Металл для покрытия куполов

Обновлено: 07.01.2025

ДОСТОИН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ И БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА УКРАСИТЬ КУПОЛА И КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ?

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. материал «Золотая середина» в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Покрасневшая кровля

Впервые бинарное соединение титана с азотом публично обсуждалось как кровельный материал в 1996 году на строительной площадке у Храма Христа Спасителя во время традиционного «строительного» объезда города мэром Юрием Лужковым. В тот раз градоначальник утверждал проект фасадов и кровли. Бюджет сусального золочения с учетом колоссальной площади основного купола показался мэру и экспертам слишком большим. И тут Юрий Михайлович достал из портфеля две одинаковые с виду пластины: «А знаете, появились гораздо более дешевые технологии, которые позволяют имитировать золотой блеск при помощи нитрида титана. Вот у меня в одной руке этот материал, в другой — сусальное золото. Угадайте, где что!»

Собравшиеся умолкли, но спустя минуту большинством голосов решили, что в левой руке градоначальника позолота. «Чистый нитрид титана!» — торжествующе сказал мэр. И на всякий случай предложил несогласным «самостоятельно профинансировать поставку сусального золота», после чего вопрос с кровлей собора можно было считать решенным.

Крыша вместе с фасадной отделкой была завершена к сентябрю 1997 года, к празднованию 850-летия Москвы. Покрытые нитридом титана элементы действительно блистали насыщенно огненным золотым отливом… первые два года. Уже к моменту великого освящения храма в августе 2000 года их тон заметно изменился, превратившись из ярко-золотого в рыжий. А еще через два-три года стал и вовсе медно-бурым.

Согласно архивным документам Фонда Храма Христа Спасителя (правопреемника Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя), работы выполнены ЗАО «РИК-С». Подрядчик, сообщил в интервью журналу главный инженер Фонда Виталий Фатькин, «покрыл нитридом титана главный купол и корону карниза, четыре малых купола и короны четырех звонниц, а также купол надвратной церкви на общей площади 5623 м 2 ». По его информации, кровельный материал куполов выполнен с применением комбинированного покрытия из нитрида титана, золота и алмазоподобной пленки.

Информации о гарантийных сроках работ, заказчиком которых был Моспромстрой, в Фонде нет. Однако Фатькин пока не видит в ней необходимости. По его мнению, крыша в более чем удовлетворительном состоянии. «Специализированная организация, профессионально занимающаяся мониторингом сложных сооружений, по нашей просьбе регулярно обследует устойчивость куполов и несущих конструкций. Последний раз подобные работы выполнялись три года назад. Техническое состояние элементов оценено как работоспособное, а поверочные испытания показали: купола имеют достаточно высокие прочностные и эксплуатационные характеристики и могут безопасно использоваться в дальнейшем, — говорит главный инженер. — В общем, сама крыша сделана на совесть, поэтому в ближайшее время оснований для ее капитального ремонта и тем более замены нет. Хотя, конечно, цвет отличается от куполов, выполненных по технологии классического золочения. В солнечную погоду еще ничего, а вот когда пасмурно…»

Хозяин кабинета подводит меня к окну. Разница с Иваном Великим налицо.

В агрессивной среде

«Что Лужков говорил на публику, вы помните. А вот в кулуарах он однажды заявил: Боженька, мол, всё видит, так что давайте поверх нитрида титана напылим золото. Зачем — сказать трудно: аналогичных решений мировая практика не знает. Насколько помню, распоряжением президента банка “Столичный” Александра Смоленского на напыление было выделено 26 килограммов золота», — делится по телефону с корреспондентом издания анонимный источник.

Мой собеседник в 1996–1997 годах был главным технологом ЗАО «РИК-С» по кровельным работам. Из этой фирмы он уволился в 1998 году — по его словам, из-за того, что разуверился в нитриде титана как в отделочном материале. «Железо и есть железо. Оно и блестит, как железка, — говорит бывший сотрудник «РИК-С». — А золоту присуще внутреннее достоинство». Свое имя он попросил не раскрывать: сейчас по-прежнему работает в строительной отрасли и не хотел бы, чтобы коллеги ассоциировали его с ошибочными по его мнению решениями, примененными при кровельной отделке Храма Христа Спасителя.

В устойчивости самой крыши собеседник также не сомневается: сталь брали качественную, немецкую, толщиной полмиллиметра, как положено по строительным нормам и правилам. Среди причин покраснения наружного слоя называет несколько, но главная из них — осаждение атмосферных загрязнений: «Дело в том, что структура нитрида титана крайне пористая, с многочисленными зазорами между наружными гранулами. В агрессивной атмосфере такого мегаполиса, как Москва, она способна держать первоначальный натуральный цвет три-четыре, от силы пять лет. Этот срок купола Храма Христа Спасителя выдержали».

Сама ЗАО «РИК-С», которая теперь выросла в крупную строительную и реставрационную компанию, лишний раз о кровле главного храма страны предпочитает не вспоминать. «Со всей ответственностью могу сказать: мы компания, которая не разочаровывает», — обращается к клиентам на интернет-сайте фирмы ее генеральный директор Григорий Доменко. Однако в опубликованный здесь список девяти своих лучших реализованных проектов Храм Христа Спасителя «РИК-С» тактично не включила. Не вошел в этот список и другой знаменитый московский храм — Благовещенский кафедральный собор в Елохове. Сезоном ранее — в 1996 году — тем же самым материалом были покрыты четыре его малых купола. И если на Храме Христа Спасителя кровля сейчас хотя бы сохраняет единый колер, то в Елохове даже невооруженным глазом видны гигантские черные проплешины, напоминающие отслоившиеся стальные листы. По словам моего анонимного собеседника, трудившегося на этом объекте мастером-кровельщиком, в этом также виноваты атмосферные загрязнения. Предстоящим летом приходская администрация собирается поменять металл на обычную кровельную медь. «Лучше, конечно, сусальное золото, но сомневаюсь, что мы найдем достаточно средств», — комментирует староста собора Николай Капчук.

Ну а если с экологией все в порядке? Тогда в первую очередь обращайте внимание на компоненты и на технологию напыления.

Технология

Нитрид титана родом из отечественной атомной отрасли. Очень долго подобные технологии напыления применялись на закрытых предприятиях Министерства среднего машиностроения СССР. Первоначально, еще в 1970-х годах, они были разработаны в отраслевом Харьковском физико-техническом институте. Атомщики ими занимались, разумеется, не ради красивых отделочных материалов в гражданском строительстве. Разработчики решали задачу упрочнения режущего инструмента и использовали комбинации напыления на рабочие поверхности различных немагнитных материалов: алюминия, меди, хрома, никеля. На рубеже 1980–1990-х годов, когда в рыночных условиях оборонной промышленности пришлось искать новые способы выживания, ученые попытались найти применение своим технологиям в зубном протезировании и в других «несерьезных», но прибыльных предприятиях вроде тонировки автомобильных стекол.

Цвет покрытия зависит от химического состава напыляемого материала. Оксид алюминия, к примеру, дает насыщенный серый окрас, оксид хрома — «мокрый асфальт». Можно наносить и отдельно титан — цвет будет титановый. А вот соединение титана с азотом дало цвет, близкий к золотистому. Но в этой технологии, даже при условии строгого ее соблюдения, специалисты насчитывают как минимум четыре фактора, сильно влияющих на конечный результат.

Первый — качество проката самой нержавейки, в кристаллическую решетку которой встраивается напыляемое покрытие (подложки, как ее называют производители нитрида титана). Лучшими считаются марки стали с легированными добавками — хромом, никелем и молибденом, придающими изделиям дополнительную коррозионную стойкость. «Сейчас мы ориентируемся на нержавейку марки AISI 304 (по международной классификации), известную в России как 12Х18Н10, из Испании, Бразилии, Китая, Тайваня. Если говорить о транснациональных корпорациях, рекомендую торговую марку “Аспринокс”, — рассказывает генеральный директор ООО “Морион”, которое владеет торговой маркой “Златосфера”, Вадим Новокшонов. — Неплоха и финская AISI 321 — конечно, если соблюдать рекомендованную стандартом 0,5-миллиметровую толщину подложки. А то иногда недобросовестные производители наносят нитрид титана прямо на жесть от консервной банки и продают это настоятелям храмов под видом кровельного покрытия». «Не советуем использовать нитрид титана, напыленный на сталь марки AISI 430 (в российской классификации — 08Х17), — добавляет генеральный директор волгодонского ЗАО “Инженерный центр Грант” Виктор Ребенок. — Как выяснилось, этот металл в любом случае темнеет уже через пять лет, а на изделиях со сваркой его применять вообще недопустимо». Вывод из этих рекомендаций один: не стоит пренебрегать такой важной вещью, как сертификат на сталь. Заказчику необходимо обязательно запрашивать этот документ у поставщика кровли.

Второй фактор — качество очистки. Дело в том, что на поверхности и в приповерхностном слое стали даже превосходного качества всегда присутствуют загрязнения: следы проката, масла, абразивы, окислы. От тщательности их удаления зависит, насколько прочно напыление соединится с подложкой и в конечном счете как долго прослужит изделие. Чистить нержавейку можно самыми разными способами: мойкой, механической полировкой, электроимпульсной полировкой. Кстати, одним из существенных недостатков работ на куполе Храма Христа Спасителя эксперты называют недостаточно скрупулезную механическую чистку стали при помощи фрез. Впрочем, другие методы в середине 1990-х еще не практиковались.

Третий фактор — выбранная технология напыления. Сейчас применяются несколько способов: конденсация с ионной бомбардировкой, электронно-лучевое испарение, магнетрон, газофазовое осаждение, атомная ионизация и распыление, термодиффузионное насыщение и т.д. Эксперты отдают преимущество первой из них.

И наконец, четвертый фактор — качество самих компонентов. Разумеется, неспециалисту разобраться во всех этих хитросплетениях очень трудно. Как же проверить качество напыленного на сталь нитрида титана? «К счастью, существует универсальный метод. 16 лет назад нам подсказал эту идею один из заказчиков в Нягани, прежде руководивший местным автотранспортным предприятием, — раскрывает секрет Вадим Новокшонов из «Мориона». — Он взял готовое изделие и поместил его на две недели в емкость с аккумуляторной кислотой. Это навело нас на мысль — тестировать готовые листы из партии нитрида титана в трех средах, имитирующих ускоренное воздействие атмосферы большого города. Обычно образцы мы помещаем в три раствора: соляной, кислотный и щелочной».

Цена вопроса

Но не каждому по силам прибегнуть к этому способу. А следствие ошибочного выбора нитрида титана всего одно, но весьма существенное. Если позолотчик отвечает лишь за свою работу и в крайнем случае может переделать только сусальное золочение, то некачественное напыление нитридом титана неминуемо ставит балансодержателя перед необходимостью перекрыть всю кровлю. То есть пойти на тройные затраты!

И еще немаловажный факт: «сусалка» ответственной фирмы-подрядчика, где работают высококлас­сные позолотчики, «живет» обычно век (примеры хорошо известны: Успенский собор Московского Кремля и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Но если средств на драгоценный металл не хватает, купол можно покрыть и кровельной медью, практически догнавшей в цене нержавеющую сталь, на которую нанесен нитрид титана.

Но производители все же не советуют отказываться от нового вида кровли, особенно если она выполненна качественно. «Сейчас мы реализуем квадратный метр покрытия нашей торговой марки TITARK за 2360 рублей, — говорит Вадим Новокшонов. — Эта цена складывается примерно из трех равных долей: стального проката, очистки поверхности электроимпульсной полировкой и напыления титана методом конденсации с ионной бомбардировкой. Конечно, если очищать сталь примитивно-механически и использовать магнетронное напыление, изделие даже из проката той же 0,5-миллиметровой толщины обойдется примерно вдвое дешевле. Но вряд ли оно простоит хотя бы десяток лет, а мы заявляем на свою продукцию столетнюю гарантию». Если же купол храма заказывается под ключ, к расходным статьям нужно отнести также стоимость сборки и монтажа. Средний купол трехметрового диа­метра обходится заказчику в этом случае в 350 тыс. рублей — примерно втрое дешевле по сравнению с сусальным золочением.

Такого же порядка цены у инженерного центра «Грант» при том же 100-летнем гарантийном сроке. Конечно, удостовериться в нем смогут будущие поколения. Нынешние же заказчики продукцией довольны. Восемь лет назад наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) заказал «Гранту» покрытие нитридом титана кровли на пяти зданиях (в том числе трех церковных куполов) общей площадью 2200 м2 и не жалеет. «За четыре года до этого тот же самый подрядчик делал купол для храма в городе Удомля. Мы остались довольны, — говорит отец Аркадий. — Цвет насыщенный, от золота отличить невозможно».

Не разочарован уральским нитридом титана и протоиерей Феодор Повный, настоятель минского храма-памятника Всех святых в память безвинно убиенных в нашем Отечестве. «Представители подрядчика ехали мимо нашей стройплощадки, и у них заглох автомобиль, — вспоминает отец Феодор. — Их на тросе дотащили до нашего Дома милосердия, так мы и познакомились. У нас в Белоруссии тоже предлагают покрытие кровель нитридом титана, но, изучив возможное соотношение цены и качества, от услуг местных поставщиков мы отказались. Нареканий пока нет».

Неканонический вопрос

Не нарушает ли использование нитрида титана церковные каноны? Подобная постановка вопроса отца Феодора Повного удивляет: «Это ведь не пластик, смотрится вполне благородно».

«Не существует особого церковного канона, который регламентировал бы покрытие купола — из дерева ли его делать, из меди, из железа, из нитрида титана или, быть может, из бронзы, — констатирует настоятель екатеринбургского Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. — Господь создал все эти материалы и предоставил человеку возможность ими пользоваться. Конечно, сусальное золочение — идеал, но не каждый может себе его позволить. Наши купола из нитрида титана устойчиво держат цвет и за 11 лет блеск нисколько не потеряли».

На Урале уже можно говорить об особой церковной моде на покрытие купола и храмового креста нитридом титана. Это объясняется как близостью сырьевой базы, так и отраслевой спецификой региона. Достаточно сказать, что менеджмент ООО «Морион» — выходцы со средмашевского Приборостроительного завода города Трехгорного (бывшего Златоуста-36) в Челябинской области. По оценке Вадима Новокшонова, продукцией его предприятия в России покрыто около 2,5 тыс. храмов. Дольше всего — уже полтора десятка лет — стоит изготовленный компанией купол Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге. «Кровля там сделана добротно, видимых дефектов нет, — рассказывает заведующая отделом капитального строительства местной епархии Ольга Любченко. — В основном в подобных случаях мы используем челябинский материал. Это удобно, ведь подрядчик выполняет работы под ключ. Поставщиков нитрида титана у нас в регионе много, но от оценки, какой из них лучше, я бы воздержалась. Если же хотите знать мое личное мнение… Сравнивать с сусальным золотом нельзя! К сожалению, им в нашем городе покрыт купол одного-единственного храма “Большой Златоуст” на пересечении улиц 8 Марта и Малышева. Он смотрится среди всех остальных куполов как царь».

В итоге при прочих равных именно эстетические соображения заказчика берут верх. Единственный московский купол, покрытый в конце 1990-х годов нитридом титана «Златосферы» ООО «Морион» на Введенском храме по Самокатной улице, уже переделан в медный. «Было очевидно, что это не настоящее золото, — вспоминает ризничий храма иеромонах Никон (Белавенец), — и восемь лет назад один благодетель выделил средства, чтобы перекрыть кровлю. Теперь видно: кровельная медь смотрится в любом случае лучше золота».

Материалы для покрытия куполов

В качестве листовых материалов кровельного покрытия куполов и глав используются различные виды металлов и их сплавов, к числу которых относятся сталь, алюминий, цинк, алюмоцинк, медь.

Материалы для покрытия куполов

В качестве листовых материалов кровельного покрытия куполов и глав используются различные виды металлов и их сплавов, к числу которых относятся сталь, алюминий, цинк, алюмоцинк, медь.

Оцинкованная сталь

Одним из самых популярных металлических кровельных материалов на сегодня является оцинкованная сталь с различными видами покрытий. Плюсами данного материала можно считать широкий спектр цветов, типов покрытий, а также самую низкую из всех видов кровельных металлов стоимость. Минусы – в том, что оцинкованная сталь уступает по долговечности и отчасти
по эстетическим свойствам своим более дорогим собратьям – алюминию, меди, цинк­титану и стали с покрытием из нитрид­титана.

Кровельный цинк­титан – это материал на основе цинка, в который для пластичности и долговечности добавляют медь и титан, очень надежен в эксплуатации. За высокие эстетические свойства его очень любят архитекторы: цинк­титан имеет натуральную поверхность серых оттенков. Однако этот металл требует правильного обращения при работе с ним, т.к. имеет ряд особенностей, ради изучения которых необходимо посетить специальные семинары. В частности, наилучшие условия для монтажа цинк­титана создаются при температуре окружающей среды не менее плюс пяти градусов.

Кровельный алюминий

Алюминий для кровли поставляется как в рулонах, так и в виде готовых изделий – ромбов, листов или гонтов. Самым известным поставщиком на российском рынке является австрийская компания Prefa, которая помимо материала поставляет широкий спектр аксессуаров. Также широкий ассортимент цветов в рулонном исполнении предлагают немецкий концерн Novelis и итальянский Mazonetto.

Достоинствами алюминия являются его пластичность, большая цветовая гамма (более тридцати оттенков, в том числе цвета, имитирующие камень, классическую и патинированную медь) и широкий ассортимент аксессуаров для кровли, включая водосточные системы и системы для снегозадержания. Работать с этим материалом можно и при температуре ниже минус десяти градусов. Срок службы алюминия составляет от 70 до 100 лет. Этот вид металла дороже оцинкованной стали с покрытием, но в два­три раза дешевле меди и титан­цинка.

Нержавеющая сталь

Нержавеющая сталь – один из самых неприхотливых и долговечных материалов для кровли. Однако работать с ним сложнее, чем с остальными металлами, из­­за его жесткости. Это качество особенно сильно проявляется в холодную погоду. Российскими кровельщиками нержавейка применяется крайне редко, а вот в Европе этим материалом охотно покрывают крыши – и служат такие крыши не менее ста пятидесяти лет.

Сталь с покрытием из нитрида титана

В современном храмоздательстве большую популярность имеет сталь с покрытием из нитрида титана, имитирующего цвет золота.

К свойствам нержавеющей стали с напылением нитридом титана относятся:

– высокая износостойкость к коррозийному и атмосферному воздействию;

– высокая отражающая способность покрытия;

– разнообразие цвета – «золото», медь, синий.

В журнале Московской Патриархии № 4 от 2014 года опубликована статья эксперта Николая Георгиева под названием «Купола: нитрид титана или сусальное золото?», в которой ставится вопрос, достоин ли современный и более дешевый заменитель драгоценного металла украсить купола и кресты православных храмов. В статье приводятся примеры использования нитрида титана в покрытии куполов таких знаковых храмов, как Храм Христа Спасителя и Елоховский собор в Москве. Отмечается, что атмосферные загрязнения, которые осаждаются на пористую структуру нитрида титана, со временем могут исказить его первоначально золотистый цвет. Но даже в случае благоприятной экологической обстановки на устойчивость покрытия оказывают влияние несколько факторов.

1. Качество проката основы – нержавеющей стали. Лучшей считается нержавейка марок AISI 304 и AISI 321, имеющих стандартную 0,5­мм толщину. К сожалению, на рынке встречается много предложений с толщиной основы 0,4 мм и менее. Применение такого материала приводит к тому, что изделия на кровле выглядят измятыми после монтажа и снежных зим.

2. Качество очистки поверхности стали, лучшей из которой считается очистка электроимпульсной полировкой.

3. Выбранная технология напыления, лучшей из которой считается конденсация с ионной бомбардировкой.

4. Качество компонентов напыления.

Применение меди в покрытии куполов

Для современной практики храмоздательства в покрытии куполов и глав наиболее характерно применение меди. В дальнейшем медные листы могут быть покрыты позолотой.

Благодаря отличным техническим характеристикам, высоким эстетическим качествам, долговечности и сведенным к минимуму эксплуатационным расходам медные кровли пригодны для использования при строительстве храмов во всех климатических зонах, в том числе храмов, представляющих историческую и художественную ценность. Привлекательность меди состоит в том, что этот материал сохраняет пластичность даже при отрицательных температурах и не становится хрупким со временем. Эти свойства меди особенно важны при эксплуатации кровель в наших климатических условиях.

Медь отличается гибкостью, прочностью и высокой химической устойчивостью. Покрываясь под воздействием атмосферных осадков тонким и прочным слоем окисла (патины), медь со временем приобретает зеленоватый оттенок. Это происходит только через 10­15 лет, в первые годы медь коричневеет, а потом становится темно­коричневого цвета.

Медные кровли не требуют особого ухода и наблюдений в процессе их эксплуатации, а при любых механических повреждениях быстро ремонтируются, так как легко паяются. Минимальный срок службы материала составляет 100–150 лет.

Из меди, так же как и из других материалов, можно изготавливать и штучные изделия, такие как ромбы и гонты.

Монтаж кровли из меди можно производить как небольшими листами/ромбами/гонтами стандартных размеров со стыковкой их в двух направлениях одинарными фальцами, так и с применением современной технологии, предусматривающей раскатку рулонов материала на всю длину ската, с последующей стыковкой полотен двойным стоячим фальцем с помощью закаточного оборудования, обеспечивающего высокую герметичность кровли.

Листовая и рулонная медь крепится к основанию с помощью жестких и плавающих кляммеров из нержавейки. Медь прекрасно поддается пайке, что особенно важно при производстве ремонтных работ на кровлях, но применять ее нужно с большой осторожностью и только в случаях, когда нельзя решить задачу более технологичными методами. Отличительной особенностью проведения ремонтов является возможность осуществления их на локальных участках без замены листов или полос материала. Для выполнения ремонта медной кровли достаточно вырезать медную заплату и запаять швы по ее периметру. Заплата очень быстро покрывается патиной, и различить отремонтированный участок становится практически невозможно.

Медь для кровель поставляется на отечественный рынок российского и зарубежного производства. Крупнейшим отечественным производителем материалов для медной кровли является Гайский завод по обработке цветных металлов «Сплав». Из­­за рубежа к нам поставляются немецкая медь KME, финская Aurubis, болгарская Sofia med.

Стоит отметить, что европейские производители предлагают больший ассортимент типоразмеров рулонов и листов меди, а также аксессуаров в медном исполнении. Гарантированная степень чистоты меди составляет 99,9%, чем вызывает особое доверие у потребителей. Немецкий и финский производители предлагают помимо классического варианта оксидированную и патинированную медь, а также сплавы под золото и под бронзу. Сплав меди и алюминия, производимый европейскими заводами, позволяет получить неокрашенный натуральный материал под цвет золота. Например, у немецкого завода КМЕ он получил название TECU Gold.

По качественным показателям меди наивысшую оценку среди российской имеет материал марки М1ф, в составе которого отсутствует кислород, вызывающий неравномерность окисления наружной поверхности материала и появление на кровле так называемых подтеков и разводов. Устранение кислорода достигнуто путем введения в расплав меди фосфора, который соединяется с последним и выводится вместе со шлаком.

Использование любого из вышеперечисленных металлов в качестве кровельного материала предъявляет определенные требования к конструктивным решениям покрытий. В состав покрытия должны входить сплошная качественная обрешетка, эффективный утеплитель толщиной не менее 200 мм , современный подкровельный гидро­ и ветрозащитный изоляционный материал, обеспечивающий пропуск через него пара, поступающего из помещений, и воздушный зазор, необходимый для вентиляции подкровельного пространства. Изнутри помещения обязательно применение надежного пароизоляционного материала с проклейкой всех стыков и примыканий.

При выборе кровельного покрытия стоит обратить внимание на следующие важные факторы.

1. Качественная комплектация кровли с учетом всех аксессуаров, соответствующих друг другу по качеству и внешнему виду (водосточные системы, снегозадержание, изоляционные материалы, кляммера, крепеж).

2. Правильный выбор монтажной бригады, имеющей опыт работы с данным материалом. Эксперименты со строителями могут привести к тому, что даже самый хороший материал может быть загублен!

3. Применение современных технологий монтажа и использование профессионального инструментария.

Михаил Кеслер, Андрей Солнцев .

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г .

Золото куполов

Золото куполов

— Сергей Иванович, давайте сравним сусальное и гальваническое золочение. Что выбрать тому, кто хочет, чтобы купола его храма засияли на солнце?

— Я бы не стал говорить, что какой-то из методов золочения лучше другого. Обе технологии имеют свои преимущества и особенности. Сразу оговорюсь, что речь идет о покрытии именно золотом, а не нитридом титана, который при всех своих достоинствах все же является имитацией. Еще пять-шесть лет назад вопрос о том, как и чем золотить купола, не стоял. Применялся лишь один метод — традиционное сусальное золочение. Пять лет назад появился новый способ. (Сама по себе технология покрытия золотом других металлов известна достаточно давно. Она применялась в электронной, космической промышленности и т. п. Но в украшении куполов храмов гальваническое золочение стало использоваться 5–6 лет назад.)

Итак, первое различие: преимуществом сусального золочения является то, что это — старый, традиционный способ, который применяется уже много лет. При сусальном золочении мы знаем, какой должен быть результат, его образцы мы можем видеть на храмах по всей России. А достоинство гальванического золочения — напротив, в том, что данный метод находится в стадии своего развития, имеет большие перспективы и широкий круг применения. Принимая решение, какой метод золочения применять, надо для начала решить, что вы хотите получить в итоге.

— Разница между методами проявляется уже на этапе создания самого купола. При сусальном золочении главку делают, как правило, из меди, а затем золотят. При использовании гальванической технологии золотом покрывают листы нержавеющей стали, из которых затем монтируется купол. Медь — более пластичный материал, чем нержавеющая сталь. С помощью выколотки, давления из нее можно изготовить очень красивые и сложные формы, детали купола и креста. Из нержавеющей стали создавать сложные формы труднее. При облицовке купола нержавеющей сталью будет присутствовать определенная граненость, трудно создать абсолютно сферическую поверхность.

— Медь — традиционный кровельный материал, купола из нее создавали на протяжении столетий, и купола эти могли быть любого размера. Но тут нужно учесть важную деталь. Главки диаметром более трех метров, которые невозможно перевезти на автомобиле, собирают уже на строительной площадке. И тут, при сусальном золочении, возникает необходимость создания защитного шатра. Он призван закрыть купол на время золочения от атмосферных осадков, пыли, ветра. Технология сусального золочения предполагает определенные требования к температурному режиму, режиму влажности, а также защиту от ветра — чтобы почти невесомые листки золота не разлетелись в разные стороны. При гальваническом золочении шатер не требуется, потому что купол собирают из уже покрытых золотом листов стали. Но тут мы встречаемся с другими сложностями. При сусальном золочении мы сначала делаем купол из меди, затем можем с помощью шпатлевки устранить все недостатки, загладить неровности, и уже эту гладкую поверхность покрывать золотом. При гальваническом покрытии купол выполняется из готового материала, так что любой недостаток кровельных работ (вмятины, неровные швы) оказывается почти неустранимым и на блестящей золотом поверхности сильно бросается в глаза. Золото подчеркивает, как бы высвечивает все дефекты.

— При условии строгого соблюдения технологии золочения поверхность, покрытая сусальным золотом, должна сохранять свой вид на протяжении 20–25 лет. Технология эта расписана еще во времена Советского Союза, нарушение ее для профессионала неприемлемо. Правда, в советские времена применялись несколько другие материалы. Например, свинцовый сурик. Его задача — защита от коррозии и выравнивание поверхности. Тогда этот материал считался единственно приемлемым. Красили купол перед золочением также свинцовыми красками. Сейчас свинцовый сурик практически снят с производства. Есть более качественные грунтовки, в большинстве своем импортные, которые полностью заменяют его. Они безвредны и экологически чисты, а качество покрытия лишь улучшают.

— Она выравнивает поверхность. Но главная задача грунта — повышение адгезии, то есть сцепления позолоты с поверхностью. Известно, что медь — это цветной металл, а у цветных металлов адгезионные свойства ниже, чем у черных. После грунтовки проводится окраска, с ее помощью мы создаем фон, который придает свой оттенок готовой золоченой поверхности. Потом краска закрывается лаком. Он призван защитить грунт от проникновения влаги и создать гладкую поверхность. После этого применятся лак мордан, а уже затем — сусальное золото. Все эти слои должны создать очень прочное сцепление.

— Мордан — масляный лак на основе янтаря, используется как клеящая основа для сусального золочения. Правда, сегодня многие используют его импортные заменители, сделанные иначе.

— Мы применяем настоящий, отечественный. У лака мордана есть уникальное свойство. Когда он наносится на правильно подготовленную поверхность купола и на него кладется сусальное золото, мордан создает прочную связь предыдущих слоев покрытия и сусального золота. В итоге получается эффект полированного литого золота.

Поверхность сусального золота может быть глянцевой или матовой. Это зависит от самого сусального золота и степени высыхания лака. Специалист может создать как матовую, так и глянцевую поверхность по желанию заказчика.

— Долговечность гальванического золочения зависит от толщины слоя золота. Он может быть от 0,3 микрон и выше — это уже вопрос цены. От воздействия мелких частиц, находящихся в воздухе, возникает абразивный эффект. И теоретически рассчитано, что в год из-за него стирается 0,01 микрон золота. Соответственно, покрытия толщиной 0,3 микрона хватит на 30 лет. 0,3 микрона — это толщина гальванического золотого покрытия, которая соответствует сусальному покрытию при весе книги 2,5 г; а весу книги 4 г — это максимальная применяемая толщина сусального золота — соответствует гальваническое покрытие толщиной 0,4–0,5 микрон. Также надо отметить, что старение золоченой поверхности купола при гальваническом способе будет происходить менее заметно, чем при сусальном золочении. Особенно это касается верхней части купола, где в зимнее время скапливается снег и образуется ледяная корка.

Кстати, скажем и о требованиях к нержавеющей стали для кровельных работ. Согласно всем ГОСТам и стандартам, она должна быть не тоньше 0,5 мм — а некоторые производители сегодня предлагают сталь толщиной 0,4 мм.

— Стоимость основных материалов и стоимость работ непосредственно золочения примерно одинаковые. Но в связи с необходимостью подготовительных работ, устройства шатра, затрат на освещение, отопление и вентиляцию сусальное золочение будет несколько дороже. Также надо учитывать, что работы по сусальному золочению требуют больше времени (не менее 21 дня в зависимости от площади золочения). Это обусловлено технологическими требованиями золочения, а также временем полного высыхания поверхности, которое составляет 21 день. Кроме того, устройство шатра на высоте потребует дополнительных затрат. Мой совет тем, кто заказывает купола в сусальном золоте, — планировать начало этих работ на апрель или май, чтобы к концу августа на храме стояли золотые купола и кресты. Работы по золочению в летний период значительно сократят ваши затраты.

— И наконец: как отличаются по внешнему виду купола, позолоченные сусальным и гальваническим методами? Проще говоря — какой из них красивее?

— Я бы не стал противопоставлять сусальное и гальваническое золочение — это просто вопрос вкуса. Хотя внешний вид этих куполов будет сильно отличаться. Гальваническое золочение (во всяком случае, пока) не может создать поверхность, неотличимую от сусального золота. Чтобы добиться эффекта полированного литого золота, который достигается при сусальном золочении, толщина слоя должна быть не менее 0,5 микрон. А вот купола, покрытые нитридом титана, и купола с гальваническим золочением по внешнему виду очень схожи. Если сравнить купол, недавно покрытый нитридом титана, и купол, позолоченный с помощью гальванического метода, то неспециалист их может и не различить. Но со временем нитрид титана потемнеет, а гальваническое золото сохранит свой цвет. У сусального же золота совсем иной вид.

— Сусальное золото дает более глубокий, насыщенный цвет. Еще одно отличие: при работе с сусальным золотом можно создать абсолютно гладкий купол, как пасхальное яйцо, без единого видимого шва — ни между листами металла, ни между листочками позолоты. При гальваническом золочении такого эффекта не достичь.

— Заказчики работ, желая сэкономить, нередко нанимают бригаду кровельщиков, затем ищут позолотчиков — и в итоге часто получают не слишком хороший результат. Необходимо обращать внимание на качество кровельных работ. Нельзя рассматривать золочение отдельно — важен весь комплекс: создание каркаса, обрешетка, облицовка — и затем уже покрытие золотом. Если кровельщик делает свою работу на куполе, не понимая, какой должна быть поверхность под золочение, — результат, скорее всего, будет отрицательным. Также нежелательно разбивать этот комплекс работ по времени: «сначала сделаем купола, а потом когда-нибудь позолотим». К сожалению, таких примеров много. В результате для того, чтобы выполнить работы по золочению, приходится демонтировать купола или вообще оказывается проще сделать новую главку и позолотить ее. Понятно, что все зависит от финансовых средств, но такой вариант обходится дороже.

— Да, случалось, что создание церковной кровли и даже купола доверяли чуть ли не гастарбайтерам, а потом приходилось все переделывать… А ваше объединение имеет свой постоянный штат кровельщиков?

— Да. У нас есть специалисты по всем видам работ по созданию церковной кровли и куполов. Мы полностью проводим все технологические этапы, начиная от изготовления каркаса купола, облицовки кровельным материалом и заканчивая золочением — сусальным или гальваническим. Проще говоря, выполняем заказ «под ключ». Кровельщики, много лет специализирующиеся на работе с куполами и церковными кровлями, делают поверхность именно такой, какая требуется, чтобы позолотчик мог качественно выполнить свою работу. Точно так же и с гальваническим золочением. Мы облицовываем купол уже золоченой сталью — для такой работы кровельщик должен иметь специальную оснастку и навыки. Одной киянкой тут не обойтись. Повредить поверхность уже позолоченного материала, даже закрытую защитной пленкой, очень легко, а устранить повреждение — крайне сложно. У нас есть постоянный штат профессиональных рабочих, включая кровельщиков. Многие имеют опыт работы более 15 лет. С нами работают семейные династии, которые трудятся в этой сфере уже не один десяток лет.

— В основном мы специализируемся на кровельных работах. Помимо куполов, мы осуществляем работы по устройству фасонной кровли, включая кровлю апсид и шатров. Кровля храма, в отличие от рядовой кровли, имеет много сложных фигурных элементов, работать с ней должен специалист, который знает все особенности таких работ. По желанию заказчика мы создаем надглавные кресты, украшенные хрусталем или цветным стеклом. В XVIII–XIX веках это практиковалось петербургскими мастерами, а сегодня такие изделия вновь стали востребованы. Хрусталь мы заказываем на специализированных заводах, граним и вправляем в кресты. Также золотим гальваническим методом потиры, кресты, восстанавливаем утраченную позолоту. Можем позолотить и более крупные предметы, детали церковного интерьера. Наше предприятие — достаточно молодое объединение, но у нас собраны мастера высокого класса с большим опытом работы. С нами сотрудничает ряд творческих мастерских, специализирующихся на разных аспектах благоукрашения храма: это и ковка, и литье, и работа с камнем, и столярные работы. Но главное для нас — кровельные работы.

— Я хочу обратиться к нашим коллегам-конкурентам. Давайте конкурировать корректно! Прославлять себя качественно сделанной работой, а не попытками принизить способности собратий по ремеслу. Давайте уважать друг друга, уважать наших заказчиков, а особенно — уважать то дело, которому мы себя посвятили. Ведь участвовать в строительстве храмов — это великое послушание. А еще хочу пожелать всем нам, чтобы больше строилось и восстанавливалось красивых храмов по всей России и по всему миру.

Золочение куполов: возрождение кровельных традиций

Лучшим материалом для покрытия куполов является кровельная медь

Золочение куполов храмов можно смело назвать «ювелирной» отраслью, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова. О существующих технологиях золочения редакции журнала «Кровли» рассказали мастер- позолотчик с 20-летним стажем Сергей Викторович Коконин и генеральный директор производственного объединения «Золотые купола» Сергей Иванович Пастухов.

В советское время мастерство «позолотчиков» было не востребовано, поскольку такие работы требовались лишь при проведении реставрационных работ. Многие технологические секреты тогда были утрачены, и с началом возрождения Русской православной церкви, с резким ростом объемов реконструкции и строительства храмов, нехватка опытных мастеров стала особенна заметна.

С начала 90-х годов ХХ века для возведения куполов стали использовать материал, имитирующий золочение, — нержавеющую сталь с напылением нитрида титана. Такое решение существенно дешевле, чем настоящее золото. В то время применение нитрида титана было вполне обоснованно из-за нехватки средств. Казалось, имитация полностью вытеснит трудоемкую и дорогостоящую технологию золочения, однако время показало: «не все то золото, что блестит».

Чем купола кроем?

В случае с крупными куполами, чтобы избежать повреждения слоя позолоты при монтаже, работы чаще всего проводят на уже установленном куполе, с лесов, и потому не всегда в удобном положении

В случае с крупными куполами, чтобы избежать повреждения слоя позолоты при монтаже, работы чаще всего проводят
на уже установленном куполе, с лесов, и потому не всегда в удобном положении

Если говорить о форме, то главное отличие работ по изготовлению куполов от обычных кровельных работ заключается в том, что на сферической поверхности намного сложнее использовать технологию фальцевой кровли, особенно при последующем золочении. Поэтому применяется соединение кровельных картин «в рейку», а при покрытии «в шашку» — соединение «в зацеп». Особо стоит отметить, что нередко встречающаяся на куполах клепка — это грубая технологическая ошибка.

Что касается цвета кровельного покрытия, то здесь существуют определенные церковные каноны и традиции, в соответствии с которыми при строительстве православных храмов для убранства куполов используют различные цвета — синий, зеленый, позолота, серебрение и др., каждый из которых имеет свою символику. Встречаются и многоцветные купола но они, скорее, — исключение.

Основным материалом для покрытия куполов является кровельная медь, которая, как известно, с течением времени меняет свой цвет от коричневого до темно-коричневого, а затем приобретает изумрудный оттенок. Но купола из «чистой» меди, покрытые естественной патиной, в России встречаются пока нечасто. Возможно, в будущем ситуация изменится: немецкие производители уже сейчас предлагают на рынке кровельную медь с покрытием, предотвращающим формирование патины, а также патинированную медь изумрудного цвета путем химической обработки простой меди (искусственное старение).

Для придания нужного цвета медь может покрываться сусальным золотом или окрашиваться.

С.И. Пастухов полностью согласен с теми, кто утверждает, что «красить медь — это не лучший вариант. Но сегодня найти достойный материал для этих целей, имеющий синий, зеленый, серебристый цвет, сложно. Предлагаемая оцинкованная сталь с полимерным покрытием различных цветов не решает задачу архитектурно- художественного украшения храма. Для куполов голубого цвета сегодня применяется нержавеющая сталь с напылением оксида титана. Но производство такого материала очень затратное, а качество оставляет желать лучшего. Проблема зеленого цвета и серебристого тоже не решена. Это интересный вопрос для обсуждения читателями журнала «Кровли»».

В наш век технического прогресса золочение куполов производится либо с помощью современной гальванической технологии, либо «дедовским способом» — с помощью нанесения листочков сусального золота.

Сусальное золото

Слово «сусальное» происходит от слова «сусаль» — «лицо», «лицевая поверхность». От качества сусального золота во многом зависит конечный результат всего цикла реставрационных работ.

«Книжка» сусального золота

«Книжка» сусального золота

Технологических операций по получению готового сусального золота около 30, и каждая из них обладает своими тонкостями, влияющими на качество полученного в итоге продукта. В упрощенном виде это можно описать следующим образом. Золото раскатывают в тонкую полосу. Полосу нарезают на квадраты, квадраты помещают между листами специальной снасти (раньше на Руси использовали говяжьи черева*, сейчас — специальную бумагу, полимерные материалы) в стопку, содержащую от 100 до 300 таких квадратов. Всю эту стопку расплющивают до тех пор, пока каждый квадрат не примет толщину в несколько сотых микрон.

Сусальное золото поставляется в так называемых книжках, в которых между листками бумаги вложены листы золота. В таких «книжках» может находиться от 5 до 60 листов золота.

Нанесение сусального золота в мастерской (на фото - С.В. Коконин)

Нанесение сусального золота в мастерской (на фото — С.В. Коконин)

Для золочения куполов используется тяжелое золото — с лигатурным весом 60-ти листов от 2 до 6 г. Бывает еще и легкое золото весом «книжки» до 2 г, но оно предназначено для внутренних работ. С.В. Коконин, известный мастер- позолотчик, предупреждает, что такое золото нельзя использовать при золочении куполов. На это нужно обращать внимание.

Отечественные производители всегда выпускали сусальное золото одного размера — 91,5х91,5 мм. Иностранные производители — немецкие и итальянские — выпускают «книжки» различных размеров. Сейчас их продукция, благодаря высокому спросу, также присутствует в России.

На рынке драгметаллов сусальное золото считается изделием. Причем изделием недешевым, поскольку оно всегда 960-й пробы. Такая высокая проба обусловлена технологией золочения — золото должно быть очень мягким. «Использование любых добавок, даже в минимальных количествах, приводит к потере пластичности, — рассказывает С.В. Коконин, — золото начинает рваться и мяться, что сказывается на качестве работы и ее удорожании, поскольку на устранение дефектов в виде разрывов, трещин, проступающего мордана (лака, на который приклеивается золото) приходится использовать дополнительное количество золота, что увеличивает расход материала».

Технология золочения с помощью сусального золота

Обязательным условием при проведении работ по золочению куполов сусальным золотом является температурный режим. Температура должна быть не ниже +14°С. Поэтому даже в теплое время года необходимо обеспечивать «тепловой контур». Работы проводятся только в безветренную погоду, а лучше — на лесах, оборудованных ветрозащитой. Данное требование обусловлено свойствами материала — листы сусального золота настолько легкие, что даже малейший ветерок может сделать работу невозможной.

С.В. Коконин: С обучением сейчас большие проблемы. Специальных учебных
заведений нет, а в существующих реставрационно-художественных вузах
на золочение отводится всего четыре академических часа. Так что мастеров-
позолотчиков «растят» сами мастера, передавая своим ученикам накопленный
опыт.

Технология нанесения золота имеет несколько ключевых этапов. Как рассказывает С.В. Коконин, «сначала поверхность зачищается и обезжиривается. Затем производится грунтовка поверхности. После высыхания грунта наносится «подсветка» — краска желтовато- золотистого цвета, которая позволяет скрыть возможные мелкие дефекты золота на покрываемой поверхности. Когда «подсветка» высохнет, покрывают влагостойким лаком. После высыхания лака приступают к нанесению мардана — клеевой основы для сусального золота. Только когда он подсохнет и приобретет необходимый отлип, наносится золото. Золото наносится на поверхность при помощи «лапки» — специальной кисточки, изготовленной из беличьего ворса. В случае необходимости золото нарезается специальным ножом. Во избежание повреждения золота данная операция производится на специальной замшевой подушечке».

Инструментарий позолотчика: специальный нож для резки золота, замшевая подушка, на которой происходит вся предварительная обработка золота, «лапки»

Инструментарий позолотчика: специальный нож для резки золота,
замшевая подушка, на которой происходит вся предварительная
обработка золота, «лапки»

Вообще инструментарий у позолотчика небогатый: специальный нож для резки золота, замшевая подушка, на которой происходит вся предварительная обработка золота, масленка и набор различных «лапок» — веерных кистей из беличьего меха для нанесения и разравнивания золотых листов. Вот, пожалуй, и все. Главное — умелые руки.

При реставрации купола работы производят наверху. В новом строительстве может быть по-разному. Если купол небольшой, то золочение выполняют в мастерской или на специально оборудованной площадке около храма. В случае с крупными куполами, чтобы избежать повреждения слоя позолоты при монтаже, работы чаще всего проводят на уже установленном куполе, с лесов, и потому не всегда в удобном положении.

Гальваническое золочение

Гальваническое золочение представляет собой электрохимический процесс, при котором происходит образование слоя золота на поверхности другого металла.

В качестве электролита используется раствор солей наносимого металла, в нашем случае — золота. При этом в качестве анода выступает металлическая пластина, а предназначенный для золочении лист нержавеющей стали — в качестве катода. Положительно заряженные ионы золота направляются к катоду и осаждаются на нем, образуя слой золота толщиной от долей микрон до десятых долей миллиметров.

Толщина, плотность, структура гальванических покрытий могут быть разными в зависимости от состава электролита и условий протекания процесса — температуры и плотности тока.

Процесс нанесения покрытия состоит из трех этапов: подготовка поверхности, нанесение покрытия и окончательная обработка после покрытия.

Для обеспечения прочности сцепления покрытия с изделием необходимо провести тщательную подготовку поверхности — шлифовку, полировку, обезжиривание, удаление окислов. Шлифовку осуществляют механическим способом с помощью шлифовочных станков, наждачных шкурок и паст. Обезжиривание поверхности производят в органических растворителях: спирте, бензине, ацетоне, бензоле, трихлорэтилене.

После нанесения покрытия изделие ополаскивают в дистиллированной воде, промывают и нейтрализуют в щелочном растворе, проверяют сцепление покрытия и производят финишную обработку изделия.

Для наглядности рассмотрим стоимость купола, рассчитанную для конкретного храма в трех вариантах:
• купол диаметром 3 м с «юбкой» и подзорами, покрытыми нитридом титана, – 354 420 руб.;
• купол с «юбкой» и подзорами с облицовкой кровельным материалом, покрытым гальваническим золотом, – 1 177 470 руб.;
• купол с «юбкой», покрытый сусальным золотом и с подзорами, покрытыми гальваническим золотом, – 1 124 470 руб.
Расчеты приведены компанией «Предслава» в журнале «Церковный строитель», № 26 / 2010.

Особенности

В числе преимуществ гальванического золочения называют долговечность, а также некоторые особенности, связанные с монтажом. В частности, в отличие от традиционного сусального золочения кровельные листы, позолоченные гальваническим методом, можно монтировать в любое время года без применения укрывочных ветро-влагозащитных шатров.

Разравнивание листов золота на поверхности

Разравнивание листов золота на поверхности

Однако тут есть и сложности. Например, покрытой золотом нержавеющей стали сложно придавать округлые формы, свойственные куполам, что приводит к образованию граней. Любой недостаток кровельных работ на таком куполе становится практически неустранимым, что сказывается на визуальном восприятии купола. При сусальном золочении, используя различные шпатлевки, можно создать абсолютно гладкую поверхность без граней и швов и добиться монолитности золотого покрытия.

Помимо этого, гальваническое золочение приемлемо только при изготовлении новых куполов. Повторное нанесение золота очень проблематично, и специалисты говорят, что проще сделать все заново.

Среди преимуществ сусального золочения называется как раз ремонтопригодность. Такое золочение проще восстанавливать. Купол всегда можно вновь покрыть золотом.

Цена

«Говорить однозначно о том, какое золочение дороже, нельзя, — считает С.И. Пастухов. — Само золочение, т.е. материал и работа в принципе соизмеримы. Впрочем, бывает, что сусальное золочение оказывается чуть дороже. Все зависит от толщины нанесения золота и в том и в другом случае.

Золочение купола сусальным золотом с лесов, оборудованных ветрозащитой

Золочение купола сусальным золотом с лесов, оборудованных
ветрозащитой

Тем не менее, при сусальном золочении есть дополнительные затраты — это касается тех куполов, которые собираются на строительной площадке, т.е. куполов, имеющих более 3 м в диаметре. Такие купола не транспортабельны, и перевезти их очень проблематично, а технология сусального золочения предполагает наличие специальных условий. То есть работы должны осуществляться при определенной температуре и влажности, отсутствии пыли, ветра и сквозняков. Чтобы обеспечить данные условия, над куполом возводятся ветрозащитные шатры. Бывает, что такие шатры приходится возводить наверху — на лесах. Все это обустройство — материалы для шатра, освещение, отопление, вентиляция — влечет за собой дополнительные расходы.

При гальваническом золочении таких сложностей нет, но есть другие, также связанные с монтажом. Потому нельзя сказать, что разница в цене между сусальным и гальваническим золочением значительна. Не думаю, что при выборе того или иного метода может большое влияние оказать цена».

С.И. Пастухов: «Количество компаний, занимающихся золочением, растет быстрее, чем рынок»

— Сергей Иванович, насколько велик рынок золочения куполов?

— Можно сказать, что на сегодняшний день рынок не очень большой. Он находится еще в стадии развития. Зарождение рынка произошло в первой половине 1990-х годов. Тогда после долгого перерыва приступили к активному восстановлению старых храмов и возведению новых. То есть рынку, по сути, всего около 15 лет. Рынок, конечно, растет, но темпы роста я считаю очень низкие. И проблемы тут в первую очередь связаны с финансированием.

— Много на рынке компаний, специализирующихся на золочении куполов?

— Количество компаний, занимающихся золочением, растет быстрее, чем рынок. На сегодняшний день около 10 компаний золотят купола. Я говорю именно о серьезных компаниях. Однако на рынке работают также индивидуальные мастера.

— А как распределен рынок между такими мастерами и компаниями?

— Тут ситуация простая, если на строительство нового храма деньги выделяет местная администрация либо какой-то меценат, то в этом случае предпочтение отдается компаниям, уже имеющим определенный опыт и репутацию. Услугами индивидуальных мастеров чаще пользуются непосредственно церковные приходы. В основном потому, что это дешевле. Тут важно и то, чего именно хочет заказчик. Если он хочет получить гарантию на выполненную работу, то выбор нужно делать в пользу серьезной компании, а не бригады индивидуальных мастеров, которые сегодня что-то сделали, а завтра пропали. Чаще всего индивидуальные мастера это люди, которые начинали работать в крупных компаниях, а затем ушли и начали самостоятельную деятельность.

— Необходимы ли для ведения работ наличие лицензии или допуск от СРО?

— Золочение куполов считается реставрационными работами, а на проведение реставрационных работ требуется лицензия.

Срок службы

Срок службы позолоты зависит от разных факторов. И от использующихся материалов, и от качества выполненной работы.

Чаще всего на срок службы влияет процесс растрескивания в местах стыка карт купола из-за различного коэффициента температурного расширения у металла и шпатлевок, которые используются для выравнивания швов. Чтобы избежать подобных недоразумений, необходимо использовать специальные шпатлевки, предназначенные для работы по металлу, и следовать инструкциям производителей.

По словам С.И. Пастухова, «на износ сусального золочения влияют два основных фактора — отклеивание листов и истирание. Отклеивание может происходить по разным причинам, а истирание происходит в результате воздействия различных частиц, находящихся в воздухе, а также снега и льда.

В случае с гальваникой речь об отклеивании не идет, что уже сильно сказывается на внешнем виде купола. Остается только истирание. Но тут многое зависит от толщины слоя. Минимальная толщина нанесения должна быть 0,3 мкм. Лучше, если 0,5 мкм и выше. Такая толщина примерно соответствует толщине сусального золота. Гальваническое покрытие толщиной 0,3 мкм соответствует «книжке» 2,5 г, а 0,5 мкм — «книжке» 4 г. Если все выполнено грамотно и в соответствии с технологиями, то купола с сусальным золотом должны простоять не менее 20 лет, а гальваническое золото будет держаться дольше 30 лет».

По поводу долговечности среди позолотчиков рассказывают такую историю. Мастер сказал батюшке, что выполненное им сусальное золочение продержится 20 лет. Однако уже следующей весной батюшка вызвал этого мастера, указал на купол и спросил, почему золото местами стало облезать. Выяснилось, что теплый воздух в храме поднимался наверх, просачивался через барабан и поступал в купол. От этого снег на куполе таял, образуя наледь, а весной этот лед начал сползать с купола и содрал золото. Была проведена независимая экспертиза, в результате которой было признано, что вины мастера нет, все было сделано добротно. А батюшке, во избежание подобных проблем в будущем, было рекомендовано спилить сосны вокруг храма. Оказалось, что высокие сосны плотным кольцом окружали храм, воздух застаивался и купола не обдувал. Золочение восстановили, мешавшие сосны спилили, и вот уже с тех пор минуло почти 10 лет, а золочение находится в прекрасном состоянии.

Как отмечает С.В. Коконин, «обычно на сусальную позолоту дается гарантия — два года. Если за это время ничего не произошло, то не произойдет и еще лет двадцать. Вообще сусальное золото может продержаться и тридцать лет».

Читайте также: