Красота застывшая в металле

Обновлено: 22.01.2025

Изделия, выполненные в технике художественной ковки, часто называют «красотой, на века застывшей в металле». Они обладают какой-то особой энергетикой, наполняющей окружающее пространство и погружающей в глубины душ своих творцов. В подобном окружении и дышится легко, и хвори проходят быстрее, и желание жить становится неудержимым. Собственно, этим и объясняется возросшая популярность этого вида декоративного искусства в настоящее время, который был востребован всегда, но доступен лишь избранным.

Современный уровень развития технологий ковки позволяет максимально снизить себестоимость конечной продукции без ущерба ее художественной ценности. Каждый желающий может приобрести уникальные элементы интерьера, ограждения, мебель, малые архитектурные формы и прочие вещи, которые сделают среду обитания эксклюзивной и неповторимой.

Кликните по ссылке ковка-в-москве и перейдите на корпоративный сайт, пожалуй, самой известной на Москве производственной мастерской, в которой собраны лучшие российские художники по металлу. Их произведения известны далеко за пределами страны и охотно раскупаются коллекционерами и музеями по всему миру.

Кованая мебель французского стиля

В интерьерах, оформленных во французском стиле, кованая мебель присутствует повсюду. В гостиных стоят пуфики и кушетки, в спальнях - кровати и вешалки, а в кухнях – разнообразные стеллажи для утвари. Легкая и воздушная, как будто невесомая, она охотно пропускает взгляды сквозь ажурные переплетения металла, и неизбежно заставляет их возвращаться, чтобы в очередной раз восхититься работой мастера.

На тему любви французов к кованой мебели, в частности, к кроватям существует много шуток, смысл одной из которых состоит в том, что другие материалы попросту не выдерживают силу истинной национальной страсти. Природная пластичность металла позволяет создавать самые разнообразные сюжеты, причем, не только в черных красках. С помощью современных технологий металл не только приобретает антикварный вид и благородные оттенки, но и становится неожиданно теплым по тактильным ощущениям.

Ранее классический черный цвет предавало металлу прокаливание в масле. Сегодня с помощью порошковых красителей получают любые требуемые оттенки. Эффект «старого серебра» или «потускневшего золота» достигается покрытием никелем и латунью. Получается просто шикарно красиво, но настолько же и дорого. Специальная инновационная обработка железа удаляет неприятную холодность металла.

В прошлом художественной ковкой славились австрийцы, немцы и чехи, но как традиционная часть национального стиля она сохранилась только во Франции. Более этого, является обязательным атрибутом каждого французского дома, а для поклонников романтического стиля стала почти фетишем.

Кстати заметить, для этого направления характерна визуальная случайность, импровизация и кажущаяся беспорядочность. Управляемый, а чаще неуправляемый хаос также является неотъемлемой частью истинно русской души.

Красота застывшая в металле. Стили художественной ковки


Ковка появилась еще в каменном веке, когда человеку необходимо было обеспечивать себя самыми необходимыми вещами. Именно поэтому кузнечное дело по праву считается одним из самых древних ремесел. Во время археологических раскопок на территории всего земного шара находят множество изделий, изготовленных ручной ковкой, и это, как правило, предметы украшений. Самые древние из них относятся к 6 веку до н.э. Сначала это были изделия из золота, потом из серебра и меди. Однако из этих металлов нельзя было изготавливать оружие, предметы обихода и орудия производства. Эра кузнечного дела началась, когда человек научился плавить, лить и ковать металлы.

Образы героев-кузнецов существуют в эпосах, сказаниях, былинах и мифах практически всех стран. Вспомните греческого бога-кузнеца Гефеста, римского Вулкана, германского Виланда, финнского Ильмаринца, русского Сварога, бурятского Гэсера, скандинавского Мимира, кельтского Гонбина.

Кузнечное дело всегда было очень популярно. Не случайно поэтому, что даже многие известные исторические личности были увлечены кузнечным делом. Первый президент Америки Джордж Вашингтон, например, в свободное время любил ковать, а итальянский диктатов Бенито Муссолини не только любил ковать, но и часто позировал перед камерами с молотом в руках. Французскому королю Карлу 9 удалось оставить после себя уникальную коллекцию замков и ключей, выкованных собственноручно. Людовик 13 проводил всё своё свободное время в кузне, а Людовик 14 даже организовал себе кузню в Версальском дворце. Иван Грозный также был большим любителем художественной ковки, а Петр 1 лично ковал якоря для российского флота. Интересно также отметить, что правители многих стран Азии и Африки выбирались из претендентов, наиболее талантливых в кузнечном деле.

Традиции кузнечного дела передавались и совершенствовались из поколения в поколение. Сначала это было ремеслом, потом кованые изделия становились всё более разнообразными и совершенными, художественная ковка постепенно превратилась в искусство, которое никогда не станет ширпотребом. Оно индивидуально и неповторимо, а красота, застывшая в металле, вечна.

Основные термины

Как и в любом деле, в кузнечном ремесле также имеются свои термины, некоторые из которых неплохо бы знать для общего развития.

Для изготовления кованых изделий часто используется прут и полоса. Прут является металлической заготовкой соответствующей формы и имеет круглое сечение. В процессе ковки он приобретает необходимую форму и фактуру, а концы его обрабатываются и формируются. Полосой называют профиль, имеющий прямоугольной поперечное сечение. Торсировка – это прут, перекрученный по оси. Кольцовка охватывает несколько соприкасающихся элементов неким хомутом и является чисто декоративным элементом.

Завиток как основной узор художественной ковки

Узоров в художественной ковке великое множество. Самым распространенным из них является завиток. Стоит отметить, что завиток используется и в вышивке, и в резьбе по дереву, и в архитектурных деталях, и в ювелирных украшениях, керамике и чеканке. Наше человеческое сознание использует этот символ для абстрактного изображения окружающего нас мира, хотя в природе завиток как таковой встречается крайне редко. Являясь символом жизни и движения, и имея начало и конец в отличие от круга, завиток всегда изображает живую и подвижную форму. Завиток встречается в орнаментах разных времен и народов. Однако они отличаются по плотности спирали, толщине и характеру линий. Это различие в подобном по-разному отражает художественные образы в разных стилях и эпохах: в античном прикладном искусстве и архитектуре, в орнаментах древнего Вавилона и византийских храмов, искусстве древнего Китая, Вьетнама, Индии и американских индейцев. Славянские народы часто использовали завиток в изображении животных.

А вот африканская культура обошла завиток стороной. Африканскому искусству свойственны конкретные образы людей и животных, а в орнаментах используются прямолинейные геометрические формы. Множество народов, населяющих африканский континент, как будто бы игнорировали завиток. Это является существенным отличием искусства стран Африки от других континентов.

Даже мощнейшее искусство древнего Египта не использовало завиток в качестве элемента художественной композиции. Он имел какое-то сакральное значение и применялся только в рисунках амулетов совместно с изображением глаза.

Библия называет основателем кузнечного ремесла потомка Адама – Тувалкаина. Древние кузни изображались и на античных вазах 6 века до н.э. Интересно, что их технология ковки не отличалась от современной, они также использовали молот, наковальню и клещи. Художественная ковка появилась гораздо позже. До нас дошли кованые решетки, датируемые 7 веком н.э., и главным художественным элементом этих решеток является уже знакомый нам завиток.

Хотелось бы рассмотреть, как изменялся завиток вместе с изменением художественных идей и мировоззрения людей в Европе в период с раннего средневековья до современности. Ведь различным стилям изобразительного искусства присущи различные формы и линии завитка. Он разветвляется, закручивается и раскручивается, обрастает деталями, деформируется и изламывается, приобретая самые причудливые очертания, и всё это на протяжении последних десяти столетий.

Романский стиль 11-13вв

Всю поверхность решетки заполняют завитки, но не хаотично, а строго организованно. Конструктивную основу создают четкие, вертикальные линии. Пруток, из которого делались завитки, имеет прямоугольное сечение. Завитки разветвляются из одного корня, поэтому его основание часто перехватывалось хомутом. Завитки, как правило, симметричны, разнообразны по размеру, часто имеют в середине цветок.

Готика середина 13в – начало 16в

Готический стиль характеризуется геометричностью. Его основой является готический орден, состоящий из окружностей, которые и создают присущие этому стилю формы. Этим формам завиток чужероден, поэтому в готических решетках его практически нет. Справедливости ради стоит отметить, что оформление дверей готических соборов содержат завитки, но это не более чем отголоски романского стиля. Готическим решеткам также присуща основа вертикальных линий, применялся пруток сложного профиля.

Ренессанс (Возрождение) 16-17вв

Ренессанс опять возродил завиток, который стал основным элементом художественной ковки, но пруток использовался уже круглого сечения. Решетки на окна эпохи ренессанса гораздо сложнее романских решеток. Начали использовать прием прошивки, когда спирали завитков пересекались между собой. В орнамент из завитков вплетаются плоскостные элементы, имеющие расходящиеся и утончающиеся в конце усы в виде завитков.

Классицизм 17-18вв

Вторая половина 17в характеризуется увлечением античным искусством, поэтому в архитектуре и художественной ковке ярко проявляется классический стиль. Завиток опять перестает нести главную изобразительную нагрузку. Кованые изделия приобретают скульптурные формы с использованием чеканки и литья. На них и делается основной акцент. Присутствуя в классических композициях, завиток приобретает вытянутую овальную форму, используется пруток прямоугольного сечения.

Барокко 18в

Стиль барокко развивает идеи стиля классицизм, но из изобразительного ряда барокко исчезает военная атрибутика. Кованые решетки приобретают пышные формы, а завиток – характерные изломы и гребни. Он усиливается дополнительными листьями и цветами, опять приобретая доминирующее положение. Характерной особенностью барокко является появление двух завитков из одного центра. Середина каждого завитка плотно скручена и выступает над общей плоскостью. Пруток используется более сложного рельефного сечения.

В середине 18в барокко преобразовалось в рококо. Завиток приобретает изломанную форму и заканчивается веточкой или хвостиком. Рисунок начал располагаться под углом к вертикали, порой и вообще ассиметрично. В рококо нет прямых линий, все линии изгибаются и извиваются. В решетках рококо отсутствуют крупные композиционные акценты, поэтому они напоминают ковер из равномерных завитков.

На смену рококо приходит вторая волна классицизма, вернувшая завитку мощную и развитую форму. Гребень завитка исчезает зато появляются различные литые рельефы и розетки. Иногда завиток принимает прямоугольную, созвучную меандру, форму. Бывает, что и меандр принимает округлую форму. Кованые решетки эпохи неоклассицизма имеют простую и четкую геометрию, сочетают активные толстые и изящные тонкие линии, включают много рельефных форм. Пруток имеет прямоугольное сечение.

Вначале 19в появляется стиль ампир, которому завиток как декоративный элемент чужд. Этому стилю присущи простые линии и военная атрибутика. Ковка этого периода малоинтересна и невыразительна.

Историзм 19в

Ампир сменился историзмом, совместив в себе классицизм, барокко и рококо. Завиток опять приобретает главенствующую роль в композиции. Решетки имеют линейную композицию стилей барокко и рококо, но гребни на завитках отсутствуют, зато есть акантовые листья и венки стиля классицизм.

Модерн конец 19в – начало 20в

Модерн характеризуется новой яркой изобразительной идеей, подойдя к завитку многопланово. Растительный модерн обходится практически без завитка, или заменяет его ломаными формами. Геометрический модерн включает завиток в композицию по мере необходимости. Иногда завиток является основным художественным элементом, а иногда заполняет собой всё пространство. Форма завитка традиционна, как в романском стиле, стиле ренессанс или классицизм. Стиль модерн обогатил художественную ковку новыми приемами, которые используются и по сей день.

Арт деко 20в

Стиль арт деко тяготеет к конструктивизму. Он геометричен и симметричен. Арт деко не всегда включает завиток в свои композиции, но если он есть, то несет основную смысловую нагрузку. Завитки соединены между собой под резкими углами и ломают плавность линий. Кроме того, завитки приобрели волнистость форм. Арт деко декорирует поверхность металла фактурами и текстурами. Некоторые композиции так перегружены завитками, что они превращают композицию в фактурную и текстурную поверхность.

В этот период был сделан огромный шаг вперед в развитии художественной ковки. Вещи отличает высокий уровень мастерства и применение новых кузнечных технологий, соединяющие в себе огромное количество разных по величине деталей.

Художественная ковка прошла через множество эпох и стилей, беря из них все самое лучшее. Применение практических знаний и новейших современных технологий дает возможность художнику-кузнецу творить и совершенствоваться в своем мастерстве. Мы применяем их творения в быту. Они гармонично украшают фасады и внутренние помещения зданий, являя собой самостоятельные произведения искусства. А новые виды обработки металла, такие как газовая, автогенная и электросварки, расширяют художественные возможности современных мастеров.

Интересные факты

Вездесущие и любознательные американцы высчитывали себестоимость кузнечных изделий. Было установлено, что один удар молотом молотобойца стоит один доллар, а один удар молотом кузнеца стоит десять долларов. Несоответствие стоимости и энергозатрат объясняется просто. Молотобоец просто применяет в работе физическую силу, в то время как кузнец знает, куда и как ударить молотом, определяя силу удара, создавая при этом законченное художественное произведение.

Сельская кузница никогда не имела окон. Объясняется это просто. Закаливая готовое изделие, необходимо было строго выдерживать температуру нагрева. Она определялась по цветам каления, которые в полумраке легко было видно.

Красота, застывшая в металле


Именно так можно назвать изделия, выполненные самым распространенным способом художественной обработки металлического материала — способом художественной ковки. Тысячи лет человек делает кованые изделия, в которых сочетается эстетика и прочность, и пользуется ими. Пожалуй, именно эти качества «металлического кружева» позволили древнему ремеслу не просто пережить века, но и на протяжении долгих лет оставаться популярным занятием.

О том, что художественная ковка — интересный и полезный промысел, не понаслышке знает дорогобужанин Сергей Пестрецов, который увлекается этим ремеслом уже более пяти лет. За это время у современного кузнеца накопилось немало кованых работ. Удивительно то, что это не привычные для всех предметы интерьера и бытовые изделия вроде подставок под цветы, скамеек и садовых решеток, а необычные авторские арт-объекты, которые,«поселившись» на загородном участке семьи Пестрецовых, превратили его в мини-музей.


Прогуливаясь по садовому участку Сергея Пестрецова в деревне Ново-Михайловское, среди деревьев и кустарников можно неожиданно встретить кованых оленей, огромную стрекозу, осла с каретой, громадного сказочного змея, металлическую избушку на курьих ножках и многое другое. «Мне всегда нравились изделия, выполненные в технике художественной ковки, и пять лет назад я решил самостоятельно научиться ковать. Все началось с мелочей, но вскоре, изучив азы ковки, я решил сварить что-нибудь большое». Проволока, сварочный аппарат, немного фантазии и времени — арт-объект готов. Сейчас о процессе создания сказочных персонажей из металла Сергей рассказывает так, но не утаивает, что мастерству предшествовали долгие часы тренировки. «Перепробовав разный материал, я понял, что подобные предметы искусства лучше всего делать из простой металлической проволоки. Поначалу я гнул металлический материал вручную, со временем, чтобы облегчить себе труд, изобрел специальные станки. Для сварки использую сварочный аппарат полуавтомат. Художественный образ будущего изделия рождается в процессе работы. Когда держишь в руках проволоку, начинаешь ее гнуть, тогда только и понимаешь, какая фигура может получиться из этого куска металла».

Создает архитектурные объекты Сергей­ прямо на дачном участке по вечерам и в выходные дни. Летом — под навесом, зимой — в гараже. Первым появившимся на свет арт-объектом стал металлический благородный олень, который на протяжении пяти лет радует глаз хозяев и поражает гостей дома. Но, пожалуй, самое большое удивление вызывают авторские драконы, сделанные из множества маленьких серебристых чешуек. Глядя на них, понимаешь, что работа в технике художественной ковки — дело непростое. Alloescort . «Дракон — самая долгая и кропотливая из всех моих работ, ведь каждую чешуйку я вырезал вручную, а после множество маленьких деталей приваривал в единую композицию. На эту работу ушло четыре месяца. Именно драконы являются моими самыми любимыми коваными персонажами, но сейчас, спустя время, я понимаю, что сделал бы их немного иначе».


За годы увлечение ремеслом превратилось в настоящее мастерство, и работы Сергея можно назвать уникальными произведениями искусства. «Художественная ковка — занятие непростое, оно требует осторожности, хорошего глазомера, аккуратности и затрат. Одно время я пробовал работать с деревом, сделал мельницу, но понял, что работа с металлом — это мое. Я пробовал ковать подставки под цветы и разные элементы декора, но больше всего люблю создавать металлических животных».

Одна из недавних работ Сергея — медведь, ставший своеобразным символом деревни Ново-Михайловское. Он стоит на деревенской спортивно-игровой площадке и приветствует жителей и гостей деревни. «Мы давно думали о том, что у деревни должен быть свой символ. Идея поставить на площадке медведя пришла нам с Главой Михайловского сельского поселения Александром Кулешовым. Мы считаем, что медведь, как исконно русское, сильное и статное животное, достойно быть символом». По словам художника по металлу, на создание­ авторского медведя ушло две недели и 400 метров проволоки. Желая довести арт-объект до совершенства, Сергей переделывал несколько раз морду животного. Все труды мастера не прошли даром, ведь результат налицо: кованое произведение искусства — гордость мастера и настоящее украшение игровой площадки. «Выставлять свою работу на всеобщее обозрение для меня было волнительно, но я рад, что медведь всем понравился, пусть радует селян, а мы будем ухаживать за ним, чтобы не терял вида». Такие металлические арт-объекты прекрасно переносят смену погоды, им не страшны дождь и снег, потому как каждое изделие тщательно обрабатывается специальным лаком, что позволяет им сохранять прекрасный вид долгие годы.


Настоящие мастера говорят: «Я учусь до сих пор». Сергей из числа таких мастеров. Он старателен и самокритичен, но с легкостью загорается идеей и всегда вкладывает душу в свою работу, а в результате испытывает неповторимое удовлетворение от созданного им шедевра.

Читайте также: