Музыкальный инструмент с металлическими пластинами
Музыканты всех времён и народов всяческими способами стремились разнообразить любимый музыкальный жанр. Хотя флексатон всё ещё остаётся малоизвестным музыкальным инструментом для широких масс, все же эта небольшая конструкция смогла продвинуть не одно музыкальное напавление вперёд. Всё дело в уникальном звучании ударного музыкального инструмента.
О том, какие секреты хранит флексатон, что означает название этого музыкального инструмента, как он повлиял на музыку в целом, и ещё много интересной информации читайте в статье.
Что это такое?
Появление такого ударного музыкального инструмента, как флексатон, приходится на 20-е годы XX столетия. Инструмент является членом семейства самозвучащих инструментов. В нём преобладает чистый звук металла.
Флексатон по праву можно назвать «серым кардиналом» в мире музыки. Этот маленький ударный инструмент мало кому знаком, при этом довольно часто используется в таких музыкальных жанрах, как:
- джаз;
- классическая музыка;
- эстрадная музыка.
Если на первых этапах своего существования инструмент был распространён только в джазе, после чего эту «волну» подхватили композиторы-классики, то сейчас звучание флексатона используется повсеместно.
Инструмент часто можно слышать и в кино. Всё это говорит о том, что звучание у него очень своеобразное и по-своему уникальное. Передать словами это невозможно, зато в работах композиторов – запросто. Вот в этих произведениях можно услышать голос флексатона:
- «Антигона» Артюра Онеггера;
- «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича;
- «Моисей и Аарон» Арнольда Шёнберга;
- «Первая симфония» Эрвина Шульгофа.
Помимо этого, партии данного боевого музыкального инструмента включены в сочинения авангардистов, таких как:
- Альфред Шнитке;
- София Губайдулина;
- Сергей Слонимский и другие.
Все вышесказанное говорит о том, что звучание флексатона, действительно, уникально, из-за чего и полюбилось как многим творцам, так и слушателям.
Отдельного внимания заслуживает история названия этой музыкальной конструкции. Нет сомнений в том, что корнем является слово латинского происхождения – flexus. Оно имеет такой перевод, как «сгиб», «изменение в голосе». Доказательством, которое подтверждает верность теории, служат французское слово flexion («согнутость») и итальянское flessibilita («гибкость»). Эти прилагательные весьма точно характеризуют сущность инструмента, поэтому неудивительно, что такое название закрепилось за флексатоном.
Конструкция
Флексатон подразумевает под собой самозвучащий язычковый инструмент, вибрация в котором происходит за счёт стальной пластинки. Эта пластинка называется язычком, имеет тонкую и изогнутую форму, которая сужается со «свободного» конца. Длина язычка, как правило, не превышает 18 см, а ширина – до 6 см.
Широкий кончик язычка зажимает деревянная колодка, у которой с другой стороны располагается рама из проволоки и рукоятка. С узкой стороны закреплены два гибких металлических стержня. На конце каждого из них расположен шарик. Он бывает в двух вариациях: деревянный и металлический.
Высота звука может меняться в зависимости от нажима пальцем на кончик язычка. Само звучание за счёт вибрации чем-то напоминает завывание ветра и имеет тремолирующий характер.
Другие параметры вроде размера и материала шариков не влияют на тембр и звучание в целом.
Техника исполнения
Для звучания данного музыкального инструмента очень важно придерживаться двух основных правил. Тогда звук будет чистым и привлекательным. Для игры на флексатоне нужно:
- держать конструкцию в правой руке за рукоять;
- большим пальцем нажимать на свободный конец язычка.
Простая инструкция позволяет привести инструмент в действие, после чего происходит встряхивание, и шарики за счёт удара производят нужный звук. Отрегулировать высоту можно при помощи нажима все тем же большим пальцем. От угла изгиба пластины будет меняться и звук. Может, это на первый взгляд и кажется простой задачей, но на деле всё куда сложнее. Дело в том, что звук довольно плохо поддаётся регуляции. Вот почему идеально овладеть инструментом получится только после нескольких лет тренировок. И все же виртуозы способны менять тембр в пределах 2-х октав. Сам по себе тембр флексатона скорее имеет звенящий, даже завывающий характер, а в верхнем регистре и вовсе пронзительный.
А также существует экспериментальный способ игры на флексатоне. Для этого заменяют классический вариант шариков, которые издают звук, на смычок или палочки от треугольника и так далее. Однако такой подход не очень популярен среди музыкантов. Что касается нот для флексатона, то они обозначаются согласно своему звучанию. В рамках оркестра партия этого инструмента пишется под трубчатыми колоколами и над треугольником.
О том, как звучит флексатон, смотрите в следующем видео.
Перкуссия в музыке
Медики слово «перкуссия» имеют право считать профессиональным термином, ведь, действительно, существует такой метод исследования – перкуссионный. Звук, который возникает при выстукивании здоровых и больных тканей, разнится, и это помогает доктору в диагностике. Перкуссия в музыке тоже связана со звуком, ритмом, а еще ударом. Поэтому пересечение медицины и музыкального искусства в одном слове не является случайностью.
Перкуссией называют особую группу ударных инструментов со звуковым продуктом, формирующим ритм и делающим на нем акцент. Они встречаются в этномузыке, электронной музыке и других жанрах. Но этно и фолк являются теми категориями, которые в большей степени соприкасаются с термином «перкуссия». Так, всякую национальную музыку исполняют и на перкуссионных инструментах тоже.
Что это за инструменты:
- бубен;
- кастаньеты;
- ковбелл;
- трещотки;
- бонги;
- колокольчики;
- маракасы;
- шейкер и прочие.
Это только мизерная часть списка, которая представляет перкуссионные инструменты мира. В мире этномузыку создают десятки и десятки инструментов такого типа. Названия большинства из них обыватель мог никогда и не слышать. Но от этнической музыки образовался удивительный мостик, который перешел в музыку электронную. Это случилось в 80-е годы прошлого столетия. Перкуссия в данном случае представлена уже готовыми, записанными сэмплами. Они обязательно используется в таких стилистических направлениях, как техно, хаус, транс, а еще чилл-аут, брейк-бит и другие. Интересно! Самые популярные в электронной музыке перкуссионные объекты – ксилофон, колокольчики, а еще тамбурин, бонго и гонг. Они помогают композициям стать динамичнее и лучше запоминаться.
Современные джазовые оркестры и рок-группы могут иметь в своем составе перкуссиониста. И это, помимо основного ударника, использующего классические ударные инструменты. К слову, в стандартную ударную установку не входит ни один перкуссионный инструмент. С представителями этой музыкальной категории человек, как правило, знакомится в детстве. Кто-то начинает экспериментировать с обычной погремушки: родители могут с ее помощью подыгрывать известной песенке либо акапельному исполнению. А ребенок, чуть повзрослев, также может пробовать создавать той же погремушкой ритм, повторять ритм известной песенки.
В детских магазинах несложно найти простой набор детских перкуссионных моделей, в котором будет бубен, маракасы, простые колокольчики.
Есть ряд классификаций этих инструментов. Первая делит их по высоте звучания. В перкуссионном ряду присутствуют изделия с заданной чистотой звучания и неопределенной. К первым относят барабаны (большой и малый), литавры, колокольчики, здесь же ксилофон и вибрафон. Ко второй – тарелки, бубен, обычный треугольник, там-там, кастаньеты.
По пути звукообразования образцы перкуссии бывают также нескольких видов.
Что такое металлофон и как его выбрать?
Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.
Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.
Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.
Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.
Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.
Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.
Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.
В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.
Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания
Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.
Чем отличается от ксилофона?
Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.
А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.
Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.
У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.
Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.
Какими бывают?
Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.
Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.
Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.
По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.
Советы по выбору
При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.
Как научиться играть?
Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.
Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.
Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.
При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.
Как держать палочки?
С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.
Извлечение звуков
На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.
Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.
Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.
Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.
Ханг –инструмент с космическим звучанием
Возможно, кто-то впервые слышит о таком инструменте, как ханг, а кто-то не только слышал, но и видел, и даже пробовал играть на нем. Ханг – перкуссионный ударный инструмент, на котором играют руками, извлекая завораживающе-космическую музыку. Недаром «hang» в переводе с бернского диалекта означает «рука».
История создания
Ханг - довольно молодой инструмент, история которого насчитывает всего 20 с небольшим лет, но которой всё больше и больше набирает популярность. Если быть точнее, то появился он в 2000 году благодаря Сабине Шерер и Феликсу Ронеру. Именно они изобрели ханг, который по их задумке должен был заменить целый оркестр, но при этом быть простым в изготовлении и освоении.
Ханг изготавливался только вручную и задумывался как инструмент не для широкого круга людей. Изначально ханг использовали только в определенных кругах, занимавшихся различными духовными практиками, но он значительно расширил круг своих почитателей, в который входили профессиональные музыканты и инструменталисты.
Столкнувшись с таким бешеным спросом на инструмент, его создатели организовали в 2003 году швейцарскую компанию PANArt Hangbau AG и прекратили массовое производство ханга. С этого момента нельзя было просто купить ханг в магазине, нужно было написать письмо компании-производителю, в котором требовалось подробно рассказать о себе и обосновать, для чего вам нужен этот инструмент, нужно было убедить мастеров изготовить для вас ханг. Писем было много, и также много оставались без ответа или получали отказ.
Что это было? Маркетинговый ход и искусственный ажиотаж? Нет. Производители инструмента аргументировали данное решение тем, что создали ханг в первую очередь для духовных практик, самопознания, самоисцеления, а не для массового использования как обычного ударного инструмента. Таким образом, ханг был инструментом дорогим и дефицитным, который на протяжении почти десяти лет изготавливался только компанией PANArt Hangbau AG в составе двух человек. В 2012 году компания заявила о прекращении производства ханга и более заказы не принимала. Однако, в 2013 году она же презентовала новый музыкальный инструмент – Gubal, который внешне напоминал ханг, но имел совершенно другое звучание, а также возможность самостоятельной настройки в диапазоне 40-10 000 Гц.
В России о ханге услышали и увидели его в сети Интернет, а услышали в живую лишь в 2008 году на выступлении израильского музыканта Тимура Хакимы. И уже с 2010 года в России периодически проводятся музыкальные фестивали, такие как «Moscow Hang Out’s» и «Hung drum UFO», где можно послушать исполнителей, играющих на ханге.
В настоящее время слово hang является запатентованным товарным знаком. Но по всему миру можно найти мастеров, изготавливающих так называемые хэндпаны (HandPan), что можно перевести как «ручная кастрюля». Это аналоги ханга, которые нельзя так называть. Ну, вы поняли. В России такие мастера тоже есть. Сегодня существуют более 20 прототипов ханга, которые могут называться Spacedrum, Caisa, Instrumento ARTesanal, SunPan и т.д. Внешне они очень похожи, но звучание каждого инструмента уникально.
Устройство и звучание
Внешне ханг очень напоминает летающую тарелку в том виде, в котором нам ее преподносит кинематограф. На самом же деле инструмент состоит их двух полых металлических полушарий из азотированной стали, скрепленных между собой. Верхняя часть ханга называется Динг (ding), нижняя – Гу (gu). На верхней полусфере находится тональный круг – Дум (dum), состоящий из семи или восьми круговых углублений с круглым углублением в центре (dempl). От места прикосновения к инструменту зависит нота извлекаемого звука.
Тональный круг формируется специальными молоточками по особой технологии, которая похожа на технологию настройки стилпанов. После настройки ханг может сохранять свое звучание и не требует дальнейшей подстройки. Второе поколение ханга и интегральный ханг еще дольше сохраняют настройку, чем модели первого поколения. Но учтите, что при повреждении инструмента через сильный удар или падение, тональный круг может потерять настройку. Самостоятельно восстановить настройку очень сложно, но возможно, если повреждения не слишком велики. Для этого наносят удары маленьким молоточком по внешней поверхности и через отверстие Гу по внутренней стороне корпуса. Нельзя разбирать ханг на две части ни в коем случае.
Нижняя полусфера имеет резонаторное отверстие диаметром 10-12 см, с помощью которого также можно извлекать звуки, как это делается на африканском инструменте уду.
При создании ханга его поверхность азотируют, создавая тончайшее покрытие, которое предотвращает окисление стали, а значит защищает от ржавчины. На завершающем этапе ханг покрывают тонким слоем олифы. Ханги второго поколения и интегральный имеют еще и латунное покрытие, которое наносится латунной щёткой и «вживляется» во внешнюю поверхность ханга методом прокаливания в печи.
Существуют вариации ханга, отличающиеся тональностями и конструктивными особенностями. Например, ханг второго поколения имеет кольцо в месте стыка полусфер, покрытие из латуни, а звук более низкий и глухой. Гуду ханг (gudu hang) имеет два резонаторных отверстия и заглушку для одного из них. Integral hang имеет более жесткую и прочную поверхность, а его нижняя сфера имеет немного сдавленную форму.
Представьте себе звучание гонгов, тибетских чаш, колокольчиков, других каких-то этнических инструментов. Сливаясь, они будут напоминать звучание ханга. Когда звучит ханг, кажется невероятным, что звук исходит только от одного инструмента, сочетая в себе различные тона и полутона, музыкальные акценты. Звучание ханга отлично подходит для медитации, релаксации. В его чарующих звуках каждый может найти что-то для себя: поможет настроиться, взбодриться, расслабиться, отвлечься от чего-то и т.д.
Ханг часто используют на сеансах звукотерапии, призванных исцелить разум, душу и тело. Его звучание помогает снять напряжение, избавиться от тревожного состояния, обрести гармонию, прийти к самопознанию и даже снять болевые ощущения в мышцах, голове и т.д.
Техника игры
Для игры на этом инструменте не нужно ничего, кроме рук. Звуки извлекаются за счет прикосновений, скольжений и постукиваний подушечками пальцев, ладонями, запястьями, кулаками, ногтями, в целом кистями рук, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.
Расположение ханга зависит от его разновидности: горизонтально на коленях или какой-то поверхности перед музыкантом, вертикально и т.д.
Чтобы начать играть на ханге, не нужно иметь музыкально образования или каких-то особых умений, владеть нотной грамотной и быть «просветленным» человеком. Тут на первый план выходят ощущения, умения раствориться в звуках, довериться инструменту, почувствовать его.
Как выбрать
Перед покупкой ханг обязательно нужно протестировать. Мы понимаем, что покупать вы его будете скорее всего в интернете, но проверка нужна обязательно. Звучание ханга должно обязательно откликнуться вам, иначе зачем он вам? Если только для интерьера. И всё же,как найти свой ханг?
Ответьте себе на вопрос: зачем он вам?
Поиграйте на чужом инструменте, чтобы понять, нужен ли вам свой ханг.
Оцените внешний вид инструмента: отсутствие царапин, вмятин, коррозии, щелей.
Поиграйте. Звук должен вас устраивать на 100%.
Не экономьте: дешевый инструмент будет звучать дешево, это не тот случай, когда стоит сэкономить.
Считается, что настроенный при изготовлении ханг в дальнейшей подстройке не нуждается. Однако, оседающие пыль, грязь и возможные повреждения инструмента сказываются на его звучании, поэтому рекомендуется его хотя бы раз в год чистить и бережно обращаться.
Основная идея создания ханга – важнее чувствовать музыку, чем уметь технично владеть инструментом. Поэтому экспериментируйте и наслаждайтесь звуком!
Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре
Ударные инструменты стали частью симфонических оркестров с середины 19 века. Ранее они использовались эпизодически, при исполнении определенных произведений. Например, в свои произведения любили включать партии ударных инструментов такие композиторы как Берлиоз, Глинка. Особая роль в популяризации ударных оркестровых инструментов принадлежит композиторам русской школы.
Рассмотрим инструменты, которые чаще всего можно встретить в симфоническом оркестре.
Треугольник
Маленький и компактный, треугольник выполнен из металлического прута, согнутого в форме треугольника со стороной около 20 см. Треугольник подвешивают на струне так, чтобы он свободно висел, не соприкасаясь ни с чем. Удары производят металлической палочкой, извлекая чистый и звонкий звук.
Треугольник – это инструмент высокого звучания, на котором можно исполнять простые и сложные ритмические рисунки. Звучание треугольника яркое и звонкое, отлично сочетающееся со смычковыми, деревянными и медными духовыми инструментами.
Звучание треугольника часто можно встретить в произведениях танцевального характера, так как он придает им особую веселость и живость. Роль треугольника в других произведениях сводится, обычно, к приданию им красочности, звучности, некой искристости и одновременно изящества.
Кастаньеты
О кастаньетах слышали многие, сразу представляя себе испанку, танцующую фламенко, держа в руках чашечки кастаньет и щелкая ими в такт своим движениям. Действительно, кастаньеты являются национальным испанским инструментом. Две деревянные чашки, напоминающие раковины, скрепленные шнурком, надеваемым на большие пальцы рук. Обычно кастаньеты изготавливают из самшита или чёрного дерева. При игре используют обе руки, но кастаньеты, которые располагаются в левой руке крупнее, они имеют более низкий тон и призваны отбивать основной ритмический рисунок. Стоит отметить, что кастаньеты используют сами танцовщицы, в процессе исполнения танца. Но это мы говорим о национальной испанской музыке и традиционных кастаньетах.
Кастаньеты можно услышать в симфоническом оркестре при исполнении живых и мелких ритмов, которые так характерны для испанских и неаполитанских народных танцев. Кастаньеты позволяют усиливать и ослаблять звук, отлично сочетаясь в звучании с деревянными духовыми инструментами, с мелкими ударными, такими как треугольник, бубен и малый барабан, подчеркивая штрихи смычковых инструментов, их всегда прекрасно слышно в оркестре.
Бубен и тамбурин
Эти два ударных инструмента очень похожи, поэтому часто взаимозаменяемы в оркестре.
Тамбурин - это инструмент в виде обруча 25 - 35 см в диаметре, чаще всего затянутого с одной стороны кожей, обруч имеет отверстия, в которые вставлены небольшие металлические пластинки, которые при потряхивании ударяются друг о друга и издают дребезжащий звук. У бубна дополнительно имеются три проволочки с бубенчиками, натянутые внутри обруча.
При исполнении партий, данные инструменты располагают в любой руке. Извлекать звук можно различными приемами, например, можно свободной рукой (пальцами или всей ладонью) наносить удары по кожаной мембране и самому обручу, трясти инструмент так, чтобы металлические пластинки звенели, производить удары о бедро и т.д. Можно даже с помощью специального ремня подвесить тамбурин на шею, чтобы освободить обе руки для исполнения сложных ритмических рисунков, либо расположить тамбурин на подставке и наносить удары барабанными палочками.
Тембр тамбурина довольно специфичен, что связано с сочетанием ударных звуков кожаной мембраны со звенящими звуками металлических частей (пластинок, бубенчиков). Тамбурин отлично звучит в сочетании с группой смычковых инструментов в оркестре а также с духовыми инструментами. Партии для тамбурина или бубна можно встретить в произведениях танцевального жанра, испанской музыке или для создания образов Востока.
Малый барабан
Малый барабан выполнен в форме цилиндра высотой 12—15 см и диаметром 35 - 40 см. В верхней и нижней частях барабан затянут в кожу, также на нижней стороне натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), придающие звуку малого барабана характерную «трескучесть».
Звукоизвлечение происходит при помощи палочек различной конфигурации (деревянные палочки с наконечниками, металлические метелки и т.д.), которыми ударяют по верхней мембране. Удары производят обеими руками, редко используется одновременный удар двумя палочками. Чтобы получить приглушенный звук, барабан накрывают материей или ослабляют струны.
Малый барабан позволяет исполнять самые мелкие ритмы в любом темпе, этим он и отличается от других ударных в оркестре, он подвижен и дает простор для творчества и экспериментов в технике исполнения. Звук малого барабана богат: от чуть слышного шороха, то грохота.
Малый барабан хорошо звучит совместно с духовыми инструментами, но может использоваться и в одиночном соло как, например, в «Болеро» М. Равеля, где он непрерывно звучит в течение всего произведения именно как солирующий инструмент.
В оркестре, как правило, присутствует только один малый барабан, который используется в маршевых музыкальных фрагментах для придания звучанию оркестра большей четкости и динамичности.
Тарелки
Тарелки обычно используются в паре и представляют собой два диска (диаметром 30-60 см) с выпуклостями и отверстием для ремешка, за который их держат во время игры.
Извлечение звука происходит путем удара тарелок друг о друга, удар происходит косыми скользящими движениями, также можно использовать трение одной тарелки о другую. Звук тарелок довольно продолжительный, заглушить который можно, прикоснувшись к краю тарелки. Также можно использовать удары палочками по подвешенной тарелке, изменяя силу и темп ударов.
На тарелках исполняют, как правило, простой и крупный ритм, так как мелкие ритмические рисунки на тарелках хоть и возможны, но из-за протяжности звука, сливаются и теряют свою четкость. Звук тарелок может быть как ярким, резким и звенящим, так и легким, шелестящим.
В оркестре звук тарелок сочетается с медными духовыми инструментами, а также с большим барабаном, когда требуется большая сила звука и звон. Тарелки используют в оркестре в моменты, когда нужно подчеркнуть кульминацию, придать звучанию яркость и для создания особых звуковых эффектов.
Большой барабан
Большой барабан, используемый в симфоническом оркестре, имеет большой диаметр (около 70 см) и может быть двух видов: более широкий затянутый кожей с обеих сторон или менее узкий обруч, затянутый кожей только с одной стороны. Во втором случае обруч крепится на стойке так, что может вращаться и располагаться под наклоном, чтобы музыканту было удобно наносить удары специальной колотушкой.
На большом барабане отбивают простой и крупный ритм. При этом звук получается низким и глухим, сочетающийся с контрабасом, литаврами и тарелками.
Большой барабан в оркестре может добавить динамики, особых изобразительных эффектов и поддержать басовые голосовые партии.
Там-там
Там-там — это большой (диаметром около 110 см) диск, выполненный из бронзы или меди, подвешенный на специальной стойке.
Удары производят колотушкой для большого барабана, также используют палочки для литавр или треугольника. Интересный нарастающий звук с задержкой можно получить, если произвести скользящий удар мягкой колотушкой.
Звук у там-тама вибрирующий, похожий на звук колокола, длительность которого можно регулировать. Используют там-там в крупных ритмических рисунках. В оркестре звучание там-тама сочетается с крупными инструментами, например, контрабасом, арфой, медными духовыми инструментами и используется для достижения специальных эффектов или в кульминации.
Интересен тот факт, что в древние времена в африканских племенах изготавливали там-там из шкуры буйвола, который в процессе эволюции превратился в металлический гонг, а концертный гонг так и называется «там-там». Вот такие эволюционные метаморфозы
Литавры
Литавры – это ударные инструменты в виде полушарий диаметром 60-80 см, затянутым кожаной перепонкой. Высота тона литавров зависит от размера котла и от натяжения перепонки: самый низкий звук имеет самый крупный котел со слабым натяжением мембраны. Изменять степень натяжения кожи можно с помощью механизмов, которые бывают трех видов: винтовой (на ободе котла), рычажный и педальный (с ножной педалью). Последний является более современными и функциональным, так как позволяет настраивать литавры быстро, например, во время паузы в партии.
Удары производят особыми палочками, имеющими шарообразную головку, обтянутую мягким фильцем. Получаемый звук зависит от размера палочек: так для получения сочного и сильного звука используют палочки с крупными головками, со средними – для более подвижных фигур, с маленькими – для легкого и подвижного звука. Для исполнения четких ритмических рисунков используют палочки с жесткими войлочными наконечниками.
Литавры дают творческий и динамический простор музыкантам, так как позволяют исполнять самые затейливые ритмы (включая tremolo) с различными оттенками и скоростью, прекрасно сочетаясь практически со всеми инструментами в оркестре.
В оркестре обычно используют литавры трех размеров, каждый из которых имеет свой диапазон настройки. При использовании всех размеров диапазон литавр довольно внушительный: от ми-фа большой октавы до фа-соль малой.
Колокола
Колокола часто используют в оперных спектаклях для имитации звука церковных колоколов. Они представляют собой стальные трубы (оногда пластинки), подвешенные к специальной раме, по которым ударяют молотком с резиновой головкой.
Колокольчики или металлофон
Это набор металлических пластинок различной длины, которые расположены в хроматическом порядке подобно клавиатуре фортепиано. Звукоизвлечение происходит при ударе по пластинкам специальными молоточками руками или при помощи клавишного механизма.
Колокольчики с ручными молоточками звучат высоко, их звук ярок, звонок и продолжителен, клавишных – более сухой и короткий. Колокольчики позволяют исполнять мелкие ритмические рисунки, особенно это касается клавишного механизма, но делают это нечасто, ибо из-за длительности звуки сливаются, превращаясь в шум.
Звучание колокольчиков сочетается с арфой, флейтой, скрипичной группой инструментов и используется для декоративных моментов в партиях.
Ксилофон
Ксилофон похож по своему устройству на колокольчики, но его пластины выполнены из дерева и расположены иногда в другом порядке. Звучность ксилофона помогают улучшить резонаторы. Если же их нет, то звук получается сухим, резким и непродолжительным.
Звукоизвлечение происходит также при помощи деревянных палочек и позволяет получить диапазон от «до» первой октавы до «до» четвертой. Ксилофон позволяет исполнять различные пассажи практически с любой скоростью, удачно соединяясь в звучании с деревянными духовыми и смычковыми инструментами.
Ксилофон в оркестре добавляет звуку ритмическую четкость и дополнительную изобразительность.
Использование ударных инструментов в составе симфонического оркестра призвано добавить ритма и четкости другим оркестровым инструментам, а также расставить акценты и спецэффекты. Инструменты же других групп поддерживают и уточняют высоту тона ударных.
Читайте также: