Как делают металлические скульптуры

Обновлено: 12.10.2024

Технология художественного литья предусматривает использование большей частью сплавов, а не чистых металлов. В чистом виде используются тяжелые металлы: олово, свинец, цинк. А сплавы - медные (чаще всего это бронза и латунь) и алюминиевые.

Сплавы представляют собой соединения путем плавки металлов и химических элементов и должны обладать следующими основными свойствами: текучестью, усадкой и ликвацией.

Бронза - сплав меди с оловом или другими металлами - свинцом, никелем.

Если в сплаве 4-6% олова, бронза пластична, ее можно ковать, если 27% - сплав твердый и хрупкий. При содержании 33% олова сплав становится похожим на серебро, он называется белая бронза. Температура плавления меди - 1083 °С, в сплаве с оловом она снижается до 800 °С (25% олова, цвет желто-белый).

Латунь - сплав меди с цинком (до 45%). Легко подается резке, паяется как мягкими, так и твердыми припоями, прочны на ней и гальванические покрытия. Температура плавления 980-1000 °С.

Силумин - сплав алюминия с кремнием, имеет высокие литейные качества.

Цинк (сплав). Для отливки точных изделий из цинка применяют сплав, в составе которого 94 % цинка, 4% алюминия и 2% меди.

Чугун - это выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Но, несмотря на эти качества, из чугуна выплавляют высокохудожественные скульптуры.

Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы

Это простейший способ получения отливок скульптур. Технология такова: по нужному шаблону (модели) из формовочной земли изготавливают форму для заливки расплавленным металлом. форма, сделанная по тому или иному шаблону,- одноразовая: при выемке отливки она разрушается, поскольку создана из смеси песка и глины (25% содержания в смеси глины, 75% - песок). Но саму смесь для получения литейной формы можно использовать многократно, обновляя лишь внутренний облицовочный слой. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Если по каким-то причинам невозможно воспользоваться в качестве модели скульптуры пластилиновой копией оригинальной скульптуры, можно сделать гипсовый слепок с оригинала скульптуры, несмотря на то, что это более трудоемкий способ.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.

2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.

3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.

Художественное литье скульптур по выплавляемым моделям

В основе литейного процесса по выплавляемым моделям лежит использование легкоплавких материалов: модель отливаемой скульптуры и ее литниковая система делается из воска, парафина или стеарина. Любой из этих легкоплавких материалов в горячем режиме заливают в пресс-форму, а после затвердения получают восковую модель скульптуры и покрывают ее специальным составом. После просушивания на модели скульптуры, образуется огнеупорная оболочка - керамическая форма, из которой выплавляют модельный состав и получают тонкостенную литейную форму которую после прокалки заливают расплавленным металлом.

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму, используя для ее изготовления столярный клей или технический желатин. Второй материал более предпочтителен как в качественном отношении, так и по срокам приготовления.

С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму.

ДЕКОРИРОВАНИЕ СКУЛЬПТУР ИЗ МЕТАЛЛА

Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век.

Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Перед химической обработкой скульптуры проводят механическую, затем скульптуру тщательно очищают, обезжиривают, отбеливают; предварительно отшлифованную и отполированную скульптуру покрывают тонкой защитной и в то же время декоративной тонирующей пленкой. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

Декоративная механическая обработка скульптуры из металла

Шлифовка скульптуры

Эта операция производится абразивными материалами естественного происхождения: корундами, алмазами, кремнием, кварцем, а также искусственными корундами и алмазами. На практике - это наждачная бумага или шкурка - абразивная зернь, наклеенная на плотную бумагу или ткань. Начинают шлифовку скульптуры крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к мелкозернистой, а затем и к шлифовальной пасте, к мельчайшей кирпичной муке. Шлифовкой со скульптуры удаляются окислы, открывается чистая поверхность

Полировка скульптурного произведения

Это следующий этап отделки скульптуры из металла. Полировка осуществляется полировочными пастами различного сметанообразного состава - смеси мела, извести, окиси хрома, алюминия, нашатырного спирта, воды и других компонентов. Славится полировочная паста ГОИ. Пасты бывают твердые, средние и тонкие. В такой очередности ими и пользуются. Если первой ликвидируют оставшиеся от шлифовки царапинки, второй добиваются ровного фона, то последней получают зеркальный блеск металла.

Полировку скульптуры обычно производят вручную, достигая идеальной равномерности и доставая до углублений рельефа. Более ровные и крупные детали скульптурного изделия полируют на специально изготовленных кругах из нескольких слоев войлока, фетра, толстого сукна.

Закрепленный на небольшом металлическом стержне, который крепится в патроне точильного или сверлильного станка, полировочный круг, смазанный пастой, вращаясь, полирует скульптурное изделие. Затем художественную доводку скульптуры осуществляют на сухом матерчатом круге.

Наиболее труднодоступные участки скульптурного произведения полируют специально изготовленными палочками из древесины более твердых пород - бука, дуба и мягких - липы, груши. Рабочая часть полировочных палочек, которая смазывается пастой, разнообразна: выпуклая, вогнутая, коническая и так далее. Узкие сквозные отверстия скульптуры полируют шелковым шнуром, а то и суровой нитью, покрывая их пастой.

Полирование скульптуры путем уплотнения, выглаживания металлической поверхности скульптуры производится специальным инструментом - полировочным гладильником (гладилом). Он изготавливается из высокопрочной стали. Гладильник полируется и закаливается. Полирование осуществляется проглаживанием под нажимом в одном направлении до появления глянца на полируемой поверхности. Затем выглаживание осуществляется в перпендикулярном направлении. Рабочая часть гладильника шарообразна. Полируемую поверхность скульптуры для лучшего скольжения рабочей части полировальника время от времени, смачивают специальным раствором в воде мыла и нашатырного спирта.

Химическое декорирование скульптур из металла

Тонирование. Патинирование. Оксидирование.

Применяя несложную химическую обработку, на поверхности бронзовой скульптуры получают разноцветное защитно-декоративное покрытие. Небольшое скульптурное произведение погружают в емкость с химическим раствором целиком, крупное обрабатывают кистью, губкой, поролоном. Чтобы полученная пленка держалась на изделии прочнее и не покрывалась налетом, после промывки и просушки ее протирают ветошью, смоченной в машинном масле или в олифе.

Декорирование скульптуры из черных металлов

Готовая скульптура из черных металлов нуждается в декоративно-защитных покрытиях, от технологических качеств которых зависит ее привлекательность и долговечность.

При обработке скульптуры из черных металлов, особенно кузнечным методом, на ее поверхности образуется слой окалины, на первый взгляд, красивого серо-голубого цвета. Но этот покров не защищает металл от коррозии, а является окисью железа.

Имея различную толщину и плотность, он подвержен постепенному отслаиванию от скульптуры, поэтому окалину со скульптуры необходимо удалить. Сделать это можно разными способами. Например, химическим способом, пользуясь раствором соляной кислоты, уротропина и йодистого калия в различных пропорциях. Или механическим - наждаком, металлической щеткой, мелкозернистым напильником, смесью воды с молотой пемзой. После очистки и сушки скульптуры образуются цветовые тона от желтого до темно-синего. Получив желаемый оттенок, нагрев резко прекращают. Учитывая различную толщину скульптуры, оксидированием можно добиться разных цветовых оттенков на разных участках скульптуры. После оксидирования изделие покрывают воском, растворенным в бензине. После сушки полируют волосяной щеткой. Черный цвет металла можно получить натиранием очищенного металла растительным маслом и нагревом до получения пленки нужного оттенка. Масло не должно воспламеняться; разлагаясь от нагрева, оно плотно заполняет поры окислов, образуя надежное покрытие черного или темно-бурого цвета. Скульптуры для садово-парковой архитектуры, которые постоянно подвергаются атмосферному влиянию, покрывают лакокрасочными покрытиями. оксидируют нагреванием ее поверхности горелкой.

Известна строгая красота скульптур из вороненой стали, когда металл скульптуры приобретает иссиня-черный цвет, как крыло ворона. В то же время воронение скульптуры - один из лучших способов защиты скульптуры от коррозии. Наряду с отполированным до зеркальной поверхности серебром и канфаренным золотом вороненое железо почиталось геральдическим металлом. Именно такие виды декоративной обработки применялись для произведения гербов, а также художественного царского или княжеского оружия.

Для получения черной с синим отливом скульптуры в воде растворяют двухромовокислого калия. Стальную скульптуру выдерживают в этом растворе и высушивают над пламенем или жаром высокой температуры. Появляется серо-бурый оттенок. Повторяя воронение, достигают вороненого цвета.

Черную матовую поверхность получают также химическим оксидированием в водном растворе такого состава: гипосульфат натрия (поташ), аммоний, ортофосфорная кислота, азотная кислота.

Темно-коричневый цвет металлической скульптуры получают оксидированием в воде хлористого железа, 30 г железного купороса и азотнокислой меди. Скульптура начинает менять окраску на бурый цвет. Повторение оксидирования приведет к густому черно-коричневому цвету скульптуры.

Синий цвет стальные скульптуры получают оксидированием в растворе воды хлорного железа, азотной ртути, соляной кислоты и спирта; при комнатной температуре время оксидирования занимает 20 минут.

Перед любым способом оксидирования скульптуры слой окиси необходимо декапировать химическими растворами (3-5-просмоловым раствором в воде соляной или серной кислоты), а также чисто обезжирить ацетоном или бензином. Эти операции для избежания жировых пятен или иного загрязнения поверхности скульптуры. Скульптуру обрабатывают в растворах на проволочных подвесках и промывают под струей воды для смывания кислоты.

Кроме химического оксидирования скульптуры пользуются и термическим методом декорирования скульптур из черных металлов, а также цветных, из которых изготавливаются скульптуры, предназначенные для установки в сухом помещении.

При нагреве изделия газовой горелкой на нем меняются оттенки побежалости (цветовой изменчивости) - от соломенного до черного. На необходимом цвете мастер прекращает термическое тонирование скульптуры. Для оксидирования скульптуры путем нагрева поверхности скульптуры в индивидуальной мастерской применима простейшая газовая горелка с деревянной ручкой, соединенная гибким шлангом с газовым баллончиком. Цветовой гаммы, тонирования, цветовых переходов можно достичь умелым пользованием горелкой. Таким способом тонируются как чеканные, так и другие скульптуры или произведения смешанных техник. После термической обработки скульптуру покрывают восковым слоем (воск с растворителем) и полируют войлоком и фетром.

Олифо-масляный обжиг обычно применяют для нанесения декоративно-защитного черно-коричневого покрытия на скульптуры из чугуна, получаемые литьем,- скульптурные произведения, фигурные решетки для ограды парков, цветников и другие. Скульптуру смачивают олифой, а затем прокаливают. Такой способ декорирования скульптур применяется и для произведений, созданных художественной ковкой.

Защитное тонирование или патинирование скульптур из цветных металлов и сплавов

Особенно восприимчивы к тонированным покрытиям скульптуры из меди и ее сплавов: латуни и бронзы.

Черный (серый) цвет скульптурам из меди и латуни можно придать с помощью разных оксидирующих растворов.

Наиболее насыщенного цвета оксидных пленок на скульптуре из меди - от светло-коричневого - до коричнево-черного - можно получить, приготовив раствор в сочетании сернистого аммония с серной печенью.

Шоколадный цвет скульптурам из меди и латуни можно придать в растворе хлорида калия, сульфата никеля и сульфата меди.

Коричневый цвет с красноватым оттенком скульптуры получают в растворе пятисернистой сурьмы в едком натрии.

Красно-коричневый цвет латунным скульптурам придает водный раствор хлористого цинка и медного купороса в равном соотношении частей цинка и купороса.

Коричневый и черный цвет на латунной скульптуре получают обработкой художественного изделия раствором гипосульфата и азотной, серной или соляной кислоты в воде.

Оливковый и черно-коричневый цвет придаст скульптурам из латуни обработка раствором хлорокиси меди и нашатыря.

Латунная скульптура становится черной в следующем растворе: в воде смешивают хлорокись меди и аммиак. Получится смесь зеленоватого цвета, а после выпадения осадка - сине-зеленого; в этом растворе и тонируют латунь; при этом скульптура не теряет своего блеска. Длительность обработки скульптуры не превышает нескольких секунд.

Оранжево-красным за несколько минут латунную скульптуру сделает раствор сернистого калия в воде.

В старину латуни придавали и иные, казалось бы, совершенно неожиданные для этого сплава цвета.

Фиолетовый цвет получали погружением скульптуры в раствор хлорной сурьмы; шоколадно-бурый - обжигом скульптуры окисью желе за и последующей полировкой свинцовым блеском.

Цвет античной патины скульптурам из меди, бронзы и латуни можно придать обработкой их в растворе хлористого аммония и углекислого аммония в воде.

Как делают металлические скульптуры


Скульптуры окружают нас повсюду, однако сварные металлические скульптуры представляют собой относительно новую концепцию. Самое раннее упоминание об изготовлении сварной скульптуры датируется примерно 1932 г.

Создавать подобные скульптуры действительно очень интересно и увлекательно. Для многих это становится основной профессией. Они востребованы как в частных садах, так и в городских парках, площадках и т.д.

Что вам потребуется:

  • Сварочный аппарат (инвертор)
  • Кожаные сварочные перчатки
  • Закрытая обувь (желательно кожа)
  • Длинные рубашка и брюки
  • Сварочные электроды/проволока
  • Маска сварщика
  • Куски, лом стали
  • Тески / Плоскогубцы
  • Металлическая щетка
  • Молоток отбойный
  • Ножницы по металлу
  • Болгарка или ножовка

Шаг 1: Выберите скульптуру
Первое, что вам нужно сделать, это выбрать образ для скульптуры и сделать его эскиз. Это может быть животное, человек или любой объект. Для первого раза это должно быть то, что будет достаточно легко создать. Найдите подходящий образ на фото в интернете или в своем окружении и сделайте его рисунок (набросок) с 3-х ракурсов (сверху, сбоку и спереди).

Шаг 2: Соберите материалы и инструменты
Главной задачей является подготовка к работе сварочного аппарата (инвертора).
Обязательной к использованию является маска сварщика!
Отбойный молоток и проволочная щетка также понадобятся при работе со скульптурой.
Болкарка является необязательной, но поможет сократить время и быстрее резать сталь. Если её нет, то будет достаточно ножовки.
Ну и конечно придется позаботиться о самом материале – кусках стали или металла. Часть найдется у вас дома, ваших друзей и знакомых. В дальнейшем вы можете закупать металлолом на специальных базах или у частных лиц.

Шаг 3: Ознакомитесь с правилами и технологией сварки
Перед тем, как приступить к сварке, было бы не плохо попрактиковаться на ненужном куске стали. Естественно, перед началом сварки материал необходимо очистить.

Подготовка поверхности сварки
Самый простой способ очистить сварочную поверхность - использовать шлифовальную машину. Но если у вас её нет, используйте наждачную бумагу и проволочной щетку чтобы очистить промежутки и удалить остатки краски и ржавчины, если таковые имеются.

Настройка сварочного аппарата
Нужно будет настроить сварочный аппарат на правильный ток, чтобы вы могли осуществить сварку хорошего качества.
Слишком высокий - создаст сварные швы с множеством брызг и слишком сильно расплавит заземленный металл.
Слишком низкий - заставит электрод прилипать к заземленному металлу и не будет обеспечивать высокопроницаемый шов.
Также настройка аппарата очень зависит от того, какие сварочные электроды вы планируете использовать.

Работа с дугой
Чтобы начать дугу, вы должны ударить по электроду, как будто вы играете кием в бильярд, т.е. электрод должен скрести по металлу. Вскоре вы увидите дугу света. Для продолжения дуги необходимо оставить между электродом и металлом воздушный зазор таким образом, чтобы хватило тепла для расплавки электрода и плавления металла.

Создание сварного шва
В процессе сварки вы должны перемещать электрод таким образом, чтобы получился, так называемый, сварной шов в виде капель (или шариков). Форму сварного шва можно формировать самостоятельно, перемещая электрод по другому рисунку (полумесяц, зигзаг и др.).



Удаление шлака
После создания сварного шва на его поверхности образуется слой шлака, который необходимо «отбить» с помощью молотка и зачистить проволочной щеткой, чтобы удалить уголь от сварки.

ВАЖНО! Очищайте сварные швы после каждого процесса сварки прежде чем приступить к новому.

Проверка качества сварки
Вам нужно проверить каждую часть скульптуры на прочность. Для этого необходимо вручную переместить её или изменить положение. Если, вы понимаете, что сломать будет невозможно или трудно, то результат сварки вас должен устроить. Однако, нужно понимать, что скульптура имеет декоративное значение, поэтому максимальная прочность не нужна.

Предостережение
Не осуществляйте дуговую сварку, если металл, электрод или ваши перчатки мокрые. Это может привести к удару электрическим током.
Не трогайте элементы работы около 5 минут без перчаток, потому что сварной шов будет оставаться горячим в течение некоторого времени.
Дуговая сварка приведет к «полету» кусков горячего металла во всех направлениях. Убедитесь, что вокруг нет легковоспламеняющихся материалов.

Шаг 4: Создайте основу скульптуры
Прежде чем вы начнете сваривать свою скульптуру, нужно создать прочную основу для крепления небольших частей (элементов). Это может быть сделано путем сгибания проволоки в форму, «грубо» напоминающую форму вашей будущей скульптуры. Далее сварить основание в виде штатива или стальной платформы.


Шаг 5: Приступайте к созданию основной скульптуры
На данном этапе вы должны использовать небольшие кусочки стали для сварки основного корпуса, это создаст структуру композиции и придаст ей общую форму. Вам, возможно, придется вырезать специально сформированные куски и сгибать их в «панели». Это можно сделать, зажав их в тиски с помощью отбойного молотка.
Следующий ша - сварка еще более мелких кусочков. Это могут быть случайные металлические элементы, такие как гаечные ключи, болты, гайки, винты, трубы, сетка и т.д. Это произведет еще больший эффект, так как придаст оригинальность и неповторимость.


Шаг 6: Добавьте «надстройки»
На этом этапе вы будете делать «надстройки». Это детализированные элементы, такие как голова животного, когти или крылья птицы и т.д. Для создания птицы вы можете вообще найти кусок металла, который очень близок к форме и просто приварить дополнительные части.
Небольшие кусочки могут быть использованы для определения текстуры вашей скульптуры, например, чешуя, перья, волосы.

Шаг 7: Проверьте работу
На этом этапе отступите на насколько шагов назад т осмотрите то, что вы создали. Это даст вам возможность усовершенствовать и улучшить вашу скульптуру. Если вам нужно отрезать что-то «лишнее» воспользуйтесь болгаркой или ножовкой.

Шаг 8: Завершите работу над скульптурой
После завершения сварки вашей скульптуры приходит время решить, как вы хотите, чтобы она выглядела. Некоторые популярные отделки:
Ржавая сталь
Окраска в различные цвета
Стальная патина
После декорирования у вас будет красивая скульптура для сада, парка или фасада дома.

Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках

Эдуард Добровольский, 52 года, предприниматель из Барнаула, художник по металлу, основатель творческой мастерской «МеталлоДизайн» . Окончил Высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной в Санкт-Петербурге (специальность - «мастер художественной обработки металла»). С металлом работает около 30 лет. Член Союза художников России. Женат, воспитал дочь.

Эдуард Добровольский


Фото Евгении Савиной

Со стартом Эдуарду Добровольскому повезло: его отец Владимир Добровольский был известным в Сибири художником-монументалистом. Ещё в советское время он делал монументы по госзаказам, а сын с юности помогал ему в мастерской и в итоге понял, что предпочитает более узкое направление - работу с металлом. В соответствии с этим Эдуард выбрал вуз, отучился в Санкт-Петербурге, вернулся в Барнаул – и начал уже на постоянной основе работать в мастерской отца в условиях перестройки рынка в стране.

На дворе были 90-е. Эпоха госзаказов закончилась, и многим мастерам пришлось сменить деятельность. Добровольские ушли в дизайн по металлу – стали работать с медью, железом, латунью и т.д.

«Госзаказы были, конечно, удивительно приятной и денежной вещью, - отмечает Эдуард. - Художники, у которых такие были, очень неплохо жили. Памятник можно было делать 3-4 года, за него платили хорошие деньги, и автору не надо было думать о деньгах всё это время».

МеталлоДизайн

«Но то время прошло: скульптуры, мозаика больше не были нужны никому. Мы переключились на первых бизнесменов страны - дело в том, что индустрии наружной рекламы тогда не было. А предпринимателям надо было как-то оформлять свои вывески и входы в помещение, а также свои частные дома. И они находили нас сами, ведь такую услугу могли оказать только мы. Приходили и заказы «из прошлого» - по знакомству отца в партийных кругах», - говорит мастер.

Добровольские оформили в металле немало каминов, рельефов и вывесок, многие из них висят в столице Алтайского края до сих пор.

В начале нулевых отец Эдуарда скончался, и тот пустился в самостоятельное плавание. Работать продолжил в мастерской отца, назвав её впоследствии «Металло Дизайн», создал своё ИП. И, наконец, спустя годы оформительской работы, ему стали поступать заказы по прямому профилю - на скульптуры. Часть из них заказала городская администрация, чтобы украсить улицы. А часть таких заказов стала поступать от предпринимателей – с помощью оригинальной фигуры на входе они хотели привлечь внимание потенциальных клиентов.

Так в разные годы возле городской гостиницы появился металлический швейцар, около магазина торговой сети «Синьор Помидор» - одноимённый герой, а рядом с крупнейшим в городе кинотеатром – целая скульптурная композиция, изображающая киносъёмку.

МеталлоДизайн

По словам Эдуарда, и сегодня большие компании заказывают себе что-то такое, с чем захотят сфотографироваться люди (а потом разместить снимок в соцсетях). Но самой эффективной рекламой скульптуры на улицах являются для самого автора. «Люди ходят по разным местам, видят мои работы, и потом приходят за заказом», - констатирует Эдуард. Поэтому он никогда не пользовался никакими видами рекламы. Разве что к 2009 году пришёл к мысли о необходимости создать свой сайт .

В итоге интернет-ресурс плюс металлические фигуры на улицах стали часто работать на продвижение Эдурда совместными силами. Например, скульптор установил на рынке в Новосибирске скульптурную композицию, а на ней указал адрес своего сайта. И с тех пор стал часто сотрудничать с клиентами из этого города.

МеталлоДизайн

То же самое он сделал в Барнауле: создал «памятник покупателю» из железа и меди возле гипермаркета «Лента» - фигуру человека с тележкой, полной покупок. Эдуард сделал это бесплатно в свободное от заказов время, предварительно договорившись с управляющей магазином. И снова оставил на работе адрес своего сайта. Торговые центры привлекают большой трафик, и среди покупателей вполне может быть и целевая аудитория Добровольского.

К середине нулевых Эдуард перестал справляться с заказами своими силами. Тогда он нанял первого сотрудника-подмастерье работать по простой схеме – за процент с оплаты проекта.

«Помощника нашёл в 2005 году в Новосибирске через знакомых: он работал на моего друга, который создавал оформление интерьера для сети кафе «Жили-были» по всей стране, - рассказывает Эдуард. - Раньше он с металлом не работал никогда. В итоге мы шесть лет трудились вместе. Потом взял в подмастерье студента местного института архитектуры и дизайна (поскольку долгое время там преподавал, смог оценить его способности). С ним проработали ещё 6 лет».

МеталлоДизайн

Последние семь лет скульптор работает в новой мастерской на 100 квадратных метров, которую построил рядом с домом. И недавно взял себе на работу уже двоих новых учеников-сотрудников. «Один окончил Новоалтайское худучилище и работал в рекламе, интересно мыслящий парень; другой больше техник, всё может починить, сделать – но никогда не имел отношения к творчеству, - комментирует Эдуард. - Оба знакомы со сваркой и работой с металлом».

Сегодня руководитель мастерской может позволить себе делать упор на творческие этапы в работе, подмастерья же берут на себя техническую черновую работу. Всё это полезно и Эдуарду (освобождаются руки), и сотрудникам – они учатся в процессе и могут потом уйти на вольные хлеба уже сформировавшимися мастерами.

МеталлоДизайн

«Но без меня, конечно, не обходится ни один этап работы, - отмечает скульптор. - Я общаюсь с клиентами, принимаю заказы, контролирую исполнение, работаю с металлом. Подмастерья могут резать детали болгаркой, помогать собирать детали, приваривать их друг к другу, а также элементарно помочь с переноской. Работа ведь идёт с вещами, которые могут весить десятки и сотни килограмм».

Один заказ в «МеталлоДизайне» могут выполнять неделю, другой – несколько месяцев. Обычно несколько проектов находятся в работе параллельно. Конкретные сроки исполнения очень различаются от проекта к проекту: например, бюст можно делать неделю, а можно несколько месяцев. Ведь лица бывают разные, и некоторые труднее воплотить в скульптуре. Сейчас работа мастерской расписана на 1,5 года вперёд.

Перед тем, как выполнить объект из меди, латуни или чёрного металла, вначале делается эскиз - миниатюра из пластилина или глины. Потом требуются гипсовые слепки, и лишь затем идёт работа с металлом.

МеталлоДизайн

Металл Эдуард покупает в магазинах, продающих строительные материалы. Он больше любит медь, но сегодня в основном работает с железом - медь гораздо дороже, и не каждый заказчик может её себе позволить. Лист меди весом 8 кг формата 1,5х0,6 м стоит 4-5 тысяч рублей, железо формата 1,25х2,5 м - 900 рублей.

«Медь я покупаю в Новосибирске, потому что там она дешевле, чем в Барнауле, - говорит скульптор. - Покупаю с запасом, если знаю, что в ближайшее время придётся работать именно с ней – тысяч на 200. Я могу это делать, поскольку беру заказы по предоплате, и конечно, в цену изделия всегда заложена стоимость материала».

При формировании цены на свои работы мастер всегда ориентировался на официальный ценовой диапазон Союза художников России. Однако диапазон Добровольского учитывает не всех рыночные нюансы.

Например, по специальности Эдуарда в оценке работы не принят во внимание этап формовки: создание полой формы для фигуры в гипсе, а потом ещё в нескольких других материалах. Этот этап занимает немало времени и прямо влияет на качество результата. Поэтому процент по формовке от заказа к заказу Эдуард всегда считал отдельно.

МеталлоДизайн

«Расценки Союза художников действуют с начала нулевых, при этом они были переделаны из расценок, которые корнями уходят вообще в 80-е. В итоге что-то не было учтено, а что-то где-то – занижено, - говорит владелец мастерской. - Но раньше я их всё же использовал в основе расчётов. Так было проще: именно для скульптуры там всё прописано в мелочах, в отличие от картин, например (потому что согласно расценкам на них, можно продать этюд, написанный за пять часов, за столько же, что и картину, которая писалась годами)».

Цена зависит от многих факторов, её каждый раз надо было садиться и считать с калькулятором. Плюс на неё оказывали влияние ещё один важный фактор творческого рынка - уровень известности.

МеталлоДизайн

Она в том числе повлияла на нынешнее ценообразование барнаульского мастера. С годами стоимость работ Эдуарда выросла в разы. Если в начале пути он делал скульптуру человека за 100 тысяч рублей, теперь - за 1,2 млн. «Потому что и работаю я уже более качественно, и медь я раньше за 600 рублей покупал, а не за 5 тысяч», - поясняет скульптор. В зависимости от масштаба заказа, стоимость его изделий сегодня может доходить до нескольких миллионов рублей.

Сейчас половина клиентов приходит к Эдуарду по сарафанному радио, половина находят его через сайт.

С самого начала конкуренция не была для него проблемой: те, кто всё же решается получить аналогичную редкую специальность, обычно делают это в больших городах – и там остаются.

МеталлоДизайн

В Барнауле работает несколько кузнечных мастерских, но в них не занимаются дизайном по металлу – это более тонкое дело, требующее особых навыков. Коллег-конкурентов в других сибирских городах тоже немного.

«Кузнецы порой сами ко мне обращаются, чтобы я сделал некоторые элементы для их заказов, - говорит Эдуард. - В Новосибирске есть свои скульпторы, и тем не менее ко мне оттуда тоже постоянно обращаются. Недавно поступил заказ из Республики Алтай – нужно сделать бюст одного известного человека. Исполнителя искали в разных городах, а в результате вышли всё равно на меня. Также я работал с Москвой и другими городами.

Эдуард говорит, что его работа очень тяжела физически. «В том числе я беру деньги за своё здоровье – такой труд очень вреден для позвоночника», - констатирует он. Тем не менее, мастерская – в прямом смысле дело его жизни, потому бросать его Эдуард никогда и не думал.

Гаражный бизнес: как заработать на необычных скульптурах из металла

Андрей Казанцев, 34 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель мастерской Dirtcustoms , которая выпускает полигональные скульптуры из металла. Родился в Среднеуральске, высшее образование получил на факультете автоматизации технологических процессов Уральского государственного горного университета. Начинал карьеру с должности менеджера в веломагазине, работал в мотосервисе, на заводе Rival. В 2018 году основал собственную мастерскую. Женат, в семье трое детей.

Андрей Казанцев

Последние 10 лет Андрей Казанцев работал с металлом и сваркой: делал аксессуары для автомобилей, мотоциклов, снегоходов и квадроциклов. Ещё пару лет назад он и не предполагал, что настоящее удовольствие и неплохой доход будет получать, делая на заказ не детали машин, а фигурки животных. В истории его проекта, как это часто бывает, много случайного.

Ещё во время учебы в вузе Андрей начал подрабатывать. Был менеджером в веломагазине: «Очень быстро понял, что сидячая работа, офис с компьютером, заказы и отчёты мне совсем не нравятся. Я уволился и попросился работать к знакомым в мотосервис. Максимум, что я мог сделать тогда - поменять колесо. Учился всему на практике», - рассказывает Андрей.

Там же он освоил сварочный аппарат: «В мастерской было оборудование для аргоновой сварки, которое до этого я видел только по телевизору. Когда увидел его вживую, захотел освоить, буквально загорелся этим. Учить меня не хотели, поэтому приходилось подсматривать за работой мастера издалека, изучать ролики на YouTube, а вечерами, после того, как все уходили домой, пробовать сделать что-то».

На заработанные в мастерской деньги Казанцев купил гараж, сварочный аппарат и необходимые инструменты. Своё первое дело начинал с того, что по выходным и в свободное время делал друзьям и знакомым аксессуары для мотоциклов. «Я всегда ставил качество на первое место. Если что-то делал, старался, чтобы клиент был доволен, и мне было не стыдно за работу. Поэтому сарафанное радио заработало очень быстро: друзья советовали меня своим знакомым, заказов становилось всё больше», - вспоминает он.

Спустя какое-то время работы в гараже стало настолько много, что Андрей решил уйти из сервиса. А ещё через полгода он перестал справляться с заказами. «В итоге со временем всё это превратилось в мастерскую площадью 350 квадратных метров, в которой работало восемь человек. Мы делали самые разные вещи для мотоциклов, снегоходов и квадроциклов. Один раз даже собирали модель танка «Абрамс» в натуральную величину. Его заказала фирмы, которая организовывала соревнования по страйкболу. Тогда я не владел никакими программами для 3D-моделирования, прикидывал на глазок, брал кусок ватмана, вырезал из него детали, подгонял, переносил на метал и вырезал вручную», - говорит Андрей.

Андрей Казанцев

О мастере узнали в компании-производителе аксессуаров и дополнительного оборудования для машин, квадроциклов и мототехники – Rival, и пригласили на работу. Андрей не сразу решил променять свою мастерскую на наёмный труд. «Меня позвали на экскурсию. Я увидел современное производство, огромные площади, новейшие станки с ЧПУ. Плюс они пообещали, что я смогу пользоваться оборудованием в нерабочее время в своих целях. Я уже не смог отказаться от такого предложения», - рассказывает Андрей.

На новом месте Андрей занимался тем же, чем и у себя в мастерской, но на совершенно другом уровне. Больше не делал модели из картона, а освоил компьютерное 3D-моделирование.

«Благодаря тому, что я интересовался, учился, многое пробовал и делал сам, за три года неплохо взошёл по карьерной лестнице. Я пришёл в компанию на должность менеджера, а спустя время возглавил отдел разработки силовых бамперов для внедорожников».

Так Казанцев проработал до марта 2018 года, пока не увидел в Instagram фото полигональной - многогранной – фигурки, головы оленя из бумаги. «Сразу понял, что у меня есть всё для того, чтобы делать такие же, но из металла. Я мог спроектировать 3D-модель, сделать развёртки, вырезать детали из стального листа, согнуть их и сварить швы. Это то, чем я занимался каждый день, только немного в другом выражении. Я загорелся этой идеей и решил попробовать сделать первую фигуру - кошку», - вспоминает Андрей.

На её производство ушел целый месяц. Оказалось, говорит мастер, делать её сложнее, чем бампер. Плюс уже в процессе работы понял, что начал далеко не с самой простой модели. Кошка, которую придумал Андрей, смотрела в сторону, поэтому была несимметричной. Симметричную модель сделать было бы гораздо проще.


Когда он выложил фото готовой скульптуры в Instagram, получил сотни лайков и десятки комментариев и решил продать скульптуру подписчикам. Сам цену назначать не стал, а устроил аукцион. В итоге кошка уехала в Москву, автор получил за свое изделие 6 тысяч рублей.

«Когда я только увидел бумажную голову, нашёл в интернете несколько человек, которые делали что-то похожее из металла. Я сразу решил, что смогу сделать круче. Мой опыт помог мне настолько точно подогнать все детали, что при сборке не приходилось ничего корректировать, все детали собирались идеально. Думаю, что проблема конкурентов в том, что они берут за основу бумажную развёртку и по ней вырезают детали, не учитывая толщину листа металла», - говорит Андрей.

К сентябрю проект стал развиваться достаточно активно. В марте 2019 года Андрей уволился с прежней работы, и всё время стал проводить в мастерской. «Именно после увольнения хобби начало превращаться в бизнес. Мог бы уйти с работы и раньше, но мне было немного страшно остаться без стабильного дохода и сделать шаг в перспективное, но неопределённое будущее», - говорит он. К тому же на запуск проекта предпринимателю пришлось потратить большую часть накоплений. В оборудование, инструменты, вырезку деталей вкладывал всё, что зарабатывал.

Dirtcustoms

«Если вести такой бизнес самым примитивным способом: резать металл болгаркой и варить полуавтоматом, можно стартовать и со 100 тысяч рублей, если брать всё, что нужно, чтобы ни от кого не зависеть, нужно потратить 15-20 миллионов. У меня промежуточный вариант. Вложил в бизнес около 3,5 млн. рублей. У меня есть почти всё, кроме самого дорогого станка для раскроя деталей. Пока заказываем эту работу на стороннем предприятии».

Когда вложения окупятся, Андрей не знает: «Никакого бизнес-плана у меня нет. Я вообще не люблю ничего планировать и структурировать. Да, это неправильно, и, если бы я всё делал по уму, производство уже имело бы совсем другие масштабы. Пока это больше гаражная мастерская, чем полноценный бизнес».

Сейчас создание новых моделей у Андрея по-прежнему занимает достаточно большое количество времени. От идеи до готового изделия проходит два месяца. Месяц уходит на разработку модели, месяц на её воплощение. Сейчас все модели Андрей заказывает у дизайнеров: «Я познакомился с ребятами, которые делают модели из бумаги. Теперь заказываю у них визуализацию каждого проекта. После сам делаю развёртку для металла. Это получается гораздо проще, быстрее и красивее».

После того, как развёртка готова, она превращается в файл для станка с ЧПУ и отправляется на предприятие, где из металла вырезают нужные детали. Остаётся согнуть их с помощью специального станка - листогиба, сварить и отшлифовать все швы.

Dirtcustoms

«Дальше обрабатываю скульптуру, исходя из вида металла и пожеланий клиента, - рассказывает Андрей. - Например, нержавеющую сталь полирую до зеркального блеска или обжигаю огнём, чтобы она приняла разные, в зависимости от степени нагрева оттенки: от золотистого до синего. Обычную сталь можно покрасить или также обжечь и покрыть лаком, заржавить и покрыть воском».

В месяц мастерская может выпускать в среднем 30-40 изделий. Сейчас она загружена заказами по максимуму. Есть даже небольшая очередь из тех, кто заказал уникальные изделия.

Что касается популярных моделей, их в мастерской стараются держать в наличии. «Однотипные скульптуры параллельно делать гораздо проще, чем перескакивать с одной модели на другую. Как правило, делаем сразу несколько одинаковых изделий. Например, собак - самую популярную скульптуру - давно не делаем по одной. Заказываем партию из пяти комплектов заготовок и сразу собираем».

Dirtcustoms

Цена на скульптуры мастерской, в первую очередь, зависит от сложности изделия. 80% стоимости приходится на работу и только 20% - стоимость материалов. Маленькая скульптура с 300 гранями легко может стоить столько же, сколько и большая с 10 гранями.

Самая маленькая скульптура в ассортименте мастерской — свинка-копилка диаметром около 20 см. Это одновременно и самая бюджетая модель: изготовленная из нержавеющей полированной стали она стоит 15 тысяч рублей. Самая дорогая на сегодняшний день проданная фигура – орёл за 110 тысяч рублей.

Самая большая скульптура, которую приходилось делать Андрею - стаффордширский терьер длиной 130 см. Сейчас Андрей работает над петухом 1,7 метра в высоту и трёхметровым оленем. Пожалуй, самый необычный заказ, который получала мастерская, голова президента США Дональда Трампа.

Dirtcustoms

Скульптуры от мастерской Казанцева покупают в подарок на свадьбу, день рождения, новоселье. Чаще всего изделия селятся на приусадебных участках, реже их покупают для декора жилых помещений.

Основная масса клиентов мастерской - собаководы. «Они обычно настолько любят своих питомцев, что как только видят что-то связанное с ними, сразу заказывают, готовы отдать любые деньги, - говорит Андрей. - Некоторые просят повторить их пса в точности: если у их собаки стоячие уши, то они хотят видеть такие же на скульптуре, если собака, более «раскачанная» или худая, чем наш образец, приходится подстраиваться. У нас уже сделано несколько вариантов бультерьеров. Теперь я стараюсь не браться за такие кастом-проекты и настаивать на том, чтобы брали, что есть. Даже мелкие доработки приводят к изменению всего проекта и влекут за собой большой объём работы».

«У нас в стране мало клиентов, которые готовы платить за ручной труд такие деньги, - говорит Андрей. - Я сразу понимал, что иностранцы платить за такое готовы, но их часто останавливает очень дорогая доставка. Чтобы DHL доставил скульптуру стоимостью 1 тысяча долларов, нужно отдать ещё столько же. Продаж за границу не было до тех пор, пока я не нашёл способ отправлять посылки более бюджетно - через «Почту России».

Первый иностранный клиент пришел к Андрею через маркетплейс хенд-мэйд-изделий Etsy . «Я создал магазин на этой площадке, выложил фото первой кошки и собаку, и почти забыл про него. В один прекрасный день услышал незнакомое уведомление на своём телефоне, похожее на звук сыплющихся из автомата монет. Оказалось, кто-то заказал и оплатил скульптуру», - вспоминает он. Так первый зарубежный заказ уехал в Австралию. После первой продажи и отзыва объявление стало чаще выпадать в поиске, благодаря этому росли просмотры.

Dirtcustoms

Следующий заказ отправился в Норвегию. «Когда пришло время отправлять собаку, я столкнулся с новой проблемой: почта не принимала посылку, потому что они превышала максимально допустимые габариты. Пришлось фантазировать. Нашёл через сервис поиска попутчиков человека, который ехал туда из Санкт-Петербурга, заплатил ему 8 тысяч рублей». После этого Казанцев заключил договор с почтой и поставки наладились.

Сейчас магазин на Etsy регулярно приносит заказы, но всё равно гораздо чаще - в 85% случаев - клиенты находят мастерскую через Instagram .

«Когда первые клиенты получили свои скульптуры, и я выложил их отзывы в Instagram, люди убедились, что я настоящий, товар доезжает до клиентов, от них есть хорошая обратная связь, и заказы полились рекой».

Андрей Казанцев

Как и в случае с Etsy, в Instagram большинство заказчиков - иностранцы. Только 10-15% изделий мастерской остаются в России. 80% из оставшейся доли заказов уезжает в Америку и Канаду, остальное - в страны Европы. В России чаще, конечно, заказы поступают из Москвы и Санкт-Петербурга, но есть в географии поставок и другие города. Интересно, что за всё время работы у Андрея было только два заказа из Екатеринбурга.

«Поначалу с иностранцами работать было очень тяжело. В школе и институте я учил французский язык, и ещё два года назад абсолютно не владел английским. Учить его начал на прежней работе, плюс сам стал ходить на курсы, заниматься онлайн. Когда у меня появились первые заказы из-за рубежа, был чуть-чуть подготовлен. Сейчас уже могу почти свободно переписываться с клиентами, но, когда звонят и начинают говорить быстро, иногда теряюсь», - рассказывает предприниматель.

Скоро к двум основным двум площадкам продажи скульптур - магазину на Etsy и аккаунту в Instagram - добавится ещё один канал продаж: собственный сайт. «Мы хотели делать его на русском и английском языках, но столкнулись со сложностями при выборе способа оплаты и расчёта доставки. Поэтому решили оставить только английский язык, основной наш клиент всё-таки не говорит по-русски».

Dirtcustoms

В более отдалённой перспективе у Андрея появятся представители в разных странах. По его задумке, он будет поставлять фигуры партнёрам оптом. «У них будут выставочные залы, в которые человек может прийти, потрогать и посмотреть. Живьём это всё выглядит совсем не так, как на картинке. Когда ты видишь это своими глазами, сразу хочешь себе такое же и готов отдать любые деньги. Обычно, когда скульптура приходит клиенту, в течение пары дней поступает ещё два-три заказа от его друзей», - объясняет Андрей.

В следующем году Андрей планирует поучаствовать в выставках, посвящённых дизайну интерьеров. «Меня приглашали в этом году поехать в Лондон, но понял, что не потяну: оплата участия, проезд, доставка фигур обойдутся в круглую сумму», - говорит он.

Пока в продвижение Андрей не вкладывается. Аудитория в Instagram до сих пор растёт только благодаря интересным фото и видео. Например, Андрей часто выгуливает своих собак, котиков и других животных в центре города - снимает скульптуры на фоне местных достопримечательностей. «Мне очень нравится этот процесс: поставить скульптуру и наблюдать за реакцией прохожих. Они смотрят, фотографируют, пытаются залезть, кто-то целует и обнимает».

Помогла Андрею рассказать о себе ещё одна интересная задумка. В самом начале пути он сделал скульптуру добермана для певицы Глюкозы, популярность к которой пришла, в том числе, благодаря песне об этой породе собак. Получила необычный подарок Глюкоза во время гастролей в Екатеринбурге. Приятно удивлённая, она выложила фото работы у себя в в Instagram и упомянула мастерскую.


«Вообще чётко понимаю, что пора бы уже плотно заняться продвижением. Знаю, что не обязательно тратить на это своё время - можно взять менеджера, который уже всё умеет. Наверное, скоро к этому приду, а пока просто снимаю, монтирую, придумываю и воплощаю идеи для фото», - говорит Андрей.

Вообще, говорит Андрей, главное, что отличает его нынешнюю работу - азарт и возможность создавать своими руками что-то интересное. «Когда ты работаешь на кого-то, у тебя есть стабильность, но нет азарта. Хоть я и не играю в компьютерные игры, но могу сравнить своё дело именно с ними. Свой бизнес - это стратегия. Тебе нужно выстраивать вокруг себя команду, направлять процесс, продумывать шаги, чтобы всё начало работать и давать результат», - говорит он.

«Плюс мне очень нравится процесс создания скульптур. Мурашки по коже бегут, когда из листа металла получается произведение. Несмотря на то, что я уже могу позволить себе нанять сварщиков и шлифовщиков, мне нравится самому работать руками», - говорит Андрей.

Глядя на то, как вдохновенно работает отец, сваркой увлёкся и старший сын Андрея. Он смотрит, что делает папа и создаёт свои произведения. В свои шесть лет он уже сварил, цветочки и рыбку, и даже заработал первые деньги, продав свои творения.

Моё дело — варить. Как я создаю арт-объекты из металла

Я художник. Или скульптор. Как кому нравится. За последние 4,5 года создала больше 25 арт-объектов из металла. За это время они успели объездить десятки стран, побывать в самых экзотических местах — например, в пустыне Невада, и украсить множество общедоступных парков, таких как «Зарядье» в центре Москвы.

Как я получила профессию сварщика

Я не планировала становиться скульптором и тем более сварщиком. Работала директором по развитию на производстве художественной ковки и ни о чем таком не думала. Но в какой-то момент пришло вдохновение и у меня стали возникать разные художественные идеи. Тогда задумалась, как их можно реализовать.

Пробовала рисовать маслом и быстро поняла: не мое. Потом обратилась к своему отцу: он инженер, конструктор, сварщик и вообще мастер на все руки. Попросила его обучить меня работе с металлом — чтобы сделать из него несколько подвесных скульптур. Папа был только рад! Так я впервые попробовала себя в роли сварщика.

Металл — идеальный материал: надежный, прочный. С его помощью можно делать все что угодно: и масштабные вещи, и небольшие

После первого же опыта меня потянуло к «железу» как магнитом. В итоге я решила поступить в Московский политехнический колледж — изучать сварочное производство. Мне было уже 26, моим сокурсникам — по 16, и, конечно, я была единственной девушкой в группе.


За последние несколько лет я создала больше 25 арт-объектов из металла

Понятно, что сначала все удивлялись, но потом быстро привыкли. Но мне по большому счету было все равно. Я не особо стеснительный человек, и меня совершенно не смущало, что окружена юношами. Я сделала осознанный выбор, пришла за знаниями, и это было абсолютно мое! Так я стала сварщиком третьего разряда.

Как появились «королева сварки» и замок

Моя первая большая скульптура появилась в 2015 году: пришлось потратить всю зарплату, взять кредит, найти материал и помощника. И уже через два месяца скульптура «Медитирующий кот Тихвами» высотой больше двух метров была готова и стояла в парке.


С «Медитирующего кота Тихвами» начался мой путь художника

В том же году я придумала себе новое имя, Weld Queen («королева сварки» — англ.). А со временем у меня появился и свой «замок»: в 2016 году арендовала полузаброшенное помещение на заводской территории на Рязанском проспекте. Сейчас это дом-мастерская, где я живу и работаю — с двумя этажами и башней, двумя спальнями и рабочими зонами, где я создаю скульптуры.


В 2016 году я арендовала полузаброшенное помещение на заводской территории, которое превратила в свой «замок»


«Сумка для сильных женщин»

Там же рождаются и мои платья из огнеупорного брезента и спилковой кожи. Это мои «королевские» перформативные наряды, в которых я хожу по официальным мероприятиям. Одежду я придумываю сама, а шьют ее профессиональные портные.

Некоторые женские аксессуары для нарядов — например, авоську из арматуры или «Сумку для сильных женщин», я выпускаю небольшими сериями, и их можно купить у меня на сайте. Причем это будет покупка настоящего арт-объекта, к которому прилагается сертификат подлинности от художника.

Как удержать в руках болгарку

Почему-то у общества много забавных фантазий, связанных с моей работой. Так, многие думают, что металл для работы надо доставать где-то на помойках. Нет, из металлолома я ничего не делаю, все гораздо проще: материал доступен в строительных магазинах.


В спортзал я не хожу: физической нагрузки хватает и на работе

Еще многие обращают внимание на мои бицепсы и думают, что я специально качаю руки в спортзале. На самом деле в качалку не хожу. Но работа сварщика и правда довольно тяжелая, поэтому я соблюдаю режим: встаю часов в 5, чтобы сделать зарядку и почитать, пока нет работы, ложусь в 23:00, стараюсь не работать после 21 и обязательно выделяю время на общение с друзьями и любимым человеком.

Когда постоянно имеешь дело со сварочным аппаратом и подолгу держишь вибрирующую болгарку, бицепсы тебе гарантированы

Конечно, всем интересно, как на меня реагируют мужчины. Ну как реагируют? Восхищаются и уважают. В первую очередь я художник, сварка — всего лишь моя техника. И когда они узнают, что я иду по своему уникальному пути, которым еще не каждый решится пойти, то воспринимают это с большим уважением и интересом.

Как рождаются скульптуры

На создание скульптуры может уйти месяц, а может больше полугода. Например, «Мать» из нержавеющей стали. В прошлом году она выставлялась в парке «Зарядье». Я создавала ее почти год. Это масштабная трехметровая скульптура, сделанная из множества маленьких отрезков. Только шлифование и полировка заняли у нас 5 месяцев.


Работа над скульптурой «Мать»

*Паблик-арт — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.

Я с самого начала понимала, что это будет большой проект, и на его реализацию у меня было минимум средств. Тем не менее я все равно начала работу. А когда она почти подходила к концу, я получила предложение временно выставить ее в «Зарядье».

Сейчас «Мать» находится в моей собственности. Я точно знаю, что она не останется без покупателей в Европе. Там такое направление, как паблик-арт*, признали уже давно. Но надеюсь, что эта скульптура останется в России, найдет свое место где-нибудь в парке и будет доступна людям.

Как вырос хоровод ангелов на берегу Дона

Я делаю как небольшие объекты, так и масштабные образы для перформансов. Сначала я возила работы по выставкам и разным фестивалям, чтобы люди могли их увидеть, а сейчас многие проекты находятся в частных коллекциях и общедоступных парках.

Что-то покупают уже на стадии идеи. Так было со скульптурой «Братья», которая сейчас стоит в парке в Липецкой области. У меня возникла идея сделать 7 ангелов, которые держатся за руки, образуя хоровод. Но в этом хороводе пустует одно свободное место. Чтобы он замкнулся, туда должен встать человек и взять за руки двух соседних ангелов.


Скульптура «Братья», парк «Кудыкина гора», Липецкая область

Я жила с этой идеей целый год, а потом появились люди, предложившие реализовать ее в Липецкой области. Место было просто идеальным — на холме, на берегу Дона, и я сразу согласилась! Через полгода скульптура стояла на месте.

Как я построила аэродром в пустыне

На Burning man я делала масштабную инсталляцию «Аэродром для витания в облаках». Это мой самый большой проект — 36 × 15 м, который мы готовили почти год. Сейчас «аэродром» хранится в разобранном виде на складе в Неваде, и в этом году я его буду расширять: дополню башней в виде взлетающего наверх 11-метрового самолета.




Как следовать своему пути

Когда ты веришь в то, что делаешь, все начинает приходить само собой: и люди, и проекты. Свою первую выставку я делала с Андреем Бартеневым (российским художником, создателем провокационных инсталляций и перформансов. — Прим. ред). Началось с того, что ему понравились мои работы, и я подарила ему на день рождения скульптуру «Конь-Агонь». А потом он позвал меня участвовать в выставке в галерее на Таганке.

Там, в свою очередь, я познакомилась со Славой Полуниным (советский и российский клоун, актер и режиссер. — Прим. ред), и он пригласил меня к себе в резиденцию во Франции – это совершенно потрясающее место, невероятно крутое. И я там почти месяц работала над скульптурой «Кресло для совместных витаний в облаках»: это большой семиместный самолет-качалка, куда можно сесть компанией и раскачиваться «до самых облаков».

Я не жду, как многие другие художники, когда ко мне придет заказчик и даст предоплату. Если я задумала проект, начну делать на свои деньги. Если средств нет, возьму кредит. Для меня важно, чтобы родившаяся идея была реализована, услышана и увидена. А заинтересованные люди рано или поздно появляются. Конечно, это риск, и я иду на него осознанно.


«Мать» выставлялась в парке «Зарядье», но сейчас она находится у меня

В своих работах я много говорю о силе, об энергии, о возможностях человека. И никогда ничего не делаю под заказ по чужим проектам. Я не трачу время на то, что мне не нравится. Только так можно создать что-то действительно стоящее — то, от чего будет захватывать дух. И эта стратегия уже много раз показывала, что она — самая правильная.

Читайте также: