Последовательность аккордов для металла
Начнём с того, что рок-аккорды, пауэр-аккорды, квинт-аккорды — это один и тот же класс аккордов, просто в народе имеет разные названия. Пауэр-аккорд (power chord) — это название пришло из англоязычного мира. Рок-аккорд — наверное потому, что эти аккорды в основном используются в тяжёлых музыкальных направлениях (рок, металл и т.д). Так же существуют кварт-аккорды или как их ещё называют дабл-стопы и дабл-стопы с добавленной 8 ступенью. Всё это я попытаюсь здесь расписать и привести примеры использования всех этих аккордов.
Рок-аккорды, пауэр-аккорды, квинт-аккорды
Эти аккорды включают в себя 2 ноты, которые необходимо играть одновременно:
Эти аккорды получили большую популярность у рок и металл гитаристов по следующим причинам:
- Они звучат особенно хорошо с перегрузом (distortion/gain).
- Они весьма универсальны, так как не включают в себя большую или малую терцию, которая и придаёт аккорду мажорную или минорную окраску. Окраска достигается за счёт движения по гамме или диатонического лада, который вы используете.
- Они позволяют быстрее переходить на следующий аккорд, а так же играть быстрее из-за своей простой аппликатуры (зажимаются всего двумя пальцами).
Ниже я приведу аппликатуры самых простых пауэр-аккордов:
E A D G B E | E A D G B E | E A D G B E |
Как вы можете видеть я привёл аппликатуры пауэр-аккордов на 6 и 5 струне, 5 и 4 струне и 4 и 3 струне. Данные аппликатуры можно брать от любой ноты на грифе гитары и они буду «правильными», главное соблюдайте аппликатуру на каждой паре струн.
Так же можно в представленные выше аппликатуры можно добавить ещё одну ноту и тем самым «утяжелить» звучание аккорда (эта дополнительная нота просто дублирует основной тон):
Если вы возьмёте за основной тон 6 струну на 1 ладу и построите рок-аккорд, то он будет иметь следующее обозначение F5 (Фа-квинт-аккорд). Если вы изучая новую песню увидите обозначение F5, G5, A5 и т.д, то знайте, что перед вами пауэр-аккорд.
Рок-аккорды в открытой позиции
Рок аккорды могу быть сыграны не только на трёх верхних струнах. Вы наверняка знаете стандартные аккорды в открытой позиции? Если нет, то см. Система CAGED. Аккорды в открытой позиции можно «превратить» в рок-аккорды, которые можно играть с перегрузом (distortion/gain).
E A D G B E | E A D G B E | E A D G B E | E A D G B E |
Основная мысль заключается в том, чтобы убрать из аккорда 3 ступень (терцию), которая и создаёт тот самый диссонанс когда вы пытаетесь сыграть открытый аккорд с перегрузом. Во всех приведённых выше аппликатурах я убрал ту самую терцию. Выкрутите перегруз на полную и попробуйте сыграть эти аккорды (главное придерживайтесь аппликатуре).
Пример аккордов в открытой позиции:
Упражнения на рок-аккорды, пауэр-аккорды и квинт-аккорды
Давайте рассмотрим несколько простых упражнений, чтобы улучшить вашу скорость и точность зажатия рок-аккордов.
Упражнение 1
Дабл-стоп поуэр-аккорд (Double stop power chord)
Существует ещё один вариант пауэр-аккордов, которые вы можете и должны использовать при сочинении своих рифов — это дабл-стопы (Double stops). Они позволяют гитаристу играть риф с характеристиками ведущего соло. Самый популярный пример — это наверное «Smoke on the water» или «Дым на воде» именно в этом рифе отлично демонстрируется сила дабл-стопов.
Аппликатура у этих аккордов очень проста, что позволяет зажимать их всего одним пальцем. Просто зажмите указательным пальцем баррэ на двух струнах и вы можете с лёгкостью переключаться на другие ноты или аккорды, что позволит вам играть аккомпонемент и через некое мгновение обыгрывать его какими-то фразами.
Пример рифа с использованием дабл-стопов (double stops):
Вы наверняка сразу поняли что это за риф? Если нет, то это основной риф песни Smoke on the water группы Deep Purple.
Так же можно в представленные выше аппликатуры можно добавить ещё одну ноту и тем самым «утяжелить» звучание аккорда (эта дополнительная нота дублирует основной тон):
E A D G B E | E A D G B E |
Так же можно ещё больше утяжелить звучание аккорда продублировав (основной и квартовый тон):
E A D G B E |
Пауэр-аккорды в строе Drop D
Если вы не уверены что такое пониженный строй в D, то см. Настройка в Drop D.
Единственное различие в настройке стандартного строя в Ми и пониженного строя в Ре — это 6 струна, которая опускается в настройке на 1 тон. Пониженный строй используется гитаристами чтобы придать песне более тяжёлое звучание.
D A D G B E |
Я рекомендую зажимать рок-аккорды в пониженном строе указательным или безымянным пальцем, в зависимости от ситуации. Используйте приём баррэ на 3 верхних струнах для удобства и быстроты смены аккорда.
Модифицированный рок-аккорд
Основная идея заключается в том, чтобы к стандартному квинт-аккорду добавить 9 ступень.
Эти аккорды включают в себя 3 ноты, которые необходимо играть одновременно:
- Основной тон
- Квинтовый тон
- Нона (или секунда через октаву)
Аппликатуры такие рок-аккордов выглядит следующим образом:
У людей с маленькими пальцами вначале могут возникнуть проблемы с этими аккордами, но как и в любом деле главное тренировки и всё получится. Зажимайте такие аккорды указательным, средним или безымянным (тут уже на ваш вкус) и мизинцем.
В представленном ниже видео девушка обыгрывает вступление именно этими аккордами:
Придумайте свой риф с использованием таких аккордов, но перед игрой не забудьте выкрутить гейна или дистошина на своём комбике. До встречи!
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.
Виды аккордов
Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.
Мажорные
Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.
Минорные
«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.
Уменьшенные
Аккорды с задержанием
Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.
С надстройками
Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.
Тональность и ее ступени
Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.
Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.
Аккорды входящие в тональность – Таблицы
Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.
Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:
То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:
Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.
Минорный паттерн выглядит следующим образом:
На примере тональности D минор:
Возможные исключения
Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.
Использование аккордов с надстройками
Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .
Примеры аккордовых прогрессий
Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.
Заключение
Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.
Похожие записи:
Альберт Гастинов
Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping. View all posts by Альберт Гастинов
25 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Подскажите пожалуйста. Занимаюсь активно теорией и никак не могу понять, почему в Am появляется аккорд A или септ А, и почему в С есть Е, а не Еm, он на третьей ступени
Здравствуйте. Ответил по этой теме в прошлом комментарии + его еще дополнил Сергей, то что информация есть на канале Нескучный саунд.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, почему в «блатных» аккордах «Am Dm E» используется E, а не Em? Согласно таблице, это минорная тональность Am.
Здравствуйте. Не было возможности вам ответить сразу. Очень интересный вопрос. Уточнил информацию в литературе по теории, чтобы информация была более точная. Это можно рассмотреть с нескольких сторон. Например, как побочная доминанта. В основном аккорде тональности Ля-минор и в самой минорной гамме нота Ми находится на 5 ступени, поэтому аккорд может быть вводным и иметь другую тональность. В нашем примере это как раз аккорд E или еще играют в этих последовательностях E7, что имеет точно тот же характер происхождения.
Также это может быть ладовая модуляция, здесь происходит заимствование аккордов из других тональностей, которые имеют одну и ту же тонику (ноту Ля). В нашем случае из тональности Ля-минор, мы имеем Гармонический Ля-минор (здесь играется аккорд E7, но мы его можем также играть как E).
Большое спасибо! Отличная статья!
Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?
Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:
- Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
- Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.
Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.
Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор
C – D – E – F – G – A – B
и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.
Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.
Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.
Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.
Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.
Это закономерность для любой Мажорной гаммы.
Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.
По сути минорными аккордами в мажорной гамме и наоборот являются T D S паралельной тональности.
P. S. Очень хорошая статья и для практики очень полезная, спасибо.
Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.
Интересная версия)) Уточните пожалуйста по подробнее
Уменьшенные аккорды могут быть только мажорными (ошибка. Надо — минорными), поскольку в них отсутствует характерная минорная (ошибка. Надо — мажорная) большая терция
Спасибо, что уточнили. Все верно там 2 малые терции от тоники, аккорд минорный. Все исправили, возможно напутали при написании.
Здравствуйте! Согласно Вашему мажорному паттерну в До мажоре, шестая ступень будет Am, а не A, как указано у Вас. Где-то тут ошибка!
Здравствуйте. Спасибо, что уточнили! Там Am, информацию исправили.
Такая же ошибка и в других аккордах. Трезвучия строятся по терциям, т.е. это 1, 3 и 5 ступени гаммы. Если первая ступень «до», вторая «ре», а третья «ми». Соответственно в мажоре «ми», а в миноре «ми бемоль». Не может же быть в две ноты «ре» в гамме. А у вас получается, что в гамме есть «ре» и «ре диез». Так же и в остальных случаях.
Ми-бемоль и Ре-диез это одно и тоже, просто в нашем примере записано так. Ошибки здесь нет.
В комментарии ниже я пояснил, почему это ошибка.
По высоте звука да, они одинаковы. Но это не одно и то же. Эта нота в гамме (и соответственно аккорде) До минор — называется Ми бемоль, а в гамме (и аккорде), например, Си мажор она называется Ре диез.
Как можно этого не знать и учить людей? Это же элементарные вещи.
Исправили на Ми-бемоль, спорить дальше нет смысла, т.к. важно другое, чтобы материал был качественный. В любом случае, приятно, что вам не безразлично, и вы активно дискутируйте по теме. За это большое спасибо!
Отмечу только по поводу компетентности наших авторов «не знать и учить», если бы наши авторы не разбирались в теме, то они бы ее написать не смогли бы. Здесь замечена небольшая ошибка, и мы ее исправили, но это не говорит о том, что наши авторы неучи и не разбираются в том, что пишут.
Прошу прощения, если задел своими словами. Это не было моей целью. Видимо, моя последняя фраза была слишком резкой и ненужной.
Исправили и хорошо. Спасибо.
Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.
Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.
Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.
Немного теории для начала
Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.
Как строить аккорды на гитаре?
Первый способ – формула и гамма
Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.
Популярные аккордовые последовательности
В данном уроке я научу вас играть аккордовые последовательности наиболее значимых стилей музыки. В этом уроке мы рассмотрим: последовательность 50-х годов, последовательность песни Let It Be, блюз и джаз последовательности. Начнём.
Последовательность 50-х годов
Начнём пожалуй с последовательности 50-х годов, так как она наиболее узнаваема, её можно сыграть в открытой позиции и она состоит всего из четырёх аккордов. Я приведу несколько примеров используя мажорные и минорные аккорды CAGED, а так же дополнительный аккорд F. Данные последовательности используются и по сей день, а теперь и вы можете использовать их (например в своей импровизации). Для более удобного запоминания последовательности используйте следующую схему:
Последовательность ii-V-I ступеней
Это классическая последовательность 50-х годов, которая обыгрывается в тональности C (До-мажор). Данная прогрессия очень популярна и как я уже сказал, используется по сей день.
Последовательность I-vi-iv-V ступеней
Песня «Sleep Walk» исполнителей Santo & Johnny имеет именно такую последовательность аккордов. В этом варианте IV мажорная ступень изменяется на iv минорную. Послушайте как изменяется при этом характер прогрессии:
Последовательность I-vi-ii-V ступеней
Этот вариант прогрессии 50-х, который больше всех выделяется на фоне. Обратите внимание, что в данной последовательности используются ii-V-I, которые так характерны для джаза. Он нём мы поговорим чуть ниже.
Канон Пахельбеля
Обычно данная последовательность играется в тональности D (Ре-мажор), но я её транспонировал в тональность G (Соль-мажор), чтобы её было легче играть на гитаре:
Прогрессия песни Let it Be
I-V-vi-IV последовательность считается невероятно популярной, так как это песня The Beatles, а у них нет не популярных песен. Если вы слушали композиции «Don’t Stop Believin» и «House of the Rising Sun», то наверняка узнаете их в этой последовательности.
Последовательность в стиле фламенко (vi-V-IV-III)
Чтобы достичь звучание стиля фламенко, сыграйте данную последовательность:
Вы наверняка заметили, что третья ступень, которая по факту является минорной, в данной прогрессии имеет мажорную функцию.
Джазовые последовательности
Существует огромное количество джазовых последовательностей, которые модифицируются и расширяются. Я поделюсь с вам несколькими наиболее распространёнными в джазовой среде. Если вы проигрывали предыдущие прогрессии (например 50-х), то наверняка заметите, что они очень напоминают представленные ниже. Отличие заключается в том, что джазовые музыканты используют септаккорды и дополнительные надстройки, для того, чтобы разнообразить аккорд и достичь джазового звучания.
Последовательность ii-V-I в стиле джаз
Возможно что наиболее распространённой джазовой последовательностью является: ii-V-I. Как я уже сказал выше, она является частью прогрессии 50-х, но для достижения джазового звучания мы будем использовать септаккорды.
Последовательность vi-ii-V-I
Данная последовательность так же повсеместно используется. Сама по себе она представляет последовательность 50-х, но которая обыгрывается септаккордами.
Последовательность iii-IV7-ii-V-I
Дальше — интересней.
Вы можете оживить данную прогрессию, поменяв первый аккорд на Em7b5. Этой последовательностью мы подразумеваем, что будем использовать гармонический минор при импровизации.
Последовательность iii-vi-ii-V-I
Вы сначала можете начать с I-ii-V ступеней и расширить последовательность играя vi-ii-V-I ступени.
Последовательность i-ii-V+-i ступеней
Это минорная прогрессия с использованием уменьшенного септаккорда на 2 ступени и мажорным аккордом на 5 ступени с добавленной 7 ступенью. Если вы хотите завершить последовательность, то вместо аккорда Dm7 сыграйте С (До) мажор.
Блюзовые последовательности
Я собираюсь поделиться с вами несколькими блюзовыми последовательностями. Сначала мы разберём 12 тактовый блюз с использованием септаккордов, а затем минорный блюз, который обычно играют в медленном темпе. Если есть желание, то вы можете послушать отличную блюзовую композицию «Red House» легендарного Jimmi Hendrixa и окунуть в этот мир.
12 тактовый блюз
Название говорит само за себя. Вашему внимания представляю 12 тактов чисто-блюзового звучания. Данный пример представлен в тональности C (До-мажор).
Быстро-сменяющейся блюз
Мы будем использовать те же аккорды, но немного подправим ритмический рисунок последовательности:
Минорный блюз
Для того, чтобы достичь минорного звучания 12 тактовой последовательности, мы должны заменить I и IV ступени на минорные аккорды. Основным тоном будем Am (Ля-минор). Не стесняйтесь использовать минорные септаккорды.
Я надеюсь вы получили не мало удовольствия изучая эти последовательности. Применяйте их когда импровизируете самостоятельно или друзьями, и через некоторое время вы будите отлично знать их и понимать.
комментария 3
Спасибо! Очень полезная статья. Как раз занимаюсь изучением популярных аккордовых прогрессий, а тут все в одном месте, какая удача)
Наконец, то я увидел что за границей буквенные обозначения аккордов были уже в 50-х годах. В СССР они появились только в начале 80-х, в песенниках, которые я покупал с 70-х
Это классические стандарты.
Но! Спресованные здесь в одном обзоре дают замечательный эффект слышания горманических последовательностей. Тем более для тех кто с этим не знаком.
Зачет ! По пятибальной 5.
Читайте также: