Музыкальный инструмент ударный металлический с палочками
В современном мире есть огромное количество различных музыкальных инструментов: клавишные, духовые, струнные, ударные. Названия многих из них у нас постоянно на слуху: фортепиано, гитара, барабан, скрипка. Но есть и такие, о существовании которых люди даже не подозревают. К таким относится фимбо.
Особенности
Инструмент фимбо изобрели в Казани и производят в ООО «Фимбо», аналогов в России на сегодняшний день нет. Название в переводе с языка суахили обозначает «мелодия». Это язычковый барабан. Инструмент имеет эстетичный внешний вид, благодаря чему его можно использовать как деталь интерьера квартиры или дома. Кроме этого, главным преимуществом является очень необычный яркий звук. Фимбо выпускается в двух размерных категориях. Диаметр маленького инструмента составляет 26 сантиметров, а диаметр большого – 32 сантиметра. Вес инструмента – всего 2,5 килограмма. Научиться играть на фимбо может любой человек, играть можно пальцами или специальными палочками.
Игра на данном музыкальном инструменте оказывает благотворное воздействие на эмоциональное состояние, настроение и, как следствие, на здоровье исполнителя и его слушателей. Во время игры можно почувствовать вибрации, исходящие от фимбо, от которых очень легко окунуться в состояние медитации, достичь внутренней гармонии. Исполняя на барабане незамысловатые композиции, человек развивает слух, а со временем и чувство ритма. Фимбо ненавязчиво развивает когнитивные способности, происходит одновременная стимуляция обоих полушарий головного мозга.
Любая мелодия, которая звучит из инструмента, способна успокоить, расслабить нервную систему, позволит забыть тревоги и перестать беспокоиться.
Чем отличается от глюкофона?
В настоящее время появились различные музыкальные инструменты, схожие по звучанию и внешнему виду, – ханг, глюкофон, фимбо. Последние два инструмента в принципе ничем не отличаются. Если разобраться, то фимбо – это брендирование глюкофона. Данные ударные инструменты предполагают одну и ту же технику игры и имеют схожий принцип звучания. Фимбо стоит в полтора-два раза дешевле своих «близких родственников», кроме того, он легче и мобильнее.
Сами производители отмечают, что отличие их «детища» состоит в чистом и качественном звуке, в то время как в нотах глюкофона можно услышать лишние вибрации и посторонние мешающие звуки. Разница, бесспорно, существенная.
Модельный ряд
Модельный ряд фимбо очень разнообразен и, что особенно важно, постоянно пополняется. Каждая модель преследует определённую цель и выполняет присущую только ей уникальную функцию. Все эти музыкальные инструменты можно условно разделить на успокаивающие и заряжающие. Представители медитативного звучания – «Космос», «Небо», «Галактика». Обладатели успокаивающего звучания – «Океан», «Ночь», «Юпитер». Отличаются заряжающим звучанием «Огонь», «Меркурий», «Сияние». И, наконец, радостное звучание несут «Солнце», «День», «Лагуна».
Изготовители готовы разработать фимбо под конкретного человека начиная от размера, звучания инструмента, подобранного под темперамент и желание клиента, и заканчивая внешним дизайном, ведь на барабане можно нарисовать любой рисунок.
Как выбрать?
Для правильного выбора вида фимбо нужно определиться с целью приобретения. Если у человека нет даже базового музыкального образования и навыков, но очень хочется быть частью музыкального мира, то фимбо легко справится с поставленной задачей. Прекрасным решением станут фимбо «Юпитер», «Космос», «Меркурий», так как именно они оснащены возможностями исполнения наибольшего количества мелодий. При выборе фимбо «Океан» мы получим нечто очень близкое к звучанию фортепиано. Для любителей как мажорных, так и минорных композиций подойдёт фимбо «Небо».
Пробудить от спячки внутреннюю человеческую энергию, получить всплеск эмоций помогут фимбо «Меркурий» и «Солнце». Иногда бывает жизненно необходимо расслабиться после тяжёлого трудового дня, который принёс стресс и чувство тревоги. В этом помогут фимбо «Космос» и «Юпитер». В случае приобретения фимбо для любимых чад целесообразно остановиться на модели «Рассвет». Этот вид обладает просто волшебным звучанием. Вообще, фимбо положительно влияет на развитие ребёнка, развивает музыкальный слух, чувство ритма, повышает внимание, активизирует мыслительные процессы.
Лучше выбирать свой инструмент по внутреннему состоянию: поиграть, послушать и выбрать.
Как играть?
Фимбо пользуется большой популярностью как среди родителей, которые дарят этот инструмент своим детям, так и среди детских клинических психологов, которые отмечают положительное влияние инструмента на детей, страдающих различными недугами. Музыка всегда считалась одним из действенных методов реабилитации детей. Для того чтобы научиться игре на фимбо, не надо владеть ни музыкальной грамотой, ни идеальным слухом. Слух и чувство ритма придут сами во время этой занимательной игры. Для игры необходимы сам инструмент, пальцы или палочки. Палочки выбираются преимущественно каучуковые.
При игре пальцами мелодия звучит не очень громко, а если ударять ладонями, то звуки приглушаются. Для ясного и громкого звука рекомендуется использовать палочки. Самые красивые и насыщенные звуки можно извлечь с помощью коротких несильных ударов. Задерживаться на поверхности барабана не стоит, надо сразу выполнять отскакивающие движения. Такой нехитрый урок может освоить практический каждый человек.
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.
Все права защищены, 14+
Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.
Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница
В последние годы глюкофон обрел большую популярность – людей, играющих на этом перкуссионном инструменте, можно встретить в любом городе. Чарующие и успокаивающие звуки, который воспроизводит глюкофон, моментально притягивают к себе внимание, и музыкант тотчас же обретает слушателей. На этом лепестковом барабане может играть каждый, даже не знакомый с музыкальной грамотой человек, ведь глюкофон настроен таким образом, что на нем невозможно сфальшифить.
Сегодня существует много подобных инструментов, имеющих разные названия. Ханг, глюкофон, фимба – в чем разница между ними и с какого из них лучше начать? В этой статье мы постараемся осветить особенности каждого названного инструмента.
Отличия глюкофона и ханга
Глюкофон появился не так давно, и, разумеется, он не был абсолютным новшеством. Металлические перкуссионные инструменты производились с древности – колокола, индийские чаши, гонги, - все они дальние родственники глюкофона. В начале 20 века появился на свет популярный инструмент – металлический барабан, а в начале 21 века он был усовершенствован одной швейцарской компанией. Теперь рабочие плоскости инструмента стали более изящными и монолитными, а тембр звучания – чище.
На основе этого металлического барабана появился еще один ударный инструмент – ханг, история создания которого началась примерно в это же время. Думается, что именно он стал ближним родственником глюкофона, ведь он имеет похожий внешний вид, строй и способ игры.
Производство ханга довольно затратно, поэтому умельцы по всему миру стали экспериментировать с формами этого инструмента, чтобы снизить затраты. Именно так и появился глюкофон, первые модели которого вырезали из газовых баллонов.
Что такое глюкофон
Музыкальный инструмент глюкофон – это стальной барабан, звуки которого обладают успокаивающим эффектом. Играют на глюкофоне с помощью пальцев и палочек.
Ханг похож на перевернутую тарелку, а глюкофон более округлый – будто две тарелки скрепили между собой. На верхней чаше глюкофона прорезаны лепестки, имеющие различную тональность. Нижняя часть имеет отверстие для выхода звука. В отличии от глюкофона, ханг не имеет выраженных прорезей корпуса, и выглядит более монолитным, а его звучание ощущается более звонким.
Разница в звуке ханга и глюкофона довольно заметная. Ханг имеет более звонкое звучание, больше всего похожее на тембр металлических барабанов. Глюкофон звучит менее ярко, зато его тембр можно назвать более медитативным, обволакивающим и округлым. Техника игры при этом примерно одинаковая, и в вопросе, с какого барабана начать, нужно ориентироваться на свои предпочтения в звуке и бюджет.
Разумеется, эти инструменты серьезно отличаются по цене – ханг стоит гораздо дороже.
Hang Drum (Ханг Драм) - музыкальный инструмент, разработанный в Швейцарии 2000 году Феликсом Ронером (компания PANArt). Название переводится как ручной барабан.
Фимбо и глюкофон – в чем разница
Фимбо и глюкофон имеют минимальные отличия. По сути, это один и тот же инструмент, но производитель Фимбо заявляет, что им удалось добиться такого качества производства, что их продукцию можно выделить под отдельным названием. Таким образом, фимбо - это брендирование инструмента глюкофона.
Фимбо и глюкофон не отличаются принципом работы и требуют одинаковой техники игры. Что ж, мы можем порекомендовать послушать оба инструмента перед покупкой и решить, какой из них вам ближе.
Что такое металлофон и как его выбрать?
Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.
Что это такое?
Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.
Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.
Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.
Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.
Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.
Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.
В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.
Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания
Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.
Чем отличается от ксилофона?
Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.
А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.
Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.
У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.
Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.
Какими бывают?
Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.
Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.
Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.
По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.
Советы по выбору
При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.
Как научиться играть?
Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.
Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.
Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.
При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.
Как держать палочки?
С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.
Извлечение звуков
На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.
Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.
Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.
Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.
Как выглядят цимбалы и как играть на инструменте?
Видя этот инструмент в составе музыкального коллектива, не каждый сразу будет готов озвучить его название. Цимбалы – это действительно не самый распространенный и популярный вид ударных и струнных инструментов в нашей стране, хотя и относится к одному из древнейших.
Данный инструмент относится к струнным ударным по классу, он является подвидом хордофонов. Выглядит он следующим образом:
- корпус плоского типа по форме близок к трапеции, есть деки;
- чаще всего изготавливается из дерева;
- стальные струны натянуты, имеется несколько групп струн, которые звучат органично, в унисон;
- струны басового типа обладают медной поверхностью, они тоже имеют несколько групп, работающих в унисон;
- чтобы играть, требуются молоточки из дерева.
Народный инструмент имеет ряд особенностей:
- нет приглушения струн открытого типа;
- четкий функционал обеих рук при извлечении звука: правая нужна для исполнения мелодии, левая – для аккомпанирования;
- молотки не обшиты;
- во время исполнения инструмент либо кладется на колени, либо располагается на специальной конструкции – подвесе;
- низ варьируется от 75 до 115 см;
- верх – от 51 до 94 см, бок – от 25 до 40 см;
- инструменты достаточно компактные, дополнены ремнем, с помощью которого осуществляется крепление.
Этот вид более всего распространен в восточно-европейской части страны, особенно популярны венгерские цимбалы. Они выделяются тем, что являются частью народного творчества. В любом национальном ансамбле присутствуют цимбалы. Академический вариант имеет следующие особенности и размеры:
- традиционная форма;
- низ – 1 м, верх – 60 см, боковая зона – 53,5 см;
- на корпусной деке есть отверстия резонансного типа;
- на деке располагаются 6 штегов-подставок, которые подразделяют струны на интервалы;
- струнных рядов 29;
- на каждом ряду 2 или 3 струны;
- колки позволяют настроить ряды струн;
- есть педаль-демпфер, которая тормозит колеблющиеся струны и приглушает звук;
- сам корпус академических моделей создается из кленового материала, дека делается из ели горного типа.
История
Ближний Восток считается родиной инструмента, появился он в древние времена. Еще в IV веке до нашей эры люди играли на чем-то весьма похожем, археологи находили остатки вещей на древнешумерской зоне. Изображения похожих инструментов на глиняной посуде, барельефах IX века являются дополнительными доказательствами того, что у цимбал были предшественники.
Постепенно музыкальный инструмент начал завоевывать мир, он присутствовал в культуре азиатских, африканских, европейских народов. У разных народов он имел свое название: дальсима, сантур, канун. Но на большинстве территорий восточной Европы он именуется именно цимбалами. Народный инструмент постепенно менял свой вид, дополнялся, совершенствовался, многие мастера дорабатывали его. Массовое распространение инструмент получил в XV-XVI веках, когда обрел признание у жителей не только мелких селений, но и крупных городов. Он вошел в моду при обучении знати домашнему исполнению музыки.
Благодаря удобству и универсальности завоевал свое место в соло, аккомпанементе, в составе коллектива.
Неудивительно, что вскоре под эту музыку проводили гулянья и торжества, свадебные обряды, а потом и церемонии дворцов. Уже в XVIII веке инструмент зачастую использовали для серьезных сочинений: опер, симфоний. Считается, что прорыв в изменении цимбал случился во второй половине XIX века, когда конструкция была кардинально переделана. Венгерские мастера смогли внести следующие доработки, изменившие судьбу инструмента:
- добавилось количество струн;
- рама была значительно укреплена;
- появилась деталь, позволяющая приглушать звучание струн;
- основа была установлена на ножки в количестве 4 штук.
Именно на этой основе позже был создан современный инструмент для концертов. До сих пор он имеет широкое распространение в оркестрах и ансамблях многих стран Европы. В начале XX века цимбалы были окончательно модернизированы в Беларуси, где приобрели статус национальной культурной регалии. Тогда же были созданы цимбальные инструменты, составившие народный оркестр этой страны.
Сегодня цимбалы популярны во многих странах мира, где инструмент используют не только для профессионального, но и для любительского исполнения.
Звучание
Звучат народные и профессиональные инструменты по-разному, но извлекают из них звук одним способом – с помощью палочек-молотков из дерева. В простонародье их именуют крючками. Исполнители любого вида музыки держат крючки одинаково, между двух пальцев, остальные зажимаются вместе. Так как палочки народников не подвергаются обшивке, звук извлекается путем соприкосновения металла и дерева.
У концертников-классиков исполнение усложнено, поэтому крючки подвергаются обшивке замшевой тканью. Более того, используется небольшое количество ваты. Именно обшивка является главным нюансом в извлечении звука из музыкального инструмента. Например, жесткость обшивки провоцирует резковатый звук, перебор с мягкостью приводит к нечеткости, размытию глухого звука.
Качественный инструмент способен продемонстрировать богатейшее звучание. Он может воспроизводить звуки, схожие с роялем или колоколом. Тембрально это очень приятный инструмент, при этом не теряющий насыщенности и сочности звука, имеющих отличную протяжность.
В следующем видео вы сможете открыть для себя уникальное звучание цимбал.
Выделяют два вида инструмента: народный и концертный (академический). Это подразделение является основным. Но народные варианты имеют существенные отличия, так как в каждой стране существовали свои правила и нормы изготовления. Оркестровые и народные модели тоже отличаются друг от друга. Фольклорные вариации имеют 2 или 3 подставки, например, басовую и голосовую. Подставки подразделяют струны на квинты, кварты, формирующие звук в трехрегистровом варианте.
У профессиональных инструментов 6 подставок, 2 из которых главные, а остальные дополнительные (нижняя и верхние). Они тоже делятся интервально, но уже на квинты, терции, секунды. Виды различаются не только количеством струн, но и их длиной, сечением. У народного инструмента ряд звуков ограничен двумя октавами или чуть больше. Академический обладает более широкими возможностями, ряд звуков хроматизирован.
Выделяют следующие подвиды цимбал:
- венгерские (самые габаритные);
- сантур (востребованы в странах Востока);
- аппалачские (имеющие популярность на американском континенте, узкие, в овально-эллиптической форме).
Техника игры
Игра на цимбалах в прошлом сводилась к извлечению самых простых комбинаций звуков и элементарных мелодий, однако сейчас они имеют огромные возможности звучания. Существуют разнообразные приемы, техники исполнения.
В народном варианте основная техника извлечения звука – это по-прежнему удар в ускоренном или замедленном темпе. Это самый простой прием, который осуществляется одноразовым воздействием на струнный материал. От удара рождаются обертоны, накладываются друг на друга, звук вибрирует и формируется в мелодию. Удар может быть весовым или кистевым в зависимости от степени воздействия. Эти виды тесно сплетаются между собой, используются в совокупности, передавая доминанту друг другу.
Ударом можно извлечь как отдельный звук, так и аккорд, усложненный ритмом, тембром, динамикой. Чаще всего удары для такого исполнения быстрые. Медленные используются для создания торжественно-величавых мелодий. Эта техника применима как для обшитых, так и голых крючков, достаточно просто перевернуть молоток. Ударом можно извлечь и звук, подобный кастаньетам, для этого молоточек направляют на край деки.
«Тремоло»
Еще один популярный прием, заключающийся в неоднократном повторе звука, для этого чередуются удары крючком. Его цель – создание непрерывающегося звука. Техника позволила добиться более плавного звучания с эффектом дрожания. Используют ее в академической практике. Освоить данный прием можно, лишь профессионально занимаясь музыкой. Удары при тремолировании обычно кистевого типа, максимально быстрые и ровные. Используется техника на разных интервалах, может предстать как коротким, так и протяжным вариантом.
«Щипковая игра»
Щипковый прием пиццикато исполняется двумя методами: пальцами и ногтями. Второй вариант позволяет сделать щипок единичной струны и извлечь средний по громкости звук. Можно также сделать щипок нескольких струн для извлечения глубокого яркого звука. Подушечный прием тоже имеет подвиды: упругий нужен для плотного звучания, мягкий – для нежного. Эта техника очень выразительна и используется активно. Двумя руками можно продемонстрировать несколько звуков.
Современные мастера высочайшего уровня способны извлекать трели и щипковое тремоло.
«Флажолет»
Сравнительно новый для цимбал прием, который заключается в извлечении звука при помощи легчайшего прикосновения пальца к струне и одновременном осуществлении удара другой рукой. Есть возможность извлекать разные вариации звуков, самые яркие – октавные и двухоктавные. Этот прием подходит для исполнения в умеренном темпе, так как есть определенные границы в этих рамках.
«Сурдина»
Позволяет добиться суховатого звука приглушенного типа. Метод тоже не слишком давно стал использоваться на данном инструменте. Смысл приема заключается в зажиме одним из пальцев струны и произведении удара крючком другой рукой. Палец можно перемещать не слишком значительно, но это дает возможность извлечения самых разных вариаций звуков: глуше, ярче, мягче.
«Арпеджио»
Часто применяется в фольклорном исполнительстве. Звуки извлекаются при этом в последовательности вверх или вниз. Иногда это практически весь диапазон аккордов. Чем выше мастерство цимбалиста, тем чаще он может менять аккорды, приглушать их без накладок.
«Глиссандо»
Один из самых выразительных приемов, который характеризуют как скольжение в переходах между звуками. Скольжение может осуществляться ногтями, пальцами, крючками в хромопорядке. Глиссандо применяется вверх и вниз, мастерство заключается в умении исполнить длинный, в две с половиной октавы звук путем скольжения от руки к руке. Звукоизвлечение данного типа подходит для связки между фразами или как средство изображения. В быстрой форме этот прием тоже может быть исполнен (до двух октав).
«Вибрато»
Струна сначала опускается, затем рука нажимает на нее для создания вибрации. Этот прием может быть частым или нет, в любом случае тембрально это звучит весьма ярко. Специалисты способны использовать сразу две техники одновременно, применяют разные виды ударов, комбинируют приемы. Достаточно сложно освоить комбинацию фактурно отличных вариаций разными руками. Это требует отличной координации, умения слушать, совмещать это все с другим функционалом. Вышеозначенные техники применяются для исполнения композиций в разных жанрах, стилях.
Известные цимбалисты
Данный инструмент благодаря оригинальному звучанию часто становился объектом пристального внимания композиторов. Музыка, написанная известными авторами, требовала участия цимбал. Среди популярных в своей среде имен можно выделить следующих композиторов, чаще других включающих цимбалы в свои композиции:
- Франц Легар;
- Игорь Стравинский;
- Ференц Лист;
- Клод Дебюсси.
Они писали разнообразную музыку, отличающуюся стилями, эпохами, направлениями, жанрами. Есть не только оригинальные произведения, написанные специально для цимбал, но и адаптированная классика: Бетховен, Моцарт, Вивальди, Бах и другие. Неудивительно что библиотека нот для этого инструмента шикарна, а, соответственно, есть много музыкантов, прославившихся на данном поприще. Исполнительская история этого инструмента не менее впечатляющая.
Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре
Ударные инструменты стали частью симфонических оркестров с середины 19 века. Ранее они использовались эпизодически, при исполнении определенных произведений. Например, в свои произведения любили включать партии ударных инструментов такие композиторы как Берлиоз, Глинка. Особая роль в популяризации ударных оркестровых инструментов принадлежит композиторам русской школы.
Рассмотрим инструменты, которые чаще всего можно встретить в симфоническом оркестре.
Треугольник
Маленький и компактный, треугольник выполнен из металлического прута, согнутого в форме треугольника со стороной около 20 см. Треугольник подвешивают на струне так, чтобы он свободно висел, не соприкасаясь ни с чем. Удары производят металлической палочкой, извлекая чистый и звонкий звук.
Треугольник – это инструмент высокого звучания, на котором можно исполнять простые и сложные ритмические рисунки. Звучание треугольника яркое и звонкое, отлично сочетающееся со смычковыми, деревянными и медными духовыми инструментами.
Звучание треугольника часто можно встретить в произведениях танцевального характера, так как он придает им особую веселость и живость. Роль треугольника в других произведениях сводится, обычно, к приданию им красочности, звучности, некой искристости и одновременно изящества.
Кастаньеты
О кастаньетах слышали многие, сразу представляя себе испанку, танцующую фламенко, держа в руках чашечки кастаньет и щелкая ими в такт своим движениям. Действительно, кастаньеты являются национальным испанским инструментом. Две деревянные чашки, напоминающие раковины, скрепленные шнурком, надеваемым на большие пальцы рук. Обычно кастаньеты изготавливают из самшита или чёрного дерева. При игре используют обе руки, но кастаньеты, которые располагаются в левой руке крупнее, они имеют более низкий тон и призваны отбивать основной ритмический рисунок. Стоит отметить, что кастаньеты используют сами танцовщицы, в процессе исполнения танца. Но это мы говорим о национальной испанской музыке и традиционных кастаньетах.
Кастаньеты можно услышать в симфоническом оркестре при исполнении живых и мелких ритмов, которые так характерны для испанских и неаполитанских народных танцев. Кастаньеты позволяют усиливать и ослаблять звук, отлично сочетаясь в звучании с деревянными духовыми инструментами, с мелкими ударными, такими как треугольник, бубен и малый барабан, подчеркивая штрихи смычковых инструментов, их всегда прекрасно слышно в оркестре.
Бубен и тамбурин
Эти два ударных инструмента очень похожи, поэтому часто взаимозаменяемы в оркестре.
Тамбурин - это инструмент в виде обруча 25 - 35 см в диаметре, чаще всего затянутого с одной стороны кожей, обруч имеет отверстия, в которые вставлены небольшие металлические пластинки, которые при потряхивании ударяются друг о друга и издают дребезжащий звук. У бубна дополнительно имеются три проволочки с бубенчиками, натянутые внутри обруча.
При исполнении партий, данные инструменты располагают в любой руке. Извлекать звук можно различными приемами, например, можно свободной рукой (пальцами или всей ладонью) наносить удары по кожаной мембране и самому обручу, трясти инструмент так, чтобы металлические пластинки звенели, производить удары о бедро и т.д. Можно даже с помощью специального ремня подвесить тамбурин на шею, чтобы освободить обе руки для исполнения сложных ритмических рисунков, либо расположить тамбурин на подставке и наносить удары барабанными палочками.
Тембр тамбурина довольно специфичен, что связано с сочетанием ударных звуков кожаной мембраны со звенящими звуками металлических частей (пластинок, бубенчиков). Тамбурин отлично звучит в сочетании с группой смычковых инструментов в оркестре а также с духовыми инструментами. Партии для тамбурина или бубна можно встретить в произведениях танцевального жанра, испанской музыке или для создания образов Востока.
Малый барабан
Малый барабан выполнен в форме цилиндра высотой 12—15 см и диаметром 35 - 40 см. В верхней и нижней частях барабан затянут в кожу, также на нижней стороне натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), придающие звуку малого барабана характерную «трескучесть».
Звукоизвлечение происходит при помощи палочек различной конфигурации (деревянные палочки с наконечниками, металлические метелки и т.д.), которыми ударяют по верхней мембране. Удары производят обеими руками, редко используется одновременный удар двумя палочками. Чтобы получить приглушенный звук, барабан накрывают материей или ослабляют струны.
Малый барабан позволяет исполнять самые мелкие ритмы в любом темпе, этим он и отличается от других ударных в оркестре, он подвижен и дает простор для творчества и экспериментов в технике исполнения. Звук малого барабана богат: от чуть слышного шороха, то грохота.
Малый барабан хорошо звучит совместно с духовыми инструментами, но может использоваться и в одиночном соло как, например, в «Болеро» М. Равеля, где он непрерывно звучит в течение всего произведения именно как солирующий инструмент.
В оркестре, как правило, присутствует только один малый барабан, который используется в маршевых музыкальных фрагментах для придания звучанию оркестра большей четкости и динамичности.
Тарелки
Тарелки обычно используются в паре и представляют собой два диска (диаметром 30-60 см) с выпуклостями и отверстием для ремешка, за который их держат во время игры.
Извлечение звука происходит путем удара тарелок друг о друга, удар происходит косыми скользящими движениями, также можно использовать трение одной тарелки о другую. Звук тарелок довольно продолжительный, заглушить который можно, прикоснувшись к краю тарелки. Также можно использовать удары палочками по подвешенной тарелке, изменяя силу и темп ударов.
На тарелках исполняют, как правило, простой и крупный ритм, так как мелкие ритмические рисунки на тарелках хоть и возможны, но из-за протяжности звука, сливаются и теряют свою четкость. Звук тарелок может быть как ярким, резким и звенящим, так и легким, шелестящим.
В оркестре звук тарелок сочетается с медными духовыми инструментами, а также с большим барабаном, когда требуется большая сила звука и звон. Тарелки используют в оркестре в моменты, когда нужно подчеркнуть кульминацию, придать звучанию яркость и для создания особых звуковых эффектов.
Большой барабан
Большой барабан, используемый в симфоническом оркестре, имеет большой диаметр (около 70 см) и может быть двух видов: более широкий затянутый кожей с обеих сторон или менее узкий обруч, затянутый кожей только с одной стороны. Во втором случае обруч крепится на стойке так, что может вращаться и располагаться под наклоном, чтобы музыканту было удобно наносить удары специальной колотушкой.
На большом барабане отбивают простой и крупный ритм. При этом звук получается низким и глухим, сочетающийся с контрабасом, литаврами и тарелками.
Большой барабан в оркестре может добавить динамики, особых изобразительных эффектов и поддержать басовые голосовые партии.
Там-там
Там-там — это большой (диаметром около 110 см) диск, выполненный из бронзы или меди, подвешенный на специальной стойке.
Удары производят колотушкой для большого барабана, также используют палочки для литавр или треугольника. Интересный нарастающий звук с задержкой можно получить, если произвести скользящий удар мягкой колотушкой.
Звук у там-тама вибрирующий, похожий на звук колокола, длительность которого можно регулировать. Используют там-там в крупных ритмических рисунках. В оркестре звучание там-тама сочетается с крупными инструментами, например, контрабасом, арфой, медными духовыми инструментами и используется для достижения специальных эффектов или в кульминации.
Интересен тот факт, что в древние времена в африканских племенах изготавливали там-там из шкуры буйвола, который в процессе эволюции превратился в металлический гонг, а концертный гонг так и называется «там-там». Вот такие эволюционные метаморфозы
Литавры
Литавры – это ударные инструменты в виде полушарий диаметром 60-80 см, затянутым кожаной перепонкой. Высота тона литавров зависит от размера котла и от натяжения перепонки: самый низкий звук имеет самый крупный котел со слабым натяжением мембраны. Изменять степень натяжения кожи можно с помощью механизмов, которые бывают трех видов: винтовой (на ободе котла), рычажный и педальный (с ножной педалью). Последний является более современными и функциональным, так как позволяет настраивать литавры быстро, например, во время паузы в партии.
Удары производят особыми палочками, имеющими шарообразную головку, обтянутую мягким фильцем. Получаемый звук зависит от размера палочек: так для получения сочного и сильного звука используют палочки с крупными головками, со средними – для более подвижных фигур, с маленькими – для легкого и подвижного звука. Для исполнения четких ритмических рисунков используют палочки с жесткими войлочными наконечниками.
Литавры дают творческий и динамический простор музыкантам, так как позволяют исполнять самые затейливые ритмы (включая tremolo) с различными оттенками и скоростью, прекрасно сочетаясь практически со всеми инструментами в оркестре.
В оркестре обычно используют литавры трех размеров, каждый из которых имеет свой диапазон настройки. При использовании всех размеров диапазон литавр довольно внушительный: от ми-фа большой октавы до фа-соль малой.
Колокола
Колокола часто используют в оперных спектаклях для имитации звука церковных колоколов. Они представляют собой стальные трубы (оногда пластинки), подвешенные к специальной раме, по которым ударяют молотком с резиновой головкой.
Колокольчики или металлофон
Это набор металлических пластинок различной длины, которые расположены в хроматическом порядке подобно клавиатуре фортепиано. Звукоизвлечение происходит при ударе по пластинкам специальными молоточками руками или при помощи клавишного механизма.
Колокольчики с ручными молоточками звучат высоко, их звук ярок, звонок и продолжителен, клавишных – более сухой и короткий. Колокольчики позволяют исполнять мелкие ритмические рисунки, особенно это касается клавишного механизма, но делают это нечасто, ибо из-за длительности звуки сливаются, превращаясь в шум.
Звучание колокольчиков сочетается с арфой, флейтой, скрипичной группой инструментов и используется для декоративных моментов в партиях.
Ксилофон
Ксилофон похож по своему устройству на колокольчики, но его пластины выполнены из дерева и расположены иногда в другом порядке. Звучность ксилофона помогают улучшить резонаторы. Если же их нет, то звук получается сухим, резким и непродолжительным.
Звукоизвлечение происходит также при помощи деревянных палочек и позволяет получить диапазон от «до» первой октавы до «до» четвертой. Ксилофон позволяет исполнять различные пассажи практически с любой скоростью, удачно соединяясь в звучании с деревянными духовыми и смычковыми инструментами.
Ксилофон в оркестре добавляет звуку ритмическую четкость и дополнительную изобразительность.
Использование ударных инструментов в составе симфонического оркестра призвано добавить ритма и четкости другим оркестровым инструментам, а также расставить акценты и спецэффекты. Инструменты же других групп поддерживают и уточняют высоту тона ударных.
Читайте также: