Металлические кольца на шее
Кольца на шее африканских женщин даже на фото выглядят пугающе, но в каждой культуре есть свои границы общепринятых норм. Большинству людей кажутся вопиющими и варварскими обычаи некоторых народов, но в то же время их представители добровольно несут ношу физического и морального дискомфорта во имя своей культуры.
Добровольно заковывая свои шеи в металлические обручи, женщины африканского племени ндебеле следуют древним традициям своего народа.
Что означают кольца на шее женщин в Африке
Племя ндебеле проживает в ЮАР, провинции Трансвааль. Эта народность всегда отличалась своим пристрастием к ручному труду: живописи, шитью и бисероплетению.
Бисерные плетеные коврики, рушники и украшения считаются одними из самых качественных среди подобных изделий других обособленных племен, а цветные узоры, которыми ндебеле расписывают свои дома, авиакомпания British Airways использовала для оформления своих самолетов.
Страсть к геометрии у этого народа отражается не только в оформлении своих жилищ и народных костюмов, но и в нательных украшениях.
Кольца на шее африканских женщин (фото прилагается) носятся не просто так, а подразумевая под ними геометрическое сходство. Складки между кольцами имитируют жировые отложения и делают девушку более привлекательной, маскируя худую шею и плечи, которые в странах третьего мира считаются постыдным признаком бедности.
По этой же причине женщины носят небольшие кольца на запястьях и голенях, чтобы скрыть свою худобу. Кольца на руках и ногах могут изготавливаться из дерева, синтетических материалов, но на шее они всегда металлические.
В отличие от бирманского племени каян, представители которого никак не модифицируют свои кольца, ндебеле могут изготавливать их из латуни, красить и украшать бисером.
Зачем африканские женщины носят кольца на шее
Сами женщины племени всегда по-разному объясняют свое желание носить кольца. Некоторые говорят, что традиция не имеет под собой культурного и религиозного подтекста.
Главный движущий мотив женщин – красота. Деформирование своей шеи кажется неприемлемым и жестоким, но культура Запада недалеко ушла от традиций ндебеле. Женщины из развитых стран также каждый день деформируют свои ноги высокими каблуками, вставляют импланты, перекраивают лицо у пластических хирургов. Все ради принятия в обществе и повышения своего статуса на брачном рынке.
В отличие от стран Запада, в бедных государствах идеал красоты – полная женщина. Лишний вес показывает, что девушка не голодает, у ее семьи есть деньги на достаточное и обильное питание.
У полной девушки больше шансов удачно выйти замуж и помочь своей семье.
Как удлиняется шея
Кольца на шее африканских женщин (фото представлены ниже) нельзя надеть в любой удобный момент как обычный аксессуар. Решение носить кольца на шее нужно принять в возрасте 4-5 лет, когда кости еще гибкие и податливые. Жители племени утверждают, что это – строго добровольно. Некоторым девочкам кольца не нравятся, а некоторые хотят походить на своих матерей и тоже носить такое украшение.
Девочке надевают столько колец, в зависимости от того, сколько ей сейчас лет, и каждый год добавляют одно новое. Ярусы такого украшения нельзя наращивать бесконечно, поэтому в возрасте 15-16 лет девушке перестают надевать кольца. Как раз в этом возрасте она обычно выходит замуж. Если надеть больше колец, это будет причинять дискомфорт девушке и угрожать ее здоровью.
На самом деле шея женщин ндебеле растягивается совсем незначительно. Это обман зрения, вызванный другими анатомическими изменениями. Металлические прутья очень тяжелые, даже маленькие девочки, начинающие носить кольца, постоянно носят на себе минимум 2-3 кг веса.
Под постоянным давлением плечи и ключицы сильно опускаются вниз, ребра сжимаются, из-за чего кажется, что у женщины неестественно длинная шея.
Со временем первые 4-5 колец, надетые на девочку, опускаются на плечи под тяжестью других витков и приобретают больший диаметр, как бы «сплющиваются». Эти кольца могут быть отсоединены от основной спирали, обвивающей шею, и закреплены на застежке отдельно так, чтобы женщина могла свободно поднимать этот первый «слой», мыться и поддерживать гигиену.
Происхождение традиции
Существует несколько теорий, объясняющих происхождение обычая носить кольца на шее:
- На девочек надевают кольца, чтобы в деревне всегда были дети. Считается, что злые люди или бандиты не смогут похитить ребенка в кольцах. Сложно сказать, чем можно объяснить такую версию. Ребенку, имеющему такое «говорящее» украшение, могут в беде помочь другие люди, понимающее, куда стоит его вернуть, или же кольца метафорически обозначают ошейник. Скорее всего, имеется в виду то, что девушка с кольцами не сможет найти свое место в цивилизации, останется в племени и продолжит свой род, передавая дочерям эту традицию.
- Некоторые говорят, что ндебеле кольца нужны, чтобы защитить шею от укусов хищников.
- По легенде, матерью-прародительницей народа ндебеле была богиня с феноменально длинной шеей, и женщины стали носить металлические кольца, чтобы быть похожими на свою создательницу. Одна из самых правдоподобных версий, учитывая богатую религиозную культуру африканского континента. Люди всегда хотели быть похожи на нечто более высокое, своих создателей, и имитация внешнего сходства – единственный доступный способ показать свое расположение к культуре.
Может быть, все эти версии имели свое место несколько столетий назад, но сейчас цивилизация вторгается даже в такую нетронутую заповедную культуру. Даже сами женщины вряд ли скажут, что носят кольца из религиозных соображений.
На первый план выходят существовавшие во все времена представления о красоте, так что кольца на шее имеют чисто эстетический характер.
Что будет, если снять кольца с шеи
Кольца на шее африканских женщин (фото показывают особенности данной традиции) снимать долго и тяжело, поэтому такая процедура проводится только при наличии уважительных причин.
Таковыми могут быть:
- роды;
- посещение врача;
- жалобы на недомогание или неудобства, причиняемые кольцами;
- супружеская измена (как способ наказать и опозорить женщину).
Снятие колец доверяют тому человеку, который их надевал. В деревне может быть несколько людей, умеющих снимать кольца.
Обычно это шаман, матриарх племени или некоторые старейшины. Металлическое ожерелье может весить до 10 кг и достигать 7 м в длину, процесс снятия занимает до 2 ч.
Может показаться, что кольца сильно ослабляют мышцы, но это не так. Обручи никак не сжимают шею, препятствуя развитию организма и дыханию. Кольца сидят свободно, между ними даже проходит ладонь, женщина может поддерживать гигиену и мыть шею. Кольца не поддерживают шею, мышцы не атрофируются и продолжают работать в своем обычном режиме.
Тем не менее, для любой женщины снятие колец не проходит бесследно. В первые дни после процедуры может возникать головокружение, тошнота, боль в шее. На плечах, там, где кольца постоянно давят на шею, на коже могут появиться глубокие шрамы, которые гноятся и болят.
Как правило, женщины ндебеле следят за своим здоровьем и ухаживают за кольцами, так что до воспалений дело не доходит, но тяжелые врезавшиеся в кожу кольца все равно оставляют свои следы.
Отсутствие контакта с воздухом может повлечь за собой пигментацию, потемнение кожи, поэтому иногда женщины подкладывают между кольцами и телом куски хлопчатобумажной ткани. Она впитывает пот и не позволяет металлу натирать шею.
Настоящее и будущее традиции
Кольца на шее африканских девушек фотографируются многими туристами, не привыкшими к таким экстремальным методам модификации своего тела. Сейчас нельзя точно предугадать, как будет развиваться дальше традиция носить кольца на шее в африканском племени ндебеле и еще у некоторых народов, например, бирманского племени падаунг (каян).
Дело в том, что нельзя заметить значительной склонности в ту или иную сторону среди молодых людей. Цивилизация до сих пор нехотя доходит до места жительства этих племен. Дети ндебеле или каян учатся в школе, но они до сих пор не сталкиваются с открытым осуждением своих традиций обществом, и это одна из причин, по которой обычай носить кольца на шее не уходит в прошлое.
Практически все девочки из таких малочисленных племен остаются там на всю жизнь, не поступают в высшие учебные заведения, не ходят на работу, так что их жизнь полностью зависит от общества племени. Там они будут выходить замуж, и выстраивать отношения с людьми, а значит, должны соответствовать местным стандартам красоты и успешности.
Металл, из которого изготавливают кольца, стоит недешево, и многие девочки сами просят родителей позволить им носить кольца на шее, так что ни о каком принуждении речь не идет. Более того, иногда это даже альтернативный способ хранения денег в семье. Коренные жители утверждают, что ношение колец не причиняет им боли или физического дискомфорта.
Любопытная традиция африканских женщин носить кольца на шее привлекает в подобные племена туристов со своими фотоаппаратами. Приезжая посмотреть на женщин с таким ожерельем на шее, туристы покупают у местных жителей изделия из бисера, дерева, краски, поддерживая существование таких бедных резервированных племен, покинутых государством.
В тайском племени каян местные жительницы вручную изготавливают одежду из натурального шелка и деревянные амулеты и обереги. Трудно сказать, являются ли кольца на шее экономической необходимостью для таких племен, но фактом остается то, что доход от туристов на 80% поддерживает их существование.
Мифы и реальность
Современный человек может только на фото наблюдать кольца на шее африканских женщин, не представляя, какая история и смысл лежит за этой традицией, которую большинство людей сочли бы уродливой и бессмысленной. Западное общество диктует нормы и стандарты, но по-настоящему цивилизованного человека отличает терпимость и толерантность к культуре других народов.
Многие первобытные племена насильно насаждают своим детям модификации тела, например шрамирование, нанесение татуировок, деформация костного скелета или выжигание груди.
Традиция носить кольца на шее достойна уже потому, что каждая девочка самостоятельно и осознанно принимает решение о продолжении этнической традиции изменять свое тело.
Женщины-жирафы народа Падаунг — быт таек, чья шея "закована" в металл
Когда кто-то говорит о необычной внешности людей других культур, одно из первых, что приходит на ум — тайские женщины с кольцами на шее. Многие даже не знают, что это за народ такой, откуда он и как живет. Просто сам факт такой необычной модификации своего тела очень прочно врезается в память: об этом пишут блогеры, говорят СМИ и турфирмы.
Неудивительно, что вокруг этих колец появляется так много разных вымыслов и заблуждений. И сегодня мне хотелось бы развеять некоторые из них.
Кольца запаиваются прямо на девушке
И первое, что надо прояснить — никаких колец в общем-то и нет. То, что мы видим — очень длинная и мастерски скрученная спираль. В деревне Падаунг ремесло по скручиванию металла вокруг шеи передается из поколения в поколение.
При этом утверждение о том, что каждый год девушкам надевают еще одно кольцо не совсем корректно. Да, начиная с пяти лет девочкам народа Падаунг действительно начинают удлинять шею, но только до тех пор, пока женщина не выйдет замуж. Именно этим и объясняется разная длина шей женщин в деревне.
Если снять кольца, девушка умирает
Этот поистине дикий миф я слышала по одному из телевизионных каналов, где безапелляционно утверждалось: снять девушке ее кольца и не сломать при этом шею невозможно. Шея просто не выдержит. Но это не так. Девушки без особых проблем могут существовать и без колец, с ними ничего не случится.
Архивное старое фото
Да, шейные мышцы сильно ослабевают, из-за увеличения расстояния между позвоночными дисками, девушек могут начать преследовать сильные боли в шее и голове, но при правильной физиотерапии это очень быстро проходит.
Более того, для того, чтобы молодым девушкам сменить "ожерелье" на более высокое, предыдущую спираль необходимо снять. При этом обнажаются практически никогда не заживающие синяки на шее — вес "колец" может достигать 3-4 кило, но на этом все. Никакого вредя для девушки снятие колец не несет.
Из-за колец невозможно мыть шею
Этот вывод напрашивается сам собой, стоит лишь взглянуть на монолитную конструкцию "ожерелья". Неудивительно, что именно так думают люди, которые смотрят на женщин этого народа. Да и действительно, шея плотно закована в металл, как ее можно мыть?
Оказывается, довольно легко. Несмотря на свою кажущуюся монолитность, кольца не шее пластичны, поэтому их можно слегка сместить. На полноценное мытье это не похоже, но подлезть под конструкцию все-таки удается.
Впрочем, куда большее внимание уделяется не мытью шеи, а мытью самих колец. Их надо хорошо отполировать. Ведь в деревню приезжают туристы, а для них кольца должны ярко сиять.
Для этого женщины используют сухую траву и иногда песок. Благодаря столь тщательному уходу, кольца начинают блестеть, будто золото.
Женщины народа Падаунг спят сидя
И вновь мы говорим о заблуждении, которое не имеет ничего общего с реальностью. Конечно же, женщины не спят сидя. Они могут лежать, как и все мы. В конце концов, они давно привыкли к своим кольцам, поэтому те не вызывают у них никаких затруднений.
В общем, несмотря на столь экстравагантный внешний вид, эти женщины способны жить вполне нормальной жизнью. Кольца не мешают их существованию, напротив, выступают в качестве некой изюминки, которой можно гордиться.
Понравилась статья? Ставьте ❤️ и подписывайтесь на канал "Культурный Контекст", чтобы не пропустить новые, интересные истории культур народов мира.
masterok
В высокогорных районах Юго-Восточной Азии проживает интересный народ падаунг (или каян). Девочки падаунг с 5-летнего возраста носят на шее медные спирали. Сначала на шею надевают спираль из шесть колец, а затем ежегодно их количество увеличивают на одно. К моменту замужества число колец достигает своего максимума, а после свадьбы их, как правило, не добавляют. Шея женщины при этом вытягивается, что приводит иногда к увеличению ее длины до 40 сантиметров.
Из-за экзотического внешнего вида их стали называть женщины-жирафы, а районы их проживания очень популярны у туристов.
Падаунг живут на приграничных территориях Таиланда и Мьянмы, а их численность более 50 000 человек. Традиционным занятием народа падаунг является выращивание риса и разведение скота. Обычай носить на шее медные спирали уходит корнями в глубокую древность. В каждом поселении есть женщины, владеющие искусством надевания колец. Как только девочке исполняется 5 лет, она надевает свои первые кольца.
В дальнейшем количество колец увеличивается, а иногда конструкция настолько высока и неудобна, что сковывает движения и девушкам бывает трудно повернуть или наклонить голову. Помимо колец на шее, женщины носят кольца на руках и ногах, а их национальный костюм дополняет белая рубаха, украшенная тесьмой.
Туристам рассказывают, что обычай носить кольца связан со специфическими представлениями племени падаунг о красоте. Длинная шея считается символом благополучия и красоты. Но такой обычай имеет и более практичное объяснение.
Как считают сами падаунг, подобная конструкция была призвана спасти их от тигров, встречи с которыми до сих пор не редкость в этом регионе. Видимо, мужчины племени могли сразиться с хищником и дать ему отпор, а вот шею женщин пришлось защищать.
По другой версии, подобные кольца служили для идентификации женщин племени. Дело в том, что в этом регионе процветали кражи девушек соседними народами, а также самовольное бегство. Поэтому падаунг придумали такой оригинальный способ защиты своих красавиц от посягательств соседей. Ведь кольца невозможно снять без специальных навыков и приспособлений, и отправившиеся на поиски мужчины без труда обнаружат девушку-падаунг. И даже если их снять, будет заметна более длинная шея девушки, что сразу вызовет на подозрения.
По мнению медиков, ношение обычных спиралей не сказывается негативным образом на здоровье женщин. Но иногда спирали специально делают слишком высокими. В этом случае достигается больший эффект и шея становится очень длинной. Но при этом затрудняется подвижность головы, а мышцы, призванные обеспечивать эту подвижность, атрофируются. Если такие женщины снимут кольца, то может произойти перелом шеи.
Сегодня не все женщины падаунг хотят носить кольца, одетые на них еще в детстве. Некоторые снимают их и дальше прекрасно обходятся без спиралей. Но в некоторых деревнях на территории Таиланда обычай носить кольца считается не только признаком красоты, но и способом заработка. Туристы, приезжающие в поселения падаунг с радостью покупают сувениры и одежду, а также фотографируются с удивительными длинношеими женщинами.
Как сегодня живут женщины из племени Падаунг
Народ из этнической группы каренов, проживающий в основном в штатах Кая, Шан и Карен на востоке Мьянмы. Есть также несколько деревень на севере Таиланда, недалеко от мьянманской границы, основанных беженцами во время этнических чисток в Бирме. Общая численность каян — 130 тысяч человек. Говорят на языке каян каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. Известны тем, что женщины племени всю жизнь носят на шее латунные кольца-спирали. Под их весом деформируются ключицы и грудная клетка, из-за чего шея становится длиннее.
Падаунг — общепринятое название племени, данное ему соседями, народностью шан. «Ян па даунг» переводится с шанского как «народ, обернутый в медь». Сами представители народности считают это название оскорбительным и именуют себя каян лахви.
Племя наиболее известно своими женщинами с металлическими кольцами на шее.
Как удлиняется шея
Кольца на шее женщин племени Падаунг нельзя надеть в любой удобный момент как обычный аксессуар. Решение носить кольца на шее нужно принять в возрасте 4-8 лет, когда кости еще гибкие и податливые. Жители племени утверждают, что это – строго добровольно. Некоторым девочкам кольца не нравятся, а некоторые хотят походить на своих матерей и тоже носить такое украшение. Девочке надевают столько колец, в зависимости от того, сколько ей сейчас лет, и каждый год добавляют одно новое. Ярусы такого украшения нельзя наращивать бесконечно, поэтому в возрасте 15-16 лет девушке перестают надевать кольца. Как раз в этом возрасте она обычно выходит замуж. Если надеть больше колец, это будет причинять дискомфорт девушке и угрожать ее здоровью.
На самом деле шея женщин растягивается совсем незначительно. Это обман зрения, вызванный другими анатомическими изменениями. Металлические прутья очень тяжелые, даже маленькие девочки, начинающие носить кольца, постоянно носят на себе минимум 2-3 кг веса. Под постоянным давлением плечи и ключицы сильно опускаются вниз, ребра сжимаются, из-за чего кажется, что у женщины неестественно длинная шея.
Со временем первые 4-5 колец, надетые на девочку, опускаются на плечи под тяжестью других витков и приобретают больший диаметр, как бы «сплющиваются». Эти кольца могут быть отсоединены от основной спирали, обвивающей шею, и закреплены на застежке отдельно так, чтобы женщина могла свободно поднимать этот первый «слой», мыться и поддерживать гигиену.
Что будет, если снять кольца с шеи
Кольца на шее женщин снимать долго и тяжело, поэтому такая процедура проводится только при наличии уважительных причин.
К ним относятся: роды; посещение врача; жалобы на недомогание или неудобства, причиняемые кольцами; супружеская измена (как способ наказать и опозорить женщину).
Снятие колец доверяют тому человеку, который их надевал. В деревне может быть несколько людей, умеющих снимать кольца. Обычно это шаман, матриарх племени или некоторые старейшины. Металлическое ожерелье может весить до 10 кг и достигать 7 м в длину, процесс снятия занимает до 2 ч. Может показаться, что кольца сильно ослабляют мышцы, но это не так. Обручи никак не сжимают шею, препятствуя развитию организма и дыханию.
Кольца сидят свободно, между ними даже проходит ладонь, женщина может поддерживать гигиену и мыть шею. Кольца не поддерживают шею, мышцы не атрофируются и продолжают работать в своем обычном режиме. Тем не менее, для любой женщины снятие колец не проходит бесследно. В первые дни после процедуры может возникать головокружение, тошнота, боль в шее. На плечах, там, где кольца постоянно давят на шею, на коже могут появиться глубокие шрамы, которые гноятся и болят.
Как правило, женщины следят за своим здоровьем и ухаживают за кольцами, так что до воспалений дело не доходит, но тяжелые врезавшиеся в кожу кольца все равно оставляют свои следы. Отсутствие контакта с воздухом может повлечь за собой пигментацию, потемнение кожи, поэтому иногда женщины подкладывают между кольцами и телом куски хлопчатобумажной ткани. Она впитывает пот и не позволяет металлу натирать шею.
Главный движущий мотив женщин – красота. Деформирование своей шеи кажется неприемлемым и жестоким, но культура Запада недалеко ушла от традиций падаунг. Женщины из развитых стран также каждый день деформируют свои ноги высокими каблуками, вставляют импланты, перекраивают лицо у пластических хирургов. Все ради принятия в обществе и повышения своего статуса.
ГЕРОИНЯ
Му Шант
Родилась в 1963 году в мьянманской деревне Панпет (штат Кая). Кольца на шее носит без перерыва с восьми лет, сейчас их вес достигает семи килограммов. Не имеет ни образования, ни своей земли. Торгует в сувенирной лавке для туристов, чтобы прокормить семью, в которой шесть дочерей, четыре сына и двадцать внуков.
Давным-давно жила в море женщина-дракон. Она очень хотела узнать, как выглядит человек. Как-то раз женщина вышла из вод и спросила у лягушки, где его найти. Та указала на пещеру в лесу. Зайдя в нее и увидев смятую постель и грязную посуду, женщина-дракон приняла обличье прекрасной девушки и начала убираться. К вечеру в пещеру вернулся человек и был поражен порядком и красотой девушки. Они полюбили друг друга и стали жить вместе. Но однажды мужчина увидел тень возлюбленной и ужаснулся: это была не человеческая тень. Мужчина бросил женщину-дракона, которая уже ждала ребенка. Убитая горем, та ушла из пещеры, отложила два яйца в песке и скрылась в море. Из этих яиц появились люди каян.
С тех пор женщины моего народа носят на шее латунные кольца в память о праматери-драконе. Украшения наших женщин сверкают, как чешуя.
Конечно, это всего лишь легенда. Моя бабушка рассказывала, что женщины каян носили кольца на шее, чтобы мужчины из других племен не воровали их, ведь наши традиции запрещали браки с чужаками. Женщину с кольцами на шее невозможно украсть без последствий — ее блестящие украшения видны издалека. Эти кольца всегда были не только красивой традицией, но и особой приметой, которая обеспечивала безопасность.
Мое время пришло, когда мне исполнилось восемь лет. Родители были против того, чтобы я надевала кольца: они хотели, чтобы я пошла учиться в школу. Но я сама решила, что хочу их носить, ведь все мои сестры носили.
Я помню, как сидела много часов у очага в доме столетней старухи Тильды Вин, пока она щипцами сгибала проволоку и закручивала ее кольцами вокруг моей шеи. У старой Тильды была очень длинная шея и огромные дырки для серег в ушах. Она была похожа наполовину на птицу, наполовину на тех духов, истории про которых любила рассказывать. В тот день Тильда намотала мне на шею десять витков спирали из блестящей латуни.
Поначалу шея болела постоянно. Было невозможно спать на бревенчатом полу нашего дома, трудно поворачивать голову, одеваться, есть, иногда казалось, что я задыхаюсь. Через некоторое время свыклась с неудобствами. Я росла, и каждые три года спираль заменяли на другую, постепенно увеличивая количество витков.
Когда мне исполнилось шестнадцать, родители нашли мне 22-летнего мужа. Он уже имел заработок — был лесорубом — и, казалось, мог хорошо заботиться обо мне. К сожалению, жизнь с ним не была легкой. Я родила первого ребенка в семнадцать. Потом второго, третьего. Еды постоянно не хватало, мы голодали. Я пошла работать в поле — выращивать кукурузу, тыкву, чтобы дети хоть что-то ели.
Мне было сорок лет, когда мужа не стало. Война пришла в наши горные поселения. Бирманские солдаты жгли дома, насиловали женщин, убивали мужчин. Я осталась одна с десятью детьми. Многие наши убежали в Таиланд. Да, те самые кольца, которые когдато защищали от чужаков, во время войны подвергали нас опасности. Невозможно было притвориться, что мы не каяны.
Кольца ни на секунду не дают нам забыть, кто мы. Сейчас мне 56 лет, и я ношу на шее семь килограммов латуни. Эти 23 витка спирали уже такая же часть меня, как и сама шея. Они всегда на мне — я сплю с кольцами, ем с кольцами, работаю с кольцами. И дело не только в традиции. Кольца дают мне заработок.
Я содержу сувенирную лавку, где продаю традиционные домотканые шарфы. Туристы приезжают в нашу деревню, чтобы увидеть женщин с длинной шеей, фотографируют нас, а взамен что-то покупают. Мои шесть дочерей тоже носят кольца на шее и продают сувениры. Здесь нет другой работы, мужчины не могут обеспечить свои семьи. Чтобы дома была еда, женщины вынуждены носить эти кольца. Альтернатива — выращивать опиумный мак.
В нашей области многие, у кого есть поля, выращивают мак. Мьянма на втором месте по производству героина после Афганистана, и мы страдаем из-за этого. Многие мужчины — наркоманы. Правительство ничего не делает, лишь время от времени уничтожает маковые поля для вида. А если разорить поле, то семья, которая за счет него живет, лишится пропитания на месяцы. Поэтому зарабатывать деньги на туристах куда надежнее.
Туристы, фотографирующие «женщин-жирафов», как нас называют, не догадываются о том, что такие же спирали, как на шее, у нас принято накручивать на ноги — от колена до лодыжки. А это доставляет еще больше неудобств и страданий, чем кольца на шее. Ноги болят, ходить трудно, и с возрастом становится только хуже. Многие женщины деревни, включая меня, сняли эти спирали с ног, оставив по пять колец чуть ниже колен, — чтобы сохранить традиционный облик.
Туристы часто спрашивают, не сложно ли носить на шее такие тяжелые кольца. Я отвечаю, что уже привыкла. Когда дома голодные дети, разруха и некому помочь, кольца отнюдь не самая тяжелая ноша.
Как живут женщины с кольцами на шее
Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.
Хтет, 19 лет
Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник — непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.
Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света
Муква, 32 года
Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.
Миа, 18 лет
Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки — у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств — она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.
Со, 57 лет
Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.
Хла, 21 год
В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка — кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.
Тун, 8 лет
Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, — о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.
Муту, 60 лет
Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них — телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.
Манай, 63 года
Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг — дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное — ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.
Маджай, 45 лет
Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.
Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.
Читайте также: