Музыкальный инструмент металлическая тарелка

Обновлено: 07.01.2025

Возможно, кто-то впервые слышит о таком инструменте, как ханг, а кто-то не только слышал, но и видел, и даже пробовал играть на нем. Ханг – перкуссионный ударный инструмент, на котором играют руками, извлекая завораживающе-космическую музыку. Недаром «hang» в переводе с бернского диалекта означает «рука».

9.jpg

История создания

Ханг - довольно молодой инструмент, история которого насчитывает всего 20 с небольшим лет, но которой всё больше и больше набирает популярность. Если быть точнее, то появился он в 2000 году благодаря Сабине Шерер и Феликсу Ронеру. Именно они изобрели ханг, который по их задумке должен был заменить целый оркестр, но при этом быть простым в изготовлении и освоении.

Ханг изготавливался только вручную и задумывался как инструмент не для широкого круга людей. Изначально ханг использовали только в определенных кругах, занимавшихся различными духовными практиками, но он значительно расширил круг своих почитателей, в который входили профессиональные музыканты и инструменталисты.

Столкнувшись с таким бешеным спросом на инструмент, его создатели организовали в 2003 году швейцарскую компанию PANArt Hangbau AG и прекратили массовое производство ханга. С этого момента нельзя было просто купить ханг в магазине, нужно было написать письмо компании-производителю, в котором требовалось подробно рассказать о себе и обосновать, для чего вам нужен этот инструмент, нужно было убедить мастеров изготовить для вас ханг. Писем было много, и также много оставались без ответа или получали отказ.

Что это было? Маркетинговый ход и искусственный ажиотаж? Нет. Производители инструмента аргументировали данное решение тем, что создали ханг в первую очередь для духовных практик, самопознания, самоисцеления, а не для массового использования как обычного ударного инструмента. Таким образом, ханг был инструментом дорогим и дефицитным, который на протяжении почти десяти лет изготавливался только компанией PANArt Hangbau AG в составе двух человек. В 2012 году компания заявила о прекращении производства ханга и более заказы не принимала. Однако, в 2013 году она же презентовала новый музыкальный инструмент – Gubal, который внешне напоминал ханг, но имел совершенно другое звучание, а также возможность самостоятельной настройки в диапазоне 40-10 000 Гц.

В России о ханге услышали и увидели его в сети Интернет, а услышали в живую лишь в 2008 году на выступлении израильского музыканта Тимура Хакимы. И уже с 2010 года в России периодически проводятся музыкальные фестивали, такие как «Moscow Hang Out’s» и «Hung drum UFO», где можно послушать исполнителей, играющих на ханге.

16.jpg

В настоящее время слово hang является запатентованным товарным знаком. Но по всему миру можно найти мастеров, изготавливающих так называемые хэндпаны (HandPan), что можно перевести как «ручная кастрюля». Это аналоги ханга, которые нельзя так называть. Ну, вы поняли. В России такие мастера тоже есть. Сегодня существуют более 20 прототипов ханга, которые могут называться Spacedrum, Caisa, Instrumento ARTesanal, SunPan и т.д. Внешне они очень похожи, но звучание каждого инструмента уникально.

13.jpg

Устройство и звучание

Внешне ханг очень напоминает летающую тарелку в том виде, в котором нам ее преподносит кинематограф. На самом же деле инструмент состоит их двух полых металлических полушарий из азотированной стали, скрепленных между собой. Верхняя часть ханга называется Динг (ding), нижняя – Гу (gu). На верхней полусфере находится тональный круг – Дум (dum), состоящий из семи или восьми круговых углублений с круглым углублением в центре (dempl). От места прикосновения к инструменту зависит нота извлекаемого звука.

Тональный круг формируется специальными молоточками по особой технологии, которая похожа на технологию настройки стилпанов. После настройки ханг может сохранять свое звучание и не требует дальнейшей подстройки. Второе поколение ханга и интегральный ханг еще дольше сохраняют настройку, чем модели первого поколения. Но учтите, что при повреждении инструмента через сильный удар или падение, тональный круг может потерять настройку. Самостоятельно восстановить настройку очень сложно, но возможно, если повреждения не слишком велики. Для этого наносят удары маленьким молоточком по внешней поверхности и через отверстие Гу по внутренней стороне корпуса. Нельзя разбирать ханг на две части ни в коем случае.

3.jpg

Нижняя полусфера имеет резонаторное отверстие диаметром 10-12 см, с помощью которого также можно извлекать звуки, как это делается на африканском инструменте уду.

2.jpg

При создании ханга его поверхность азотируют, создавая тончайшее покрытие, которое предотвращает окисление стали, а значит защищает от ржавчины. На завершающем этапе ханг покрывают тонким слоем олифы. Ханги второго поколения и интегральный имеют еще и латунное покрытие, которое наносится латунной щёткой и «вживляется» во внешнюю поверхность ханга методом прокаливания в печи.

Существуют вариации ханга, отличающиеся тональностями и конструктивными особенностями. Например, ханг второго поколения имеет кольцо в месте стыка полусфер, покрытие из латуни, а звук более низкий и глухой. Гуду ханг (gudu hang) имеет два резонаторных отверстия и заглушку для одного из них. Integral hang имеет более жесткую и прочную поверхность, а его нижняя сфера имеет немного сдавленную форму.

12.png

Представьте себе звучание гонгов, тибетских чаш, колокольчиков, других каких-то этнических инструментов. Сливаясь, они будут напоминать звучание ханга. Когда звучит ханг, кажется невероятным, что звук исходит только от одного инструмента, сочетая в себе различные тона и полутона, музыкальные акценты. Звучание ханга отлично подходит для медитации, релаксации. В его чарующих звуках каждый может найти что-то для себя: поможет настроиться, взбодриться, расслабиться, отвлечься от чего-то и т.д.

15.jpg

Ханг часто используют на сеансах звукотерапии, призванных исцелить разум, душу и тело. Его звучание помогает снять напряжение, избавиться от тревожного состояния, обрести гармонию, прийти к самопознанию и даже снять болевые ощущения в мышцах, голове и т.д.

Техника игры

Для игры на этом инструменте не нужно ничего, кроме рук. Звуки извлекаются за счет прикосновений, скольжений и постукиваний подушечками пальцев, ладонями, запястьями, кулаками, ногтями, в целом кистями рук, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.

14.jpg

Расположение ханга зависит от его разновидности: горизонтально на коленях или какой-то поверхности перед музыкантом, вертикально и т.д.

7.jpg

Чтобы начать играть на ханге, не нужно иметь музыкально образования или каких-то особых умений, владеть нотной грамотной и быть «просветленным» человеком. Тут на первый план выходят ощущения, умения раствориться в звуках, довериться инструменту, почувствовать его.

Как выбрать

Перед покупкой ханг обязательно нужно протестировать. Мы понимаем, что покупать вы его будете скорее всего в интернете, но проверка нужна обязательно. Звучание ханга должно обязательно откликнуться вам, иначе зачем он вам? Если только для интерьера. И всё же,как найти свой ханг?

Ответьте себе на вопрос: зачем он вам?

Поиграйте на чужом инструменте, чтобы понять, нужен ли вам свой ханг.

Оцените внешний вид инструмента: отсутствие царапин, вмятин, коррозии, щелей.

Поиграйте. Звук должен вас устраивать на 100%.

Не экономьте: дешевый инструмент будет звучать дешево, это не тот случай, когда стоит сэкономить.

Считается, что настроенный при изготовлении ханг в дальнейшей подстройке не нуждается. Однако, оседающие пыль, грязь и возможные повреждения инструмента сказываются на его звучании, поэтому рекомендуется его хотя бы раз в год чистить и бережно обращаться.

17.jpeg

Основная идея создания ханга – важнее чувствовать музыку, чем уметь технично владеть инструментом. Поэтому экспериментируйте и наслаждайтесь звуком!

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг ⁠ ⁠

Ханг – это музыкальный инструмент, который состоит из соединенных между собой двух металлических полусфер, одна из сторон которых называется Ding, а вторая Gu. Его вы можете лицезреть на фотографиях.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

История ханга началась в 2000 году. Именно в начале тысячелетия Феликсом Ронером и Сабиной Шерер в городе Берне, что в Швейцарии, был создан первый прототип ханга. Они долгое время изучали различные перкуссионные инструменты, в частности тринидатский стилпан (стальной барабан с острова Тринидат). Изначально ханг должен был стать неким лечебным инструментов, можно даже сказать, исцеляющей панацеей. Но после того, как создатели начали размещать видео с игрой на ханге в Интернете, общество откликнулось немного иначе, посчитав инструмент именно музыкальным.

Вот как выглядела первая модель ханга 2000 года

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Но создатели не остановились на достигнутом и решили его модернизировать, сделав более пригодным и удобным для игры на нем. Со временем ханг значительно уменьшился в размерах и стал намного лучше звучать. В том же 2000-м году Феликс и Сабина изготовили еще несколько прототипов, в результате чего и появился знакомый всему миру облик ханга, с которым он и ассоциируется у большинства.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Что такое PANArt?

PANArt – это компания, которая была основана все той же парочкой, которая создала ханг. Сначала они занимались изготовлением и продажей стилпанов и величали себя PANArt Steelpan-Manufaktur AG. Уже к 2003 году они полностью сосредоточились на изготовлении хангов и переименовались в PANArt Hangbau AG. Интересный факт: AG значит – акционерное общество, из-за чего бытует мнение, что PANArt – это огромная музыкальная компания. Но на деле все обстоит иначе: компания – это 2 создателя ханга, которые и являются всем персоналом фирмы.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Главные вехи в хангостроении

Стоит так же добавить, что PANArt в 2001 году запускает сеть магазинов, которая к 2005 году распространилась по всей Европе, и даже был открыт один магазин в США. Собственно, создание сети привело к тому, что ребята перестали справляться со спросом на ханги и вынуждены были прекратить в 2006 году продажу по всему миру. С того года ханг можно приобрести только в Берне, непосредственно на самом производстве. В том же году компания перестала распространять инструмент через Интернет, прикрыв свой сайт.

2 поколение ханга

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Весной 2006 года было заявлено о выпуске второго поколения инструментов. В течение года, чтобы купить инструмент, нужно было договариваться о встрече в Хангбаухаусе. С февраля 2008 года, после того как в продажу поступили интегральные ханги, доставка снова стала доступной, но все равно нужно писать официальное письмо в компанию, которое после рассмотрение встанет в очередь. Слыхал я, что эта очередь уже исчисляется в 10-ки тысяч. В следующей записи я расскажу, как заказать ханг и его аналоги, а пока расскажу еще немного интересного об этом инструменте =).

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Что такое Хангхаус (hanghaus)?

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Это дом, который располагается у реки Ааре в Берне. Именно этот скромный домик был первой мастерской Феликса и Сабины, именно здесь творилась история. Сегодня этот домик уже не является мастерской, а стал неким местом паломничества, где происходит вручение уже готовых хангов. В период с 2006 по 2007 год ханг можно было получить только в Хангхаусе, который создатели еще называют Хангбаухаусом. Здесь была комната для гостей и стеллажи с уже готовыми инструментами.

Что значит слово «Ханг»?

HangDrum от BellArt – производит BellArt, всего один человек, который проживает в Испании. Не могу не похвастаться, его я тоже слышал в живую на концерте Сварупа, где присутствовали другие ребята с аналогами ханга. Как заказать этот инструмент я расскажу тоже, но по секрету: до 2013 года заявки не принимаются.

HangDrum от Pantheon Steel –это американцы =). Свой аналог они назвали Halo и о завидуйте, его я тоже слышал =) У американцев не все как у людей – они продают Хало как в лотерее, но об этом я расскажу потом.

У итальянцев свой HangDrum – DiscoArmonico, его я к сожалению не слышал. Есть у них еще мастер Jose Greenbeach.

В Германии ханг делают под именем Caisa. Есть еще мастер, ник в Сети которого 131marti131, но это в следующий раз =). Немцы вообще полюбили сей инструмент, у них еще производиться Innersound, аналог от компании E.C.S.-Steeldrums.

Во Франции – Spacedrum.

Еще скажу по секрету, что под Харьковом появился дядя, который возможно запустит в производство аналог ханга. Давиде Сваруп и его украинский менеджер Антон были у него в гостях 17 октября, перед концертом в «Джазтере». У этого дяди уже готовы формы, которые он заказал на авиационном заводе, но звука у него пока нет. Там не понятная ситуация, но будем надеяться. Если что, украинский аналог ханга будет стоить около 4000 грн. Вообще, инструмент сий не из самых дешевых, ориентироваться нужно на от 650 до 2000 евро. Оригинальный PANArt стоит около 1500 евро, но там столько нюансов, которые заслуживают отдельную статью.

Строение, виды и особенности тарелок для ударных установок

Если взять тарелку в руку, присмотреться, а также погладить и пощупать :-), мы определенно увидим купол. В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Рядом с куполом находится тело тарелки, так называемая ride-зона. Край тарелки тоньше, его называют ударной или crash-зоной.


Все три части (зоны) тарелки в руках настоящего барабанщика превращаются в игровое пространство. И если у вас все в порядке с головой и фантазией, вы сможете удивить окружающих не просто виртуозной игрой, но и количеством разнообразных звуков, извлекаемых из раскатанной болванки, ставшей произведением искусства — тарелкой, которую вы держите в руках!

Итак, барабанщик может ударить в одну из трех зон, от которых зависит звучание тарелки:

• игра в купол рождает колокольный звук, отличающийся от остальных. Это улучшает динамику игры;

• игра в ride-зоне раскрывает звук тарелки не сразу. Это так называемый ping с обертонами, присущими именно этой тарелке, поэтому здесь звучание более четкое. Ударяют сюда в основном головкой палки и ведут ритмическую партию (например, во время припева);

• игра в crash-зоне демонстрирует полный звук тарелки. Это ее самая тонкая и громкая часть, так что здесь четкость снижается за счет увеличения громкости. Сюда музыкант лупит постоянно, выделяя синкопы, стоп-таймы, начало или конец песни. В край можно рубить, чтобы поднять динамику исполнения на самый громкий уровень.

Современные барабанщики, когда играют соло на тарелках, могут также после удара в край в ритме композиции прислонять к цоколю ладонь и делать звуковую волну (попробуйте!).

Что влияет на звучание тарелки?

Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина).

Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче.

Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу.

У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки.

Профиль тарелки (profile) — важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»).

Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами — это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а.

По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки.

Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.


Тарелки, изготовляемые машинным способом, тоже разные, но более похожи по звуку друг на друга.

Тарелки делают из самых разных сплавов. Выделяют четыре основных, но в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver — сплав меди, цинка и никеля).

Тарелки ученических серий штампуются из листовой бронзы, но и они могут пройти процесс ковки и обработки резцом. Так что в этих сериях попадаются достойные экземпляры.

Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.

Например, маркировка 16" 2002 Thin Crash говорит о следующем: 2002 – наименование серии тарелок фирмы Paiste; Thin – указание на вес тарелки; Crash – тип тарелки.

Вес тарелки, как правило, обозначают так:

  • extra-thin (сверхтонкий) или paper-thin (тонкий как бумага);
  • thin (тонкий);
  • medium thin (полутонкий);
  • medium (средний);
  • medium heavy (полутяжелый);
  • heavy (тяжелый);
  • extra-heavy (сверхтяжелый).

Иногда можно встретить такие обозначения веса:

  • studio (для студии – medium thin, полутонкий);
  • stage (для концерта – medium heavy, полутяжелый);
  • rock (для рока – heavy, тяжелый);
  • power (мощный – heavy, тяжелый);
  • metal (для металла – extra-heavy, сверхтяжелый).

Также маркировка может содержать следующие слова: bell (колокольный), bright (яркий), brilliant (блестящий), crush (сокрушительный), dark (мрачный), deep (глубокий), dry (сухой), fast (с быстрой атакой), full (полный), fusion (фьюжн), light (легкий), power (мощный), projection (прорезающий), thrash (пробивающий), tight (плотный), trash (грязный).

Виды тарелок

Тарелки типа крэш (crash)


Звучат мощно и используются в основном для акцентов, в оркестрах играют парами (звук извлекают путем удара тарелок друг о друга).


Тарелки типа крэш (crash)

Тарелки crash могут быть самого разного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки всегда достаточно тонкий. Для профиля этих тарелок характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет этого crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) – 16" или 18". Крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а при выполнении на заказ диаметр может быть от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21".

Тарелки типа хай-хэт (hi-hat)


Тарелка хай-хэт (hi-hat)

Hi-hat представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash, но обычно немного толще), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую. Различают открытое и закрытое положения. Звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга. Некоторые барабанщики используют два crash"а и пытаются тем самым добиться звучания старых шипящих hat"ов середины XX века. Также иногда встречаются hat"ы с отверстиями в нижней тарелке и изогнутой поверхностью. Эти технические ухищрения способствуют быстрому оттоку воздуха и более четкому звучанию.

Обычно используются 13" и 14" тарелки, а для тяжелой музыки встречаются и 15".

Тарелки райд (ride)


Ride применяют для обозначения тарелок из ударных партий. Раньше производители не делили тарелки на ride"ы и crash"и, их просто разделяли по весу и диаметру. Каждый музыкант сам выбирал, какая тарелка и для чего подойдет ему в игре.

Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке. В отличие от crash’ей край тарелки ride обычно достаточно толстый.

Чаще всего встречаются ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26".

Тарелки типа сизл (sizzle)


Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. «шипеть», «шкварчать») – это ride"ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо «погремушки», чаще всего заклепки или цепочки. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так и не став заменой ride-тарелкам.

Тарелки типа сплэш (splash)


Очень тонкие и маленькие тарелки. Их толщина не меняется от цоколя к краю, поэтому издают они шипящий акцентированный звук.


Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним очень жестко.


Диаметр splash-тарелок — от 6" до 12", самые популярные размеры — 8" и 10".

Тарелки типа чайна (china)



Тарелки имеют грязное громкое звучание. Их край вывернут наверх против основного направления изгиба тела, которое само практически не меняет толщину от купола к краю. В ударной установке они считаются эффект-тарелками, предназначенными для игры как crash-, так и ride-партий. Но для последних нужен купол, поэтому некоторые china кажутся вывернутыми. Барабанщик Rolling Stones Charlie Watts использует china вместо crash, и его это не смущает. К тому же он вешает тарелку неправильно, выгнутым краем вверх, как будто специально хочет расколоть ее палкой. Но в звуковой палитре коллектива это звучит потрясающе.


Тарелки china выпускаются с диаметром от 6" до 27". Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese.

Тарелки типа swish и pang



Это тарелки так называемой китайской группы, предназначенные для игры ride-партий. Они появились в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.
Swish чаще всего используют с клепками, что придает звучанию мощные грязные оттенки. Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а для pang – от 18" до 20".

В конце XX века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в начале 2000-х они снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul.

Как ухаживать за тарелками


На рынке есть огромное количество специальных моющих составов. Они действительно хорошо справляются со своей задачей, но стоят довольно дорого. Поэтому можете воспользоваться обычным хозяйственным мылом и поролоновой губкой. Главное — не использовать жесткие или металлические средства (это поставит крест на внешнем виде, равно как и на звучании тарелки). Мойте тарелку под струей воды плавными движениями по кругу, начиная с центра и увеличивая диаметр. Когда удалите все следы от палок и пальцев, протрите тарелку мягкой тканью и дайте ей высохнуть до конца.

Если совершать эту процедуру после каждого концерта, тарелка долго будет выглядеть достойно.

Ханг: описание инструмента и особенности его звучания

Ханг: описание инструмента и особенности его звучания

Различные музыкальные инструменты позволяют создавать красивые необычные мелодии. При этом каждое отдельное изделие формирует своё неповторимое звучание. Интересно будет звучать этнический ханг. Сегодня речь пойдёт об основных особенностях такого инструмента, а также о том, как правильно на нём играть.




История появления

Ханг был произведён в 2000 г. Сабиной Шерер и Феликсом Ронером на территории Берна. Он является одним из наиболее молодых инструментов. Родоначальником язычкового изделия стал карибский барабан из стали. После его изучения создателям пришла в голову мысль о разработке совершенно нового музыкального инструмента. Этнический ханг появился в результате долгих и тщательных исследований разных инструментов со всех стран, в том числе колокола, барабана, гамелана. Русских музыкантов привлекло звучание этого музыкального изделия только в 2010 г. во время большого фестиваля в Москве.

Спустя три года опять же в Москве прошёл проект Sun Set, он носил образовательную направленность. На нём показывались мастер-классы игры на ханге. Первое выступление с хангом на территории России в 2008 году устроил музыкант Тимур Хакима в заведении «Музей Чая».

Согласно подтверждённой версии создателей, ударный инструмент получил такое наименование от слова «рука» в немецком языке.




Первое поколение инструментов этого типа возникло уже в 2001 г. В следующем году фирма кардинально меняет свою основную деятельность в пользу этого ударного экземпляра, а затем и открывает свой новый сайт, на котором размещает подробную информацию о ханге, о продавцах, которые его поставляют. Со временем создатели начали модернизировать ханг. Так, он стал гораздо меньших размеров по сравнению с первоначальным вариантом. Также образец стал немного чище и лучше звучать.



Описание

Ханг представляет собой гармонически настраиваемый идиофон с красивым и необычным органическим звучанием. Можно говорить о том, что он имеет вид язычковой тарелки. Инструмент включает в себя две полусферы, соединённые между собой, они изготавливаются из азотированной стальной основы. Верхняя часть носит название Ding, нижняя — Gu. На верхней части имеются восемь тональных отделов, формирующих октаву, на них следует играть пальцами. Нижняя часть имеет специальное басовое отделение, при помощи него появляется возможность изменять звучание в процессе игры, но иногда его просто применяют в роли басового приспособления, формируя звучание лёгкими ударами ладони. Как правило, такое изделие называют ханг-драм, так как техника игры на нём очень схожа с игрой на барабанах. Но всё же звуки можно извлекать самыми разными методами.

Если вы захотите в дальнейшем перепродать его, то сделать это можно по той же стоимости, по который было сделано приобретение, но в любом случае необходимо также оповестить об этом производителя.




Аналоги

К наиболее известным аналогам ханга следует отнести следующие инструменты.

Визуально музыканту-новичку или любителю будет достаточно трудно отличить оригинальную модель от аналога. Кроме того, все они имеют свою уникальную и неповторимую тональность.







Чтобы получать красивое звучание, следует помнить о правилах игры на ханге. Звуки можно будет извлекать не только при помощи стуков пальцами – нередко используются ладони, косточки на пальцах и даже кулаки. Как правило, ханг в процессе игры размещается на коленях, также его часто кладут на уровне живота прямо перед собой на любую ровную горизонтальную поверхность. Ханг позволяет формировать слегка размытые звуки, которые немного похожи на эхо. Полученные композиции станут идеальным вариантом для расслабления, отдыха, медитаций.

Ханг относится к таким музыкальным инструментам, которые позволяют создавать и точные ноты, и некоторые обертоны. Если же ударить не по центральной части, а предварительно сделать отступ от неё немного в сторону, то тогда будет меняться высота ноты. Именно за счёт интересной игры подобными отклонениями музыка в итоге получается гораздо более богатой и красивой. Изначально такой ударный музыкальный инструмент был популярен только лишь у ограниченного круга людей. Но теперь он считается достаточно известным.

Профессиональные инструменталисты, а также участники различных исполняющих музыкальных коллективов нередко выбирают ханг, чтобы преобразить свои музыкальные композиции, сделать их более оригинальными и красивыми.

Что такое металлофон и как его выбрать?

Что такое металлофон и как его выбрать?

Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.

Что это такое?

Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.

Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.

Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.



Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.

Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.

В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.



Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания



Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.

Чем отличается от ксилофона?

Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.

А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.



Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.

У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.

Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.



Какими бывают?

Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.

Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.


Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.

По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.


Советы по выбору

При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.


Как научиться играть?

Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.

Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.


Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.

При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.

Как держать палочки?

С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.


Извлечение звуков

На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.

Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.


Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.

Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.

Читайте также: