Кто слышал металлический голос
Слуховые галлюцинации – это расстройства слухового восприятия, при которых пациентам слышатся звуки различного типа без соответствующего внешнего раздражителя. Это могут быть шорохи, шумы, мелодии, оклики, слова и фразы. Различают галлюцинаторные голоса нейтрального типа, угрожающие, императивные. Больные воспринимают слуховые галлюцинации как часть реальности: испытывают страх, тревогу, совершают опасные для себя и окружающих действия. Обследование включает беседу, наблюдение, выполнение пробы Ашаффенбурга. Симптоматическая терапия основана на использовании нейролептиков.
Общая характеристика
Слуховые галлюцинации проявляются различными звуковыми феноменами – мелодиями, шумами, голосами, которые воспринимаются больными как истинные, реально существующие. Отношение к галлюцинаторным явлениям как к патологии формируется постепенно в результате убеждений со стороны близких людей, врачей. При психических расстройствах, когда галлюцинаторные звуки обосновываются бредовыми концепциями, пациенты продолжают верить в реальность слышимого, несмотря на уверения окружающих.
Слуховые галлюцинации бывают простыми и сложными. Простые представлены акоазмами – шумами, шипением, грохотом, скрежетом, жужжанием. Иногда больные не могут предположить, каким типом источника порожден звук, в других случаях четко определяют его «причины» – шорканье подошвы сапога, скрип половиц, гудение автомобиля. Еще один вид простых слуховых галлюцинаций – фонемы. Это речевые обманы слуха в виде окрика, отдельных гласных звуков, слогов, отрывков слов.
Сложные слуховые галлюцинации представлены музыкальными и вербальными образами. При музыкальных феноменах люди слышат игру на музыкальных инструментах, пение, мелодии. Словесные галлюцинации – отдельные слова, фразы, монологическая или диалогическая речь. Среди вербальных галлюцинаторных явлений выделяют комментирующие, угрожающие и императивные. Комментирующие голоса высказывают мнение о поступках пациента, угрожающие – запугивают, императивные – приказывают или запрещают что-то делать, например, требуют совершить самоубийство, отказаться от приема пищи.
Причины слуховых галлюцинаций
Слуховые галлюцинации чаще относятся к продуктивным психопатологическим симптомам, но могут возникать как проявление неврологической патологии, затрагивающей определенные структуры головного мозга, а также в отсутствие заболеваний. Базовые причины галлюцинаторных симптомов – аномальная, не связанная с воздействием внешних стимулов, активация слуховой коры и утрата способности распознавать внутреннюю речь как свою собственную. Факторы, провоцирующие слуховые галлюцинации – физиологические изменения, психические болезни, органические повреждения тканей мозга.
Физиологические причины
Согласно данным медицинских исследований, иногда слуховые галлюцинации возникают у совершенно здоровых людей. Они имеют преходящий характер, зачастую спровоцированы непривычными внешними воздействиями. Относительно сохранным остается критическое отношение к звуковым феноменам: в момент галлюцинирования люди не могут отличить слышимое от действительности, но позже начинают задумываться о нереальности произошедшего. Наиболее вероятные причины галлюцинаторных переживаний у здорового человека:
- Недостаток сна. Отказ от полноценного сна провоцирует угнетение нервных функций: ухудшаются когнитивные процессы, ориентировка во времени и пространстве. Зрительные, слуховые галлюцинации появляются на четвертый день инсомнии, когда нарастает беспокойство, суетливость, возникает ощущение нереальности окружающего. Утрачиваются волевые функции, человек становится внушаемым, управляемым.
- Сенсорная депривация. Люди постоянно находятся в окружении фоновых шумов. Абсолютная тишина дезорганизует работу мозга, он начинает компенсировать недостающие стимулы собственной патологической активностью, создавая слуховые галлюцинации – звуковые образы, не имеющие внешней причины. Так, риску галлюциноза из-за сенсорной депривации подвержены астронавты в открытом космосе.
- Переход в сон. Непосредственно перед засыпанием некоторые люди переживают гипнагогические зрительные и слуховые галлюцинации. Их содержание часто связано с событиями, которые произошли днем или о которых человек много размышлял последнее время. Слуховые феномены неустойчивы, легко распадаются при попытке распознать их источник. Аналогичные галлюцинации иногда наблюдаются в периоды пробуждения, легкой дневной дремоты.
- Подростковый возраст. Слуховые галлюцинации без какого-либо заболевания могут возникнуть у детей в период подростничества. Причины – нарушение процесса интернализации внутреннего голоса: когда ребенок научается вести внутренние диалоги и читать про себя (не вслух), внутренняя речь отделяется от своего источника, то есть процесс ее зарождения перестает в полной мере осознаваться. Возникает ощущение голоса извне.
Психические заболевания
Самые распространенные причины стойких слуховых галлюцинаций – психические расстройства. Больные могут слышать шумы, звук шагов, скрипы, голоса, мелодии. В структуре галлюцинаторно-бредового синдрома фабула галлюцинаций перекликается с бредовыми идеями: усиливает их, направляет, подтверждает. Наиболее опасными являются императивные голоса, приказывающие больному выполнить действия, приносящие вред ему самому или окружающим. Возможные причины галлюцинаций слуховой модальности при психопатологии:
- Биполярное аффективное расстройство. Заболевание характеризуется сменой маниакальных и депрессивных периодов. Тяжелые формы депрессивных фаз протекают с повышением недоверия к окружающим, формированием идей отношения, а маниакальные стадии – с переживанием блаженства, бредом величия и физического воздействия, слуховыми галлюцинациями. Мысли больных становятся бессвязными, поведение – возбужденно-заторможенным. Слуховые обманы восприятия усиливают бредовые идеи («кто-то шепчет, значит, хочет напасть»).
- Шизофрения. Около 70% больных слышат голоса, которые без причины угрожают, дают информацию о желании окружающих причинить вред, комментируют действия больного, делают замечания, приказывают совершить суицид, нанести увечья другому человеку. Еще одним вариантом являются антагонистические слуховые галлюцинации, когда человек слышит спор «хорошего» и «плохого» голосов. Сопутствующие симптомы – бред, разорванность мышления, неадекватность эмоций, поведения.
- Эпилептические психозы. Острые психозы протекают с кататонией, бредом, галлюцинозами, религиозно-экстатическими состояниями. Симптомы могут проявляться на фоне ясного или помраченного сознания. При хронических эпилептических психозах разворачивается императивный галлюциноз – голоса заставляют больного совершать нейтральные или противоправные поступки. Слуховые галлюцинации носят религиозный характер (например, голос Бога, требующего наказать за грехи).
- Алкогольные психозы. У лиц, злоупотребляющих алкоголем, причинами галлюцинаций становятся острая интоксикация и метаалкогольный психоз. При алкогольной интоксикации слуховые галлюцинации разворачиваются на высоте опьянения, особенно после приема суррогатов. Голоса, как правило, сообщают нейтральную информацию: комментируют, обсуждают действия человека. Во время отмены алкоголя после долгого употребления развивается делирий (помрачение сознания) и алкогольный параноид, который сопровождается галлюцинациями угрожающего характера.
Неврологические болезни
Галлюцинаторные явления различной модальности могут возникать вследствие органического поражения центральной нервной системы: при нейродегенеративных патологиях, сосудистых заболеваниях, ишемическом, травматическом и опухолевом процессе в головном мозге. Происхождение слуховых обманов восприятия связывают с повышенной возбудимостью височных долей коры. Как причины галлюцинаций рассматриваются следующие патологии:
- Нейродегенеративные болезни. При дегенеративных заболеваниях происходит прогрессивная гибель клеток мозга. Развивается деменция, которая проявляется неуклонным снижением памяти, внимания, мышления. Слуховые галлюцинации нередко сочетаются со зрительными, обонятельными. Характерны голоса: слова, оклики, целые фразы, указывающие больному что делать.
- Локальные поражения мозга. Инфаркты, инсульты, аневризмы мозговых артерий, опухоли, черепно-мозговые травмы – причины слуховых галлюцинаций при локализации патологического очага в височной доле. Больные слышат неоформленные шумы, речь, мелодии, пение. При височной эпилепсии чаще возникает звук одного или нескольких музыкальных инструментов.
- Приобретенная глухота. Ослабление слуха или развитие абсолютной глухоты приводит к появлению звуковых галлюцинаторных феноменов. Механизм их формирования аналогичен таковому в ситуации чувствительной депривации: недостаток импульсов извне компенсируется мозгом. Больные часто слышат звон, пение, музыку. Данный симптом сохраняется после подбора слухового аппарата или после установки кохлеарного имплантата.
Диагностика
Слуховые галлюцинации часто являются симптомом психического заболевания или органической патологии мозга. Если есть подозрение на психопатологию, проводится клиническая беседа, патопсихологическое тестирование, позволяющее оценить изменения когнитивной и эмоционально-личностной сфер. Чтобы подтвердить или опровергнуть наличие органической причины, выполняются лабораторные исследования крови, мочи и ликвора, ЭЭГ КТ и МРТ мозга. Для обнаружения самих галлюцинаций врач-психиатр использует следующие методы:
- Сбор анамнеза. Получение информации о симптомах бывает затруднено, так как зачастую у пациентов нарушено критическое понимание природы галлюцинаций. Опрос членов семьи позволяет врачу установить примерную продолжительность расстройства, сопутствующие изменения в поведении, эмоциональных реакциях, интеллектуальных способностях. Учитывается также общая информация о больном: возраст, наличие сосудистых и неврологических болезней, алкогольной или наркотической зависимости.
- Наблюдение. Присутствие слуховых галлюцинаций может быть обнаружено в процессе наблюдения за поведением пациента: он прислушивается к чему-то, держит голову вполоборота, без явной причины делает паузу, прежде чем ответить на вопрос врача. При навязчивых голосах больной вступает с ними в диалог: просит замолчать, не указывать.
- ПробаАшаффенбурга. Скрываемое пациентом расстройство восприятия можно выявить при помощи провокационного теста. Больному предлагается побеседовать по отключенному телефону, поделиться впечатлением о разговоре. Наличие слуховых галлюцинаций подтверждается при ведении диалога, обсуждении его темы с врачом. Положительный результат наиболее характерен для алкогольного делирия.
Лечение
Основой симптоматической помощи больным с галлюцинациями является подбор антипсихотических препаратов, изменяющих метаболизм дофамина. Они уменьшают психомоторное возбуждение и расстройства мышления, купируют галлюцинаторно-бредовые явления. При выраженных эмоциональных расстройствах дополнительно назначается прием антидепрессантов, нормотимиков. В отдельных случаях эффективной оказывается когнитивная психотерапия, ориентированная на убеждение пациента в нереальности и патологической природе слышимых феноменов.
1. Основы клинической психологии. Учебник для вузов/ Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. - 2013.
3. Органические поражения головного мозга. Учебное пособие/ Сычёва М.А., Сергеева И.Г., Тулупов А.А. - 2015.
Кто слышал металлический голос
Свидетельство о сонном параличе и астрале.Для тех,кто хочет слышать правду.
Здравствуйте, меня зовут Виталий, и я хотел бы поделиться тем, как я пришел к Богу. И коснется это темы выход в астрал и сонный паралич. Около 7-8 лет назад, как я сейчас уже полноценно понимаю, со мной произошел выход из тела. Моя душа вышла из квартиры и оказалась на лестничной площадке, в этот момент я остановился из-за того, что начал чувствовать, ощущать, неизвестным мне способом, кого-то на нижней площадке. Мне не удавалось его увидеть, но то неизвестное чувство, которым я мог ощутить его, как бы странно это не звучало, могло мне дать представление его роста и место положения. И совершено через секунды заметив меня, это существо начало ко мне обращаться на неизвестном мне языке, каким-то «металлическим, железным голосом», если попытаться это объяснить нашим земным языком. В его голосе было столько гнева и ненависти ко мне, что меня сковало ледяным страхом, будто сам его голос пронизывал мою душу насквозь, и ввел в это состояние ужаса, но я четкое осознавал, что он не может ко мне подойти. И спустя секунд от всего этого ужаса меня вернуло обратно в тело. Пробудившись в холодном поту, в страхе и недоумении, я не мог понять, что со мной сейчас произошло. Сразу хотелось бы заметить, что человек испытал это раз в своей жизни, всегда сможет отличить, где был сон, а где произошел выход в астрал или сонный паралич. И хотя я осознавал в тот момент, что со мной произошло что-то не обычное, но решил выкинуть это из моей головы, и постараться как-то забыть, надеюсь причины понятны каждому. И вот через несколько лет после этого события, я теряю очень близкого мне человека, оставаясь в душе с пустотой и непониманием, почему это произошло. Как большинство людей я верил в Бога, но по-своему. В моем представлении Бог для меня был какой-то высшей силой, нежели полноценной личностью. И как многие люди я слышал об Иисусе Христе, Библии, христиан, но не предавал этому значения мне было все равно, меня устраивала моя жизнь какой она была, хоть и не полностью, но после потери близкого человека она стала бессмысленной. С этого момента, я начал серьезно задаваться главными вопросами в жизни каждого человека «Зачем мы живем, и куда придем после этой земной жизни?», но больше всего меня мучал один и тот же вопрос, не давая покоя «Почему ушел из жизни мой близкий человек?». Выйдя из своего подъезда и смотря в ночное небо, я задавал этот вопрос Богу… с такой сильной надеждой (верой) получить ответ, которой не было у меня никогда. И спустя время пришли на сердце такие слова «Зайди к твоему знакомому соседу, он верующий» и тут же появилась другая мысль «Что ты у него будешь делать, плакаться в жилетку?». В этот миг, во мне началось какая-то борьба, борьба между гордостью и этим предложением. Гуляя по ночной улице с этими мыслями, я пытался заставить себя пойти, и спустя время решился. Придя к своему соседу, мы начали с ним разговаривать как обычные люди при встрече. И через минуты наш разговор перешел с ним о Боге, разговор не был долгим, но он предложил мне обратиться к Богу в молитве покаяния. В тот миг мне было все равно, хуже уже не будет и внутри себя я понимал, что нуждаюсь в Боге, что только он может мне помочь, и я согласился. Произнеся молитву покаяния, мы поговорили с ним еще немного, и я пошел домой. И вот спустя несколько дней после этого события, произошли удивительные вещи.
«Проснувшись» на диване у меня появилось странное чувство, что-то не так. я захотел пошевелиться, но понял, что не могу. Все мое тело в этом состоянии было парализовано. В панике я попытался заорать от происходящего, но не мог, будто рот у меня был заклеен, и спустя секунды появилась сильная давка на грудь, словно на нее положили что-то очень тяжелое. В момент этого панического страха, я начал из-за всех сил пытаться как-то пошевелиться, или что-то сказать, но все было безуспешно. И через секунды после этой борьбы, пришла мысль со стороны «Скажи имя Иисус», ее будто вложили в мой разум, я четко осознал, что она не моя. В момент этого
Здравствуйте, меня зовут Виталий, и мне хотелось бы поделиться тем, как я пришел к Богу. Коснется это темы выход в астрал и сонный паралич. Около 7-8 лет назад, как я сейчас уже полноценно понимаю, со мной произошел выход из тела. Моя душа вышла из квартиры и оказалась на лестничной площадке, в этот момент я остановился из-за того, что начал чувствовать, ощущать, неизвестным мне способом, кого-то на нижней площадке. Мне не удавалось его увидеть, но то неизвестное чувство, которым я мог ощутить его, как бы странно это не звучало, могло мне дать представление его роста и место положения. И совершено через секунды заметив меня, это существо начало ко мне обращаться на неизвестном мне языке, каким-то «металлическим, железным голосом», если попытаться это объяснить нашим земным языком. В его голосе было столько гнева и ненависти ко мне, что меня сковало ледяным страхом, будто сам его голос пронизывал мою душу насквозь, и ввел в это состояние ужаса, но я четкое осознавал, что он не может ко мне подойти. И совершенно через секунды от всего этого невероятного ужаса меня вернуло обратно в тело. Пробудившись в холодном поту, в страхе и недоумении, я не мог понять, что со мной сейчас произошло. Сразу хочется заметить, что человек испытал это раз в своей жизни, всегда сможет в дальнейшем отличить, где был сон, а где произошел выход в астрал или сонный паралич. И хотя я осознавал в тот момент, что со мной произошло что-то не обычное, но решил выкинуть это из моей головы, и постараться как-то забыть, надеюсь причины понятны каждому. И вот через несколько лет после этого «события», я теряю очень близкого мне человека, оставаясь в душе с пустотой и непониманием, почему это произошло. Как большинство людей я верил в Бога, но по-своему. В моем представлении Бог для меня был какой-то высшей силой, нежели полноценной личностью. И как многие люди я слышал об Иисусе Христе, Библии, христиан, но не предавал этому значения мне было все равно, меня устраивала моя жизнь какой она была, хоть и не полностью, но после потери близкого человека она стала бессмысленной. С этого момента, я начал серьезно задаваться главными вопросами в жизни каждого человека «Зачем мы живем, и куда придем после этой земной жизни?», но больше всего меня мучал один и тот же вопрос, не давая покоя «Почему ушел из жизни мой близкий человек?». Выйдя из своего подъезда и смотря в ночное небо, я задавал этот вопрос Богу… с такой сильной надеждой (верой) получить ответ, которой не было у меня никогда. И спустя время пришли на сердце такие слова «Зайди к твоему знакомому соседу, он верующий» и тут же появилась другая мысль «Что ты у него будешь делать, плакаться в жилетку?». В этот миг, во мне началось какая-то борьба, борьба между гордостью и этим предложением. Гуляя по ночной улице с этими мыслями, я пытался заставить себя пойти, и спустя время все же решился. Придя к своему соседу, мы начали с ним разговаривать как обычные люди при встрече. И через минуты наш разговор перешел с ним о Боге, разговор не был долгим, но он предложил мне обратиться к Богу в молитве покаяния. В тот миг мне было все равно, хуже уже не будет и внутри себя я понимал, что нуждаюсь в Боге, что только он может мне помочь, и я согласился. Произнеся молитву покаяния, мы поговорили с ним еще немного, и я пошел домой. И вот спустя несколько дней после этого события, произошли удивительные вещи, если их можно так назвать.
«Проснувшись» на диване у меня появилось странное чувство, что-то не так. я захотел пошевелиться, но понял, что не могу. Все мое тело в этом состоянии было парализовано. В панике я попытался заорать от происходящего, но не мог, будто рот у меня был заклеен, и спустя секунды появилась сильная давка на грудь, словно на нее положили что-то очень тяжелое. В момент этого панического страха, я начал из-за всех сил пытаться как-то пошевелиться, или что-то сказать, но все было безуспешно. И через секунды после этой борьбы, пришла мысль со стороны «Скажи имя Иисус», ее будто вложили в мой разум, я четко осознал
Виталий, ох уж этот сонный паралич.. ничего в нем страшного на самом деле и нету.. этому даже научное объяснение какое то нашли. Мне удавалось преодолевать страх, и вырываться прямо из этого самого паралича в ОС(или астрал, кому как угодно). Конечно, с помощью некоторых усилий, не титанических, но вложить мне пришлось почти все силы, я вылез из "парализованного" тела, при этом не затронув физическое.. и что же потом? и всё! кошмары на этом закончились, дальше пошел обычный, не сильно чем то примечательный ОС.
Виталий, спасибо, просто я так думаю, мне тема об этих бесах кажется немного скучной.. поскольку, вероятно уже сталкивался с одним из них в детстве, когда в моем мозгу проявлялись чужие мысли, и жутко мешали, пришлось потратить много лет жизни на борьбу с этой штукой, но с тех пор как была одержана победа над этим, а заодно и победа над всеми страхами(или почти всеми), ко мне никто из них и близко не суётся, поэтому к этим вещам я отношусь как бы скептически, и сверху вниз, потому как, скучно действительно живется, когда ничего необычного не случается, последний раз что было мистического так это когда приснилось что я умер и вышел из тела, это единственный раз когда меня удалось напугать в ос, по настоящему напугать, первый и единственный раз, поскольку я пробыл там довольно долго, и начало казаться что это не обычный сон, думаю если будет 2й раз на это не попадусь, но пока.. только примитивными всякими существами только и пугают.. на большее они не способныРустам, "тванг" вреден для связок. Но если Вы продолжаете петь в эстрадном стиле, то не так скоро обнаружите влияние. А если после практики такого звукоизвлечения перейдете вновь на академическую манеру — почувствуете дискомфорт и недостатки звучания. Придется после этого, как минимум, молчать определенное время. Затем бережно восстанавливаться на постановочных упражнениях.
Полина, очень интересно, откуда информация про вред тванга? Это из той же оперы, что черная кошка перешедшая дорогу-это к беде, или все-таки доказанный факт?
Рустам, это давление на связки при зажатой гортани, плюс высокая опора. И думаете редко к преподавателям-академистам обращаются для исправления такие экспериментаторы, которым нравится выступать и так, и сяк?)
Полина, Понятно)) А если говорить объективно, то гортань не зажата и для пения с твангом абсолютно не требуется большого количества подсвязочного давления. Тванг создается благодаря сужению* преддверия гортани, что приводит к созданию формант, которые слушателем распознаются как "металлические". ВПФ, о которой так любят говорить академисты, создается как раз-таки благодаря этому же самому механизму. У вас есть какие-то претензии к голосу Адама Ламберта, например? Или того же Майлза Кеннеди? Оба поют с твангом и делают свою работу прекрасно.
Рустам, боюсь Вас расстроить, но металлический оттенок в академическом пении совсем не то, что под этим названием понимают эстрадники) Настоящий природный металлический блеск (как говорят академисты) искусственно никак не сделаешь. Он либо есть, либо его нет, тогда принято развивать другие преимущества конкретного голоса.
Полина, а какова физиологическая причина этого блеска? Или это дар Божий иррационального происхождения?)
Рустам, что Вы — у меня вообще ни к кому никаких претензий!))
А что касается приведенных Вами в пример исполнителей, то там хорошо слышно и хрипотцу, и сип, и не полное смыкание в общем. Для академиста - это все повод срочно бежать к фониатру.
Рустам, да, если угодно, примерно так) Это целый комплекс некоторых данных, таких, как: длина и ширина складок, расположение и объем резонаторов и др.
Полина, а, т.е. это не намеренно расщепленный звук и не намеренно используемый субтон, а проблемы с голосом?)) если вдруг будет интересно, посмотрите их гастральные графики (спойлер: они просто дикие), обратите внимание, насколько высокая тесситура их песен, какова длительность концертов и по сколько лет они в таком режиме работают. Как бы сдюжить такое, имея проблемы с постановкой голоса?
Рустам, у них нет проблем с постановкой голоса. Они поют себе в своей манере - и хорошо!) Перечисленные Вами приемы сами по себе, проблемы сами по себе. Эти приемы, конечно эффектные в определенном смысле, но вовсе не полезные. Тесситура для хорошего академиста, тем более для "bel canto" скромная, извините. А лечат голосовой аппарат они регулярно. Об их графиках и длительности концертов имею представление. Вы что думаете, я только вокальными упражнениями в жизни интересуюсь?))
Полина, Полина, при всем уважении, но вы один из тех представителей академа, который верит в байки о вреде расщепления, субтона, тванга и прочих приемов. Откуда у вас эта информация? Вам ваш педагог рассказал? Другие исполнители академа? Или на что вы опираетесь, делая такие выводы? Ответьте на эти вопросы пожалуйста. И будьте добры, парируйте такой аргумент: не так давно в этом же сообществе было видео одного из ведущих фониатров России, где он говорил о том, что правильно расщепленный звук зачастую менее травмоопасен, чем академический. Вы рассуждаете исходя из изученных научных работ о голосе, или исходя из заплесневелых баек академа о том, что все, что не академ-то от лукавого?
Рустам, я не смотрела этого фониатра, посмотрю, если найду. Опираюсь я на практику. На обращения эстрадников и джазистов (время-от-времени), у которых что-то сузился диапазон, потускнел тембр, тяжеловато физически стало петь. и пр. У академистов тоже часто проблем хватает (не доформирована оптимальная позиция, утрачивается позиция, перегрузки, неправильно подобранный репертуар и др.).
Вам же самому мирозданием предоставлено право верить во всё, что угодно.
С уважением.
но ведь может быть так, что то, что вы интерпретировали как тванг (и прочие вредные в вашем понимании приемы) на самом деле были просто зажимами и к обсуждаемым приемам отношения не имели? Это вполне вероятно, т.к. раз уж вы в академ. жанре работаете, то нюансов современного исполнения можете не знать. В любое случае всего доброго)
Рустам, Вы говорили, что не беретесь оценивать академистов, а сейчас вступили в спор на академической почве. Приводя свои примеры, Вы упустили одну вещь - чистые академисты работают без микрофона. И если при работе с микрофоном все перечисленные Вами вокальные приемы вполне безопасны, то ответьте мне на один простой вопрос, можно ли с помощью одного гроула или скрима 2 часа озвучивать Большой театр без микрофона под оркестр? Если Вы скажете "да, можно, и никакого вреда не будет", я Вам поверю.
Спор начался с утверждения, что прием, который в т.ч. в академ.вокале используется назвали вредным для голоса просто потому, что по вероятнее всего спутали с зажимом. Кстати, то самое сужение преддверие гортани создающее ВПФ и снабжает голос теми частотами, благодаря которым голос "пробивается" через оркестр. На ютубе можно найти видео, в которых этот факт доказывается на приборах. А теперь что касается эскрим вокала и озвучки театра: во-первых, давайте возьмем во внимание тот факт, что в специализованных помещениях особая акустика, которая даже не поставленный голос сделает слышным достаточно далеко. Да, с поставленных голосом который изначально готовили под задачи озвучивать большие пространства без микрофона он не сравнится, но все же акустика помещения играет в этом всем очень и очень значительную роль. Во-вторых, экстрим вокал априори не может быть слышен далеко. В нем нет и не может быть тех формант, которые сделают это возможным. Как вы увязали безопасность техники со способностью озвучивать без микрофона большой театр экстрим вокалом?)
Рикошет, или слышу голос металлический
Было это давно. Еще в советские времена. Забросила меня как-то судьба в столицу благословенной Бурятии. Город есть такой - Улан-Уде, если кто не знает. Приехал туда в командировку. Поселился в гостинице Байкал, что прямо в самом центре недалеко от знаменитой огромной головы Ленина из неимоверного гранитного монолита.
Попросил отдельный номер с телефоном, для того чтобы иметь возможность заказывать междугородние переговоры с Тверью с учетом 5 часовой разницы во времени. Одноместного номера не было и мне предложили 2-х местный по цене одноместного и пообещали никого не подселять. Заселился ранним утром, сразу после самолета и оставив вещи в номере переодевшись из дорожного "затрапеза" в рабочий приличный костюм, поехал по делам..
По возвращение в конце рабочего дня обнаруживаю, зайдя в свой номер, что меня все-таки обманули и подселили соседа. Сосед спал, укрывшись с головой и громко храпел , издавая столь причудливые рулады, что не то что заснуть, телевизор не возможно было смотреть. Пошел ругаться. Администратор и дежурная этажа просили прощения, но говорили что не смогли отказать старику, и что он тихий, скромный и помешать не может. Я позвал их и спросил как эти звуки могут не помешать!? Они понимают, что рулады и отдых несовместимы и просят меня подождать немного у них в фойе, вместе посмотреть телевизор. Говорят мне голосами человеческими:
- Дедушке скоро уезжать. Он просил его в 3 ночи разбудить. Ну, мы его разбудим пораньше, чтобы Вы тоже смогли выспаться!
Согласился, что поделаешь, раз такое дело - смотрю телевизор, тем более на моих биологических часах время еще "детское". Вдруг без всякого моего заказа на телефон в номере звонят из Твери, с работы.. Бегу к телефону и думаю: "Как же я смогу поговорить сквозь эту трубную какофонию?"
Но дедушка сам проснулся. Смотрю на него, разговаривая по телефону. Крепкий такой, не смотря на годы, жилистый бурят, с загорелым обветренным лицом. Чувствует себя неудобно, но ничего не произносит, чтоб не мешать мне говорить по телефону. Пока шли мои переговоры мне самому стало стыдно за ту бучу, что поднял в гостинице и не дал деду поспать.
Сосед представился своеобразно. Когда я закончил разговор и назвал первым себя, как младший, он на секунду задумался и сказал:
- Так то меня Евгением зовут! Женей!
Но выяснилось, что все-таки звали дедушку Жамьяном. Просто он подумал, что для русского с московским выговором парня, имя Жамьян будет трудно произносить. Разговорились. Я немного рассказал о себе. Он - о себе. Поттом сказал, что за ним скоро приедут племянник с женой и увезут его к себе в гости.
Голос его звучал очень странно. Как будто голос робота или какой-то испорченный органчик.
Еще в середине позапрошлого века да и во второй половине прошлого, годов до 80-х в Бурятии и соседних областях нередко можно было встретить людей провалившимся носом из-за сифилиса. Буряты и живущие здесь азиатские народности очень легко заражались сифилисом и туберкулезом. Даже бытовое заражение сифилисом приводило к быстрым и плачевным результатам. Советская эпидемиология справилась с этой бедой, но пораженные этим недугом еще какое то время пугали нас своим неприятным видом и странными голосами.
Видимо решив, что я на него могу подумать плохо и начать брезговать им, дедушка Жамьян решил объяснить почему у него такой странный голос (и, видимо, музыкальный храп).
На фронт Жамьян пошел добровольцем, приписав себе 2 года к своему возраста в 1942 году. Благо документы для бурят из глухого таежного улуса оформлялись лишь полагаясь на слова заявителя и, может быть, пары свидетелей, случайно оказавшихся рядом.
Он попал в один из Забайкальских истребительных батальонов. Подразделение их было хорошо экипировано, тепло одето, с хорошими винтовками, на лошадях местной бурят-монгольской породы. Это не было простое линейное подразделение. Батальон, а иногда и отдельные его роты, выполняли трудные задания на разных участках фронта под Москвой. Этакий конно-санный лыжный спецназ.
Мужики первое время приберегали совсем молоденького на их взгляд мальчишку, но постепенно Жамьян набрался опыта - "обстрелялся", по его выражению "обрел равное к себе отношение".
Тот примечательный бой был за важный железнодорожный узел. Раннее утро, и классическое, знакомое по многим фильмам, положение: вражеский пулемет на колокольне разрушенной церкви косил всех кто поднимался над землей. Несколько тел героев, попытавшихся ликвидировать огневую точку,уже лежали недалеко от колокольни.
Путь истребительного батальона лежал дальше и взятие этого полустанка и этой высоты не входило в задание подразделения Жамьяна, но смотреть как гибнут боевые товарищи было не выносимо. Чем выше поднималось зимнее солнце, тем более прицельней был огонь пулеметчика. Жамьян глядел на тела погибших товарищей и понимал мысли каждого: каким путем они рассчитывали выйти на линию огня по пулеметчику, каким рельефом местности собирались прикрываться.
На пути всех бойцов лежал вал земли, видимо сброшенной когда то вниз при строительстве церкви для выравнивания площадки на вершине холма. Этот-то вал и не могли преодолеть бойцы. На протяжении этих 3-4 метров вала они были открыты и этого хватало пулеметчику для прицельного огня. к тому же ни на ком из бойцов не было масхалата, а на "истребителях" были. И Жамьян, как и все истребители, чувствовал за свою лучшую экипированность некую вину и неудобство.
Глядя на местность при несколько изменившемся положении солнца, его осенило как он сможет подползти к пулеметчику и что если немного подождать, то с того места из-за блеска снежного наста его трудно будет увидеть с колокольни. Не на самом лучшем русском языке он смог объяснить командиру свою задумку.
Тот очень внимательно на него посмотрев сказал:
- Не очень хорошо я тебя понял твой план, сынок, но по глазам вижу, что ты в свою думку веришь! Если идешь на задание не со стыда перед бойцами, а по вере что сможешь снять гада, то - иди!
Дал ему две гранаты, и Жамьян пополз.
"Ползу по задуманному пути и слышу: пулемет, если и работает, то в другом секторе, не по мне.. от этого сердце радость наполняется. Значит правильно дорогу выбрал.. и уже когда почти дополз до намеченных кустов сирени у обгоревшего палисадника, как пулеметчик дал очередь по мне. Вот, вроде, ждал этого все время, и боялся этого, а когда надо мной просвистели пули, когда в меня полетела мерзлая земля и снег, то это было так неожиданно, что я чуть не подскочил. Одна пуля попала мне в правую ногу, в икру царапнуло, но я перекатился к кустам, дополз до запланированной ложбинки."
Жамьян подождал пока солнце еще поднимется и наст заблестит еще сильнее. С нового места он видел как фриц еще два раза дал очередь в то место, где он еще недавно был. Но бил немец размашисто - довольно широко вел огонь, и он понял, что не прицельно по нему ведет огонь - не видит. Жамьян дальше пополз к намеченной позиции для выстрела.
Когда занял позицию,увидел, что угол не позволяет ему взять в прицел пулеметчика! Он не видел Жамьяна - это хорошо, но по потому же закону и Жамьян не видел фрица! Иногда он видел его тень на стене в другом проеме. В этот момент Жамьян, даже, сам удивился себе - паники не было. Беспокоило только очень правая нога в валенке, полном крови. Она начинала сильно мерзнуть и болеть.
"Тут в моей голове, как маленькое кино, пронесся случай, когда мы с моим дедушкой в тайге немного сбились с пути в сильную метель и удлинили дорогу, ушли далеко от своих съестных запасов. Нужно было добыть мяса для еды.
Я вышел на изюбря, но не успел выстрелить до того, как он по тропе зашел в щель - между двух скалистых камней. Дедушка меня спрашивает тихим голосом:
- Почему не стреляешь?
Отвечаю:
- Я почти не вижу его.
Дед говорит:
- Тогда зря не стреляй! Стрелять буду я!
Он тихо поднялся ко мне. Увидел где изюбрь и говорит:
- Дзе.Дзе. Хаин!(Ладно, Ладно. Хорошо)
Прицеливается в изюбря, от которого видно только немного спины и рога. Выстрел и дедушка говорит: -
- Чего стоишь? Беги, свежуй, пока не остыл изюбрь. Холодного свежевать тяжело. Освежуешь, стащи мясо туда в низ к ветровалу - я там пока костер организую, котелок вскипячу.
Спрашиваю деда:
- Как ты смог?
Дедушка смеется:
- Когда плоский камень совсем рядом от зверя, то и рикошетная пуля очень убойна!"
Осмотрел Жамьян еще раз со своего места немецкого пулеметчика. Понял что и у него получится с фрицем так, как у деда с изюбрем. Начал размышлять: кирпич камень мягкий. То ли даст рикошет, то ли в себя пулю примет. А у проема, из которого бьет пулемет, прикреплена какая-то красивая кованная пластина.,то ли украшение, то ли остатки от дверной или оконной петли.. По месту она очень подходила и целится в нее проще, чем просто в стену.
Прицелился. Выстрелил. Пуля не пропела гулкую рикошетную песнь, значит вошла в мягкое, в немца. Пулемет осунулся вниз стволом и молчит. За укрытиями зашевелились наши, готовятся к броску вперед! Минометчики покидали немного мин в немецкую сторону, но тут пулемет снова ожил. То ли немца ранил не на смерть, то ли их там было двое, но сделал Жамьян свой второй выстрел по железке уже когда наши пошли в атаку. Теперь уж точно все было кончено. Потому что немец с пулеметом упал вниз.
Тут началась винтовочная стрельба и сквозь нее Жемьян услышал крик своего командира:
- Женька! Отходи назад! Гранаты кинь за забор - на 11 и на 13 часов!!
Это он так учил их обозначать направление, когда надо соображать быстро! Тогда попав в истребительный батальон, Жемьян впервые получил компас, а потом и часы. Это было ему очень в диковинку, но на войне всему быстро учишься.
"Когда я бросил свои гранаты за забор, как мне показалось, какого то кладбища,то рядом услышал шипение и увидел дымок из снега от немецкой гранаты, рванул было отпрыгнуть, да раненная правая нога не слушалась как чужая культя. И я упал на снег.. Взрыва гранаты не слышал.
Очнулся на санях-розвальнях, на которых меня и еще 5 раненых везли в медсанбат. Боль в голове страшная, но и застонать у меня не вышло.. и вообще, дышал я с трудом. На горло давила повязка. Слышу санитары между собой разговаривают. Сначала нахваливали трофейный хлеб и паштет французский.. Помню для меня это тогда были совершенно незнакомые слова. Первый раз слышал и про паштет и про французов. По звукам и запахам понял,что это еда.. А потом они заговорили про меня.
Один говорит:
- Жалко узбечёнка! Помрет!! Не доедет!! Ранения то легкие! Пара мелких осколков в челюсти, в шее. Вон синий то какой уже, помрет от удушья из-за кровяного тромба!Эхэхе. Сопляк еще совсем.
Второй:
- Не узбечёнок он. Сибиряк. Точно какой нации не скажу, но точно не узбек! Из сибирского истребительного. Командир их - майор Краснопеев, сильно за него просил! И грозил, и просил!! Геройский, говорит, парень - наш Женя! Так что ты говорит, медицина, что хочешь делай, а земляка моего, охотничка, сбереги! И тут же под руку: А не то я тебя коновала с под земли достану! Я в аккурат в это время из шеи его охотничка осколок достаю и на сонной кровотечение останавливаю, а он - мне под руку!
Первый:
- Ведь и правда помрет! Надо его спасать - дать раздышаться!
Второй:
- Ну, трубка то какая-никакая у меня есть! Давеча хотел "катюшу" смастерить из пулеметной гильзы, да малость лишнего надпилил - донце то совсем отвалилось! Вот смотри!
Первый:
- Положим.. а резать чем?
- Да уж выбирать не приходится.
- Да я этим ножом только что паштет вскрывал!
-Ну, спиртом протрем!
Сани остановились. Рыжие волосатые страшные руки с армейской финкой потянулись к моему горлу и взяв его как колбасу стали резать! Мне хотелось подскочить и убежать да сил не было никаких. В разрез они вставили мне гильзу без донца и холодный воздух обжег мне легкие. В этот момент я понял, что не умру и потерял сознание. Очнулся уже в госпитале. Как пришел в себя, то увидел женщину-военврача, которая жестом приказала мне молчать! Она сказала:
- Тебе сейчас и в ближайшее время нельзя говорить, кричать, стонать.Тут рядом есть твои земляки. Они тебя сейчас все переведут, чтоб ты понял меня, потому что это важно!
Земляк переводил так плохо, что я попросил жестом говорить врача самой, и она сказала:
- Санитары, что вставили тебе в горло гильзу, этим тебя спасли от смерти, но они не хирурги и сделали надрез по ошибке в том месте, где голосовые связки! Я тебе их, как смогла, подшила, но этого может быть недостаточно.Ты можешь остаться немым! Но все-таки шанс есть. Чтоб голос вернулся, тебе нужно терпеть! Нельзя говорить, стонать, кричать! Если вытерпишь месяц без звука - останешься с голосом.
Я вытерпел все перевязки - все зажило! Молчал как рыба, и через месяц, перед выпиской, потихоньку начал пробовать говорить. Сначала шепотом, потом громче и громче. Но голос потом приобрел вот такой металлический звук."
Жамьян, посмеивается своим металлическим смехом, как будто рассказал что-то веселое и говорит:
- Так я перестал быть Жамьяном!
Оказывается имя Жамьян означает "Благозвучный", обладающий красивым голосом!Вот такая вот бурятская самоирония! Спрашиваю у дедушки Жамьяна:
- Вас наградили потом за это?
Дед считает вопрос неприличным и говорит:
- Что ж теперь каждого солдата за каждого немца награждать?! Это работа такая у воинов.. Тяжелая, трудная, опасная - но работа! Обыкновенная для того времени!Награды у меня есть. и "Отважная" медаль, и "Красной звезды", и Слава I степени, и за Прагу. Но это уже все позже и за выполнение особых заданий! Но главная награда - все живые вернулись! И я, и отец, и старший брат. Но это уже совсем другое начальство наградило, - показывает пальцем в потолок,- да и не по заслугам, а по молитвам матери и сестер наших!
Не знаю - жив ли сейчас дед Жамьян! В моем сердце он точно жив! Вот такой вот дед с натруженными узловатыми руками, с металлическим голосом! С типичной бурятской самоиронией! Несмотря на высокие солдатские награды, не считающий себя героем, а только тружеником, которому в тяжелую для Родины годину выпала честь и необходимость сделать эту тяжелую, но необходимую работу - защищать Родину и весь мир от фашистских нелюдей!
Понимаю, что таких солдат было много, и может быть и подвиг не самый выдающийся, но что-то есть в этом важное, коренное. То, что нужно сохранять в памяти народной. В нашей с Вами памяти!
Читайте также: