Металл вертушки на гитаре
С одной стороны вроде бы понятно – зачем нужны гитарные трюки. Развлечь и потрясти слушателя, и как бы подтвердить квалификацию исполнителя.
Ибо очень часто у нас судят о его крутизне и профессионализме по количеству нот, которые он может извлечь в секунду.
А с другой стороны, эмоциональной – это особая краска, взрыв эмоций.
Тут становится понятно, что музыка, состоящая из сплошных взрывов, уже через пару минут никаких других эмоций, кроме приступов тошноты вызвать не может :)
Поэтому умный исполнитель никогда не будет все время играть только быстро.
Если прислушаться к его игре, то можно выделить участки мелодии и из длительных нот, и из участков с разнообразной ритмикой – чередующихся нот различной длительности, и те самые — максимально скоростные.
Но что, если копнуть чуть глубже и рассмотреть применение вертушек с точки зрения устойчивости и неустойчивости?
Понятия «устойчивости» и «неустойчивости» обычно связывают с ладом.
То есть, в любом ладу есть устойчивые ступени – это тонические трезвучия, 1-ая, 3-я и пятая ступени, а остальные ступени – неустойчивые.
Хотя в джазе принято к этому трезвучию добавлять еще 7-ую ступень.
Проще показать на примере.
Если сыграть, например, гамму Ля-мажор под аккорд Ля-мажор, то можно услышать, что все эти ноты из этой гаммы хорошо звучат под этот аккорд.
А особенно слаженно, консонансно – вставлю умное слово :) — звучат 1-ая, 3-я и 5-ая ступени.
Это неудивительно, поскольку из них и состоит аккорд.
А теперь давайте все сделаем ровно наоборот.
Пропустите 1-ую, 3-ю, и 5-ую эти ступени и сыграйте только 2-ую, 4-ую, 6-ую и 7-ую…
Почувствовали, как во втором случае повисло напряжение?
А теперь в миноре попробуем:
Давайте под аккорд Ля-минор, например, сыграем ноту Соль. Соль в гамме Ля-минор — это седьмая ступень.
Тоже ощущается напряжение. Седьмая ступень неустойчивая и стремится разрешиться (перейти) в тонику. Для гаммы Ля-минор тоникой будет, конечно же, нота Ля.
Что же теперь, избегать при игре задерживаться на неустойчивых ступенях?
Но если мы будем выделять длительностью только аккордовые тона – это скоро надоест, наша мелодия станет очень предсказуемой. И слушателя неминуемо затошнит – конечно, не так быстро, как от сплошной скоростной игры.
Кстати – маленькое отступление.
Ступени, не входящие в гамму лада, конечно же, не фальшивые ноты. Вот пример – попробуйте под минорный аккорд сыграю не чистую квинту, пятую ступень, а пониженную на полутон, то есть уменьшенную квинту.
Звучит, конечно, напряженно, но при этом уменьшенная квинта в блюзовой гамме – этот тот самый блюзовый тон и широко применяется.
Скоро, скоро мы уже дойдем до вертушек! :)
Итак, играть не аккордовые ступени под звучащий аккорд можно.
Мало того, это круто звучит.
Например, Ингви Малмстин начинает тему в Black Star бендом ко второй ступени (очень круто!), а Джо Сатриани вообще советует начинать свое соло — «рассказывать свою историю», как он выражается — именно с неустойчивых ступеней. Чтобы не рассказать все в самом начале.
Ну, это тема совершенно отдельная.
Так вот, играя мелодию, а тем более импровизационную мелодию, мы находимся между напряжением и разрешением, и это как раз создает движение и держит внимание слушателя.
И вот – внимание! – игра вертушек – это еще один способ создать неустойчивость, причем без фиксации внимания на конкретной ноте.
Слушатель просто не успевает зафиксировать свое внимание, потому что ноты быстро меняются. То есть, при этом не создается какого-то избыточного напряжения.
Но, когда быстрый пассаж заканчивается, и мы выходим на длительную целевую ноту, и чаще всего после неустойчивости это будет устойчивый аккордовый тон, то и слушатель и мы ощущаем разрешение.
И вот почему еще удобны вертушки, в отличие от протяженных по диапазону скоростных пассажей.
Мы играем на одном месте, замкнутую по кругу последовательность. Причем делаем это на «автомате».
Мы можем сыграть столько циклов, сколько нам нужно, остановить этот пассаж тогда, когда нам нужно.
Мало того – наше внимание в этот момент свободно.
А ведь когда мы импровизируем, соображать нужно очень быстро – нужно чувствовать, куда движется аккомпанемент, чтобы точно выбрать следующую целевую ноту.
Вертушка позволяет это сделать.
То есть, это вообще такой момент перезагрузки, когда можно сбросить внутреннее напряжение от игры.
Только представьте, если бы импровизация состояла из одних вертушек и длительных одиночных нот – тут релакс при вертушке, чуть поднапрягся, выбрал следующую ноту и тут отдых на длинной ноте… сплошная расслабуха :).
И в аппликатурном смысле вертушка помогает нам ориентироваться на грифе и не вылететь из гаммы тональности. Ведь мы можем играть кучу нот, находясь в одной позиции, а стало быть, зная в каком боксе мы находимся, и где тут рядом, в этом же боксе (или в соседнем) есть устойчивые ноты!
В этом нам помогает то, что даже при исполнении особо навороченной вертушки, у нас все равно есть привязка к позиции – это наш указательный палец. Он чаще всего не двигается с лада, оставаясь в качестве «якоря».
Ну что, настало время иллюстрации рассказанного выше на разборе новой вертушки. И, как и в предыдущем видео – она из репертуара Стива нашего Вая.
Вся вертушка в данном случае – в тональности Фа-диез минор, играется в позиции на 14-ом ладу по минорной пентатонике.
Мы находимся здесь в первом боксе и задействуем одной нотой второй бокс.
При этом указательный палец все время остается на первой струне 14-го лада и играет роль того самого «якоря». Очень хорошо играет.
Напомню основные выводы.
- Вертушка – это еще и способ создать неустойчивость требующую разрешения. Что необходимо для развития мелодии и удержания внимания слушателя.
- Вертушка не сильно занимает наше внимание, так как исполняется отработано, «на автомате».
Напротив, она дает нам возможность внутренней перезагрузки, и помогает успешнее выбрать следующую за ней ноту. Так как при ее исполнении мы четко знаем, в какой аппликатуре, в каком боксе мы играем. - И в этом нам помогает «якорный» указательный палец, который как правило остается на одном и том же ладу.
А в следующий раз мы рассмотрим что такое аппликатурная модель, как она работает с вертушками – помогает их сочинять и играть.
И да, я еще про динамический стереотип не рассказал…
Ну, об этом — тоже позднее.
Как сделать вертушки на гитаре - обучение приему игры с упражнениями
Чтобы совершенствовать мастерство исполнения, не нужно заучивать все существующие аккорды и бои. Можно действовать иначе. Например, развивать скорость пальцев левой руки и чувство ритма. Но набивать руку на упражнениях скучно и непродуктивно, ведь они никогда не понадобятся в реальной музыке.
Вертушки на гитаре. Общая информация
Я предлагаю практиковаться на приемах, которые требуют серьезной подготовки. Их отличие от упражнений на развитие скорости в том, что подобные вещи встречаются в настоящих музыкальных композициях.
Поначалу они кажутся сложными, но с опытом вы сможете не только применять этот прием, но и играть увереннее в общем. Сегодняшняя тема – вертушки на гитаре.
Что такое гитарные вертушки
Это быстрый зацикленный пассаж, чаще всего электрогитарный. Такие фразы вставляют в кульминации сольных партий. Они драйвовые, выделяются на фоне остального звучания.
Их используют в разных жанрах:
- хард-рок;
- классик-рок;
- джазовые импровизации.
Это эффектный прием, который создает впечатление виртуозной игры. Но это лишь аудио иллюзия. Для игры вертушек на гитаре нужно не так много усилий, как кажется слушателю. Этот прием стоит выучить, чтобы иметь возможность покрасоваться и разнообразить размеренную игру.
Принцип исполнения
Главный трюк игры вертушками на гитаре в зацикливании. Музыкант придумывает фразу (чаще всего на высоко звучащих ладах) так, чтобы она была простой. В ней не очень много нот. Обычно полтакта – такт, то есть 4-8.
Наступает время практики: нужно отточить технику так, чтобы исполнять на большой скорости.
Теперь такт повторяют несколько раз. Чтобы он не казался однообразным, в одном ключе создают больше одной последовательности нот и чередуют отрывки.
Мы получаем отрывок соло, который звучит «сложно», хотя не требует больших затрат. Этого достигают за счет маленькой длины отрывка и использования одной струны.
Это не значит, что усилия прилагать не нужно. Потребуется практика, чтобы нарастить скорость – самый впечатляющий элемент исполнения.
Читайте на сайте новую статью — Как играть под метроном, упражнения и советы.
Как придумать гитарную вертушку
В прошлом абзаце вы встретили слово ключ. Оно могло быть непонятным.
Как и любая музыка, кроме намеренно диссонансной, вертушка для гитары создается в определенной гамме – мажорной или минорной. Кроме того, она строится вокруг определенной ноты – тоники. Все остальные должны с ней сочетаться. Легче всего искать соответствия по кварто-квинтовому кругу.
Смотрите по нему, какие звуки сочетаются и расставляйте их рядом.
- Пассаж не существует в пустоте, а является частью соло. Поэтому он должен гармонировать с остальной частью произведения. Например, если вся песня написана в ля-миноре, а вертушку вы сочинили в до-мажоре, сочетания не выйдет.
- Фразу легко придумать на основе аккордов самой композиции, упростив их или разложив на отдельные звуки.
- Гораздо проще технически выполнить задуманное на верхних ладах гитары, потому что они короче нижних.
- Для легкости располагайте ноты на соседних ладах и ближайших струнах гитары. Так вы сэкономите время, которое могли потратить на то, чтобы дотянуться до нужного места.
Как применять вертушки
Чаще всего вертушки используются в соло-частях и в их кульминациях, чтобы сделать акцент. Их проигрывают несколько тактов, добиваются высшей точки напряжения, потом его снимают и переходят к более размеренному ритму.
Упражнения на отработку
Для развития мастерства подойдут любые упражнения с возвратом:
- Гаммы. Это еще и способ заучить ноты. Возьмите табы гаммы (или выучите ее) и проиграйте под метроном. Начните с 60 ударов в минуту, постепенно увеличивайте темп до максимально возможного. Не переходите на более быстрый, не исполняя уверенно предыдущий.
- Адаптации известных произведений, где есть готовые табулатуры пассажей. Тот же Паганини никогда не писал свою музыку для гитары, но переложений есть немало.
- Легато или пулл-офф. Это вариант игры на гитаре, при котором струну дергают один раз, а потом снимают палец и оставляют ее звучать. Натренировавшись, можно сократить себе работу. Вместо нескольких касаний струны вы сделаете одно или два с пулами и обратными постановками пальца.
- Выступления известных гитаристов. Есть много записей выступлений рок-легенд, где видно их гитары и какие приемы используются. Попробуйте понять или даже повторить.
Несколько табулатур для тренировки:
Это адаптированный для гитары фрагмент из каприса Паганини. Попрактикуйтесь, обязательно под метроном.
А это второй фрагмент оттуда же.
Теперь сыграйте их поочередно. Менять позицию руки на гитаре после каждых 4 нот неудобно, поэтому лучше менять через каждые 2 такта (то есть 8 нот). Чтобы композиция стала совсем логичной, каждый фрагмент повторим по 4 раза. Постепенно увеличивайте количество ударов в минуту, и вот – ваша первая вертушка сыграна.
Примеры композиций с вертушками
- Stairway to Heaven – Led Zeppelin – легче разобрать известные примеры. Переслушайте знаменитое соло и найдите в нем нужные моменты. Кстати, здесь используется именно легато.
- На видео ниже вы найдете трек гитаристов-виртуозов метал-музыки и находящихся рядом с ней жанров. Не раз участники используют прием, который мы разбирали сегодня. К тому же это отличный вдохновляющий пример.
Мы разобрали вертушки – драйвовый и эффектный прием. А какие ваши любимые фишки на гитаре, сложные ли они? Делитесь статьей с друзьями-гитаристами, надеюсь, она будет полезна! Сохраняйте текст в закладки, чтобы вернуться к нему во время обучения.
Видеоурок игры на гитаре - как играть вертушки на гитаре (рок импровизация):
Растяжка пальцев для игры на гитаре - эффективные упражнения. Об этом можно почитать у нас на сайте.
Как Играть Вертушки на Гитаре. Часть 1. Что такое Вертушки.
Итак, вертушки — это короткие зацикленные фразы, как правило, исполняемые в быстром темпе.
Для чего они исполняются?
Первая и главная цель, о которой наверное знают все – это создание эффекта крутой скоростной игры, впечатление виртуозности гитариста.
Первое, но не единственное – о других целях скажу позднее.
Заметьте, я употребил слова «эффекта», «впечатления» — так чем же исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры?
Когда мы говорим о реально виртуозной игре, то подразумеваем, что играть действительно технически сложно. А исполнитель, демонстрируя виртуозность, играет какое-то технически сложное произведение — например, какой-нибудь каприс Паганини.
И слушатель, помимо того, что получает эстетическое удовольствие от музыки, еще и восхищается тем, как исполнитель ловко справился с этими техническими сложностями.
А вертушка – как раз наоборот, заранее так составлена, чтобы вызывать наименьшие технические проблемы. Она изначально предполагает логичную и экономную работу пальцев левой (и правой) руки.
При помощи игры вертушек эффект «стены звука» достигается «малой кровью» — Это гитарный трюк. Этот трюк основан на однотипной последовательности движений – так называемом «динамическом стереотипе». О нем отдельно скажу позднее.
А теперь я сделаю маленький трюк.
Мы возьмем начало этого каприса Паганини в трактовке Стива Вая. И отрежем четыре ноты в самом начале . И зациклим их — вот так.
Алле… Ап! Получается вертушка!
То же самое можно сделать и со следующими четырьмя нотами. И еще одна вертушка:
А теперь скомбинируем их. Конечно, играть по одному циклу вертушки и сразу же менять — это сложно. Слишком часто придется скакать с позиции на позицию. Но это и не нужно. Достаточно играть по два цикла каждую:
Если говорить об боксах — а это поможет нам просто перенести (транспонировать) эту вертушку в другую тональность, пользуясь не абсолютной (нотной) а относительной (аппликатурной) шкалой на грифе — то вертушка располагается на стыке четвертого и пятого боксов минора:
И вот практический вывод номер один.
— Чтобы сотворить приличную вертушку, можно взять кусочек какого-нибудь произведения, отрезать несколько (три-четыре) ноты – и зациклить их.
Только обратите внимание на то, чтобы их удобно было играть, особенно стыковку конца и начала цикла.
И поскольку мы уже заговорили сегодня о Стиве Вае – то вот его крутая вертушка, которой он едва не размазал Юджина в сцене дуэли:
Вертушку можно сыграть в различных вариантах звукоизвлечения — в том числе и полностью легатно — пуллами (pull off) и хаммерами (hammer on).
Если ее зациклить, то получается что период в четыре цикла полностью укладывается в ТРИ такта. Вот так:
И в относительной шкале на грифе (боксах) вертушка располагается в аппликатуре стыка второго и третьего боксов:
В продолжении мы поговорим о том, для чего еще нужны и особо ценны вертушки – и где их применять.
Металл вертушки на гитаре
admin
Я решил записать небольшую серию видео о вертушках в соло-гитаре в стиле «Рок». Ее цель – не показ собственно вертушек, хотя и это тоже будет, а дать полное понимание – что это, для чего они по-настоящему нужны, на чем они основаны, как их исполнять и как сочинять самостоятельно. То есть, это будет краткая энциклопедия по этому исполнительскому приему.
Начнем с того, что определим – что такое вертушки.
Итак, вертушки это короткие зацикленные фразы, как правило, исполняемые в быстром темпе. Для чего они исполняются? Первая и главная цель, о которой наверное знают все – это создание эффекта крутой скоростной игры, впечатление виртуозности гитариста. Первое, но не единственное – о других целях скажу позднее.
Заметьте, я употребил слова «эффекта», «впечатления» — так чем же исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры?
И слушатель, помимо того, что получает эстетическое удовольствие от музыки, еще и восхищается тем, как исполнитель ловко справился с этими техническими сложностями.
А вертушка – как раз наоборот, заранее так составлена, чтобы вызывать наименьшие технические проблемы. Она изначально предполагает логичную и экономную работу пальцев левой (и правой) руки. При помощи игры вертушек эффект «стены звука» достигается «малой кровью» — Это гитарный трюк. Этот трюк основан на однотипной последовательности движений – так называемом «динамическом стереотипе». О нем отдельно скажу позднее.
А теперь я сделаю маленький трюк. Мы возьмем начало этого каприса Паганини в трактовке Стива Вая. И отрежем четыре ноты в самом начале . И зациклим их — вот так.
А еще проще — без ущерба для эффекта — играть по четыре цикла:
И вот практический вывод номер один.
Чтобы сотворить приличную вертушку, можно взять кусочек какого-нибудь произведения, отрезать несколько (три-четыре) ноты – и зациклить их. Только обратите внимание на то, чтобы их удобно было играть, особенно стыковку конца и начала цикла. И поскольку мы уже заговорили сегодня о Стиве Вае – то вот его крутая вертушка, которой он едва не размазал Юджина в сцене дуэли:
Вертушку можно сыграть в различных вариантах звукоизвлечения — в том числе и полностью легатно — пуллами (pull off) и хаммерами (hammer on). Если ее зациклить, то получается что период в четыре цикла полностью укладывается в ТРИ такта. Вот так:
>>> В ПРОДОЛЖЕНИИ мы поговорим о том, для чего еще нужны и особо ценны вертушки – и где их применять.
Еще на ту же тему:
Подписывайтесь на мой канал Youtube:
И в мою группу в социальной сети ВКонтакте где также много полезной и интересной информации.
Привет, мой друг!
В предыдущей части мы разобрали, что такое вертушки и чем исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры, создали вертушку, отрезав несколько нот из виртуозного соло и зациклив их.
Выучили одну из вертушек Стива Вая и установили, что вертушки – это гитарный трюк, который применяется для достижения внешнего эффекта скоростной виртуозной игры.
А из этой статьи Вы узнаете — для чего на самом деле нужны подобные скоростные пассажи,и их преимущества – особенно при импровизационной игре, а также некоторые тонкости их исполнения («Для чего гитаристу нужен якорь?»).
С одной стороны вроде бы понятно – зачем нужны гитарные трюки. Развлечь и потрясти слушателя, и как бы подтвердить квалификацию исполнителя, ибо очень часто у нас судят о его крутизне и профессионализме по количеству нот, которые он может извлечь в секунду.
А с другой стороны, эмоциональной – это особая краска, взрыв эмоций. Тут становится понятно, что музыка, состоящая из сплошных взрывов, уже через пару минут никаких других эмоций, кроме приступов тошноты вызвать не может.
Поэтому умный исполнитель никогда не будет все время играть только быстро. Если прислушаться к его игре, то можно выделить участки мелодии и из длительных нот, и из участков с разнообразной ритмикой – чередующихся нот различной длительности, и те самые, максимально скоростные.
Эти понятия обычно связывают с ладом. То есть, в любом ладу есть устойчивые ступени – это тонические трезвучия, 1-ая, 3-я и пятая ступени, а остальные ступени – неустойчивые. Хотя в джазе принято к этому трезвучию добавлять еще 7-ую ступень. Проще показать на примере.
Если сыграть гамму Ля-мажор под аккорд Ля-мажор, то можно услышать, что все эти ноты их этой гаммы хорошо звучат под этот аккорд. А особенно слаженно, консонансно – вставлю умное слово :) — звучат 1-ая, 3-я и 5-ая ступени.
Это неудивительно, поскольку из них и состоит аккорд. А теперь давайте все сделаем ровно наоборот.
А теперь в миноре попробуем:
Давайте под аккорд Ля-минор, например, сыграем ноту Соль. Соль в гамме Ля-минор — это седьмая ступень.
Тоже ощущается напряжение. Седьмая ступень неустойчивая и стремится разрешиться (перейти) в тонику. Для гаммы Ля-минор это будет, конечно же, Ля.
Кстати – маленькое отступление. Ступени, не входящие в гамму лада, конечно же, не фальшивые ноты. Вот пример – попробуйте под минорный аккорд сыграю не чистую квинту, пятую ступень, а пониженную на полутон, то есть уменьшенную квинту.
Скоро, скоро мы уже дойдем до вертушек!
Итак, играть не аккордовые ступени под звучащий аккорд можно. Мало того, это круто звучит. Например Ингви Малмстин начинает тему в Black Star бендом ко второй ступени (очень круто!), а Джо Сатриани вообще советует начинать свое соло — «рассказывать свою историю», как он выражается — именно с неустойчивых ступеней. Чтобы не рассказать все в самом начале.
у, это тема совершенно отдельная.
Так вот, играя мелодию, а тем более импровизационную мелодию, мы находимся между напряжением и разрешением, и это как раз создает движение и держит внимание слушателя.
И вот – внимание! – игра вертушек – это еще один способ создать неустойчивость, причем без фиксации внимания на конкретной ноте. Слушатель просто не успевает зафиксировать свое внимание, потому что ноты быстро меняются. То есть, при этом не создается какого-то избыточного напряжения.
Мало того – наше внимание в этот момент свободно.
А ведь когда мы импровизируем, соображать нужно очень быстро – нужно чувствовать, куда движется аккомпанемент, чтобы точно выбрать следующую целевую ноту.
Вертушка позволяет это сделать. То есть это вообще такой момент перезагрузки, когда можно сбросить внутреннее напряжение от игры. Только представьте, если бы импровизация состояла из одних вертушек и длительных одиночных нот – тут релакс при вертушке, чуть поднапрягся, выбрал следующую ноту и тут отдых на длинной ноте… сплошная расслабуха :).
В этом нам помогает то, что даже при исполнении особо навороченной вертушки, у нас все равно есть привязка к позиции – это наш указательный палец. Он чаще всего не двигается с лада, оставаясь в качестве якоря.
Ну что, настало время иллюстрации рассказанного выше на разборе новой вертушки. И, как и в предыдущем видео – она из репертуара Стива нашего Вая.
Вся вертушка в данном случае – в тональности Фа-диез минор, играется в позиции на 14-ом ладу по минорной пентатонике. Мы находимся здесь в первом боксе и задействуем одной нотой второй бокс.
При этом указательный палец все время остается на первой струне 14 лада и играет роль того самого «якоря». Очень хорошо играет.
Пассаж может завершиться устойчивой нотой – тоникой (здесь это Фа диез), и как мы знаем, тоника в первом боксе у нас на первой струне вот здесь, или на четвертой струне вот здесь, или можно дать бенд на второй струне из первого бокса на один тон.
1. Вертушка – это еще и способ создать неустойчивость требующую разрешения. Что необходимо для развития мелодии и удержания внимания слушателя.
2. Вертушка не сильно занимает наше внимание, так как исполняется отработанно, «на автомате». Напротив, она дает нам возможность внутренней перезагрузки, и помогает успешнее выбрать следующую за ней ноту. Так как при ее исполнении мы четко знаем, в какой аппликатуре, в каком боксе мы играем.
3. И в этом нам помогает «якорный» указательный палец, который как правило остается на одном и том же ладу.
А в следующий раз мы рассмотрим что такое аппликатурная модель, как она работает с вертушками – помогает их сочинять и играть. И да, я еще про динамический стереотип не рассказал.. Ну о этом тоже позднее.
Читайте также: