Металлические оправы для камней

Обновлено: 06.01.2025

Ювелирная отрасль имеет многовековую историю. За это время мастера изобрели огромное количество методов закрепления камней в оправах. По мере развития технологий они становились все сложнее. На сегодняшний день насчитывается более 50 способов закрепок по типам оправ. Попробуем разобраться в этом многообразии.

Существует 4 основных группы типов закрепки камней: это гнездовая (bezel), крапановая (prong), корнеровая (corner) и группа особых закрепок.

Гнездовые закрепки

Группа гнездовых закрепок включает две подгруппы: глухих оправ и ободковых (царговых) оправ.

Глухие оправы

В глухой оправе камень лежит в глухом гнезде и не имеет доступа света снизу. Удерживается он вертикальными стенками, кромки которых прижаты к камню. Чаще всего, глухой закрепкой фиксируют непрозрачные камни и вставки. Плюсы данного вида крепления: камень выглядит крупнее, также этот способ закрепки помогает замаскировать трещины на рундисте камня. Прозрачные камни в такой оправе выглядят ярче за счет отражения металла во внутренней части камня. Если необходимо добавить света, нередко используют разрезную или ажурную оправу: в этом случае в вертикальных стенках выполняют разрезы для большей освещенности камня.

Разновидности глухих оправ:

  • Юстированная оправа. Глухая оправа-стаканчик, изготавливается из металла толщиной менее 1 мм. Основание имеет уменьшенный диаметр. После подгонки камень закладывается в оправу и фиксируется на опорном пояске за счет особо точной юстировки.

Рис 1. Подготовка юстированной оправы для вставки камня

Рис. 1. Подготовка юстированной оправы для вставки камня
  • Разрезная оправа. Разновидность глухой оправы, на поверхность которой нанесен сквозной орнамент.

Рис 2. Разрезная оправа

Рис. 2. Разрезная оправа
  • Ажурная оправа. Глухая оправа, разделенная ажурной вставкой и соединенная методом пайки.

Рис 3. Ажурная оправа

Рис. 3. Ажурная оправа
  • «Цыганская» закрепка. Вариант глухой закрепки, в которой камень «утоплен» в металле почти полностью. Фиксация осуществляется за счет того, что на край камня накатывается дополнительный слой металла.

Рис 4. Кольца с цыганской закрепкой

Рис 4. Кольца с цыганской закрепкой
  • Флеш-закрепка (flush setting) или притертая оправа. Еще один способ крепления камня в глубине металла. Тонкий металлический поясок по периметру камня удерживает камень в посадочном месте. Флеш-закрепка часто используется для установки бриллиантов.

Рис 5. Инкрустация камня при флеш-закрепке

Рис 5. Инкрустация камня при флеш-закрепке

Ободковые оправы

Ободковые оправы чаще применяют для крепления прозрачных и полупрозрачных вставок. Камень в ней лежит на опорном пояске, который расположен на внутренней стороне оправы и крепится обжатием металла (ободком) по периметру. Благодаря тому, что свет проникает сверху и снизу, прозрачные и полупрозрачные камни особо ярко играют в ободковой оправе.

Разновидности ободковых оправ:

  • Сборная ободковая оправа. Оправа на несколько камней.

Рис 6. Сборная ободковая оправа

Рис 6. Сборная ободковая оправа
  • Зеркальная оправа. Глухая оправа, в которой камень оправлен в отполированный до блеска обод, выполняющий роль зеркала. Такая оправа помогает придать камню блеск и искристость.

Рис. 7. Устройство и разновидности зеркальных оправ

Рис. 7. Устройство и разновидности зеркальных оправ
  • Оправа «венчиками». Оправа, в которой ободок прижимается к камню так, что между точками прижима образуются дуги.

Рис. 8. Оправа-венчик

Рис. 8. Оправа-венчик
  • Камейная оправа. Разновидность оправы, чей ободок с верхней стороны замыкается припаянной внутрь рамкой. Камень при этом вставляется снизу.

Рис. 9. Камейная оправа

Рис. 9. Камейная оправа
  • Секционная оправа. Оправа для крепления нескольких камней прямоугольной формы рядом друг с другом.

Рис. 10. Секционная оправа

Рис. 10. Секционная оправа
  • Кретоновая оправа. Ободковая оправа, в которой камень фиксируется крапанами в виде выступающих из металла полосок.

Рис. 11. Кретоновая оправа

Рис. 11. Кретоновая оправа
  • Сводчатая оправа. Ободковая оправа, камень в которой фиксируются прижимом на равных расстояниях в определенных точках контура.

Рис. 12. Сводчатая оправа

Рис. 12. Сводчатая оправа
  • Полуглухая оправа. Вариант оправы, где камень фиксируется лишь с двух противоположных сторон «кусочками» обода.

Рис. 13. Кольцо с полуглухой оправой

Рис. 13. Кольцо с полуглухой оправой
  • Открытая ободковая оправа. Считается «переходной» от ободковой к корнеровой, так как она имеет и обод, и врезанные лапки-корнеры.

Рис. 14. Открытая ободковая оправа

Рис. 14. Открытая ободковая оправа

Крапановые закрепки

Крапановые закрепки – на сегодняшний день один из самых популярных способов фиксации камня. Вставку удерживают лапки-крапаны. Они охватывают камень по граням, позволяя солнечным лучам проникать в него со всех сторон. В зависимости от разновидности оправы число и форма крапанов могут быть различным.

Выделяют следующие виды крапановых оправ:

  • Закрепка Tiffany Setting. Классическая закрепка в виде короны. Камень приподнят над кольцом и фиксируется 6-ю лапками-крапанами. Закрепка Тиффани была запатентована в 1886 году Чарльзом Льюисом Тиффани и по сей день является одной из самых популярных оправ для колец с бриллиантами.

Рис. 15. Кольцо с классической закрепкой Тиффани

Рис. 15. Кольцо с классической закрепкой Тиффани
  • Кармезиновая оправа. Предназначена для большого количества камней. Центральный фиксируется крапаном или глухой закрепкой, а более мелкие камни из окружающего венца – притираются и крепятся дополнительными закрепочными корнерами.

Рис. 16. Разновидности кармезиновых оправ

Рис. 16. Разновидности кармезиновых оправ
  • Закрепка «скобка». Модифицированная закрепка Тиффани. Отличается меньшим количеством крапанов – их всего 4 штуки.

Рис. 17. Кольцо с закрепкой «скобкой»

Рис. 17. Кольцо с закрепкой «скобкой»
  • Закрепка «шатон» или «аркада». Оправа, которая объединяет в себе ободковую и крапановую закрепку. Она имеет основу в виде короны.

Рис. 18. Схема закрепки «шатон» и кулон, выполненный в этой технике
Рис. 18. Схема закрепки «шатон» и кулон, выполненный в этой технике

Рис. 18. Схема закрепки «шатон» и кулон, выполненный в этой технике

Корнеровые закрепки

Корнеровая закрепка – способ крепления камней непосредственно в металле. При этом вставка фиксируется с помощью маленьких столбиков (корнеров), которые формируются из основного металла оправы специальным инструментом. Ювелир выбирает часть металла в виде стружки и прижимает ее к граням камня. При этом верхняя часть стружки закатывается корневёрткой в полусферу.

Выделяют следующие виды корнеровых оправ:

  • Классическая корнеровая закрепка. Камень фиксируется корнерами, при этом вокруг камня нет дополнительной обработки или только срезан глянец.

Рис. 19. Схема установки камней при корнеровой закрепке

Рис. 19. Схема установки камней при корнеровой закрепке
  • Фаденовая закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро. Отдельно выделяют фаденовую дорожку – это вариант оправы, в которой полоса камней плавно сужается.

Рис. 20. Инкрустация камня в фаденовую оправу

Рис. 20. Инкрустация камня в фаденовую оправу
  • Фаден-гризантная закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро, на которое нанесен гризант (зернистая насечка).
  • Закрепка «каре». Закрепка корнерами в количестве 4 или 12 штук, при которой фадены или фаден-гризанты, проходящие между камнями, образуют квадраты. Также возможен вариант что квадрат образует построение камней. С обратной стороны основы имеются отверстие для сквозного проникновения света.

Рис. 21. Браслет, выполненный в технике каре

Рис. 21. Браслет, выполненный в технике каре
  • Закрепка «звезда». Разновидность корнеровой оправы, где камень удерживают 4 корнера, а внутренние контуры реза подрезаются в виде четырёх или восьмиконечной звезды или квадрата с вогнутыми сторонами.

Рис. 22. Разновидности оправ «звезда»

Рис. 22. Разновидности оправ «звезда»
  • Закрепка «паве». Разновидность корнеровой закрепки для фиксации россыпи большого количества камней небольшого размера. Вставки посажены вплотную друг к другу и фиксируются корнерами. В классическом паве камни располагаются строго по горизонтали и вертикали. Если присутствует смещение на половину фазы – это «тиктовая» разновидность паве.

Рис. 23. Схема размещения камней при классическом и тиктовом паве
Рис. 23. Схема размещения камней при классическом и тиктовом паве

Рис. 23. Схема размещения камней при классическом и тиктовом паве

«Микро паве» предполагает размещение очень большого количества мелких вставок одинакового размера: наплыв из металла удерживает сразу три близлежащих камня, благодаря чему создается ощущение, что изделие состоит из одного большого камня. Набивная оправа – разновидность «тиктовой» паве. В ней корнеры припаиваются в виде штифтов, а не вырезаются из металла.

Рис. 24. Готовые изделия в технике паве

Рис. 24. Готовые изделия в технике паве

Особые закрепки

Эта группа закрепок объединяет довольно разношерстнее виды оправ, которые также нашли свое место в ювелирной отрасли.

  • Рельсовая (канальная) закрепка. Камни одинакового размера помещаются вплотную друг к другу в ободок-рельс. При этом между камнями нет никаких металлических перегородок. Камень оказывается защищен с краев, при этом сквозь него свободно проходит свет. Рельсовая закрепка используется для прозрачных камней, особенно популярна для создания украшений из бриллиантов.

Рис. 25. Схема и готовые изделия в технике канальной закрепки

Рис. 25. Схема и готовые изделия в технике канальной закрепки
  • Барный канал (bar setting). Разновидность рельсовой закрепки, только в этом случае каждый камень находится в своем канале. Металлические пластины при этом выступают над вставкой и отчетливо видны.

Рис. 26. Схема и готовые изделия в технике закрепки «барный канал»

Рис. 26. Схема и готовые изделия в технике закрепки «барный канал»
  • Клеевая закрепка. Закрепка, используемая, в основном, для полудрагоценных камней, жемчуга и иных вставок. Вставка монтируется в небольшое углубление при помощи резьбового штифта и клея.

Рис. 27. Схема и кольцо в технике клеевой закрепки

Рис. 27. Схема и кольцо в технике клеевой закрепки
  • Закрепка на щелчок (пружинная). Способ крепления камня на две опорные точки, вставленные в пазы. Вставка открыта со всех сторон.

Рис. 28. Кольца в технике пружинной закрепки

Рис. 28. Кольца в технике пружинной закрепки
  • Невидимая закрепка. Редкий и трудоемкий способ фиксации камней, когда вставки располагаются в сетке-оправе по принципу витража. Грани подгоняются плотно друг к другу из-за чего становятся практически незаметными.

Рис. 29. Ювелирные украшения, выполненные в технике невидимой закрепки

Рис. 29. Ювелирные украшения, выполненные в технике невидимой закрепки

Несмотря на разнообразие видов закрепок, можно с уверенностью сказать, что наибольшей популярностью пользуются крапановые. Они обеспечивают хороший обзор камня и надежную фиксацию, а также просты в уходе. Поэтому в нашем ассортименте они занимают львиную долю.

Приобрести серьги, кольца, подвески с бриллиантами, зафиксированными крапанами, вы можете в нашем шоу-руме. Все ювелирные изделия проходят апробацию в пробирной палате, а бриллианты имеют сертификаты независимого геммологического центра МГУ.

Нужна ли оправа для драгоценностей

Возможно, во время обсуждения драгоценных изделий вам уже приходилось слышать термин «оправа для драгоценного камня». Чтобы понять, что означает этот термин и определить все за и против, нужно рассмотреть его более подробно.

Для чего нужно обрамление камня? Для того, чтобы установить и закрепить драгоценный камень в изделиях, например, на кольце, применяют его обрамление или по-другому оправу. Для фиксации камня на месте также могут использоваться маленькие зубцы.

Основные преимущества и недостатки драгоценного камня в оправе.

Обрамление позволяет сделать его безопасным при использовании изделия.

Кроме этого, камень плотно сидит на своем месте и полоса оправы придает ему устойчивости, не позволяя выпасть.

Металлическая окантовка защищает особенно уязвимые края камня, предотвращая возникновение различных повреждений.

Используя обрамление камня вместо зубцов, вы не рискуете зацепиться за одежду или другие предметы. Основным недостатком окантовки является то, что такие изделия имеют более высокую цену.

Кроме этого, в зависимости от высоты граней драгоценного камня, металлическая оправа может закрыть значительную часть камня, что может сказаться на раскрытии всех его достоинств.

Особенности полной и частичной оправы.

Полное обрамление драгоценного камня окружает его со всех сторон, тогда как частичная оправа охватывает только его часть.

Преимущество частичной оправы в том, что она закрывает лишь кусочек камня, позволяя ему раскрыться в полной мере.

Для частичной окантовки подходят алмазы и другие прозрачные камни, поскольку это позволяет проникать большему количеству света на поверхность, что увеличивает их сияние и блеск.

Также частичное обрамление позволяет легко и почти беспрепятственно очистить камни в случае необходимости.

Основная проблема частичной окантовки состоит в том, что камни не полностью закреплены и могут сместиться, а незащищенная часть может быть легко разбита или испорчена.

Типы зубцов для ювелирных изделий с бриллиантами.

Одним из наиболее распространенных обрамлений в алмазных ювелирных изделиях являются зубцы. Это обрамление удерживает алмазы и другие драгоценные камни на месте, используя металлические выступы, называемые зубцами.

Зубцы популярны в драгоценностях, потому что их проще сделать и отремонтировать по сравнению с более сложным обрамлением, и также потому что они оставляют значительную часть камня видимой.

Различные типы крепления обычно отличаются по количеству зубцов, которые они имеют, но они также могут классифицироваться согласно форме (например, круглые, V-зубцы, и т.д.).

4 зубца

Являются одними из самых популярных разновидностей этого типа крепления.

Их рекомендуют для алмазов в 1 карат или меньше, поскольку большие камни тяжелее и, возможно, нуждаются в большем количестве зубцов для надежного удержания.

Преимущество такого крепления состоит в том, что оно оставляет значительную часть алмаза видимым и легче ремонтируется из-за небольшого количества зубчиков.

С другой стороны, меньшее количество зубцов является недостатком, особенно если некоторые из них становятся изношенными или сломанными.

6 зубцов

Такое крепление является более безопасным, потому что имеет больше деталей, удерживающих алмаз от выпадения. Если у вас есть бриллиант более 1 карата, рекомендуется, чтобы вы выбрали крепление из 6 зубцов.

Недостаток заключается в том, то, что они скрывают значительную поверхность камня, особенно если он небольшой. Это также дороже в ремонте и обслуживании просто потому, что большее количество зубцов нужно восстановить или заменить, если они износятся или сломаются.

Больше, чем 6 зубцов

Обрамление с более чем шестью зубцами встречается реже, но оно иногда используются, чтобы удержать алмазы, которые являются очень крупными или имеют такую форму, что им необходима дополнительная поддержка.

В целом, чем больше зубцов, тем сложнее и дороже становится их ремонтировать, несмотря на то, что они делают обрамление безопаснее.

Металл.

Одним из решений, которое вы должны принять, выбирая зубцовое крепление, является металл, из которого они должны быть сделаны. Здесь вы должны рассмотреть два основных фактора: долговечность и цвет.

С точки зрения долговечности, одним из лучших металлов для зубцов является платина, следом за ней — белое золото. Желтое золото мягкое и изнашивается более легко, так что зубцы, изготовленные из этого металла, должны будут ремонтироваться чаще.

Цвет металла — другой вопрос. В целом, белое золото или платина предпочтительнее, чем желтое золото, потому что белые металлы не добавляют цвет к алмазу, в то время как желтое золото, как правило, заставляет камень выглядеть более желтоватым.

Вот почему желтые зубцы не рекомендуется, если алмаз не имеет более низкий сорт цвета и имеет видимые желтые оттенки — в таких случаях, желтое золото может поглотить оттенок, и заставить камень выглядеть более белым.

Обычные проблемы с зубцами.

Наиболее распространенная проблема с зубцами — то, что они могут согнуться или сломаться, из-за чего ваш алмаз может выпасть из крепления. Это более вероятно произойдет, если зубцы будут изношены.

Вот почему важно регулярно их проверять, а также ремонтировать или укреплять, если они стали слабыми. Другая проблема состоит в том, что они могут цепляться за волосы, одежду или другие предметы, и когда это происходит, вы можете легко согнуть или сломать некоторые из них.

Вот почему некоторые бриллиантовые кольца с зубцами, например, не следует носить, если вы делаете что-то, что требует много работы руками.

Оправа для камня

Заготовки для украшений 216

Фурнитура для украшений 92

Фурнитура 70

Коннекторы 38

Кружево 14

Ленты 5

Кулон 4

Подвески 4

Швензы 4

Брошь-булавка 1

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Основа для брошки Косичка 30х40мм, ант. золото. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Основа для кольца Круг Простая 20мм античная бронза. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Основа для кольца Овал Простая 18х25мм античная бронза. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа Деревянная для кабошона 20мм. Handmade.

Картины и панно ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа Пена 13х18мм античное серебро (1шт). Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа Медальон 30х40мм №2 античное серебро (1шт). Handmade.

Картины и панно ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Фурнитура: оправа для медальона с цветами. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 8х10 мм Оправы овальные для камней с колечком. Голдфилд 14 карат. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 18х25 мм Оправы овальные для камней с колечком. Голдфилд 14 карат. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа с 2 колечками гладкая для кабошона. Розовое золото 585. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа с колечком гладкая для кабошона. Фурнитура золото 585. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 10х14 мм Оправы октагон для камней с колечком. Голдфилд 14 карат. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 10х12 мм Оправы овальные для камней с 2 колечками. Голдфилд 14 карат. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа для камня 10х14 мм. Фурнитура голдфилд. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа для камня 10х14 мм. Фурнитура голдфилд. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы с колечком для кабошона 8х10 мм. Фурнитура золото 585. Handmade.

Бренд ДЕРЕВЯННЫЙ ИНТЕРЬЕР

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы с 2 колечками для кабошона 8х10 мм. Фурнитура золото 585. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Касты грушевидные для драгоценных камней. Фурнитура серебро. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Касты овальные для драгоценных камней. Фурнитура серебро. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Касты круглые для драгоценных камней. Фурнитура серебро. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 8х10 мм Основа для кольца с оправой для камня. Фурнитура серебро. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 10х14 мм Основа для кольца с оправой для камня. Фурнитура серебро. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа гладкая овальная для кабошона. Фурнитура серебро. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа круглая для кабошонов размер 6,0-30,0 мм. Фурнитура серебро. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы овальные для кабошона модель 3332. Фурнитура серебро.. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы круглые для кабошона модель 3332. Фурнитура серебро.. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа 30 мм для кабошона модель 3280. Фурнитура серебро.. Handmade.

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа для кабошона модель 3280. Фурнитура серебро.. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы для кабошона овальные модель 3280. Фурнитура серебро.. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы для кабошона овальные модель 1023Н. Фурнитура серебро.. Handmade.

Свадебный салон ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправы для кабошона круглые модель 1023Н. Фурнитура серебро.. Handmade.

Материалы для творчества ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оправа Часы 20мм античное серебро (1шт). Handmade.

Материалы для творчества ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Коннектор для украшений Арт.КП59. Handmade.

Бренд Руслан

Сумки и аксессуары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Основа для кольца, серебрение 925 Арт. ОК925128. Handmade.

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Металлы для оправы драгоценных камней и пробы

Оправы драгоценных камней изготавливают только из драгоценных металлов, но правильнее будет сказать – «благородных»: золото, серебро, платина, палладий, родий, иридий, рутений и осмий. Драгоценными их называют за высокую стоимость, а благородными— за коррозийную стойкость во многих агрессивных средах.

В ювелирных изделиях в основном используют золото и серебро, реже платину. Эти металлы отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью и хорошей способностью сплавляться и спаиваться с другими металлами.

Сусальное золото.

Золото — красивый желтый металл дающий яркий блеск даже в чистом виде. Золото чрезвычайно мягкий, пластичный, ковкий и тягучий металл – всего из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км! Это также единственный металл, который можно выковать до такой толщины, что оно будет пропускать свет.

Листы золота толщиной около 0,0001 мм называются сусальным золотом. Они применяются для декоративных покрытий, в частности, алтарей и куполов церквей.

Ценнейшее свойство золота — химическая стойкость. Оно не окисляется на воздухе, не ржавеет, не вступает в реакцию с кислотами, щелочами, солями.

Серебряное украшение, драгоценный металл серебро

Серебро — металл белого цвета, пластичный, ковкий, очень тягучий, лишь немного уступающий золоту. Обладает отличной тепло- и электропроводностью, отражательной способностью и может быть раскатана в листы толщиной до 0,00025 мм. Серебро не ржавеет, но окисляется под действием озона и потому, со временем неизбежно темнеет.

Металлы для оправы драгоценных камней, платина

Платина — тяжелый тугоплавкий серовато-белый металл, очень тягучий, достаточно ковкий, тверже золота и серебра, прокатывается в листы толщиной до 0,00025 мм. Как и золото, платина практически не подвержена воздействию внешней среды и не окисляется ничем кроме «царской водки».

Слиток палладия, драгоценный металл паладий

Палладий — серебристо-белый металл, мягкий и ковкий, легко прокатывается в фольгу и протягивается в тонкую проволоку. По своим химическим свойствам значительно уступает платине и золоту и легко растворяется в кислотах. Используется только в сплавах с золотом.

драгоценный металл Родий

Родий очень “живой” металл, искрящийся от малейшего луча света

Родий—голубовато-белый металл, напоминающий алюминий, твердый и хрупкий. Имеет высокую отражательную способность, не окисляется на воздухе без сильного нагревания, не ржавеет. Используется для покрытия изделий из белого золота (сплава золота с платиной), серебра и мельхиора.

Хотя по логике вещей, самое чистое, высокопробное золото должно использоваться для самых дорогих предметов и украшений, на практике это не так. Такое золото слишком мягкое и потому мало пригодное для изготовления ювелирных изделий. Люди поняли это в глубокой древности и стали применять сплавы золота с серебром и медью.

Пробы драгоценных металлов

Однако сплав дает богатую почву для махинаций (помните историю с Архимедом и его законом?) – ведь никто не знает сколько именно в украшении содержится частей золота, а сколько той же меди. Чтобы не утруждать себя постоянными опытами с вытеснением воды, ещё со времен средневековья стали использовать пробы для драгоценных металлов.

Соотнесение метрической, золотниковой и каратной проб драгоценных металлов

Соотнесение метрической, золотниковой и каратной проб драгоценных металлов

Систем проб золота изначально было аж три: метрическая, золотниковая и каратная. В России/СССР вплоть до 1926 года использовалась золотниковая, после чего страна перешла на метрическую – самую логичную и простую. По метрической системе проба показывает число частей чистого драгоценного металла на 1000 единиц массы сплава. Например, 585-я золотая проба означает, что в 1 кг сплава содержится 585 г чистого золота или 58,5%.

Золотниковая проба уже канула в лету, но каратная проба (не путать с одноименной единицей измерения веса драгоценных камней) используется до сих пор – чистое золото (1000 по метрической системе) в ней равна 24 каратам.

Для золота наиболее распространенные пробы по метрической системе это 585 и 768, для серебра 925, а для платины 960-ая проба.

В заключении хочу ещё раз напомнить – драгоценные камни всегда вставляются в оправу из драгоценных металлов – золота или платины. Допускается оправа в серебро (особенно за рубежом) высшей пробы, но никогда – в неблагородный металл. При этом искусственные драгоценные камни и даже их имитации, могут быть оправлены в любой металл.

Вид оправы драгоценных камней

Оправа типа глухой каст

Драгоценные камни как правило, не носят сами по себе и закрепляют в оправе, служащей не только утилитарной цели удерживания камня, но и подчеркивающей его достоинства.

Что и говорить, от оправы во многом и зависит красота и цена ювелирного изделия с камнем.

Оправа может как усилить блеск и цвет камня, так и испортить вид, если подобрана не та форма или использован неподходящий металл.

Виды оправ драгоценных камней

Для драгоценных камней обычно используется лишь несколько типов оправы. В глухой кастовой оправе камень удерживается в гнезде, зажатый вертикальными стенками. Так крепятся непрозрачные камни с гладкой нижней поверхностью. Лучи света падают при этом на камень только сверху.

Ободковая оправа

Для крепления прозрачных камней применяют ободковую оправу. Камень в ней лежит на опорном пояске, так что свет падает на него и сверху и снизу. Разновидностью ободковой оправы является крапановая оправа. Камень в ней крепится отдельными выступающими полосками металла — крапанами. Эта оправа позволяет лучше «показать» камень, поскольку пропускает к нему больше света, чем глухая кастовая оправа, но камень в ней держится не так надежно.

Если же опору камня прорезать в виде короны, получится еще одна разновидность ободковой оправы—шатон. Доступ света к камню здесь обеспечивается со всех сторон, благодаря чему именно шатон долгое время считался идеальной формой оправы для бриллиантов.

Оправа типа

Оправа типа “шатон”

Чтобы оживить оправу и осветить камень сбоку, на поверхность оправы наносят сквозной узорчатый орнамент. Такая оправа называется разрезной. Несколько прямоугольных камней можно закрепить вместе в секционной оправе.

В корнеровой оправе камень удерживается маленькими столбиками (корнерами). В оправе «каре» камень вставляют в квадратную пластину и удерживают четырьмя корнерами. Эта оправа дает красивый переход от камня к металлу и дополнительное освещение камня слегка скошенными плоскостями металла.

Крапоновая оправа

В фаденовой оправе камни закрепляют в длинной полосе металла так, что они почти соприкасаются рундистами. В тиктовой оправе (она же оправа «паве») камни устанавливают настолько плотно друг к другу, что создается впечатление, будто они соединены вместе. Сюда же близка и набивная оправа «штоцен», в прошлом – идеальный выбор для граната.

Корнеровая оправа

В кармезиновой оправе вокруг большого камня размещают венок из более мелких камешков.

Читайте также: