Какова последовательность действий при инкрустации контуров мозаичного набора металлическими

Обновлено: 07.01.2025

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

1. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов.

2. Мозаика с металлическим контуром.

Тип урока. Комбинированный.

по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаичных наборов; обучить учащихся изготовлять мозаичный набор из шпона.;

по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаики с металлическим контуром; обучить учащихся украшать мозаичные наборы из шпона филигранью и сканью.

Содержание урока 21А

Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§26. Мозаика

Мозаика — разновидность декоративно-прикладного искусства, в котором изображение (в виде орнамента или какого-либо сюжета) создаётся из кусочков стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и др. Эти кусочки, плотно подогнанные друг к другу, выкладывают на украшаемую поверхность и скрепляют клеем, специальной мастикой, цементом и т. п. (рис. 88, 89).

Орнамент — узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. 90).

Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.

В деревянной мозаике изделие составляют из кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений. Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в.

Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Инкрустация — украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. На рисунке 91 показана шкатулка, инкрустированная перламутром.

Интарсия — вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке 92 представлено панно, выполненное в современной технике интарсии.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. 93, а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. 93, в) и склеивают между собой (рис. 93, г).

Рис. 93. Получение декоративных пластин для блочной мозаики:
а,б — склеивание пакетов и нарезание их на блоки-бруски; в — подбор блоков-брусков для получения необходимого рисунка; г — соединение блоков-брусков на клею; д — пластины, нарезанные из полученного блока

Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. 93, д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости.

Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона толщиной 0,5. 3 мм ценных пород древесины и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород (рис. 94).

Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать объёмные изображения, подобные показанным на рисунке 95.

Запоминаем опорные понятия

Мозаика, инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

§ 27. Мозаика с металлическим контуром

Ранее вы познакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели и обихода. Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань.

Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие.

Проволока может быть медной или латунной.

Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия (рис. 88).


Рис. 88. Закрепление накладной филиграни проволочными скобами: 1 — проволочный контур; 2 — скоба; 3 — основа После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путем врезания его в деревянную основу (рис. 89). Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации.


Рис. 89. «Грибы». Мозаика с металлическим контуром

Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого для подчеркивания отдельных деталей мозаики по контурам изображения внутри набора прорезают канавку, в которую вколачивают тонкую полоску металла. Такую полоску шириной 2. 3 мм отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вколачивают ее в древесину (рис. 90). Удары повторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не заполнит всю канавку. Полоску не вколачивают на всю глубину канавки — она должна немного выступать над поверхностью мозаичного набора.


Рис. 90. Вколачивание металлического контура

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зачищают мелкой шлифовальной шкуркой и покрывают слоем лака.

Следует помнить, что блестящие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунными или бронзовыми, так как медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.

§ 14. Технология изготовления мозаичных наборов

Для того чтобы в мозаичных наборах впоследствии не образовывались трещины, шпон должен быть очень сухим.

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри обычно является плоский нож-резак (рис. 46). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частей мозаики.


Рис. 46. Плоский нож-резак

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 47). Лезвие ножа изготовляют из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить перегрева и последующего снижения твердости лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.


Рис. 47. Виды ножей-резаков для резьбы по древесине с режущими кромками и ручками различной формы: 1 — округлая ручка; 2 — граненая ручка; 3 — плоская ручка; 4 — прямолинейная режущая кромка; 5 — округленная режущая кромка

Лезвие заточенного ножа тщательно правят и доводят на брусках и оселках, чтобы режущая кромка была острой, а боковая поверхность — гладкой.

На рисунке 48 изображены приемы выполнения резьбы. Их применяют для вырезания гнезд. Резьбу можно выполнять одной или двумя руками с движением лезвия как к себе, так и от себя.


Рис. 48. Приемы резьбы ножом-резаком: а — резьба одной рукой на себя с наклоном вправо; б — резьба одной рукой на себя с наклоном влево; в — резьба двумя руками на себя; г — резьба двумя руками от себя

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 50, д). Для распиливания шпона используют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. На фоновый шгюн наносят рисунок вставки (гнезда) (рис. 49, а) и вырезают контур резаком (рис. 49, б, в). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 49, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 49, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 49, е). Полученный набор наклеивают на основу.


Рис. 49. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через копировальную бумагу или кальку; 6 — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — разметка и вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки и фона клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 50, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.


Рис. 50. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б— остроугольных фигур; в — окружности; г — закруглений с надрезами; д — двойным ножом по шаблону

При резании шпона из твердых пород вначале по линейке делают неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, потом — с большим нажимом, таким образом перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Чтобы вершины острых углов не обламывались, вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 50, б). Закругления вставок вырезают с учетом направления распространения опережающих лезвие трещин (например, в направлении по стрелкам, изображенным на рисунке 50, в).

При вырезании гнезда, чтобы не растрескивался его контур, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают, врезая в поверхность носок ножа (рис. 50, г).

Если необходимо вырезать множество криволинейных контуров в виде завитков, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 50, 5).

Круги и кольца вырезают циркулем-резаком за несколько проходов круговыми движениями с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах прорезают сначала внутреннюю окружность, а затем наружную.

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис. 51).


Рис. 51. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 52) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают в лист, чередуя полоски разных цветов (рис. 52, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 52, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 52, в).


Рис. 52. Набор шахматной доски: а — склеивание полосок различной тональности; б — склеивание полосок со сдвигом; в — шахматная доска

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют для объемного изображения декоративных наборов паркетного типа (рис. 53). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в расположенных рядом листах шпона.


Рис. 53. Наборы с объемным изображением

Практическая работа № 14

Выполнение мозаичного набора

  1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
  2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
  3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображения.)
  4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

Новые слова и понятия

Нож-резак; мозаичный набор — с косым расположением полосок; шахматный — с объемным изображением.

Урок 21 (вариант А)
Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром

Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§28. Мозаика с металлическим контуром

Часто для повышения выразительности мозаичного набора его контуры украшают блестящими металлическими полосками.

Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром. Узорчатая сетка из металлических полосок называется филигранью. Слово «филигрань» произошло от двух латинских слов: «филюм» — нить и «гранум» — зерно.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань — скань. Термин «скань» берёт своё начало от древнерусского «скать» — свивать.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образом. Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают специальным прозрачным клеем. Чем тоньше проволока и чем туже опа скручена, тем красивее получается изделие.

После закрепления контуров на деревянной основе всё изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путём врезания его в деревянную основу (рис. 100). Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого, чтобы подчеркнуть отдельные детали мозаики, по контурам изображения внутри набора прорезают канавку. В неё вколачивают тонкую полоску металла (шириной 2. 3 мм), которую отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и лёгкими ударами молотка вколачивают её в древесину (рис. 101). Удары повторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не заполнит всю канавку. Полоску не вколачивают на всю глубину канавки — она должна немного выступать над поверхностью мозаичного набора.

В наборе могут быть применены точечные металлические элементы. Для этого в древесине шилом прокалывают отверстие. В пего помещают кусочек проволоки таким образом, чтобы он возвышался над поверхностью на 1,5. 2 мм, и вколачивают его в древесину. Проволоку, так же как и полоску, вбивают в отверстие не до конца.

Следует помнить, что блестящие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно тёмным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунными или бронзовыми, так как медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «тёплыми» оттенками древесины.

Практическая работа № 30

Украшение мозаики филигранью

1. Подготовьте выполненный ранее мозаичный набор к контурному декорированию накладной филигранью.

2. Подготовьте медную или латунную проволоку (отожгите её, если это необходимо), сложите вдвое и скрутите как можно туже.

3. Уложите скрученную проволоку (филигрань) по всем контурам набора и приклейте клеем.

4. Лакируйте всё изделие.

Практическая работа № 31

Украшение мозаики врезанным металлическим контуром

1. В несложном мозаичном наборе, подготовленном ранее на уроках по художественной обработке древесины, прорежьте продольные канавки по контурам изображения, которые вы хотели бы подчеркнуть.

2. Нарежьте полоски металла и вколотите их в канавки.

3. Зачистите поверхность изделия и покройте лаком.

Сфотографируйте сделанное изделие и поместите фотографию в портфолио.

Мозаика с металлическим контуром, филигрань, скань.

Проверяем свои знания

1. Что такое мозаика с металлическим контуром?

2. Что такое накладная филигрань?

3. Какова последовательность действий при инкрустации контуров мозаичного набора металлическими полосками?

Читайте также: