Какая роспись по металлу
Если вы не увлекаетесь историей ремесел и в декоративно-прикладном искусстве разбираетесь на обывательском уровне, вряд ли известна вам тагильская роспись. А ведь именно предвосхитила появление жостовской росписи подносов, почитаемой и узнаваемой далеко за пределами России. Как вошли в истории тагильские мастера, как возник промысел, и где черпать вдохновение в этом направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.
История
Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел. В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.
Тагильской росписи подносов мы обязаны потомкам старообрядцев-иконописцев. Эта художественная традиция легко узнаваема в декоре подносов: серебро, золото и металлический песок, характеризующие нижнетагильский промысел, взяты из прорелигиозного творчества.
В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу. Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев. Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.
Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть. Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает. Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений.
направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.
Особенности росписи
Все началось с пластичного тагильского железа, податливость и качество которого позволяли искать разные сферы его применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это столь искусно, что изделие требовало равнозначного декорирования. Тогда и взялись за дело художники-лакировщики.
Творческий пик промысла – это мода на подносы-картины: в центре изделия художник маслом писал копию картины, которая удачно вписывалась в форму подноса. Картинка могла быть списана с бумажной гравюры, а так как те преимущественно были черно-белыми, о цветовом решении заботился сам художник.
Традиционный тагильский расписной поднос:
- галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
- рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
- четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
- ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
- четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
- нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
- следование правилам сочетания цветов;
- вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.
Сущность классической тагильской композиции – организованность, гармония, структурирование элементов.
Главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. Ее и переняли у основоположников росписи подносов жостовские мастера. Сначала, правда, тагильские умельцы занимались цировкой по цветному фону. Цировка – это старинный технический прием, применяемый в орнаментации иконописных работ. Тогда поверх золота оформляли красочный фон, краски затвердевали, затем мастера тоненькой иголочкой соскребали краску до золота.
Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», он был и прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Секрет же лака прост: точнейшая дозировка компонентов, в числе которых льняное и конопляное масло.
Материалы
Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.
Для тренировки и обучения технике понадобятся материалы:
- чистовая заготовка разделочной доски;
- черный акрил;
- масляные краски;
- льняное масло и растворитель;
- кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).
Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.
Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению. Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями. Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.
Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).
Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.
Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.
Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.
Что такое жостовская роспись: основы и особенности изображения рисунка. Фото изделий
С 1825 года в селе Жостово, что в Подмосковье, работает предприятие, которое славится уникальной росписью металлических подносов. Названия его менялись, появлялись мастерские и артели, и все же дошло до наших дней место, где производят известные далеко за пределами России подносы. Жостовская роспись – золотой фонд русского народного творчества. О том, как возник промысел, чем особенна эта роспись и как изготавливают необычной красоты изделия, мы расскажем вам в этом материале.
История промысла
В первой четверти 19 столетия в деревнях и селах Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое открылись мастерские, которые представляли, как сказали бы сегодня, высоконкурентный художественны продукт. Лакированные изделия из папье-маше – вот с чего начинали жостовцы, но быстро мастера перестроились, и, вдохновившись опытом уральских коллег, стали производить расписные металлические подносы.
И хоть корни жостовского искусства можно найти в творчестве умельцев других регионов, мастерам из Троицкой волости удалось соединить наиболее удачные находки других направлений, в результате чего появился уникальный, узнаваемый продукт высочайшего качества. Этот народный промысел никто не сможет назвать примитивным и простым: изображения на подносах словно воспаряют над поверхностью, рисунок настолько детализированный и продуманный, что сомнений в профессионализме художников нет.
Жостовское искусство переживало не самые легкие периоды, во время становления соцреализма над ним нависла опасность исчезновения. Но мастера отстояли традиционный рисунок, цвета и формы, технологии и умения, что жостовские художественные изделия активно производятся и сегодня.
Более подробные сведения о зарождении жостовского ремесла вы узнаете из статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
Цвета в росписи
Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.
Для фона
Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.
Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.
Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.
Для основного изображения
Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.
Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.
Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.
Виды изображений
Цветочные композиции – частый выбор жостовских художников. Рисунок гармоничен, в нем соединены мелкие цветочки и крупные соцветия, нераспустившиеся нежные бутоны и листочки. Наиболее популярные «герои» изображения – розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют в росписи, встречаются на подносах скромные фиалки и милые ландыши, вьюнки, анютины глазки.
Экзотический цветок тоже присутствовал в мотивах росписи, а точнее, цветок фантастический, нереальный, не существующий нигде в природе. Дополняют цветочные композиции ягодки и фрукты, бабочки и пташки. Сюжетные картины в жостовской живописи встречались реже, но однозначно украшали творчество местных мастеров. Бытовые сценки, пейзажи, детализированные ландшафтные изображения – очевидное достояние промысла.
Главная особенность росписи – импровизация.
Главная особенность росписи – импровизация. Это самое сложное, но и самое ценное в направлении. Особенных шаблонов и образцов в росписи нет, как схем и натур. Жостовцы могли ранее, и могут и сегодня похвастаться большим выбором художественных приемов, впечатляющей импровизационной основой и желанием уникализировать работу. За почти 200 лет изготовлены мастерами миллионы подносов, и двух абсолютно одинаковых найти не удастся.
Создание подноса
Долгие десятилетия шлифовалась технология изготовления подноса. Есть работа ручная (метод ковки) и автоматизированная (метод штамповки).
Метод ковки
Кованые подносы создают по старинной кустарной традиции. Нельзя сказать, что сегодня ковали не занимаются таким изготовлением изделий: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но запрос на ручную работу все еще есть.
Ручными ножницами мастер выкраивает скобу из нескольких металлических карт. Затем заготовка отправляется на наковальню, где она выбивается и вытягивается. Край подноса мастер закатывает и делает там проволочную заготовку, после чего на наковальне край выравнивается молотом.
Изготовленный на фабрике кованый поднос имеет свой номер и сертификат. Они упаковываются в фирменную коробку (тоже ручного изготовления) и подарочные пакеты.
Ковка сложна и трудоемка, но, как и любая ручная работа, особенно ценна. И финансово ценна, в том числе. Это, пожалуй, единственный «минус» такой технологии.
Метод штамповки
Изготовление части сегмента продукции на фабрике сегодня механизировано. И это не умаляет значимости изделия, оно все равно остается образцом в своем роде, но еще и символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народные промыслы.
- Из железного листа мастер вырубает заготовку нужного размера.
- С помощью пресса ей придается задуманная форма – овальная либо же круглая, прямоугольная, восьмиугольная или «гитарная» (у мастера выбор из 32 форм, остальные можно делать только ручной ковкой, а это десятки форм).
- Затем следует этап обезжиривания, шпатлевки и шлифовки, благодаря чему поднос приобретает идеальной ровности поверхность.
Подготовка к росписи
Подготовка – трудоемкий процесс, который включает сразу несколько манипуляций.
Подготовительный процесс поэтапно:
- отжиг – термообработка, при которой изделие нагревается до нужной температуры, а затем медленно охлаждается;
- обезжиривание – поверхность очищается от жировых пленок и прочих загрязнений;
- грунтование – обеспечивает защиту подноса от коррозии;
- нанесение эмали – два-три слоя эмали с последующей сушкой слоя и зачисткой.
После того, как все этапы выполнены, за работу может браться художник. Только на такую, тщательно подготовленную поверхность идеально ляжет картинка.
Этапы художественной росписи
Последовательность росписи укоренилась на предприятии очень давно, и осталась она фактически неизменной. Мастера работают беличьими кистями и масляной краской. Состав разводят льняным маслом, кисточки традиционно вымывают в скипидаре. Набор кистей у художника немаленький, ведь каждая «заточена» под конкретный мазок. Кисти – это словно продолжение руки живописца, потому подбираются кисточки каждым мастером индивидуально.
Многослойная роспись жостовского подноса:
- Замалевка – разбеленой краской по поверхности раскидываются главные элементы изображения. Завершается этап сушкой.
- Тенежка – с помощью лессировочной краски мастер наносит темные части цветов и листочков.
- Прокладка – непрозрачной плотной краской художник выделяет светлые места.
- Бликовка – бывает широкая и мягкая, мелкая и дробная.
- Чертежка – прочерчиваются светлые контуры краев элементов.
- Привязка – заполнение пустот между элементами.
Роспись окончена! После того, как изделие высушено, оно попадает в руки мастера-орнаменталиста. Чтобы роспись выглядела завершенно и гармонично, ей нужна уборка. Это означает оформление изделия флористическими узорами и геометрическими линиями, цветочными веночками. Окантовка вполне может быть неброской, лишь подчеркивающей рамки, а бывает она и роскошной, богатой, не менее яркой, чем само изображение.
Художник работает в технике импровизации. Никакой эскиз, как происходит это в других случаях, на поверхность расписываемого изделия не переносится. Это только подчеркивает то, что промысел требует большого профессионализма от художника.
Все этапы росписи, от замалевки до изображения орнамента по краю, хорошо показаны в данном видео.
Жостовские изделия
Промысел славится именно подносами, но не только их считают продукцией мастеров знаменитого предприятия. Изначально (еще в первой четверти 19 века) на предприятии делали шкатулки и сухарницы с лаковым оформлением. Сегодня же интересно выглядит и жостовская игрушка. Например, можно купить набор из пасхальных яиц с оригинальной росписью.
Вы можете увидеть и матрешки, лошадки, расписанные в жостовском стиле, но фабрика на сегодняшний день не производит данную продукцию. Зато фабрика дает возможность украсить интерьер не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционно русским.
Продукция фабрики это и:
- зеркала с расписными рамами;
- уличные фонарики;
- свечи;
- кашпо;
- картины;
- лейки;
- табуреты.
Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.
В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.
Единство и отличия жостовской и тагильской росписи по металлу. Народные промыслы, способные стать изюминкой современного интерьера
Современная жизнь народных промыслов – это увлекательная история включения традиций в сегодняшний день. И в интерьерной моде такие идеи и проекты все больше находят популярность. Модные блогеры рассказывают, как бренды русской народной культуры становятся изюминкой интерьера, как они его оживляют, открывая новые грани своего совершенства. Самое время узнать побольше об этих источниках вдохновения. Тема нашей статьи – роспись по металлу. Жостовские и нижнетагильские подносы, истории их создания, особенности исполнения, узоры и мотивы, а также этапы создания и современное развитие промыслов: обо всем этом читайте здесь.
Жостовский поднос
Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.
История
Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.
Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.
Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки. С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную. Каждый поднос является произведением конкретного автора.
Мотивы и узоры
Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.
Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.
Особенность исполнения
Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.
Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.
А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!
Познавательное видео о жостовских узорах.
Этапы создания
Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.
Роспись имеет многослойную структуру:
- замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
- тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
- чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
- привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.
Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.
Современное развитие
Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.
В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.
Нижнетагильская роспись
Жостово, конечно, не нуждается в рекламе. А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием.
Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.
Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.
Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.
Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.
Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.
Особенности исполнения
Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.
Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.
Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.
Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.
Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.
Этапы выглядят примерно так:
- заполнение фона;
- композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
- продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
- прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
- лакировка в несколько слоев.
Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.
Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.
Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.
Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».
К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.
Стили русской росписи.
Решили мы с сестрой узнать, кто больше знает видов русской декоративной росписи, смогли вспомнить около пяти. Меня этот вопрос заинтересовал и я решил порыться на просторах интернета, чтоб устранить некоторые пробелы в знаниях и удовлетворить любопытство, а там оказалось бездонное количество восхитительных красот. Вот некоторые из них.
Если вы знаете ещё какие-нибудь виды росписи, пишите в комментариях, отправляйте фотографии. Спасибо.
Полхов-майданская, изучал в школе на УПК - единственное название, которое запомнил.
Тагильская роспись — народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.
и Жбаниковская (коняшки)
Эх, а в Сибири нет чот никакой росписи. Какую не посмотри - европейская часть России (север, центральная часть, юг).
максимум Тагил и Вятка.
Ещё кстати, ростовская финифть, но это уже не совсем чисто про роспись
Самый занятный пример, который я видел- это серия жостовских подносов, сделанная как подарок к юбилею гжельского промысла. Т.е. лучшие мастера Жостово расписали эти подносы в совершенно гжельской манере.
Есть самобытный стиль вышивки с традиционными славянскими узорами - "Орловский спис". Не совсем по теме, но близко
Пикабу познавательный, а Яндекс директ сыскательный.
не могу фото добавить.
Есть еще Костромская, отличающаяся особой техникой письма.
Знаю ещё есть Ордынская роспись. Известна на всю Россию. К сожалению пруфы только у жены. Вечером попрошу скинуть фотл
Одних только школ росписи лаковой миниатюры - четыре - Палех, Холуй, Мстёра и Федоскино. В посте только две упомянули.
Грязовецкая роспись, петербургская, Шекснинская золоченка и Гаютинская роспись
На картинке в посте с северодвинской росписью показана ракульская роспись. А северодвинские росписи появившиеся собственно на Северной Двине, такие как: мезенская, ракульская, пермогорская, борецкая, пучужская, шенкурская (4 вида) и вроде какая то свободно-кистевая роспись (я в них не очень разбираюсь) Закинул пару примеров хороших работ потому что, в посте присутствуют явно либо ученические либо любительские работы. (петриковская роспись никак не относится к русским народным промыслам)
В Архангельской области и Северодвинск и Мезень, любят роспись у нас. Чего стоит только один стиль мультика на стихи Писахова про Ванюшу с хрустальный мостом, и заводной апельсин с перепелихой,.
Не силен в этой теме, но дома есть несколько матрёшек с вот такой росписью. Говорят, Семёновская.
филимоновская игрушка, например. если задаётся целью, можно ещё кучу других найти.
У меня есть мечта собрать коллекцию из небольших экземпляров разных видов росписи) Но при условии посещения именно тех мест, где они создаются. В сувенирном ларьке на своей улице брать «коллекцию» как-то даже неудобно перед совестью)
И все же роспись и промысел разные направления. Местности с исторически сложившейся культурой, в т.ч. особенностями изобразительного искусства - Мезень, например. А есть промыслы - жестовский поднос, гжельский фарфор, федоскинская лаковая миниатюра, павло-пасадский платок и пр. Это не просто тип росписи, а целое производство! А исторические местные росписи - уже народное искусство и наносились они на разные предметы быта. Будет хорошо, если искусствоведы меня поправят! Мне кажется, что это очень распространенное мнение путать промыслы и росписи.
Крайне пропёрся по мезенской росписи. Хоть щас оформляй так всё подряд от детского до мажорного.
Жостовская роспись какой то экстаз для глаз просто )) сочетание цветов ну очень нравится )
Мезенскую обожаю) безумно хочу научиться другим росписям, но нет времени тренироваться ((
Единственно что я узнал, проезжая через всю страну на поезде, что нихуя не стоит что то покупать на остановках, иначе наебут 1000% Особенно запомнился развод с тульскими пряниками на станции тульской, цуко, покупали по 200 или 300 р за штуку, хуле, легендарные пряники, а оказалось кидалово, они просроченные или старые, короче пиздец какие молибденовые, хуйй откусишь
Автор, северодвинская роспись- это общее название. Борецкая, Пермогорская. Еще куча росписей матрешек есть- семеновская, полохов-майданская, уральская и т.д.
К сожалению с рейтингом тоже беда, поэтому гугл вам в помощь - важская роспись. По северному скромно, но глаз радует).А вот идея проехаться по местам всех росписей и собрать коллекцию замечательная, это вам не Турции с Египтами))
Есть ещё Павловский Посад. Павлово-посадские шёлковые и чистошерстяные платки, шали и кашне. Там узоров — море! Дорого, но какой роскошный подарок. Автор, спасибо за пост!
Мстерская лаковая миниатюра
Характерной особенностью мстёрской живописи является ярко выраженная декоративность, разнообразие колорита, которые составляют единое целое с общим тоном композиции.
Живопись на изделиях напоминает панно, она отличается цветовым многообразием, но при этом преобладают голубоватый, красный и охристо-жёлтые тона.
а то все мои познания это хохлома, гжель и жостовская.
теперь буду знать, что их намного больше (названия я конечно же не смогу запомнить).
Петриковская или петриковка- это украинская роспись, спод днепропетровского села Петриковка
Сколько мы её в художке перерисовали)
Однажды сделала целую серию сережек, была еще хохлома и гжель, уж не буду много фото кидать))
Гаютинская роспись по дереву (с. Гаютино Пошехонского р-на Ярославской обл.)
В России пока еще есть четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Федоскино, Мстёра и Холуй. Не знаю как другие, но холуйская роспись в упадке, скорее даже вымирает. Завод "пишет" ширпортреб, а те, еще советские художники, которые создавали шедевры, стареют. И их место пустует.
Мой дядя учился в Холуйе, хотела ему на др книгу о холуйской лаковой миниатюре купить, и нигде не нашла, хотя еще в 90е книги, каталоги были. Сейчас уже даже основы (шкатулки из папье-маше) не того качества, что раньше. Пока не поздно, покупайте, храните стоящие вещи!
На фото работа холуйского художника Веселова.
Удивительно, что два стиля росписи, непохожие друг на друга зародились в общем то недалеко друг от друга в Нижегородской области: Хохломская (Семёновский район) и Городецкая (Городец), расстояние между которыми можно проехать за час-полтора
Все бы ничего, да вот только Петриковская роспись русской народной не была никогда. Она украинская. Берет начало из города Днепропетровск.
Петриковская не из России, можно удалить.
недавно мне прислали ссылку на эти видео:
"За шесть лет существования уникального телесериала «Ремесло» снято уже более 90 программ. Каждая из них посвящена какому-то одному ремеслу. Не перестаёшь удивляться огромному количеству ремёсел, которые бытовали и ещё бытуют на нашей земле! К сожалению, какие-то ремёсла мы уже потеряли, какие-то находятся на грани вымирания, а у некоторых дела идут совсем неплохо."
Мезенская, борецкая, северодвинская росписи нравятся. И палехские лаковые миниатюры ещё нравятся.
Ещё ,в своё время ,был конкурент у Палеха - городок Южа . То что у Вас названо Палехской росписью более всего на Южскою походит . В Палехской при обладают тёмные тона с птицами , деревьями и домами .Людей они так красочно не рисовали . А вот в Южской более свободные мотивы , там и людей рисовали , и картинки из былин , и пейзажи . В этом их отличие по росписи.
Два этих города находятся рядом . Южа так же является и вотчиной князя Пожарского .
Для меня кроме Гжели, все хохлома.
Есть песня про ложки, там в припеве перечислены: хохломские, псковские, тульские, московские, вятские, смоленские (ложки деревенские) виды росписи :-)
Все круто, но пожалуйста, дополни пост (сделай новый) пояснениями по виду.
Шекснинская роспись , тоже изучали на УПК
Иногда росписью называют подпись.
спасибо, теперь я знаю еще больше бесполезного!=)
С каких пор Петриковская относится к русской росписи?
Почему "петриковская роспись" это русская? Петриковка - село в Украине, я там был, куча музеев в селе.. но вроде как не российская роспись.
вот она культура, америке до на как до луны
Схуяли Петриковская роспись относиться к русской. 😃
На моей родине (Днепропетровская область, Украина) так точно не считают)))
На несколько необычных предметах.
Хватит плясать на углях
К сожалению, и этот стиль имеет место быть.
Самые известные виды росписи России
В России существует больше 200 видов росписи. Мастера издавна украшали предметы быта уникальными рисунками, свойственными тому или иному региону. Для некоторых изображения на предметах были не только частью декора, но и оберегами.
Вид росписи, который известен на весь мир. Свое начало гжель берет в XVII веке, когда в деревне Гжель, недалеко от Москвы, химик Виноградов изготовил из глины первые в России фарфоровые изделия. Бело-синяя роспись появилась в 1800-ые годы, именно тогда на местных мануфактурах стали массово производиться фаянсовые изделия. Посуду, игрушки и предметы быта мастера до сих пор расписывают узорами с цветами, птицами, изображают пейзажи и разные сюжеты.
Вид росписи металлических подносов, впервые появившийся в 1825 году в деревне Жостово в Московской области. Братья Вишняковы, так зовут основоположников росписи, начали украшать кухонную утварь необычайной красоты узорами. Основной мотив росписи – яркие букеты цветов на черном фоне.
В основе рисунка лежит традиция иконописи и мелочного письма. После революции, мастера, хранившие секреты росписи, объединились и создали Палехскую художественную декоративную артель. Они расписывали деревянные предметы и приспосабливали древнерусские каноны к новым сюжетам. В 1924 шкатулки палехских мастеров вызвали неописуемый восторг на вернисаже в Венеции, а ещё через десяток лет взяли «Гран-при» на выставке в Париже. Каждый рисунок – картина сельской жизни или сюжет сказки, былины или песни. Роспись выполняется темперными красками на темном фоне.
Стиль росписи, появившийся в селе Мстёра Владимирской области. В XIV поселение славилось своими выдающимися мастерами иконописи. После революции, как и в Палехе, мастера-иконописцы объединились в артель и занялись росписью шкатулок и небольших подделок. Это лаковая миниатюра, основная тематика которой сказки и народные мотивы. Отличительная черта: мстёра наносится не только на темный фон.
Исконно русский вид росписи предметов быта, появившийся в XVII веке недалеко от Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой роспись по дереву, мастера украшали посуду, мелкие предметы и мебель зеленым, черным, красным цветом на золотом или темном фоне. Основой орнамента являются геометрические фигуры ромб и квадрат, а также листья, ягоды и цветы.
Вообще, в хохломе существует два вида росписи: «верховая» и «под фон». Первая представляет собой красные и черные рисунки на золотистом фоне, вторая – золотой рисунок, но уже на цветном фоне. Сегодня хохломская роспись известна во всем мире, ее производство зиждется в Семенове, Нижегородская область.
🔹Мезенская роспись
Одна из самых древних видов росписи, появившаяся в лешуконской деревне Палащелье, ныне Архангельская область. Кстати, из-за места возникновения промысла, можно еще услышать название палащельская роспись. Одной из главных ее задач являлось украшение крестьянского дома, люди рисовали на тарелках, кухонных досках, чашках и т.д. узоры, дабы немного привнести красок в повседневность.
Свою известность роспись получила в XIX веке, примечательно, что секрет данного промысла передавался из поколения в поколение, от отца к сыну.
Изображение лошадей и оленей – вот главная отличительная черта мезенской росписи. Рисунок наносили красным и черным. Краски получали из смеси сажи и смолы, а также из глины. Готовое изделие покрывалось льняным маслом. В наше время мезенская роспись продолжает свое существование, северные мастерицы поныне вручную украшают предметы быта необычайной красоты изображениями.
Читайте также: