Изображение на окне из разноцветных кусочков стекла укрепленных на металлическом каркасе называется

Обновлено: 22.01.2025

На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.

Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
- Пескоструйный витраж.
- Мозаичный витраж.
- Наборный витраж.
- Спечной витраж (фьюзинг).
- Расписной витраж.
- Травленый витраж.
- Паечный витраж.
- Фацетный витраж.
- Комбинированный витраж.
- Кабошон.
- Узор «Мороз».
- Нацвет.
- Травление.
- Многослойное травление.
- Рюмочная плитка.
- Транспарант.
- Эрклез.
- Бендинг.
- Шебеке (панджара).
- Контурный заливной витраж и многие другие.

Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.

Витражи делятся на следующие типы:

1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

- Свинцово-паяный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

- Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

- 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.

Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.

2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.

3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.

После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.

В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.

4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.

Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.

5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse – плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.

6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.

Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.

Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.

Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).

В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.

Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.

7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.

Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.

Имитации витражей:

1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.

2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используются прижимы и оловянный или свинцовый профиль. Такой вариант является бюджетной альтернативой дорогим элитным витражам.

История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.

В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.

3. Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу. Является разновидностью пленочного. Хотя для накладок может использоваться и цветное стекло.

4.Фотопечать
Наиболее долговечная и качественная фотопечать — в триплексе. Существует также прямой и пленочный варианты. Рисунок здесь может быть абсолютно любым. Фотовитражи считаются одним из лучших вариантов бюджетного декора. Однако устанавливать такие композиции следует подальше от яркого солнечного света.
Техника полноцветной печати фото на стекле появилась совсем недавно – чуть больше одного десятилетия назад.

Комплект тестовых заданий по дисциплине "История изобразительного искусства"

3. Изображение на окне из разноцветных кусочков стекла, укрепленных на металлическом каркасе:

3.Рельеф, выступающий над плоскостью меньше половины, называется…

4. Батальный жанр это изображение:

(А) повседневной жизни

(С) поля сражения

4.Гравюра, выполненная на камне, называется:

(С) литография

5. Автором термина «суровый стиль» стал:

(А) В. Каменский

5. Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге относится к стилю:

(А) позднего классицизма

6. Архитектура европейского модерна формировалась под воздействием идей:

(А) символизма

6. Архитектура конца XX века . • стремится уйти:

(А) от украшательства и однообразия.

(Б) от строгости и симметричности.

(В) от плавности линий и динамики

7. Выразительные средства графики:

7. Что означает иерархия жанров?

(А) Главенство и подчиненность жанров

(Б)Отсутствие взаимосвязи между жанрами

(В) Поступательность развития

8. Что такое композиция?

(А). Сочинение, составление

8. Симметрия – это…

А. Композиционная идентичность

Б. Гармония в композиции

В. Единица измерения

9. пропорции – это …

(А). Выделенная деталь

(Б). Равновесие отношений

(В). Смешение цветов

9. Метрический ряд вырaжaет:

(А). хаотичную структуру

(Б). закономерное повторение одинаковых элементов

(В). покой и равновесие

10. Доминанта это:

(А). рисунки образцов природы;

(Б). транcформация изображения;

(В). преобладание в композиции

10. Тектоника в композиции это:

(А). закономерности физических и конструктивных свойств;

(Б). определённая толщина букв;

(В). орнаментальное заполнение плоскости

(Б). резкое отличие элементов;

А. отношение двух линейных размеров;

Б. трансформация изображения в знаковой форме;

В. фактура предмета;

12. Объёмно-пространственная композиция:

(А). графический акцент на плоскости; (Б). переход от светлого тонa к тёмному;

(В). композиция с равным значением трёх измерений объёма;

12. Глубинно-пространственная композиция:

А. расположение объёмов в пространстве;

Б. соразмерность композиционных форм;

В. повторение и чтение формы и плоскости

13. Хроматические цвета это:

Б. чистые цвета спектра;

В. смешение цветов;

13. Ахроматичeскиe цвeта:

А. переход от белого к чёрному цвету и их cмешение;

В. яркий художественный образ;

14. Оптические иллюзии:

А. эффект объёма элементов на плоскости;

Б. техника живописи;

В. стиль в архитектуре;

14. Первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения является:

А. соблюдение симметрии

Б. соблюдение масштаба

В. соблюдение пропорции

15. Какое геометрическое тело используется в качестве колонн в зданиях?

15. Какое геометрическое тело используется в качестве куполов зданий

В. полусфера или просто часть сферы, ограниченная плоскостью

16. Элементы геометрических тел:

А. катет, гипотенуза, сторона

Б. грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность

В. угол, биссектриса, отрезок

А. приспособление для вычерчивания линий различной кривизны

Б. приспособление для вычерчивания прямых линий

В. приспособление для «отмывки»

Г. насадка на циркуль

17. Рапидограф - это

А. инструмент для подточки карандашей

Б. ручка с фетровым стержнем и цветными чернилами

В. инструмент, используемый при изготовлении макетов

Г. самопишущая ручка трубчато-игольчатым оголовником для работы тушью

17. Инструменты, используемые в макетировании

А. круглые кисти, палитра, тушь, акварельная бумага

Б. гвозди, молоток, рубанок, плоскогубцы

В. картон, бумага, резак, ножницы, клей

Г. карандаш, линейка, циркуль, резинка, рапидограф, рейсфедер, бумага

18. Для того чтобы грани макета многогранника были ровными, без надломов, необходимо

А по линиям сгиба сделать надрезы

Б. по линиям сгиба сделать заломы

В. по линиям сгиба сделать припуски

Г. по линиям сгиба сделать сквозные прорези

18. Фасад архитектурного сооружения - это

А. объемная композиция

Б. пространственная композиция

В. фронтальная композиция

Г. глубинная композиция

19. Круглую скульптуру первобытные люди делали из …

(А) мягких пород камня
(В) твердых пород камня
(С) мрамора.

19. Частая смена образцов и форм - это

(А) мода
(В) одежда
(С) костюм

20. Древние египтяне…

(А) верили в загробную жизнь
(В) верили в бога
(С) ничему и никому не верили.

20. Дома бедняков в Древнем Египте строили из:

(С) тростника и глины

21. Наиболее грандиозная пирамида Древнего Египта:

21. К самым значительным произведениям древнеегипетского искусства относят:

(А) скульптуры Нефертити
(В) портреты Рахотепа
(С) скульптуру Хефрена

22. Фронтальная композиция – это композиция, в которой:

А. элементы и части композиции располагаются по отношению к зрителю по двум координатам - ширине и высоте.

Б. элементы композиции развиты по глубинной координате

В. элементы композиции развиваются только по высоте

Г. элементы композиции развиты по всем трем координатам

22. Назовите элементы объемно-пространственной композиции

А. геометрическая форма, величина, пространство

Б. плоскость, объем, пространство

В. фактура, геометрический вид, массивность

Г. линия, точка, плоскость

23. Символом величайшего расцвета древнегреческой классики становится:

(А) ансамбль Афинского Акрополя
(В) Пракситель «Артемида»
(С) барельеф «Битва амазонок»

23. Временем наивысшего подъёма древнегреческого искусства считается:

(А) эпоха классики

(С) архитектура в стиле рококо

24. Храм во имя всех богов:

24. .Ника Самофрокийская, Афродита Милосская, Лаокоон эти прославленные статуи принадлежат к:

(А) греческой классике

(В) эллинизму

(С) романскому стилю

25. Арена Колизея имела форму:

(А) круга
(В) овала
(С) прямоугольника

25. Для первого этажа Колизея были использованы колонны с капителью:

(А) ионического ордера

(В) тосканского ордера

(С) коринфского ордера

26. В плане архитектуры римлянами было придумано:

(А) арка
(В) диптер
(С) храм

26. Новый тип здания Древнего Рима…

27. В Древнем Риме ордер играл роль:

(В) декоративную

27. Площадь в Древнем Риме называлась:

28. Парадным цветом в Древнем Риме считался…

(А) белый
(В) пурпурный
(С) коричневый

28. В переводе с латинского слово «Колизей» означает:

(В) колоссальный

29. Укажите «ряд Фибоначчи».

А. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,….

Б. 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…

В. 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14….

Г. 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70…

29. Кто ввел термин «Золотое сечение»

А. Леонардо да Винчи

30. Формирование византийской культуры происходит под влиянием новой религии:

(В) христианства

30. Длинное, прямоугольное пространство, отделенное от общего пространства храма рядами колонн:

31. На стенах храма Святой Софии в Константинополе была выполнена:

31. Живопись выполненная в Византийских храмах:

(А) монументальная

32.Архитектура раннего средневековья:

32. Основополагающая роль в развитии средневековой архитектуры принадлежит:

33. Главной заботой романских строителей являлась:

(А) прочность здания

(С) интерьер здания

33. Соборный комплекс и падающая башня в Пизе – произведение стиля:

(А) романского

34. Многогранник, гранями которого являются восемь равносторонних треугольников - это

34. Конус, цилиндр- это

А. простые геометрические фигуры, в основании которых лежит квадрат

Б. простые геометрические фигуры, в основании которых лежит треугольник

В. простые геометрические фигуры, в основании которых лежит круг

Г. простые геометрические фигуры, в основании которых лежит шестиугольник

35. Собор ранней готики, воплощающей идею монархической власти и открывающий новую страницу в развитии архитектуры Западной Европы:

(А) Реймский собор

(В) собор в Кёльне

(С) собор Парижской Богоматери

35. Ведущее место в искусстве готики занимал:

(В) дворец
(С) церковь

36. Знаменитая картина Сандро Боттичелли, написанная для украшения виллы Медичи:

36. Одна из самых пленительных созданий мировой живописи картина Боттичелли:

(А) «Рождение Венеры»

37. Творчество Сандро Боттичелли относится к:

(А) раннему Возрождению

(В) Высокому Возрождению

(С) позднему Возрождению

37. В картине Боттичелли «Весна» чувствуется свойственный его искусству оттенок:

38. Геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон - это

38. Многогранник, четыре грани которого равносторонние треугольники

39. Что такое дисперсия?

А. разложение белого света на спектр

Б. свойство света проходить через материал

В. искривление луча света

Г. яркость цвета

39. Какие три цвета являются основными

А. оранжевый, зеленый, фиолетовый

Б. черный, белый, красный

В. красный, желтый, синий

Г. пурпурный, синий, зеленый

40. Какие масштабы предпочтительней использовать при изготовлении макета индивидуального жилого дома?

А. 1:50, 1:100

40. К какому виду искусства относится архитектура

В. пространственно-пластическое

41. . «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи относится к:

(А) историческому жанру

(В) библейскому жанру

(С) батальному жанру

41. Картина «Мадонна в скалах» принадлежит художнику:

(А) Леонардо до Винчи

(В) Рафаэлю Санти

(С) Сандро Боттичелли

42. Леонардо да Винчи писал картину «Мадонна с цветком»:

42. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» был написан в:

(С) Флоренции

43. Отец Леонардо да Винчи отдал сына, заметив у него необычайные способности, в мастерскую живописца и скульптора:

(А) Сандро Боттичелли

(В) Андреа Верроккьо

(С) Рафаэля Санти

43. Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» относится к:

(А) монументальной живописи

(В) станковой живописи

(С) анималистическому жанру

44. От чего зависит выбор масштаба в макетировании архитектурного объекта?

А. от градостроительной ситуации

Б. от функционального назначения и степени проработки элементов

В. от цветового решения

Г. от конструктивного решения

44. Основные способы склеивания макетов

А. горизонтально, вертикально

Б. параллельно, перпендикулярно

В. с помощью наклонных полных и неполных членений

Г. «в стык», с припусками для склеивания

45. Лучшее произведение раннего периода творчества Рафаэля Санти:

(А) «Обручение Марии»

(В) «Мадонна Конестабиле»

45. На картине «Сикстинская Мадонна», Рафаэля Санти слева изображен:

46. Какой способ склеивания используют для выставочных макетов?

Б. стык в стык

В. соединение с ―клапанами

Г. соединение с ―язычками

46. Какой способ склеивания используют для рабочих макетов?

47. Под ритмом понимают …

А. Графическуие элементы

Б. Течение, движение

В. Акцент элементов

47. Пропорциональность характеризует:

А. верно найденную соразмерность;

В. свойство цвета

48. Самое грандиозное произведение Микеланджело Буонаротти монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в:

48. Самое известное произведение Микеланджело Буонаротти римского периода-

(В) «Скованный раб»

49. Логотип в графическом дизайне - это:

(А) любой графический товарный знак;

(Б) рекламный девиз (слоган);

(В) словесный товарный знак.

49. Художественную систему супрематизма создал:

в) Казимир Малевич;

г) Геррит Ритвелд.

50. Понятие «стиль Оливетти» определяется:

а) конкретными мало изменяющимися приемами формообразования продукции;

б) подходом, основополагающими принципами не только проектирования, но вообще функционирования фирмы;

в) авангардным подходом к формообразованию традиционной продукции.

50. .Конструктивисты (В. Татлин, А. Родченко и др.) пришли к своей концепции формообразования предметной среды:

(А) через освоение приемов инженерного проектирования техники;

(Б) прочувствовав художественные возможности структуры, рациональной, модульно-геометрической составляющей формы;

(В) через геометризацию утилитарной формы и чистые локальные цвета.

51. Массового покупателя в скандинавском дизайне привлекает:

(А) элитарность продукции, возврат к стилистике ар-деко;

(Б) скрупулезное следование национальным традициям;

(В) функциональность, эргономичность, социальная направленность и эстетичность.

51. .«Браун-стиль»промышленной продукции середины1950-хгодов характеризовался:

(А) предельным лаконизмом форм, отсутствием декора, сдержанностью цветового решения;

(Б) скульптурным подходом кобъемно-пластическомурешению основных объемов изделий;

(В) использованием традиционных материалов (дерево) для корпусов радиоэлектронной аппаратуры.

Витраж — масштабный шедевр монументального искусства из маленьких кусочков цветного стекла

Витраж (от французского vitre — «окно») — это произведение монументального искусства в виде установленной в оконный проем прозрачной композиции из кусочков разноцветного стекла. Витражи представляют собой важную декоративную составляющую архитектурного сооружения и часто используются для украшения храмов.

Витраж. Витраж Собора Парижской Богоматери, XII век

Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.

Витраж. Витраж Дворца каталонской музыки, 1908

Виды витражей

Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:

  • Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
  • Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
  • Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
  • Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
  • Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
  • Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
  • Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
  • Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.

Витраж. Витраж Йоркского готического собора, ХIII век

Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:

  • Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
  • Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
  • Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
  • Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.

Витраж. Витраж мечети Насир аль-Мунк, XIX век

Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:

  • сюжетные;
  • орнаментные;
  • комбинированные.

Витраж. Лампа Тиффани, XX век

История витража

История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.

Витраж. Витраж собора Сент-Шапель, XIII век

В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.

Витраж. Galeries Lafayette Paris Haussmann, 1912

Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.

Витраж. Витраж «Пророк Даниил» из Аугсбургского собора, 1065

В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.

Витраж. Интерьер Gran Hotel Ciudad de Mexico, 1968

В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.

Витраж. Композиция «Четыре сезона» в парке скульптур в Мельбурне, 1978

В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.

Витраж. Купол Чикагского культурного центра, 1897 год

Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany & Co с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.

Витраж. Купол Швейцарского Федерального дворца, 1902 год

Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.

Витраж. Окна венгерской комнаты здания Питтсбургского университета в США, ХХ век

Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.

Витраж. Окно в здании Либерецкой городской ратуши, XV век

С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.

Витраж. Пресвитарианская мемориальная церковь Брауна в Балтиморе, ХХ век

Самые известные витражи мира

К самым известным витражам мира можно отнести десятки выдающихся произведений монументального искусства разных эпох. И все же, стоит выделить шедевральные витражные композиции в следующих зданиях разного назначения:

  • Ахенский Собор (Германия) — VIII век.
  • Готический Собор Сент-Шапель (Париж, Франция) — XIII век.
  • Мечеть Насир аль-Мульк (Шираз, Иран) — XIX век.
  • Галерея Лафайет (Париж, Франция) — 1912 год.
  • Гранд Отель Сиудад де Мехико (Мексика) — 1968 год.
  • Йоркский готический собор (Великобритания) — XIII век.
  • Дворец каталонской музыки (Барселона, Испания) — 1908 год.
  • Чикагский культурный центр (США) — 1897 год.
  • Собор Парижской Богоматери (Франция) — XII век.

Витраж. Витраж Ахенского собора, VIII век

Уникальные предметы антиквариата и старинного искусства посетители портала Very Important Lot могут приобрести на арт-аукционах в режиме онлайн. Наш сайт также дает уникальную возможность всем желающим недорого купить картины, иконы и изделия из стекла у современных авторов.

Урок по ИЗО в 9 классе по теме « Витраж. Картины – окна»

Развивающая : Развивать у учащихся навыки художественного оформления интерьера росписью по стеклу, содействовать формированию и развитию учебно - информационных умений и навыков учащихся, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, помочь им осознать нравственную и личностную значимость нового материала, создать условия для развития и самореализации личности учащегося. Профориентация : Знакомство с профессией «Дизайнер - декоратор».

Тип урока : Комбинированный урок по формированию новых знаний и умений аналитическим и синтетическим методом.

Методы ведения: Словесные: Беседа, рассказ, объяснение.

Наглядно - демонстрационные: Опорный конспект, показ приёмов, демонстрация пособий.

Практические : Самостоятельное изготовление витражей методом росписью по стеклу.

Виды самостоятельных работ:

1. Изготовление витражей.

2. Оформление витражей.

Виды контроля:

1. Устные вопросы.

2. Проблемные ситуации.

Учебное задание: Изготовление витражей «РЫБКИ» и «ЦВЕТЫ» в технике «Расписного витража».

Самостоятельные целенаправленные наблюдения:

- изучение правил Техники Безопасности при работе со стеклом, красками и растворителями

- знакомство с техниками выполнения витража

- изучение последовательности выполнения витража

- анализ выполненных работ.

Уровень целей и упражнений:

МТО урока: Поурочные планы 8 класс по программе Б.М. Неменского 2010 – 171с.; Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. «Технология». Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006.-208с.; схемы, «Технология : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/В. Д. Симоненко, О. В. Табурчак, Н. В. Синица и др.- М.: Вентана-Граф,2000.-240 с. ил.

Дидактические средства: Рисунки, схемы, натуральные образцы витражей, звукозапись, компьютерная презентация, плакаты и репродукции с изображением витражей; художественные материалы, необходимые для выполнения витражей и конструирования из бумаги.

Межпредметные связи : русский язык, ИЗО, ОБЖ, история, музыка, мировая художественная культура.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа об искусстве витража, его истории, характерных особенностях, связи с архитектурой.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов.
  1. Постановка художественной задачи.
  2. Практическое выполнение задания.
  3. Подведение итогов.

1. Организационная часть. 1.1. Приветствие учащихся. 1.2. Проверка готовности учащихся к занятию.

3. Повторение ранее изученного материала по вопросам и воспроизведение освоенных приёмов.

1. История искусства витража. Зарождение витража в России. Николай I проявлял к витражам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М.Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей. Мало кто мог себе позволить купить такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть, как на чудо.

2. Легенда о стекле. Самое раннее известное изделие из стекла, «Египетская цепочка», датируется между 2750 и 2625 годами до рождества Христова. 115 фрагментов цепочки были обнаружены экспедицией Дэвида Шлумбергера в 1937 году.

3. Изучение новой темы урока.

1. Изучение правил Техники Безопасности при работе со стеклом, красками и растворителями.

2. Ознакомление учащихся с «витражом», как видом искусства. Витраж – французское слово, произошло от латинского VITRUM – означает – СТЕКЛО.
Это картина или орнаментальная композиция из цветного стекла.

3. Знакомство с техниками выполнения витража. А) Техника Тиффани. Техника возникла в конце 19- го столетия и с тех пор практически не претерпела изменений. Её суть заключается в том, что из цветного стекла вырезаются кусочки необходимой формы, после чего каждый из них тщательно обрабатывается и оборачивается в медную фольгу. После этого фрагменты спаиваются между собой. Особенность данной техники в том, что она практически не поддаётся автоматизации и большая часть работ делается вручную. При этом, на изготовление одного квадратного метра изделия может потребоваться не один месяц. Иногда стеклянные фрагменты предварительно расписывают, что придаёт витражу дополнительную выразительность. Б) Техника «Фьюзинг». Фьюзинг стекла (спекание) – технология, при которой рисунок, составленный из разноцветных стёкол выкладывается на стекле - основе, после чего спекается в специальной печи при температуре около 8000 С. Используя данную технологию, можно изготавливать как витражи - вставки (для дверей, мебельных фасадов, светильников), так и отдельные предметы (часы, вазы, блюда, пепельницы и т. д.). Стёкла, изготовленные по технологии «фьюзинг», прекрасно вписываются в современный интерьер. Имеющееся оборудование также позволяет изгибать стекло по определённому радиусу. В) Классический витраж. Образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика. Г) Расписной витраж. Образован методом росписи на поверхности стекла прозрачными красками. Д) Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеющаяся плёнка (английская технология).

4. Изучение последовательности выполнения «Расписного» витража. А) Нанести простым карандашом на бумагу все контуры рисунка. Б) Подложить готовый эскиз под стекло, зафиксировать их липкой лентой. В) Контурным составом обвести изображение, повторяя все контурные линии эскиза. Дать изображению высохнуть. Г) Витражными красками, более жидкими по консистенции, заполнить все элементы будущей композиции. Дать изображению высохнуть. Д) Украшение объёмными контурами или акриловыми красками. Устранение дефектов на выполненной работе.

5.Учитель. Возьмите стекло (не острое! А еще лучше - кусочек прозрачной пластмассы) и нарисуйте на нем какой-нибудь яркий рисунок красками или специальными фломастерами. Например, цветок или дерево. Дайте краске высохнуть. А теперь поверните свое стеклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет.

Видите, какое чудо получилось? Свет прошел сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделали. Ведь витраж это и есть - живопись на стекле.

Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно-давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стекла вставляли в окна домов, храмов.

С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любил вставлять цветные стекла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льется синий и красный, зеленый и золотистой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нем становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблескивая навстречу лучам цветного света… Собор становится уютнее. А если на улице случится яркий преяркий солнечный полдень и солнце хлынет ливнем, прорываясь вовсе окна, - то – то заиграет, засветится все пространство собора, словно горячие цветные реки польются по нему, а уж окна-то играют, горят красками, словно цветные пожары!

И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по разному. Иногда красят само стекло, а еще витраж собирают из кусочков цветных стекол, вырезая их по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. В мире существуют огромные, очень сложные стекла – картины. В них множество фигур и цветов. Некоторые витражи – настоящие картины, на них изображаются даже лица, можно увидеть и лошадей, и собак, и дома, и поля, и реки. Вот какие большие возможности у витража!

Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам, простым, полным света и воздуха.

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.

Какие примеры вы можете привести?

У ч а щ и е с я:

- Стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле.

- Двери с цветными стеклами между комнатами в некоторых квартирах.

- Витрины магазинов с узором из цветных стекол.

- Яркие цветные «окна» в стенах метро на некоторых станциях.

- Цветные перегородки, поставленные для защиты от ветра перед входом в некоторые здания.

- Цветные панно с подсв етом в кафе, клубах, театрах, в парках.

Повторение нового изученного материала. Вопросы по теме урока :

1. Что такое «Витраж»? 2. Какие виды техник выполнения витража вы узнали? 3. Какие правила «Техники безопасности», по вашему мнению, должны соблюдаться при выполнении витража? 4. Какова последовательность выполнения витража в технике «Расписного витража»? 5. Какие виды красок применяются в технике «Расписного витража»? А) Плёночные съёмные.

Особенность этих красок в том, что они образуют плёнку. Их можно снимать, переклеивать на любые гладкие поверхности. Есть фирменные краски «Maraby», есть более дешёвые краски для детского творчества Корейского производства. Контурный состав использовать не обязательно, т. к. эти краски сами по себе создают толстую и прочную плёнку. Все краски прдаются с дозаторами. Б) Витражные краски для профессионалов фирмы «Гамма». Эти краски являются несъёмными. В состав набора красок входит контур - краска для обводки контуров изображения. А сами краски по витражу - более жидкие, они свободно растекаются по поверхности стекла. Они также продаются с дозаторами.

П о с т а н о в к а х у д о ж е с т в е н н о й з а д а ч и:

У ч и т е л ь:

А теперь, еще раз возьмите в руки принесенные сегодня кусочки прозрачной пластмассы (стекла) и удалите с них краску, нанесенную в начале урока, просушите. Стекло готово к работе. Выполните на нем витраж-картину. Темы витража могут быть самыми различными: орнамент, эмблема, пейзаж, сюжет и т.д. Учащиеся делятся на две группы. Первая группа выполняет витражи на тему «цветы», а вторая группа выполняет витражи на тему «морские рыбки». Изготовление витражей - очень трудоёмкое и затратное занятие. Но, используя легкодоступную технику «Расписного витража», каждый может создать свои неповторимые витражи. Для этого вам потребуется : аккуратность, терпение, творческое воображение. Выполнение витража принесёт вам настоящее удовольствие. Вы сможете легко сделать для себя и своих близких изумительные витражи, предметы интерьера. Для вас они будут особенно ценными из-за того, что вы вложили в них частичку самих себя. Поселите сказку в свой дом.

Целевые обходы рабочих мест учащихся по выявлению: 1. Соблюдения правил Техники Безопасности.2. Соблюдения учащимися технологической последовательности выполнения операций. 3. При возникновении необходимости, оказание помощи учащимся в выполнении ими своей работы. 4. Проверка самостоятельности выполнения учащимися своих работ.5. Сбор материала для заключительной части урока.

Техника безопасности при работе со стеклом и красками. (Приложение).

В конце урока проводится анализ работ учащихся

Домашнее задание: принести материалы, необходимые для выполнения витражной розетки в технике бумажной пластики (бумага, клей ПВА, калька, ножницы, фломастеры, маркеры).

П о с т а н о в к а х у д о ж е с т в е н н о й з а д а ч и.

У ч и т е л ь: На прошлом занятии мы познакомились с искусством витража и сами выполнили эскиз витражного окна.

Одной из форм витражного окна является круглое окно – роза.

Роза – это круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей, располагающееся в центре фасада романских и готических построек в XII-XV вв. Часто символизирует Солнце.

Сегодня на уроке мы выполним макет такого окна. Для работы вам понадобятся полоски бумаги шириной 3-5 см, из которых вы выполните витражную решетку круглого окна.

Элементы решетки выполняются отдельно, а затем проводится их сборка. Примеры выполнения форм витражной розетки смотрите на доске.

Формы розетки – «розы»

После выполнения каркаса к нему приклеивают прозрачную кальку, а затем места между ребрами решетки красят фломастером или маркером.

Работа ведется группами. В конце урока проводится анализ работ и экспресс-выставка.

Закрепление знаний, умений и навыков по новому материалу. Вопрос:

1. Что является основным элементом витража? Почему? Ответ : Основным элементом витража является стекло. Витраж – это, по сути, стеклянная картина, пропуская через себя свет, оживает, загадочно меняясь с изменением освещения, сказочно играет цветными бликами и оттенками светотеней, завораживая и притягивая к себе взгляды.

2. Где применяется витраж? - витражи в окнах - витражи в дверях - витражи в потолках - в интерьерных перегородках - витражи в ширмах - витражи в зеркалах - витражи в абажурах - витражи в посуде и т. д.

3. Какие техники выполнения витражей вы знаете?

Домашнее задание: подобрать искусствоведческий материал о мозаике.

Виды различных техник выполнения витража.

окно с птицами catalog_cat100039max.JPG

стаканы 229682.jpg




Технологическая карта изготовления витража.

Инструменты и материалы :

· Витражные краски прозрачные и непрозрачные

· Контур - краска по стеклу

· Тряпочка, не оставляющая ворсинок

· Средство для обезжиривания стекла

Выполняемые операции

Инструменты и материалы

Нанести простым карандашом все контуры рисунка.

Готовый эскиз, простой карандаш.

Подложить готовый эскиз под стекло, зафиксировать их липкой лентой.

Стеклянная поверхность, липкая лента.

Контурным составом обвести изображение, повторяя все контурные линии эскиза. Дать изображению высохнуть.

Контур - краска необходимых цветов.

Витражными красками, более жидкими по консистенции, заполнить все элементы будущей композиции. Дать изображению высохнуть.

Витражные краски необходимых цветов.

Украшение объёмными контурами или акриловыми красками. Устранение дефектов.

Акриловые краски. Объёмные контуры.

Техника безопасности

при работе со стеклом.

1. Кромки стекла необходимо проклеить плотной липкой лентой или обработать шлифовкой;

2. Работать со стеклом нужно с максимальной осторожностью и вниманием;

3. Стекло накладывать на эскиз плавно, без резких движений и рывков;

4. Работать со стеклом необходимо чистыми руками, не оставляя отпечатков;

5. Готовое витражное стекло переносить в свёртке из бумаги или ткани.

Техника безопасности при работе с витражными красками.

1. При работе с витражными красками необходимо пользоваться клеёнкой;

2. Избегать попадания красок на кожу, удалять их необходимо салфеткой;

3. Надавливать на тюбик с краской надо с осторожностью во избежание чрезмерного вытекания и разбрызгивания краски;

4. Нельзя подносить тюбики с краской близко к лицу;

5. После выполнения витража необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

История витражей: от мозаики до фьюзинга

Если коротко, витраж — декоративная композиция из стекла. Но это для ленивых. Более точное определение витража — произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма в каком-либо архитектурном сооружении. Действительно, в прошлом витражи использовались лишь в архитектуре. Свое название витраж получил от французского слова «vitrage» — оконное стекло. Считается, что простейшие витражи существовали еще до нашей эры. Мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме. Цветными стеклами были заполнены окна Софийского собора, построенного в Константинополе в 324 — 337 годах. В монастыре г. Джарроу в Англии был обнаружен витраж, изготовленный в VII веке. В IX веке начали строить здания с окнами, изготовленными из маленьких стекол, связанных плоскими свинцовыми полосками. Далее стали использовать цветные стекла, рисовать контуры краской. В Аугсбургском Соборе витражи сделаны с использованием техники закрашивания.

История витражей от мозаики до фьюзинга, фото № 1

В начале своей истории витраж использовался в храмах.

История витражей от мозаики до фьюзинга, фото № 2

Однако в начале XVI столетия наряду с украшением церковных окон, стала развиваться светская живопись. В течение своей истории витражное искусство испытывало «взлеты» и «падения». В XVII веке, ознаменовавшем себя развитием барокко и ренессанса, витражное искусство пришло в упадок, и стало возрождаться лишь в XIX веке. В период упадка секреты мастерства были утрачены. Однако в 1804г. Зигмунду Франку удалось воспроизвести живопись на стекле, а затем добиться значительных успехов. Особенно знаменательно создание копии на стекле гравюры А. Дюрера «Тайная вечеря».

История витражей от мозаики до фьюзинга, фото № 3

Важнейшим этапом в развитии витражного искусства стало изобретение новой техники — тиффани , получившей название от имени своего создателя Луиса Тиффани. Для соединения кусочков стекла, с целью создания более изящных и красивых витражей в мастерских Л.Тиффани вместо свинцовых (или наряду с ними) стали использоваться медные ленты. Техника Тиффани стала самой распространённой в мире для создания витражей.

История витражей от мозаики до фьюзинга, фото № 4

Однако в 90-е годы прошлого века появляется новая техника — фьюзинг.

История витражей от мозаики до фьюзинга, фото № 5

Фьюзинг (Fusing) в переводе с английского языка означает «плавка, плавление». Первый витраж по технологии фьюзинг был изготовлен лишь в 1990 году. Считается, что новая технология продолжила и изменила технику горячей эмали. Почему это новая технология? Неужели раньше не могли догадаться? Могли, догадывались, пытались. Но стекло — капризный материал, разноцветные кусочки разлетались через некоторое время после плавления. Лишь в прошлом веке производители научились изготавливать разноцветные стекла с одинаковым коэффициентом расширения. Появилась возможность создавать картины стеклом на стекле без применения каких-либо соединений и без использования специальных красок. Однако, не смотря на такое «упрощение», фьюзинг занял достойное место в искусстве стекольной живописи. Как мазок краски по полотну, каждое вырезанное и обточенное на специальной машинке стеклышко индивидуально и неповторимо. Причем, для одного такого «мазка» требуется несколько разных «кистей». В их роли выступают: стеклорез, щипцы, шлифовальная машинка, иногда — гравер. Как правило, изображение из множества кусочков цветного стекла налагается на стекло-подложку.

История витражей от мозаики до фьюзинга, фото № 6

Каждый мастер по фьюзингу имеет свои секреты. Но есть и элементарные вещи, которые необходимо знать. Например, не пытайтесь сплавить бутылку с тарелкой. Не зная СОЕ (коэффициент расширения), получите лишь полное разочарование. Испытала на собственном опыте. Насмотрелась мастер-классов, купила недешевую печку, недешевые разноцветные стекла, и вообразила себя мастером! Помню, после многочасового ожидания, открываешь крышку печи, а там — красотища! Но вдруг, что-то начинает потрескивать. Смотришь на свою красоту, а она покрылась сеточкой трещин. Перекопав кучу статей про стекло, насидевшись в форумах стекольщиков, поняла, в чем дело. Пришлось рассортировывать стекла. Сейчас стараюсь не совмещать стекла разных производителей, даже, не смотря на одинаковое СОЕ. Однако и этого недостаточно. Для того, чтобы получить не только красивое, но и надежное изделие, необходимо выбрать надежные сопутствующие материалы — например, разделитель между керамической плитой и изделием. Нередко приходится «колдовать» над программой печи. Важное значение имеет правильный выбор температуры, а также времени нагрева, выдержки, охлаждения. Приходится много читать и постигать науку методом проб и ошибок. Так может быть фьюзинг это наука? Конечно нет. Фьюзинг — это, прежде всего, творчество, а творчество — это искусство!

Читайте также: