Картина на металле как называется
Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены
Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.
Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.
Виды гравюры:
- Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
- Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
- Плоская гравюра — литография и ее разновидности.
Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.
Механические способы создания печатной формы:
- резцовая гравюра,
- «сухая игла»,
- меццо-тинто
- пунктир пунсонами или рулеткой
Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):
- офорт,
- «мягкий лак»,
- лавис,
- пунктир, полученный травлением
- акватинта
- карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой
Механика
Углубленная гравюра:
Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.
Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.
Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.
Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.
Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.
Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.
Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.
Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.
Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.
Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.
Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.
Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.
Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.
Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.
Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.
Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).
Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.
Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.
Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.
Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).
Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.
Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)
Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.
Гравюра на металле
- Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Виды гравюры на металле:
Связанные понятия
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают.
Хро́молитогра́фия (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине XIX и в начале XX века. В этот период в Санкт-Петербурге существовало несколько крупных мастерских.
Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον «дерево» + γράφω «пишу, рисую») — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.
Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения.
Упоминания в литературе
меццо-тинто – черная манера, вид углубленной гравюры на металле . Металлическая доска сплошь покрывается металлическими углублениями, становится зернистой и при печати дает ровный черный тон. Место, которое должно быть светлым, выскабливается и выглаживается. Способ меццо-тинто, дающий глубокий бархатистый тон и богатые светотеневые переходы, использовался в XVIII веке, в том числе для цветной печати;
Связанные понятия (продолжение)
Литогра́фия (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Портретная миниатюра — портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Акватинта (итал. aqua — вода, итал. tinta — оттенок) разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.
Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
Политипа́ж (фр. polytypage) — типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях. Как правило, политипаж более или менее изобразителен: это заставка, виньетка или даже целая иллюстрация. В противном случае, уместнее использовать термин «наборный орнамент».
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.
Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Происхождение виньетки уходит корнями в рукописную книгу, в которых они исполнялись специальными художниками не уступая иллюстрациям. Одним из первых в наборных книгах использовал виньетки издатель и типограф из Италии Альд Мануций-старший. в 1499 он издал книгу «Война сна и любви», в которую включил множество виньеток. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную.
Паспарту́ (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф изображённого.
Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.
Цинкография — фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутоновых изображений методом высокой печати. Название технология получила из-за того, что в качестве материала для клише чаще всего использовался цинк, обладающий хорошей тиражеустойчивостью. Из-за относительной простоты цинкография широко применялась в газетной полиграфии, допускающей невысокое качество изображения.
Плаке́та (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения.
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis «кровь») — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа.
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.
Фотогравю́ра, гелиогравюра (греч. ήλιος — солнце, фр. gravure — печатный оттиск) — фотомеханический процесс, позволяющий получать типографское клише для глубокой печати полутоновых изображений. До начала XXI века технология оставалась непревзойдённой по качеству воспроизведения фотографий и других изображений, успешно конкурируя с фототипией. Термин «гелиогравюра» употребляется применительно как к самому процессу, так и к оттискам, полученным с его помощью.
Итальянский карандаш, или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий.
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — краски, обычно на растительном клее, разводимые в воде и легко смываемые ею, а также живописная техника, использующая эти краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. При работе акварельными красками сквозь их слои просвечивает тон и фактура основы (бумага, пергамент, картон, шёлк, слоновая кость). Акварель совмещает.
Силуэт (от фр. silhouette) — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов. Разновидность графической техники (контур и заливка), исполняется как правило тушью на светлом фоне или белилами на тёмном, либо вырезается из бумаги. Распространён в искусстве портрета (рисунок, гравюра, фотография).
Ма́сляные кра́ски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Медалье́рное иску́сство — искусство изготовления монет и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.
Веле́невая (велень, фр. vélin — тонко выделанная кожа) бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков, линий. Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень, откуда и произошло название бумаги.
Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Рису́нок (через польск. rysowac из ср.-верх.-нем. rizen — резать, чертить) — изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Станко́вое искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации). Упрощенный. В живописи — это картины; в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы; в графике — эстампы, станковые рисунки.
Тушь чёрная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая (в виде палочек или плиток). Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма. Также эта техника активно используется в ювелирном деле.
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.
Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки.
Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В конструкторской документации: эскиз — чертеж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.
Пасте́ль (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера.
«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. В полиграфии относится к иллюстрационным печатным формам высокой печати.
Картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками.
Инталия (от итал. intaglio «резьба; резьба по камню») — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого (отрицательного) рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. В противоположность камеe, которая выполняется в технике выпуклого рельефа.
Каранда́ш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения, маркировки, разметки (в строительстве и на производстве), а также в косметических и других похожих целях. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Палитра (сред. ниж. нем. palitter, в свою очередь от др. франк. paleutr, лат. paleterum — «пластинка», «дощечка») — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Глубо́кая печать, инта́льо — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно.
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей.
Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Животные должны быть изображены крупным планом, достоверно и с их определенной характерностью.
Все, что нужно знать о ксилографии
Ксилография считается одной из самых древних гравировальных техник. Она уходит корнями в Дальневосточный регион – в Японию, Корею, Китай. Еще с VIII столетия (как минимум) там известна была ксилография, в Европу же она попала лишь в XIV веке. И главная особенность техники в том, что мастер изготавливает печатную форму, а не рисунок, и именно с формы он делает оттиски.
Особенности и история
Техника считается разновидностью тиражной графики. Печать на бумаге достигается с помощью оттиска зеркального изображения с деревянной гравированной доски. Ксилография – это совмещение слов xilo (дерево) и grapho (пишу). Возникло это искусство в Древнем Китае, скорее всего, в VI столетии. Оттуда оно пришло в соседние страны – так появились японская и корейская гравюры. Наиболее древним образцом гравюрной техники считается «Алмазная сутра», печатный буддийский текст. Он датируется 868 годом, и сегодня уникальное творение находится в Британской библиотеке.
Ксилография в Европу пришла с большим опозданием, только в конце XIII века. Этому способствовало то, что итальянские мастера дошли до понимания изготовления бумаги промышленным способом. А из Италии интересная техника распространилась по другим европейским странам. Изобретение книгопечатания (1445 год) привело к тому, что ксилография быстро стала доминирующим методом создания графических книжных иллюстраций. Правда, в начале XVI века она уступит свое место офорту (технике глубокой печати с применением металлопластин).
Стоит отметить, что в России ксилография преобразовалась в особый вид печатной графики – лубок. Вручную раскрашивали печатный оттиск на бумаге и благодаря этому получали яркие картинки. И где-то до середины XIX века лубок, можно сказать, обслуживал религиозную и философскую, сказочную и историческую, былинную, пропагандистскую иллюстрации.
Англичанин Томас Бьюик в XVIII веке изобрел поперечную ксилографию, что дало новый виток популярности этому искусству на дереве. Печать с деревянных досок снова становится востребованной, только, помимо разных картинок, теперь гравюра помогает делать и репродукции известных картин.
Описание техники:
рисунок создается на поверхности деревянной доски ножом либо другим похожим инструментом;
изображение рисуют прямо на блоке либо переносят с бумаги, закрашивая графитом/мелом тыльную часть – лист прикладывают к панели, проводят по линиям рисунка стилусом;
графит оставляет на поверхности следы, печатник вырезает те участки, на которые чернила не должны попадать;
на образованный рельеф штемпельной подушечкой либо валиком деликатно наносятся чернила;
затем блок отправляют на печатный станок, на покрытую чернилами поверхность кладут увлажненную бумагу и прижимают прессом (раньше прижимали рукой, но тогда чернила могли неравномерно распределяться).
Сами деревянные блоки, выполняемые обычно из мягких пород дерева, высушивались в естественных условиях, чтобы влаги в древесине стало меньше. Это помогало не растрескиваться блоку. Кстати, размер блока зависел и от изображения, и от параметров печатного станка.
Большие гравюры приходилось печатать по фрагментам, соединяемым потом вместе. Маленькие блоки меньше растрескивались. А идеальной считалась толщина блока в 2,5 см.
Виды техники
Есть продольная, а есть торцовая ксилография – это две основные разновидности и по сей день.
Продольная
Изначально европейская ксилография напоминала технику изготовления досок для набойки. В продольной гравюре строил форму нож, гравер имел несколько ножей разных форм и величины. Древесная плоскость отшлифовывалась, на нее наносился рисунок, затем его линии обрезали острым ножиком с обеих сторон, а штрих оставался нетронутым. Вот почему продольную гравюру также часто называли обрезной. Фон же выбирался с помощью широких стамесок, доходя до глубины в 5 мм максимум. Затем доску закатывали особой краской и делали оттиск на бумагу.
Обрезная гравюра имела исключительную особенность – в ней доминировал черный штрих. То есть чисто технически можно было делать и белый, в некоторых флорентийских изданиях XV-XVI вв. заметен и он. Были даже гравюры в стиле негатива, белым по черному. Но все это не более чем исключение. Белый штрих занимал очень скромное место.
Те, кто сегодня работает в технике продольной ксилографии, используют нередко инструменты из линогравюры. Это полукруглые и угловые стамески, напоминающие клюкарзы, и не только.
Торцовая
Другое название – тоновая. А также ее называют репродукционной гравюрой. Для книжной графики такое изобретение было революционным. Тогда ксилография снова стала доминатором в книге, потеснив уже и офорт, и резцовую гравюру на металле. Поверхность торцовой доски была твердой и однородной, а значит, на ней элементарно легче было получить и тонкие линии, и сложные тональные решения. Легче в сравнении с продольной доской.
Главный инструмент торцовой гравюры – штихель. Он похож на те, что используют в глубокой гравюре по металлу, только разнообразие форм более очевидно. Штихель – это такой узкий стальной стержень, который может иметь разные сечения. Длина его порядка 10 см, режущий конец заточен под углом в 45 градусов. Другой конец режущего элемента вставляется в грибовидную ручку. Нижняя часть ручки срезается плоско. Если штихель с ручкой класть на доску, режущий кончик может оказаться приподнятым.
Почему же торцовую гравюру называют еще и тоновой? Дело в том, что у нее есть широкий линеарный диапазон. Он помогает создать произведения, которые по пластической выразительности можно назвать богатейшими.
Например, четко рисующий черный цвет и белый штрих, или пятна с фактурными характеристиками, а еще уникальные переходы тона. Вот почему такую технику часто используют для репродуцирования.
А еще этот вид ксилографии отличает долговечность печатной формы. Качественные оттиски исчисляются сотнями, а иногда и тысячами. Торцовые доски частенько применялись даже для типографского обычного тиражирования, включенные в форму для печати заставок, инициалов или даже мини-иллюстраций. И тираж, с относительно малым изменением качества, доходил до десятков тысяч.
Область применения
Сегодня можно проследить моду на уникальность, ручной труд, ремесленничество. Хочется возрождения и тех техник, которые вытеснило массовое производство. Ксилография и относится к такому изобразительному жанру. Она помогает вырезать штампы и логотипы, делать интересные иллюстрации. Например, красивые этикетки могут быть продуктом ксилографии, туда же идут и штампы для авторских открыток. А также с ее помощью делают современные плакаты, афиши.
Если кто-то захочет сам постигнуть это искусство, все вполне реально. Даже детскую резьбу по дереву можно преобразить в ксилографию.
Алгоритм создания такой гравюры выглядит примерно так.
Сначала создается эскиз. Он отрисовывается обязательно со всеми подробностями. Он потом будет перенесен на линолеум с помощью копировальной бумаги.
Теперь берется линолеум, лучше обработать его тонким слоем темперы, чтобы оттиск получился более качественным. А чтобы краска лучше распределилась, ее лучше накладывать пальцами. Немножко краски выдавливается на подушечки пальцев, и потом она набивается на гладкую сторону линолеума равномерно. Краске надо дать высохнуть.
Пока высыхает краска, нужно покрыть эскиз тонким слоем растительного масла. Оно пропитывает бумагу насквозь, что делает ее прозрачной, фактически калькой. И потому рисунок легко можно перевернуть, перенести не зеркальным. Хотя, конечно, эскиз можно элементарно отсканировать (если есть сканер), отразить зеркально в графическом редакторе, а потом просто распечатать на принтере.
Когда темпера высохнет, надо взять копировальную бумагу и перенести эскиз на форму. Бумага с эскизом не должна съезжать. Можно даже зафиксировать ее скотчем.
Как только эскиз перенесен на линолеум, изображение отрисовывается маркерами.
Теперь можно браться за штихель. Вырезают исключительно светлые части – только пространство между черными линиями и штрихами.
Когда гравюра готова, берется пластмассовая доска, на нее металлической лопаткой выкладывают краску. Лучше не жалеть краски, потом излишки все равно легко соскребаются в банку. Выложенную краску надо раскатать резиновым валиком по доске. Когда краска равномерно легла на валик, он накатывает ее по вырезанному линолеуму. Потом надо перевернуть линолеум, осторожно прислонить его к бумаге, делая оттиск.
Самодельная гравюра готова. Ее самостоятельное изготовление показывает, как можно применять древнюю технику (для декоративных панно, например). Используют эту гравюру и для изображений на текстиле. Например, можно сделать оттиск на льне, из которого потом будет сшита сумка-шоппер.
Примеры работ
Рассмотреть нюансы техники, ее выгодные стороны можно на красивых примерах.
Вот 10 красивых работ в технике ксилографии.
Не самые сложные, доступные для начинающих работы. Интересны тем, что выходит целая серия картинок.
Что такое гравюры и какие они бывают?
Гравюра, если дать ей быстрое определение, это тип графического изображения, создаваемого с помощью печати. Оттиски можно получить нанесением на бумагу изображений с доски, и каждое будет уникальным. У гравюры богатая и интересная история, но ее настоящее вовсе не покрыто слоем пыли. Более того, это одно из доступных, но при этом сложных и занимательных художественных увлечений сегодня.
Что это такое?
Гравюрой может называться как графическая техника, так и полиграфическая технология. Если говорить двумя словами, это печатный оттиск. Оттиск делается с пластины, на которой вырезан рисунок. Само слово переводится как «вырезать, создать рефлекс». Результатом такой графики будет оттиск на любой поверхности – действительно, на любой (здесь можно экспериментировать). Кисти в процессе создания изображения не использовались совсем. Рисунок на пластине создавался с помощью ножей.
Художники – даже те, что не специализировались на гравюре – часто использовали эту технику. В книжной иллюстрации, в листовках и брошюрах долгое время гравюры встречались очень часто. И когда-то это было востребовано, потому что количество оттисков с одной пластины множественно, то есть для распространения печатной информация технология считалась более чем подходящей.
Процесс создания гравюры сложен и интересен одновременно. С пластиной нужно повозиться, взяв в руки нож – очень кропотливая работа, а потом еще с типографской частью процесса надо быть максимально деликатным. Надо протереть и промыть, прокатать валиком с краской пластину, а потом еще смочить бумагу, приложить ее, откатать под прессом между парой валиков станка, и, наконец, оценить результат. И проделать весь этот цикл несколько раз. Все это делалось вручную, что очень сложно и не может не восхищать.
Когда-то гравюра была дешевле иллюстрации, потому что количество оттисков сделало коммерчески выгодной эту технику. Сегодня, когда печатать можно что угодно и на чем угодно, потребителя, скорее, удивишь ручной работой. И гравюра становится одной из техник, которые уникализируют современные вещи. Например, если на кусочке дерева вырезать красивый листик с зубчиками, этим полученным штампом можно создать уникальный узор на скатерти, шторах, платье и многом другом.
Штампами, которые роднятся с гравюрой, сегодня увлекаются взрослые и дети, люди, чья профессия связана с искусством, и совершенно далекие от тонких материй любители творческих экспериментов.
Исторические сведения
Если обратиться к первым упоминаниям о гравюре, то они относятся к Китаю VI века. И первой, действительно, популярной техникой была прорисовка на дощечках (ксилография), с помощью которой печатали марки и текст, конечно. Первыми выгравированными изображениями стали, как несложно догадаться, древние библейские сюжеты. Но пика своей популярности гравюра достигла в средневековой Европе: граверы упражнялись в разных техниках (последние активно развивались и совершенствовались), а потому в разных странах Европы гравюра имела свое лицо. Конечно, от старинных китайских работ гравюры XV века отличались значительно – в силу религиозных, социальных, духовных особенностей эпохи и строя.
В церковных кругах европейского Средневековья гравюра занимала особое место. И она в этом смысле достигла художественных вершин.
А потом появился печатный станок, и техника тиснения предсказуемо стала вытеснять (вот такой каламбур) гравюру.
Интересные исторические факты о гравюре.
Наверное, самым популярным представителем этой техники стал Альбрехт Дюрер. Он был талантлив и как живописец, и как рисовальщик, и как гравер. По многообразию наследия один из главных художников эпохи Возрождения сопоставим с Леонардо да Винчи. Его работы «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Адам и Ева», «Прогулка» впечатляют по сей день.
- Истинным временем появления гравюры считается XV век. Да, китайцы «придумали» ее раньше, но их феномен многие искусствоведы считают предпосылкой к гравюре, а не ею самой. Можно даже не просто Средневековье считать эпохой появления гравюры, а конец Средневековья. Вот-вот уже наступал Ренессанс, а с ним прекрасная эра художественных открытий.
- Впервые гравюра позволила печатать не только рисунок, но и текст. Когда с изображением слились слова, просветительная сила этого союза стала еще большей.
- Стоит признать, что изначально возможности гравюры были скромны. Обрезная или продольная ксилография выполнялась на обычных досках. И автор-художник мог просто рисовать на доске, в то время как ремесленник-резчик занимался дальнейшей трудоемкой обработкой.
Намечался разрыв истинно художественного творчества и технического оформления.
- Отдельно стоит отметить глубокую гравюру на металле – офорт. Она возникла после резцовой гравюры и появилась, скорее всего, в конце XVI века в Германии, а потом довольно быстро технику подхватили итальянские мастера.
- Совершенно уникальным было златоустовское искусство гравюры. Эта гравировка на стали появилась в начале XIX века. На оружейной фабрике в Златоусте изготавливали стальные клинки, их украшали особыми узорами. В то время в мире стало, можно сказать, модным декорировать оружие, и русские мастера решили не отставать от моды.
Современная гравировка настолько хороша, что обычному принтеру не под силу воссоздать детали изображения, созданные ручной гравировкой. Более того, гравюру нельзя отсканировать.
Несмотря на появление высокоточных фрезерных станков, есть те сферы, где ручную гравировку невозможно ничем заменить.
По назначению гравюра бывает станковой, книжной и прикладной. По способу обработки формы выделяют травление и гравирование. По художественной ценности она бывает авторской и репродукционной, а по материалу печатной доски – металлической, деревянной, пластиковой, используют также оргстекло и линолеум. Ну и по колористическому решению она бывает цветной и черно-белой.
Выпуклые
Так называют высокую гравюру, то есть заданную для высокой печати. С поверхности доски мастер убирает все, что на оттиске должно получиться белым, а линии и плоскости, сообразные рисунку, будут выступать выпуклостью рельефа. Убрать это ему поможет вырезание или выдалбливание. Валиком на рельеф опускается краска, которая под давлением перейдет на бумагу. Выпуклой гравюре присущ линейный рисунок, контрасты света и тени.
Но и живописное пятно в ней все же имеет значение, особенно это касается цветной гравюры или светотеневой.
Углубленные
В данном случае изображение наносится на поверхность в виде специальных желобков, находящихся на углублении. Царапины, желобки и бороздки – принципиальное отличие этой техники. В них попадает красящий состав, и под сильным давлением он переносится на бумажную поверхность. Давление печатного станка оставит по краям доски углубления на бумаге, они же отделят изображение от полей. К углубленным гравюрам причисляют все гравирование на металле – резцовое, офорт и другие.
Плоские
А плоской гравюрой принято считать простое матирование стекла через трафарет, не предполагающее рельеф. Такая гравюра может быть позитивной и негативной. В первом случае это будет матовый рисунок на прозрачном стекле, во втором – прозрачный рисунок на матовом стекле. И хоть такая техника проста, ее можно назвать изысканной и довольно изобразительной. А также под плоской гравюрой понимается изображение на камне. Каменное основание обрабатывается химическими реактивами, после чего при печати краска будет попадать только в намеченные места (химически обработанные не затронет), то есть фон.
Если это гравюра на камне, она будет называться литографией, если на алюминии – альграфией.
Где используется?
Те работы, что дошли до наших дней, невероятно ценны, это особый вид антиквариата. Лимитированное количество таких печатных графических изображений – вот что придает им ценности. Авторской формы хватало максимум для 300 копий. И коллекционеры мира охотятся именно за первыми оттисками, причем теми, которые сделал сам автор гравюры. Если это первый из 10 оттисков, цена такой работы сравнима со стоимостью картины-подлинника именитого художника. Например, на аукционе Кристи гравюра того же Дюрера «Носорог» была продана более чем за 866 тысяч долларов.
Сегодня гравировку можно считать более прикладной техникой. Ее используют, к примеру, на банкнотах, особо важных документах, пластинах для денежной печати. Словом, для всех документов с особой чувствительностью, как ее называют. Современная дисциплина именно ручной гравировки осталась только в ряде специализированных сфер – в создании огнестрельного оружия, в ювелирном деле, в производстве музыкальных инструментов.
Конечно, предсказуемым было появление машинной гравировки. Это стало следствием запроса в большом тиражировании надписей, пейзажей, портретов, логотипов, цветов и так далее. К таким процессам можно отнести рулонную штамповку (гравировку на роликовых штампах).
Как сделать своими руками?
Это очень популярная адаптивная техника – то есть, например, для детей сегодня можно найти в продаже огромное количество наборов для творчества. Это не та классическая гравюра, сложная технически и требующая физических сил и выносливости, но вполне сопоставимая упрощенная форма. Главное, что она доступна в домашних условиях и позволяет научиться чему-то новому.
Если же хочется провести всю процедуру своими руками, не используя даже типовой набор, можно пройти этот путь интересно и избегая самых простых решений. Итак, гравюра на картоне – очень занимательно и иллюстративно для тех, кто как раз изучает гравюру.
Для работы понадобятся:
надфили – если таковых нет, шило и игла тоже подойдут;
картон – любой по толщине и фактуре, в профессиональной печати используется тот, чья толщина не меньше 2 мм;
картон либо бумага для оттиска – вполне можно взять чертежную;
резиновый валик либо шпатель – ну или кисть со щетиной;
тушь (лучше взять, но можно обойтись и без нее);
акриловая краска (если это мастер-класс для ребенка, подойдет и гуашь).
Вот как делается гравюра в домашних условиях.
Сначала нужно на обычной бумаге нарисовать эскиз. Придется вспомнить, что такое композиция и компоновка. При продумывании эскиза надо учесть, что изображение получится путем вырезания фрагментов на картоне. Потому, чтобы рабочая поверхность картона не разорвалась, рисунок выполняется либо пятном, либо простыми штрихами. Перекрестные штрихи исключены.
- После этого рисунок можно переносить на кальку.
- Затем эскиз на бумаге следует разбить на свет и тени. Это делают тушью, но, если ее нет (или нет опыта работы с ней), можно воспользоваться фломастером. При работе с картоном это важно, помогает не запутаться. Если гравюра будет цветной, то и цветовое решение придется выполнить на данном этапе. Но новички обычно не начинают со сложных цветных задач.
- Эскиз с кальки переносится на картон. Можно сделать это с помощью мягкого карандаша: кальку кладут рисунком к картону и поверхность приглаживают, например, ложкой. А можно обвести непишущей ручкой рисунок по просвечивающемуся контуру. Правда, не все линии могут пропечататься, рискованно. Плюс рисунок отпечатается зеркально. А можно перевести рисунок через копировальную бумагу.
- Итак, на картоне есть изображение, пора вырезать инструментами пробельные элементы. Аккуратным нужно быть в процарапывании картона. Чтобы тот легче сцепился с пигментом, его можно загрунтовать, кстати. Рисунок можно наносить иглой для выжигания.
- А еще можно чуть отклониться в сторону, и дополнить гравюру аппликацией. Настоящие растения, а точнее, их части – веточки, травинки, листики будут шикарно смотреться как вспомогательная часть гравюры.
- Все, пора переходить к заливке пигментом. На оргстекло наливается пигмент (немного), равномерно он распределяется на валик и переносится уже на картонную основу. Слой переноса – 0,5 мм. Пигмент должен равномерно распределиться по картону. Если используется акрил или гуашь, подсохшую краску надо смочить.
- Ну и время печати – вместо офсетного станка будет обычная столовая ложка (на ней не должно быть узоров). Итак, на прокрашенный уже картон кладется чистый лист плотной бумаги (можно использовать снова картон, но большего размера). Лучше закрепить его скрепками. И лист приглаживается ложкой от центра к краям. Делается это медленно, осторожно и внимательно, чтобы пропечаталось все.
- Насколько качественным получилось изображение, можно проверить, отогнув лист. После того как будет проглажена вся поверхность, лист аккуратно, без смазывания краски, отделяется от картона.
Все готово. Качественный оттиск будет без подтеков краски, без дефектов. Сама прокраска должна быть равномерной, изображение должно хорошо читаться. Но даже если есть мелкие недочеты, отчаиваться не стоит: гравировать с первой попытки как мастер XVIII века не получится все равно. И все же картина – это новый и уникальный опыт совершенно необычной живописи. Да, рисовать можно по-разному, тем и прекрасно изобразительное искусство. И гравюру по праву считают одним из самых изысканных его воплощений.
О том, как сделать своими руками гравюру, смотрите в видео далее.
Картины из металла: описание, техника исполнения, фото
В современном дизайне интерьеров завоевывают популярность картины из металла. В авторских работах мастера применяют как новейшие, так и классические техники. Наиболее эффектными произведениями декоративно-прикладного искусства являются те, в которых совмещены старые способы ручной обработки металлов и новаторские. С появлением новых материалов и высокоэффективных инструментов развились такие виды изобразительного искусства, как сталеграфика, металлографика, живопись по металлам с 3D эффектом.
Чтобы изготовить некоторые шедевры, необходимо специальное оборудование и особая квалификация. Но создать на стену картины из металла в технике чеканки, декупажа, проволочного рисунка может каждый творческий человек, если проявить некоторое терпение. Подобные произведения будут уникальными и не уступят дизайнерским работам.
Технические приемы
В зависимости от замысла художника или задач, поставленных заказчиком, мастера используют разные технологии для работы с металлом. На их решение влияет итоговый вид картины, толщина материала, размер изделия, рельефность и цветовое решение, геометрическая сложность изображения, детализация и многие другие факторы. Чтобы картинам из металла придать необходимый вид, применяются методы:
- Электрохимическая обработка для получения различной текстуры металлических поверхностей и объемных изображений наподобие штампа. Особой популярностью пользуются картины по латунным и медным пластинам.
- С помощью художественного многоуровневого травления (химического, гальванического, ионно-плазменного) создаются рельефные рисунки и различные фактуры. Травление часто сочетается с росписью цветными эмалями, чернением, покрытием по готовому изделию тончайшим слоем олова, нанесением патины. Технология допускает воспроизведение изображений любой сложности с детализацией элементов толщиной до 0,05 мм.
- Получить точную металлическую копию предмета или объемного изображения позволит метод гальванопластики — электролитическое осаждение цветных металлов на матрице. Технология открывает неограниченные возможности для творческих идей, и художники часто прибегают к методу гальванопластического копирования.
- По-прежнему остается популярной гравировка как особо изящный и эстетичный вид художественной обработки металлов. Мастера сегодня редко вручную гравируют рисунок резцами. Для этого существуют электромеханические и лазерные инструменты, которыми можно довольно быстро создавать большие по площади произведения.
При помощи этих и других приемов изготавливаются великолепные панно из металла и рамки для картин. Чтобы получить современные абстрактные произведения, мастера часто совмещают несколько технологий, также применяя сварку, ковку, заклепочные соединения, химическое декорирование металлов и другие приемы.
Сталеграфика
Впервые новое направление искусства было продемонстрировано в 1984 году художниками из Кейптауна. Сегодня из металла картины, выполненные в технике сталеграфики, приобрели большую популярность не только в оформлении жилых и офисных интерьеров, но также для украшения внешних стен зданий, террас, ограждений, рекламных щитов. Искусно вырезанный из листовой стали контур детально воспроизводит графический рисунок на фоне светлой стены. Впечатление трехмерной композиции создается в результате тонового контраста переднего и заднего плана с полутенью между ними.
Из единого стального листа филигранно произвести фигурную резку, практически не ограничиваясь геометрическими формами, позволяет современное оборудование — высокоточные плазморезы. Роль резца выполняет струя плазмы, которая справляется с любыми металлами до 200 мм толщиной. Потому, несмотря на утонченную детализацию, картина из листа металла получается очень прочной.
Этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться, а художники находят новые, порой нестандартные идеи для воплощения творческих идей. Пионеры сталеграфики делали картины черного цвета, где светлая стена создавала контрастный фон, на котором хорошо обозначалась тень. Сейчас мастера используют разного тона металлы и совмещают по несколько методов обработки материала.
Печать изображений на металле
Сегодняшние технологии позволяют с поразительной точностью перенести на металлическую пластину копию любого полноцветного изображения — фотографий, живописных или графических произведений. Копии получаются стойкими, долговечными и являются самым быстрым способом создать картину на металле. Как называется подобный метод печати?
Воспроизведение изображения на пластине анодированного алюминия посредством органических красителей называется металлографикой. Цветопередача и качество таких картин превосходит полиграфическую печать. Металлическая основа может иметь глянцевую, матовую, сатиновую фактуру и окрас под золото, бронзу, серебро или один из локальных цветов.
Разновидность струйной печати с применением чернил, застывающих под воздействием ультрафиолета, называется УФ-печатью. Цветопередача у такого метода уступает металлографике, но позволяет переносить изображения на поверхность любого сплава, что дает широкие возможности для воплощения творческих идей.
Как и любую репродукцию, картины, изготовленные способом УФ-печати и металлографики, нельзя назвать произведениями искусства. Но художники используют эти методы как способ печати авторских фотографий и передачи отдельных элементов в своих уникальных работах.
Живопись по металлу
Этот вид искусства отличается от печати тем, что художник сам реализует свой замысел на листе, и каждая такая картина становится уникальной. Поскольку у металлических поверхностей без грунтовки сцепление с большинством красок плохое, каждый автор изобретает собственную живописную технику и подбирает материал методом проб и ошибок. Самые распространенные сплавы для основы — алюминий и дюраль, поскольку они светлые и обладают хорошим светоотражением, реже используется латунь. Эти листовые металлы просвечивают и сияют сквозь краску, а при некоторой обработке их блеск вместе с отражающими свойствами создают иллюзию движения. К сожалению, фото картин из металла лишь отдаленно передает этот эффект. Среди красителей мастера выбирают акриловые или автомобильные, реже масляные краски, используют также патинирование, обработку кислотами, другие химические приемы.
Чеканка
Это один из древнейших способов декорирования металла, который мастера часто совмещают с другими технологическими процессами. Чеканка привлекательна объемностью многоуровневых рельефов, которые создают в композиции света и контрастные тени. Чернение и патинирование придают изделиям винтажный вид, а с помощью кислот и красителей можно получить интересные результаты для абстрактных изображений.
Существует альтернативная чеканному искусству техника — металлопластика. Из-за доступности и простоты приемов этим видом декоративного творчества вполне можно овладеть самостоятельно. В советский период его осваивали даже школьники. В отличие от чеканки, в которой деформация металла образуется путем удара, металлопластика производится на очень тонких металлических листах посредством вдавливания специальными инструментами. Созданная таким образом картина по металлу станет не только украшением дома, она будет уникальной.
Коллаж и декупаж
Если собрать в доме все ненужные металлические детали небольшого размера, то из них можно изготовить интереснейшую картину в стиле стимпанк. Элементы в декупаже приклеиваются на основу, не обязательно представляющую собой лист металла. Это может быть абстрактная или сюжетная композиция, которую несложно создать благодаря богатству выбора современных клеящих веществ, различных грунтовок, шпаклевок, аэрозольных красок. Идеи для произведений и техника выполнения декупажных работ из металла представлены в Интернете. Например, картины литовского художника Артураса Тамасаускаса послужат отличным источником вдохновения. Поскольку в каждой работе наклеивается разный набор деталей, то и картины становятся неповторимыми. Хорошо продуманные авторские произведения станут отличным подарком и незаурядным украшением интерьера.
Картины из гнутой проволоки
Забавные рисунки могут получиться из обычной мягкой проволоки. С 1997 года американский художник CW Roelle, будучи еще студентом, положил начало этому виду изобразительного творчества. Он создает металлические картины из проволоки по собственным рисункам. Порой это простые сюжеты, но есть и замысловатые, очень плотные иллюстрации, требующие несколько недель для исполнения.
Изготовить подобные произведения можно и самостоятельно, для чего лучшим образом подойдет оловянная проволока, которую точечно в отдельных местах скрепляют паяльником. Готовое изделие покрывается черной акриловой краской и фиксируется на светлой основе. Процесс изготовления картины из гнутой проволоки очень увлекательный. Постепенно можно перейти от простых к более сложным рисункам, которые станут настоящими авторскими произведениями.
Читайте также: