Клеймо на металле европа

Обновлено: 08.01.2025

История французского бренда Christofle началась в 1830-м году, когда молодой и предприимчивый ювелир Чарльз Кристофль, сын торговца шелком, начал управлять собственной ювелирной мастерской. Его предприятие находилось в Париже на улице Мориас. Больше двенадцати лет Чарльз упорно развивал свое дело, за это время ему удалось получить лицензию на использование гальванопластики – особой технологии, позволяющей покрывать заготовки золотом и серебром. Это событие стало важной вехой в истории бренда Кристофль. Менее чем через два года хозяин предприятия уже наладил большое производство столовых приборов с серебряным покрытием. Важную роль в успешном развитии компании сыграли и ее мастера – выдающиеся художники, скульпторы, ювелиры. Благодаря их труду мастерская Кристофль получила почетный титул государственного поставщика при дворе императора Наполеона III. Продукция компании, в первую очередь столовое серебро, стала официально поставляться в королевские дома Европы.

Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Еще одной заслугой Чарльза Кристофля принято считать – внедрением фирменного клейма в виде стилизованного герба. Благодаря данной товарной марке, которой помечались все изделия, они стали узнаваемыми повсюду. С помощью покровительства императора Наполеона III, Чарльз также сумел наладить сбыт своей продукции и за пределы Европы: он стал поставщиком османского султана Абдель Азиза и правителя Мексики Максимилиана.

В это время в художественном оформлении товаров Кристофль произошли изменения, вызванные запросами потребителей. Основной стиль оставался классическим, но

к нему все чаще стали добавлять различные декоративные элементы из японского искусства, ориентализма, а также других художественных стилей: рококо, ар-нуво и ар-деко. Художники бренда постоянно адаптировали его к меняющимся общественным вкусам.

Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

С 1850-х годов компания Кристофль стала ведущей на европейском рынке продукции для сервировки, выполняя крупнейшие заказа высокопоставленных лиц со всей Европы.

В ХХ веке существование предприятия находилось под ударом. Военные конфликты и революции обрушили экономику Европы, а вместе с ней и спроса на столовое серебро. Компания Кристофль начала экспортировать продукцию в Америку, но не смогла достичь в этом большого успеха. Новый свет затронул экономический кризис 1930-х годов. Владельцам Кристофль ничего не оставалось, как объявить о банкротстве и закрыть предприятие.

Серебряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 год

Серебряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 год

Новые хозяева – супружеская пара Тони Буйе и Карла Борлетти были дальними родственниками Чарльза Кристофля. Они мечтали возродить его знаменитую компанию и для этого пригласили на работу лучших мастеров своего времени – дизайнеров и ювелиров. Новая продукция стала не только безупречной в художественном отношении, но и практичной. На фабрике Кристофль начали создавать долговечные бытовые предметы, которые даже разрешалось мыть в посудомоечной машине. В результате у бренда значительно расширился круг заказчиков, теперь в него вошли новые железнодорожные и авиакомпании.

Сегодня брендом Кристофль управляет представитель пятого поколения семьи - Маурицио Борлетти. Основные производственные мощности компании (фабрика и мастерские) расположены в Яинвиле (Нормандия, Франция). Компания активно сотрудничает с известными дизайнерами и студиями, в их числе Марсель Вандерс (коллекция Jardin d'Eden), студия Nendo (коллекция Constellation), Эрик Шмитт (коллекция Céleste), Сара Эспеут (Sarah Espeute для Christofle) или художник Ричард Орлински (скульптуры животных).

Ассортимент Кристофль в последние годы значительно расширился. Помимо столовых приборов из серебра, в него вошли элитные фарфоровые изделия, текстиль, декор для дома. Последние годы принесли бренду новый успех за счет производства уникальных украшений. Кристофль начал сотрудничество с ведущими мировыми ювелирными компаниями. В итоге на рынок были выпущены коллекции элегантных украшений.

Клейма Кристофль

Для изделий с позолотой или посеребрением используют иную маркировку. Которая гарантирует нанесение определённого количества золота или серебра (толщину слоя покрытия сплава драгоценным металлом). С 1935 года выбор «Кристофль» пал на шахматную фигурку коня. С 1983 года в клеймо добавляют знак качества – римскую цифру I или II. Изделия Haute Orfèvrerie имеют дополнительную маркировку, по которой можно узнать год изготовления. Век обозначен буквой («А» для 19-го, «В» для 20-го и «С» для 21-го века), а цифры вокруг неё указывают остальную часть даты.

Клейма Christofle на столовых приборах

До 1855 года фирма Christofle наносила серебрение на латунь, но позже был подписан договор с фирмой «Альфана», по которому начались поставки сплава Alfénide на основе меди, цинка и никеля (в России его звали не только «альфенид», но и «христофлевый металл», так как почему-то посчитали, что фирмой «Кристофль» он и был изобретён).

В 1844–1859 гг. маркировка включала три элемента. Знак ювелира здесь представлял овал с весами и пчелой меж парой пальмовых ветвей и четвёркой звёзд. Число «72» показывало меру использованного серебра для дюжины эталонных приборов. В ромбе проставляли двузначный год выпуска. В прямоугольнике со скошенными углами располагалась надпись «CHRISTOFLE». Отличительной особенностью некоторых изделий 1847 года является четвёртый элемент - мужской профиль, обращённый влево.

На изделиях 1855-1862 гг. указание «CHRISTOFLE» заменили надписью в две строки «ALFÉNIDE», заключённой в ромб.

А вот для изделий из альфенида в 1877-1888 гг. маркировка была изменена. Основной фигурой остались квадраты, но вместо овала с весами появляется ромб, в котором уместились козлиная голова, буквы «C» и «H» (Charles Halphen) и указание на количество затраченного серебра. В прямоугольнике теперь значится «HALPHEN». Собственно, это уже маркировка фирмы Шарля Альфена, но в данном случае разобрать, где заканчивается Кристофль и начинается Альфен, достаточно сложно. Поэтому изделия с данной маркировкой часто тоже причисляют к продукции «Кристофль».

С 1888 по 1931 гг. используется усложнённый разлинованный квадрат, а из ромба с козлиной головой убрали буквы «C» и «H».

С 1935 года кроме наименования фирмы «CHRISTOFLE» присутствует ещё клеймо с фигуркой шахматного коня и буквами «О» и «С». В данном случае есть и указание на страну производителя.

Клейма Christofle на посуде

Посуда маркируется немного иначе. Количество использованного серебра проставляется не между чаш весов в овале, а отдельно – набором из двух цифр в ромбах. Маркировке сопутствует указание «CHRISTOFLE» в прямоугольнике. Многозначное число – это порядковый номер изделия. Такая маркировка характерна для 1844-1862 гг.

С 1862 по 1935 год практически ничего не меняется, только указание «CHRISTOFLE» обрамлено прямоугольником, а цифры, образующие указание на затраченное серебро, помещены в квадраты. Для сплава «Métal Blanc» добавляется клеймо с пчелой, буквами «СС» и названием материала, подвергнутого посеребрению. С 1935 года появляется клеймо с фигуркой шахматного коня, показанное в начале блока о клеймах.

Клейма Christofle на сплаве Gallia

Отличительной чертой коллекции Gallia, созданной компанией «Кристофль» в 1898 году, является петух в гербовом щите с надписями «Gallia metal», «Orfèvrerie Gallia» или «Gallia» до 1942 года. С 1942 по 1974 год петух был вписан в квадрат с надписью «GALLIA», а затем «COLL. GALLIA».

Другими особенностями маркировки можно считать смену козлиной головы буквами «СС», расположенными по углам квадрата с кошачьей головой. В 1935 году появляется клеймо с фигуркой шахматного коня.

Осталось привести лишь некоторые варианты «длинного» клейма фирмы, включающего её полное название - «CHRISTOFLE».

Клейма - история и как их читать

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран видно, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. У каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct. Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999.

Клейма - история и как их читать, фото № 1

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 36 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999.

Клейма - история и как их читать, фото № 2

Клейма - история и как их читать, фото № 3

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке.

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Клейма в Германии

В Средние века в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, это помогало им решать разные трудности, вести свои производственные дела. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

В 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма - история и как их читать, фото № 4

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Нужно было вести учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. Развитие королевского двора требовало денег. Введение налогов с ювелиров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма - история и как их читать, фото № 5

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже понадобилось отдельное здание, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Клейма - история и как их читать, фото № 6

Клейма - история и как их читать, фото № 7

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

В Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Клейма - история и как их читать, фото № 8

Клейма - история и как их читать, фото № 9

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

Клейма - история и как их читать, фото № 10

Клейма - история и как их читать, фото № 11

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г. Иногда на советских изделиях встречаются дополнительные клейма "Урал", "Сделано в СССР", а на именнике вместо букв бывают маленькие пиктограммы.

Клейма - история и как их читать, фото № 12
Клейма - история и как их читать, фото № 13

Клейма - история и как их читать, фото № 14

Клейма - история и как их читать, фото № 15

С 1979 по 1990 год к именнику добавили точку, он стал выглядеть вот так «.9КХК» (1979 год). Далее, одну точку заменили две вертикальные «:2МФ» (1992 год).

Что интересно, после распада СССР многие заводы в России, Украине, Эстонии еще долго ставили пятиконечную звезду, в то время как более прогрессивные ставили тризуб (Украина), девушку в кокошнике (Россия).

Заключение

Когда вы берете предмет в руки, зачастую, самое интересное скрывается на спинке: в укромном уголке, на игле, на застежке. Именно клейма приходят нам на помощь в оценке предмета. Они отвечают на массу вопросов: где произведена вещь, когда, какой металл в ней, какого он качества. Эти детали часто могут формировать наше представление о вещи больше, чем внешность. И это справедливо, ведь клеймо бывает уникальным, таким, которое говорит об исторической перипетии. А в тандеме с мастерской работой, или уникальными вставками, неповторимым стилем эпохи, могут создать всесторонний локальный шедевр.

Клейма - история и как их читать, фото № 16
Клейма - история и как их читать, фото № 17

Клеймо на серебряном кольце из Польши Клеймо на серебряной подвеске из Мексики

Клейма - история и как их читать, фото № 18
Клейма - история и как их читать, фото № 19

Клеймо на серебряной броши из Ирландии Клеймо на серебряном кольце из Финляндии

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам (настоящим и поддельным)

Это будет общий экскурс, но если он найдет отклик среди моих покупателей, то сделаю подробные дополнительные статьи с фотографиями примеров клейм-подделок и клейм настоящих, правда самых обычных, но которые так любят выдавать за очень «крутые».

Тема фарфора и особенно посуды и как распознать подделку – эта тема больше всего волнует покупателей, потому как именно при покупке винтажной фарфоровой посуды или статуэток чаще всего можно попасть на обман, связанный с неточным указанием возраста вещи (а от этого напрямую зависит цена) или получить новодел, или, еще хуже, подделку по цене оригинала.

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам настоящим и поддельным, фото № 1

Перед тем, как написать эту статью пробежался по Ярмарке – увы, новодела много. А еще больше вещей из 70-80ых, которые выдаются за антиквариат и довоенную посуду. Самые большие и грубые ошибки в описаниях. Вроде ваза периода 1930-1950 (а по сути ваза из 90ых). Беда в том, что зачастую неверно установлен год по клейму и взят просто из какого-то непроверенного источника (а порой просто из головы автора). То есть проблема №1 –Вы покупаете вещь хорошую от хорошей фирмы, но платите за нее больше в 2 раза, так как Вам она продается как антиквариат, а на самом деле это винтаж. Ведь если он моложе лет на 50, то и цена у него будет в 2 раза меньше.

Проблема №2 – выдача подделок за оригиналы. Увы, это происходит гораздо чаще, чем мы думаем. Вот только что 5 минут обзора новинок ярмарки я нашел 3 таких вещи. Не могу себя назвать авторитетным экспертом, но на мой взгляд есть вещи, которые обязан знать любой человек, занимающийся продажей винтажных и антикварных вещей. Например, отлично различать клейма как минимум 15-20 компаний, причем различать их по десятилетиям тоже (для этой статьи подготовил фотографии оригиналов и подделок, надеюсь пригодятся).

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам настоящим и поддельным, фото № 2

К сожалению, в странах бывшего СНГ выпускается крайне мало специальной литературы на тему клейм фарфора и каталогов примеров подделок. Все знания желающие могут почерпнуть лишь в интернете, но к сожалению эти знания далеко не всегда верны. Поэтому пользуясь каким-либо форумом учитывайте это. Приведу подробный пример из своей практики, который наглядно показывает как создаются иллюзии и обман при продажах винтажных вещей.

Год назад. Форум винтажа и антиквариата. Появляется персонаж-новичок, назовем его Прокопий Кузьмич и, не пытаясь разобрать в теме, сразу требование: оцените мой уникальный антиквариат. Хочу продать, да боюсь продешевить. Прилагаются фото тарелки мол люди добрые оцените это старинное сокровище, я купил с рук у незнакомого человека(!) и он уверял(!), что антиквариат и я ему верю, так как я купил его за ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ (самое глупое доказательство какое можно привязать к покупке). Здесь отвлекусь и дам первый совет: пожалуйста, не идите на поводу у цены мол раз столько просят, то однозначно настоящее. Нет и нет. Этим обманом зачастую и пользуются нечестные продавцы, а попадаются порядочные люди, которые о всех судят по себе. Логика покупателя такая: если просят мало – подозрительно, наверное подделка, а большая цена – скорее всего это действительно бесценная вещь. Не смейтесь! Я столько раз наблюдал, как люди обманываются на этом, что даже не смешно: плохо, что многие верят в то, что чем больше цена, тем вероятнее получить оригинал. Оригинал – только у проверенного продавца и проверенная история вещи , все остальное иллюзия.

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам настоящим и поддельным, фото № 3

Вернемся к господину Прокопию Кузьмичу, желающему продать свое сокровище и требующего оценки. Фотография бесценной тарелки появляется перед всеми желающими помочь. На ней пасторальный и весьма миленький сюжет, несомненно красиво, вот только это новодел из 80ых. Об этом хозяину «сокровища» сообщают все знатоки форума в мягкой форме мол мило, но явно не бесценно и «не антикварно». Сообщают люди действительно понимающие и знающие и готовые делиться своими знаниями с другими, к тому же не имеющие личной заинтересованности. Объясняют тактично мол да, это копия одной антикварной тарелки из далекого 1800 такого-то года… Но увы, всего лишь копия. Прокопий Кузьмич возмущен! Это невозможно! Вы все глупцы-профаны! Меня не могли обмануть! Прокопий негодует. Он отдал за тарелку бешенные деньги (продавец показывал ПОЧТИ такую же в каталоге антиквариата) и более того – он же видел клеймо! Клеймо-то вот, старинное. А вы все тут ничего не смыслите. Те же знатоки как можно корректнее объясняют ему, что клеймо это подделка и даже приводят фотографии мол вот посмотрите: вот тут клеймо периода 1820го, а у Вас оно видоизменено. Но Прокопий стоит на своем: подумаешь, пару закорючек по другому нарисованы. Клеймо-то такое! Значит антиквариат! А вы все тут ничего не понимаете!

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам настоящим и поддельным, фото № 4

Вот тут остановлюсь и сделаю еще две важных заметки: во-первых, наличие клейма еще не говорит о дороговизне вещи или о ценности. История знает много примеров, когда маленький заводик штамповал свою продукцию качественно и добротно небольшим количеством. Минуло 200 лет и случайно обнаруживается чайник этого завода, клейма как такового нет, но вещи 200 лет и она в полной сохранности. И будьте уверенны этот чайник уйдет на солидном аукционе не дешевле, чем такой же по возрасту клейменный, а может и дороже. Так как клейменый от известной мануфактуры выходил огромными тиражами и его, даже 200летний, проще найти, чем вот этот из маленького тиража. Так что долгий период времени (более 100лет) вносит определенные коррективы в оценку вещей с клеймом и без.

Ну и второе: клеймо должно быть настоящим, красивое/некрасивое – ту роли не играет и это не показатель. Главное – настоящее! Если есть несоответствие (даже в штрихах, букве, упрощенный вид короны) – это скорее всего подделка и вещь тут же обесценивается. Вот такой пример в жизни клейма на фарфоровой посуде: слева подделка, справа оригинал и примеры этого клейма разных лет (одна из лучших немецких компаний фарфора).

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам настоящим и поддельным, фото № 5

Мы снова на форуме… За этой историей я наблюдал несколько дней. Прокопий Кузьмич оказался мужиком не только глупым, но и настырным – отгонял всех, кто смел указывать, что тарелка новодел. На третий день в ответом вылезла девушка новичок, сказав, что она думает, что это антиквариат, потому что «…уж больно то клеймо похожее, а детали – это мелочи. В тех годах не так дотошны были к деталям. Главное, что все остальные элементы похожи» Прокопий восторжествовал, обозвал всех, кроме юного эксперта, любителями и покинул форум искать продавца для своего «бесценного сокровища».

Почему я рассказываю эту историю? Она реальна и я видел много таких историй, очень много. И тут не только пример обманутого покупателя, тут еще и покупатель, не желая признать ошибку, из-за своего незнания превратился в непорядочного продавца. К сожалению, людям легче поверить, что все любители и не разбираются в теме, чем тот факт, что их обманули. И как это ни грустно, обязательно найдется тот наивный, кто купит эту тарелку за бешенные деньги… Эта же цепочка повторяется на всех ресурсах, где продается винтаж и антиквариат. Непорядочный продавец скупает мусор или новодел по незнанию или по знанию за бесценок и красиво отснимая фотографии, выдает все это за антиквариат.

История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам настоящим и поддельным, фото № 6

Так что если Вы не разбираетесь в фарфоре и не готовы тратить хоть 10 минут, чтобы проверить клеймо на понравившейся вещи у непроверенного продавца перед покупкой, то вероятность что Вас обманут, довольно велика.

Этот пост вынужден был написать, так как все чаше получаю письма с просьбами идентифицировать тот или иной предмет, потому что покупатели понимают, что что-то не то, а продавец предпочитает стоять на своем и доказывать, что это оригинал, а не подделка. Если эта статья полезна, пожалуйста оставьте комментарии и если наберутся желающие, то я буду писать подробные статьи почаще с фотографиями подделок, которые нахожу как в сети, так и на блошиных рынках. А так же расскажу о других способах обмана при продаже фарфоровой посуды.

WMF (Вюртембергская фабрика металлических изделий)

История фабрики насчитывает более полутора веков. Предприятие процветало благодаря постоянному совершенствованию технологий, внедрению новых стилей и материалов. Продукция славилась функциональностью, высоким качеством, оригинальным дизайном. Вюртембергская фабрика металлоизделий выпускала товары для дома, общепита, отелей, пищевой промышленности.

Коллекционеры особенно ценят посуду и предметы домашнего обихода 1900-1910 годов, покрытые серебром. В это время выпустили лучшие образцы в стиле модерн. Цены на некоторые лоты WMF достигают тысяч евро. Путеводителем для коллекционеров является переизданный каталог 1906 года на 400 страниц. В нем даны цены и описания более 2 тысяч наименований посеребренных изделий.

Молочник лаконичной формы, латунь, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (

Молочник лаконичной формы, латунь, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий ("WMF"), Германия, 1925-1930 гг.

Württembergische Metallwarenfabrik в 19 веке

Хозяин мастерской по ремонту металлических изделий Даниэль Штрауб в 1850 году открыл сталелитейную фабрику. На предприятии «Maschinenfabrik Geislingen» изготавливали металлоконструкции и турбины. Он получил крупный заказ на детали для строительства железной дороги. В 1953 году Штрауб объединился с братьями Швейзер, они начали производство посеребренных изделий (этот год считается датой основания компании). Подсвечники, емкости для охлаждения вина, подносы участвовали во всемирной выставке 1862 года в Лондоне, компанию наградили золотой медалью.

Половник для соуса, украшенный монограммой, металл, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (WMF), Германия, 1910-1925 гг.

Половник для соуса, украшенный монограммой, металл, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (WMF), Германия, 1910-1925 гг.

В середине 1860-х годов бизнес полностью перешел к семье Штрауб, им управляли Даниэль и его сын Генрих. Они открыли фирменный салон в Берлине, за 10 лет расширили ассортимент до 960 моделей, количество работников доходило до 2 сотен. После смерти Генриха процветающее семейное дело пошатнулось. Даниэль Штрауб был вынужден объединить Вюртембергский завод «Straub & Sohn» с главным конкурентом — «Ritter & Co», где применяли новый метод гальванического серебрения. Метод позволял покрывать металлические изделия ровным слоем серебра, позволял использовать дорогостоящие материалы чрезвычайно экономично, изготавливать сложные формы. В результате объединения появилась компания «Württembergische Metallwarenfabrik». Также акционером компании стал Württembergische Vereinsbank.

Сливочник объемом 50мл, нержавеющая сталь, фабрика Württembergische Metallwarenfabrik (WMF), Германия, 1930-1960 гг.

Сливочник объемом 50мл, нержавеющая сталь, фабрика Württembergische Metallwarenfabrik (WMF), Германия, 1930-1960 гг.

В последующие 3 десятка лет WMF (1882-1905 гг.) успешно развивалась и поглотила еще несколько предприятий. Выпускали интерьерную, столовую, кухонную продукцию. Фирма выстроила собственный стекольный завод, производство запускали специалисты, приглашенные из Богемии. В начале 1890-х годов изобрели и запатентовали особый метод серебрения кухонной утвари, который позволял перераспределять слой серебра, делать его более толстым и прочным в местах наибольшего износа.

WMF в 20 и 21 веке

Важной вехой в истории компании стало приобретение в 1905 году кельнской фирмы «ORIVIT AG», которая славилась художественными изделиями из сплавов на основе олова. Работы в стиле модерн, созданные на этой фабрике в составе WMF, высоко ценятся коллекционерами. Для декорирования использовали растительные элементы, изображения животных, женские образы, созданные по мотивам плакатов художника А. Мухи.

В начале 20 века параллельно с модерном развивался и модернизм. Для изделий «ORIVIT», созданных в этом стиле, характерны простые формы, лаконичный декор, линейность. В 1925 году открыли производственную линию IKORA, которая была ориентирована на ценителей современного искусства. Предметы массового производства дополняли декором, выполненным вручную. В ассортименте были мельхиоровые, латунные, никелированные образцы, а также вещи, изготовленные с использованием стекла и хрусталя. У коллекционеров пользуются спросом изделия, при создании которых металл сочетали с эмалью.

С 1927 года компания наладила серийный выпуск продукции из пищевой нержавеющей стали класса V2A. В 1930-х годах начали делать кофе-машины для пищевой промышленности, изготовили первую скороварку. В 1935 году открыли цех по производству художественной керамики.

Ваза миниатюрная с прорезным бортом, латунь, серебрение, 1909-1914 гг.

Ваза миниатюрная с прорезным бортом, латунь, серебрение, 1909-1914 гг.

В годы Второй мировой войны WMF выпускала продукцию для нужд фронта. Структура сбыта, пострадавшая во время войны, была восстановлена к началу 1950-х годов, возобновили экспорт в другие европейские страны, США, Канаду.

В 2003 году компания отметила свой 150-летний юбилей. Правда, с 2016 года она утратила самостоятельность и теперь входит в состав французской Groupe SEB. Около 11 000 отдельных предметов WMF вошло в список памятников Германии (Denkmalliste).

Клейма WMF по годам

Если проанализировать хронологию маркировки, то можно убедиться, что у WMF существует два основных логотипа. Первый собирается из трёх букв – аббревиатуры «Württembergische MetallwarenFabrik». Второй представляет фигурку бегущего страуса. Кроме того, на клеймах встречаются дополнительные обозначения, позволяющие детально понять материал изделия и характер его покрытия.

Период с 1880 и до середины десятилетия (около 1886 года) клеймо WMF состоит из трёх букв «W», «M» и «F», где две последние иногда соединены вместе. Шрифт без засечек. Порой присутствуют точки. Длина клейма «WMF» этого периода от 3,1 до 4 мм. На предмете присутствует обозначение объёма в литрах. «I/O» означает, что толщина нанесённого серебра соответствует стандарту. Сокращение «as» информирует, что предмет был подвергнут искусственному затемнению, которое придаёт античный вид («состаренное серебро»).

С 1886 по 1903 год к названию фирмы прибавляют ещё и литеру, обозначающую сплав, на который наносится серебро: M – Messing (латунь), В - Britannia metall (оловосодержащий сплав) и N – Neusilber (нейзильбер). Буквы могут быть и с засечками, и без них. Иногда они помещены в рамку. Длина клейма из четырёх букв от 3,2 до 5,6 мм.

Появляются новые обозначения. «OX» - это немецкое «oxydiert» или английское «oxidized», информирующее об искусственном затемнении нанесённого слоя серебра. Литера «О» в ромбе сообщает, что слой серебра в полтора раза превышает стандарт. Сокращение «gg» происходит от немецкого «ganz vergoldet» («целиком позолоченный»)

С 1890 по 1903 год встречаются также наклонные буквы в клейме. Остальные элементы маркировки остаются прежними.

Маркировкой «Рога», созданной на основе исторического герба королевства Вюртемберг, могли помечать изделия, созданные в период, когда фирма отмечала 20-летний юбилей.

Клейма изделий на экспорт. Вариант слева проставлялся с 1886 по 1903 год. Вариантами справа маркировали посуду с 1895 по 1903 гг.

Клеймо бегущего страуса в ромбе с двухстрочной надписью WMF/G, где «G» - это сокращение от «Geislingen», появляется в 1903 году. Ромб вписан в разлинованный прямоугольник размерами от 3,6х4,2 мм до 3,9х4,7 мм. Такой вариант клейма используется до 1910 года включительно. Ранее неразобранное «MB» - это комбинированное использование как латуни (M), так и Britannia metall (B). На одном из клейм имеется знак в виде цветка с шестью лепестками, означающий «Особый заказ» или «Особый выпуск».

При недостатке места клеймо делали меньшим размером и вытягивали строкой, так как «WMF» приходилось выносить из ромба. Длина надписи «WMF» от 3,2 до 3,6 мм.

С 1909 до 1920 года товары, отправляемые во Францию, маркировались знаком, где ромб со страусом находился не в прямоугольнике, а в разлинованной арке.

С 1910 по 1925 год и в основную маркировку решили привнести арку, но выделить прямоугольник, оставив именно его разлинованным. На большинстве изделий стоит клеймо, размещённое справа. Считается, что им маркируют изделия с 1 июня 1910 года. Слева приведён редкий вариант клейма, где страус бежит иначе, делая широкие шаги. Это клеймо появилось позднее основного.

Дополнительные обозначения остаются всё теми же. «BM» - это комбинированное использование как Britannia metall (B), так и латуни (M). А одиночная N – это «Neusilber» (нейзильбер). Однако вместо неё может и стоять «ALPACCA».

С 1920 по 1930 год страуса сменяет фирменное клеймо «WMF», где буквы располагаются в две строки и вписаны в квадрат или прямоугольник. Причём, первые две обретают собственный стиль.

Экспортные изделия из нейзильбера, поставляемые в этот же период в США или Великобританию, можно отличить по специфическому обозначению «NS»: сокращение от «New Silber» (англ.) или «Neu Silber» (нем.).

Однако страус вовсе не потерялся бесследно. Клеймо с ним используется для изделий в стиле Art Deco в период с 1925 по 1930 год. Клеймо различается не только по хвосту страуса (поднятый или опущенный), но и по размеру. Ромб, где страус с круглым опущенным хвостом имеет размер 4,7х5,6 мм, а с загнутым вверх хвостом ромб заметно больше - 7,3х9 мм.

Для столовых приборов клейма периода 1903-1930 гг. имеют следующие варианты. Причём, страусом в вертикально вытянутом ромбе маркировалась экспортная продукция.

Арка тоже возвращается. Только теперь в ней не бегущий страус, а то самое двустрочное стилизованное «WMF». Фирменная разлиновка здесь тоже присутствует, однако теперь она захватывает верхнюю часть арки. Таким клеймом маркируют изделия в период с 1930 по 1935 год.

Предвоенные годы и весь период Второй мировой войны используется клеймо без разлиновки. То есть и арка, и прямоугольник (квадрат) внутри себя линий не имеют.

С середины 1920-х гг. и до 1950 года используется также специализированное клеймо «IKORA», которое многие называют «Башня». Указание «WMF» на нём выполнено уже в фирменном стиле. На клейме изображена Эдемская башня (Ödenturm), являющаяся одной из основных достопримечательностей города.

Клеймо 1945-1950 гг. напоминает маркировку предвоенных и военных лет. Но оно меньше размером и имеет дополнительные указания в две строки: «Württ. METALLW. FABRIK» и «Geislingen-Steige». Нижняя строка обозначает место производства.

Следующие полтора десятилетия (1950-1965 гг.) клеймо упрощается. Стилизованные три буквы в две строки заключаются в прямоугольник размером от 1,3х1,4 мм до 1,4х1,6 мм.

И, наконец, после 1965 года клеймо минимизируется. Теперь исчезает и обрамление, оставив три стилизованные буквы, как закрепившийся всемирно известный бренд.

Читайте также: