Мозаика с металлическим контуром

Обновлено: 22.01.2025

Основной инструмент мастера-мозаичника — небольшой косой нож, который готовят из отслужившего свой срок медицинского скальпеля, из строительного гвоздя-дюбеля или из полотна ножовки. Технология деревянной мозаики проста и доступна людям разных возрастов, работающим в домашних условиях.

Предлагаем еще один вид мозаики — деревянный набор с тонкими металлическими контурами. Искусство декорирования дерева металлом в разнообразных формах и видах известно давно. Такими накладками декорировалась мебель. Сверкающие инкрустации из металла покрывали деревянные детали парадного оружия, украшали всевозможные шкатулки, ларцы, табакерки.

Деревянный набор, контуры которого подчеркнуты изящной сверкающей металлической нитью, выглядит весьма выразительно. Технология таких работ делится на два этапа: прежде создается сам набор, а затем исполняются металлические вставки. Работа начинается с композиционного эскиза на бумаге, где наряду с мозаичным изображением прорисовывается и металлический контур.

Композицию на бумаге рекомендуем выполнять слегка подцвеченными белилами (гуашь, темпера). Согласно эскизу готовят подготовительный рисунок в натуральную величину будущего набора, затем из шпона вырезают детали изображения, скрепляют вместе и фанеруют — наклеивают на прочную деревянную основу готовую мозаичную композицию.

После фанеровки и шлифовки мозаичной поверхности, приступают к укладке металлических контуров. Для этого по границам изображения (а также на самом изображении для подчеркивания нужных деталей) прорезают канавки косым или торцевым ножом, особенно удобным для такой операции.

Последовательность заточки торцевого ножа (из дюбеля).

Торцевой нож делают из стальной пластинки длиной 70—85 мм и шириной 5—7 мм, которую, например, отрубают зубилом от полотна старой пилы и обтачивают до нужной ширины. Затем вырезают (а если есть возможность, то вытачивают) деревянную ручку. В ней сверлят гнездо глубиной примерно 30 мм, чтобы диаметр сверла был равен ширине пластинки, и вставляют в гнездо эту пластинку. Оставшуюся пустоту забивают деревянными колышками, которые потом промазывают клеем. Ручку покрывают лаком, а пластинку затачивают так, чтобы получилось обоюдоострое, тонкое, отполированное лезвие длиной около 20 миллиметров.

Лезвие торцевого ножа можно изготовить из строительного гвоздя — дюбеля, который сначала затачивают в виде лопатки (при этом следует чаще охлаждать гвоздь в воде, чтобы сохранить закалку). Затем концу лопатки придают форму овала и затачивают в виде обоюдоострого лезвия с обязательной полировкой на войлочном круге с пастой ГОИ. Если лезвие окажется шероховатым, то при выемке из прорези оно потянет за собой края шпона, и работа приобретет неопрятный вид.

Для ножа, сделанного из дюбеля, лучше всего подойдет ручка из твердой и плотной древесины (береза, дуб, клен, яблоня, вишня, груша). В ручке сверлят отверстие (на 0,5 мм короче, чем диаметр дюбеля, и на половину его длины). В это отверстие и забивают дюбель.

Рекомендуем изготовить несколько ножей с разной шириной лезвия (3—6 миллиметров), которыми делают углубленные прорези по намеченным контурам. Нож в плоскости резания должен находиться в вертикальном положении, иначе шпон сколется или же приподнимется, кроме того, может получиться косая прорезь, в которую с трудом войдет металлическая полоска.

В то же время нож при резании, сохраняя его вертикальное положение к плоскости, следует наклонять острием в сторону движения. Канавки под окружности и под дуги готовят вертикальными проколами вплотную друг к другу.

Металлическая полоса обычно под ножницами скручивается в спираль; это не беда: перед изготовлением контура выровняйте полоску деревянным молотком. Полоска из меди, алюминия или другого мягкого металла зачастую при вколачивании мнется и не входит в прорезь. Поэтому предварительно слегка постучите по ней молотком, после этого металл станет более жестким (нагартуется) и достаточно легко войдет в прорезь. Чтобы полоска равномерно, без изгибов, не заминая дерева, попала в канавку и прочно в ней сидела, советуем ширину прорези делать равной сечению полоски, а глубину — несколько большей, чем ширина этой полоски.

Косой нож.

Торцевой нож.

После того как приготовили прорези, конец заготовленной полоски металла с нажимом вставляют в канавку и легкими ударами молоточка постепенно загоняют полоску в канавку по всей ее длине, обходясь как можно меньшим количеством стыков. Удары повторяют по мере продвижения пластинки по контуру, с тем чтобы она последовательно заполнила канавку, при этом оставляют верхушку полоски под краем канавки. Эту верхушку шлифуют, чтобы получить равномерную поверхность металлического контура. В наборе могут быть использованы точечные металлические элементы (для декорирования деталей), которые выполняются так: шилом прокалывают в древесине вертикальные отверстия, в которые опускают до упора кусочки металлической проволоки. Верхнюю часть проволоки срезают кусачками — бокорезами, а выступающие (1,5 – 2 мм) концы вбивают в древесину так, чтобы после их шлифовки на поверхности набора остались сверкающие точки.

Вколачивание контурной полосы.

При зачистке металлических частей, расположенных на значительной плоскости, рекомендуем использовать плоский напильник с загнутым для удобства вверх хвостовиком (предварительно место сгиба следует отжечь) и с насаженной ручкой. Работа таким напильником напоминает строгание рубанком.

Положение торцевого ножа при выполнении различных операций.

После зачистки металлических элементов поверхность набора шлифуют навернутой на деревянный брусок мелкой наждачной бумагой и покрывают тонким защитным слоем пака, политуры или восковой мастики. Матовый лак, кстати, весьма выразительно подчеркивает металлические элементы.

Схема соединения металлических полосок на острый угол.

Еще о некоторых «секретах производства». Готовый набор советуем укладывать на щит из пиломатериалов или на многослойную фанеру, но не древесно-стру-жечную плиту. Желательно между частями мозаичного набора оставлять небольшие зазоры, по которым будет двигаться торцевой нож, не выкрашивая в этом случае соседние участки шпона. При использовании в мозаичном наборе мягких пород дерева — липы, осины, ольхи, сосны — глубина прокола под точечную вставку должна быть 8—10 миллиметров. Если же в деле твердые породы или многослойная фанера, глубину прокола можно ограничить 4—5 мм. Соответственно прорезь под полоску на мягкой древесине делают глубже, чем на твердом дереве.

Напильник с загнутой ручкой.

При заполнении канавки металлической полосой, острые углы прилегающих участков шпона иногда заминаются и втягиваются в бороздку вслед за металлом. Чтобы устранить этот дефект, достаточно нескольких капель воды, которая, высыхая, восстановит плоскость набора.

Тон для набора рекомендуем выбирать достаточно темный, чтобы на нем выделялись металлические контуры. Лучше всего сочетается с деревом золотистая латунь и бронза, медь немного темновата, холодный же серый алюминий вообще плохо гармонирует с теплыми оттенками дерева.

Деревянная мозаика с металлическим контуром — выразительный вид декоративных работ для шкатулок, коробочек, ларцов. Подойдет такая мозаика и для декоративных панно—пластин. Кулоны, броши, серьги, выполненные тонко и аккуратно с тщательной полировкой в этой технике, окажутся чрезвычайно выразительными.

§ 27. Мозаика с металлическим контуром

Ранее вы познакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели и обихода. Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань.

Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие.

Проволока может быть медной или латунной.

Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия (рис. 88).


Рис. 88. Закрепление накладной филиграни проволочными скобами: 1 — проволочный контур; 2 — скоба; 3 — основа После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путем врезания его в деревянную основу (рис. 89). Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации.


Рис. 89. «Грибы». Мозаика с металлическим контуром

Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого для подчеркивания отдельных деталей мозаики по контурам изображения внутри набора прорезают канавку, в которую вколачивают тонкую полоску металла. Такую полоску шириной 2. 3 мм отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вколачивают ее в древесину (рис. 90). Удары повторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не заполнит всю канавку. Полоску не вколачивают на всю глубину канавки — она должна немного выступать над поверхностью мозаичного набора.


Рис. 90. Вколачивание металлического контура

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зачищают мелкой шлифовальной шкуркой и покрывают слоем лака.

Следует помнить, что блестящие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунными или бронзовыми, так как медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.

Конспект и презентация по технологии "Мозаика с металлическим контуром" 6 класс

• Образовательная: формировать общее представление о видах мозаики. Познакомить с приемами изготовления мозаики с металлическим контуром.

• Развивающая: развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости с помощью рисунка.

• Воспитательная: воспитать аккуратность, побуждать любознательность, интерес к творческому процессу.

Оборудование: карандаш, «переводка», пассатижи-бокорезы, верстак комбинированный, проволока, деревянные заготовки, клей, лак, наглядные изделия, компьютер (презентация).

Урок рассчитан на 2 академических часа.

1. Организационный момент начала урока.

2. Подготовка учащихся к учебной деятельности.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

6. Продолжение практической работы.

7. Подведение итогов.

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

1. Вступительное слово учителя

На уроках технологии мы с вами знакомились и выполняли разные виды обработки дерева. Какие? (Это и резьба, и выжигание, и изготовление скульптур). Но резьба по дереву и изготовление скульптур – это не все способы обработки дерева. Особенно интересные и полезные вещи можно сделать, применяя технику мозаики. (Приложение, слайд 2)

Мозаика – это орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Орнамент (Приложение, слайд 3) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. («Орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение»). Русский орнамент содержит изображения полевых цветов, (Приложение, слайд 4) колосьев ржи и пшеницы и т.д.; плодов садовых деревьев и кустарников – символов плодородия; птиц – символов счастья.

Мозаика широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (слайд 5) Мозаикой украшают и в наше время предметы мебели и обихода. (Приложение, слайд 6) Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками.

Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром. (Приложение, слайд 7)

1) Филигрань (скань) – от древнерусского «скать» – свивать.

2) Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла.

2. Объяснение технологии выполнения филиграни:

Мы с вами сегодня попробуем выполнить мозаику в технике филигрань.

Сейчас познакомимся с этапами ее выполнения. (Приложение, слайд 8)

• Для работы нам понадобятся: проволока, бокорезы, ножницы, клей, простой карандаш и «переводка».

• На обработанную заготовку наносят рисунок с помощью «переводки»; (Приложение, слайд 9)

• Вырезаются элементы мозаики из бумаги и наклеиваются на рисунок заготовки; (Приложение, слайд 10)

• Подготавливается к работе проволока: скручиваются в одну две проволоки; (Приложение, слайд 11)

• Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают клеем; (Приложение, слайд 12)

• После закрепления контуров на деревянной основе все изделия покрывают лаком, который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью. (Показать образец)

3. Техника безопасности:

• При работе избегать попадания клея и лака на открытые участки тела;

• Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов;

• Не нюхать лак во избежание отравления;

• Осторожно обходиться с заготовками проволоки, т.к. имеет острые кромки;

• Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие;

• Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол – ручками к себе;

Прежде чем перейти к практической работе, проведем игру «восьмерка».

На белом листе черным маркером нарисована перевернутая восьмерка. Учитель с помощью указки, проводит по восьмерке, а учащиеся внимательно следят за указкой, упражнение повторяется 3-5 раз.

III. Практическая работа: изготовление мозаики филигрань

В течение работы учитель следит за правильностью и последовательностью выполнения работы.

План-конспект урока + презентация "Мозаика с металлическим контуром" (7 класс)

технологическим процессом изготовления данного вида мозаики.

Задачи :

  • Образовательная : формировать общее представление о видах мозаики и познакомить с приемами изготовления мозаики с металлическим контуром.
  • Развивающая: развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости с помощью рисунка.
  • Воспитательная: воспитать аккуратность, побуждать любознательность, интерес к творческому процессу.
  • Практическая: изготовление художественной мозаики с металлическим контуром
  • Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с металлом, соблюдение правил техники безопасности ;

Оборудование: рабочие тетради. карандаш, «копировальная бумага», эскиз рисунка, пассатижи-бокорезы, верстак комбинированный, проволока, деревянные заготовки, клей, лак, наглядные изделия, переносная мультимедийная аппаратура, презентация урока по теме «Мозаика с металлическим контуром».
Урок рассчитан на 1 академический час.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: наглядный (иллюстрации к рассказу), демонстрация приемов работы, практическая работа.

Этапы урока:

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Физкульт. минутка

6. Практическая работа «Мозаика с металлическим контуром».

I Организационные моменты

Приветствие всем присутствующим;

Отметить в журнале отсутствующих;

Проверка готовности учащихся к уроку.

Озвучить тему урока (на доске: тема урока, новые слова :мозаика, инкрустация, филигрань, дата)

- Проверка домашнего задания (принести рисунки для инкрустации)

II Объяснение нового материала

1. Вступительное слово учителя

На уроках технологии мы с вами знакомились и выполняли разные виды обработки дерева. Какие? (Это и резьба, и выжигание, и изготовление скульптур). Но резьба по дереву и изготовление скульптур – это не все способы обработки дерева. Особенно интересные и полезные вещи можно сделать, применяя технику мозаики. ( Приложение , слайд 3)
Мозаика – это орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Орнамент ( Приложение , слайд 4) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. («Орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение»). Русский орнамент содержит изображения полевых цветов, ( Приложение , слайд 5) колосьев ржи и пшеницы и т.д.; плодов садовых деревьев и кустарников – символов плодородия; птиц – символов счастья.
Мозаика широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (слайд 6) Мозаикой украшают и в наше время предметы мебели и обихода. ( Приложение , слайд 7)

Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками.
Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром. ( Приложение , слайд 8)

1) Филигрань (скань) – от древнерусского «скать» – свивать.
2) Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла.

2. Практическая часть.

Выполнение практической работы.

Объяснение технологии выполнения филиграни:

Мы с вами сегодня на уроке займемся изготовлением художественной мозаики с металлическим контуром в технике филигрань.

Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности (слайд 9)

Техника безопасности:

  • При работе избегать попадания клея и лака на открытые участки тела;
  • Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов;
  • Не нюхать лак во избежание отравления;
  • Осторожно обходиться с заготовками проволоки, т.к. имеет острые кромки;
  • Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие;

Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол – ручками к себе;

  • Сейчас познакомимся с этапами ее выполнения,
  • Для работы нам понадобятся: проволока, пассатижи-бокорезы, ножницы, клей, простой карандаш и копировальная бумага. ( Приложение , слайд 10)

1. На обработанную заготовку наносят рисунок с помощью копировальной бумаги ( Приложение , слайд 11,12)

2. Вырезаются элементы мозаики из бумаги и наклеиваются на рисунок заготовки; ( Приложение , слайд 13)

3. Подготавливается к работе проволока: скручиваются в одну две проволоки; ( Приложение , слайд 14,15)

4. Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают клеем; ( Приложение , слайд 16)

5. После закрепления контуров на деревянной основе все изделия покрывают лаком, который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью. (Показать образец)

Все необходимое для работы имеется на ваших столах.

Физкультминутка:

– Ребята, вы наверное немного устали?

Давайте с вами прервемся и сделаем небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих рабочих мест.

Мы немножечко устали,

Быстро встали и руками помахали:

Раз, два, три, четыре, пять – повторим это опять.

Наклонимся влево, вправо,

Чтоб спина не уставала – заряд бодрости дадим…

Текущий инструктаж

В течение работы учитель следит за правильностью и последовательностью выполнения работ.

Анализ отдельных недостатков и ошибок, допущенных в работе.

Убирают рабочие места, моют руки и присаживаются на свои места.

IV. Закрепление изученного материала

 С каким видом художественной обработки металла вы сегодня познакомились?

 Что такое мозаика с металлическим контуром?

 Назовите основные инструменты, которые вы использовали для создания мозаики с металлическим контуром?

Читайте также: