Литье фигурок из металла в домашних условиях

Обновлено: 22.01.2025

Полное название такое: "Процесс создания серебряного кольца в технике литья в домашних условиях с минимумом оборудования, практически "на коленке"".

Итак, кому интересно, смотрим.

Будем делать кольцо с янтарным кабошоном.

Часть 1. Работа с воском.

1. Любуемся двумя кабошонами и выбираем лучший.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 1

2. Берём лист фольги, отрезаем кусочек и оборачиваем фольгой нижнюю часть кабошона.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 2

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 3

3. Берём литейный воск.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 4

4. С помощью нагревательного прибора ( можно использовать выжигатель по дереву) наносим воск на нижнюю часть кабошона, со всех сторон, формируем каст.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 5

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 6

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 7

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 8

5. Отливаем с помощью шприца из расплавленного воска шинку кольца и литники.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 9

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 10

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 11

6. Прикрепляем к шинке каст, с помощью нагревательного прибора. На внешней стороне кольца делаем капельками воска бугристую поверхность.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 12

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 13

7. Пинцетом вынимаем фольгу, кабошон вынимается сам собой.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 14

8.Прикрепляем литники к кольцу.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 15

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 16

9. Вставляем литники в резиновую пятку для опоки.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 17

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 18

9. Соединяем три литника вместе, с помощью всё того же нагревательного прибора.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 19

10. Прикрепляем кольцо с литниками к литникам в пятке.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 20

11. Накрываем пятку металлической опокой, сделанной из трубы.

Процесс создания шедевра в технике литья в домашних условиях., фото № 21

Работа с воском закончена, дальше будет процесс литья. Это будет во второй части.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) ⁠ ⁠

Привет! Я наконец взял волю в кулак и написал эту статью, приятного чтения.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Черт, давно пора! (с).

Для скульптора нет лучшего способа запечатлеть для истории все пробелы в своих навыках и знаниях, чем начать отливать свои работы! (с) Один умный человек.

Привет! Меня зовут Денис и я занимаюсь лепкой миниатюрных фигурок. В жизни почти каждого скульптора по миниатюре рано или поздно встает вопрос о тиражировании своих работ. Слепить один раз, а потом бесконечно снимать копии с единственной фигурки — звучит куда лучше, чем постоянно лепить заново, так что большинство скульпторов в тайне лелеет мечту о превращении своего творчества в полноценное «гаражное» производство. Сегодня хочу вкратце, насколько это получится, рассказать вам о том, что у меня из этого получилось (или не получилось). Чтобы читать было интересно не только будущим литейщикам я постараюсь не перегружать текст всевозможными терминами и таблицами. Сухую теорию вполне можно нагуглить на тематических форумах, а моя статья имеет скорее развлекательно-познавательный характер, но, возможно, поможет начинающим избежать некоторых ошибок. Дабы не делать ее слишком большой, статья будет разделена на несколько частей, с описанием каждого этапа. Давайте начнем! :)

Этап первый. Мастер-модель.

Первым делом нам понадобится фигурка, иначе с чего же мы будем снимать копии? :) Для своего первого опыта выбрал относительно простого в лепке персонажа. Тут следует сделать отступление и сказать что самый ответственный момент в тиражировании своих работ — это нащупать тот уровень собственного навыка, при котором можно начинать. Я знаю нескольких скульпторов, кто не потратил достаточно времени на обучение лепке и сразу начал лить, итогом такой спешки может стать разочарование в себе и своем творчестве. У меня ушло более двух лет, прежде чем я решился слепить под литье относительно простого персонажа. Так что в этом деле лучше не спешить.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Симпатяга, правда? :) Несмотря на кажущуюся сложность, слепить его куда проще, чем человека.

Начинаю лепить, как и всегда, с головы на палочке. Голова — это, пожалуй, главное в фигурке, то, на что мы всегда обращаем внимание, так что если и нужно выложиться по полной — то именно на этом этапе. Упреждая самый частый вопрос — леплю из полимерной глины SuperSculpeyFirm.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Уже на этом этапе я сделал небольшие насечки по бокам, туда будут вставляться плавники.

Прикидываем туловище. Тут появляются первые сложности. Все кто хотя бы поверхностно знаком с лепкой или рисованием, знают что в идеальной фигуре человека определенное количество размеров его головы, так что мы всегда можем прикинуть линейку и проверить свою работу. В то же время, с персонажами, которые не являются людьми, проверить намного сложнее, приходится больше ориентироваться на глазомер, чтобы правильно соотнести друг с другом большие формы, такие как голова и тело.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Обратите внимание что уже на этом этапе я сделал некоторые детали съемными.

Частично запеченная работа (глина запекается в духовке для отверждения). Литье фигурки происходит методом формовки в силикон, с последующей заливкой жидкого пластика. Так что если работа у нас сложная, формовать ее приходится по частям, ведь иначе не получится вынуть ее из формы после заливки. Поэтому сразу вношу в работу задел для будущего расчленения на детали. Я очень хотел сделать швы максимально невидимыми, но с таким персонажем это сделать сложнее. С фигурой человека их можно прикрыть складками одежды или доспехами, но не в нашем случае. :)

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Отверстия пришлось переделывать, высверливая дремелем.

Уже вырисовываются финальные очертания нашей фигурки. Накинул массу глины туда, где будет рыба. Можете обратить внимание на то, что местам пластика неравномерного цвета, ведь зачастую приходилось снимать немного уже запеченной глины ножичком и долепливать. Есть несколько подходов к членению фигуры:

1)Слепить целиком и резать после запекания — удобно в плане лепки, но вот расчленять бывает удобно не всегда. Нужно делать ровные срезы, высверливать каркас и подгонять детали после расчленения, делать замки. Основная сложность именно в высверливании проволоки, что может потребовать немалых усилий, но они окупают себя тем, чтобы мы не испортим саму фигурку.

3) Комбинировать. Тут все просто — доводим работу до определенного этапа, расчленяем, собираем детали обратно и детализируем дальше. Способ кажется наиболее удобным, но мне нравится иметь возможность вносить большие правки, например в позу, даже на последних этапах лепки.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Как же намучился с ним, когда детали отказывались держаться вместе. :D

А вот и готовый персонаж! Не все получилось сразу сделать съемными, впереди еще много работы. Фигурку нужно полностью расчленить, сделать пазы и подогнать детали друг к другу, дабы сборка не вызывала проблем, тем не менее, основная работа по лепке выполнена, далее нас ждем само литьё.

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

Честно говоря, у меня не осталось фотографий самой мастер-модели, поэтому на снимке выше собранная и загрунтованная отливка. Впрочем, она дает представление о том, как выглядит наш скульпт.

Настоящая резня. :D Позже я объединю некоторые детали, например голову и торс - немного перестарался. Все детали загрунтованы, отшлифованы и готовы окунуться в силикон, но это уже совсем другая история. :)

О литье на примере одной фигурки. (ч.1 Лепильная) Хобби, Творчество, Длиннопост, Полимерная глина, Ручная работа, Творчество с процессом

На этом первую часть можно закончить, в следующий раз я расскажу об оборудовании и материалах, которые потребуются нам для литья, а после мы приступим непосредственно к формовке и заливке пластика.

Всем большое спасибо за внимание, до новых встреч! :)


38.2K постов 51.6K подписчика

Правила сообщества

В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.

1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.

2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.

3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).

-ссылки рекламного характера/спам;

-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;

-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.

(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).

При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.

3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).

4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.

Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».

5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.

Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.

6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.

За неоднократные нарушения автор получает бан.

Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.

Подвижная игрушка Кот⁠ ⁠

Для меня всегда непросто сделать животное по фото и я всегда говорю, что стопроцентная копия не получится, но я очень буду стараться сделать похоже)

Вот поступила задача сделать кота ростом в холке 10 см. Видимо - это будет питомец для куклы)

Кот создан в смешанной технике - морда и лапы из запекаемо полимерной глины, глазки из стекла, внутри тела смешанный каркас - проволока плюс пластиковый скелет для кукол, а тело из искусственного меха, вручную окрашенного.

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Во время фотографирования я очень люблю поиграть с игрушками, иногда даже могу снять стоп-моушн, но не всегда получается задуманное. Еще очень важно придавать игрушкам позы реального животного для большей реалистичности, и криво выгнутые суставы смотрятся, мягко говоря, странно.

А вот фото самого кота)

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Решила сделать несколько кадров со своей ноу-нейм китайской куклой из местного магазина и по сравнению с ней, кот получился больше по размеру похож больше на пуму))) Но смотрятся вместе они все равно здорово :)

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Подвижная игрушка Кот Авторская игрушка, Мягкая игрушка, Рукоделие без процесса, Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Кот, Шарнирная кукла, Миниатюра, Домашние животные, Длиннопост

Пикабушники, порадуйтесь со мной⁠ ⁠

Вышла газета, где написали обо мне и моем хобби

Пикабушники, порадуйтесь со мной Хобби, Творчество, Статья, Газеты, Рукоделие

Если вы не знаете как выглядит сутулая собака, то я ее очень хорошо изобразила😅
К сожалению пришлось замазать текст, так как мне не понравилась та информация что написали,из моего большого рассказа вырвали куски и скомпоновали их, получилось нелепо.
Но я все равно рада, что на меня и мои работы «обратили внимание» может быть это начало чего то большего))

Сегодня сбылась мечта, мой первый глаз с линзой⁠ ⁠

Сегодня сбылась мечта, мой первый глаз с линзой Ручная работа, Лепка, Полимерная глина, Рукоделие с процессом, Глаза, Зеленые глаза, Кукла, Видео, YouTube, Длиннопост

Решила пояснить, так как первый же коммент сразу вопрос - а на фиг оно надо? :) я кукольный мастер, глазки ставятся работам, обычно заказываю у мастера по глазам, но всегда хотела свои собственные.

материалы, скальпи, UV gel, UV top coat, роспись акрил, акварель, время не считая запека и нахождения в лампе где-то в районе 30-40 минут. Размер белка 1,8 см, размер радужки 0,9 см.

Литье из олова

Олово – это легкоплавкий металл. Он занимает пятидесятое место в таблице Менделеева. Он довольно широко распространен в природе, в частности, руду для его производства активно добывают в море Лаптевых.

Олово

Человек начал применять олово еще в бронзовом веке. В частности, его использовали для получения бронзы. В наши дни его используют в качества припоя, покрытий и пр. Кроме этого, олово применяют в ювелирном деле и при изготовлении игрушек, например, оловянных солдатиков и пр.

Процесс литья из олова

Температура плавления олова всего 231 °C. А вот точка его кипения находится в пределах 2 300 °C. Температуру, при которой металл будет расплавлен, можно достичь в домашних условиях. То есть можно вполне, разумеется, при соблюдении определенных правил и техники безопасности, выполнять литье из олова дома.
В промышленных условиях для литья олова применяют специальные центробежные литейные машины. Для изготовления форм применяют гипс, алебастр, эпоксидную смолу, силикон и разумеется, металл.

Процесс литья из олова в промышленности

Процесс литья из олова в промышленности

Создание формы, это, пожалуй, самый ответственный процесс. Для начала необходимо создать эскиз будущей модели. После этого модель изготавливают из полимерной глины. Для нанесения мелких деталей необходимо использовать шило.
Другой, не менее важный процесс – изготовление литьевой формы. При ее изготовлении необходимо обеспечить наличие правильного разъема. Он нужен для того, что бы можно было извлечь готовую отливку и при этом не нанести повреждений самому изделию.

Оснастка из силикона для литья из олова

Оснастка из силикона для литья из олова

Изготовление оснастки из силикона потребует большего количества материала и времени. Это вызвано тем, что ее необходимо подвергнуть процессу вулканизации. Но в результате всех хлопот будет получена многооборотная оснастка для литья оловянных изделий. В случае если будущая деталь будет достаточно сложной, то необходимо будет предусмотреть наличие закладных деталей. Нельзя забывать и о воздуховодах, через них, по мере заполнения формы оловом, должен выходить воздух.

Важным элементом конструкции оснастки является отверстие, через которое будут выполнять заливку. Если оно будет маленьким, то металл будет поступать слишком медленно и процесс застывания может начаться до ее полного заполнения.
Перед началом литья необходимо соединить полуформы вместе и поместить между листом фанеры. Лист должен быть толщиной не менее 12 миллиметров, размер должен превышать габариты металлоформы. По окончании сборки всю конструкцию стягивают жгутом.

Две полуформы между листами фанеры, стянутые жгутом

Технология литья не отличается большой сложностью, готовить металл к заливке имеет смысл после окончательной сборки формы. Для этого его необходимо хорошо прогреть. После того как на его поверхности появиться пленка желтоватого цвета можно считать, что олово готово к розливу. Если металл будет перегрет, то на поверхности расплава будет плавать синяя или фиолетовая пленка.
Расплавленный металл заливают тонкой струйкой. При этом для удаления воздуха можно слегка постукивать корпусу.
Открывать форму можно только после того, как отлитая деталь полностью остынет. Для изъятия отливки нужно использовать щипцы. Надо быть готовым к тому, что первое полученное изделие будет иметь некоторые дефекты поверхности.

Удаление излишек олова (облой)

Удаление излишек олова (облой)

Последовательность механической обработки выглядит следующим образом. Сначала удаляют облой. Так, называют излишки расплава, которые затекают в шов формы. Для этого применяют шабер. Для удаления литников применяют бокорезы. Для окончательной обработки швов используют абразивную шкурку с самым мелким зерном (нулевку).

Инструменты и материалы для литья

Олово практически идеальный материал для выполнения литья и в домашних, в промышленных условиях. Какие будут нужны материалы и инструменты для производства формы и выполнения литья. Для изготовления формы потребуется герметик и гипс. Из первого будет изготавливаться сама оснастка, а гипс потребуется для изготовления каркаса, в который будет установлена технологическая оснастка.

Инструменты для литья из олова

Инструменты для литья из олова

Кроме, названных материалов потребуется несложный слесарный инструмент – напильники с разным сечением, плоскогубцы, паяльник и пр.

Формы для литья олова

Для изготовления литьевой оснастки применяют такие материалы, как гипс или силикон. Все зависит от детали и ее назначения. К самой простой можно отнести гипсовую. Для ее изготовления понадобится коробка из дерева, некоторое количество гипса и кусок металлической трубки.

Создание оснастки выполняется в несколько шагов:

  1. Приготовление гипсовой смеси. Она по внешнему виду должна напоминать густую сметану.
  2. Смесь вываливают в заранее приготовленную коробку и разравнивают.
  3. Для получения полуформы необходимо взять деталь и наполовину погрузить ее в приготовленный гипс. Аналогичную операцию необходимо выполнить со второй половиной детали. В результате будут получены 2 полуформы.
  4. Полуформы надо соединить, или скрепить с помощью замков или просто стянуть тугой резинкой. В то место, через которое будет заливаться расплав олова надо вставить приготовленную металлическую трубу.

В принципе литьевая оснастка готова к работе. Расплав олова можно спокойно заливать в полученную форму.

В чем отличие гипсовых форм от других – главное они имеют меньшую стойкость. Если их поверхность не подготавливать, то такая оснастка может выдержать один – два цикла.

Основные способы литья олова

В промышленных условиях существует несколько технологий позволяющих быстро и эффективно изготавливать отливки из олова и его сплавов.

Самым популярным можно назвать литье в центробежной машине.

Суть этого метода довольно проста, расплавленный металл, через систему литников подается в формы, расположенные вокруг одной оси и вращающиеся с определенной скоростью. Их вращение обуславливает создание центробежной силы, которая прижимает поступающий металл внутри формы. Таким образом, происходит устранение лишних газов из тела будущей отливки. Это инженерное решение позволяет получать металл с мелкозернистой структурой.
Литье выполняют в металлоформы, произведенные в заводских условиях. Перед заливкой на рабочие поверхности могут быть нанесены составы, облегчающие выемку готовой отливки из формы.

Литье олова в домашних условиях

Как уже отмечалось, литье из олова в домашних условиях используют для получения рыболовных снастей, фигурок, например, солдатиков и пр.
Порядок выполнения отливки из олова выглядит следующим образом:

  1. Изготовление формы.
  2. Литье изделия.
  3. Механическая обработка отливки.

Для выполнения литья олова в домашних условиях понадобится:

  1. Кухонная плита;
  2. Олово.
  3. Форма для отливки.
  4. Напильник, скальпель и некоторые другие несложные инструменты.

Оснастку, выполненную из алюминия или силикона, можно использовать по нескольку раз. Для получения качественного результат придется потратить много времени, при этом желательно иметь определенные художественные навыки. После того как фигурка будет отлита ее желательно раскрасить. Для этого применяют акриловые краски. Для того чтобы она хорошо легла фигурку перед началом работы необходимо обезжирить.

Литье бронзы

Литье бронзы используется издревле. На протяжении многих столетий сплавы из меди (бронза, латунь) использовались для изготовления орудий труда, охоты и украшений.

Совершенствование литейной технологии привели на современном этапе к возникновению множества методов литья металлов, в особенности цветных. Технологические возможности литья бронзы позволяют получать не просто предметы, а произведения искусства, которые с давних времен считались верхом совершенства.

Литье бронзы

Разработанные технологии позволяют производить плавку медных сплавов не только в условиях промышленного производства, но и в домашних условиях, в небольших мастерских.

Основные этапы

Чтобы получить качественные литые изделия требуется строгое соблюдение технологической последовательности. Процесс литья выглядит следующим образом:

  1. Изготовление модели или копии по эскизу, чертежу. Материалы для модели –легко плавящиеся при невысоких температурах: стеарин, парафин, воск и прочие. Способность полного заполнения объема внутреннего пространства в форме сделало эти материалы широко используемыми.
  2. Примыкание к модели литниковой системы производится приклеиванием, спаиванием или механическим креплением. Таким образом, формируют питатели, каналы, выпоры и другие элементы.
  3. Изготовление литьевой формы производится из огнеупорной смеси. В основной состав смесей водит глина шамотная или глиноземная и кварцевый песок.
  4. Освобождение формы от модельного состава производится путем нагревания паром или погружением в нагретую воду.
  5. Обыкновенно литье бронзы производится свободной заливкой с использованием центробежных машин, избыточного или недостаточного давления (вакуума).
  6. Охлаждение производится на воздухе или с использованием термостата.
  7. После остывания, модельная форма разрушается. Производится обрубка литниковой системы. Заготовка отправляется на чистку с помощью промывки или химическими составами.

Литейные модели

Художественное литье бронзы и латуни предусматривает получение максимально гладкой поверхности, поэтому для воссоздания модели используются достаточно твердые материалы:

Для получения максимально гладкой поверхности, она подвергается устранению пористости шпатлеванием, грунтованием и покрытием лаком.
Литейные модели изготавливаются разъемными; неразъемными — подходят для отливки изделий простой формы; специальными для деталей имеющих достаточно сложную конфигурацию.

Литейные формы

Литейные формы бывают двух типов: одноразовыми и многоразовыми. Все зависит от материала из которого они изготовлены. Если для изготовления используется глинисто-песчаная смесь, то для сохранения ее формы требуются металлические опоки, предотвращающие разрушение смеси.

Многоразовые формы изготавливаются из сталей с горизонтальной или вертикальной линией разъема. Для повышения литейных способностей медного сплава используются смазки, которые предотвращают появление спаев, пригаров и прочих дефектов.

Температуры плавления

Температура плавления бронзы напрямую зависит от наполняемости химическими элементами сплава. Ведь в качестве легирующих компонентов могут выступать тугоплавкие элементы. Так, максимальная температура для разлива бронзы составляет 1350 °С.

Маркировка легирующих элементов, добавляемых в сплавы меди:

  • алюминий (А);
  • бериллий (Б);
  • железо (Ж);
  • кремний (К);
  • марганец (Мц);
  • никель (Н);
  • свинец (С);
  • селен (О);
  • титан (Т);
  • цинк (Ц).

Для деления бронзовых сплавов пользуются двумя определениями – это оловянистые и безоловянистые бронзы. Температура плавления пригодного для литья, в зависимости от ее химического состава приведена в таблице.

Сплав, обозначениеТемпература для литья, °С
БрОФ4-0,251300
БрОЦ4-31250
БрОЦС4-4-41200
БрАЖ9-41200
БрА9Мц2Л1150
БрА10Ж8Л1190
БрА11Ж6Н61185
БрАЖС7-1,5-1,51150
БрС3О975
БрА51200
БрКН1-31050
БрБНТ1,71050
БрАМц10-21150
БрКМц3-11150
БрМц51150
БрБ21100
БрСН60-2,51100

Это далеко не полный перечень литейных бронзовых сплавов.

Если плавка бронзы производится в домашних условиях, то особое внимание следует обращать на температуру плавления сплава. Оловянистым бронзам не требуется преодолевать тысячеградусный порог. Им достаточно 900°С — 950 °С. Безоловянистым сплавам уже требуется 950 °С — 1100 °С.

Детали, получаемые из бронзы методом центробежного литься

Детали, получаемые из бронзы методом центробежного литься

При выплавке бронзовых деталей стоит учитывать их высокую вязкость. Поэтому для качественного литья нагревать их следует выше температуры плавления примерно на 100 градусов. Бронзы обладают минимальной усадкой, которая не превышает 1,5%. Данная характеристика является преимуществом перед латунями и позволяет получать фасонные отливки.

Для сравнения можно посмотреть на температуру плавления латуней. Выделяются две категории латуней – это двухкомпонентные и многокомпонентные латуни. В состав двух компонентных сплавов кроме меди входит цинк. Его количество влияет на температуру плавления, которая находится в диапазоне 880°С — 965°С.

Для много компонентных температурные режимы повышаются до 895 °С — 1070 °С из-за ввода легирующих компонентов с высокой температурой плавления.

Технологии литья бронзовых изделий

Плавка, как и обработка резанием, широко распространенная операция получения деталей. Для плавки рекомендуется использовать индукционные плавильные или тигельные нагревательные печи. Выбор обуславливается экономным потреблением электричества.

Чтобы сохранить химический состав сплавов применяются флюсы. С их помощью можно:

  • Защитить внешний слой поверхности расплава:
    1. от окисления;
    2. повысить объем годного расплава;
    3. исключить неметаллические компоненты;
  • Дегазировать состав из-за чего снижается образование:
    1. газовых пор;
    2. раковин.

Для получения гладких поверхностей на отливке и легкости ее извлечения после охлаждения используются антипригарные краски. Их использование обеспечивает:

  • смазку пресс-форм;
  • защиту от разрушения при контакте с расплавом;
  • отсутствие пригаров.

Литье под давлением

Литье под давлением происходит при воздействии избыточного или недостаточного (вакуумического) давления. Для подачи расплава под избыточным давлением используется прессовый принцип. На поршень действует усилие от гидро- или пневмосистемы. Высокая скорость подачи наряду с высокой вязкостью создают высокое давление, позволяющее полностью заполнить форму. У полученных отливок высокая точность и мелкозернистая структура.

За счет вакуумного всасывания расплав втягивается в форму кристаллизатора.Охлаждение происходит к центру формы. Требуемое количество расплава втягивается за определенный промежуток времени.

Кристаллизатор — емкость с тонкими стенками, которые охлаждаются водой.

После восстановления нормального (атмосферного) давления излишки расплава стекают. После охлаждения за счет усадки деталь самостоятельно извлекается из формы. Автоматизация процесса вакуумного всасывания позволяет заполнять форму в минимальное количество времени, вплоть до 0,1 секунды.

Готовое изделие из бронзы

Готовое изделие из бронзы

Центробежное литье

Целесообразно использовать центробежное литье, разливая бронзу и латунь при изготовлении деталей типа тел вращения. Формирование деталей происходит на машинах с горизонтальной и вертикальной осями вращения. На машинах с горизонтальной заливкой отливают:

На машинах с вертикальной заливкой отливают:

  • шестерни;
  • червячные колеса;
  • гребные винты.

Центробежное литье

В основе технологии лежит центробежная сила, которая образуется при вращении формы. Расплав уплотняется под действием сил, вытесняя сторонние компоненты.

Художественное литье

Современные тенденции диктуют применять литье не только при производстве деталей к механизмам и агрегатам, но и при получении элементов интерьера. Так, используя технологию художественного литья можно изготавливать:

  • барельефы, скульптуры;
  • элементы оград, решеток, ограждений ворот;
  • сувенирную продукцию;
  • светильники, бра;
  • элементы интерьера.

Этапы технологии получения отливок следующие:

  • изготовление модели;
  • изготовление формы;
  • подготовка формы;
  • плавка шихты;
  • подготовка расплава к заливке;
  • охлаждение;
  • извлечение из формы;
  • обрубка;
  • чистка и придание товарного вида.

Готовые отливки, по замыслу мастера, соединяются в единое изделие, если оно является многокомпонентным. После чего могут хромироваться, никелироваться, покрываться патиной и другими металлами.

Литье в домашних условиях

Многие мастера занимаются отливкой изделий из бронзы в домашних условиях. В основном это детали интерьера и фигурное литье. Кроме основных приспособлений, требуется приобрести вспомогательные инструменты и материалы. Среди них:

  • щипцы;
  • уголь (древесный, каменный);
  • тигель;
  • горн.

Плавильная печь, использующаяся в домашних условиях

Плавильная печь, использующаяся в домашних условиях

Горном подается воздух, необходимый для поддержания горения угля, который создает необходимую температуру для плавления бронзы. Щипцами производится изъятие тигеля из камеры нагрева и разлив расплава. В связи с тем, что бронза плавится при невысоких температурах, то плавильную печь можно заменить газовым резаком (автогеном) или паяльной лампой.

Художественное литье из бронзы предполагает проведение работ в отдельном помещении, которое должно быть оборудовано средствами пожаротушения, приточно-вытяжной вентиляцией. Кроме того, в нем необходимо организовать места хранения для инструмента, приспособлений, материалов, а также организовать условия для личной гигиены.

Изделия из бронзы, после того как их извлекли из литейной формы, выглядят как черный, обугленный, оплавленный кусок металла. Для придания презентабельного вида на первоначальном этапе пользуются металлической щеткой или машинкой с насадками из абразивного материала.

Достаточно хорошая текучесть бронзы, в отличие от латуни, не способствует полному заполнению формы при ручном разливе в домашних условиях, в следствие чего рисунок на поверхности отливки нечеткий.

Для устранения данного дефекта мастера используют чеканку. Она помогает придать окончательный вид изделию, если на нем множество ажурных орнаментов. Чеканка занимает довольно много времени.

Читайте также: