Кто изобрел металлическое перо
Изобретение ручки существенно облегчило саму основу нашей цивилизации. Сначала мы научились говорить, а потом попытались и написать то, что было сказано. Началось все с изображений, затем совершенствовали их, пока не подошли к созданию алфавитов. Наши предки писали грубыми инструментами, которые со временем становились все более и более совершенными. Именно благодаря письму мы смогли создавать, делиться знаниями и учиться. Когда информации стало слишком много и людям стало сложно все держать в голове, возникла потребность записывать. Первые образцы письма датируются еще 6 тысячелетием до нашей эры. Первые надписи были вырезаны из дерева и камня каменными и металлическими предметами. Позже человечество начало использовать своеобразные стилусы для писания на восковых табличках, кисти, мел, а вскоре и перья. Ручки, конечно, не в таком виде, как мы их знаем сейчас, - это очень древние письменные. Они выдержали испытание временем, и даже в век высоких технологий, когда мы обмениваемся информацией и эмоциями при помощи электронных гаджетов, все равно продолжаем использовать их.
Первая ручка, пишущая чернилами
Впервые ручки, которые использовали чернила, появились в Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. Конечно, это были еще не те ручки, в привычном нам виде. Давние египетские писари использовали для письма на папирусе так называемые тростниковые ручки. Перьевые инструменты, как Вы уже знаете делали из перьев крупных птиц, и они появились в 7-м веке, хотя ручки из тростника оставались популярными до периода Средневековья.
Создание металлического пера. Конец эры гусиных перьев
Кто изобрел авторучку?
Созданные румынским изобретателем Петраке Поенару перьевые автоматические ручки принято считать первыми образцами. Он получил патент на свое «самозаряжающееся портативное перо с чернилами» в 1827 году. Эти ручки были достаточно революционными. Конечный результат был чем-то более визуально привлекательным, чем обычные перья. Несмотря на их несомненную ценность, в дизайне Поенару было много недостатков. Для начала: у них не было системы для регулирования потока чернил, поэтому они растекались по всему листу бумаги. Что еще хуже, чернила в 19-м веке имели свойство сворачиваться до момента достижения кончика пера.
Дизайн Поенару не был идеальным, а люди продолжали искать ручку, которая бы не протекала или не нуждалась в постоянном пополнении. Только в 1884 году (почти через 60 лет после изобретения Поенару) Льюис Уотерман, страховой агент из Нью-Йорка, усовершенствовал авторучку. Некоторые ошибочно считают, что первая перьевая авторучка была изобретена Л. Уотерменом, но он лишь довел до ума образец давно изобретенной ручки. Как гласит история, он одолжил клиенту ручку для подписания контракта, а чернила просочились по всему документу. Разочарованный и потерявший после этой ситуации большое количество денег от срыва сделки, Уотерман решил взять дело в свои руки и навсегда изменить перьевую ручку. Его обновленный дизайн использовал камеру из эбонитового каучука снаружи и чернильную подачу с углублениями внутри. Чернила плавно поступали, следуя простым законам гравитации, не заливая бумагу. К 20-му веку дизайн от Waterman претерпел еще больше изменений, таких, к примеру, как добавление сменного чернильного картриджа. Инновационное по тем временам изобретение, такое как ручка, делали вручную. Такая ручная работа стоила очень дорого, поэтому быстро стала предметом роскоши и лучшие образцы были доступны только элитному классу.
Весомый вклад в дальнейшее совершенствование перьевой авторучки сделал Джордж Паркер. В 1889 году он запатентовал свое первое всемирно известное изобретение. В 1892 году компания Parker Pen выпустила ручки, которые имели подачу, изогнутую к боковой стенке цилиндра, что препятствовало выливанию чернил на бумагу и пересыханию после того, как ручка оказывалась в горизонтальном положении. В 1911-м появились Lucky Curve с усовершенствованной системой подачи чернил.
1912 год – разработана Safety Cap («защитная крышка») - новая версия защитного колпачка, которая еще больше минимизировала вероятность протекания перьевых ручек Parker.
На арену выходит шариковая ручка
Шариковая ручка стала поворотным моментом в развитии этого пишущего приспособления, которая переносит нас в современность. Это был прочный, более удобный пишущий инструмент, который мог писать на таких поверхностях как дерево, картон и даже под водой. В то время (19-й век) это было настоящим открытием.
Шариковая модель - самая популярная и широко используемая ручка, появлению которой связывают с американским изобретателем Джоном Х. Лоудом. Он получил патент на свое изобретение, но тем не менее, дизайн так и не создавал удовлетворительного потока чернил.
Лишь спустя десятилетия, в 30-х годах 20-го столетия, еще одна попытка создания шариковой ручки была предпринята Лазло Биро, венгерским журналистом, жившим в Аргентине во время Второй мировой войны. Будучи журналистом, он был слишком хорошо знаком с раздражением, когда чернила пачкают бумагу. Ему пришла в голову идея использовать быстросохнущие чернила вместо обычных чернил и представить маленький вращающийся шарик из металла, который предотвращал высыхание чернила внутри стержня и равномерно распределял чернила.
В 1943 году Лазло и его брат Георг, который был химиком, получили новый патент. Они вместе экспериментировали и пытались сделать ручку нового типа. На этот раз они объединили новый тип вязких чернил и механизм с шариковым наконечником с меньшим шариком, который предотвращал высыхание чернил внутри ручки и контролировал поток чернил. Шар был помещен в гнездо на кончике ручки, но он мог свободно вращаться, собирать чернила из резервуара и оставлять его в виде отметки на поверхности, по которой его перетаскивали. Впервые это новшество было представлено на Будапештской международной ярмарке в 1931 году и вызвало фурор. Но только в 1938 году они запатентовали это изобретение. Они продолжили создавать свои первые коммерческие модели. Ручки Biro - теперь имя, которое можно считать синонимом шариковой ручки.
Современные потомки ручки
Другие разработки включают современный фломастер, который был создан Юкио Хори. Эти ручки используются во многих творческих средах и известны своей способностью писать на самых разных поверхностях - они даже были со временем трансформированы в маркеры и подходили для таких поверхностей как, например, компакт-диски.
Роллер был изобретен только в 1980-х годах японской компанией Ohto. Ручка-роллер – это была более тонкой и совершенной технологией для шариковой ручки (шарик еще меньшего размера и соответственно менее вязкие чернила). Современная ручка-роллер имеет тот же дизайн, что и шариковая модель, но вместо этого использует жидкие чернила на водной или гелевой основе, что обеспечивает стиль письма, очень похожий на перьевую ручку.
Чтобы продемонстрировать, насколько ценными могут быть ручки, показал знаменитый журналист Гари Вайс. Во время поездки в дом своего детства он наткнулся на обувную коробку, полную перьевых ручек, которые его отец использовал в дни правления еще президента Эйзенхауэра. Среди них был серебряный Esterbrook со сменными перьями, две винтажные синие ручки Sheaffers и Lucky Curve от компании Parker Pen. Гэри Вайс обнаружил, что решение отремонтировать эти инструменты была довольно дорогой затеей и стоила на то время более 300 долларов только на сменные детали. Однако такая высокая цена стоила той сентиментальной ценности, которую несли эти предметы. После этого он не только годами хранил эти ручки, но и был поражен тем, что они все еще работали! Его история воочию показывает важность профессионального качества.
На протяжении всей истории канцелярские принадлежности претерпевали массу модификаций, чтобы служить нам в высшей мере удобно. Сегодня у нас есть разные виды приспособлений, которые мы используем для письма, рисования, черчения и они кажутся нам намного лучше. Но все равно мы продолжаем использовать классическую ручку, когда дело доходит до создания шедевра. Даже в эпоху технологий ручка остается важнейшим инструментом в истории. Акт письма сформировал очень уникальную часть нашего культурного наследия. Перьевыми ручками, как и много веков назад, продолжают пользоваться и восхищаться, хотя эти многоразовые чернильные ручки все чаще встречаются только у коллекционеров. Широкий ассортимент моделей продолжает использоваться во многих аспектах жизни: от деловой сферы до мира творчества и креатива.
Стальное перо для письма. Продолжение.
Оригинал взят у chispa1707
1. Металлическое перо
История металлического пера не может считаться окончательно выясненной. Английская и немецкая литература по-разному, каждая в свою пользу, дают версию его возникновения. Можно предполагать, что та и другая имеет свой резон: в истории человечества важнейшие открытия и изобретения нередко возникают в различных странах одновременно или почти одновременно, когда они оказываются исторически подготовленными всем развитием культуры. Техника в этом смысле точно отражает назревшие требования эпохи.
Изобретение металлического пера по праву должно быть причислено к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от естественного гусиного пера к искусственному металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности, определив значительные удобства и ускорение процесса фиксации мысли.
Уже Древний Рим знал перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были при этом не слишком далеки от современного. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и не подвергались коррозии и были, таким образом, бесконечно прочными ("вечными"). Такого типа пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) подписывал приказы 1 .
Согласно немецкой версии (она изложена в названной книге Ойле), германские мастера XV в. знали серебряные и медные перья, но их надо было систематически оттачивать, и они не были достаточно гибкими и эластичными. Поэтому они на этом этапе не вошли во всеобщее употребление.
В 1798 г. Алоиз Зенефельдер изобрел металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера для бумаги. По мнению Ойле, об изобретении Зенефельдера узнали английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзе, которые в 30-х годах XIX в. использовали это изобретение.
В 1818 г. житель Аахена Янсен изготовил стальное перо. Он передал эту новинку заседавшему в то время в его родном городе конгрессу с пожеланием, чтобы мир был столь же прочным, как и материал его пера.
В 1828 г. механик, изготовлявший хирургические инструменты, Мантейфель из Берлина сделал стальное перо. К. Бюргер приспособил его к гусиному перу, которое стало служить уже в качестве ручки. Однако это изобретение не имело успеха у современников.
Дальнейший прогресс стального пера был непосредственно связан с развитием сталелитейного производства - нужно было научиться изготовлять эластичную, но достаточно твердую, медленно поддающуюся коррозии ленту. 1852 или, по другим данным, 1856 год надо считать годом создания массовой промышленной продукции: Германия выпускала до 700 больших гроссов 2 перьев и 300 ручек ежедневно.
Английская литература утверждает, что металлическое перо изобретено в 1780 г. Самюэлем Гаррисоном из
Металлическое перо допускало гораздо большую беглость письма. Это определило появление в России в 30-х годах XIX в. металлических перьев иностранного производства; отечественные возникли позднее. В 1832 г. Вадим Пассек послал Т.П. Кучиной в подарок стальное перо - это было нечто новое и необычное 2 .
Техника писания металлическими (стальными) перьями в широких массах с начала 50-х годов XIX в. была освоена не сразу: вспомним арестанта из "Записок Мертвого дома", который "прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился" (ч. II, гл. 3).
Отличить (в 1887 г.) письмо, написанное гусиным пером, от писанного металлическим просто. Для этого совсем не нужен талант Шерлока Холмса, как это описывается в рассказе Конан Дойля "Знатный холостяк". В тексте, выполненном металлическим пером, даже при небольшом увеличении легко просматриваются бороздки (углубления) вокруг большей части букв.
Обреченный на гибель старый инструмент письма упорно боролся за свое существование. Еще в 1856 г. в печати усердно рекламировались пропитанные (для придания твердости и упругости) особым составом "зе́линские перья" (по имени учителя каллиграфии Зеля), которые якобы "превосходят всевозможные железные перья" 3 .
Металлические ручки вошли в оборот несколько позднее 1 . Вначале перо вставляли в самодельную ручку или в гусиное перо, так делал, например, студент Чернышевский в 1850 г. 2 Изготовленные массовым способом ручки быстро покорили удобством и дешевизной (в среднем 3 коп. штука).
Металлические перья, несмотря на то что в течение нескольких десятилетий были по преимуществу импортные (чаще всего немецкой фирмы "Soennecken" и французской "Blanzy Pour et C°"), были недороги: большой гросс стоил от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Вначале перо служило недолго - ржавое было непригодно для письма. Антикоррозийные перья (в том числе золотые с иридием или рутением на конце) вошли в практику лишь в автоматических ("вечных") ручках.
Переход от гусиных перьев к металлическим (стальным) был очень длительный и постепенный.
Бабушка Лермонтова, Е.А. Арсеньева, 18 октября 1835 г. просила поэта: "Не забудь, мой друг, купить мне металлических перьев, здесь, в Тарханах, никто не умеет очинить пера" 3 .
Металлические и гусиные перья в течение долгого времени сосуществовали. Т.Г. Цявловская установила, что в 30-х годах Пушкин начал писать металлическим пером, но потом снова обратился к гусиному. В апреле 1849 г. у Чернышевского не было металлического пера и он писал "простым", т.е. гусиным 4 . 8 мая 1852 г. Николай Бестужев
в письме из Селенгинска сообщал, что железным пером он никогда не писал и писать им не умеет 1 .
Как нечто совершенно особое и исключительное А. Чужбинский отметил писаря почтовой станции в Мелитополе, который в 1860 г. писал стальным пером 2 . В учебном обиходе и в военных учреждениях дешевые гусиные перья сохранились еще дольше.
В повести Чернышевского "Алферьев" (1863) герой ее, уезжая "на очень, очень дальнюю дорогу" (т.е. на каторгу), берет с собой стальные перья и специальную для них ручку из красного коралла (глава 1, § 3).
В книге педагога М. Баранцевича "Метода скорописания" читаем: "Многие находят трудным очинить хорошее перо и, не знавши, как этого достигнуть, употребляют стальные перья или (гусиные), чиненные машинкою; во избежание этих неудобств я счел за нужное дать маленькое наставление касательно сего предмета" 3 . Вообще в прописях и руководствах по чистописанию гусиное перо очень долго рекомендуется в качестве единственного орудия письма. "Учебник русского чистописания" А. А. (СПб., 1844), "Курс скорописания. " В. Ходоровского (СПб., 1846) и гораздо более поздние: "Уроки каллиграфии" А. Дьякова (М., 1863), "Руководство к полному курсу чистописания. " И. Лагузена (2-е изд. СПб., 1866), "Руководство каллиграфии" А. Верре (М., 1865), "Прописи, составленные для сельских школ. " (2-е изд. СПб., 1846), "Прописи, составленные для полковых школ. " (СПб., 1879) - все они ориентированы только на пользование гусиным пером, а металлическое перо порицается (особенно у И. Лагузена).
И. Лагузен посвятил целый раздел вопросу об употреблении стальных перьев.
Ими, по его словам, пользуются уже в течение 30 лет. В настоящее время они "могут заменить собой не совсем хорошо очинённые гусиные перья". Такое ограниченное удобство, конечно, не могло
вывести из употребления гусиные перья. По мнению Лагузена, самые лучшие искусственные перья уступают гусиным, так как не обладают необходимой упругостью, они пагубно влияют на детский почерк, и пользование ими допустимо лишь для тех, у кого почерк уже окончательно установился, "ибо десять страниц, написанных на гладкой бумаге и дурно очинённым гусиным пером, не столько вредят почерку, сколько десять строк, наскоро написанных стальным пером на щербатой бумаге" (с. 19-21) 1 .
Только в середине 80-х годов металлическое перо укореняется в учебной практике. В быту, особенно городском, оно приобрело уже к этому времени право гражданства. Так, в книжке С. Миропольского "Обучение письму в начальной народной школе" (СПб., 1871, с. 13- 14) встречаем полемическую и решительную защиту стального пера. В книге Ф.В. Грекова "Руководство к полному систематическому курсу чистописания, скорописи и письму тупым пером. " (М., 1882), а также в "Методическом руководстве обучения письму" А. К. Гортова (Елабуга, 1884) речь идет уже только о стальном пере. А в книге известного педагога своего времени В.С. Гербача "Методическое руководство к обучению письму" (26-е изд. СПб., 1907, с. 13-14) эта, казалась бы давно законченная полемика снова возродилась: "Еще очень часто и теперь, несмотря на повсеместное распространение стальных перьев, возникает вопрос: каким перьям отдать предпочтение: стальным или гусиным? И есть сторонники употребления гусиных перьев, которые по мягкости своей, говорят, удобнее для письма, чем стальные" и т.д. Все же стальные перья одержали в конце концов полную победу. Для некоторых технических надобностей гусиное перо сохранилось и в XX в. Провинциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, ряд иных канцелярий, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизительно до русско-японской войны 2 , а в глубокой провинции у старообрядцев, даже в некоторых кругах интеллигенции (своеобразная
стилизация под старину!) гусиное перо сохранилось и впоследствии 1 .
Хотя стальное перо давно и повсеместно вошло в обиход, в языке сохраняется и поныне идиома "журналисты отточили перья".
Переход от гусиных перьев к стальным не только облегчил процесс письма, но и способствовал изменению почерка, более его индивидуализируя. Различные стальные перья (а современная техника знает их более 400 видов) в известной мере определяют характер почерка у одного и того же лица. Как правило, вырабатывается привычка к определенному виду пера. Вспомним в этой связи письмо В.И. Ленина М.А. Ульяновой от 7 (20) февраля 1901 г. из Мюнхена: ". попросил бы Маняшу прислать мне с ней : коробочку "моих" перьев. Представь себе: здесь не нашел нигде" 3 . В предреволюционные годы в России особенно популярно было перо "86".
И у нас и за рубежом производство металлических перьев в настоящее время резко ограничено. В быт вошла "вечная" ручка.
1 Eule Wilhellm. Mit Stift und Feder. Kleine Kulturgeschichte der Schreib und Zeichenwerkzeuge. Leipzig, 1955, S. 102.
1 Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971, с. 372; Водовозова Е.Н. На заре жизни. М., 1964, т. 1, с. 383; Шкловский В.Б. Жили-были. М., 1964, с. 44.
3 Лермонтов М.Ю. Собр. соч., 1957, т. VI, с. 471. В 1834 г. студенты Московского университета пользовались гусиными перьями: Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897, с. 8.
4 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. I, с. 268. В Петропавловской крепости в 1862-1864 гг. заключенным стальных перьев не давали и Чернышевскому приносили очинённые гусиные ("Былое", 1906, № 4, с. 167; Русская литература, 1960, № 2, с. 132). В Вилюйске в 1883 г. Чернышевский пользовался стальным пером. См.: Меликов Д.И. Три дня с Н. Г. Чернышевским. - В кн.: Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1959, т. 2, с. 248.
1 Воспоминания Бестужевых, с. 520. Ср. письмо М. А. Бестужева 1869 г. из Москвы. Там же, с. 470. Ср. еще письмо Салтыкова к брату Д. Е. Салтыкову из Вятки от 4-5 ноября 1855 г. Из него видно, что писатель пользовался стальными перьями. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч., М., 1975, т. XVIII, кн. 1, с. 164.
1 Черепнин Л.В. Русская палеография, с. 541-542; Малышев В.И. Как писали рукописи в Поморье в конце XIX - начале XX в. Известия Карело-финской научно-исследовательской базы Академии наук СССР. Петрозаводск, 1949, № 1, с. 79-80.
Обзорная статья
Здравствуйте, меня зовут Вадим Вольфсон. Мой рассказ о предмете, который давно вышел из нашего обихода и утратил, свою важность, а нынче сохранился лишь как символ — это перья для письма.
Да-да, обычные, но необыкновенные металлические перья!
Я, вот уже более 20 лет являюсь директором маленького, но гордого московского музея книги, где мною собираются различные книжные редкости, среди прочих – русские прописи XIX века и когда коллекция стала значительной я понял, что не хватает образцов перьев, которыми писались те самые прописи. Дай, думаю, куплю десяток, так, для наглядности. Вот, дескать, этими перьями писали наши предки. А оказалось, что это целый мир. Мир пера. Мир символов, мир людей и событий, запечатлённых на перьях.
Сейчас в коллекции более 10 000 различных перьев от более двухсот мировых производителей XIX-XX веков и, конечно, русские перья самые редкие.
Задумаемся — никто из вас сегодня не пишет пером, бурный век наделил каждого компьютером. И все же именно перо — главное действующее лицо сегодняшнего вечера. Итак — за несколько минут я покажу вам удивительные перья, упомяну удивительных людей, на этих перьях запечатлённых, и подарю вам новое понимание биографии пера.
В далёком 1830 году мало кому известный человек из Бирмингема, английский предприниматель еврейского происхождения Джозиа Мейсон, усовершенствовав изобретённое до него металлическое перо превратил маленькую вещицу в большой бизнес, и быть может, сам того не понимая, определил новую веху культурного развития человечества.
Как для поклонников Apple кумиром является Стив Джобс, так для знатоков перьевого дела таким человеком можно назвать Джозиа Мейсона. Излагать мысли на бумаге стало получатся значительно быстрее и легче, а сами они стали более четкими и ясными.
Перо в виде пера – редкость. Им писали, держась за само перо, как говорят в Питере, без вставочки, и оно всего 3см. в длину.
Перо «Голгофа»
Затрудняюсь сказать, на каком документе я бы поставил подпись этим пером
Перо «Голгофа»
Святой Геогрий
Святая Одилия – Покровительница Эльзаса
Sainte Odile
Перо «Пётр Великий» 1910 года. Двухсотлетие военной операции русской армии в ходе Северной войны против шведских войск, оборонявшихся в Риге. В результате город был взят русскими войсками. Кстати, в этом же 1910 году увидел свет немой короткометражный фильм «Пётр Великий».
Пётр Великий
Благородное перо «Александр II»
Александр «освободитель»
2018 год для Александра Николаевича юбилейный — 200 лет со дня рождения
Александр II
Особой эстетикой отличается перо «19 февраля 1861 год всё тот же А II» и отмена крепостного права в России. Невероятно красивое перо. Оно делалось разными перьевыми гигантами, при абсолютно точном сохранении потрясающего дизайна.
Отмена крепостного права 19 февр 1861
Перед вами персона Стефануса Йоханнеса Паулуса Крюгера, он же Пауль Крюгер, он же Дядюшка Пауль. Англо-бурская война 1899–1902 год.
Paul Kruger
Двуглавый российский орёл на пере Балкан второй половины XIX века.
Перо Балканъ
Редкий экземпляр — перо «Слава России 1877–1878 годы» — Русско-турецкая война. Редкое тем, что заказано у фирмы Саммервиля. Заказчиком, как можно увидеть на пере, выступил ВФК — он же Василий Федорович Карнац, купец первой гильдии, небезызвестный основатель первой Русской паровой карандашной фабрики.
Слава России
В этот же ряд встаёт и перо генерал Скобелев.
Скобелев
«Адмирал Макаров» — Порт-Артур, Русско-японская война.
Адмирал Макаров
Вот странное перо, в коллекциях не встречается, его, видимо для себя, заказал купец первой гильдии Михаил Гавриилович Кувшинов — владелец крупнейшей в России писчебумажной фабрики. И на этом пере имеется, я бы сказал, нетипичный барельеф Наполеона.
Napoleon III
В 1872 году Бисмарк с Горчаковым организовали в Берлине встречу трёх императоров — германского, австрийского и российского, и вот вам перо «Бисмарк».
Bismarck
1888 год — страшная трагедия близ станции Борки, где потерпел крушение императорский поезд, в котором находились Александр III с семьей. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы, высочайшие особы уцелели, и в память о чудесном спасении императорской семьи был возведен не только храм, который впоследствии был уничтожен, но и изготовлено перо, которое каким-то чудесным образом сохранилось, и это одно из самых редких перьев — вот оно!
В память чудесного спасения
А вот знаменитое перо — «Русско-французское рукопожатие 1897 года». Николай II направил президенту Французской республики Фору собственноручное письмо, в котором приглашал посетить Россию в августе 1897 года. И вот 11 августа эскадра Фора вошла в порт Кронштадта. Николай II и императрица Александра Федоровна лично встретили Фора и вместе с ним прибыли на яхте в Петергоф.
Русско-Французский союз
Перо «Данте» Перо «Шекспир» Перо «Шиллер»
Данте Шекспир Шиллер
Пиноккио
«Эйфелева башня» «Братья Монгольфье» Великий «Жюль Верн» Перо «Россини»
Наука исскуство и культура
Скажите, вы и вправду полагали, что пять линеек нотного стана Чайковский, Бородин или Рахманинов рисовали, пять раз проведя пером через каждые два с половиной миллиметра? Конечно, нет. Вот оно — нотное перо!
И это «чудовище» — тоже перо …
Бухгалтерское перо
Оно поселилось в моей коллекции, неуклюже потеснив изящных соседей. И это очередной прорыв. Excel XIX века — одно движение этого великана, и таблица в бухгалтерской книге или на чертёжном листе в инженерном бюро готова.
Перед вами первый паровоз Стефенсона.
Паровоз Stephenson
А вот редкое перо английских мастеров — «Адмирал Нельсон».
Адмирал Nelson
Baionnette
А как вам перо Гарибальди
Garibaldi
Дивная эстетика этих миниатюрных произведений искусства не может оставить равнодушным никого. Ими были зафиксированы важнейшие документы эпохи, подписывались судьбоносные протоколы и меморандумы, были оставлены тайные любовные знаки. Что сейчас хранили бы мы в государственных архивах, не будь изобретено перо? И вот так просто взять и всё это забыть? Россия в последней четверти XIX столетия с опозданием от остального мира лет эдак на 50 стала производить собственные перья. Но какие это были перья!
Перо «Иоанн Кронштадтский» и «Толстой» — в своей коллекции я их наконец-то примирил, хотя на деле это невозможно.
Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой
Перо «Пушкин». Любопытно, что на одном пере Александр Сергеевич с бакенбардами, на другом, как будто, без.
Два Пушкина
И. Тургеньев и А. Мицкевич
Перо Аделина Патти и оно прекрасно, как её голос, как Алябьев, как русский соловей.
Аделина Патти
Перо Россия
В Российской империи было несколько фабрик по производству стальных перьев. Самая крупная принадлежала «Русскому обществу для производства стальных перьев» в Риге. На пятый год своего существования фабрика производила до миллиона перьев в день! Действовала с 1895 по 1916 год.
Удивительные перья хранят живую память прошлого. Вместе с тем они сами достойны изучения и обобщения.
И ИМЕННО ВАМ — мне хотелось сегодня показать эти маленькие произведения искусства и рассказать о них… Они этого достойны.
Вот такая она история — история в перьях. Вот такие они перья в истории.
Перья каких птиц использовали раньше для письма?
На Руси в основном использовались гусиные и лебединые перья. Перья левого крыла считались наиболее удобными для правши. Использовались маховые перья. От одного гуся пригодны для письма не более 10 перьев.
Подготовка и заточка пера (очинка или очин) - это большое искусство. Для этого используется остро заточенный (как бритва) перочинный нож (в последствии это название перешло ко всем карманным складным ножам). Процесс включал следующие операции:
1) удаляется часть нижних бородков (тонкие веточки пера), чтобы удобно было держать перо в руке.
2) перо вываривается в щелочном растворе (для обезжиривания).
3) перо закаливается в горячем песке.
4) далее делается очинка (её делали по горячему перу, а расщеп, когда перо остывало)
От правильной очинки зависело качество письма. Поэтому профессия очинщика перьев была востребованной. Для письма брались сразу несколько перьев, которые менялись по мере стачивания. Писать было удобней на наклонной плоскости (*Может кто-то помнит наклонные парты в школах*). Писать можно было лишь на хорошо проклеенной бумаге. Гусиные перья при письме сильно скрипели. При малейшей неточности могли разбрызгиваться чернила. При сильном нажиме кончик пера сильно раскорячивался и быстро стачивался. Перед письмом перья обмакивались в чернильницу-непроливашку. По некоторым данным одного обмакавания могло хватить на страницу текста. Быстро писать гусиным пером не получится.
Точных данных, сколько могло служить одно перо без очинки, найти не удалось (*можно устроить натурный эксперимент:)*). По-видимому, всё зависело от претензий к качеству письма. Каллиграф мог менять перья чаще. В среднем (при регулярном письме) перо служило не более недели. Далее оно подвергалось очинке.
Перья птиц для письма использовались в VII - XIX веках, до массового распространения металлического пера. В принципе, металлические перья были известны ещё с времен Древнего Рима, но они были очень дороги.
Впервые использование для письма гусиного пера зафиксировано в Севильи около 600 года.
Гусиное перо стало символом литературного творчества и поэзии.
Но для письма использовались не только гусиные перья. Просто гусиное перо лучше подходило для письма из всех домашних птиц. Но для письма использовались также перья лебедя, ястреба, пеликана, ворона (не путать с вороной), утки, павлина и страуса. А некоторые каллиграфы предпочитали перья тетерева.
Кстати, некоторые современные каллиграфы считают, что металлические перья мертвы, и по старинке используют перья птиц.
В арабском мире и Византии в древности для письма и рисования использовали тростниковое перо - калам (по-арабски kalam, а по-гречески kalamos - стебель, тростник). Кончик калама расщепляли таким образом, что правая сторона была вдвое шире левой (для правши).
Читайте также: