Металл alpacca что это

Обновлено: 07.01.2025

Ох как часто начинающий инвестор напарывается на покупку предмета, позиционируемого как массив серебра, а на деле это оказывается обычным посеребренным металлом. И как обманчивы клейма, частенько стоит всеми любимая «84», внезапно затмевающая разум, в голове уже крутятся трехзначные цифры за грамм… а в итоге на руках – «бланк металл» ( blanc metal ) с легеньким, при регулярном использовании за месяц «съедаемым», тоненьким слоем серебра.

Блюдо с крышкой, глубокое серебрение, Англия кон 19 – нач 20 века

В данном случае, эти самые цифры 90, 100, 120, 150, а есть также 13, 20, 40, 60, 80 и конечно 84 – означают, сколько грамм чистого серебра было затрачено при легировании (гальванопокрытии серебром) 12 столовых ложек и 12 вилок. Этот штемпель стал ставиться приблизительно с 1850 г. Это соответствует 24 кв.дм. Если говорить о чайнике, то вот так и считать – 90 грамм чистого серебра на 24 кв.дм. площади.

Числовые клейма на посеребренных предметах.

Производство посеребренных столовых приборов на индустриальном уровне началось в Германии в середине 19-ого столетия. Два фактора ограничивали производство:
1. Доступ к электроэнергии был очень ограничен в то время.
2. Электрический ток был довольно слаб по сравнению с нашим временем.

После некоторого экспериментирования исследователи обнаружили, что наилучшие результаты достигаются, когда они использовали маленькую гальваническую ванну, помещая одну дюжину столовых ложек и одну дюжину столовых вилок в нее и используя 90 граммов чистого серебра и затем осаждали серебро, пока серебряные аноды не были израсходованы, и серебро твердо обосновалось на столовом приборе. Это занимало много времени, и в начале делало готовые предметы довольно дорогими. Инженеры обнаружили, что на 12 ложках оседает немного больше серебра, чем половина используемых 90 грамм (поскольку у них поверхность больше, чем у вилки), немного меньше чем половина была осаждена на этих 12 вилках. При использовании большой ванны потребовался бы намного более длительный процесс металлизации, который сделал бы процесс еще более дорогим. Использование больше чем 12 + 12 предметов в ванне привело бы к :
1. Предметы, самые близкие к серебряным анодам, получили бы намного более толстую металлизацию.
2. Части, самые дальние от анодов, получили бы очень тонкую металлизацию.
Таким образом, толщина серебряного слоя отличалась бы значительно.

Процесс металлизации был приспособлен к другим предметам столовых приборов: ручки ножей, маленькие ложки и т.д., так, чтобы серебряный слой на них был столь же толстым как на столовых ложках и столовых вилках. Поскольку тот же самый стандартный процесс использовался, они все были отмечены клеймом “90″. Новые методы позволяли покрыть больше предметов серебряным слоем в больших ваннах в более короткое время, используя большие серебряные аноды. Однако толщина металлизации оставалась той же самой, таким образом, клеймо оставалось тем же самым.

Когда покрытые серебром столовые приборы стал более доступны, многочисленные покупатели стали задаваться вопросом: сколько же чистого серебра их столовый прибор фактически содержит? Изготовители поняли, что могут использовать ответ в качестве метода, чтобы способствовать продажам и начали штамповать еще одну марку, которая примерно отражала фактический вес граммах серебра, которое покрыло предмет. К сожалению, они использовали две различных системы:
1. Предметы, которые обычно изготавливаются в дюжинах (столовые вилки-ложки – ножи, кофейные ложки и т.д.) клеймятся весом серебра, используемого для того, чтобы покрыть дюжину частей серебряным слоем. Таким образом, столовые вилки и столовые ложки были отмечены вторым клеймом “45″, мелкие предметы были отмечены более низким числом (например, “35″), поскольку меньше серебра было необходимо, чтобы обеспечить им ту же самую толщину металлизации.
2. Предметы, которые обычно приобретались отдельно или в парах были отмечены клеймом с весом серебра на единичном предмете.

Примеры:
Если у Вас есть столовая ложка , маркированная “90″, и “45″ это означает: стандартный процесс как описано выше использовался на одной ложке примерно 1/12 от 45 граммов
(приблизительно 3,75 грамма) чистого серебра были нанесены. Если у Вас есть сахарный совочек, отмеченный “90″ и “2″ это значит: снова стандартный процесс использовался, 2 грамма чистого серебра использовались, чтобы покрыть предмет. Если у Вас есть пара приборов для салата, каждая часть отметила “90″, и “4″ это означает: снова стандартный процесс использовался на каждой части, 4 грамма чистого серебра использовались.

Эта немецкая система маркировки серебрения была принята другими европейскими странами.

Плакирование серебра ( “sterling weighted”).

Встречается порой еще один вид “почти серебра”. Это не цельнолитое серебро, но и не серебрение, предметы покрыты тонкими листами серебра.

Внутрь подставок, оснований, ножек предметов, изготовленных различными методами из тонкого серебра и, как правило, не широких в основании, очень часто заливались свинец, олово, баббит, другие сплавы и даже обычная канифоль, как для большей устойчивости, так и для предохранения их от деформации(вмятин). Изготовитель вынужден был клеймить такие предметы специальными надписями, чтобы не ввести в заблуждение покупателя, ведь массовая доля серебра была ничтожно ниже в сравнении с массой “утяжелителя”.

Такого плана изделия, действительно могут быть изготовлены из тонкостенного серебра (тонкостенное литье, к примеру, не массивное). Но существовало еще и плакирование (плакирование (фр. plaquer — накладывать, покрывать), термомеханическое покрытие получаемое путем нанесения на поверхность металлических листов, проволоки, труб путем горячей прокатки слоя др. металла). Методом плакирования листы меди соединяли с листами серебра, а затем из полученного двухслойного листа штамповали створки медальонов, портсигаров, шкатулок и т.п., притом с внешней стороны располагалось серебро, а с внутренней медь.

Фраже FRAGET (1824 – 1939).

Известная Варшавская фабрика по производству изделий из плакированного серебра и мельхиора. Наряду с основной продукцией выпускала и серебряные изделия. Поставщик Двора Его Императорского Величества (сокращенно ЕИВ) фирма была основана в 1824 году братьями Альфонсом и Иосифом Фраже, и первоначально называлась “Братья Фраже”. В 1827 году Альфонс Фраже (Alfons Fraget) вышел из дела и фабрика перешла в полное владение Иосифа Фраже (Josipf Fraget, 25 мая 1787 – 1867 годы жизни). С этого же времени она стала называться “Фраже”. После смерти Иосифа Фраже фабрика переходит к его сыну – Юлиан Николай открывает сеть отделений и магазинов в Санкт-Петербурге, Бердичеве, Харькове, Вильно, Киеве, Тифлисе, Житомире, Гродно, Одессе и конечно Москве. После смерти Юлиана Фраже фабрика переходит во владение его дочери Марии. После 1919 года фирма Фраже выпускает различные изделия из недрагоценных металлов и выполняет военные заказы в Варшаве.
Инициалы на клейме: FRAGET , FRAGET ARGENT.

Посеребренная посуда из серебра и никеля E.P.N.S. (EPNS)

Как расшифровать надпись и в чем смысл аббревиатуры EPNS которую часто можно встретить на английской посеребренной посуде и столовых приборах. В 1840 году фирмой английской фирмой Elkington из Бирмингема было изобретено электрохимическое нанесение серебра на базовый металл изделия. Первые изделия с гальванопокрытием серебром были из чистого никеля, сейчас такие раритетные предметы стали большой редкостью для коллекционеров серебра. При этом, как это часто случается на предметы стали наносить псевдо клейма. В 1896 году нанесение псевдо клейм для гальванопокрытия серебром стало незаконным и все подобные предметы указали клеймить EPNS, что обозначало ElectroPlated Nickel Silver или никель покрытый серебром методом гальванопокрытия. Но так как не было законодательной базы которая бы указывала на порядок клеймения данных продуктов, то до сих пор остается затруднительным определить их год выпуска. Но все же некоторые фирмы такие как Elkington & Co сами ставили дату на своих изделиях, что несомненно большой плюс для коллекционеров. Дату выпуска изделий порой можно определить по каталогам или стилю того или иного изделия EPNS. В последствии, в основном в современной Индии зачастую изделия стали производить из латуни и других металлов, потом наносить никель, а на никель уже серебро для уменьшения стоимости продукции. Толщину покрытия серебра принято обозначать в микронах. Менее 1 микрона – очень тонкий слой, 1 микрон и более говорит о более качественном серебрении. Изделия по технологии EPNS изготавливают, ставят клеймо и в наше время.

В общем и целом, аббревиатура EPNS в сочетании с клеймом известных фирм или маркировкой города Шеффилд или Бирмингем говорит о качественном английском серебрении поверх никеля.

Добавлю еще одну из маркировок серебрения: ALPACCA , можно встретить с одной или двумя буквами alpacca/alpaca – название никелированного металла, «нового серебра», принятое в конце XIX века.
Популярные разделы:
Определение подлинности серебра бытовым способом в домашних условиях.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 1

Альпака — животное семейства верблюжьих. К шерсти альпаки в большой степени приложимы те качества, которые представляются нам при определении «верблюжья шерсть».

На рынке шерстяной одежды пряжа из альпака считается одной из самых ценных и часто применяемых для пошива теплой одежды пряж, по своим свойствам часто напоминающая овечью, однако более высококачественная.

Шерстяная одежда из шерсти альпака – это не только теплая одежда, это, прежде всего, знак качества, а также акцент на изысканном вкусе и стиле. Модные дизайнеры, добавляя в свои произведения шерсть этого удивительного животного, делают шерстяную одежду более привлекательной, приятной на ощупь, особенно теплой и устойчивой при длительном ношении, которая совмещает в себе легкость и практичность, шарм и удивительную прочность.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 2

Шерсть альпаки ценится дорого. И поэтому, а также благодаря своим особенностям (шерсть очень жесткая), в чистом виде применяется редко. Преимущества шерсти альпаки наиболее ярко проявляются в смесовых пряжах. Широкое распространение получили смески с обычной или мериносовой шерстью, с искусственными волокнами (например, с акрилом). Основной плюс изделий из шерсти альпаки заключается в том, что на них практически не образуются катышки — длинные волокна препятствуют сваливанию.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 3

Ценится, прежде всего, за свою шерсть (24 натуральных оттенка), которая имеет все свойства овечьей, но по весу намного легче. С одной особи состригается по 5 кг шерсти, стригут их раз в год. Волокна Альпака более прямые, чем шерсть овцы, не скрипучие и отличаются чрезвычайным богатством и шелковистостью с тонким блеском. Подобные качества не встречаются ни в одном другом виде меха.

Шерсть альпака в три раза прочнее и в семь раз теплее, чем шерсть овцы. Живя высоко в горах, где перепад температур днем и ночью достигает 30 градусов, альпака имеет более теплый мех, чем остальные виды животных.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 4

Древние сказания, удивительные легенды, забавные мифы и несметные богатства, помимо этого, горизонт высокогорных равнин, красочные и одновременно пугающие отвесные скалы, а также непроходимые чащи – все это Перу, одно из облюбованных мест обитания Альпака.

Цветовая гамма шерсти альпаки довольно широка, можно выделить около 20 оттенков — от чисто белого, традиционно-бежевого или серебряного — до коричневого и даже черного. Особенностью шерсти альпаки является то, что при ее хранении нельзя использовать нафталин, и поэтому в качестве антимоли для нее применяют только природные средства — лаванду, табак и кедр.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 5

Первоначально альпак ошибочно относили к роду лам, однако в 2001 году систематику вида сменили с Lama pacos на Vicugna pacos, выяснив, что предками альпак были викуньи, а не гуанако, прародители всех домашних лам. Трудность точного определения рода заключалась в том, что все четыре представителя семейства верблюжьих, встречающиеся в Южной Америке, могут давать потомство в случае межвидового скрещивания, так что только исследование ДНК смогло дать точный ответ на происхождение альпак.

Ламы и альпаки при скрещивании дают потомство — уарисос — не способных к размножению, но обладающих очень мягким характером и поэтому идеально подходящих на роль домашних питомцев.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 6

В природе существует два вида Альпака: Suri (Сури) и Huacaya (Уакайа). Отличаются животные только по внешнему виду шерсти.

Шерсть альпака, чаще всего, натурального цвета и палитра здесь может быть разнообразной. Животное само «выкрашивается» в нужный тон. Это может быть и черный цвет, и все оттенки коричневого, серого и даже серебряный, но особенно ценится белая пряжа. Чтобы вырастить альбиносов перуанцем приходится изрядно попотеть, а иногда достается вручную перебирать волокна, удаляя другой цвет шерсти.

Местные жители очень любят всю гамму шерсти альпака, а европейцы используют практически во всех модных нововведениях.

Замечено, что чем моложе альпака, тем и шерсть тоньше и мягче, поэтому для теплой шерстяной одежды лучше использовать волокна молодых животных, а для ковров подойдет и более плотная пряжа.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 7

Шерсть альпаки – это натуральное волокно, настриженное из альпаки. Оно бывает легким или тяжелым, в зависимости от того, как оно закручено. Это мягкое, прочное, роскошное и шелковистое натуральное волокно. В отличие от аналогичной овечьей шерсти, это волокно теплее, не колючее, и не имеет ланолина, что делает его гипоаллергенным.Альпака обладает естественными водоотталкивающими свойствами. Шерсть альпаки хуакая (Huacaya), которая растет мягким губчатым слоем, имеет природные завитки, что делает ее материалом для натуральной упругой нити, идеально подходящей для вязания. Шерсть альпаки сури (Suri) имеет гораздо меньше завитков и, таким образом, лучше всего подходит для тканных изделий, но также удивительно роскошных. Дизайнер Джорджио Армани использовал шерсть альпаки сури в модных мужских и женских костюмах.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 8

Из шерсти альпаки делают различные продукты, от очень простой и недорогой одежды, сделанной в аборигенных общинах до сложных, промышленных и дорогих изделий, таких как костюмы. В Соединенных Штатах, группы мелких селекционеров альпак объединились для создания “Волоконных кооперативов”, для того, чтобы сделать производство изделий из волокна альпаки дешевле.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 9

По своей физической структуре, волокно альпаки несколько сродни волосам, очень гладкое. Шерсть альпаки похожа на волокно шерсти мериноса, но пряжа из альпаки, как правило, прочнее, чем шерстяные нити. Дыра на пятке, которая появляется у шерстяного носка или на локтях свитера из шерсти, не появится в аналогичной одежде из альпаки. При скручивании волокон вместе прочность увеличивается в несколько раз. Более тщательное скручивание необходимо, особенно для шерсти альпаки сури, так как ее волокна более шелковистые, но это может снизить мягкость пряжи.

Альпака имеет очень тонкую и легкую шерсть. Она не задерживает воду, теплая даже во влажном состоянии и может эффективно противостоять солнечному излучению. Эти характеристики гарантируют животному постоянное и соответствующее любой погоде пальто для борьбы с резкими перепадами температур. Это волокно обеспечивает такую же защиту и для людей.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 10

Волокно альпаки содержит также микроскопические подушки безопасности, которые делают возможным производство легкого текстиля, а также различные виды одежды. Клетки центрального ядра волокна могут сократиться или исчезнуть, образуя воздушные карманы, которые способствуют изоляции. Шерсть варьируется от альпаки к альпаке, а у некоторых могут быть более миелинизированные (пушистые) волокна, по сравнению с шерстью и даже мохером. Это может быть нежелательным качеством. Миелинизированные волокна могут взять меньше краски, выделяясь в готовой одежде, и слабее.

Хорошее качественное волокно альпаки должно быть примерно от 18 до 25 микрометров в диаметре. Предпочтение отдается шерсти альпаки с меньшим диаметром, и, следовательно, она более дорогая. С возрастом у альпаки вырастает ширина волокон, рост ширины волокна составляет от 1 мкм и 5 мкм в год. Причиной этого становится переедание животного, а если поглощать слишком много питательных веществ, животное не толстеет, а волокно становится толще. Любая шерсть альпаки, превышающая 34 микрометра, классифицируется как шерсть ламы.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 11

Как и со всеми ценными с точки зрения шерсти животными, качество волокна варьируется от животного к животному, и шерсть некоторых альпак является далеко не идеальным. Качество волокна и выносливость являются двумя наиболее важными факторами при определении ценности альпаки.

Альпаки бывают разных оттенков от иссиня черного, черно-коричневого, черного, коричневого, серебристо-серого до белого, розового и серого. Однако, преобладают белые, причиной тому – селекция: белые волокна могут быть окрашены в больший диапазон цветов. В Южной Америке, предпочтение отдается белым, так как они обычно имеют лучшую шерсть, чем шерсть животных темного цвета. Это происходит потому, что темные цвета не пользовались популярностью у селекционеров. Сегодня селекционеры усердно работают над разведением животных с темным волокном, и добились значительного прогресса за последние 5-7 лет.

Кто такая Альпака и удивительные свойства шерсти альпаки, фото № 12

Процессы подготовки, вычесывания, прядения, и завершения работы с шерстью альпаки очень похож на процесс, используемый для обработки шерсти овец.

Альпак разводили в Южной Америке на протяжении тысячелетий. Викуньяс (так их там называют) впервые были одомашнены и разводились древними племенами Анд в Перу, в Аргентине, Чили и Боливии. Альпаки в последние годы также были экспортированы в другие страны. В таких странах, как США, Австралия и Новая Зеландия селекционеры стригут своих животных ежегодно, взвешивают шерсть и проверяют её на тонкость. Благодаря полученным знаниям они способны выводить животных с более тяжелыми и тонкими волокнами. Вес настрига с каждой альпаки меняется, максимально можно состричь с мужской особи до 7 кг шерсти из которых 3 кг – волокно отличного качества.

В последние годы интерес к одежде из волокна альпаки увеличился, и, возможно, отчасти потому, что разведение альпаки оказывает достаточно низкое воздействие на окружающую среду. Любители спорта признают, что изделия из альпаки более легкие и более теплые, более комфортные в холодную погоду, поэтому производители спортивной и верхней одежды начинают закупать больше продукции из альпаки. Использование смеси шерсти альпаки и мериноса является привычным для волоконной промышленности в целях улучшения обработки и качества конечного продукта.

В декабре 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2009 год Международным годом натуральных волокон, для того чтобы повысить значимость альпаки и других натуральных волокон.

Посеребренные изделия ювелирной фабрики «Август Веллнер и сыновья» и их клейма

«собирательство», совершенно естественное в Советском Союзе, стране тотального дефицита, я собирал (и хранил!) книги и пластинки, а позже видеофильмы. Затем коллекционировал медную восточную посуду. Наконец, к 55-ти годам я серьезно «заболел» серебром и стал собирать посеребренную столовую утварь, или посеребрение (очень не люблю это слово). Еще мое увлечение называется «фраже», платеры или накладное серебро, но все эти термины используются редко.

Посеребренные предметы столовой утвари впервые появились в середине XIX века. Как первая массовая продукция в области бытовых металлических предметов, она неизбежно отражает художественную моду своего времени, например, модерн (Art Nouveau) или декоративный стиль (Art Deco). При этом оригинальные конструкционные решения того времени актуальны до сих пор, к примеру, силуэты посеребренных чайников или сливочников начала XX века повторяются в дизайне «ультрамодных» предметов начала XXI века.

Мельхиор (медно-никель-цинковый сплав) был одновременно изобретен в ряде европейских стран и имеет ряд

названий. Во Франции, помимо мельхиора (по-французски Maillechort), он известен под названиями «альфениде» (Alfenide) и «белый металл» (Metal Blanc). Эти два названия использовались знаменитыми фирмами «Альфен» (HALPHEN) и «Кристофль» (CHRISTOFLE). В Англии для мельхиора применялось название «британский металл» (Britannia Metal). В Германии мельхиор был известен под названиями «аргентан» (Argentan) и «нейзильбер» (Neusilber), последнее в переводе означает «новое серебро». Однако наиболее часто этот сплав назывался (и называется) именем перуанского животного альпака (разновидность ламы), в немецком оригинале — Alpacca. Под этим же именем (Alpacca) этот сплав был известен в Австрии и, ранее, в немецкоязычной части Австро- Венгрии.

Собирая «дешевое» серебро, я столкнулся с почти полным отсутствием литературы по клеймению этих изделий. Особенно это касается предметов, выпущенных в континентальной Европе. И тогда я стал не просто коллекционировать интересные или красивые посеребренные предметы, а предметы с редкими клеймами. И изучать их известными мне методами (микроскопия, цифровая макрофотография, Интернет).

Сейчас трудно себе представить, насколько было развито посеребрение в те времена. Только в Вене на рубеже XIX—XX веков работали 230 заводов по производству металлических посеребренных изделий. В Варшаве, столице Царства Польского, входившего в то время в состав Российской империи, базировалось более десятка фабрик, выпускавших дешевое серебро, в том числе «ФРАЖЕ» (FRAGET), имя которой использовалось в России для обозначения накладного серебра. Но, как отметил легендарный русский классик, «нельзя объять необъятное!». Очень скоро я осознал, что нужно определиться и выбрать несколько фирм, достаточно известных (чтобы не было проблем с поиском изделий), выпускающих добротные и красивые (на мой собственный вкус) изделия. В число этих немногих (около десятка) ювелирных компаний входит и легендарная «Веллнер и сыновья», о которой и пойдет сегодня речь.

Для русского антикварного рынка эта фирма интересна прежде всего тем, что ее продукция является, пожалуй, наиболее распространенной среди всех посеребренных предметов, ввезенных на территорию России в советский период. Это связано с двумя факторами. Во-первых, географическая близость. Во-вторых, Великая Отечественная война, во время которой обе стороны участвовали в этом процессе: столовую утварь везли в Россию как немецкие офицеры, так и возвращающиеся домой с трофеями советские солдаты. В последнее время на рынке появились многие предметы из раскопок черных археологов, впрочем, как правило, пролежавшее много лет в земле «дешевое» серебро выглядит не лучшим образом и чистка таких изделий обычно не приводит к значительному улучшению внешнего вида.

Вдобавок хочется заметить, что на протяжении более ста лет фирма «Август Веллнер и сыновья» являлась одной из ведущих производителей посеребрения в Германии. Благодаря высокому качеству и прекрасному дизайну, ее продукты завоевали всемирную известность. Фирма снабжала своими продуктами многие пятизвездочные европейские отели, среди них Grand Hotel am Lido в Венеции, Baur au Lac в Цюрихе, Hotel Kempinski в Берлине, Kurhaus в Давосе, Maloja Palace Hotel в Сан-Морице. Океанские пароходные компании всего мира использовали на своих судах столовую утварь компании «Веллнер и сыновья». В качестве примера достаточно упомянуть всемирно известный лайнер «Титаник».

Знаменитая Веллнеровская фабрика металлических изделий была основана Кристианом Готтлибом Веллнером (Christian Gottlieb Wellner) в 1854 году в небольшом саксонском городке Ауе, расположенном на лесистых склонах

Рудных гор (Erzgebirge). Как следует из названия, эта часть Германии была традиционно вовлечена в металлургический бизнес. С 1663 по 1803 год в предместье Ауе, Ауерхаммере (Auerhammer), существовала оловянная фабрика, в здании которой позже разместилась фабрика Веллнера. После смерти Кристиана Веллнера, фабрику возглавил его сын, Карл Август Веллнер (Carl August Wellner), который руководил ею до 1895 года. После отставки отца дела- i ми фирмы занялись двое из пяти его сыновей, Альбин и Пауль, а также его зять, Пауль Гаедт. Это нашло свое отражение в новом названии фирмы: «ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ» (WELLNER-SOHNЕ или WELLNER-SOEHNE; отметим, что в немецком языке есть два варианта написания слова «сыновья»). Наследники Карла Августа Веллнера построили новую фабрику в центре Ауе, что сильно увеличило производственные возможности. Согласно статистике, в 1911 году фирма «Веллнер и сыновья» произвела 36 миллионов (!) столовых приборов. В 1913 году на двух ее фабриках работало около 5000 рабочих. В 1913 году эта частная фирма была преобразована в публичную компанию, после чего стала называться «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО САКСОНСКАЯ ФАБРИКА МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ АВГУСТ ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ» (SACHSISCHE METALLWARENFABRIK AUGUST WELLNER SOHNE A.G.).

После первой мировой войны фирма Веллнеров расширяется за пределы Германии. В середине 20-х годов возникают филиалы фирмы во Флоренции (S.A. ITALIAN А ARGENTERIA WELLNER FIRENZE) и в Амстердаме (WELLNER ZILVER FABRIEKEN N.V.), которые просуществуют до Второй мировой войны.

Фабрика Веллнеров в Ауе продолжит свою деятельность и после Второй мировой войны и станет крупнейшим поставщиком столовой утвари в ГДР с числом рабочих более 1000 человек. В 1958 году название фирмы изменится, теперь она будет называться «ФАБРИКА СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ И СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ В АУЕ» (V.E.B. AUER BESTECK UND SILBERWAREN WERKE, сокращенно ABS). Под этим названием фабрика в Ауе просуществует до 1992-го, когда название фирмы изменится еще раз на «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВЕЛЛ- НЕРОВСКИЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В АУЕ» (WELLNER BESTECKE UND SILBERWAREN GMBH AUE). Эта последняя компания пройдет через ряд банкротств и слияний, пока не закроет свою фабрику в Ауе в 2001 году.

Геральдика фирмы «Веллнер и сыновья»

Прежде чем перейти к клеймам, полезно обсудить геральдику этой фирмы. В конце XIX — начале XX века среди ювелирных компаний было принято вводить определенные характерные элементы в клеймо фирмы. Так, например, австро-венгерская фабрика Артура Круппа (ART. KRUPP BERNDORF) использовала в своих клеймах изображение медведя, французская фабрика Шарля Альфена (CHARLES HALPHEN) — изображение головы козла, а немецкая фирма «ВМФ» (WMF) — изображение бегущего страуса. Для Веллнера такими элементами являлись слон и игральная кость, часто входившие в клейма этой фабрики на рубеже XIX—XX веков. Слон, олицетворявший силу, использовался на клеймах столовых приборов, а игральная кость, символ удачи и разнообразия, — на клеймах столовой утвари (чайники, кофейники, сливочники, молочники, сахарницы и т. д.). Позже, в 20—30 годах появились другие характерные элементы, такие, как лого «AWS» (AUGUST WELLNER SOHNE, в основном на столовых приборах) и изображение трех гномов, несущих нож, вилку и ложку.

Все приведенные ниже клейма относятся только к столовой утвари (чайники, кофейники, сливочники, сахарницы, молочники и т. д.) и не включают столовые приборы (ножи, вилки, ложки). Я также не привожу марки изделий, выполненных из других металлов. Хотя некоторые клейма в моем списке пока еще отсутствуют, данное собрание является наиболее полным из всех имеющихся в литературе.

Настоящее исследование базируется на коллекции из 120 предметов. Фотографии предметов и макрофотографии их клейм сделаны при помощи цифрового фотоаппарата FinePix S7000 (Fuji, Япония). Для измерения размера клейм использовался отсчетный микроскоп МПБ-2 (ЛОМО, СССР).

«Август Веллнер» (до 1895 г.)

. Самое старое известное мне клеймо фабрики (увы, при нанесении слегка смазано). Надпись «S.M.F.» сверху в левом овале означает Sachsische Metallwaren Fabrik, что в переводе звучит как «Саксонская фабрика металлоизделий». Инициалы «W.» и «S.» (слева и справа от игральной кости в центре) означают Wellner Silber, или «Веллнеровское серебро». 2. Надпись «ALPACCA» относится к базовому металлу, на который наносится посеребрение. В правом овале приведено количество граммов серебра, истраченных на посеребрение. Размер овала слева составляет примерно 4,0x3,2 мм, овала справа — примерно 3,0x2,0 мм.

«Август Веллнер и сыновья» (между 1895 г. и 1910 г.)

. Следующее клеймо фабрики «Август Веллнер». Состоит из обозначения емкости сосуда в cl. (1 cl.=10 ст3), овала и круга. В центре овала игральная кость. Обратите внимание, что всегда приводится одна и та же комбинация на игральной кости: одно очко сверху, два очка на боковой грани и четыре очка на передней грани. Надпись в овале «ALPACCA SILBER» означает «ПОСЕРЕБРЕННЫЙ МЕЛЬХИОР». Две буквы «Е» и «S» слева и справа от игральной кости (или «I» и «I») говорят о качестве посеребрения; причем «ES» означает «Erste Sorte», или «Первый сорт», а «II» означает более низкое качество посеребрения. Размер овала слева колеблется от 4,0x3,0 мм до 5,0x4,0 мм. В круге приведено количество граммов серебра, истраченных на посеребрение. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,8 мм, в случае двузначной цифры — 2,2 мм.

Представляет собой комбинацию предыдущего клейма № 2 и надписи «WELLNER SOHNE» («ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ»), причем эта надпись может ставиться как снизу овала и круга, так и сверху. Отметим также различный вид двух точек в букве «О». Размер овала составляет примерно 4,0x3,2 мм, размер диаметра круга — 2,1 мм. Длина слова «WELLNER» составляет около 7 мм.

«Август Веллнер и сыновья», старая фабрика в Ауерхаммере (ранее 1910 г. и до 1926 г.)

. В отличие от предыдущего клейма, здесь клеймо № 2 помещено внутри надписи «WELLNER SOEHNE». Другой характерный признак состоит в ином написании слова «SOEHNE», используются две буквы «ОЕ» вместо одной «О». Иногда дается обозначение года (в случае предметов столовой утвари, выпущенной специально для пароходных компаний). Длина слова «WELLNER» составляет около 6,2 мм. Размер овала заметно меньше, чем в случае клейма № 2, и колеблется между 2,7x2,3 мм и 3,8x3,0 мм. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,9 мм, в случае двузначной цифры — 2,1 мм.

. Следующее клеймо фабрики в Ауерхаммере состоит из тех же двух слов «WELLNER» и «SOEHNE», что и клеймо № 4, но написанных через дефис. Средняя длина слова «WELLNER» составляет около 6,5 мм. Средний размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 2,2 мм, в случае двузначной цифры — 2,6 мм В редких случаях предмет датируется при помощи ромба, в котором приводятся две последние цифры года Размер ромба по вертикали — 2 мм, по горизонтали — 3,5 мм.

«Август Веллнер и сыновья», новая фабрика в Ауе (ранее 1910 г. и до 1926 г.)

. Это исключительно красивое клеймо использовалось до 1910 г. Оно состоит из надписи «SMF AUG' WELLNER-SNE АНЕ i S», что означает «Sachsische Metallwaren Fabrik August Wellner und Sohne, Aue in Sachsen» и переводится как «Саксонская фабрика металлоизделий Август Веллнер и сыновья, Ауе, Саксония». Эта надпись заключена в кольцо, находящееся внутри квадрата, в центре которого находится игральная кость с упомянутой выше комбинацией 1-2-4. Размер квадрата колеблется от 9x9 мм до 12x12 мм. В случае предметов столовой утвари, выпущенной специально для пароходных компаний, клеймо содержит датировку. Размер диаметра круга в случае двузначной цифры составляет 2,1 мм.

Это клеймо содержит ту же надпись, что и предыдущее, но в более развернутом виде. При этом существует масса разновидностей. Вначале, в 1911-1912 гг., верхняя строка надписи целиком выполняется в заглавных буквах, позже используются и строчные буквы. Кроме того, в 1911 — 1912 гг. третья строка надписи оторочена узорами, которые позже исчезают. Есть разница между написанием третьей строки в 1911 и 1912 гг., а именно: в 1911 г. используется дробь (i./S.), а в 1912-м ее уже нет (i. S.). В 1913 г. в клейме появляется прямоугольник для записи количества истраченного серебра, его размер — 1,5x2,6 мм. Длина слова «WELLNER» варьирует от 8,8 до 11,6 мм. Средний размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 2,0 мм, в случае двузначной цифры — 2,3 мм. После 1914 г. датировка в клейме исчезает.

. В следующем клейме отсутствует верхняя строка надписи предыдущего клейма. Зато появляются две буквы — «A.-G.», что означает Aktien-Gesellschaft, т. е. «Акционерное общество». Длина слова «WELLNER» составляет 10,5 мм. Размер диаметра круга в случае двузначной цифры составляет 2,3 мм. Встречается редко.

. В этом клейме исчезает информация о местоположении фабрики. Длина слова «WELLNER» варьирует от 5,9 до 7,6 мм. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,6 мм, в случае двузначной цифры — 2,5 мм.

. В этом клейме исчезает имя Августа Веллнера, остается только «WELLNER SOHNE A.-G.», т. е. «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВЕЛЛНЕР И СЫНОВЬЯ». Длина слова «WELLNER» составляет 6 мм. Размер диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,7 мм Это клеймо встречается очень редко!

«Август Веллнер и сыновья», старая фабрика в Ауерхаммере (1926-1927 гг.)

. В 1925—1927 гг. у Веллнера и сыновей появляются филиалы в Италии и Голландии. Кроме того, в самом Ауе довольно успешно функционирует фабрика однофамильца Готтфрида Веллнера («GOTTFRIED WELLNER», сокращенно «GOWE»). Поэтому, чтобы выделиться на фоне других фабрик, с 1926 г. (или с 1927 г.) совершается переход к новому названию фирмы — «ORIGINAL WELLNER» («ИСТИННЫЙ ВЕЛЛНЕР»). При этом, помимо выпуска изделий с новым клеймом, на все непроданные изделия со старыми клеймами наносилась сверху (или сбоку, если нет места) надпечатка «ORIGINAL WELLNER» в картуше. Длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 8,2 мм. Длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 6,4 мм. Размер диаметра круга — 2,5 мм. Последние две цифры хорошо совпадают с аналогичными данными для клейма № 5. Приведенное клеймо встречается крайне редко, что свидетельствует о том, что к 1926 г. фабрика в Ауерхаммере прекратила свою работу.

«Август Веллнер и сыновья», новая фабрика в Ауе (1926-1927 гг.)

. Это клеймо представляет собой комбинацию вышеприведенного клейма № 8 с надпечаткой «ORIGINAL WELLNER», данной в картуше. Длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 12,1 мм. Длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 9,4 мм, что хорошо совпадает с аналогичной цифрой для клейма № 8. Размер диаметра круга — 1,7 мм. Очень редкое клеймо!

. Это клеймо представляет собой комбинацию вышеприведенного клейма № 9 с надпечаткой «ORIGINAL WELLNER», данной в картуше. Средняя длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 8 мм. Средняя длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 6,7 мм. Величина диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,6 мм, в случае двузначной цифры — около 2,4 мм. Последние три цифры хорошо совпадают с аналогичными данными для клейма № 9.

. Это клеймо представляет собой комбинацию вышеприведенного клейма № 10 с надпечаткой «ORIGINAL WELLNER», данной в картуше. Средняя длина слова «WELLNER» в надпечатке составляет 6,6 мм. Средняя длина слова «WELLNER» в старой части клейма составляет 6,4 мм. Средняя величина диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,7 мм. Последние две цифры хорошо совпадают с аналогичными данными для клейма № 10.

«Август Веллнер и сыновья» в Ауе, предвоенный и послевоенный периоды (1926-1958 гг.)

. Основное клеймо для данного периода «ORIGINAL WELLNER» всегда дается в картуше. Длина слова «WELLNER» варьирует в диапазоне 6—12 мм. Иногда это клеймо датируется или оно содержит оригинальную маркировку количества истраченного серебра в граммах (GR).

.Юбилейное клеймо, использованное в 1934 г. (80-летие фабрики). Диаметр круга с надписью «ORIGINAL WELLNER» составляет 14,5 мм. В центре круга — изображение трех гномов, несущих нож, вилку и ложку. Внизу две надписи: «Schwerversilbertes Alpacca» (Сильнопосеребренная альпака) и «Muster Ges. (Gesetzlich) geschiitzt» (Образец надписи защищен законом). Однако в дальнейшем использовалась немного измененная надпись.

. Это клеймо применялось примерно с 1935 г. Внизу надпись «Alpacca schwerversilbert» означает «Сильнопосеребренная альпака».

. Это клеймо содержит аббревиатуру «ABS» от полного названия «AUER BESTECK UND SILBER- WARENWERKE». Размер надписи «ABS» колеблется от 4,5 до 5,5 мм.

Филиал фабрики «Август Веллнер и сыновья» в Амстердаме, Голландия (1927-1944 гг.)

. Основное клеймо Амстердамской фабрики всегда содержит надпись из одного слова «WELLNER». Длина слова «WELLNER» варьирует в диапазоне 8,2—11,5 мм. Величина диаметра круга в случае однозначной цифры — 1,5—1,6 мм, в случае двузначной цифры — около 2,4 мм.

. Данное клеймо содержит внизу дополнительную надпись: «Alpacca versilbert», что означает «Посеребренная альпака». Встречается редко.

. Данное клеймо содержит внизу дополнительную надпись: «Alpacca schwerversilbert», что означает «Силь- нопосеребренная альпака».

Филиал фабрики «Август Веллнер и сыновья» во Флоренции, Италия (1925-1944 гг.)

. Раннее клеймо флорентийской фабрики содержит надпись «WELLNER FIRENZE», в переводе с итальянского — «ВЕЛЛНЕР ФЛОРЕНЦИЯ», которая всегда дается в картуше. Длина слова «WELLNER» составляет 9,3 мм. Величина диаметра круга — 3,4 мм. В круге вместо цифры приводится аббревиатура «ES», что означает «Erste Sorte», т. е. «Первый сорт».

. Позднее клеймо флорентийской фабрики (конец 30-х гг.) содержит надпись «ARGENTERIA WELLNER FIRENZE», что в переводе с итальянского означает «СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ФАБРИКИ ВЕЛЛНЕРА ВО ФЛОРЕНЦИИ». Длина слова «WELLNER» варьирует в диапазоне 5,4—6,2 мм. Величина диаметра крута в случае однозначной цифры — 1,6 мм, в случае двузначной цифры — 2,4 мм. Лого фабрики «AWF» дается в прямоугольнике с размером примерно 2x3 мм. Это клеймо имеет обязательную датировку.

Журнал «Антикв ариат, предметы искусства и коллекционирования», № 90 (октябрь 2011), стр.84

10 металлов, что имитируют серебро и золото: как не купить подделку

Вы нашли ювелирное изделие похожее на серебро и сомневаетесь:

  • Отметки «серебряный никель» или «немецкое серебро» - это признаки благородного металла?
  • Какое различие между нейзильбером, мельхиором и альпака?
  • Чем отличаются медные сплавы
  • Как имитировали золото?

Некоторые изделия можно идентифицировать по внешним признакам, но для точного определения бижутерного сплава или металла нужен химический анализ. Вот краткий ликбез по металлам в декоративно-прикладном искусстве.

Медь - первый металл человечества

Медь - первый металл для производства орудий после камня. По словам Плиния «Медь впервые добывалась на Кипре». Отсюда ее латинское название.

Признаки меди

Розовато-золотистый, красно-коричневый мягкий металл. Вязкий и тягучий. Меняет форму под ударом и очень пластичная. Легко придать ей любую форму и рельеф. Можно выгибать самые сложные и причудливые орнаменты и прокатывать листы до 00.5 мм. Филигранный и чеканный материал. Легко спаивается, серебрится и золотится. На красной меди хорошо держится эмаль. Чистая медь не притягивается к магниту.

Как используют медь

На открытом воздухе медь окисляется и покрывается зеленым или черным цветом. Эта пленка из окислов защищает металл от дальнейшей коррозии. Поэтому изделия из чистой меди хорошо сохраняются без специальных покрытий. Чистую или красную медь применяют не редко, но чаще используют для сплавов. А еще для производства красного цветного стекла, эмали и смальты.

Бронза. Cамый древний сплав

Бронза - это сплав меди, цинка и олова. Древние люди научились выплавлять бронзу из медной и оловянной руды. Этот период сменил Медный век в истории человечества. Античные скульпторы отливали бронзовые статуи уже в 470 г. до н.э. В составе самых древних бронз 88% меди и 12% олова. Но позже стали добавлять цинк, улучшая свойства металла. Цвет бронзы изменяется от красного к желтому (90-85% меди) и от белого до серо-стального (50-35% меди).

Для чего нужна бронза

Долговечная и стойкая к морозу бронза - отличный материал для памятников и монументов. Она тверже меди. Eе также использовали для украшения театров и дворцов. Отливали люстры, канделябры, декоративные вазы. В XVIII в. появилась золоченая бронза.


Латунь - вечный металл

Латунь - сплав меди с цинком благородного желтого цвета. Впервые получена в Англии в 1781 г., хотя применялась еще в древнем Риме, где сплавляли медь с цинковой рудой.

Желтая медь

Латунь называют желтой медью. Она сравнительно легче меди. Со временем цвет золота меняется, приобретает патину и теряет блеск. Поэтому латунь больше подходит для интерьерных украшений. При этом она более прочная и износостойкая, чем медь. Твердая, тяжело гнется. Ее называют «вечным металлом».

Латунь долго сохраняет полированную поверхность. Может покрываться позолотой и быть тонирована в любые цвета.

Подделка золота

Механические свойства латуни Л68 и Л62 аналогичны золоту 583 пробы. Их используют как учебный материал для ювелиров. Однако, эта особенность латуни известна и мошенникам, которые изготавливают из нее поддельные «золотые» украшения.


Томпак, он же медный сплав

Томпак (фр. tombac) - это медный сплав с малым содержанием цинка (3-20%). Томпак относят к латуням, иногда называют латунь томпаком и наоборот. Они похожи по составу и почти не отличаются внешне.

Томпак, как и медь, легко обрабатывается и темнеет на воздухе. Хорошо покрывается эмалью или позолотой. Потому его применяли для изготовления посуды, значков, орденов и наград. Делали механизмы и цепочки для часов. Из-за красновато-желтого цвета использовали в бижутерии для имитации золота.

Лучший пример изделия из томпака - старинные чешские броши с пиропами.


Пинчбек - заменитель золота

В 1720 г. Кристофер Пинчбек (Christopher Pinchbeck, 1670-1732) изобрел сплав - дешевый заменитель золота из меди и цинка. Он назвал его своим именем.

Пинчбек обычно содержит медь и цинк. Ювелирный сплав хорош в работе и смотрится как золото, но легче его. Считается, что у изобретателя был секрет, который позволял изделиям не терять блеск. Семья Пинчбек производила из изобретенного сплава не только украшения и часы. В объявлениях были мечи, пинцет, табакерки, вилки, ложки, пуговицы, пряжки для ремней и многое другое.

Популярность пинчбека

Украшения из пинчбека стали популярными в XVIII в. Их покупали средние слои населения. Также сплав использовали для украшений в театральных постановках.

Богатые путники надевали изделия из пинчбека, чтобы защитить себя от грабежа на дорогах. Иногда украшения были копиями фамильных драгоценностей. Иногда выступали самостоятельными предметами и по виду ничем не уступали безумно дорогим. А не украсить себя в путешествиях знатным особам было неприлично.

В начале XIX в. украшения из пинчбека стали выдавать за золото. Именно тогда за ним закрепилась слава «поддельного золота».

В 1830-1840 годы пинчбек даже подделывали, но почти не использовали после 1854 г., когда сняли запрет на использование низкопробного золота. Позже методы нанесения золотого покрытия на базовые металлы вытеснили пинчбек окончательно.

Олово - самый чистый металл

Олово известно человеку с IV тысячелетия до н.э. Из него чеканили монеты и изготовляли сосуды. В древней Руси ажурным оловянным литьем украшали церкви, двери и иконостасы.

Олово серебристо-белого цвета, но темнее серебра. Это - самый чистый металл и он не ржавеет. Очень ценится посуда из олова - она никак не влияет на вкус и запах пищи. Мягкий, вязкий металл. Не окисляется на воздухе и очень медленно в воде.

Оловянная чума

Олово устойчиво к коррозии, но при сильном охлаждении теряет свои металлические свойства. На изделии появляются отдельные серые пятна. При дальнейшем охлаждении они распространяются по всей поверхности. Превращение олова в порошок называют "оловянная чума". Остановить ее можно нагрев до +18 °C.

Под воздействием воздуха олово красиво выцветает. Этот бархатный оттенок высоко ценят коллекционеры. Олово нельзя мыть в посудомоечной машине и лучше полировать. Посуда для еды должна быть с маркировкой 95%. Но стоит учесть, что олово плавится при температуре 170-230 °C.

Применение олова

В настоящее время чистое олово не применяют. Его используют для сплавов с медью, свинцом. Также из олова получают «сусальное золото» в виде тончайших листиков или порошка. Это двусернистое олово, блестящая масса. Стойкая и похожая на золото по цвету. Долго сохраняет блеск на изделиях в интерьере и снаружи. (А. В, Флеров "Материаловедение и технология художественной обработки металлов.")

Оловянный сплав пьютер

Пьютер (анг. “pewter”) начали использовать на Ближнем Востоке. Предметы из него обнаружили в египетской гробнице 1450 г. до н.э.

Пьютер и свинец

Пьютер – это сплав олова с медью, сурьмой, висмутом и реже свинцом. Они нужны для отвердения олова. Пьютер низкого качества имеет голубоватый оттенок из-за содержания свинца до 60%. Включение свинца запрещено из-за токсичности, но может присутствовать в антикварных изделиях. Например, сплав «английский пьютер» запретили в 1972 г. С конца 1950х стандарты качества пьютера предполагают наличие 90% олова.

Недостаток пьютера

Пьютер – сплав серебристо-серого цвета. Хорошо поддаётся полировке, напылению металлами. Используется для создания декоративной посуды и украшений, особенно фурнитуры. Недостаток пьютера – его хрупкость на излом. Если согнуть, то изделие треснет на месте сгиба. Пьютер также подвержен "оловянной чуме".

Серебро - любимый металл ювелиров

Серебро известно человеку с V в. до н.э., но "моложе" золота. Родиной серебра считают доисторическую Сардинию. В Ассирии и Вавилоне серебро было символом Луны и считалось священным. В Средние Века было популярно среди алхимиков.

Это драгоценный металл белого блестящего цвета. Встречается в природе в виде руды или самородном состоянии. Серебро тверже золота и мягче меди. Очень пластично и легко прокатывается в тончайшие листы и проволоку. Хорошо режется и полируется. Серебро не окисляется на воздухе и при нагреве. Но темнеет под воздействием серы или сероводорода, которые присутствуют в воздухе и теле человека. Чем выше проба серебра, тем меньше окисление. Во влажном климате или помещении металл темнеет быстрее.

Особенности серебра

Особое свойство серебра - звонкость. Чистота звона церковных колоколов и струн инструментов достигается добавлением серебра. Тончайший слой серебра наносится на поверхность зеркал. Это материал для ювелирных украшений, посуды и приборов. Для филигранного производства и эмалевых изделий. Также серебро может содержаться в золотых и платиновых сплавах, делая их светлее. Используется для спаивания медных и латунных изделий.

На серебро не действуют кипящие едкие щелочи. Оно растворяется в азотной и горячей серной кислоте.

Мельхиор и нейзильбер

Кто придумал мельхиор?

Мельхио́р (нем. Melchior, искажённое фр. Maillot-Chorier) - сплав меди с никелем, иногда с добавками железа и марганца. Получил своё название по именам французских изобретателей из Лиона Майо (Maillot) и Шорье (Chorier), которые создали его в 1819 г. Однако, наиболее древний сплав, имитирующий серебро это пактонг – белая китайская медь. В ее составе 40.4% меди, 25.4% цинка, 31.6% никеля и 2.6% железа. В древнем персидском сплаве было больше меди, а железо и кобальт составляли незначительную часть примесей. Из него чеканили монеты.

Разновидности мельхиора

Мельхиор стал популярен в ХIХ в. Он тверже серебра, серовато белого цвета. Легко чистится, полируется и не поддается коррозии. Сплав разнится по количеству в нем меди, цинка и никеля, иногда других примесей. Это зависит от производителя и назначения мельхиора. Например, мельхиор с примесью олова использовали для выделки ложек и вилок. Эти сплавы, кроме мельхиора, называли «новым серебром», аргентаном, немецким серебром, серебром для бедняков. Немцы использовали сплав для быта, украшений и чеканки монет.

Мельхиор в СССР

В Советском Союзе для художественной промышленности применяли два никелевых сплава: Мельхиор (НМ 81), содержащий 81% меди и 19% никеля. И нейзильбер (НМЦ 65-20), содержащий 65% меди, 20% цинка и 15% никеля. Оба сплава прочные, пластичные и стойкие к коррозии.



Нейзильбер - "новое серебро"

Клеймо МНЦ можно было встретить как на мельхиоре, так и на нейзильбере. Нейзильбер (нем. neusilber - "новое серебро") дешевле мельхиора. Схож с мельхиором внешне и по составу. Зачастую при его изготовлении не придерживаются точных пропорций.

Нейзильбер, как и мельхиор используют для украшений с филигранью и финифтью. В приборостроении, производстве технической посуды, медицинских инструментов, деталей часов. Сплав безопаснее красной меди и латуни в качестве посуды для еды. Нейзильбер прочнее серебра и надолго сохраняет белый цвет не темнея. Столовые приборы из нейзильбера обычно серебрят, чтобы убрать металлический привкус и сделать их гипоаллергенными.

Нейзильбер дает такую же черту, как сплавы, содержащие 75% серебра. Но если эту черту обработать каплей чистой азотной кислоты и к раствору прибавить каплю соляной кислоты, то жидкость остается прозрачной. А в случае присутствия серебра она дает беловатую муть или становится молочно-белой.

Часто продавцы винтажных украшений не делают различий между мельхиором и нейзильбером. Визуально их отличить сложно. Случается, что мельхиор переводят как german silver , а нейзильбер как argenton .


Альпака. Мексиканская замена серебра

Еще одной заменой серебра выступает альпака. Это сплав мексиканского или южноамериканского происхождения.

Альпака также время от времени называют «новое серебро» и в сущности это и есть нейзильбер. В его составе 60% меди, 20% никеля, 20% цинка и 5% олова. Серебряный цвет альпака имеет слегка серый оттенок и лёгкий налёт.

На украшениях из этого сплава встречается клеймо Alpaca или Alpacсa. Его иногда используют в качестве основного металла под серебряное покрытие или подделок винтажной бижутерии.


Для написания статьи использовались книги: "Материаловедение и технология художественной обработки металлов" Флеров А. В., Москва 1981 г. и "Камень, рождающий металл" Здорик Т. Б., Москва 1984 г.

Металл alpacca что это

Военщина. История.

Военщина. История. запись закреплена

Безусловно почти все из нас разбираются во многих металлах) Давайте вспомним и закрепим знания по металлам, которые использовались Германией при изготовлении наград, столовых приборов и посуды, предметов униформы и других вещей для быта.

Alpaka - альпака - мельхиор или нойзильбер с серебрением(серебрение обычно толстое).
Обычное заблуждение, что так называется сплав.

Aluminium - алюминий.
В отношения алюминия в немецкой литературе по фалеристике встречаются также термины:

Hellaluminium - яркий алюминий(без обработки),

Mattaluminium - матовый алюминий(оксидированный или просто с матовым рельефом),

Dunkelaluminium - тёмный алюминий(оксидированный).

Argentat - аргентат - старое название нойзильбера( см. нойзильбер)

Buntmetall - бунтметалл - пожалуй этот термин вызывает больше всего вопросов и противоречий(как и ошибок).
На самом деле в немецком языке термин Buntmetall(цветной металл) обозначает то же самое, что и в русском языке:

Buntmetall - все металлы, кроме железа и благородных металлов.
Но в немецкой фалеристике так уж сложилось, что термин бунтметалл обозначает совсем другое.
Обычно под этим названием подразумевают сплавы бронз и латуней, то есть НЕбелого цвета.

Для сплавов белого цвета используют другой термин - вайсметалл.
(см. вайсметалл).

Bronze - бронза - сплав меди с другими металлами, но простейшем случае с оловом.
Латуни и томбак тоже относятся в видам бронзы.

Cupal - купаль - механический "сплав" алюминия и меди. Существуют разные сорта купаля, отличаются толщиной медных и алюминиевых пластин, и их количеством в листе.
Проще говоря, купаль - бутерброд из пластин меди и алюминия.

Eisen - железо - название на самом деле ошибочное, в фалеристике никогда не встречается железо в чистом виде, как химический элемент, а всегда в виде сплава железа - стали.

Gold - золото - в изготовлении наград использовались различные пробы золота, в чистом виде на наградах иногда встречается только в виде позолоты.

Geschutzbronze - пушечная бронза - термин используемый только для наград изготовленных из бронзы захваченных вражеских пушек.

Goldbronze - золотая бронза - вид бронзы, сплав из 95-98% меди и 2-5% цинка. Имеет яркий цвет "под золото", слабо подвержен окислению.

Kriegsmetall - военный металл - низкокачественный сплав цинка с большим количеством примесей.

Zink - цинк - один из самых дешевых и распространенных металлов.

Kupfer - медь - на самом деле, медь в чистом виде(или близком к чистому виду) в изготовлении наград используется довольно редко, в основном используются её сплавы, - бронзы и латуни.

Kupferbronze - медная бронза - довольно глупый термин, обозначает сплавы бронзы по цвету похожие на медь.

Leichtmetall - лёгкий металл - термин обозначающий алюминий и его сплавы.
Messing - латунь - разновидность бронзы, сплав меди и цинка, в котором цинка не менее 15%. На самом деле, кроме цинка обычно присутствуют и другие примеси, иногда даже больше чем цинк.

Nickel - никель - единственный металл(кроме железа), используемый для изготовления наград и имеющий магнитные свойства.
В чистом виде при изготовлении наград используется очень редко, обычно только в составе различных сплавов.

Platin - платина - редко используется.

Silber - серебро - часто используются сплавы различной пробы, иногда очень высоких проб: 999 и 1000. Кроме того, широко используется стерлинговое серебро - Sterling Silber - этот термин обозначает сплавы серебра с пробой выше 925.

Stahl - сталь - в немецких наградах используется относительно часто.

Tombak - томбак - разновидность бронзы, сплав 85% меди и 15% цинка.

Neusilber - нойзильбер(новое серебро) - устаревшее название Аргентат, - сплав меди, никеля и цинка. В отечественном обозначении МНЦ.
Не путать с мельхиором!
Кроме того, используется термин Altsilber - альтзильбер(старое серебро) - это нойзильбер с патинированием.

Melchior - мельхиор - сплав меди и никеля. Отличается от нойзильбера отсутствием в сплаве цинка. На самом деле мельхиор редко используется, можно сказать, что это устаревший сплав, т.к. практически полностью заменён нойзильбером.

Edelmetall - эдельметалл(благородный металл) - термин для обозначения группы: серебро, золото, платина.

Weissmetall - вайсметалл(белый металл) - термин обозначающих группу сплавов объединённых по признаку белого цвета.
Обычно в эту группу включают: нойзильбер, мельхиор и никель.

Читайте также: