Когда появилась гравировка по металлу
Гравировка – один из древнейших видов художественной обработки металла. Филигранное искусство превращать металл в своеобразный холст и наносить на него сколь прекрасные, столь и вечные картины посредством простого резца знакомо нашим предкам с давних времен.
Прообраз гравировки – выбитые на камне рисунки и письмена эпохи Каменного века. С открытием металла природная тяга людей к прекрасному, побудила применить этот прием уже на более податливом материале, украсив его разнообразными узорами. В основном, эти выцарапанные на медных украшениях, посуде и оружиях узоры обозначали принадлежность человека к тому или иному родовому племени.
Позже, когда техника гравировки совершенствовалась, и вместо зубил стали использовать специальные резцы – штихеля, на меди, латуни, золоте, серебре и бронзе вырезали различные узоры, которые впоследствии заполняли другим материалом. Эмалью, чернью, золотой и серебряной проволокой. Таким образом, искусные мастера могли создавать полноцветные яркие рисунки, по количеству цветов ничуть не уступая живописцам.
Самые древние изделия из золота, серебра и меди были найдены при раскопках городов Шумера, государства в южной Месопотамии середины 3 тысячелетия до нашей эры. Кинжалы, кубки, боевые доспехи из золота и серебра украшены симметричными изображениями животных и людей техникой ковки, гравировки, припоя и филиграни.
В эпоху Древнего Египта колоссальное значение придавали изделиям из золота. Благородный металл считался символом бога Солнца Ра. Различные изделия из него датированные 2780 – 2280 годами до нашей эры обильно украшены узорами, выполненными в технике гравировки. Знаменитая золотая гробница Тутанхамона, бронзовые чаши, медные и золотые браслеты и серьги свидетельствуют о высоком развитии металлургии.
Во времена Античного мира роскошь и великолепие Римской империи создало колоссальное количество изумительных по красоте домашней утвари, сосудов для питья и ритуальных блюд. В основном они были изготовлены из меди, бронзы и серебра, и богато декорированы растительным узором, натюрмортами, сценами из жизни богов. Зачастую на одном предмете можно было увидеть все методы художественной обработки металла, которыми владел мастер. Литье, эмаль, насечка, гравировка.
Средневековье – время расцвета работ по металлу. В это время штриховую гравировку стали активно применять на кольцах. Считалось, что надпись выполненная на внутренней стороне кольца – надежный способ увековечить любовное или деловое послание. Также, техника оборонного гравирования выступила сольно, украсив доспехи, медную утварь, латунные надгробия, динандери.
В эпоху Барокко главенствовало литье и чеканка. Однако, гравировка тоже получила второе дыхание. На сервизах, кружках, медных абажурах и литых украшениях наряду с чеканными цветочными орнаментами посредством оборонной гравировки выполнялись дарственные надписи, латинские изречения и вензеля.
Семидесятые годы 18 века характеризуются сдержанным декоративным оформлением и спокойными гладкими поверхностями, украшенными изящными и строгими узорами штриховой гравировкой. Примерно в это время для выполнения гравировки стали применять машины. Эстетика машинной гравировки формировалась постепенно. Сначала почти всю поверхность изделия покрывали идеально прямыми линиями, геометрическими кругами и дугами. Эта техника получила название гильоширование и в начале 19 века практически полностью вытеснила ручную гравировку.
Однако ручная гравировка уступив место станкам, не сдавала своих позиций в области гравирования оружия. Золинген и Клингенталь – Германские города, центры выделки знаменитого европейского декорированного оружия. Именно отсюда во дворцы венценосных особ отправлялись искусно выгравированные сабли, мечи, ножи, кинжалы и шпаги. Основным инструментом у немецких мастеров была игла. Классическая техника гравировки, которую они использовали, выглядела следующим образом: на всю поверхность клинка наносили киноварь, а затем рисунок тщательно процарапывали иглой и вытравливали. В результате выходили тончайшие кружевные узоры, изящные готические миниатюры и стилизованные растительные орнаменты, моментально удорожая клинок в десятки, а то и в сотни раз.
В декабре 1817 года из Золингена в город Златоуст Уфимской губернии на Златоустовский оружейный завод был приглашен немецкий мастер Николай Шаф. Вместе со своим сыном, Шаф передал русским ученикам все секреты своего мастерства. Один из учеников – Иван Бушуев усовершенствовал технику немецких мастеров, вместо иглы вооружившись кистью. Рисунки выполненные таким способом обретали удивительную глубину и рельеф. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, относить этот вид искусства к гравировке или нет, поэтому его называют просто – златоустовским. Именно с этого момента ведет отсчет знаменитая на весь мир русская техника гравировки по стали.
С помощью нового метода стали украшать не только оружие, но и столовые приборы, часы, домашнюю утварь, дамские украшения. Русские мастера, усовершенствовав технику, видоизменили и классические узоры. Рисунок обрел динамичность, композиционную завершенность, разрозненные детали сложились в единый орнамент.
В наше время широко развилась отрасль машинной гравировки. Помимо изготовления ювелирных изделий, гравировальные машины проникли и в машиностроение, и в промышленное производство различных металлических изделий. Однако, в связи с этим, сейчас особенно высоко ценится ручная гравировка. Ювелирные изделия, коллекционное оружие, шкатулки, различные сувениры украшенные ею моментально становятся произведением искусства, уникальным штучным товаром, доступной и благородной роскошью.
Искусство гравировки: второе дыхание
Техника гравирования вручную при помощи резцов-штихелей — редкая, стремительно исчезающая техника. Когда-то она была едва ли не единственным способом нанести на металлическую поверхность изображение или рельеф. Техника эта требовала от мастера искусности и упорства, подготовка инструментов для выполнения гравюр и рельефов на металле сама по себе была сложна и кропотлива. Правильно заточенный и отполированный до блеска инструмент оставлял на металле зеркальный след, который отражал лучи света и создавал мерцающее, бликующее множеством искр изображение.
С появлением фрезерных и лазерных станков, технология ручной гравировки начала увядать.
В современном мире технология лазерной гравировки почти полностью вытеснила это древнее искусство. Лазер прост и быстр, выжигая несколько микрон с поверхности металла, он за несколько минут способен нанести на поверхность изображение или надпись. Изображение, нанесенное лазером — это всегда черная шершавая картинка, на которой легко угадываются "пиксели" (лазер "выстреливает" в поверхность металла точечно, и набор выстрелов-точек создает единое изображение), однако скорость и широкие возможности использования сделали эту технику невероятно популярной.
От современных ювелиров порой можно услышать, что техника ручной гравировки металла — наследие каменного века, и современные технологии вполне заменили долгий и кропотливый труд мастера гравера, но так ли это? Бережно хранимое редкими мастерами искусство ручного гравирования по металлу до сих пор живо и приносит дивные по своей красоте плоды. Покинув утилитарную сферу, техника гравирования на металле сохранилась там, где создаются предметы искусства и ценится уникальный почерк мастера.
В наш быстрый и рациональный век уникальность нередко променивается на технологичность, но мастера традиционных техник превращаются в хранителей редкого и таинственного мастерства.
Итальянская компания Buccelatti без малого два с половиной столетия хранит техники нанесения на украшения тончайших узоров и штрихов, которые ловят свет и возвращают его тысячами бликов. Дом Buccelatti создал и бережно хранит технику "живой ткани" — нанесенные на украшение тончайшим резцом штрихи имитируют переплетение нитей ткани настолько натуралистично, что перед зрителем предстает иллюзия шелковых украшений: колец, браслетов, часов и колье. Мастеров дома Buccelatti по праву принято считать виртуозами в искусстве гравирования по металлу. Тонкой гравировкой ювелиры этого дома покрывают свои изделия, под их рукой на поверхности украшений появляется живой искристый рельеф.
На поверхность браслета при помощи тонких резцов нанесена текстура, имитирующая ткань.
Каждая грань на ячейках браслета срезана гравером под углом к центру, чтобы отражать и переотражать падающие на металл лучи света.
Эти часы пример виртуозного исполнения сразу в нескольких техниках: рельефный орнамент, технология нанесения текстуры тончайшими штрихами и традиционная техника нанесения линейного орнамента.
Работу дома Buccellati отличает внимание к самым крошечным деталям.
Технология гравировки находит применение и в менее традиционном искусстве. Киевская мастерская Messer Engraving наносит сложнейшие орнаменты на. детали мотоциклов, создавая таким образом уникальные произведения мотоискусства.
Вот так мастера Messer Engraving описывают свою работу: " Наша работа — превращать куски метала в произведения исскуства, придавая ему характер, подчеркивая индивидуальность. Мы заставляем металл оживать."
Еще один виртуоз резца — мастер из Америки Сэм Альфано, создает тончайшие узоры на ювелирных украшениях, оружии, монетах и даже головках булавок при помощи традиционных ювелирных резцов-штихелей под микроскопом. В его работах традиционные орнаменты и безукоризненная техника.
Гравировка на помолвочном кольце. Ширина некоторых поверхностей не больше полутора миллиметров.
Декор в виде виньеток на монете достоинством в один цент.
Создатели уникального оружия и по сей день предпочитают ручное гравирование машинному. Декоративная вставка на рукояти выполнена Сэмом Альфано.
А это орнамент, выгравированный Сэмом Альфано на булавочных головках.
Технология ручной гравировки в руках настоящего мастера позволяет cоздавать живые дышащие изображения и превращать бытовые предметы в предметы искусства.
История гравировки в древнем мире
Каждому современному человеку известно искусство лазерной гравировки, но задумывались ли Вы откуда к нам пришло искусство создавать рисунок на поверхности? И как давно оно появилось?
Историки говорят о том, что гравировка появилась в древнем Ираке, а именно в историческом регионе под названием Месопотамия.
Междуречье, как его еще называют, славилось бесчисленным количеством глиняной посуды, изделий из меди, серебра и золота. Также встречались гравировки на доспехах и посуде. Сюжеты гравировки достаточно интересны. На них изображались мистические, ритуальные и мифологические картины.
Затем гравировка появляется в Китае. Наибольшую популярность имела гравировка печатей. Ее история в этой стране насчитывает около 3500 лет. Такой печатью обладал каждый высокопоставленный чиновник, т.к. она символизировала власть и полномочия. Но стоит отметить, что и у обычных людей были такие атрибуты.
Интересно то, что печати изготавливались из самых разных материалов от дерева до драгоценных камней. Выбор материала зависел от статуса человека, которому она принадлежала.
В древнем Египте была очень популярна гравировка на золоте. При раскопках гробниц были найдены различные ожерелья, серьги, предметы обихода, чаши, кубки с замысловатой гравировкой. Стоит отметить, что золото в древнем Египте имело мистический характер т.к. символизировало солнце, а именно Бога Ра, этим объясняется такая распространенность этого материала.
Наши клиенты
Ответы на часто задаваемые вопросы
Как долго продержится лазерная гравировка?
Процесс гравировки – это прожигание верхнего слоя изделия. Так как лазер снимает (выжигает, испаряет) часть поверхности, делая углубление, такой рисунок будет храниться очень долго.
Какой срок выполнения заказа?
Лазерная гравировка не занимает много времени при условии, что в офисе нет очереди. Гравировка на единичном изделии при готовом макете делается в течении 15 минут в присутствии клиента.
Как делается русификация клавиатуры?
Процесс целиком и полностью автоматизирован и абсолютно безопасен для ноутбука. Гравируется оригинальный шрифт. На клавиатурах с подсветкой русские буквы также будут светиться как родные. Есть варианты с самыми разными языками — и форматами раскладок.
Можно ли сделать гравировку на стекле?
Можно. Гравировка делается на стекле, на хрустале, на зеркалах, на оргстекле. Можно делать любое нанесение от текста до логотипа. Специальное оборудование для такой гравировки находится в одном из наших офисов на Рязанском проспекте.
Как правильно делать макет для гравировки?
Программа для гравировки видит картинку в черно-белом цвете. Любой оттенок будет гравироваться черным, кроме чисто белого. Макеты для гравировки принимаются в электронном виде. Можно выслать на почту или принести с собой на любом электронном носителе. Если это просто текст или цифры, то наши специалисты сделают макет при вас, помогут подобрать подходящий шрифт.
Когда появилась гравировка по металлу
ИСТОРИЯ ГРАВЮРЫ НА МЕТАЛЛЕ
История гравировки по металлу насчитывает не одно тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с искусной гравировкой, выполненной кавказскими художниками граверами еще в начале первого тысячелетия до новой эры. В основном это оружие — боевые топоры и кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.
Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и других городов оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах. Неповторимым своеобразием отличались медные Павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок, журавлей, всадников и скоморохов, украшая их резцовой гравировкой.
Существуют две основные техники гравировки — штриховая гравировка и обронная резьба. В штриховой гравировке на поверхность металла наносят порезки в виде контурных линий и штрихов. Обронная резьба представляет собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов.
Резцовая гравюра на металле появилась в середине XV века. Долгое время считалось, что изобретателем этой техники был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра , первая гравюра которого датируется 1458 годом; но эта теория была опровергнута более ранними экземплярами. Ныне древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году. А первым, хотя и анонимным, наиболее заметным мастером резцовой гравюры является «Мастер игральных карт», работавший в Базеле и в верховьях Рейна.
При выполнении резцовой гравюры мастер брал ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона наносил рисунок, который затем проходил уже более основательным инструментом – резцом или штихелем.
Эмаль по гильошированному фону (эмаль по гильошировке , гильоширу , гильошированная эмаль) - это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают на золоте или серебре, а с начала 20 века для изделий стали применять красную медь.
Эмаль " гильоше " получила свое рождение в 18 веке во Франции. В России гильошированные эмали стали активно применяться в конце 19- начале 20 века для украшения драгоценных предметов ювелирного искусства. Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже.
Эмаль по гравировке (резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение, так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе.
Миниатюра на эмали появилась в Европе в начале17 века. Широкое развитие она получила во Франции. Сегодня, например, знаменитые лиможские эмали известны не меньше, чем знаменитый лиможский фарфор. Появление русской миниатюры на эмали относится к концу 17 века и связано с именем царя Петра I , чьи миниатюрные портреты, усыпанные драгоценными камнями, служили высшей наградой России и вручались лично государем за большие заслуги перед государством. Эмали во все времена были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску. Они являлись достоянием, главным образом, высших слоев общества, представители которых всегда живо откликались на перепады скоротечной моды, на требования которой необычайно чутко реагировало искусство эмали. Русская эмаль имеет богатую историю. За многовековую историю своего существования она не только сохранилась (в отличие от многих других стран), но и превратилась в драгоценную жемчужину русского и мирового искусства.
Читайте также: