Производство солдатиков из металла
Строго говоря, солдатиков не всегда делали из олова, да и сейчас в чистом виде этот металл используют редко - обычно речь идет о его сплавах. Но уж очень памятна всем с детства сказка Ганса Христиана Андерсена. Помните: «У старой оловянной ложки было двадцать пять сыновей»?
Самые первые маленькие солдатики были и вовсе деревянными или глиняными. Во всяком случае, именно из дерева была сделана найденная в гробнице сына фараона Емсы миниатюрная армия, мастерски вырезанная и раскрашенная более сорока веков назад. Принцы и короли играли солдатиками из драгоценных металлов - например, в 1610 году Людовик XIII получил в подарок 300 серебряных фигурок работы немецкого ювелира Н. Рогера.
Но что же олово? Этот материал стал применяться для игрушек публики попроще. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур».
После появления германской империи рынок наводнили фигуры солдат и полководцев прусской армии всех эпох. Как только их не изображали: и на парадах, и в походе, и на бивуаках. Ближе к Первой мировой войне появились и всевозможные аксессуары: артиллерийские орудия, грузовики, военные корабли и даже цеппелины. Впрочем, армией дело не ограничивалось: так, дрезденская фирма Георга Хайде предлагала на зарубежные рынки фигуры короля Великобритании с парадным конвоем, Робинзона Крузо, персонажей библейской сцены рождения Христа и даже целую антарктическую экспедицию!
Оловянная чума
С Антарктидой связана еще одна страница из истории олова. В 1912 году погибла отправившаяся на штурм Южного полюса экспедиция Скотта. Среди снежной пустыни люди остались без горючего, поскольку керосин вытек из разрушившихся по неизвестной причине жестяных баков. Оказалось, что олово паяных швов превратилось в серый порошок - его поразила «оловянная чума». Полиморфное превращение «белого олова» в «серое» было известно давно - на складах многих армий, бывало, не досчитывались то пуговиц на шинелях, то котелков. Однако далеко не сразу разобрались, что развивается это явление только в условиях низких температур - быстрее всего процесс идет при -33оС. Причем, если пораженные вещи соседствуют с целыми, происходит заражение «здорового» металла, прямо как при настоящей «человеческой» чуме. «Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекции солдатиков. Например, в запасниках питерского музея Александра Суворова превратились в труху десятки фигурок - в подвале, где они хранились, лопнули зимой батареи отопления.
Сегодня в мире десятки фирм делают солдатиков из пластмассы, а вот оловянная миниатюра постепенно стала высоким искусством и предметом вожделения коллекционеров - массово ее теперь почти не производят.
Проволочные кости
Изготовление миниатюрной фигурки начинается с эскиза - ведь необходимо точно знать, что именно хотелось бы получить в финале. Кроме прочего, эскиз помогает заблаговременно понять, какие элементы будущего солдатика будут отливаться вместе, а какие удобнее изготовить отдельно и смонтировать на фигуре уже после отливки. В прежние времена форму для отливки полуобъемных фигур мастер гравировал на мягких пластинах сланца, но для трехмерной миниатюры получить сразу форму не получится, придется сначала сделать модель. Проще всего лепить ее из скульптурного пластилина - он более тугоплавкий и более твердый, чем тот, что продается для детской лепки. Сначала предстоит согнуть проволочный каркас, который будет играть роль скелета пластилиновой скульптуры, а заодно согласно эскизу задаст правильные пропорции.. Алюминиевая проволока скручивается таким образом, чтобы скрученный участок примерно равнялся высоте туловища с головой, а свободные концы соответствовали длине ног плюс еще 1,5-2 см. Для удобства лепки ноги можно прибить к деревянному брусочку. Руки, как правило, лепят и отливают отдельно - и удобнее, и готовая фигурка с такими руками смотрится естественнее. Для рук тоже нужен каркас, но попроще - кусочек проволоки, должным образом согнутый «в локте». Здесь тоже оставляется небольшой свободный «хвост» проволоки, за который держат при лепке.
Пластилиновые мышцы
Для работы с пластилином понадобятся некоторые инструменты: стек - пропитанная горячим машинным маслом (чтобы меньше прилипала) лопаточка из твердого дерева, всевозможные иголочки и небольшой нож с острым концом. Пластилин постепенно наращивается на каркас с разных сторон. Сначала вылепливаются основные крупные объемы в виде простейших геометрических фигур. На этом этапе уточняются по эскизу пропорции, мастер со всех сторон рассматривает фигуру - где-то отсекает лишнее, где-то, наоборот, добавляет материал. До тех пор, пока основные элементы точно не соответствуют замыслу при взгляде с любого ракурса, увлекаться проработкой мелких деталей нельзя - велика вероятность, что любовно оглаженный участок придется переделывать.
Особое внимание уделяется, конечно, лицу и кистям рук персонажа, но важно обозначить и колени, локти, запястья - ведь даже под одеждой они контурируются. Чем легче и тоньше одежда, тем заметнее и более «анатомично» будут выглядеть и мышцы будущего солдатика. Самые рельефные складки одежды продавливаются на внутренних поверхностях локтевых и коленных сгибов, самые большие и плавные - на полах длинной одежды, шинели или накидки.
Куда отлить
Не стоит стремиться вылепить абсолютно все мелкие детали - многое удобнее будет сделать уже на металлической отливке. Когда пластилиновая модель максимально проработана, можно заняться формовкой. Формы для литья делают из гипса или виксинта - силиконовой резины химической полимеризации. Виксинтовая форма позволяет скопировать мельчайшие детали и допускает при формовке образование небольших «замков» - резина эластична, отливку удастся извлечь, даже если некоторые ее части окажутся заглублены в вертикальные поверхности на форме. Виксинты бывают разных марок - для литья из оловянных сплавов лучше всего подходят термостойкие У-2-21 и У-2-18.
Проще всего делать форму из двух половин. Самое сложное - отлить первую часть формы. Модель отделяется от подставки, острием ножа легонько наносится линия разъема половин формы - тут важно избежать пресловутых «замков», особенно если форма будет гипсовой. Затем на куске стекла организуется некое подобие кюветы, для чего объем будущей формы ограничивается пластилиновым бортиком. Теперь можно залить туда гипс, разведенный из расчета 1/3 порошкового гипса на 2/3 воды.
Погружаемая часть модели промазывается до линии разъема разведенным гипсом при помощи кисти (чтобы на месте мелких углублений рельефа модели в форме не образовались полости от воздушных пузырьков). После этого модель притапливают в гипс, совмещая линию разъема с уровнем раствора. Если модель норовит утонуть, можно подержать ее некоторое время, пока гипс не начнет густеть.
Когда гипс начинает схватываться, на его поверхности вырезаются небольшие полусферические углубления - они понадобятся для совмещения половин формы. Перед заливкой второй половины необходимо кистью нанести разделительный слой из смешанного с жидким машинным маслом мыла или консистентной смазки. Сначала он будут довольно активно впитываться в поры гипса, но постепенно этот процесс замедлится, и можно будет промокнуть излишки смазки, добиваясь ровного матового блеска всей поверхности разделения формы. Заливка гипса для второй полуформы происходит аналогично первой, и вот уже гипс «встал», и настал волнующий момент извлечения пластилиновой мастер-модели. Теперь форму можно немного доработать - отгравировать мелкие детали, что невозможно было сделать в пластилине. Например - процарапать иглой канты, тесьму, пряжки, сымитировать фактуру меха и т.д. Остается прорезать в гипсе литник, куда будет заливаться металл, и выпоры для выхода воздуха. Перед отливкой оловянного солдатика гипсовая форма обязательно должна несколько дней сохнуть, чтобы в ней не осталось и следа влаги - иначе закипевшая от расплавленного олова вода форму разорвет.
При работе с виксинтом технология изготовления формы отличается не принципиально. Разве что первым этапом на модель намазывают слой этого материала толщиной 1-2 мм, а уж потом готовят для всего получившегося «кокона» гипсовые корки по описанной выше технологии. При разделении половин готовой гипсовой формы «кокон» разрезают и извлекают пластилин. Получаются виксинтовые формообразующие, заключенные в жесткий гипсовый «корсет».
Перед заливкой металла рабочую поверхность гипсовой формы желательно закоптить над свечой (для виксинта этого не требуется). Чистое олово для литья не применяют - и «чума оловянная» на горизонте всегда маячит, и металл этот в расплавленном виде не настолько текуч, как некоторые его сплавы, что сказывается на точности передачи мелких деталей. Лучше всего льются сплавы висмута, так называемые «эвтектики», например сплавы Розе и Вуда, широко применяемые в устройствах пожарной автоматики.
Сам процесс литья прост: половины формы скрепляются струбциной, металл разогревается на газовой плите до образования на его поверхности пленки соломенного цвета и вливается в форму (обычно литник делают со стороны ног фигуры).
Приделать руки
По металлической отливке можно выполнять финальную отделку: имитировать тончайшей гравировкой стежки ниток на швах одежды, мелкую фактуру войлока и меха, отверстия для иглы пряжки на ремнях амуниции и т.д. Металл мягкий и пластичный, легко режется острием ножа или штихелями, полируется стержнем стальной иглы. К готовой фигуре приклеиваются цианакрилатным клеем руки и другие отдельно выполненные детали. Чем больше проработано мелочей на модели, тем лучше она выглядит - нужно сымитировать и подшлемник каски, и вентиляционные отверстия в ней, и подбородочный ремень, не забыть знаки различия на погонах, «орлы» на пуговицах. Конечно, степень проработки зависит от масштаба фигурки - одно дело миниатюра высотой 120 мм, совсем другое - 54 или 30 мм.
Make-up
Прежде чем фигурку красить, необходимо ее загрунтовать - иначе краска будет плохо держаться. Можно использовать любой грунт для металла, например - фирмы Humbrol. И конечно, нужно укрепить солдатика на временной подставке - иначе за что его держать?
Самое сложное - роспись лица. Вначале наносится очень жидкая красно-коричневая краска - так, чтобы она затекла во все складки рельефа и выявила черты лица. Излишки краски промакиваются сухой кистью. Затем на выступающие участки - нос, щеки, лоб, подбородок - наносится более светлая по тону краска. При этом на щеках, губах, ушах краска должна быть чуть розовее; на подбородке, под носом - чуть холоднее (степень «холодности» зависит от того, когда последний раз брился персонаж). Белки глаз можно не выделять - это смотрится «по-кукольному», ведь глаза человека скрыты в глазных нишах и вдобавок почти всегда щурятся от ветра, пыли, громких звуков - как раз тех факторов, которых на поле битвы более чем достаточно. Белки глаз видны только при прямом взгляде, глаза в глаза, но и тут достаточно чуть «тронуть» их не белой, а светло-серой краской с теплым оттенком. Зрачки можно наметить иглой, окунув кончик в черную масляную краску. Лицо и открытые кисти рук лучше всего расписывать художественной масляной краской - только она допускает нежные полупрозрачные лессировки, столь удачно передающие цвет тела живого человека. Неплохой результат дают художественные же водорастворимые акриловые краски.
Одеваем
Главное требование при окраске униформы - матовость покрытия. Здесь важно правильно выбрать подходящую краску. Специальные краски для моделистов выпускаются многими зарубежными фирмами (скажем, той же французской Humbrol, германской Revell или итальянской Model Master). Одно неудобство - сохнут они относительно быстро, поэтому могут оставаться следы кисти, а при подчеркивании складок одежды трудно растушевать границы тонов. Поэтому и здесь «тонировка» - выделение более светлым тоном базового цвета выступающих участков рельефа и зрительное «углубление» более темным тоном складок - выполняется художественной масляной краской. По уровню блеска все участки униформы выравниваются потом, когда фигурка покрывается из аэрографа (художественный краскопульт для мелких и точных работ) слоем матового лака.
Ремни и другие предметы амуниции лучше окрасить акриловой краской, имеющей мягкий восковой блеск, так удачно имитирующий кожу. Сапоги - самая живописная часть костюма. В них, как в зеркале, должны отразиться специфика конкретного театра военных действий, время года и погода. На параде они начищены до зеркального блеска, летом - пыльные, в распутицу облеплены грязью, зимой припорошены снегом.
Металлические части оружия вначале красят полностью в черный цвет или каким-либо из темных «металликов» (и такие краски для моделистов выпускают). Затем выступающие детали и грани высветляются серебрянкой - для этого по ним слегка проводят кистью со следами серебряной краски (кисть предварительно вытирают о салфетку до сухого состояния). Подобная обработка делает оружие «потертым», боевым.
Описать все тонкости процесса «очеловечивания» оловянного солдатика в одной статье невозможно. Процесс это творческий, и каждый художник ищет свои средства для достижения наиболее убедительного результата. Здесь есть и свои Шиловы, и Церетели, и даже свои Ван Гоги.
Красные и белые. Сражения солдатиков
Советская власть в начальный период своей деятельности придавала большое значение воспитанию будущего поколения. Поэтому особое внимание уделялось игрушке как одному из инструментов воспитания. Конечно, технологических возможностей чаще не хватало, чем хватало в этот период, но с 1930 г. начинает издаваться даже журнал «Советская игрушка». Естественно, кукол и солдатиков на тему Гражданской войны стали выпускать еще с двадцатых годов.
До нас дошло немного солдатиков из металла 30-х годов: это были всадники в буденовках, которых можно было отнести как к солдатам 30-х, так и воинам Гражданской войны, а также фигурки казаков: со знаменем и без. Все эти фигурки жили и в 40-е, но производители их почти неизвестны, за исключением фабрики Изобразительных искусств парка культуры и отдыха им. Горького.
Как мы писали в статье на «ВО» про русских богатырей, в основе этих фигурок была нюрнбергская миниатюра, конечно, по форме, но не по содержанию, массовое производство не давало возможности проработать детали, как того требует «нюрнберг».
Массовое производство начинается с 50-х годов ХХ в., страна смогла немного вздохнуть после напряжения предвоенных и военных лет и начать уделять внимание другим сферам производства, кроме тяжелой промышленности, впрочем, без неё не могли бы и существовать другие производственные отрасли.
«Красная Армия всех сильней!»
Завод металлических изделий (ЗМИ-1) выпускал металлических всадников: казаков и красных кавалеристов, которые впоследствии, в 60-80-х, будут выпускаться в пластике. Позднее на базе этого завода будет создано объединение «Прогресс».
Вот солдатики-игрушки для малышей, такие еще выпускались в серой резине в буденовке и папахе:
Одним из первых наборов объединения «Прогресс» наравне с набором «Русские воины» был пластиковый набор «Чапаевцы» в красном цвете. Стоимость его была 80 коп., количество всадников – восемь. Это были игрушки, сделанные на основе матриц металлических солдатиков 50-х годов ЗМИ-1. Поэтому фигурки были смазанные, если папахи были туда-сюда, то буденовки больше напоминали шапочки.
В 1969 г. было принято решение о начале выпуска таких же фигурок на Одесской металлогалантерейной фабрике, они продавались и набором, и раздельно по 12 коп. в ларьках «Союзпечать», я, например, приобретал свои там.
Вначале они производились только красными, а потом и в других цветах, что давало возможность в игре использовать не только «красных» — красных, но и их противников – синих или зеленых.
Позднее в красном цвете стали выпускать такой же набор «Чапаевцев» на Московском заводе игрушек «Кругозор». Как мы писали в предыдущей статье, в СССР солдатики выпускались гигантскими, миллионными тиражами.
Ещё один очень популярный набор «Чапаевцы» выпускался на заводе «Прогресс» в красном цвете и дублировался в Одессе на металлогалантерейной фабрике в разных цветах.
В этом наборе была тачанка с «Анкой-пулеметчицей».
Автором этого набора был известный скульптор Зоя Васильевна Рылеева (1919-2013 гг.), создатель скульптур на ВДНХ и памятников советским воинам в России и за рубежом.
Тачанка из этого набора также продавалась отдельно.
А вот еще один очень популярный набор, который наверняка был у каждого мальчишки, «Конница Будённого» или «Будённовцы», красные всадники, среди них был и знаменосец. Производились в Одессе.
А вот в Харькове производили аналогичных солдатиков, но в других позах и из хрупкой, розового цвета пластмассы. У них часто ломались подставки.
Еще там же, на фабрике пластмассовых изделий ММП УССР выпускали тачанки с тремя, а не двумя лошадьми.
Вот такие тачанки выпускали в СССР:
Сверху вниз: Астрецовская фабрика металлической игрушки; фабрика пластмассовых изделий (г. Харьков); ЛПО «Игрушка» (г. Ленинград)
Оригинальностью отличались, если так можно выразиться, говоря про слабо проработанные в художественном отношении изделия, фигурки красной конницы, производимые на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области.
Повторимся, что именно эта маловыразительность и меньшие по количеству выпуски по сравнению с производством в Москве и Одессе делает их очень популярными среди коллекционеров.
Когда мы писали про «русских богатырей», то отмечали, что в рамках принятых взглядов на изображение в этот период солдатики отличались какой-то необычайной, порой неестественной экспрессией. От фигурок создается впечатление, что все они мчатся на сумасшедшей скорости. Все изображения носят героико-эпический характер, а позы у всадников — как у памятников героям, даже тачанка изображена как на картине знаменитого баталиста М. Герасимова: мчится на огромной скорости и запряжена великолепными конями. Хотя тачанки были всего лишь средством доставки, это к слову.
Важнее, что при общем рассуждении о реализме, больше того, именно в период т. н. социалистического реализма, с художественной точки зрения новые солдатики недалеко ушли от их собратьев 50-60-х годов, может, более четко были определены только формы. Но ни о каком реализме, конечно же, речь тут не идет, особенно в сравнении с солдатиками, производившимися в США, ну и в Европе, где стремление к реализму было безусловным: вооружение и внешний вид соответствовали текущим историческим представлениям. Если говорить о Гражданской войне в США, то солдатики здесь прорабатывались детально.
Конечно, были хорошие художники, были халтурщики, которые штамповали даже безликие памятники воинам Великой Отечественной, но в целом к детализации и реализму особо не стремился никто, эти моменты скрывались за художественной экспрессией.
Так же выглядит и набор, сделанный знаменитым автором советских солдатиков и игрушек скульптором Б. Д. Савельевым. (Борис Дмитриевич Савельев ушел из жизни в этом году.)
В 70-е годы он сделал для Астрецовской фабрики много комплектов солдатиков: кавалерия 1812 г., воины средних веков и всадники-буденновцы. Собственно, набор производился из 6 всадников и одной тачанки, они располагались на пластиковой подставке и имели упаковку.
«Конная армия» — из ЦАМ (сплав цинка, алюминия и магния). В отличие от воинов средних веков, она была менее хрупкой.
Мы уже писали о том, что Астрецово – это русский центр производства жестяной игрушки, просуществовавший около 100 лет.
Эти же всадники, созданные скульптором Савельевым, выпускались из серой пластмассы на ЛПО «Игрушка» в Ленинграде.
Когда речь идет о Гражданской войне, вспоминаются обычно солдатики-всадники, хотя выпускались и пешие воины, но они существенно уступали первым в количестве и популярности.
Первый такой металлический набор производил «Прогресс»: он стоил 1 руб. 30 копеек и состоял из 10 солдатиков, назывался «Солдаты революции».
Еще два металлических набора выпускалось на Ленинградском карбюраторно-арматурном заводе им. Куйбышева В.В., в красочных подарочных упаковках: «Матросы Октября» и «Революционные матросы». Стоил набор 1 руб. 60 коп. Автором этих фигурок был скульптор Л. В. Разумовский.
В начале 90-х стало развиваться направление военно-исторической миниатюры (ВИМ), где в кустарных условиях началось производство металлических фигурок, в том числе и посвящённых Гражданской войне (многие из них достигли вскоре высочайшего качества). Конечно же, больше всего интерес вызывала «белая» тема, так как она была долгое время под определенным запретом.
А вот солдатики, а тем более по теме Гражданской войны, стали сразу не актуальны. И здесь точно нет злого умысла. Тенденция на отказ детей играть в солдатики началась на Западе в середине 70-х. годов, пресловутая антивоенная пропаганда игрушек, как представляется, не играла сильной роли. Ключевым здесь были новые герои кино и телевидения и игры, уход в «виртуальную» действительность. Солдатики навсегда уходят из детских игр в область игр взрослых, становятся предметами масштабной реконструкции и коллекционирования.
Компания «Ура», созданная в 2004 г., попыталась переломить тенденцию, но увы, массовым продуктом ее солдатик не стал. Эта компания, цель которой — не просто производство солдатиков из металла, но и развитие патриотического воспитания, впервые в нашей стране создала много солдатиков по разным направлениям русской истории.
Эта первая компания, сделавшая "белых".
Также «Ура» сделала солдатиков по теме контрреволюции: басмачей и сражающихся с ними бойцов Красной армии. В образах некоторых угадываются известные персонажи из советских «истернов».
А вот фирма «Инженер Басевич» из С.-Петербурга начала свою деятельность уже в ХХI в. с создания нескольких наборов из пластмассы, и это, можно сказать, был настоящий прорыв.
Были выпущены воины 54-мм размера на следующие темы: набор №1 «Красная Армия», набор №1 «Красная армия», продолжение, набор №2 «За веру, царя и Отечество», набор № 3 «Контрреволюция».
Особенно интересен последний набор, в котором есть такие колоритные персонажи, как Махно или Абдулла из культового фильма «Белое солнце пустыни» режиссера В. Мотыля.
И вот в 2019 г. эта компания выпустила красных всадников. Всадники выполнены очень качественно, возможно, есть вопросы по лепке лошадей, но впервые в нашей истории, точнее, истории «солдатикостроения», произошел выпуск внятных и качественных фигурок по Гражданской войне.
«Гражданская война» за границами России
А выпускались ли солдатики на тему русской гражданской войны в других странах?
Самый культовый набор на эту тему выпускала знаменитая итальянская фирма «Атлантик» в 70-е – начале 80-х годов.
«Атлантик» выпускал огромное количество наборов на разные темы: современные армии, индейцы и ковбои (культовый набор «Буффало Билл»), замечательные наборы по античности, не было у компании только фигурок по средневековью. Выпускали даже троянского коня, правда, в масштабе 1:72.
Были четыре набора на предмет революций и «революций» ХХ века: Гитлер, Муссолини, Мао и русская революция.
Среди фигурок итальянцы сделали и Ленина со Сталиным.
Конечно, в мире коллекционеров всегда будет идти эстетический спор о скульптурах «Атлантик». Поклонники «Эластолина» всегда свысока будут смотреть на эту компанию, но «Атлантик» оставил свой яркий след в истории солдатиков.
Еще одна компания выпускает и сегодня два набора на тему Гражданской войны в России — «Armies in plastic», это компания из Нью-Йорка, США.
Она делает наряду с «любимыми» американскими наборами об американской революции наборы на тему колониальных войн, в том числе и США, войн Наполеона, Крымской войны и даже Русско-японской войны.
И также два набора, посвящённого гражданской войне в нашей стране, она как раз делает белых, впрочем, эти же «белые» фигурируют и в наборах, посвящённых Русско-японской войне, а всадники, еще и в Крымской.
Где-то в 2012-2013 гг. в КНР было восстановлено производство «Конницы Будённого» из Одессы, но уж слишком страшно они выглядели. Думается, этот набор не нашел своего покупателя.
Этим, впрочем, производство солдатиков в других странах, на рассматриваемую нами тему и ограничивается.
Я всегда сетовал, что в СССР выпускались в основном только «наши», а противников было мало, по всем солдатским темам, а тут вот американская компания, «Armies in plastic», выпускала почти пятнадцать лет 54-мм объемную пехоту и всадников. противникам которых не было… до появления воинов «Инженера Басевича».
Послесловие
Безусловно, работа компании «Инженер Басевича» — настоящий прорыв в области создания солдатиков по гражданской войне и революции, нам представляется, что наборы, которые выпускались в СССР, имеют огромное историческое и культурологическое значение, несомненно, они представляют огромный интерес как объект коллекционирования.
Оставим в стороне художественную часть, но вот «сражаться» с ними или реконструировать события того периода совершенно невозможно.
В то время как в США тема гражданской войны, пожалуй, — тема номер один. Огромное количество компаний выпускало и продолжает выпускать солдатиков по этому событию, более того, наши российские компании, которые стали выходить на американский рынок, тоже создают наборы по американской гражданской войне. Здесь хочется отметить, что эта гражданская война была самой кровопролитной войной в ХIХ в., жертвами которой, по скоромным подсчетам, стало не менее 900 тысяч людей убитыми и ранеными.
Можно возразить, что наша гражданская война не окончена, она лишь перешла в стадию «холодной».
Тем не менее, движение коллекционеров солдатиков, коллекционеров солдатиков Гражданской войны в США охватывает огромное количество участников и обществ: они не делят солдатиков на «северян» и «южан», а интересуются военной историей, изучают её, что свидетельствует о зрелости общества.
Возможно, и новый интерес к солдатикам у нас будет способствовать созданию таких обществ, движений, где уровень изучения военных действий в период Гражданской войны в России поднимется на иной уровень, а «игра на столе» даст возможность почти реально приобщиться к тем событиям.
Древняя Русь. Сражения солдатиков
Каждый мальчик в Советском Союзе играл с этими богатырями.
А истоки этих плоских солдатиков можно найти в так называемой нюрнбергской миниатюре, которую стали массово производить в Германии с конца первой половины ХIХ века. Родоначальником производства плоских фигур солдатиков из олова был нюрнбергский мастер Иохим Готфрид Хилперт, живший в ХVIII в. Он произвел прусское воинство Фридриха Великого, а фигурка самого Фридриха принесла ему дополнительную славу.
Немного истории
Сложно сказать, почему в СССР именно плоская форма приобрела популярность, а позднее, в период, когда в соседних европейских странах активно производились объемные фигуры, у нас делался упор именно на плоских.
Думаю, здесь объяснение простое: первое — это экономия на производстве, второе — инертность в производстве игрушки, третье — советские солдатики 50-60 гг. ХХ в. берут свое начало от солдатиков 30-40 годов производства частных кооперативов, и все они тоже были плоскими. Можно даже наблюдать эволюцию некоторых фигурок от кооперативных 40-х до массовых 70-х, они практически не изменились. Наработанные формы давали возможность производить много, давать "вал" без работы над качеством.
С началом внедрения в производстве игрушек пластмассы в 50-60-х годах ХХ в. и в Советском Союзе перешли к производству солдатиков из пластмассы, тем более что это удешевляло его стоимость и давало возможность делать большие объемы.
Если говорить о древнерусском игрушечном воинстве, то меня всегда удивляла их эстетика: достаточно странные позы богатырей, которые трудно было использовать в сражении. Один, например, из дружинников держит меч только с гардой и за гарду, без рукояти.
Можно предположить, что скульпторы, работавшие в этот период, находились под серьезным воздействием работ художников «русского модерна» В. М. Васнецова и И. Я. Билибина, авторов разных, но много изображавших древнерусских воинов в стиле модерна. Модный в этот период И. С. Глазунов, также писавший Русь, оригинальностью в изображении воинов не отличался. Все тот же тип во внешнем виде и вооружении, от Х до ХVII века, под общим наименованием «древнерусского воина». Наверное, поэтому в миниатюрах больше присутствовало экспрессии, движения, можно сказать, былинности, но мало реалистичности.
Но конец 70-х — начало 80-х были временем изменений, в ГДР и Польше производились объемные солдатики, в это же время стал выпускать объемные солдатики Донецкий завод игрушек, детям уже было с чем сравнивать.
Я уже писал в статье, посвящённой солдатикам-викингам, о том, что сегодня есть мнение, что нам не надо было закупать пресс-формы компании «Марс» (США) для донецкого завода, а создавать свои: брать не викингов и индейцев, а из своей истории. Это, конечно, было бы правильно, но доподлинно известно, что данное решение (о покупке американских форм) было обосновано экономией средств при собственной разработке.
Одновременно шел спор о том, нужна нам военная игрушка в целом или не нужна: если руководство партии считало, что нашему мирному обществу солдатики не нужны, то ВЛКСМ считал, что такая игрушка воспитывает будущих воинов и она необходима.
Богатыри в СССР
Итак, первым появился в самом конце 60-х годов набор «Русские воины», известный сегодня как «Донской поход». Около двадцати лет его выпускал завод «Прогресс», набор состоял из 8 пеших и 2 конных воинов, стоил он 45 копеек. Это безусловно, как теперь принято говорить, культовый набор, выпускавшийся миллионными тиражами и дублировавшийся другими фабриками игрушек (Саратовская фабрика игрушек делала солдатиков в голубом цвете). Именно об этом наборе со странной эстетикой я и писал выше.
Одновременно завод игрушек «Прогресс», который был создан в 1966 г. объединением двух заводов металлических игрушек, выпускал этих же русских воинов в металле (ЦАМ). Всадники стоили 25 коп., пешие воины стоили 15 коп. Они продавались отдельно в киосках "Союзпечати" и набором в магазинах игрушек.
Еще стоит вспомнить про аналогичных воинов, которые были произведены на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области. Это очень странные, малохудожественные фигурки, но из-за их «странности» и крайней редкости они очень популярны у коллекционеров.
Большим минусом всех этих наборов было отсутствие противников: с кем воевать?
Впрочем, такой же вопрос можно было адресовать всем наборам, посвященным нашей армии, за редким исключением.
Но вот другой массовый набор, который был у каждого мальчишки, исправил эту ошибку. Это «Ледовое сражение» (или «Ледовое побоище») стоимостью 1 руб. 10 копеек. Количество воинов — 20: 10 русских и 10 немецких рыцарей, в каждом отряде 3 всадника и 7 пеших. Русские были красными или малиновыми, немцы – зелеными. Позднее коричневыми и серыми.
Если снаряжение древнерусских солдатиков отдаленно напоминало воинов и дружинников ХIII века (чего стоят только «зерцала» на груди у пехотинцев и у Александра Невского), то «рыцари», за исключением одной фигуры, восходили к концу ХIV века и выше. Культовый фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», которой постоянно, на радость мальчишкам, демонстрировался по телевидению в это время, способствовал настоящим правильным сражениям «наших» с рыцарями. Миф, который невольно пропагандировали фильм и солдатики, показывая воинов Ордена эдакими бронированными машинами, живуч и сегодня, хотя появился новый миф: теперь говорят о более тяжелом вооружении русских по сравнению с немцами.
Дешевизна этих наборов давала возможность «реконструировать» битву на Чудском озере, схему которой благодаря учебнику истории 4 класса и замечательной «Книге будущих командиров» Анатолия Васильевича Митяева знал любой мальчишка.
В 70-е годы ХХ века древнерусских воинов и их противников выпустила Астрецовская фабрика металлической игрушки, расположенная в Дмитровском районе Московской области. Астрецово – историческое место производства русской жестяной игрушки с середины ХIХ века до 1990 г. Очень жаль, что такая замечательная традиция по производству жестяной игрушки погибла, совсем недавно, будучи в Мадриде, увидел магазин жестяной современной игрушки испанского производства: замечательные заводные мотоциклы, машинки, поезда и клоуны.
На астрецовской фабрике набор воинов изготовлялся из сплава ЦАМа, с конца 80-х без чернения. В набор входило 8 всадников: четыре русских и четыре их противника. Продавались они в коробке и размещались на пластмассовой подставке. Скульптор этих фигур был Б. Д. Савельев. Его сын, Д. Б. Савельев продолжил эту серию, сделав 16 пеших воинов. Солдатики были крайне хрупкими, особенно пехотинцы, вероятно, поэтому были выпущены те же фигурки в пластике, но только конные. Удивительно, как контрольные органы пропустили такие хрупкие изделия, ломавшиеся буквально в руках. Естественно, пластмассовые были резко более устойчивыми и неломкими.
В это же время в Ленинграде на Ленинградском карбюраторном заводе (ЛКЗ) выпускался набор «Ледовое побоище».
Набор состоял из 14 воинов-противников: шесть пеших и восемь всадников, рыцари «закованы» в броню приблизительно ХIV века. У коней для поддержки фигур сделаны огромные хвосты. Использование таких элементов придавало нереальность, сказочность таким солдатикам. Фигуры располагались на пластиковой высокой подставке, закрытой прозрачной крышкой.
Сложные и мелкие элементы солдатиков быстро ломались, поэтому, несмотря на большие объемы производства, до нашего времени сохранилось немного этих фигурок. Стоит добавить, что в Ленинграде они были у каждого мальчишки и их… правильно, активно громили с помощью кубиков. Поэтому в наши дни набор крайне популярен среди коллекционеров и стоимость его постоянно растет.
Автором фигурок был известный скульптор Л. В. Разумовский, создавший много игрушек.
Производство этого набора, правда, в пластмассе, было продолжено в начале ХХI в. на Украине — в Луганске компанией «Альпанус». Фигурки были чуть меньше, чем в ленинградском наборе. Изготовлялись они из разноцветной пластмассы и, в отличие от своих металлических старших собратьев, они неломкие.
Л. В. Разумовский был автором и другого набора, который успешно производится с 1987 г., по другой информации — с 1991 г., и выпускается до наших дней. Речь идет о наборе «Куликовская битва» (позднее — «Русь и Орда»). Набор производился в разноцветной пластмассе. Вначале он выпускался на Ленинградском карбюраторном заводе. Русичи были красного цвета, а ордынцы – синего.
Теперь можно встретить наборы разных расцветок. После ЛКЗ фигурки производили «Балтийская химическая компания» и «Пластмастер». Всего 14 фигурок, из них древнерусских воинов 5 конных и 2 пеших. Среди татар все конные, но одна фигура сдвоенная, рядом с всадником с арканом стоит лучник.
Это весьма хорошо сделанные миниатюры, более-менее отражающие реалии, как раз ХIV в.
Ниже я привожу фото раскрашенного варианта «Куликовской битвы», стоит сказать, что среди коллекционеров солдатиков раскрашивать фигуры не принято, они должны сохраняться в первозданном виде.
Кроме советских плоских воинов, стоит отметить, что в ПНР кооперативами выпускались, помимо всего прочего, солдатики на тему ранней истории Польши, внешне они очень походили на древнерусское воинство, судите сами:
А вот в 80-х годах объединение «Прогресс» выпустило первых объемных древнерусских воинов, и безусловной новацией был тот факт, что воины имели съемное оружие, то есть в игре можно было менять у воинов мечи, копья, топоры и булавы. Выпуск «Русской дружины» в масштабе 60 мм, да еще и объемными, был шагом вперед, но все это происходило уже на исходе интереса детей к такой игрушке.
Богатыри наших дней
В 90-е годы интерес к солдатикам упал совсем, тем более что стала совершенно неактуальной тема древней военной истории. Хотя, например, ДЗИ выпускал свои наборы до самого начала ХХI века. В этот период появилась компания «Технолог» в городе Геленджике (1987 г.), она выпускает недорогих солдатиков для настольных игр и раскрашивания в размерах 40-54 мм. В её линейке «Артмастер» есть русичи и варяги.
В перестройку активно стало развиваться направление военно-исторической миниатюры из металла (ВИМ). И лишь в начале «нулевых» силами энтузиастов-коллекционеров советских солдатиков была осуществлена попытка развивать прерванный в конце 80-х процесс. Желание придать ему массовость не увенчалась успехом: дети играли в другие игры, и так же, как и в случае с солдатиками в 60-е годы, кинематограф играл значительную роль в продвижении игрушки. А героями были уже не богатыри и викинги, пираты или ковбои. Интересно, что компания Lego в 2004 г., находясь на стадии банкротства, стала активно использовать сериалы для продвижения своих игрушек, этим и спасла ситуацию.
В том же году в Москве коллекционером солдатиков Тимуром Замиловым была создана фирма «Ура», которая выпустила ассортимент солдатиков из ЦАМа, превышающий весь советский. Среди них был и набор, посвящённый битве на Чудском озере.
Это были плоские, хорошо раскрашенные воины, выполненные в нарочито игрушечном стиле. Набор продавался в красивой подарочной упаковке.
Не хотели отставать от Москвы и питерские компании, также создавшие плоских солдатиков из металла на темы знаменитых сражений Александра Невского. Компания «Солдатики на все времена» выпустила набор плоских противников в Ледовом побоище из белого ЦАМа, в 2019 г. они сделали эти же фигурки в разноцветном пластике.
А компания «Солдатики Публия» вначале создала набор из всадников и пехоты по мотивам битвы на Чудском озере, затем магистра и Александра Невского в металле, после чего пеших воинов на тему битвы на Неве, вначале в ЦАМе, а позднее в пластике.
Следующим их этапом был выпуск объемных фигурок в масштабе 60 мм на тему Грюнвальдской и Куликовской битвы, и, конечно же, на тему сражения на льду Чудского озера. Стоит отметить, что Грюнвальдская битва была сделана впервые в России, до это её делали только в Польше.
При разработке мастер-моделей компания опирается на научно-популярные реконструкторские работы, что придает особую достоверность её фигуркам.
Компания «Инженер Басевич» выпустила набор объемных солдатиков «Древние славяне» в масштабе 54 мм. А в 2018 г. компания выпустила великолепный набор №23 пеших «Кочевников», где есть хазары, печенеги и половцы. У компании традиционно очень высокая детализация и проработка.
Совсем недавно появившаяся компания «Воины и битвы» активно развивает тему игрового плоского солдатика. Она сделала в рамках серии «Киевская Русь. Друзья и враги» всадников, пехоту, волхвов, дружину Древней Руси, а также их противников, половцев.
В заключение хочу сказать, что солдатики – это все-таки прежде всего игрушка, поэтому не стоит судить о них очень строго, с высот наших исторических знаний. Скажу более, часто дорогой и отрисованный профессиональными художниками ВИМ тоже не выдерживает никакой критики с точки зрения исторической реконструкции. Другое дело, стоит ли такая задача перед авторами?
И последнее. Сегодня объемные пластмассовые солдатики достигают высокой степени детализации и исторической достоверности.
Интересные факты об оловянных солдатиках
Миниатюрные оловянные фигурки солдатиков сегодня собирают многие коллекционеры, отдавая своему любимому увлечению много сил и времени. При этом серьёзного коллекционера наверняка будет интересовать вопрос о том, как долго вообще люди собирают подобные предметы и почему именно такие фигурки пользуются столь огромной популярностью.
Изготавливать статуэтки воинов люди начали ещё в глубокой древности. Во время раскопок в Египте были обнаружены небольшие фигурки солдат, изготовленные из дерева. Трудно однозначно сказать, для каких целей они использовались, но то, что люди увлекались изготовлением небольших статуэток очень давно, является неоспоримым фактом.
В эпоху Средневековья фигурки солдат уже изготавливались из металла и использовались для того, чтобы моделировать реальные сражения между армиями. Сегодня такие изделия обладают огромной ценностью, и увидеть их можно только в музеях и частных коллекциях.
Позже фигурки солдат начали изготавливаться из драгоценных металлов, и они очень ценились зажиточными коллекционерами. Приблизительно в 16 веке начали стремительно набирать популярность именно солдатики оловянные, быстро снискавшие популярность как недорогие и практически "не убиваемые" детские игрушки. Олово в то время стоило очень дёшево, из него изготавливалась посуда, которой пользовались представители низших слоёв населения. Соответственно, и покупку оловянных солдатиков мог позволить себе практически каждый. Конечно же, качество их оставляло желать лучшего, но при небольшом выборе игрушек в то время оловянные солдатики быстро начали набирать популярность.
В 18 веке производство оловянных солдатиков набрало внушительные масштабы. В это время появлялось много талантливых мастеров, которые отливали потрясающей красоты фигурки и искусно раскрашивали их. Постепенно солдатики из олова стали не только классическими детскими игрушками, но и очень интересными предметами для коллекционирования. Известно, что их собиранием очень увлекался даже Пётр 1, так что подобное хобби было близко и простым людям, и царственным особам
Как собрать хорошую коллекцию солдатиков?
Чтобы ваша коллекция имела какую-то ценность, при покупке солдатиков для неё следуйте простым советам:
- Приобретайте только искусно сделанные и раскрашенные фигурки. Солдатики низкого качества из плохого сплава не сгодятся ни для одной серьёзной коллекции.
- Старайтесь выбирать только те фигурки, которые наиболее реалистично воссоздают внешний вид воинов.
-Помните, что лучше купить одного действительно эксклюзивного оловянного солдатика, чем несколько безликих и не слишком качественно изготовленных фигурок.
- Надеемся, что эти советы помогут вам при собирании собственной коллекции оловянных солдатиков, которая в будущем может стать настоящей семейной реликвией.
А как починить? У ребенка самурай с копьём, стал самурай с палкой. Он очень берёг, но. Трагическая случайность.
Можно я думаю при желании самому их делать. Распечатать формы на 3Д принтере, отливать и самому же раскрашивать.
Правда ли, что наркоз отнимает пять лет жизни?
Распространено мнение, что каждый наркоз забирает у человека пять лет жизни. Мы решили проверить, подтверждается ли это научными исследованиями.
(Спойлер для ЛЛ: нет)
Контекст. Информацию о таком вреде наркоза можно найти на многих сайтах и форумах. Этот же вопрос пациенты регулярно задают врачам. О распространённости этого убеждения свидетельствует также народное творчество, в частности расхожий анекдот (да, я помню Правило): «Пациент перед операцией спрашивает анестезиолога: "Правда ли, что наркоз отнимает пять лет жизни у пациента и отдаёт их анестезиологу?". Анестезиолог отвечает: "Я уже 140 лет живу, но о таком слышу впервые"».
В обиходе наркозом часто называют любой вид анестезии — например, говорят «лечить зубы под наркозом», имея при этом в виду местную анестезию. При этом наркоз — это искусственное обратимое состояние угнетения центральной нервной системы, при котором возникает сон, потеря сознания, расслабление скелетных мышц, снижение или отключение некоторых рефлексов, а также пропадает болевая чувствительность. То есть под наркозом человек условно спит, а под другим типом анестезии остаётся в сознании. С местной (регионарной) анестезией сталкиваются многие — во время лечения и имплантации зубов или лазерной коррекции зрения. К регионарной анестезии также относится эпидуральная анестезия, позволяющая при нахождении пациента в сознании провести операцию кесарева сечения или обезболить роды. Под регионарной анестезией в некоторых случаях может быть также проведено удаление аппендицита. Пациент имеет право выбора метода анестезии в тех ситуациях, когда имеются различные варианты.
Есть также ещё один тип технология, позволяющая проводить операции, — седация. При некоторых видах седации пациент остаётся в сознании, самостоятельно дышит, может выполнить простые команды врача, но при этом спокоен и расслаблен, находится в дремотном состоянии и с большой долей вероятности не запомнит происходящее в деталях.
Так как в большинстве утверждений речь идёт только о наркозе как таковом, то и в тексте мы будет рассматривать только его влияние на продолжительность жизни. Для начала обратимся к обычной логике. Идея о том, что наркоз отнимает у человека пять лет жизни, подразумевает, что заранее известно, сколько проживёт человек. Однако такую цифру, даже проведя все самые новейшие диагностические процедуры, вывести нельзя. Различные скрининги могут помочь диагностировать заболевания в ранней стадии или определить те, к которым человек более склонен в силу семейного анамнеза или образа жизни. Например, в ситуации, когда старшие родственники женщины умерли от рака молочной железы, врач может заподозрить мутацию в генах BRCA1 и BRCA2 и предложить соответствующее наблюдение или даже превентивное оперативное вмешательство, однако высчитать возраст смерти этой женщины он никак не сможет.
Второй довод против такого убеждения тоже построен на логике. Некоторые люди добровольно переносят огромное количество пластических операций (допустим, что часть из них была не под наркозом, а под местной анестезией). Например, американка Синди Джексон, внесённая в Книгу Гиннесса, перенесла 47 косметических процедур, 14 из которых были пластическими операциями, а значит, требовали наркоза. Посчитаем: если бы каждый наркоз забирал у неё пять лет жизни, суммарно она должна была «лишиться» 70 лет. В 2022 году ей исполнилось 66 лет. То есть суммарно без операций она должна была бы прожить 136 лет и повторно войти в Книгу Гиннеса, побив предыдущий рекорд долгожительства (122 года).
Также долгожителями-рекордсменами должны были оказаться и звёзды. Например, певица Шер, по подсчётам зарубежных журналистов, перенесла не менее 60 операций (сама она отрицает это количество). То есть наркозы забрали бы у неё целых 300 лет, что с её нынешним возрастом в 76 лет бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды!
Интересно в контексте такого убеждения о наркозе рассмотреть перспективы оперативного вмешательства у пожилых людей. По логике утверждения об отнимающем годы жизни наркозе, те из них, кому было отведено прожить после операции менее пяти лет, должны поголовно умирать на операционном столе и не выходить из наркоза. Даже, видимо, в том случае, если причиной их смерти должна была стать, например, автомобильная авария, «запланированная» через год после операции под наркозом.
Научные данные также опровергают взаимосвязь наркоза с сокращением жизни. На людях сравнительных исследований не проводили в силу их неэтичности, однако есть эксперименты на животных. Исследователи из Медицинской школы Гарварда разделили 16 крыс в возрасте 22 месяца (средний возраст жизни животных два, два с половиной года) на две группы: одним дали наркоз продолжительностью два часа, другие наркоза не получили. Крысы из контрольной группы прожили в среднем ещё 140 дней (около четырёх с половиной месяцев), а крысы, перенёсшие анестезию, — 158 дней (чуть больше пяти месяцев).
График продолжительности жизни крыс после вмешательства. Источник
Учёные даже отметили «тенденцию к увеличению продолжительности жизни крыс, которая ранее была анестезирована». Исследователи также отметили: отдельные наблюдения демонстрируют, что люди, перенёсшие операцию под наркозом в пожилом возрасте, действительно зачастую умирают раньше своих сверстников. Однако выводы на основании них о вреде анестезии делать нельзя. Ведь эти люди оказались под наркозом не ради исследования его эффектов, а из-за соответствующих патологий здоровья, которые, по всей видимости, и стали причиной того, что они умирали раньше своих сверстников.
Более того, в большинстве случаев, за исключением, пожалуй, только пластических операций, наркоз пациенту дают, чтобы провести необходимое оперативное вмешательство и спасти жизнь. Например, если не прооперировать человека, попавшего в серьёзное ДТП, то во многих случаях он просто не выживет. Также операция под наркозом для онкобольных может существенно продлить жизнь или улучшить её качество.
Таким образом, наркоз сам по себе, судя по экспериментам на животных, не отнимает годы жизни. Более того, убеждение об отнятых годах противоречит и обычной логике. Однако те, кто подвергся оперативному вмешательству, действительно могут умереть раньше своих сверстников, но не из-за наркоза, а из-за той болезни, которая и потребовала операции.
Читайте также: