Ламповый усилитель для металла

Обновлено: 06.01.2025

Сам недавно сменил транзисторный усилитель на ламповый. Слушаю такие группы как Agalloch, Arcturus, Katatonia, Mayhem. При прочих равных там, где музыка должна быть жесткой и леденящей, она таковой и осталась.

Впрочем, в данном вопросе также важно, какие колонки.

а я наоборот.. сначала сидел на транзисторе, потом с пол года на лампе, но за тем, когда начал утяжеляться в метале, пришлось снова откатиться на транзистор т.к. тяжмет и лампа вообще мало совместимы.
тем более если ламповый усь брать без прослушки, нормально тяжмет отыграть способны единичные экземпляры..
сейчас как раз в основном слушаю doom, black, death, и их мутации, ушки HD650, усил - повторитель Семынина Игоря, звук мыштяк))
на лампе действительно всё сильно смягчается, пропадает резкость, атака уже не та, и т.д.
для некоторого дума вполне прилично, но не для всего остального))

Александр, а о каком конкретно ламповом усилителе идет речь, если не секрет?

Также не могли бы вы объяснить поподробнее для какого дума прилично, а для чего конкретно не подходят ламповые аппараты?

Мое скромное мнение - ламповый усилитель для металла - как на корове седло.
Я конечно слушал далеко не все ламповые усилители, но из прослушанных (Unison, VTL и еще некоторые) только двухблочник Валанкон БОЛЕЕ-МЕНЕЕ играл металл. В остальных случаях была заметна потеря скорости, некоторая мутность баса и общее смягчение звучания.
Среди ушных усилителей послушал MF, Creek и СЕС. Понравился последний. Уши - Sony MDR-7506.
Слушал грайндкор типа ND, Lock Up и т.п.
P.S. Возможно и есть ламповые аппараты, достойно играющие такую музыку, но я таких не встречал и использую транзисторный усилитель.

Цитата
о каком конкретно ламповом усилителе идет речь, если не секрет?

модель в данном случае не имеет значения, это относиться в той или иной степени практически ко всем ламповикам..

там где изначально нет особой атаки и резкозти..

ещё конечно от наушников зависит, на наушниках с большими мембранами, типа как у сонек, где звук сам по себе относительно мягкий, эффект менее выраженный, а на маленьких, типа зенов, где звук очень резкий и злой, эффект соответственно более явный..

Не буду рассуждать об усилителях для наушников. Но могу заметить, что с таким же успехом можно сказать, что 99% бюджетной акустики (до 3000-4000 у.е) вообще не воспроизводят музыку вышеупомянутого рода с любым (!) усилителем.

Что же до звука Зенхайеров, я бы не стал делать выводы, что он "резкий и злой". По моему мнению, ввиду своей конструкции данные наушники воспроизводят музыку именно так, как она записана. Таким образом, скорее записи, которые вы слушаете "резкие и злые". Для справки отмечу, что сам давно пользуюсь HD-600.

По поводу звука VTL не стоит делать скоротечных выводов. Они просто не предназначены для прослушивания грайндкора, а вот с абсолютно любым думом и блэком справятся легко, если он записан достаточно качественно. В частности, это заметно в тракте с колонками Westlake, которые являются референсными.

Цитата
Но могу заметить, что с таким же успехом можно сказать,

не вижу ни какой связи.

Цитата
я бы не стал делать выводы, что он "резкий и злой".

а я бы стал, и делаю, т.к. пощупал достаточно ушек что бы делать какие либо выводы, и заметить закономерность диаметра мембраны к характеру звука..

Цитата
а вот с абсолютно любым думом и блэком справятся легко

Устройства >Лучшие гитарные усилители для метала

Список гитарных комбоусилителей для исполнения метала и других тяжелых стилей

Посмотрим правде в глаза: есть большое количество педалей дисторшн, направленные специально на тяжелые стили, но если вы неправильно выберете гитарный усилитель, вы, вероятно, всегда будете стремиться получить более подходящий звук, чем имеете. Это как погоня за Святым Граалем — погоня за идеальным звуком. Разве я не прав?

Итак, этот пост содержит 10 наиболее подходящих гитарных усилителей для тяжелых стилей музыки. На данный список гитарных усилителей никак не влияет бренд, популярность.

Рассматриваются только качество звука и пригодность для исполнения металических гитарных рифов.

Лучшие гитарные усилители для метала:

В одном из прошлых постов мы делали ТОП-10 наиболее популярных гитарных комбоусилителей. Тот топ вызвал довольно много разногласий, но он достаточно правдив, так как формировался на основании опроса гитаристов. Многие путают качество и популярность, в том списке были представлены как дорогие, так и дешевые усилители, но это не делает менее или более популярными или «лучшими» по качеству из всевозможных.

Данный же список составлен на статистике использования той или иной модели гитарного усилителя для исполнения тяжелой музыки.

1. Bogner Uberschall серии 120W

Характеристики усилителя:
— Каждый канал имеет независимые — Volume, Gain, Bass, Treble, Middle, & Presence.
— Ламповый буфер на петле эффектов, с выключением звука.
— Общая мастер громкость.
— Фут-контроллер с переключением каналов и петли эффектов.
— Два канала с оптоволоконной подсветкой.
— Линейный выход.
— Мощность 120 ватт, лампы EL34.

Используется наибольшим количеством гитаристов, играющих в самых различных направлениях метала. Если у Вас возникают проблемы с совместимостью головы и акустики, лучшим вариантом будет использование акустики Uberschall 4×12.

Примерная цена: 90 000 руб.

Bogner Uberschall серии 120W гитарный усилитель для метала


К списку гитарных усилителей

2. Engl Powerball II

В максимальной универсальности в тяжелых стилях будет сложно кому либо превзойти гитарный усилитель Engl Powerball II. Имеет один чистый канал, кранч, и два канала дисторшн. Этот гитарный усилитель является наиболее любимым аппаратом таких гитаристов, как Джефф Лумис и Гленн Типтон.

Спектр функций делает Powerball II привлекательным для большинства «тяжелых» гитаристов. Эти функции делают его идеальным для сцены. В Powerball II также отсутствует переключатель импеданса.

Так как этот гитарный усилитель имеет два канала дисторшн, используется соответственно для ритма и для соло.

гитарные комбоусилителя для метала Powerball II

3. Mesa Boogie Triple Rectifier

Пожалуй, ни один список и топ метал усилителей не был бы полным без Mesa Boogie Triple Rectifier. Он является наиболее популярным и цитируемым гитарным усилителем среди гитаристов тяжелых стилей.

Mesa Boogie Triple Rectifier имеет три полностью независимых канала с восемью режимами, что позволяет создавать множество различных оттенков чистого и искаженного звучания. И это меса делает действительно лучше других усилителей.

Triple Rectifier уделяет особое место звуку ритм-гитары. Его мощный третий канал обеспечивает максимальную плотность звука, что делает этот усилитель фаворитом гитаристов, которые прижимают струны у бриджа , вообщем играют PM.

Этот усилитель разработан и изготовлен в Калифорнии и пользуется большим авторитетом у гитаристов. К слову, группа Cannibal Corpse использует именно эти усилители.

Примерная цена: 60 000 руб.

группа Cannibal Corpse играет на Mesa Boogie Triple Rectifier

4. Blackstar Series One 100

Blackstar открыли собственные магазины только 2004 году, но за их плечами около 50 лет опыта в работе с дизайном и конструкцией гитарных усилителей. И это действительно видно на их готовой продукции.

Блэкстар быстро начали прогрессировать в разработках усилителей под самые разнобразные стили тяжелого метала. Этими усилителями пользуются Gus G, Richie Sambora, Ihsahn и James Williamson.

Series One 100 имеет два канала, по два режима в каждом. Чистый канал имеет режимы «теплого» и «яркого» звучания, последний идеально подходит для чистой партии, а-ля «Master of Puppets».

Канал овердрайва дает нам два режима: crunch и super crunch, который дает нам понять своим названием о характере его звучания.

гитарные усилителя для метала Blackstar Series One 100

5. Diezel VH4

С 1994 года Diezel VH4 изготовляются в Германии для исполнителей в таких стилях, как хард-рок и металл. Идеально подходит для тех, кто хочет сымитировать звучание гитары Ангуса Янга позднего периода.

К сожалению товарный знак Diezel умирает. Будем надеяться, что это падение перед большим взлетом. Это бизнес, но аппарат Diezel VH4 действительно стоящая вещь.

Гитарный усилитель Ангуса Янга Diezel VH4


К списку гитарных усилителей

В этом посте мы рассмотрели только половину гитарных усилителей, которые отлично подходят для исполнения тяжелых стилей. В следующем посте мы рассмотрим список до конца. Чтобы не пропустить следующий выпуск, подпишитесь на бесплатную рассылку.

Спасибо большое , мне вот понравился усилитель Bogner Uberschall серии 120W !Можно подробное описание ?

Не удивительно, что он Вам понравился. Усилитель Bogner Uberschall считается по праву лучшим усилителем для метала.

Ламповые усилители, несмотря на неверно возникающие у некоторых ассоциации со старыми черно белыми телевизорами, на самом деле обладают уникальными особенностями звучания, которых нет у обычных полупроводниковых усилителей и зачастую могут быть отнесены к классу High-End.

Engl Powerball II мой последний и пока самый лучший усилитель! Просто идеальный звук, отличный дисторшн и кранч! Уверен, что ближайшее время даже мыслей заменить его не возникнет.

Какой гитарный усилитель выбрать?

Кращого за Фортін Натас я ще не чув. А за ним іде Фортін Сатан. А далі можна поставити месабугі ну і в принцепі те що у вас тут написано. Також можна ще вписати і Тріаксіс або кемпер хоча кемпер це вже не то.

8 лучших ламповых усилителей – рейтинг сезона 2021–2022 годов

Мы любим хороший звук и, тем более, «теплый ламповый звук». Проникновенный, шелковистый, аналоговый – в него можно влюбиться на всю жизнь и стать адептом такой техники. Никто не может пока тягаться по прозрачности средних частот с лучшими однотактными усилителями, и никакая транзисторная модель не приближается по общему впечатлению «непрерывности саунда» к топовым «лампадникам». Что же, предлагаем вам сводный рейтинг лучших ламповых усилителей конца 2021 года: редакция выбрала наиболее оптимальные модели, представленные на рынке, и отсортировала их в порядке увеличения стоимости. Идеальная техника для долгих зимних вечеров перед вами.

8. Unison Research Simply Italy

8. Unison Research Simply Italy

Цена – 230 000 рублей

Увы и ах, но цены за качественную ламповую технику стали совсем негуманными. Что же, хоть за «входной билет» в мир аналога и просят солидную сумму, Unison Research Simply Italy не разочарует вас, предложив «то самое» насыщенное звучание, которое не спутаешь ни с одним транзисторным (и, тем более, цифровым) усилителем. Аппарат оформлен в компактном корпусе, оснащается регулятором громкости Alps, использует схему двухкаскадного предварительного усиления на базе двойного триода ECC82, включенного без обратной связи, и выходного каскада на пентоде EL34, работающем в ультралинейном режиме (класс А). Выходная мощность усилителя достигает 2 х 12 Вт при работе на нагрузку номинальным сопротивлением 6 Ом – так что, колонки в систему потребуются высокочувствительные.


+ Приоткрывает дверь в мир лампового усиления - Требует тщательного подбора партнеров по тракту

Вердикт: Unison Research Simply Italy демонстрирует очень приятную подачу

7. Luxman SQ-N150

7. Luxman SQ-N150

Цена – 303 600 рублей

Красавец Luxman SQ-N150 – модель «со стрелочками», в подобный дизайн сложно не влюбиться. В аппарате работают пентоды EL84 (общая схема – ECC83 × 3, EL84 × 4), гарантирующие звучание в стиле «распахнутое окно», а серьёзная фирменная трансформаторная секция гарантирует мощность 2 х 10 Вт на 6 Ом. 13-килограммовая модель работает в диапазоне от 20 Гц до 80 кГц и имеет отношение «сигнал/шум» в 95 дБ.


+ Открытый и достоверный саунд - АС в пару нужны чувствительные

Вердикт: Luxman SQ-N150 красив и внутренне, и внешне

6. Audio Note Cobra

6. Audio Note Cobra

Цена – 377 500 рублей

Новейший Audio Note Cobra весит 13,6 кг и развивает солидные 2 х 28 Вт при работе на нагрузку 8 Ом. Предварительный каскад тут реализован на двойном триоде 5670 и пентоде 6AU6, а усилитель мощности построен на паре пентодов EL34. Схема – двухтактная, «на борту» наконец-то нашлось место и цифро-аналоговому преобразователю (так как он построен на чипе Philips TDA1543, параметры приема цифрового потока ограничены 16 бит / 48 кГц по USB и 24 бит / 96 кГц по оптике). Как ни странно, но данная схема и набор ламп отлично управляются не только с джазом и лёгкой классикой – но и отлично отыгрывают что Led Zeppelin, что Dire Straits. Подача материала у Audio Note Cobra чуть темноватая – об этом следует помнить.


+ Добавьте акустику и стример – и можно слушать музыку - На Metallica нам показалось, что аппарат начинает звучать чуть менее прозрачно

Вердикт: Audio Note Cobra явный шаг вперед в данном ценовом сегменте

5. Audio Research I/50

5. Audio Research I/50

Цена – от 400 000 рублей (цена уточняется)

Современный модульный аппарат от Audio Research. Работа I/50 построена на двух пятиэлектродных лампах 6550WE и трех двойных триодах 6922. Усилитель способен выдавать до 50 Вт на канал, а для расширения его функционала в I/50 можно будет далее инсталлировать ЦАП или фонокорректор, релиз которых намечен на 2022 год. Концепция знаменитого аудиоинженера Уоррена Геля (Warren Gehl) оказалась чрезвычайно удачной – мускулистый саунд новинки явно выходит за рамки данной ценовой категории.


+ Уверенное звучание, модульная конструкция - С учетом цены – ничего существенного

Вердикт: новинка от легендарной компании выглядит прекрасно

4. Luxman LX-380

4. Luxman LX-380

Цена – 541 200 рублей

Новинка от Luxman – ламповый интегральный усилитель LX-380, построенный по двухтактной топологии и оснащенный модулем ММ/МС-фонокорректора. Аппарат использует следующий набор ламп – 3 х ECC82, 4 х 6L6GC, развивает мощность 2 х 18 Вт на 8 Ом и работает в диапазоне от 20 Гц до 80 кГц. Вес усилителя составляет 17,6 кг. В модельном ряду Luxman LX-380 относится к «золотой» серии и оснащается прецизионным регулятором громкости LECUA (Luxman Electric Controlled Ultimate Attenuator) с электронным управлением. Рабочий диапазон усилителя лежит в пределах от 20 до 80 000 Гц, а звучанию Luxman LX-380 позавидуют даже более дорогие конкуренты – подберите в пару высокочувствительные АС и аппарат поразит вас шармом скульптурно точной сцены и идеальными тембрами.


+ При условии согласования с АС к звучанию нельзя высказать ни единой претензии - Мощность могла бы быть повыше

Вердикт: Luxman LX-380 нас весьма впечатлил

3. Air Tight ATM-1S

3. Air Tight ATM-1S

Цена – 620 000 рублей

Хотя Air Tight ATM-1S позиционируется как усилитель мощности, аппарат оснащен и регулятором громкости, так что, при необходимости, на базе этой модели можно построить полную систему без предварительного усилителя. Шикарный внешний вид подкреплен новой конструкцией с использованием ламп Mullard с инверсией по фазе (набор таков – 6CA7 x 4, 12AU7 x 2, 12AX7 x 1). Печатных плат «на борту» нет – вся схема выполнена навесным монтажом кабелями из бескислородной меди с использованием серебряного припоя. Столь же педантично выглядит и остальная схемотехника – скажем, использованы выходные трансформаторы Hashimoto. 2 х 36 Вт, АЧХ 20 – 20 000 Гц, гармоники менее 0,1%, соотношение «сигнал/шум» на уровне 100 дБ – характеристики выглядят эталонно. Под стать и звуковой почерк усилителя – одухотворенный, ртутный и пугающе реалистичный.


+ Отличная инженерия, ртутное звучание - Для полноценной коммутации потребуется использование с предварительным усилителем

Вердикт: Air Tight ATM-1S хватает звезды с неба

2. Mastersound Evo 300B

2. Mastersound Evo 300B

Цена – 885 100 рублей

Всего 2 х 24 Вт? Однако, следует учесть, что Mastersound Evo 300B использует четыре лампы 300B, которые считаются одними из самых музыкальных по любым канонам. Далее в тракте задействованы пары ламп ECC802 и 6SN7 GT, не забыта и схема автоматической установки токов смещения. Изысканный корпус, отделанный натуральным итальянским ореховым шпоном, полностью ручная сборка (и даже шлифовка передней панели тоже сделана вручную) и масштабный саунд с идеальными тембрами – в Mastersound Evo 300B сложно не влюбиться. Весит аппарат 34 кг и работает в диапазоне от 8 Гц до 40 кГц.


+ Объемная подача - Относительно невысокая мощность

Вердикт: к Mastersound Evo 300B сложно придраться

1. Audio Note Ongaku Kondo

1. Audio Note Ongaku Kondo

Цена – 9 199 000 рублей

Классический японский Audio Note Ongaku, которому в этом году исполняется 33 года, работает на паре ламп 211 (также использованы "трубки" 6072 x 2, 5687 x 2, GZ34 x 4), развивает мощность 2 х 27 Вт при 5% искажений. Рабочий диапазон простирается от 8 Гц до 21 кГц, весит аппарат 34 кг. Тотальное использование серебра сказалось дикой стоимостью устройства, но, по части качества звучания, перед нами настоящий «Грааль» аудифилов – гарантирующий немыслимое разрешение и проникновенность саунда.

Сеанс тёплой ламповой «магии» с разоблачением

Несмотря на несколько поутихший интерес многих аудиофилов и меломанов к ламповым усилителям, споры о преимуществах/недостатках этих архаичных долгожителей не утихает по сей день. Условно спорящих о ТЛЗ можно разделить на два лагеря. Первый — приверженцы прогресса, полагающие, что ламповой технике место на свалке истории или в лучшем случае в каком-нибудь техническом музее. Второй – ярые сторонники теплой ламповости, которые видят , слышат в ламповых УМЗЧ (непременно однотактных, без ООС, A class) возможность получить «духовное откровение» и «по-настоящему» красивый (TRUE, воздушный и т.п.) звук.


Ожесточенные баталии между ловерами и хейтерами ламп приводят к приступам дискуссионной гиперсаливации, выходу из строя клавиатур, и бурному словоизвержению на соответствующих форумах. Кроме этих враждующих сторон, темой ламповых УМЗЧ интересуются люди, не дискутирующие о нём – это: радиолюбители, создающие эти усилители и «не true» аудиофильствующие товарищи, которых устраивают особенности имеющейся техники вне парадигмы поиска бескомпромиссного звучания.

Сомневаюсь, что мой пост поставит в спорах о ТЛЗ жирную точку, но я попробую пролить луч света на «таинственный», «метафизический» «феномен» «живого» ТЛЗ.

Я не являюсь ни ярым хейтером, ни горячим приверженцем бескомпромиссной теплой ламповости, но как слушатель часто ощущаю существенную разницу между трактами с транзисторным/интегральным и ламповым усилением. Вопрос происхождения этой разницы для меня действительно интересен. Полуметафизические и маркетинговые объяснения меня устраивают мало, посему я решил структурировано изложить всё, что мне удалось найти, о так называемом ТЛЗ в одном небольшом посте.

История ламповой «магии»

С момента зарождения и массового распространения транзисторной техники появилось понятие «мертвый», «холодный» транзисторный звук, детально о причинах возникновения которого можно прочитать здесь.

Транзисторные усилители ушли далеко вперед с момента своего появления, и, благодаря совершенствованию схемотехники, феномен «транзисторного звука» перестал существовать.
При этом многими заинтересованными людьми отмечалось, что при прочих равных (КНИ, АЧХ, источник, тракт и т.п.) одно и то же произведение, при воспроизведении на ламповых и транзисторных УМЗЧ звучит по-разному. Эта разница, а также несколько подмоченная репутация транзисторных аппаратов и явились причинами представления о превосходстве ламп, формирования понятия ТЛЗ, а также многочисленных спекуляций на ламповой теме.


Рост массового выпуска недорогих интегральных усилителей и AV- ресиверов, при снижении их себестоимости (а соответственно и качества элементной базы), укрепил мнение некоторых аудиофилов о негодности транзисторных систем. Это явление стало известно как ренессанс ламповой техники в конце 90-х — начале нулевых.

Производители не стояли на месте, качество транзисторных и цифровых решений росло, при этом цены на теплые лампы кусались с остервенением американских бульдогов. Последнее обстоятельство сделало лампы интересными лишь узкому кругу фанатично настроенных искателей безупречного звука, очень богатых людей и радиолюбителей-энтузиастов.

Ламповая «магия» в психоакустике и схемотехнике

Психоакустика ТЛЗ

Когда мы говорим о ТЛЗ, мы имеем в виду тембральные особенности воспроизводимого звука, т.е. так называемую «окраску». По сути «окраска» — это ничто иное, как гармонические искажения + характерные особенности графика АЧХ. Полностью избавиться от искажений нельзя, но можно свести их присутствие в спектре к минимальным значениям, при которых человек не будет их воспринимать.
В случае с ламповыми усилителями – это преимущественно четные гармоники. Известно, что четные гармоники человек воспринимает как более благозвучные (приятные на слух) искажения. При этом в транзисторных усилителях КНИ, как правило, значительно ниже, что говорит о более высокой верности воспроизведения.

Именно благодаря большому количеству четных гармоник в спектре, ламповое усиление активно применяется для гитарной аппаратуры. Там искажения позволяют создать необходимое звучание (т.е. фактически усилитель является частью инструмента). При этом наличие их в звуковоспроизводящей аппаратуре многими считается недостатком, так как аппаратура должна максимально точно воспроизводить записанное, а не искажать (приукрашивать, изменять). Другие, напротив, считают этот эффект преимуществом, ввиду благозвучности таких искажений.

Психоакустические исследования выявили, что:
«Заметность на слух какой-либо гармоники прямо пропорциональна квадрату ее номера»

Характерная особенность: в спектре сигнала ламповых усилителей гармонических составляющих не более пяти, что существенно меньше, чем в спектре транзисторных устройств (где в него нередко «просачиваются» 9-я, 11-я и др. высокие гармоники).

Также было установлено, что присутствие одних гармоник способно маскировать другие. Например, наличие второй гармоники скрывает от восприятия третью. Эти исследования привели к выводу о том, что наиболее благозвучным для человеческого слуха является сочетание постепенно спадающих по уровню гармоник (вторая большая, третья меньше второй, четвертая меньше третьей и т.п.). Именно так дело обстоит с гармониками при использовании ламповых УМЗЧ.


Краткие сведения о схемотехнике ТЛЗ
«Магически» правильными, с точки зрения схемотехники, считаются однотактники без ООС. Линейные характеристики ламп, лучше, чем характеристики полупроводников. Отсутствие же ООС позволяет предотвратить появление значительного количества интермодуляционных искажений. С той же целью в

В сухом остатке, получается, что легендарный ТЛЗ – это:

  • Насыщенность звука четными гармониками;
  • Ограниченность порядка гармоник пятой;
  • Постепенный спад уровня в спектральном сочетании гармоник (чем больше порядок гармоники, тем ниже уровень)
  • Наличие характерных особенностей АЧХ обусловленных применением выходного трансформатора;

Суть ТЛЗ во вполне конкретных, типичных особенностях изменения (обработки, искажения) сигнала. Критика транзисторных усилителей должна остаться в далёких семидесятых, так как качественные образцы этой техники ничуть не уступают лампам, а порой значительно превосходят (при одинаковой стоимости), благо камни в работе уже больше 40 лет.

Ламповые УМЗЧ архаичны, с точки зрения схемотехники и философии HI-FI, но представляют высокую субъективную ценность для людей с определёнными вкусовыми предпочтениями. Лампам не пора на свалку, так как, не смотря на возможность полного цифрового эимулирования эффектов ТЛЗ (доказано гитарной аппаратурой), производители ориентируются на производство TRUE ЛУМЗЧ, угадывая ожидания традиционалистов от аудио. Кроме того лампы — предмет интересных экспериментов и опытов радиолюбителей, создающих звуковую аппаратуру.

Какой усилитель выбрать каждый решает сам, а последнее слово всегда остается за субъективным восприятием.

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

Классы усиления — вполне логичный и понятный способ отличить одну типовую схему от другой. Однако, применительно к ламповой схемотехнике такого подхода оказалось недостаточно. В зависимости от типа, лампы способны работать в различных режимах, которые при этом одинаково применимы в усилителях разных классов. Этот факт кратно увеличивает количество возможных сочетаний, не говоря уже о том, что режимы работы ламп можно модифицировать, комбинировать и объединять. Столь глубоко в схемотехнику мы, конечно, погружаться не будем, но постараемся разобраться в базовых понятиях.

История

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.


Строение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.


Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.


Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Плюсы

Традиционный триодный режим работы лампы имеет как минимум одно значимое преимущество: способность работать без обратной связи. Пентодный режим имеет свои плюсы: большую линейность работы и возможность достигать более высокой мощности. Ультралинейный режим дает возможность отказаться от общей обратной связи и при этом сохранить мощность, близкую к пентодному включению. При этом триод при прочих равных обходит оба варианта по уровню собственного шума лампы.

Минусы

Слабые места одних режимов ламп вполне закономерно можно обнаружить там, где проявляются сильные места других. Триодный режим имеет меньший КПД и меньшую линейность, хуже переносит динамические нагрузки. Пентодный и ультралинейный режимы проигрывают по уровню шумов, к тому же на практике оказываются более зависимы от качества выходных трансформаторов. Пентодный усилитель невозможен без общей обратной связи, и она может понадобиться в некоторых вариантах ультралинейного режима.

Особенности

С точки зрения качества и характера звучания каждый тип ламп и каждый режим включения имеет свои особенности, настолько очевидные на слух, что даже ультралинейный режим, по факту, не стал золотой серединой. Триоды в чистом виде и триодное включение пентодов обеспечивают наиболее чистый и объемный звук до тех пор, пока дело не дойдет до энергичной музыки с быстрыми и значительными по амплитуде перепадами громкости. Иными словами — для спокойного джаза триоды подходят куда лучше, чем для прослушивания рока.

Пентодный и ультралинейный режимы, напротив, больше подходят для энергичной музыки, но в ряде случаев звучат недостаточно чисто, точно и детально. Особенно часто эти претензии относятся к пентодному режиму, а в целом характер звучания и пентодного, и ультралинейного режимов нередко сравнивают с транзисторными усилителями.

Практика

Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления. Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.


Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов. Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно. При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.


Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя. Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот. Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем. Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано». В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система. Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками. Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.


В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов. Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное. Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.


Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Выводы

Каждый режим работы лампы в усилителе имеет свои плюсы и минусы, которые дают хорошо различимые на слух отличия в звучании. Учитывая, что ламповая техника — это всегда техника с характером, выбор усилителя, работающего в том или ином режиме (или переключение режимов на самом усилителе), является инструментом пользователя, позволяющим подобрать усилитель согласно индивидуальным предпочтениям.

Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

Читайте также: