где Протвино и где Дракино, понял, что это одно лицо, только поднявшись в музей Маэстро металла.
История Мастера
Андрей Волков родился в Москве в 1944 году. Вскоре семья была выслана, как кровники «врага народа», то ли в Ворошиловград, то ли Луганск, эта неопределённость из-за того, что город дважды носил имя командарма Гражданской войны Ворошилова. Окончив Детскую Художественную школу в г. Луганске, отправился в Москву продолжить обучение по творческой части.
Молодой город ядерщиков Протвино заботился о своём реноме и Минсредмаш негласный хозяин поселения создал подразделение художников монументалистов, которые должны были воспевать Наукоград. Сюда и попал в 1970 году по распределению молодой выпускник Московского высшего художественно – промышленного училища им. Строганова, отделения “Художественные изделия из металла”.
Довольно быстро молодой Мастер перерос потребности Протвино, появились заказы за пределами города ядерщиков. Небольшая комната в жилой зоне не позволяла развернуться в полную силу, начались поиски более просторного помещения для творчества.
В 1980 году местные власти предложили группе художников во главе с Андреем Волковым полуразрушенный храм приспособить под мастерские. В договоре аренды было небольшое обременение – консервация постройки. Церковь была в удручающем положении, над разрушением храма работали не только коммунисты, но и фашистские захватчики, по Протве проходил рубеж обороны, и немцы обстреливали храм, чтобы ликвидировать наблюдательный пункт.
Для тех, кто понимает, какая может быть консервация без малейшей реставрации, ну и понеслось.
Музей скульпторы Андрея Волкова
Заблудиться действительно не получилось, церковь на виду и дом рядом. Кованую калитку нам открыл моложавый мужчина только собирающийся разменять шестой десяток, каково же было моё удивление, когда я понял, что передо мной хозяин дома. Знакомая предупредила меня, что человек в возрасте, только что отметил 75-ти летний юбилей.
Андрей Николаевич пригласил нас на просторный двор, после небольшой фотосессии хозяин повёл нас на выставку, предупредив: - «Только вы не пугайтесь, там стоит охранник!». Ну Цербер, иными словами, значит, есть что охранять.
И подвёл к лестнице, вызвавшей наш восторг, судите сами.
Хозяин оправдывался: - «Много гостей бывает, и чтобы не проводить посетителей через жилую часть дома пришлось соорудить эту лестницу». Поднявшись практически по трапу очутились в просторном помещении и тут же познакомились с местным секьюрити, оказывается, его зовут Федя.
«Федя охраняет хозяйские покои, когда молодёжь проходит мимо дома некоторые, пытаются с ним заговорить типа: - «Ну что смотришь?!»» - рассказал владелец музея.
Все стены двух просторных комнат заняты полками, на которых расположены работы кудесника по металлу.
Скульптурные инсталляции Андрея Николаевича поражают разнообразием тематики, оригинальностью композиций и глубоким смыслом. Глаза разбегаются от обилия работ: герои литературных произведений, портреты известных личностей и просто бытовые сценки. Впечатляет грациозность произведений и их воздушность.
Поражает обилие шедевров, посвящённых литературным героям или писателям, не зря в альманахе «Словесность» использованы иллюстрации с работ Андрея Волкова.
Булгаковский Шариков, салют на Красной площади, Чехов, прогуливающийся по Серпухову, соседствуют с простой электричкой.
Мне очень понравился портрет Пабло Пикассо.
Близость аэродрома Дракино и взмывающий в небо истребитель не могли не отразиться в творчестве Мастера. Очень забавно выглядят динамические скульптуры, которыми Андрей Волков одно время увлекался.
Андрей Волков участник всесоюзных, республиканских и международных выставок не только в России, но и за рубежом. Российская Академия художеств в 1993 году отметила его уникальное творчество специальным дипломом. Работы Андрея Волкова украшают не только уездные музеи Серпухова, Тарусы, но и столичные экспозиции Москвы и Санкт-Петербурга. Скульптуры Мастера представлены во многих частных коллекциях России, США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Италии.
Династия Волковых
Род повелителей металла начался с деда Андрея, Зосимы Прокопьевича Волкова – кузнеца в Великом Устюге, кроме простых бытовых поделок из-под его молотка выходили диковинные шкатулки с секретными замками. Деревянные коробочки, покрытые особым узором «морозом по жести» до революции, пользовались бешеным успехом, а после переворота стали никому не нужными. В советское время Зосима Прокопьевич привозил свои произведения искусства в Ленинград, благодаря этому в этнографическом музее культурной столицы выставлено несколько его работ в отделе искусства народов севера.
На Андрее Николаевиче династия не оборвалась, у него есть дочь и сын. Дочь пошла по стопам отца.
Я бы сказал: - «Повелительница огня!». В музее отца демонстрируется большое количество её работ.
Внук по мужской линии перенял от деда любовь к металлу и окончил Строгановку по той же специальности, что и дедушка.
Это уже династия в четвертом поколении.
Мне было безумно интересно, как Андрей Николаевич построил своё жильё, и я спросил его об этом. Любопытство возникло неслучайно, моя знакомая мне начала об этом рассказывать, да и место у дома исключительное.
Вот что поведал хозяин дома:
После того как мастерская перебазировалась в церковь, мы потихоньку приводили храм в порядок, прежде всего соорудили купол, который до сих пор «украшает» храм. Начали работать и тут грянула перестройка. Отношение к церкви стало меняться. По-любому мастерская в божьем месте это - не дело, а рядом небольшой пустырь с деревенской свалкой, который уж точно не красил почти руины храма, это я про вот это место. Стал хлопотать о выделении участка под дом-мастерскую. Вы же помните, в то время землю под застройку можно было получить, если у вас жилая площадь меньше 3-х метров на человека. Стал обивать пороги местной администрации, даже пришлось чеканить герб Советского Союза. Под этим гербом в сельсовете расписывали молодожёнов, правда, Союз через пару месяцев развалился. Очень помог Союз Художников, я отправлял письма коллег во всевозможные инстанции.
В результате мне выделили этот земельный участок, но в сельсовете предупредили: - «Согласуй с Богом!». Пришлось приглашать местного наместника Бога посмотреть участок, представитель Всевышнего не возражал - у меня был весомый аргумент, соседнюю церковь мы спасли от разрушения. Дальше начались строительные мытарства.
В 1991 году обо мне сняли фильм и на полученный гонорар, я смог приобрести фундаментные блоки. Это сейчас позвонил и тебе все привезут и аккуратненько сложат в указанное место, а тогда треба договорится с автомашиной и краном, погрузить и разгрузить.
Блоки привёз - проблема рыть котлован под фундамент, благо рядом был карьер, договорился с бульдозеристом, и он бульдозером вырыл котлован.
Вы видели дом облицован камнем, пошёл в карьер, стал договариваться о камне с водителями, а там здоровые карьерные самосвалы, им по дорогам ездить нельзя только в карьере. Ночью приехали два самосвала и образовалась большая гора облицовочного камня.
Приходилось расплачиваться универсальной валютой того времени – водкой, тоже целая эпопея, Горбачёв начал войну с пьянством, за огненной водой были огромные очереди, доставали исключительно по блату.
В 1995 году мы с женой сюда переехали, продали квартиры в Протвино и Калуге.
Договор аренды церкви был пожизненный, мало того с правом наследования, у меня до сих пор хранятся эти документы. Как только мы здесь поселились, я отказался от церкви в пользу прихода.
Мастерская скульптора Андрея Волкова
Завершив сооружение дома, нужно было где-то творить, и возник вопрос о мастерской, церковь к тому времени уже была передана епархии. Если в проектировании дома принимали участие архитекторы, то мастерская — это полностью идеи и воплощение самого хозяина. Мастерская расположена рядом с домом, перед входом скульптура, сидящий на дереве ворон, чтобы ни улетел ворон прикован цепью к стволу. Очень тонкая аллегория.
Указывая на ворона, Андрей Николаевич сказал, что это автопортрет, и обратил моё внимание на ствол дерева на котором сидит ворон: - «Этот кусок металла я нашёл в поле. Мне не под силу согнуть этот металл, это сделал либо трактор, либо танк! так получился ствол дерева.»
Мастерская естественное продолжение музея, на полках стоят готовые работы и фрагменты будущих произведений.
Порт Лобынск
Андрей Николаевич незаурядный человек его интересует не только литература, но и история места, где он живёт. На участке хозяин соорудил беседку, стилизованную под пристань «Порт Лобынск».
Несколько веков назад в этом красивом месте у слияния рек Протвы и Оки стоял древнерусский пограничный город-крепость Лобынск, охранявший торговый путь по реке Протве. В Лобынске был Борисоглебский погост, наверняка с деревянной церквушкой, на этом месте стоит кирпичная церковь князей Бориса и Глеба, возведённая в 1684 году – самая древняя из сельских церквей Серпуховского района.
И опять церковь
Распрощавшись с Андреем Николаевичем, я не смог ещё раз не посмотреть на церковь. Храм многое пережил, в годы коллективизации здесь была столовая, потом зернохранилище, тайно велись службы, за что и поплатился жизнью псаломщик Василий Глухов в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне.
Церкви ещё предстоит окончательно восстановиться, но уже сияет золотом купол звонницы с крестом.
Ворота работы замечательного Мастера Волкова Андрея Николаевича напоминают о князьях Борисе и Глебе.
Заключение
Если вам доведётся побывать на острове «Дракино», очень советую не полениться и проехать в сторону Тарусы пару километров. Перед взмывающим в небо МИГ-3 взяв правее, точно окажитесь у церкви Бориса и Глеба.
Предварительно договорившись о встрече через страничку Андрея Волкова в Фейсбуке вы сможете полюбоваться или купить на память произведения этого поэта металла.
Подписывайтесь на рассылку!
Оставляйте ваши комментарии, обсуждайте статью, а также делитесь информацией в социальных сетях!
Необыкновенные скульптуры Андрея Волкова.
Андрей Волков известный скульптор по металлу, член Союза Художников России. Работает в технике «художественная сварка по металлу».
Андрей Волков родился в Москве в 1944 году. Окончил Детскую Художествнную Школу в г. Луганске, и Московское высшее художественно – промышленное училище им. Строганова, в 1970 году, отделение “художественные изделия из металла”.
Скульптор Андрей Волков автор многих монументальных работ. По множеству мелких деталей в его скульптурах можно прочитать целые истории. Удивительно, как из непослушного железа мастер может делать такие необычные творения. В скульптуре А.Волков решает задачи, которые под силу только живописи. В пластике он передает воздух, теплоту солнечных бликов, небо с тучами, повисший воздушный шарик или дирижабль, пикирующие самолеты или просто ветер, развевающий одежду, волосы, развешанное белье… Скульптор изображает воду – озеро, реку, лужу. Более того, вы видите отражение в воде. Это нечто эфемерное, колеблющееся запечатлено в железе – и в это веришь. Земля в произведениях Волкова не банальная твердь, а некая живая субстанция, неравнодушная к человеку. В работах Волкова присутствует реальное пространство.
“Поцелуй в лифте”
Андрей Волков участник всесоюзных, республиканских и международных выставок. Его персональные выставки проходят как в России, так и за рубежом. В 1993 году за своё уникальное творчество А. Волков награжден дипломом Российской Академии художеств. Работы Андрея Волкова находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Серпухова, Тарусы, а также частных коллекциях в России, США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Италии.
С 1980 года скульптор Андрей Волков работает в собственной мастерской в деревне Дракино, Московской области.
Скульптурные композиции Андрея Волкова передают всю полноту чувств в окружающем нас мире. Его уникальные работы наполнены глубоким содержанием и разнообразной тематикой. Оригинальные композиции скульптур впечатляют, их можно рассматривать со всех сторон, находя все новые ракурсы и комбинации. Пространство произведения искусства как бы непосредственно перетекает в окружающее пространство, составляя с нашим миром единое целое.
Вдохновение мастер черпает в природе и в самой повседневной жизни. Его шедевры способны передать дуновение ветра, шелест листьев на деревьях, небо, затянутое тучами, нежность мелодии, эмоции и переживания его героев. Фантазия и мастерство автора впечатляют. Для скрепления деталей Андрей Волков использует обычный сварочный аппарат. Конечно же , он сварщик высочайшего класса.
Воспоминание о лете.
Андрей Волков: «Стремлюсь вызвать скульптурой смех или слезы»
Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]
Мастерская сварщика и скульптора по металлу Андрея Николаевича Волкова находится в селе Дракино Серпуховского района недалеко от города Протвино. Здесь же расположен выставочный зал работ художника. Все они выполнены из листа обыкновенной стали. Мастер сворачивает и сковывает каждую деталь, а потом сваривает в сложные композиции. Андрей Николаевич делает скульптуры на литературные, лирические и философские темы.
– Расскажите о ваших работах. Какие темы и образы вам близки?
– С семидесятых годов я увлекся жанровой скульптурой. Если брать общепринятое понимание скульптуры, то мои работы противоречат всем ее канонам. Скульптура – это что-то лаконичное, лишенное деталей, «литературщины». У меня все наоборот. Люблю делать композиции на сюжеты книг. Одна из первых моих работ – это «Экипаж Антилопы-Гну» по мотивам «Золотого теленка». Я сделал ее в 1973 году. Тогда я еще не умел варить, поэтому скульптура спаяна из медных частей серебряным припоем.
Есть скульптуры, которые посвящены литературным героям и писателям. Например, я изобразил Воланда с котом Бегемотом из «Мастера и Маргариты», Шарикова из «Собачьего Сердца». В композиции «Дон Кихот» этот персонаж летит на коне и сражается с мельницами. Лев Николаевич Толстой тоже стал героем моей скульптуры. Граф сидит на лошади, а поп грозит кулаком вслед отлученному от церкви писателю. На другой работе доктор Антон Павлович Чехов с чемоданчиком в руках шагает по Серпухову.
Мне интересно запечатлеть какое-то состояние или настроение. Одна из работ называется «Мыслитель». Человек примерно моего возраста сидит на своей полусгнившей лодке, пьет портвейн, курит и размышляет. Другая композиция в том же духе называется «Пивбар». В деревне собрались собутыльники, один мужик взял две кружки пива, а другой показывает ему воблу. «Осенний пляж» – это тоже попытка поймать душевное состояние. На пустом пляже стоит немолодой человек и видит осень своей жизни. Работа «Человек и собака» напоминает то, как начинается мое утро. Выхожу во двор, а на меня смотрит собака. Ее глаза говорят: «хозяин, дай поесть».
Часто настроение передаю через природу или городской пейзаж. Например, в «Вечере в провинции» я изобразил улицу, дым из трубы, кошек, прохожих и мальчика, который выходит из дома со скрипкой. Другая подобная работа называется «Парикмахерская». Дама привязала свою собаку на улице, а сама решила сделать прическу. Какая-то девочка шла на занятия по музыке, но остановилась и смотрит через окно, что происходит в парикмахерской. В скульптуре «Подземный переход» показана городская среда и человек, который в ней обитает. На поверхности просит милостыню инвалид в коляске, а прохожие спускаются в переход, под которым выступают трубы канализации.
Меня интересует лирика, поэтому стремлюсь вызвать скульптурой разные чувства: смех или слезы. Среди лирических работ назову «Расставание». Мужчина собрал вещи и уходит из дома, а жена с ребенком смотрят ему вслед. Другая лирическая скульптура – «Поцелуй в лифте». Влюбленные целуются в лифте, и им кажется, что все вокруг кабины, включая дом, развалилось и разлетелось в стороны.
Среди скульптур есть и фантастические или юмористические работы. У меня было несколько выставок в музеях космонавтики в Калуге и Москве. Для них делал скульптуру Эдуарда Циолковского. Он был фантазером и хулиганом, ездил по Калуге на велосипеде и в мыслях, наверное, воображал, что на велосипеде взлетает в космос. Еще одну скульптуру-фантазию я назвал «Тренажер для ангелов». Перед тем как летать ангелы тренируются на специальной машине. Сначала они стоят в очереди, потом поднимаются и парят. Кто-то из них не долетает и разбивается.
Есть небольшая пародия на наш национальный характер, которая называется «Свобода». Перед свиньей открыли дверь хлева, в котором жила долгое время, но она сомневается, стоит ли идти на зеленую травку или лучше остаться в хлеву. Той же теме посвящено «Утро на площади Ленина». Пасмурно и грязно, какая-то старушка подметает площадь, а Ленин указывают путь.
В 2017 году я сделал юбилейную скульптуру в честь 100-летия революции. Изобразил разваливающиеся здание с фигурами, которые олицетворяли советскую власть. Еще есть шутливая композиция «Ледниковый период». На Красной площади устроили каток и все захороненные здесь вожди, в том числе Владимир Ильич, не выдержали, встали из могил и стали кататься.
Если покрутить ручку, то картина придет в движение. Иосиф Виссарионович станет пить «Киндзмараули», Леонид Ильич Брежнев замашет рукой, а Хрущев – кукурузой.
У меня есть ряд скульптур, которые двигаются. Люди привыкли, что на выставках нельзя ни до чего дотрагиваться, а я предлагаю потрогать и покрутить ручки у скульптур. Человек через это становится причастен искусству. У двигающихся скульптур самая простая механика. Можно еще покрутить ручку у иллюстрации к песне «Мама, я летчика люблю». У дамы перед глазами полетят самолетики.
– Небольшие жанровые скульптуры из металла стали вашим основным делом с 1990-х годов. А что вы делали до этого?
– Я делал их и раньше, просто в советские годы скульптуры были моим хобби. В 70-е и 80-е в основном работал над оформлением общественных зданий, домов культур. Например, в 1973 году с тремя другими художниками оформлял книжный магазин «Молодая Гвардия» в Москве. Там было много наших металлических панно в залах, но от убранства сейчас осталась только одна «железка» снаружи у входа в магазин. Другой заказ в Москве – оформление дворца культуры завода «Фрезер». Мы там делали композицию с восьмиметровыми деталями из полированного алюминия. Работал по всему Союзу от Грозного до Владивостока. Делал люстры, панно, фонтаны. Во Владивостоке я изготовил на фасаде почтамта огромный циферблат часов с трехметровой минутной стрелкой и цифрами из нержавеющей стали.
– Вам больше нравится находиться в свободном плавании или выполнять заказы, как в советские годы?
– Я почти всю жизнь нахожусь в свободном плавании. Я всегда мыслил, как капиталист, несмотря на идеологию, которую внушали с высоких трибун. Еще в семидесятые годы осознал, что волка ноги кормят, и сам добывал себе заказы. Я и мои друзья-художники не ждали, пока заказы упадут к нам с неба, а шли к архитекторам, которые что-то строили в Москве и других городах. Представлялись художниками по металлу и предлагали оформление здания.
– У вас на полках стоят портреты деда, расскажите о нем.
– Мой дед Зосима Прокопьевич Волков был кузнецом из Великого Устюга. Он делал не просто топоры и косы, а художественные вещи. В основном это были шкатулки с секретными замками. Шкатулки были деревянные, но обиты жестью и покрыты особым узором, который назывался «мороз по жести». До революции, когда в стране были купцы и промышленники, шкатулки пользовались спросом, а после 1917 года стали никому не нужны. Дедушка в эти годы ездил в Ленинград и представлял шкатулки уже как произведения искусства. В этнографическом музее в Питере и сейчас есть его работы. В детстве я ходил с отцом в этот музей, и там стояла витрина с портретом деда и тремя или четырьмя его шкатулками в отделе искусства народов севера.
– Получается, вы подхватили дело деда?
– Да. Кроме того, мой сын Иван Волков стал ювелиром, а дочь Мария занимается художественной сваркой по металлу в Америке. Она работает в похожем стиле.
– Вы сказали, что еще в молодости мыслили как капиталист. Неприятие советской системы было в семье или лично у вас?
– Мой папа много лет провел в лагере и ссылке. Отец приехал из Великого Устюга в Ленинград и поступил в строительный техникум. Он с детства занимался астрономией: вел наблюдения за солнцем, писал небольшие статьи. В Ленинграде он стал ходить на лекции по астрономии старых профессоров. Как-то папу вызвали в органы безопасности и предложили стать осведомителем: записывать, о чем эти профессора говорят между собой. Отец отказался, и вскоре его арестовали. Отправили на Соловки, а потом на проектировку Беломорканала. Это было еще до пика репрессий, поэтому ему удалось выбраться. За прилежную работу отцу заменили лагерь ссылкой в Караганду.
– Когда вы выбрали для себя художественное направление?
– Я выбрал себе профессию еще в детстве в Луганске. Мама и папа жили там некоторое время. Лепил разные жанровые сценки из пластилина по мотивам литературных произведений. До сих пор сохранилась фигура Беликова из чеховского «Человека в футляре». Учился в школе я не важно, но много читал. В те годы во мне боролись два чувства. Тянуло на лирику и, в то же время, хотелось стать знаменитым скульптором, чтобы ваять портреты вождей, памятники героям или сцены освоения космоса. Я, например, сделал из пластилина кусок самоходной баржи Т-36 со штурвалом и четырьмя военными среди волн. В 1960 году ураганным ветром советскую баржу унесло в Тихий океан. Солдаты дрейфовали больше месяца в океане, а потом прибились к берегам Америки.
Случайно совпало, что у школьного приятеля мама оказалась художником-живописцем, а отец главным архитектором Луганска. Друг и предложил мне после седьмого класса пойти в художественное училище на скульптурное отделение.
Потом отца перевели из Луганска в Тулу на металлургический завод главным инженером. Там я окончил школу рабочей молодежи и немного поработал на художественном комбинате учеником гипсоформовщика.
После Тулы решил поступать в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. На скульптуру меня не приняли, и я поступил на металл. Я не предполагал тогда, что буду заниматься именно сваркой. Эту технику освоил уже после института.
– Как вы оказались в Протвино?
– Родители жили в Туле, а Протвино находится примерно между Тулой и Москвой, где я оканчивал институт. Впервые я узнал об этом подмосковном городе от мамы. Она сказала, что слышала о каком-то поселке Протвино, где хорошее обеспечение: можно купить зимой помидоры и колбасу. Советские граждане в те годы были озадачены одной проблемой – где купить еды. В Туле, например, не хватало масла, мяса, сыра. У отца имелся автомобиль «Запорожец», и мы поехали в Протвино.
Протвино – это город физиков. Мне там понравилось, и я попросил отца заехать в управление Института физики высоких энергий. Зашел в управление и сказал секретарю, что оканчиваю Строгановское училище в Москве и хотел бы устроиться здесь художником. Через какое-то время со мной связались и согласились взять на предприятие, поэтому дипломную работу посвятил Протвино. Я сделал абстрактную скульптуру в виде клубка энергии, в котором рождается новая частица.
– Долгое время ваша мастерская располагалась в церкви села Дракино. Как вы оказались в церкви?
– Дракино находится в трех километрах от Протвино. В советское время церковь Бориса и Глеба стояла заброшенной, а мне и трем товарищам нужна была мастерская, чтобы заниматься сваркой, ковкой и гончарным делом. В Протвино подходящих помещений не было, поэтому мы, в конце концов, вышли на эту церковь. Ее закрыли еще в 1930-е годы, а потом какое-то время колхозники хранили в ней зерно. Управление культуры Московской области разрешило нам работать в церкви с условием, чтобы мы провели в ней консервационные работы. Мы привели здание в порядок, насколько было в наших силах, и с 1980-х годов работали. Я обязан этой церкви, поэтому, когда ее открыли вновь, бесплатно сделал для ее ограды металлические ворота и калитку.
Фонтан в Ливии и «мороз по жести»: рассказываем, чем знаменит мастер по металлу из села Дракино
Андрей Волков – скульптор, известный не только в России. За свою жизнь он успел поработать в Европе и Америке. Его работы из черного металла – достояние многих зарубежных и отечественных музеев. Последние годы мастер живет и работает в селе Дракино под Серпуховом. Корреспонденту «Подмосковье сегодня» Волков рассказал, кто для него в семье был примером, как он относится к современному хайпу и что скульптор в свое время сделал для Ливии.
«МОРОЗ ПО ЖЕСТИ» ОТ ДЕДА
Андрей Волков воспитывался в семье, где искусство ценили и любили.
– У нас вся семья творческая. Отец любил рисовать и участвовал в архитектурных конкурсах. О маме бытует семейная легенда, что она победила на конкурсе рисунков на чашке, и посуду с ее эскизом выпустил какой-то фарфоровый завод, – рассказывает Волков.
При этом сам скульптор называет себя продолжателем дела своего деда Зосимы Прокопьевича Волкова, который был кузнецом в Великом Устюге.
– Дед умер до моего рождения. Я, можно сказать, с ним познакомился в отделе «Искусство народов Севера» этнографического музея Санкт-Петербурга. Там выставлены его шкатулки с секретными замками и так называемым узором «мороз по жести». Деду посвящена целая витрина, висят его портреты, – говорит мастер.
При этом Андрей Николаевич отметил, что до недавнего времени он был единственным членом семьи с профессиональным художественным образованием.
– Папа по основной профессии строитель, для мамы тоже искусство было как хобби, – рассказывает Волков. – Я же решил стать профессионалом и окончил училище имени Строганова. Сейчас по моим стопам пошел внук. В Строгановке также отучился на скульптора. Сын Иван стал ювелиром, дочь Мария занимается художественной сваркой по металлу.
ФОНТАН В ЛИВИИ
Работы Волкова украшают здание Главпочтамта во Владивостоке, книжный магазин «Молодая гвардия» и завод «Фрезер» в Москве. Десятки его творений находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. А вот фонтан в Ливии – пожалуй, самая малоизвестная его работа.
– Я был в этой стране в начале 1980-х в составе делегации, которая возводила в стране ядерный центр, представлял протвинский Институт физики высоких энергий. Коллеги строили Центр, а я отвечал за культурную составляющую, – рассказывает Волков. – Сказать, что было жарко, ничего не сказать, там стояло пекло. Я и решил сделать такой своеобразный подарок этой стране.
МАЛЫЕ ФОРМЫ И ХАЙП
Со своими работами Волков успел объездить почти всю Европу и Америку. Сейчас он окончательно обосновался в Дракино. Здесь у него мастерская и небольшой выставочный зал. В этом году скульптор провел выставку в театре старого друга Петра Фоменко. Среди работ в основном небольшие жанровые скульптуры: деревенские пейзажи, одинокий мужчина на скамейке, салют на Красной площади. Каждая не выше 40 сантиметров и по традиции из черного металла.
– То, что я делаю сейчас, называется мелкая пластика. Я всегда этим занимался для себя в качестве хобби, – говорит скульптор. – В последнее время увлекла религиозная тема, и была создана работа «Поклонение волхвов».
Как сознается мастер, сейчас его главные цели: «прожить еще немного и творить». При этом, в отличие от своих коллег старой закалки, он не собирается заниматься преподавательской деятельностью.
– С молодыми общаться люблю и отношусь к ним терпимо. Хотя многие их перформансы мало похожи на искусство, – говорит Волков. – Но понимаю, что это больше ради хайпа, как сейчас говорят. Пусть ищут себя сами. Мы все рождены, чтобы не копировать, делать что-то свое.
– Андрей Волков – известный человек в мире искусства. Его работы хранятся как в музеях, так и в частных коллекциях, – рассказал председатель Комитета Московской областной Думы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов. – Долгие годы он живет и творит в Подмосковье, вдохновляясь местными историями и прославляя наш регион. Его мастерская в Дракино стала местом притяжения для любителей искусства и туристов. Надеюсь, что оно и впредь будет привлекательно для посетителей.
Зачем в Калуге скульптор увековечил инопланетян в металле
В Калуге в Доме музыки открылась удивительная выставка. 20 калужских художников представили 60 «космических» работ.
Железные пришельцы
До 25 апреля здесь можно увидеть момент зарождения Вселенной, «размышления» о гравитации, прогулку в космосе и инопланетян. И это не только живопись, но и горячая эмаль, необычные коллажи и металлические конструкции.
Скульптор по металлу Андрей Волков приехал в Калугу из Дракино и рассказал, что сам лично видел, как в деревню прилетала инопланетная тарелка. Этот момент он и запечатлел в обычном железе: повисший в воздухе космический корабль, спускающийся вниз пришелец. А на земле его встречают радостные люди.
Андрей Волков встречу инопланетян в Дракино изобразил в металле.
— Здесь изображён конкретный случай: прилёт инопланетянина в деревню Дракино. У нас даже фотодокументы есть, приезжайте, покажем, — улыбается скульптор. — Собралось всё духовенство нашей церкви Бориса и Глеба — стоит священник, кадилом машет; советская общественность хлебом–солью встречают инопланетян. Один пришелец спускается по лестнице, другой парит в воздухе. Поэтому у нас с Калугой космические связи. Здесь, на выставке, есть ещё две мои работы — инопланетянин и космический порт с самолётом, людьми, оркестр играет — встречает пришельцев.
Инопланетянин спускается на землю.
Андрей Волков закончил в Строгановке отделение художественной обработки металла. После института распределился в Протвино.
— В то время это был посёлок, в нём жили физики, протонный ускоритель частиц изобрели, — говорит мастер. — Но в Протвино в жилом доме было сложно работать: нужен газ — ацителен, баллоны, огонь. Поэтому мы с семьёй перебрались в Дракино, недалеко от Тарусы. Скульптуры делаю из обычных листов железа, из проволоки. В советские времена, когда железо было не достать, подбирали его везде. Сейчас проблем с материалом нет. А вот в Америке с этим большие трудности — у них нет простого железа, только оцинкованное. А нужно неоцинкованное, потому что оцинкованное не сваришь. Работаю дома, в мастерской, инструменты обычные использую: молоток, плоскогубцы, есть наковальня. Шарик сварил — голова, проволочку приварил — рука. Иногда делаешь-делаешь целый день, думаешь: «Какой же ты талантливый, как у тебя классно всё получается!» А утром приходишь и за голову хватаешься:
«И чего радовался, какую-то лажу сделал». Ломаешь и заново всё начинаешь.
Спутники и Малевич
На открытии выставки, пока зрители рассматривали экспонаты, художники под аккомпанемент фортепиано устроили перформанс и создали один общий экспонат. Картину назвали «Огни родного города». Её тоже можно увидеть в зале.
— Эта выставка — художественно-философская, называется она «Арт-полёт», — поясняет вице-президент «Академии аналитического искусства», краевед, искусствовед Владимир ОБУХОВ. — Задача не только показать героев освоения космического пространства, хотя вы увидите здесь и Циолковского, и Гагарина, но и с помощью наших художественных методов дойти до первоэлемента Вселенной, до её начала. Посвящена она трём датам: 60-летию полёта Гагарина в космос, 650-летию Калуги и 125-летию со дня рождения Ивана Кудряшова. К сожалению, мало кто помнит этого удивительного человека. Иван Кудряшов — калужанин, ученик супрематиста Малевича. Его отец делал для Циолковского макеты летательных аппаратов. И однажды привёл Ивана к учёному. Поговорив с Циолковским, тот увлёкся его идеями. Свои абстрактные композиции Иван Кудряшов стал осмыслять как планетарные, космические.
Он был, по сути, первым человеком, который создавал композиции не на тему быта космоса, а на тему космического бытия. Жизнь его сложилась трагически, это искусство оказалось не востребовано в советское время. Он примкнул к Обществу станковистов, к Дейнеке, но и там не стал своим. Его измордовала пресса, но это и понятно: он не вписывался в эпоху. Но именно он положил начало осмысления космического бытия в искусстве. Интересно, что я однажды обнаружил: слово «спутник» впервые в России, вероятно, после Циолковского, стал употреблять Малевич. Он стал изображать искусственные спутники Земли явно с подачи Кудряшова. И хочется, чтобы калужане помнили не только о Циолковском, Чижевском, но и о таких людях, как Кудряшов, Суетин. Николай Суетин — тоже наш земляк. Он был самым близким человеком Малевичу, создал для его похорон знаменитый супрематический гроб. Суетин был ещё главным художником Государственного фарфорового завода (бывший Императорский фарфоровый завод). Он создал и организовал изготовление супрематического фарфора, который заполнил музеи Запада и который является самым авторитетным произведением авангарда.
Священник, встречающий инопланетный корабль. Священник, кстати, похож на Циолковского.
«Пришелец». Еще одна работа скульптора Волкова.
Владимир Обухов возле работы Юрия Инюшкина.
«Гагарин». Работа Алисы Степановой. Сталь, горячая эмаль.
«Малевич». Автор - Алиса Степанова.
«Полет в бесконечность». Автор – Людмила Зайчикова.
«Момент зарождения Вселенной». Работа Михаила Мантулина.
«НЛО». Работа Михаила Мантулина.
«Первый полет». Коллаж, эмаль. Работа Михаила Мантулина.
«Циолковский». Холст, масло. Работа Александра Музыченко.
«Циолковский». Компьютерная графика, печать. Работа Валерия Воробьева.
Перформанс открыл Михаил Мантулин
В совместной работе художники экспериментировали. Мужчины в основном рисовали линии, женщины – круги.
Возле картины не хватало всем места.
Заключительный аккорд.
Вот, что получилось. Произведение было названо «Огни родного города».
Читайте также: