Какой металл добавляют в стекло чтобы получить богемский хрусталь

Обновлено: 22.01.2025

Богемское стекло
Богемское стекло ценили и ценят многие любители искусства на протяжении вот уже восьми веков. Пусть вас не удивляет столь преклонный возраст, ведь стекольное производство в Чехии, а конкретно – Богемии, является самым старым в Центральной Европе.
Первые упоминания о чешских мастерах-стеклодувах относятся еще ко второй половине XIII века. В начале XVI столетия в стране насчитывалось порядка 90 мастерских по производству стекла. В отличие от других европейских стран, где стекло считалось дорогостоящей редкостью, в Чехии оно уже тогда украшало не только дворцы, но и простые дома. Впрочем, говорить о мировой известности богемского стекла в ту пору было бы слишком смело.
Любопытно, что в Европе эпохи Возрождения особенно ценилось стекло из Венеции. Его экспорт был значительной статьей доходов города, и венецианские дожи тщательно охраняли секреты его изготовления. Но есть сведения, что нескольким мастерам все-таки удалось выехать из страны, вывезя с собой известные секреты стеклодувного производства. Точных упоминаний о том, добрался ли кто-либо из них до Чехии, нет, но факт остается фактом: изделия венецианских мастеров долгое время воспроизводились, можно сказать, копировались, их коллегами из Богемии.
В XVI веке в Чехию начали переселяться стекольных дел мастера из Саксонии, которым и жилось в этой стране хорошо, и работалось комфортно. Стеклодувы переезжали целыми артелями, с семьями и помощниками и, разумеется, с собственными технологиями производства. Знакомясь с местным ремеслом, мастера вырабатывали новый стиль, чудесный симбиоз в своей отрасли. Знаменательной вехой в истории «богемского чуда» , иначе – датой рождения, стал 1684 год, когда мастеру Мюллеру удалось выплавить стекло невиданной ранее чистоты и прозрачности. Так появилось на свет то знаменитое «богемское стекло» . Вскоре о новой технологии заговорила вся Европа.
В XVII-XVIII веках производство стекла в Чехии бурно прогрессировало. Маленькие мастерские разрастались до солидных по тем временам производств, на которых работало по 40-50 человек. Эксклюзивные элитные изделия из богемского стекла стали занимать почетное место среди украшений многих королевских домов Европы. И если когда-то чешские мастера копировали изделия из Венеции, то теперь стеклодувы других стран стали подражать богемскому стеклу. Согласитесь, это говорит о многом.
В конце XIX века стекольное производство Чехии одним из первых в мире перешло на газовое отопление плавильных печей. Важность нововведения трудно было переоценить: в Чехии и соседней Моравии густых лесов хватало, и наверняка поэтому в тех краях было налажено стекольное производство – ведь иных способов отопления печей тогда не знали. Но со временем леса стали редеть, и поэтому производство богемского стекла не могло расширяться так стремительно, как того требовал спрос. Тревожный сигнал: к концу XVIII века производство даже немного сократилось. А вот газовое отопление способствовало не только расширению производства, но и значительному снижению себестоимости, причем не в ущерб качеству. Увеличение валового продукта привело к тому, что теперь наслаждаться красотой этого стекла у себя дома могли не только королевские особы, но и простые обыватели. Теперь же такую замечательную возможность имеем и мы с вами. Отрадно, что современные производители добросовестно блюдут многовековые традиции. Так, многие технологические операции – например, шлифовка хрусталя – по-прежнему производятся вручную.
Наборы для напитков с ручной позолотой, огранкой или резкой, созданные на рубеже XIX-XX вв. и сегодня оказываются привлекательными. Чешское стекло от элегантно простых до драгоценно декорированных наборов сложных форм гармонично дополняет и придает блеск торжественным обеденным сервизам лучших и самых дорогих мировых производителей.
Чешские и словацкие заводы ежегодно производят десятки миллионов изделий из стекла, которые с успехом распространяются по всему миру. Причина такого успеха – использование современных технологий и с

ООО «Элит Гласс» - чешский хрусталь, чешское стекло, богемское стекло богемское стекло магазин, богемское стекло и хрусталь оптом.

Богемское стекло ценили и ценят многие любители искусства на протяжении вот уже восьми веков. Пусть вас не удивляет столь преклонный возраст, ведь стекольное производство в Чехии, а конкретно – Богемии, является самым старым в Центральной Европе.

Чешское стекло надо ставить на просвет, чтобы заставить его играть и искриться на солнце, выявить его прозрачность, глубокие переливы цвета, то сияние, которое составляет его прелесть и придает нарядность и праздничность интерьеру. Наборы для напитков с ручной позолотой, огранкой или резкой, созданные на рубеже XIX-XX вв. и сегодня оказываются привлекательными. Чешское стекло от элегантно простых до драгоценно декорированных наборов сложных форм гармонично дополняет и придает блеск торжественным обеденным сервизам лучших и самых дорогих мировых производителей.

Обычно говорят "богемское стекло", реже "богемский (чешский) хрусталь".

Но все таки это стекло, поскольку хрусталь минерал, чистая природная двуокись кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые однородные кристаллы горного хрусталя встречаются редко. Практическое значение имеют кристаллы размером 3—5 см. В России месторождения есть на Урале. Монокристаллы горного хрусталя выращивают в автоклавах. Добавление Ge увеличивает, a Al уменьшает показатели преломления, Fe2+ придаёт зелёный, Fe3+ — бурый, Со — синий цвет.

Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний. Изготовляют призмы спектографов, линзы. Окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши, а также различной магической атрибутики.

Хрустальная история

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы свинца, в результате чего стекло приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 30%. Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Стеклянное ремесло – один из старейших и самых уважаемых в Европе промыслов. Разумеется, свои мастера и мастерские были во всех европейских государствах, но в наибольшей степени прославились благодаря данному искусству Богемия и Венеция. Муранское стекло (названное по месту производству – острову Мурано) отличается своей изящностью, прозрачностью и разнообразием цветовых эффектов. Все это традиции мастеров Венеции в стеклодувном ремесле. Но вот уже в XIII веке в Богемии (историческая область Чехии) появились достойные аналоги итальянского стекла местного производства. Сегодня богемский хрусталь и стекло ценятся за свою необычайную прозрачность. А ведь технологию, способную придать это качество изделиям, впервые открыл именно мастер, живший и работавший в Богемии. Даже сегодня, в век научно-технического прогресса, богемский хрусталь считается роскошью и показателем особого вкуса владельца. Но почему этот бренд так ценится? Времена, когда мастерам запрещалось рассказывать даже своим родственникам любые факты, связанные с производством, прошли. Сегодня многие заводы в Богемии проводят экскурсии для туристов, постараемся и мы понять, как же изготавливается легендарный хрусталь и стекло. Первый этап производства – расплавление сырья и выдувание изделия. Далее полученную заготовку помещают во влажную деревянную форму. Третий этап – один из самых волнительных – это шлифовка и резка по стеклу. Важно понимать всю тонкость работы: время, в течение которого материал можно подвергнуть обработке, слишком коротко. Обычно при работе мастер использует предварительно подготовленный эскиз. Следующий этап – создание рельефов и нанесение позолоты. И в самую последнюю очередь выполняется полировка готового изделия. Богемский хрусталь ценится не только за свою красоту, но и за качество. Все изделия проходят проверку и при наличии малейшего брака отправляются не в магазины, а на переработку. Стоит отметить, что сегодня стекло и хрусталь в Богемии изготавливаются вручную и на специальных автоматизированных линиях в технологии штамповки.

Хрустальная история, фото № 1

Хрустальная история, фото № 2

Хрустальная история, фото № 3

Знаете ли вы, почему эта ваза хрустальная, а стаканы, так похожие на нее, – стеклянные? Чем два материала, получаемые из одного сырья, отличаются между собой. Считается, что если в стекле от 6 до 36 % оксида свинца, оно может называться хрусталем. Мировой стандарт качества – 24 %. Считается, что чем больше процент содержания свинца, тем качественнее хрусталь. Элитными и высококачественными являются изделия, в составе которых этот показатель превышает отметку 30 %. Богемский хрусталь не должен иметь пузырьков воздуха и каких-либо других вкраплений. Изделие должно быть однородно прозрачным и искрящимся во всех местах, без помутнений.

Как выбирать хрусталь и не ошибиться при покупке? Традиционный вариант проверки стекла – аккуратно постучать карандашом или другим предметом по краю бокала или салатника. Целое и качественное изделие ответит вам приятным звуком. Еще один вариант проверки хрусталя при покупке – потереть его мокрым пальцем. Оригинальное и качественное изделие издаст интересный звук, а вот обычное стекло и другие аналоги «промолчит». Вся посуда, производимая в Богемии, имеет «фирменный» шов – у основания ножки бокала. Стаканы и вазы из богемского хрусталя (для цветов) имеют такой отличительный признак на дне. Во времена СССР любой хрусталь считался символом достатка, каждая уважающая себя хозяйка обязана была иметь у себя в доме такую посуду. Все праздники и торжественные события ассоциировались именно с мелодичным перезвонов бокалов из этого материала. И не зря хрусталь считается символом вкуса и достатка: за качество и красоту действительно нужно платить. В среднем набор бокалов можно купить за 3000-4000 рублей, а какой-то одиночный предмет сервировки среднего размера или декоративное украшение интерьера - за 2000-3000 рублей. Разумеется, речь идет об изделиях фабричного производства. Ручная работа стоит в разы дороже.

Хрустальная посуда не стареет, а лишь становится еще лучше с прошедшими годами. Соответственно, антикварная старинная конфетница из богемского хрусталя может стоить целое состояние. Нередко подобные предметы интерьера и посуда продаются на аукционах. Получается, что хрусталь – это не только украшение стола и интерьера, но и ценная инвестиция. Существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, кобальт - это чистые синие тона, кадмий или соединения золота придают изделию красный цвет, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и отправляется в печь. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань". Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем филигранного соединения слоев прозрачного и цветного хрусталя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 1

содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 33% (Waterford). Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к

“стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% - это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Что такое цветной хрусталь?

Далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Разные производители путем подбора соотношения добавок добивались неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII - XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 2

В исторической достопримечательности Праги - Богемской области – хрустального стекольного завода Хрусталь Богемии в пригороде Светла-над-Сазавой «Йозефодол», основанного еще в 1861 году, который получил свое название по имени прежних владельцев Цезарей. На примере этой мануфакуры вы узнаете что такое двухслойный цветной хрусталь.

Во время европейского кризиса 2008 года многие богемские хрустальные заводы закрылись. Скорее всего, подобная участь ожидала и этот завод – если бы не инженерная мысль его нынешнего владельца, председателя совета директоров Душана Хатрны.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 3

Хрусталь стали делать в нескольких небольших газоэлектрических печах, поглощающих гораздо меньше топлива. А до кризиса завод имел огромную старую печь, в которой одновременно «плескалось» до 15 тонн хрустальной массы. Душан придумал новую энергетическую схему: вначале газ около 20 минут нагнетает температуру в печи до 1000 градусов по Цельсию, потом включается электрогенератор, поддерживающий эту температуру. Так удается прилично сэкономить энергетические затраты на бесперебойное изготовление высококачественной шихты – смеси кварцевого песка и химических элементов, которые переплавляются в жидкую стекольную массу.

Печи – практически единственное, что можно усовершенствовать на производстве, а вот нужную форму стеклу, как и века назад, придают только вручную. И тем более нельзя автоматизировать производство цветного накладного хрусталя, которым завод славится уже 150 лет.

Как производится цветной хрусталь?

Если к основе примешать различные металлические «присадки», то хрусталь получается цветным. Например, оксид кобальта дает глубокий синий цвет, для получения красного необходимы соединения золота или кадмий, кремний дает розовый цвет, медь - делает его зеленым, а фиолетовый делают с помощью окислов марганца.

Добавление 24% оксидов свинца собственно и превращают обычное стекло в хрусталь, причем высококачественный.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 4

Белый и цветной хрусталь готовят в разных печах, поэтому в этой технике всегда задействовано несколько мастеров.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс.

Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и ночью материал закидывается в печь. К утру всё превращается в однородную огненно-оранжевую субстанцию.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 5

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики.

Около шести утра к работе подключаются стеклодувы, они наматывают раскаленное стекло на тонкие полутораметровые трубки, и начинается представление. Представление, конечно, для нас, зрителей, а для стеклодувов это крайне тяжелый физический труд. При взгляде на стеклодува за работой тебя охватывает страх – не лопнут ли у него щеки?

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 6

Выдувальщики вооружены специальными трубками, процесс происходит точно так же, как и сотн лет назад.

После этого разогретый шар прозрачного хрусталя погружают в расплавленную смесь цветного, сложный процесс соединения двух слоев происходит при температуре 800 градусов. Затем хрустальный ком немного охлаждают и сбивают с него часть верхнего слоя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 7

Вот тогда-то и возникает много разноцветных отходов.

Производство двухслойного хрусталя процесс не только очень сложный, но и весьма затратный, так как повторно использовать и плавить цветную массу уже нельзя. В университете города Усти-над-Лабем уже размышляют о повторной переплавке отходов цветного хрусталя для изготовления мелких сувениров – фигурок птиц, рыбок, собак, кошек и прочих зверушек.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 10

В отличи от цветных отходов прозрачную массу можно перерабтывать повторно.

На этом фото показано, как цветной хрусталь плотно облегает прозрачный

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 11

Двухслойную массу вновь на минуту погружают в печь и придают нужный вид в деревянной буковой форме. Так стеклодув выдувает заготовки ваз, бокалов, тарелок и т.д.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 12

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 13

Заготовку обрезают, несколько минут дают подостыть и отправляют в «холодильник», где поддерживается температура 450 градусов. Хрустальная болванка должна остывать постепенно, иначе она расколется. Чтобы процесс был непрерывным, на заводе задействуют пять холодильных камер.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 14

Остывшие «полуфабрикаты» отдают шлифовщикам. Края у такого предмета очень острые, поэтому шлифовщик тщательно заглаживает их сверху и снизу на шлифовальном круге, покрытом карбокорундом.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 15

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань".

Специальным химическим составом на ней размечают тонкую геометрическую сетку, по контуру которой резчики наносят узор. Но обычно они режут декор по памяти, ведь чешские мастера по праву считаются лучшими в мире.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 16

Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими.

В цехе резчиков вначале на заготовку наносятся крупные детали рисунка, затем помельче, и после первой химической полировки дорезают самые мелкие штрихи. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути при обработке необходимо все время подавать воду на абразивные пути, и смачивать будущую вазу или бокал водой.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 17

После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка - это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 18

После нанесения декора все изделия помещают в смесь кислот, которая окончательно сглаживает острые углы и придает продукции характерный хрустальный блеск. Химическая полировка «смывает» с изделия около трети миллиметра толщины внутри и снаружи. И если мастер прорезал болванку слишком глубоко, ваза или бокал начнут протекать. Поэтому каждое изделие проверяют специальной щеткой: если на поверхности образовалась мельчайшая дырочка или трещинка, щетинка застрянет в этом месте – так выявляется брак. Вот так выглядит безнадежно испорченный графин.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 19

Впрочем, брака бывает не более трех процентов от всего объема производства. Резчики ошибаются крайне редко, чуть больше брака возможно у стеклодувов. Обычно «виноваты» печи: когда они начинают вырабатывать свой ресурс, в расплавленную массу попадают частички камней и прочего мусора.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 20

При полировке с использованием кислот достигается хорошая "прозрачность" равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, "замыливается" общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

По словам Романы Хатрны, также владелицы завода, местные стеклодувы «работают сердцем», иначе они не справились бы с таким тяжелым ежедневным трудом. Работа с хрусталем должна по-настоящему нравиться. Обычно будущие мастера приходят на завод подростками и остаются здесь на всю жизнь.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 21

Станислав Махек «заболел» хрусталем еще в молодости, 40 лет назад начинал на заводе резчиком, а теперь он – директор производства и автор многих прекрасных декоров, которые пользуются большой популярностью.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 22

Хрусталь ручной работы как произведение искусства

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 23
Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 24

Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами – к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 25

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня - работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор - прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства.

Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем филигранного соединения слоев прозрачного и цветного хрусталя.

Стоимость одного бокала от немецкого производителя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 26

Сегодня уже не производят такого многообразия узоров и форм, как прежде, и компании существенно сократили линии продукции из цветного хрусталя, но изделия из них по прежнему высоко ценятся. А те, что пережил десятилетия - давно перешли в разряд коллекционных редкостей.

Винтажный цветной хрусталь вы можете купить и заказать в магазинчике Арт Весна

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?

Хрусталь — один из самых популярных материалов декорирования изделий с самых ранних времен. У него простой состав — оксид кремния. По сути, это тот же кварц, только очень чистый.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 1

Природный самородок хрусталя.

Во времена задолго до нашей эры люди умели искать и обрабатывать этот минерал. Хрустальные линзы находили при раскопках Трои, у Нерона, по свидетельствам, была пара кубков, вырезанных из чистейшего куска. Древнее применение горного минерала не ограничивалось вазами, статуэтками и украшениями. Жрецы Древней Греции зажигали «божественный» огонь на жертвенниках. А римские патриции охлаждали руки с помощью хрустальных шаров. Даже у Петра 1 был самовар, вырезанный из цельного куска минерала.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 2

Хрустальный кубок в стиле Ренессанс.

Согласно мифологии, японцы верили, что хрусталь есть застывшее дыхание дракона. Греки думали, что если человек зашел в храм с горным хрусталем — боги не могут ему отказать. Во все времена этот красивый материал являлся символом власти, богатства и исключительности.

Горный хрусталь имеет множество разновидностей, среди них: аметист, цитрин, дымчатый хрусталь, розовый хрусталь, черный хрусталь. Все они используются для изготовления украшений.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 3

Комплект из горного хрусталя.

В конце 18 века Г. Штрасс изобрел страз. То, что сейчас используется в большинстве бижутерии. Основой для него стал как раз горный хрусталь и химическая реакция с приминением свинца. Изготовленные по такой технологии стразы имели природный холод минерала и потрясающую игру света при правильной огранке.

В современном мире делать все из горного хрусталя является дорогим и трудновыполнимым занятием. Поэтому ученые придумали, как дать свойства горного хрусталя обычному стеклу. Для этого в стекло на этапе производства добавляются оксиды калия и свинца. Они дают прозрачность, плотность и ту самую преломляемость света, из-за которой хрусталь так красиво играет на солнце.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 4

Винтажная бижутерия же наоборот сохранила все прелести настоящего горного хрустяля, поскольку была произведена задолго до начала повсеместного использования этого природного материала. Поэтому украшения с хрусталем не так часто можно найти в продаже, а цена сопоставима с более дорогими марками.

Хрусталь. Что это, откуда взялся и как отличить?, фото № 5

Брошь с черным хрусталем.

Отличают хрусталь, обычно, по температуре. Древние мастера прикладывали шары из хрусталя к щекам, чтобы убедиться в подлинности материала.

Богемский хрусталь

Среди чешских достопримечательностей одно из главных мест занимает хрусталь. Он стал визитной карточкой страны. Богемский хрусталь - наверняка все слышали такое название. Но откуда и как оно произошло, знают далеко не все.

Богемский хрусталь

Происхождение богемского хрусталя

В VI веке Богемией назывались территории Южной Германии и Чехии. Именно там начал свое возрождение особый метод резьбы по стеклу, возникший еще в Древнем Риме.

Сначала в этом ремесле использовался дорогой материал - горный хрусталь. Из него делали чаши, кубки, вазы для знати. Постепенно мастера научились обрабатывать обычное стекло, но оно не отвечало всем требованиям старинной техники, так как было очень хрупким и тонким. Умельцы начали экспериментировать с составом стекла, сделали его толстостенным и стали нарезать на нем глубокие грани - «алмазные». Изделия из такого стекла стали экспортироваться в соседние страны. Чешские мастера составили конкуренцию венецианским ремесленникам.

Стекольное дело в Богемии росло и развивалось. Но наша история о хрустале.

В VII веке англичанин Рэйвенскрофт добавил в стекло окись свинца и достиг особенного эффекта. Такое стекло стало звонким, прочным и улучшились его оптические свойства. Так появился настоящий хрусталь. Технология его производства распространилась и в Богемии и началась эра хрустальных изделий.

Со временем хрусталь стали окрашивать, добавляя в состав полезные ископаемые: марганец для розового оттенка, железо для зелёного, медь для красного.

Богемский, он же чешский хрусталь отличается неповторимым стилем. Сочетание искусной тонкой гравировки с крупными гранями и пунктированием позволяло создавать невероятной красоты и сияния люстры, вазы, кубки.

Большую роль в производстве настоящего хрусталя сегодня играет компания Preciosa. Она была создана в 1948 году, благодаря слиянию 25 фабрик в Хрустальной долине. Многообразие видов производства, большая исследовательская база и передовые технические возможности позволили компании Preciosa стать ключевым поставщиком для мировой промышленности по производству изделий из хрусталя.

Виды богемского хрусталя

В зависимости от типа обработки хрусталь бывает:

Шлифованный. Ручная шлифовка изделий из хрусталя - особенность чешских мастеров.

Ваза из шлифованного хрусталя

Гравированный. Используется для гладкого хрусталя, без применения шлифовки.

Цветной. Ручной труд в окрашивании позволяет достигнуть невероятного эффекта, присущего только богемскому хрусталю. Сначала накладывается прозрачный слой, потом цветной и снова прозрачный.

Люстры из богемского хрусталя

По содержанию свинца в составе, хрусталь делится на три категории: traditional - до 24%, standard - до 30%, premium – от 40%.

Особенности чешского хрусталя и его отличие от подделок

«Пение» хрусталя. Благодаря оксиду свинца в составе изделия могут издавать протяжный и мелодичный звон, соблюдая некоторые условия. Например, проведя мокрым пальцем по кромке фужера или прикоснувшись одним изделием к другому. Так обычно проверяют тонкостенные хрустальные бокалы, при этом чем больше края изделия, тем ярче будет звук.

Бокалы из хрусталя

Невидимость. Отсутствие в изделии пузырьков воздуха, трещин, мутных вкраплений подтверждает подлинность хрусталя. Прозрачный хрусталь при некоторых условиях может стать невидимым. Например, налив в бокал красное вино создается эффект парящей жидкости.

Ручная работа. Изделия, изготовленные вручную имеют минимум швов. Места соединений элементов тончайшие, неощутимые, стыки аккуратные.

Ровная кромка. Важной характеристикой настоящего богемского хрусталя является гладкая, тонкая кромка.

Классические оттенки. Синий, зелёный и красный - цвета традиционных богемских изделий.

Ваза из хрусталя

Богемский хрусталь производят уже несколько сотен лет. Сочетая старейшие традиции, новейшие технологии и современные дизайнерские идеи, изготавливаются лучшие хрустальные изделия и компоненты, которые знамениты во всем мире.

Читайте также: