Металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой

Обновлено: 22.01.2025

«Самовар, самоварец, самоварчик»… читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Красавец, душа домашнего чаепития и символ семейного благополучия, неотъемлемый атрибут русского застолья, имеет, оказывается, далеко идущие корни. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Невероятно, но напитки из самовара пили еще римляне. Аутепса - так назывался самовар Древнего Рима; он был похож на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости – для угля и жидкости. В этом же устройстве можно было охладить напиток в жаркие дни, вместо угля используя лед. Аналогичные приспособления до сих пор существуют и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабженная поддувалом и трубой, именуемая «Хо-Го», изготавливается из металла и фарфора. В таких чашах, как правило, подаются супы или кипящие бульоны.

В России самоварный феномен возник далеко не сразу: пили мед, любили пиво, квас, сбитень и готовили эти напитки мастерски. Сбитень — любимый напиток Древней Руси, который приготовлялся с медом и душистыми травами готовили в «сбитеннике» — «прадедушке» русских самоваров. Внешне такой «сбитенник» напоминал чайник. У него был большой изогнутый носик, а внутри впаян кувшин, куда накладывались угли. Однако во все языки мира вошло именно русское слово «самовар», наряду с «матрешкой», «балалайкой» и другими наименованиями атрибутов русского языка. В происхождении слова «самовар» ясно прослеживается одна идея предназначения этого «медного друга» человека – «сам варит». Хотя в разных уголках России этот самый аппарат называют по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», вятичи же величают его «самогрей». (Заметим в связи с этим, что существует даже версия, что слово «самовар» имеет…. татарское происхождение и происходит от слова «снабар», что в переводе означает «чайник»).

Тем не менее принято считать, что самовар как металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера. Кому принадлежит первенство в изготовлении данного аппарата – вопрос спорный и до сих пор невыясненный. Имеются исторические сведения, свидетельствующие о том, что еще в 1710-1720 гг. ими уже пользовались на Урале. И появились они там благодаря тульскому купцу Демидову, который еще до этого времени отправился на Урал вместе с неким «медных дел мастером», положившим начало «династии» самоваров. Материальным подтверждением тому служит найденный при выкопке колодца в 2001 году самовар, на котором стоит дата «1712 год». И надо полагать, это не подделка… А вообще же до этой находки самым старым самоваром, дошедшим до наших дней, считался самовар с клеймом «Иван Лисицын в Туле» 1778 года выпуска.

Первые самовары были похожи на сбитенники. Но русский самовар – изобретение совершенно оригинальное. В его конструкции, иногда называемой современниками русской «чайной машиной», наличествовали такие детали, как труба, поддувало, решетка, ножки. Сколько же любви и изобретательности вкладывал русский мастеровой в свое изделие! Потому что знал: станет его самовар не красивой игрушкой, а душой любого общества, внесет мир и лад в любой дом. И действительно, чаепитие у самовара быстро стало традицией русского народа, неотъемлемой частью его быта, вдохновляя на творчество писателей, художников и иных деятелей искусства. Вот как об этом писал, в частности, Петр Андреевич Вяземский: “Где же самовар родной, семейный наш очаг, семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?” И еще: “Кипучий самовар, домашний запевала”. А на скольких картинах медные пузатые начищенные до блеска самовары были чуть ли не «главными героями» полотен!

Собственно технология изготовления самовара по сути не претерпела изменений в течение трех столетий, хотя самовару и придавали самую разную форму. Фантазия умельцев самоварного промысла поистине не знала границ, и чего тут только не было: самовары-шары, самовары-бочонки, самовары в форме рюмки, вазы, груши, цветка тюльпана. Мастерили даже. самовары, внешне выглядевшие как тогдашние паровозы в миниатюре. (Такой самовар, кстати сказать, можно увидеть и сегодня в краеведческом музее поселка Вышний Волочек Тверской области. Он отличался тем, что когда нагреваемая на спиртовке вода закипала в паровозном «котле», то «заявляла» об этом пронзительным свистом. Передвигаясь по столу подобно паровозику, такой самовар доставлял каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но заодно и наколотый сахар, уложенный в тендер.) Форма самовара, отделка, декор зависели не только от руки мастера, а от моды того времени. Подчиняясь ее веяниям, сей предмет быта невольно «испытал на себе» все архитектурные стили: барокко, классицизм, ампир. Поначалу самовары имели античные формы и напоминали греческие амфоры. А в середине XIX в. очень модны были уже упомянутые выше самовары в форме шара. Наряду с ними в ходу были самовары в виде лежащего бочонка, самовары-чайники, дорожные самовары-восьмигранники на съемных ножках. В память о Всемирной промышленной выставке 1873 г. был изготовлен совсем уж экзотический самовар-«петух» – на лапах, с хвостом и носом-краном с надписью вязью по всему туловищу: Самовар кипит, уходить не велит. Долгое время в русском быту сохранялись удобные самовары-кухни с несколькими отделениями, каждое со своей крышкой. В таком самоваре можно было приготовить целый обед, а потом еще напиться чаю из дополнительного отделения с краном. Представляете, насколько удобен он был в долгой дороге?

«Самоварное разнообразие» на обширных просторах Российской империи проявлялось не только в форме, но и в тех материалах, из которых они изготавливались. Основным материалом для изготовления самоваров служили: «медь зеленая» (латунь), «медь красная» [сплав меди (50-63%) и цинка (37-50%)], томпак [сплав меди (85-90%) и цинка (10-15%)]. Случалось, что самовары серебрили, золотили, а подчас и вовсе делали из серебра или мельхиора [сплав меди (50-60%), цинка (19-39%) и никеля (13-18%)]. Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем из «меди красной». К слову, в 1850 г. «томпаковый» самовар стоил 25-30 руб., в зависимости от отделки. Будучи дороже, красивее, роскошнее по сравнению с «красномедными», «томпаки» успешно расходились по домам знати. В богатой семье мог красоваться и самовар серебряный, весь изукрашенный чеканными завитыми узорами и литыми фигурами, изготовленный по специальному заказу. А для бедного люда самовары шли вовсе простые, медные, и ценились они все без разбора на вес, по 15 руб. за пуд.

В наше время самоварных дел мастера наряду с вышеперечисленными металлическими «самоварными» материалами увлеченно «обыгрывают» и материалы, так сказать, нетрадиционные для этого дела: дерево, керамику, фарфор и «гжель», лаковую роспись на папье-маше. Тут стоит отметить, что в Москве, в Оружейной палате Кремля, к примеру, хранится уникальный (единственный в своем роде и в России) самовар, выточенный аж из цельного кристалла горного хрусталя (!!). Настоящий шедевр, вот только чаи с ним вряд ли удастся долго гонять – кварц все-таки штука хоть и тверже латуни, меди и серебра, но довольно-таки хрупкая. Так что многовековой символ русского быта постепенно превращается. в сувенир. Впрочем, на поприще самоварного дела, похоже, и поныне еще можно найти интересные ниши для творчества: умелец Владимир Махнюк из Шадринска Курганской области, овладев в совершенстве старинной техникой обработки бересты, расширил «классический» ассортимент изделий из нее и изготовил невиданные доселе самовары, уникальные по своей красоте и изяществу. Что интересно, эти самые берестяные самовары вполне пригодны для исполнения той самой функции, ради которой самовары изготавливали испокон веку (т.е. для чаепития). А поскольку теплопроводность древесины значительно ниже, чем любого металла, то в ТАКОЙ самовар можно смело наливать кипяток, и вода в нем останется горячей в течение дня.

Но вернемся к истории самоварного дела. Тут обязательно нужно вспомнить, что подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Уже к середине XVIII в. в Туле насчитывались десятки мастерских по производству этого прибора, и у каждой из них был свой «секрет фирмы», или, выражаясь современным термином, «ноу-хау». Выпускали туляки самовары, как говорится, на все случаи жизни – от миниатюрных, объемом на один-полтора стакана (прозванных в народе «самоварами-эгоистами» или «отрадой холостяка») до пятиведерных, рассчитанных на использование разве что в больших питейных заведениях. Среди этого «разномастного добра» был специальный т.н. «погребец», который брали с собой в дорогу путешественники. брали в дорогу специальный погребец. По словам В. Соллогуба, это было «изобретение, без сомнения, полезное». В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и. самоварчика на спиртовке. Забегая несколько вперед по ходу нашего повествования, отметим, что в начале XX столетия здесь же был изобретен даже «заплечный» самовар, приспособленный для условий военного похода.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта распространенная в нашей стране поговорка имеет прямое отношение и к самоварному делу на Руси. Парадоксально, но его развитию очень помог не кто иной, как. сам Наполеон Бонапарт (точнее, разгром его армии в России). Дело в том, что по окончании Отечественной войны 1812 г. резко уменьшился спрос на оружие, а потому многие тульские оружейники вынуждены были осуществлять своего рода «конверсию» и переходить к изготовлению мирной продукции, и самовары тут оказались как нельзя кстати. Как следствие, возникли настоящие «самоварные династии» – Ломовы, Баташевы, Воронцовы, вначале мастера «золотые руки», а потом – и владельцы крупных фабрик, настоящие «самоварные короли». И если в конце двадцатых годов XIX в. в Туле действовало «всего лишь» 8 крупных самоварных фабрик, то во второй половине XIX в. – уже 77, т.е. почти в десять раз больше. Соответственно возросло и производство самоваров, в результате чего Тула прочно заняла ведущую роль в стране по их изготовлению, став тем самым настоящей «столицей самоваров». Это обстоятельство, кстати сказать, послужило основанием для расхожего в нашем российском фольклоре афоризма типа «дрова в лес везти – все равно что ехать в Тулу с самоваром».

Довольно долгое время, однако, самовар был достоянием исключительно русского народа. Широкий показ самоваров представителям иностранных государств состоялся на мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1829 г. После этого началось их триумфальное шествие по Европе. С тех пор на всех зарубежных выставках русские самовары неизменно привлекали огромное внимание, и на их блестящем тулове, словно на груди доблестного солдата, одна за другой появлялись медали.

Показательно в этом отношении «Товарищество самоварной фабрики наследников В. Баташева». Первую золотую медаль их продукция получила на Международной выставке в Брюсселе (1873 г.), через 5 лет в Париже удостоилась серебряной медали. В дальнейшем изделия с фабричной маркой Баташевых демонстрировались в Генуе, Москве, Риге, Чикаго. Особенно урожайным был 1907 г., когда они завоевали 5 (!) золотых медалей. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде им был присужден государственный герб.

Самовары фабрики наследников В. Баташева за высокое качество и разнообразие форм (в начале XX в. фабрика выпускала 54 фасона) имели громадный сбыт как в самой Российской империи, так и за ее пределами. Достаточно сказать, что эта фабрика стала официальным поставщиком двора его величества короля Испании. Ее продукцию ценили на всех рынках, и уже за одно лишь клеймо этой фабрики самовар стоил на рубль дороже обычного. (Слава эта, однако, способствовала тому, что отдельные предприимчивые фабриканты ставили фамилию Баташева крупным планом на собственных изделиях, а свою обозначали едва заметным шрифтом – правовая охрана товарных знаков в России в то время еще не сложилась). Эти «чайные машины» продавали по всей России в магазинах, лавках и на ярмарках по сортам и весу; последнее обстоятельство сполна использовали иные смышленые ремесленники (или мошенники?), которые для того, чтобы сбыть свой товар подороже, впаивали в него свинцовые шарики.

В 1909 г. были изготовлены 5 крошечных самоварчиков емкостью 1 стакан, которые по замыслу предназначались в подарок детям императора Николая II. При этом каждый из этих сувенирных самоварчиков как бы подчеркивал особенности характера и внешности того, кому он предназначался. Но и этим пяти подарочным, и всем прочим мини-самоварчикам с близкими емкостями, однако, весьма далеко до самого маленького самовара, который в свое время смастерил на досуге слесарь Института радиотехники и электроники Академии наук СССР Василий Васюренко: этот самоварчик возвышался над столом на целых 3,5 мм (!!), а вскипятить в нем можно было. 1 каплю воды. Подобное деяние, пожалуй, вполне сопоставимо с уникальным достижением легендарного левши (который, заметим, родом из все той же Тулы), сумевшего как-то подковать блоху…

Ну а самым большим в мире действующим самоваром, похоже, является самовар высотой 175 см и весом почти 250 кг, созданный в Запорожье. Этот гигант вмещает в себя ни много ни мало 300 (точнее, 295) литров воды, напоить чаем из него можно почти 1500 человек. Над данным диковинным самоваром (точнее будет сказать – самоварищем) трудилась вручную целая дюжина мастеров в течение почти трех месяцев, а на его изготовление пошло более полутонны латуни. И как утверждали его создатели, воду в нем можно вскипятить примерно за час. Этому великану «самоварного мира» присвоили вполне приемлемое имя «Соборный».

Конструктивному совершенствованию самовара уделялось внимание с момента его изобретения; в этом участвовали изобретатели разных сословий российского общества. К примеру, привилегию (так назывался охранный документ на изобретение, выдаваемый в нашей стране вплоть до революции 1917 года) № 945/1863 на 10 лет в 1863 г. получил на «Самовар особого устройства» инженер-полковник Волошинов. Коллежский асессор Реутовский через три года изобрел «Дымосжигательные самовар и кипятильник» (привилегия № 1095/1866), прусский подданный Рейнгольд Тейле придумал «Керосиновую горелку для самовара» (привилегия № 3303/1886), а крестьянин Михаил Курилов предложил конструкцию нового самовара (привилегия № 5819/1894).

Бытует мнение, что англичане делают изобретения для того, чтобы удешевить производство, а русские изобретают от лени, чтобы облегчить свой труд. Как бы то ни было, изобретатель, вне зависимости от своей национальной принадлежности, исследует вещь так же, как ребенок разбирает игрушку. А поняв суть, он преломляет ее через свое видение мира. Польза изобретения проявляется всегда с запозданием. В этом смысле изобретатель действительно примеряет каждое изобретение на себя, и тот, кто изобрел самовар, несомненно, знал традицию русского быта.

Самовар объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. И устройство его просто, как все гениальное. Ведь состоит-то он из цельнотянутого тонкостенного сосуда, который вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке.

В России, как видим, были замечательные умельцы по самоварному делу. А что же наши современники-изобретатели, отечественная промышленность?

С принятием первого патентного закона в 1924 г. на совершенствование устройств для кипячения воды было выдано 82 патента, из них 26 касалось именно самоваров. Вот их перечень:

Конструкция самовара в наше время достигла такого совершенства, что придумать здесь что-либо новое чрезвычайно трудно. И все же нет предела совершенству. Анализ представленных изобретений показал, что все они так или иначе направлены в основном на совершенствования конструкцию аппарата и позволяют помимо кипячения воды, ее разогревать, готовить пищу, длительное время сохранять высокую температуру воды, предотвращать ее расплескивание, устранять накипь на стенках, улучшать тягу, совершенствовать технологию сборки самовара и др. И, наконец, менять топливо. В наше время в ходу самовары все больше электрические. А художники-дизайнеры видят их скорее как объекты декоративно-прикладного искусства.

Сегодня освоены промышленностью и весьма популярны электросамовары емкостью 2,5, 3 и 5 л. Приборы эти имеют форму традиционного русского самовара и шара. Изготовляются они из нержавеющей стали методом холодной штамповки с декоративной росписью по металлу. Самовар типа ЭСТ-3/1,25-220 снабжен термоограничителем, отключающим прибор автоматически при выкипании воды ниже заданного уровня.

ЛИТЕРАТУРА:
Журнал «Изобретатель и рационализатор» №1 2004 ст. 20
Журнал «Изобретатель и рационализатор» №11/2014г. ст. 21

Самовар – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово самовар? Пытаешься разобраться, что такое самовар? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «самовар» в словарях русского языка

Самовар это:

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.

Самовар

1.Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.

Самовар

Самовар

м.
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2) разг. Чаепитие.

Самовар

самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища: водогрейный, для чаю, сосуд, б. ч. модный, с трубою и жаровнею внутри, шутл. самодур, самограй, яросл.-пош. самогар, вят. , курск. самогрей, или курск. самокипец. Самоварный верток (кран). Самоварник пермяц. самовар; | самоварник, -ница , любитель самовара, чая, чаепийца, чайник. | Самоварник, -варщик , медник, самоварный мастер. Самоварничать, чайничать, проклажаться питьем чая. Купчихи в поле выехали самоварничать. | Самоварницы, чайные торговки б. ч. на гуляньях. Самовидец, -дица , видевший что сам, своими глазами, очной свидетель, притомный, очевидец; самовидчик муж. -чица жен. то же. Самовидный свидетель. Это самовидное дело, очевидное. Самовластие ср. неограниченная власть; сила, воля или право распорядка, ничем не стесняемые. Самовластное правленье. Самовластный государь. Наместник царев правит самовластно. Иоан Грозный самовластвовал то разумно и мудро, то безрассудно и жестоко. Самовластвованье, самовластательство, самовластие на деле, в приложении. Самовластность, самовластие, как право или качество. Самовластец, -тица , -властник муж. -ница жен. -властитель , -ница , правящий неограниченною властью. Се же створи (кн. Андрей), хотяй самовластец быти всей Суждальской земли, летописец. Самовозгаранье ср. или самосгаранье ср. загаранье чего без поджигу, от себя, от сопреванья, рожденья жару от слежки, химического разложенья и пр. В каменном угле не раз у же замечаемо было самовозгаранье. Бывает и самосгаранье человеческого тела. Самовозгарательный, самосгарательный состав. Фосфор вещество самогарное, -горкое .

Самовар

Самовар

металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями Даровой с. Электрический с. (электроприбор такой формы). Пить чай из самовара. Сидеть у самовара. Поставить с. (начать кипятить в нем воду). С. вскипел. С. заглох, остыл.

Самовар

самовар м.
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2) разг. Чаепитие.

Самовар

1. Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. Тульский самовар. поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар (поставить вскипевший самовар на стол). Самовар ушел (см. уйти в 10 знач.). Варька, ставь самовар, – кричит хозяйка. Чехов.

2. перен., только ед. Чаепитие. Зовут соседа к самовару, а Дуня разливает чай. Пушкин. Сидеть за самоваром (чай пить). Поскорей бы к самовару! Некрасов.

Самовар

самовар, -а

Самовар

металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри

Где и как употребляется слово «самовар»?

Кроме значения слова «самовар» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «самовар».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «самовар» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «самовар»

Там стоял большой обеденный стол, стулья и буфет, а по вечерам ставили самовар на углях.

Утром и вечером пили чай из большого медного самовара и доедали, что оставалось от обеда.

Николай Николаевич Остроумов, От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979

На столе стоял электрический самовар с таким же рисунком и фарфоровые чашки с теми же надписями.

Руский самовар

Необычайная популярность самовара в нашей стране и интерес к его истории как яркого образца руского быта объясняются тем, что это неживое металлическое изделие для нагревания воды имеет живую "душу". Так как сохраняются те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний покой и уют.

В разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски — «самокипец», а по-вятски — «самогрей». «Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В. Г. Короленко.

"Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри", - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в толковом словаре руского языка В. И. Даля.

В словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для руского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда.

На протяжении XIX и XX веков самовар стал характерным символом руского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытных предметов руского декоративно- прикладного искусства.

«Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» - эти и многие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.

Многие руские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский. Н.С. и Н.С. Лесков, описывая руский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.

В первой половине 19 века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром. В конце 19 – начале 20 века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих руских художников (К.С. Петрова-Водкина. И.И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, деревянных и берестяных коробках, прялках.

Нагорнов В.А. «Ярмарка»

Н. Богданов-Бельский. «Новые хозяева (Чаепитие)»

Б.Кустодиев. Купчиха за чаем

Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. руские мастера.

Первыми водонагревательными сосудами в 18 веке были самовары – сбитенники и самовары- кухни.

Самовар-сбитенник был похож на чайник только с трубой внутри и поддувалом. Подобные чайники-самовары применялись для кипячения воды. А также служили для приготовления сбитня – напитка из меда с пряностями, употреблявшегося в горячем виде. Чайники-самовары использовались продавцами сбитня, которые ходили по базарам, ярмаркам и предлагали подкрепиться горячим сбитнем с баранками. Чтобы напиток не остывал, в трубу чайника накладывали горячие угли.

Самовары-кухни - это глубокие чаши на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, ещё отдельную крышку.

В 40-е гг. 18 в. на уральском заводе Демидовых были изготовлены первые самовары. Они состояли из двух частей: шарообразного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная трубка, служившая для тяги, и стационарной подставки - подноса с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги.

К концу XVIII века самовар уже имел отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным.

Конструкция самовара довольно сложна. Она состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда.

Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжён наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки" - хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом- вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нём жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Благодаря своей форме самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поёт", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жёсткой воде, невкусен. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зелёная (латунь), красная, томпак (сплав меди — 85—90% и цинка — 10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди — 50—60%, цинка — 19—39% и никеля — 13—18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных. Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати.

Из книги «Руский самовар». Составитель Гилодо А.А.

Эта хорошо иллюстрированная книга познакомит вас с устройством самовара, историей развития самоварного производства и многообразием самоварных форм. Также в конце приводится указатель самоварных фабрик.

Книга будет полезна всем, кто интересуется рускими традициями.

Примечание Методического центра «Древо Рода»:

Наиболее вкусный чай получается, когда вода нагревается на живом огне. В этом случае чай впитывает в себя природную силу огненной стихии, глубоко почитаемой нашими Предками и современными русами, помнящими о своих корнях, и способен оказывать целебное воздействие. Это также, как и приготовление пищи на костре – её вкус всегда особенный и неповторимый, или полынная сигарета для работы с биологически активными точками… Электрические самовары подобным свойством не обладают.

В анонсе использована картина В.Жданова «Руский самовар».

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Руский самовар


Необычайная популярность самовара в нашей стране и интерес к его истории как яркого образца руского быта объясняются тем, что это неживое металлическое изделие для нагревания воды имеет живую "душу". Так как сохраняются те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний покой и уют.

В разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски — «самокипец», а по-вятски — «самогрей». «Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В. Г. Короленко.

"Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри", - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в толковом словаре руского языка В. И. Даля.

В словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для руского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда.

На протяжении XIX и XX веков самовар стал характерным символом руского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытных предметов руского декоративно- прикладного искусства.

«Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» - эти и многие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.

Многие руские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский. Н.С. и Н.С. Лесков, описывая руский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.

В первой половине 19 века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром. В конце 19 – начале 20 века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих руских художников (К.С. Петрова-Водкина. И.И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, деревянных и берестяных коробках, прялках.


Нагорнов В.А. «Ярмарка»


Н. Богданов-Бельский. «Новые хозяева (Чаепитие)»


Б.Кустодиев. Купчиха за чаем

Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. руские мастера.

Первыми водонагревательными сосудами в 18 веке были самовары – сбитенники и самовары- кухни.

Самовар-сбитенник был похож на чайник только с трубой внутри и поддувалом. Подобные чайники-самовары применялись для кипячения воды. А также служили для приготовления сбитня – напитка из меда с пряностями, употреблявшегося в горячем виде. Чайники-самовары использовались продавцами сбитня, которые ходили по базарам, ярмаркам и предлагали подкрепиться горячим сбитнем с баранками. Чтобы напиток не остывал, в трубу чайника накладывали горячие угли.


Самовары-кухни - это глубокие чаши на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, ещё отдельную крышку.


В 40-е гг. 18 в. на уральском заводе Демидовых были изготовлены первые самовары. Они состояли из двух частей: шарообразного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная трубка, служившая для тяги, и стационарной подставки - подноса с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги.

К концу XVIII века самовар уже имел отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным.

Конструкция самовара довольно сложна. Она состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда.


Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжён наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки" - хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом- вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нём жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Благодаря своей форме самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поёт", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жёсткой воде, невкусен. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зелёная (латунь), красная, томпак (сплав меди — 85—90% и цинка — 10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди — 50—60%, цинка — 19—39% и никеля — 13—18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных. Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати.

Из книги «Руский самовар». Составитель Гилодо А.А.


Эта хорошо иллюстрированная книга познакомит вас с устройством самовара, историей развития самоварного производства и многообразием самоварных форм. Также в конце приводится указатель самоварных фабрик.

Книга будет полезна всем, кто интересуется рускими традициями.

Примечание Методического центра «Древо Рода»:

Наиболее вкусный чай получается, когда вода нагревается на живом огне. В этом случае чай впитывает в себя природную силу огненной стихии, глубоко почитаемой нашими Предками и современными русами, помнящими о своих корнях, и способен оказывать целебное воздействие. Это также, как и приготовление пищи на костре – её вкус всегда особенный и неповторимый, или полынная сигарета для работы с биологически активными точками. Электрические самовары подобным свойством не обладают.

Читайте также: