Как узнать из какого металла сделан самовар
Главными материалами для самоваров, как и для другой металлической посуды, служили медь красная, медь зеленая и медь желтая. Цена самовара зависела от материала, размера и фасона изделия. «Самовары, самовары, самовары медны, из-за вас-то, самовары, люди стали бедны!» - сетует неизвестный покупатель конца XIX века.
Медь - цветной металл красного цвета, мягкий, пластичный, тугоплавкий, обладающий высокой теплопроводностью. Его легко обрабатывать - ковать, шлифовать, чеканить, гравировать, у него высокая антикоррозийная стойкость. хотя во влажной или кислотной среде медь быстро покрывается темной патиной. Все эти характеристики идеально подходят для производства посуды. В XVI - XVII веках посуда была очень дорогой, например, на том же Урале местное население отдавало за медный котел столько соболей и чернобурых лисиц, сколько в нем могло уместиться, причем меховую рухлядь плотно уминали. Освоение рудных богатств края привело к тому, что с начала XVIII века дефицитная медь стала добываться во все возрастающем количестве, а в 1750-е годы ее уже вывозили за границу. Первые самовары в основном делали из меди, но позже стали использовать сплавы меди - латунь и томпак. По сравнению с чисто медными, такие изделия были прочнее и дешевле. Поэтому красные, то есть медные самовары встречаются реже, чем розовато-оранжевые (томпаковые) и золотисто-желтые (латунные). Самовары из латуни и томпака часто патинировали, и тогда они принимали красивый зеленоватый или коричневый оттенок. Латунь серебрили ртутным или гальваническим способом или покрывали сверху тонким листом серебра (плакирование).
Латунь называют зеленой медью из-за цвета, золотисто-желтого с зеленоватым отливом. Меди в сплаве должно быть не менее 55%. Этот металл гораздо прочнее, тверже. чем медь, а главное, дешевле. Для производства самоваров использовали заготовки латуни в виде листов или полос металла толщиной от 0,5 до 5 миллиметров. Сначала листовую латунь или медь получали с помощью проковки куска металла до заданной толщины, позднее — методом проката. При прокате листы получаются более тонкими, площадь их увеличивается, соответственно уменьшается вес. Поэтому у старинных самоваров более толстые стенки корпуса, и они гораздо тяжелее современных, хотя размеры могут быть сходными. Вариантом медного сплава является томпак или желтая медь, или принцметалл, или «поддельное золото». В сплаве, кроме меди, присутствует цинк, олово, свинец, причем цинка относительно мало (от 3 до 20%). По технологическим качествам томпак близок к меди, по цвету - к золотым сплавам. Поэтому его использовали для декоративной посуды или дешевых ювелирных изделий, имитирующих золотые. Самовары из томпака «будучи дороже, красивее, роскошнее и деликатнее прочих, расходятся преимущественно по домам знатных, к лицам значительным и богатым», - так утверждала газета «Тульская молва». В Москве, Петербурге, Варшаве на самоварных фабриках использовали мельхиор, белый металл, накладное серебро. В Туле мельхиор использовали в очень редких случаях для заказных, подарочных самоваров.
Мельхиоровые самовары (из сплава меди, никеля и цинка в пропорциях 60:20:20) или из белого металла (разновидность мельхиора, с добавлением еще 3% олова и 2% железа) очень точно имитировали серебряные, такого же серебристо-белого цвета.
Для декорирования медных или латунных самоваров использовали накладное серебро: медную основу покрывали оловом, затем накладывали серебряную фольгу и прогревали паяльником, чтобы олово припаивало фольгу к основе, затем изделие полировали.
Встречаются самовары из золоченой бронзы, тульской стали, чугуна. В наиболее состоятельных кругах русского общества стали появляться серебряные самовары, но их количество было очень незначительным. Сам факт появления таких дорогостоящих изделий свидетельствует о том, что самоварам, как предметам быта, придавалось очень большое значение.
В первой половине XIX века в России начали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый спрос и в кругах среднего по достатку городского населения и в семьях дворян и даже при царском дворе.
При работе с накладным серебром брали две пластины, медную, более толстую и серебряную - гораздо тоньше, пересыпали их бурой и затем накаливали, при этом серебро плотно приставало к меди. Не давая остыть, пластину прокатывали между вальцами. Из таких пластин изготавливали предмет.
В 1880-х годах медные и латунные самовары начали никелировать. Никель - цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускнеет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное использование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля защищал латунную поверхность самовара, придавая ему нарядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.
«Летопись Великоустюжекая» сообщает о хрустальном самоваре. Есть сведения о том, что делались самовары из майолики.
В литературе часто встречается одно определение самовара, имеющее отношение непосредственно к материалу, из которого он сделан. Например, в книге «Путешествие от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно» есть такое определение: «. на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара». Речь здесь идет не о грязи, копоти или мыли. «Нечищенный» в данном случае - это латунный или медный самовар, поверхность которого покрылась темной патиной.
Потемнение медной поверхности, утрата блеска - процесс обычный для этого материала при воздействии на него влаги. К праздникам самовар обязательно надраивали до «зеркального блеска», «до золотого сияния», а особо усердные хозяйки чистили самовары регулярно один раз в неделю. Для такой чистки использовали различные доморощенные чистящие смеси: смесь поваренной соли и уксуса, смесь керосина и мелко толченого кирпича. Убирали темные пятна с поверхности самовара и с помощью слабых растворов органических кислот - хлебного кваса или настойки бузины.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Из чего делают самовары
Настоящие самовары всегда делали и делают металлическими. Сегодня изготавливают и керамические или фарфоровые, пластмассовые. Но первые – пригодны только для дизайнерских целей и сувениров. А вторые – относятся скорее к электрочайникам, только необычной формы.
Виды металла
Неоспоримые лидеры самоварного дела – тульские мастера начинали производство тулова и деталей из чистой красной меди или легированной никелем. И сейчас еще можно найти антикварные самовары из этих металлов производства артелей Баташевых, Шемариных. Для купечества и знати корпус, краник покрывали золотом или серебром. Ручки могли быть металлическими или из благородных пород дерева.
Более богатыми считались беспримесные изделия. Мягкая медь – дорогой металл с важными недостатками:
- деформируется при несильном нажатии;
- поверхность быстро покрывается царапинами;
- при взаимодействии с воздухом, водой на корпусе образуется патина.
Медные самовары стоят дороже и требует бережного отношения и постоянного ухода. Поэтому покупали их состоятельные люди. В простых домах они встречались редко и ставились только для дорогих гостей или на праздник.
После открытия латунного литья жаровые самовары на дровах и углях начали делать из медного сплава с цинком. Процентное соотношение компонентов не регламентируется. Но от количества меди зависит оттенок металла – золотистый или красноватый. Латунь тверже и прочнее меди, более устойчива к жару, не подвержена коррозии. Из нее и сейчас выпускаются самовары электрические, жаровые, комбинированные.
Внутренняя сторона обязательно защищается очищенным от примесей оловом, чтобы предохранить ее от реакции с воздухом и водой. Лужение не изменяет вкуса чая, не угрожает организму человека. Наоборот, предохраняет желудок от попадания оксидов. Некоторые модели гальванизируют оловянно-серебряной смесью. Самовары на дровах из нержавейки - узнать цены.
Разновидности латунных самоваров
Полированные самовары
Полировка сохраняет естественный цвет латуни, по которому сразу видно количество цинка в сплаве. Чем золотистее оттенок, тем больше добавлено Zn. И наоборот – чем розовее поверхность, тем больше включено Cu.
Полированные самовары комбинированные, электрические, жаровые отличаются зеркальным блеском. Они выполнены в классическом виде, напоминающем царей чаепития конца XVIII – начала XX веков.
Главный недостаток натурального дизайна – медная основа окисляется от взаимодействия с кислородом и при прикосновении рук. На металле проявляются покраснения. Они удаляются специальными пастами и полиролями. Но по сравнению с другими типами обработки корпуса, полировка требует более тщательного ухода. Плюс постепенно яркое золото начинает темнеть. Естественная патина и потемнение создают имитацию антикварных самоваров, поэтому будут преимуществом для любителей старинных изделий.
Покрытие никелем
Никелированные агрегаты сохраняют серебристый первоначальный цвет все время службы – защитный слой надежно предохраняет латунь от жара, воды. Особенно важно это для самоваров на дровах и угле. Плюсы обработки никелем:
- гальванопокрытие препятствует естественному окислению латуни;
- легкий уход – чистка поверхности проводится обычными бытовыми средствами;
- финишная полировка создает зеркальный блеск, не уступающий по яркости натуральному цвету латуни.
Несмотря на менее презентабельный вид, цена никелированных самоваров электрических и натуральном топливе выше, чем полированных.
Расписной декор
Нарядное оформление тулова выполняют жаропрочными красками с последующим лакированием. Корпус расписывается вручную традиционными техниками – хохлома, жостовская, гжель, кудрина. Тульские производители создали еще два вида росписи – цветочный орнамент, природная живопись.
Использование других металлов
Из нержавеющей стали изготавливают «буфетные» самовары электрические и жаровые объемом от 15 л или походные до 3 л. Они быстро нагреваются, но и также быстро остывают. Для имитации классического дизайна тулово и детали покрывают никелем, медью. Цена нержавейки невысока, но и срок службы агрегатов ограничен 3-5 годами.
Из чугуна делают колосники для самоваров комбинированных и жаровых. Чугунные изделия хорошо выдерживают жар и долго эксплуатируются. Чтобы убедиться в металле, надо заглянуть в жаровню. Если решетка чуть коричневатая, то это чугун.
Как оценить самовар
Чтобы знать, как оценить самовар, надо рассмотреть критерии, по которым определяется его стоимость антикварами. Это касается старинных изделий. Современные самовары оцениваются по другим параметрам. Но год выпуска не всегда прямо влияет на стоимость. Есть очень дорогие самовары, выпущенные уже после 2000 года. Они предназначались в подарок известным деятелям политики, искусства.
От чего зависит цена антикварных угольных и дровяных самоваров
Высокую ценность представляют изделия конца XIX-начала XX. Тогда самовары делали вручную и на каждом стояло клеймо мастера или фабрики. На некоторых экземплярах оттиски на деталях отличались. То есть один самовар могли делать разные мастера, а общим было клеймо фабрикантов:
- Тейле;
- Баташевых;
- Кондратьевых;
- Лисициных;
- Морозовых;
- Ломовых;
- Воронцовых;
- Дубининых;
- Шемариных;
- Капырзиных;
- Гостевых;
- Севрюгиных.
Цену самовара увеличит именная надпись, указывающая для кого он был сделан. Например, для графа или известной исторической личности. Подарочные экземпляры, на которых написано от кого и кому, могут поднять стоимость в 5-10 раз по сравнению с точно таким же самоваром, но без истории.
Лучшие самовары отмечались медалями на всероссийских, международных выставках. Оценивалось качество изготовления, художественное оформление. Право наносить оттиск награды нужно было официально зарегистрировать. Так исключался выпуск подделок. От статуса выставки, на которой получена медаль, зависит цена самовара. Иранские самовары на дровах - узнать цены.
Форма
Конфигурация тулова может изменить стоимость жарового самовара на 70-200%. Самой распространенной считается «банка» Баташевых. Но фабрика выпускала более 50 форм. Приведем ориентировочные диапазоны цен антикваров в зависимости от вида кувшина, отталкиваясь от «банки».
Наименование | Увеличение в процентах |
«Фонарик» | 100-150 |
«Рюмка» | 50-70 |
«Яйцо» | 150-200 |
«Ваза» | 100-200 |
«Шар» | 100-150 |
«Репа» | 150-170 |
«Фонтан» | 170-200 |
Для редких фасонов вычислить стоимость даже примерно трудно. Каждый экземпляр рассматривается отдельно в сочетании с другими параметрами. А вот кованые, витые, сделанные в виде зверей ручки, ножки или краники прибавят ценности. Выше будут стоить трехногие самовары из-за ограниченного выпуска.
Кроме конфигурации тулова, цена самовара повысится из-за его поверхности. Резная обработка металла стоит больше, чем гладь.
Материал
Первые самовары делали медными. Мягкий металл легко поддается ковке, чеканке, гравировке. Но медь быстро окисляется, а частая чистка постепенно уменьшает толщину тулова. Агрегат приходит в негодность. Поэтому сохранившиеся самовары XVII-XIX веков ценятся выше более поздних собратьев из латуни. Дополнительная причина перехода производства на медные сплавы – высокая стоимость чистой меди.
В два раза дороже томпака мельхиор. Цветом он похож на серебро, но серебряный старинный самовар будет стоить выше. Даже простое посеребрение может поднять цену на 500-1000% по сравнению с чистой латунью.
Медные сплавы от окисления защищали никелем. Самовары не темнели и не требовали чистки. Они блестели и выглядели нарядно. Но ценится только никелированное покрытие царских времен. Таких экземпляров было мало, поэтому стоят они дороже. Но никель, нанесенный во время реставрации, может и снизить стоимость. Причина – частичная или полная потеря клейма, медалей, именных надписей.
Другие характеристики, влияющие на цену антикварного самовара
Стоимость жарового самовара зависит от объема. Массово выпускались тулова 3-7 литров. Более мелкие и большие банки изготавливали редко, поэтому цена может увеличится по сравнению с банкой на 5 литров до 100%.
Ценность самовара снижается из-за отсутствия или повреждения деталей. Если нет одной ручки, то потребуется заказывать комплект. Повторить в точности старинный элемент не сможет ни один мастер. На стоимость повлияет наличие или отсутствие кувшина – трубы, в которую закладывают дрова, уголь. При оценке учитывается и толщина металла тулова, степень износа.
Внешний вид может уменьшить цену самовара на 30-50%. Формы «яйцо», «шар», «репа», «фонарик» трудно поддаются реставрации. Часто не удается полностью убрать вмятины. Граненную поверхность тоже трудно рихтовать.
Если хотите оценить самовар у антиквара, не надо его чистить. Старинный металл может истончиться со временем, стать хрупким. Его можно повредить, не зная технологии очищения. Для реставрации применяют специальные пасты, существует определенный порядок. Просто промойте самовар мыльной водой, чтобы снять внешнюю грязь.
Как оценить антикварные самовары
Правильно оценить антикварный самовар помогут знания принципов, по которым определяется стоимость раритета. На цену повлияют металл, форма, производитель, история, награды, год изготовления. Если нашли старинный самовар на дровах , его надо отмыть и потом рассматривать. Если коллекционный экземпляр подарили, обратите внимание на клеймо мастера и медали.
Как оценивать антикварные самовары по производителю
Самыми известными считаются изделия тульских самоварщиков. На всех международных и крупных всероссийских выставках они постоянно получали медали. Поэтому отличить раритет от современного изделия, пусть и сделанного под старину, можно по количеству и качеству оттиска наград. От масштабности и престижности выставки зависит авторитетность медалей.
Важное дополнение к стоимости самовара – клеймо мастера. Оно может стоять на корпусе, днище, крышке. Особо ценные экземпляры клеймили во всех трех местах. Так боролись с подделками.
Если рассматривать фабрики по рейтингу среди самоварщиков, то производителей можно ранжировать так:
- Баташевы;
- Воронцовы;
- Тейле;
- Шемарины;
- Лисицины;
- Капырзин;
- Ломовы;
- Дубинины.
К этому списку можно добавить еще несколько известных тульских заводов, но ценность раритетов будет чуть ниже лидеров самоварного дела.
На самоварах перечисленных фабрикантов обязательно стоят оттиски клейма и полученных наград. Самыми дорогими считаются изделия артели Баташевых. Они одни из первых получили пожизненное право ставить на корпусе царский герб.
Как правильно оценивать антикварные самовары по металлу
Самые старые раритеты – медные. Из меди делали первые самовары XVII- начала XIX веков. Но найти медные изделия хорошо сохранившимися труднее, чем из других металлов. Медь – дорогой и мягкий материал. Восстановить форму антиквариата получается не всегда, а мятый корпус снижает ценность.
В конце XIX-XX вв. самовары начали делать из латуни – медного сплава с цинком. Чем больше в составе меди, тем ценнее раритет. Самый дорогой самоварный латунный сплав - томпак содержит 95-98%. Более дешевые сплавы с медным компонентом 55-80%.
Дороже латунных серебряные и мельхиоровые экземпляры. Они изготавливались обычно на заказ, преподносились в подарок царской семье или дворянскому сословию. На них часто ставились именные надписи или обозначались поводы для преподнесения сувенира.
Чистая латунь темнеет на воздухе и покрывается темными пятнами. Очистить их достаточно сложно. Раньше снимали загрязнения песком, из-за этого сглаживался оттиск медали и клейма. Современные реставрационные методы позволяют восстановить глубину отпечатков. Поэтому правильно оценивать антикварные самовары после восстановления можно по количеству и авторитетности наград.
Латунь от окисления в XIX веке стали защищать никелем. Ценность никелированных раритетов зависит от года изготовления. В царские времена покрытие наносилось редко, поэтому самовары тех времен стоят дороже, чем более поздние экземпляры.
Цену самоварному антиквариату поднимет позолота или серебрение. Стоимость зависит от толщины слоя и процентного содержания драгоценных металлов в покрытии. Определить параметры сможет только профессиональный оценщик.
Как правильно оценивать антикварные самовары по дизайну
Самой распространенной формой была «банка». С такой конфигурацией выпускали единичные, домашние и экземпляры для публичного использования на ярмарках или в трактирах. Отличить изделия для дома и для установки в общественных местах можно по объему. Частные самовары изготавливались на 1-3 л, народные на 5-7 и более литров. Чем больше или меньше литраж, тем выше цена по сравнению с распространенными объемами.
Формы «яйцо», «ваза», «шар», «рюмка» и «репа» более редкие экземпляры и ценятся дороже «банки». Тульские старинные самовары производили и других, но самостоятельно правильно оценивать штучные изделия сложно. Желательно обратиться в профессиональную оценку.
Дизайн и материал деталей тоже влияет на ценность самовара. Например, трехногие самовары выпустили ограниченной партией. Поэтому их стоимость будет выше обычных изделий на 4 ножках.
Кованые, витые, дизайнерские краники и шишечки также поднимают цену антикварного самовара. Плюс они могут изготавливаться из красного дерева, фарфора. Сохранность декоративных элементов увеличит стоимость раритета.
Если Вы нашли старинный жаровый самовар или Вам предложили его купить, не надо самостоятельно его чистить. Чтобы узнать точную ценность изделия, помойте и сфотографируйте экземпляр. Снимки отправьте профессиональным оценщикам. Вам предложат реальную цену антикварного самовара, проконсультируют по стоимости и возможности реставрации.
Читайте также: